7 таинств православной церкви. Христианские таинства

СЕМЬ ТАИНСТВ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Святые Таинства установил сам Иисус Христос: „Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф 28,19-20). Этими словами Господь ясно указал нам на то, что кроме Таинства Крещения Он установил также и остальные Таинства. Таинств Церкви насчитывают семь: Таинство Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причастия, Брака, Священства и Елеопомазания.
Таинства - это видимые действия, посредством которых невидимо нисходит на человека благодать Святаго Духа - спасающая сила Божия. Все Таинства тесно связаны с Таинством Причастия.
Крещение и Миропомазание вводят нас в Церковь: мы становимся христианами и можем приступать ко Причастию. В Таинстве Покаяния прощаются нам наши грехи.
Принимая Причастие, мы соединяемся со Христом и становимся уже здесь, на земле, участниками Вечной Жизни.
Таинство Священства дает ставленнику возможность совершать все Таинства. В Таинстве Брака преподается благословение на супружескую семейную жизнь. В Таинстве Елеопомазания (Соборования) Церковь молится о прощении грехов и о возвращении больных к здоровью.

1. ТАИНСТВО СВЯТАГО КРЕЩЕНИЯ и МИРОПОМАЗАНИЯ

Таинство Крещения установил Господь Иисус Христос: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). Крестясь мы становимся христианами, рождаемся для новой духовной жизни, приобретаем звание Христовых учеников.
Условием для принятия Крещения являются искренняя вера и покаяние.
Приступить ко Крещению может как младенец – по вере крестных родителей, так и взрослый человек. "Родители" новокрещенного называются восприемниками, или крестными отцом и матерью. Крёстными могут быть только верующие христиане, регулярно приступающие к церковным Таинствам.
Без принятия Таинства Крещения Спасения для человека не возможно.
Если крестится взрослый человек или подросток, то перед крещением его оглашают. Слово "оглашать", или "огласить", означает сделать гласным, оповестить, объявить перед Богом имя того человека, который готовится к крещению. Во время подготовки он изучает основы христианской веры. Когда же наступит время Св.Крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства; крещаемый же, отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою во Христа веру, как Царя и Бога.
За младенца оглашение принимают его восприемники (крестные), которые берут на себя ответственность за духовное воспитание ребенка. Отныне крестные молятся о своем крестнике (или крестнице), учат его молитве, рассказывают о Небесном Царстве и его законах, служат для него образцом христианской жизни.
Как совершается Таинство Крещения?
Сначала священник освящает воду и в это время молится, чтобы святая вода омыла крещаемого от прежних грехов и о том, чтобы он через это освящение соединился с Христом. Затем священник помазывает крещаемого освященным елеем (оливковым маслом).
Елей - это образ милости, мира и радости. Со словами "во имя Отца и Сына и Святого Духа" священник помазывает крестообразно лоб (запечатление имени Божиего в сознании), грудь ("во исцеление души и тела"), уши ("в слышание веры"), руки (чтобы творить дела, угодные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих заповедей). После этого и совершается трехкратное погружение в святую воду со словами: "Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь".
При этом человек, которого крестят, получает имя святого или святой. Отныне этот святой или святая становится не только молитвенником, заступником и защитником крещенного, но и примером, образцом жизни в Боге и с Богом. Это покровитель крещенного, а день его памяти становится праздничным днем для крещенного - днем именин.
Погружение в воду символизирует смерть со Христом, а выход из нее - новую жизнь с Ним и грядущее воскресение.
Затем священник с молитвой "Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш" надевает на новокрещенного белую (новую) одежду (рубашку). В переводе со славянского эта молитва звучит так: "Подай мне чистую, светлую, незапятнанную одежду, Сам облеченный в свет, Многомилостивый Христос, Бог наш". Господь - наш Свет. Но о какой одежде мы просим? О том, чтобы все наши чувства, мысли, намерения, поступки - все рождалось в свете Истины и Любви, все было обновленным, как наша крестильная одежда.
После этого священник надевает на шею новокрещенного нагрудный (нательный) крестик для постоянного ношения - в напоминание слов Христа: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24).

Таинство Миропомазания.

Как за рождением следует жизнь, так и за Крещением, Таинством нового рождения, обычно сразу следует Миропомазание - Таинство новой жизни.
В Таинстве Миропомазания новокрещенный получает дар Святого Духа. Ему дается "сила свыше" для новой жизни. Таинство совершается через помазание Святым Миром. Святое Миро приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви. От них Миро получали священники при совершении таинства Духа Святого, с тех пор называемого Миропомазанием.
Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет. Сейчас местом приготовления Святого Мира является Малый собор Донского монастыря богоспасаемого града Москвы, где с этой целью была утроена специальная печь. А освящение Мира стали совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
Священник помазывает крещенного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов "печать (т. е. знак) дара Духа Святого". В это время невидимо подаются крещенному дары Святого Духа при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается св миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши - для освящения чувств; грудь - для освящения сердца; руки и ноги - для освящения дел и всего поведения. После этого новокрещенные и их восприемники с зажженными свечами в руках трижды по кругу обходят вслед за священником вокруг купели и аналоя (Аналой - наклонный столик, на который обычно кладется Евангелие, Крест или икона), на котором лежат Крест и Евангелие. Образ круга - образ вечности, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся", что значит: "Те, кто во Христа крестились, во Христа облеклись".
Это призыв везде и всюду нести Благую весть о Христе, свидетельствуя о Нем и словом, и делом, и всей своей жизнью. Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то Таинства Крещения и Миропомазания над человеком совершаются один раз в жизни. "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес. 4, 4).

2. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Таинство Покаяния установил Господь Иисус Христос затем, чтобы мы, сознаваясь в своих плохих делах – грехах – и стремясь к изменению жизни, могли получить от Него прощение: «Приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Инн 20, 22-23).
Сам Христос прощал грехи: «Прощаются тебе грехи твои» (Лк. 7, 48). Призывал нас к хранению чистоты, что бы мы избегали зла: «Иди и не греши больше» (Инн 5, 14). В Таинстве Покаяния исповеданные нами грехи прощаются и оставляются через священника Самим Богом.
Что нужно для исповеди?
Для получения прощения (разрешения) грехов от кающегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их. А также твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Готовится к исповеди следует заранее, лучше всего перечитать Заповеди Божии и таким образом проверить в чём обличает нас совесть. Надо помнить, что забытые неисповеданные грехи тяготят душу, являясь причиной душевного и телесного недомогания. Сознательно скрытые грехи, обман священника – по ложному стыду или боязни – делают Покаяние недействительным. Грех постепенно разрушает человека, мешает ему духовно возрастать. Чем тщательнее исповедь и испытание совести, тем более очищается душа от грехов, тем ближе она к Царствию Небесному.
Исповедь в Православной Церкви совершается у аналоя - высокого столика с наклонно расположенной столешницей, на котором лежат крест и Евангелие как знак присутствия Христа, невидимого, но все слышащего и знающего, насколько глубоко наше раскаяние и не утаили ли мы что-нибудь из ложного стыда или специально. Если священник видит чистосердечное раскаяние, он покрывает преклоненную голову исповедующегося концом епитрахили и читает разрешительную молитву, прощая грехи от имени Иисуса Христа. Затем исповедующийся целует крест и Евангелие в знак благодарности и верности Христу.

3. ТАИНСТВО СВ. ПРИЧАСТИЯ – ЕВХАРИСТИЯ

Таинство Таинств – Евхаристию установил Иисус Христос на Тайной Вечери, в присутствии Своих учеников (Мф 26, 26-28). «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и подал ученикам, глаголя: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (см также Мк 14, 22-26, Лк 22, 15-20).
В Причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами. Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нём» (Инн 6, 56).
Как готовиться к Причащению?
К Причащению Святых Христовых Тайн христиане готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем - исповедь, то есть очищение своей совести в Таинстве Покаяния. Подробно о подготовке к Таинству Евхаристии можно спросить у священника.
О Причащении по отношению к богослужению христианскому следует заметить то, что это Таинство составляет главную и существенную часть христианского богослужения. Согласно заповеди Христовой, данное таинство постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Божественной Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и в истинную Кровь Христову.
4. ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ. СУПРУЖЕСТВО - БРАК
Венчание или брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, "благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею" (Быт. 1, 28). В Таинстве Венчания двое становятся одной душой и одной плотью во Христе.
Обряд Таинства Брака состоит из обручения и венчания.
Сначала совершается чин обручения жениха и невесты, во время которого священник с молитвами надевает им обручальные кольца (в слове "обручение" легко различить корни слов "обруч", то есть кольцо, и "рука"). Кольцо, не имеющее ни начала, ни конца, - знак бесконечности, знак союза в любви безграничной и самоотверженной.
При совершении Венчания священник торжественно возлагает венцы - один на голову жениха, другой на голову невесты, произнося при этом: "Венчается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь." И - "Венчается раба Божия (имя невесты) рабу Божию (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Венцы – символ особого достоинства венчающихся и добровольного принятия ими мученичества во имя Христово. После этого, благословляя новобрачных, священник трижды возглашает: "Господи Боже наш, славою и честью венчай их". "Венчай" - значит: "соедини их в плоть едину", то есть создай из этих двоих, до сих пор живших порознь, в новое единство, несущее в себе (подобно Богу-Троице) верность и любовь друг к другу в любых испытаниях, болезнях и скорби.
Перед совершением Таинства жениху и невесте необходимо поисповедоваться и пройти специальною беседу со священником о смысле и целях христианского брака. А после – жить полнокровной христианской жизнью, регулярно приступая к Таинствам Св Церкви.

5. СВЯЩЕНСТВО

Священство есть Таинство, в котором правильно избранный человек получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой. Посвящение в священнический сан называется рукоположением, или хиротонией. В Православной Церкви существуют три степени священства: диакон, затем - пресвитер (священник, иерей) и высшая - епископ (архиерей).
Посвящаемый во диакона получает благодать служить (помогать) при совершении Таинств.
Посвящаемый во епископа (архиерея) получает от Бога благодать не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств. Епископ – наследник благодати Апостолов Христовых.
Рукоположение иерея и диакона может совершать лишь архиерей. Таинство Священства совершается во время Божественной Литургии. Ставленника (т. е. принимающего сан) трижды обводят вокруг Престола, а затем архиерей, возложив на его голову руки и омофор (Омофор - знак епископского сана в виде широкой полосы ткани на плечах), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. При незримом присутствии Господа епископ молится об избрании данного человека священником - помощником епископа.
Вручая рукоположенному необходимые для его служения предметы, архиерей возглашает: "Аксиос!" (греч. "достоин"), на что хор и весь народ также отвечает троекратным "Аксиос!". Так церковное собрание свидетельствует о своем согласии на рукоположение достойного своего члена.
Отныне, став священником, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил в Своей земной жизни Сам Господь Иисус Христос и Его апостолы. Он проповедует Евангелие и совершает таинства Крещения и Миропомазания, от имени Господа прощает грехи раскаявшимся грешникам, совершает Евхаристию и причащает, а также совершает Таинства Брака и Соборования. Ведь именно через Таинства Господь продолжает Свое служение в нашем мире - ведет нас ко Спасению: Вечной Жизни в Царстве Божием.

6. СОБОРОВАНИЕ

Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, это Таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (оливковым маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней. Оно называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько (семь) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Таинство елеоосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа "власть исцелять болезни", "многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6.13). Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14-15).
Как происходит соборование?
В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом столик, на котором стоит сосуд с елеем и вином на блюде с пшеницей. В пшеницу ставится семь зажженных свечей и семь кисточек для помазания - по числу читаемых отрывков из Священого Писания. Все соборующиеся держат в руках зажженные свечи. Это наше свидетельство, что Христос - свет в нашей жизни.
Звучат песнопения, это молитвы, обращенные к Господу и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Затем следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священники помазуют освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон. Это делается в знак очищения всех наших пяти чувств, мыслей, сердца и дел рук наших - всего того, чем мы могли согрешить. Заканчивается Елеосвящение соборующихся возложением Евангелия на головы. И священник молится над ними. Соборование не совершается над младенцами, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов. Физически здоровые люди не могут прибегать к этому таинству без благословения священника. При тяжёлом заболевании можно вызвать священника для совершения Таинства на дом или в больницу.

Христианские таинства. Семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Таинство Евхаристии, Таинство покаяния, Таинство священства, Таинство брака, Елеосвящение.

Христианские таинства

Таинства нельзя смешивать с обрядами и называть их обрядами. Обряд - любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру.
Таинство - это такое Священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Святаго, и Его благодать нисходит на верующих. Таинств в церкви семь: Крещение, Миропомазание, Причащение (Евхаристия). Покаяние (Исповедь), Брак (Венчание), Елеосвящение (Соборование), Священство (Рукоположение).

Для жизни Церкви на главном месте стоит таинство Тела и Крови Христовых, которые собственно и называются Святые Тайны. Само таинство также именуется Евхаристией, т.е. «благодарением» – главным делом Церкви. Главным богослужением Церкви соответственно является Божественная литургия – чинопоследование таинства Евхаристии. Далее, чрезвычайно важно в жизни Церкви таинство священства – посвящения избранных лиц для служения Церкви на иерархических ступенях через рукоположение (хиротонию), дающее необходимую структуру Церкви. Три ступени священства различаются их отношению к таинствам – диаконы сослужит при таинствах не совершая их; священники совершают таинства пребывая в подчинении епископу; епископы не только совершают таинства, но и другим через рукоположение преподают благодатный дар совершать их. Наконец, особо важно таинство крещения, пополняющее состав Церкви. Остальные таинства, предназначенные для получения благодати отдельными верующими, необходимы для полноты жизни и святости Церкви. В каждом таинстве сообщается верующему христианину определенный дар благодати, свойственный именно данному таинству. Ряд таинств, таких как крещение, священство и миропомазание - являются неповторимыми.

Так как в узком смысле слова таинства есть "как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий", они являются лишь наиболее явными выражениями полноты скрытой жизни Церкви, почему их категоризация и исчисление не абсолютизируются Православной Церковью. Исторически, разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие как:
1. Монашество
2. Погребение
3. Освящение храма

Семь Таинств

1. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
2. В Миропомазании получает благодать, духовно возращающую (содействующую духовному росту) и укрепляющую.
3. В Причащении (человек) питается духовно.
4. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов.
5. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.
6. В Браке получает благодать, освящающую супружество, естественное рождение и воспитание детей.
7. В Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных.

Понятие о церковных таинствах

В Символе веры говорится о Крещении, «потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами...» «Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать,или, что то же, спасительная сила Божия».
Символ веры говорит только о Крещении и не упоминает прочие таинства по той причине, что в IV столетии имели место споры о необходимости вторично крестить приходящих в Православную Церковь еретиков и раскольников. Церковь приняла решение не крестить таковых вторично в тех случаях, когда крещение было совершено, хотя бы и в отделившемся от Церкви сообществе, но в соответствии с правилами Кафолической Церкви.

1. Крещение

«Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и воз рождается от Духа Святого и в жизнь духовную, светлую»
«... если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»(Мф. 28, 19).

Совершительной формулой Крещения являются слова:
«Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».
Условием принятия Крещения являются покаяние и вера.
«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...» (Деян. 2, 38)
«Кто будет веровать и креститься, спасен будет...» (Мк. 16, 16)
Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

2. Миропомазание

«Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Сея того Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной».

Первоначально апостолы совершали это таинство через возложение рук (Деян. 8, 14-17).
Позднее стали употреблять помазание миром, чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета (Исх. 30, 25; 3 Цар. 1, 39).

О внутреннем действии таинства Миропомазания в Священном Писании говорится следующим образом:
«вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27). «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22).

Совершительной формулой таинства Миропомазания являются слова: «Печать дара Духа Святого. Аминь.»

Святое миро есть благовонное вещество, которое готовится по особому чину и освящается высшими священноначальниками, обычно предстоятелями автокефальных Православных Церквей, при участии Соборов епископов, как преемников Апостолов, которые «сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа».

Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение. Так, помазание
а) чела означает «освящение ума или мыслей»
б) персей - «освящение сердца и желаний»
в) очей, ушей и уст - «освящение чувств»
г) рук и ног - «освящение дел и всего поведения христианина».

В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника - Иисуса Христа.

3. Таинство Евхаристии

3.1. Понятие о таинстве Евхаристии

Евхаристия есть таинство, в котором
а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа;
6) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование таинства Евхаристии - Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза - призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

3.2. Установление таинства Евхаристии

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии

Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»:
«Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина - в сущность Его Крови». При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки (акциденции).

Хотя православные богословы также пользовались термином «пресуществление», Православная Церковь считает, что этим словом «не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею».

Для свв. отцов в учении о Евхаристии чужды рассудочные схемы, они никогда не стремились выразить сущность величайшего христианского таинства посредством схоластических дефиниций. Большинство свв. отцов учили о преложении Святых Даров как об их восприятии в Ипостась Сына Божия действием Святого Духа, вследствие чего евхаристические хлеб и вино поставляются в такое же отношение к Богу Слову, что и Его прославленное человечество, нераздельно и неслиянно соединяясь с Божеством Христа и Его человечеством.

При этом отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. «Как прежде того, когда освятится хлеб, мы называем его хлебом, когда же Божественная благодать освящает его при посредстве священника, он уже свободен от наименования хлебом, но стал достоин имени тела Господа, хотя природа хлеба в нем осталась».

Приблизить эту тайну к нашему восприятию свв. отцы пытались посредством образов. Так, многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств. По крайней мере до X века ни на Востоке, ни на Западе никто не учил об иллюзорности евхаристических видов.

Латинское учение о пресуществлении деформирует восприятие верующими таинства Евхаристии, превращая таинство Церкви в некое сверхъестественное, по существу магическое, действие. В отличие от западных схоластов, свв. отцы никогда не противопоставляли евхаристические Дары и прославленное человечество Спасителя как две внешние сущности, единство которых необходимо рационально обосновать. Отцы Церкви усматривали их единство не на природном, а на ипостасном уровне, в причастности свв. Даров и человечества Христова единому способу существования в Ипостаси Бога Слова.

Чудо преложения свв. Даров подобно сошествию Святого Духа на Пресвятую Деву Марию; иными словам, в таинстве Евхаристии не изменяется сама природа людей и вещей (хлеба и вина), а преображается образ существования их природы.

3.4. Необходимость и спасительность причащения Святых Тайн

О необходимости для спасения причащаться Свв. Тайн говорит Сам Господь Иисус Христос:
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Ин. 6, 53-54)

Спасительные плоды или действия причащения Свв. Тайн суть

а) теснейшее соединение с Господом (Ин. 6, 55~56);
б) возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (Ин. 6, 57);
в) залог будущего Воскресения и жизни вечной (Ин. 6, 58).
Однако эти действия причащения относятся лишь к тем, кто приступает к причащению достойно. Недостойно причащающимся причащение приносит большее осуждение: «Ибо, кто есть и пьет недостойно, тот есть и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 29).

4. Таинство покаяния

«Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Таинство покаяния, несомненно, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Спаситель обещал апостолам сообщить им власть прощать грехи, когда сказал: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18).
По Воскресении же Своем Господь действительно даровал им эту власть, сказав: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

От приступающих к таинству покаяния требуется:
а) вера во Христа, ибо «... всякий, верующий в Него, получит прощение грехом именем Его»- (Деян.,Ю 43).
б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7, 10).
в) намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иезек. 33, 19).
Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.

5. Таинство священства

«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово».

Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20).

Таким образом, священническое служение включает в себя учительство («научите»), священнодействие («крестя») и служение управления («уча их соблюдать»).
Это тройственное служение - учительства, священнодействия и управления - имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются для того, чтобы «пасти Церковь» (Деян. 20, 28).

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь «поставил одних Апостолами, ... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения...» (Еф. 4, 11 - 12).

Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и поста вил вас...» (Ин. 15, 16).
«И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Еф. 5, 4).

Рукоположение, возведение человека на иерархическую степень, - это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы.
Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина.
Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14). «... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6).

В Православной Церкви три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон.

«Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные».

Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира.

Для нормального функционирования церковного организма необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал: «Все почитайте диаконов, как заповеди Иисуса Христа, епископов, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов - без них нет Церкви».

6. Таинство брака

Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: «... оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф. 5, 31-32)

В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе.
Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства.

Христианскую семью называют «малой Церковью», и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», - единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы.

Основная цель жизни человека - услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность «ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача».

Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

Но христианство, которое высоко ценит брак, в то же время освобождает человека и от необходимости брачной жизни.
В христианстве существует и альтернативный путь в Царство Божие - девство, представляющее собой отказ от естественного самоотречения в любви, каковым является брак, и выбор более радикального пути через послушание и аскезу, на котором обращенный к человеку призыв Божий становится для него единственным источником существования.

«Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить оное».
Однако путь девства доступен не для всех, ибо требует особого избранничества:
«... не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11-12).
При этом девство и брак в христианстве нравственно не противопоставляются. Девство выше брака не потому, что брак как таковой заключает в себе нечто греховное, а в силу того, что в существующих условиях жизни человека путь девства открывает большие возможности для всецелой отдачи себя Богу: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Кор. 7, 32-33).

Церковные каноны (правила 1, 4, 13 Гангрского Собора, IV в.) предполагают строгие прещения по отношению к тем, кто гнушается браком, то есть отказывается от брачной жизни не ради подвига, а потому, что считает брак недостойным христианина. В христианстве и девство, и брак равно признаются и почитаются как два пути, ведущие к одной цели.

7. Елеосвящение

«Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные».

Это таинство ведет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа,
«многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13).
Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

В таинстве Елеосвящения болящий получает также и прощение забытых грехов. Это есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, - восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности».

Моя маленькая дочь пришла в церковь в пять лет и сильно испугалась новой обстановки. Пришлось ждать пару лет, чтобы ребенок воспринимал поход в храм спокойно и доброжелательно. Это была моя ошибка, так как не подготовила девочку заранее и не объяснила значение посещения божьего храма. Когда дочка привыкла и освоилась в новой обстановке, тогда с доверием приняла крещение. После я объяснила ей, что такое Таинства православной церкви, и она с удовольствием принимала причастие и пошла на первую исповедь. В статье я хочу рассказать о семи церковных Таинствах, и какую роль они играют в жизни верующего человека.

Некоторые церковные обряды представляют собой Таинства, которые непостижимы умом человека. Например, во время Таинства причастия хлеб чудесным образом трансформируется в тело Христово, а вино — в кровь. Чтобы это принять, нужна вера, что подобное возможно и допустимо.

Рассмотрим подробно 7 Таинств православной церкви:

  • крещение;
  • миропомазание;
  • покаяние (исповедь);
  • причащение;
  • соборование;
  • венчание;
  • священство.

Эти Таинства были определены самим Господом Христом, он заповедал своим ученикам нести людям свет божественной истины евангелия. Через Таинства мы обретаем благодать Духа Святого, милость и спасение. Именно в обретении благодати и состоит отличие Таинства от иных церемоний и действий в церкви.

Если во время молебна или панихиды мы полагаемся на милость божью и не уверены, получим ли ответ. То во время Таинств благодать бога пребывает на верующих постоянно. Если во время обрядовых действий мы выражаем свою веру и благоговение перед богом, то во время Таинства на паству снисходит благодать .

Причащение — самое главное из всех Таинств церковных, когда верующий человек соединяется в духе с плотью и кровью Спасителя. Именно благодаря ему мы обретаем наследие вечной жизни. Слово «евхаристия» переводится с греческого как «благодарение». Мы благодарим Иисуса за дар спасения души.

Вторым по значимости стоит Таинство священства: рукоположение и посвящение в церковный сан. Рукоположение совершает епископ, передавая благодатный дар Духа Святого.

Особо важным из Таинств является и крещение, с помощью него возрастает численность христиан. Остальные церковные Таинства необходимы для раскрытия христианской жизни и святости церкви.

Какие дары обретает человек во время Таинства:

  • при крещении происходит рождение духовного человека;
  • при миропомазании православный обретает укрепляющую благодать;
  • причащение питает верующего духовной пищей;
  • покаяние очищает душу от прегрешений;
  • священство дает благодать наставлять паству на путь веры;
  • венчание освящает супружескую жизнь;
  • соборование освобождает от физических и душевных недугов.

Три Таинства являются неповторимыми, то есть, проводятся только раз в жизни. К ним относится крещение, миропомазание и священство. Остальные Таинства повторяются по мере участия верующих. Например, таинство соборования можно проходить ежегодно, а таинство исповеди — каждую неделю.

Крещение

Это Таинство было положено самим Господом Христом, когда он лично крестился в Иордане. После своего воскресения Спаситель заповедал апостолам крестить людей во имя Святой Троицы. Крещение проводят только единожды, ибо невозможно дважды родиться в духовном теле.

Троекратным погружением в воду символически смывается первородный грех. После крещения верующий становится воцерковленным и может причащаться Святых Даров.

После крещения власть дьявола над душой полностью уничтожается, теперь он может лишь соблазнять христианина на грех обманом. Почему православная церковь крестит младенцев, которые не понимают, что с ними происходит? Для этого им даны крестные родители, которые ручаются за своего крестника и обязаны воспитать его в традициях веры. Если крестные не справляются со своей обязанностью, это ложится тяжким бременем греха на их плечи.

Миропомазание

Через данное Таинство христианин обретает особую благодать от Святого Духа для укрепления в вере и следования по пути истины. Это печать Святого Духа на человеке. Апостолы проводили миропомазание с помощью возложения рук, позднее этот обряд стали проводить иначе — с помощью помазания священным миром.

Миро — это особенным образом приготовленный елей с благовонными веществами (40 наименований), который благословляли апостолы. Позже миро стали освящать их последователи — епископы. В наши дни миро освящается архиереем. С помощью освященного миро ставится печать Святого Духа. Первое миропомазание происходит сразу же после крещения человека.

Для исповедующегося необходимо признать свои прегрешения, искренне раскаяться и иметь твердое намерение исправиться. Иисус Христос взял грехи человечества на себя добровольно, пострадал за каждого из нас. Это была добровольная жертва, поэтому христианин должен осознавать величие дара Спасителя и не быть неблагодарным. Признать свой грех — это признание искупительной жертвы, а принять решение исправиться — это благодарность за дар спасения души.

Святые отцы говорят, что покаяние — это основа христианской жизни . Человек слаб и немощен духовно согласно своей природе, поэтому надеется только на благодать и милость божью в спасении. Однако нельзя превращать милость божью в профанацию и грешить бессовестным образом. Это является выражением неблагодарности Спасителю. Грехи отдаляют верующего от бога, а искреннее покаяние и исправление приближает. Покаяние еще называют крещение слезами .

Признание своей грешной природы приближает человека к богу. Кто не видит своих грехов, тот болен духовно.

Однако следует помнить, что бог видит сердца людей, поэтому формальное покаяние не имеет силы и прощения. Если человек в сердце своем помышляет о грехе, формально покаявшись, это наносит большой вред его душе. Это называется духовной болезнью. Православный должен осознать свои прегрешения, принять твердое намерение избавиться от страстей и просить помощи у Господа в исправлении.

Искреннее покаяние готовит нас к Страшному Суду . Кто постоянно исповедуется и стремится исправиться, тому можно не бояться держать ответ перед богом. Не нужно стыдиться священника, которому исповедуешься, ведь он поставлен для этой цели самим богом. Нужно бояться и стыдиться нераскаянного греха. Если человек страдает забывчивостью, можно записать свои прегрешения на бумагу и прочитать священнику. Важно ничего не забыть.

Первая исповедь

Когда ребенку исполняется 7 лет, родители должны подготовить его к первой исповеди, от которой зависит его дальнейшая жизнь как христианина. Нельзя пугать ребенка наказанием божьим, необходимо прививать любовь к богу и чаще рассказывать о его заботе. Страх перед наказанием может привести к дальнейшему отказу взрослого ребенка от веры.

Нужно помочь ребенку преодолеть застенчивость перед исповедью, помочь и одобрить его решимость рассказать о прегрешениях. Поэтому к первой исповеди детей готовят заблаговременно, а не ставят перед фактом. В задачу родителей входит объяснение смысла покаяния и опасности греховных поступков для души. Опасность не должна представляться ребенку чем-то фатальным, но огорчением бога — любящего отца. Необходимо привить ребенку доверительное отношение к священнику и исповеди, объяснить важность покаяния для его правильных взаимоотношений с небесным отцом.

Таинство причастия

Евхаристия — одно из важных Таинств, когда верующий приобщается Святых Даров и становится одним целым с Иисусом Христом. Без причастия невозможно войти в жизнь вечную и обрести наследие царства небесного. Евхаристия была определена Господом Христом на тайной вечере, когда он разломил хлеб и назвал его своим Телом. Дав апостолам вина, он назвал его своей Кровью. С тех пор верующие постоянно причащаются Святых Даров на богослужениях.

Каким образом вино может пресуществиться в кровь, а хлеб в тело? Это невозможно объяснить логически, так как речь идет о духовных вещах. Вино и хлеб не меняют своих физических свойств, но изменяется их духовная составляющая.

При этом следует осознавать, что венчание не является неким магическим обрядом, который навечно соединяет мужа и жену. Супруги должны вести благочестивую жизнь, принимать участие в церковной жизни и воспитывать детей в православных традициях. Бог посылает свою благодать венчающимся, но они должны жить по евангельским заповедям. К сожалению, не все супружеские пары это понимают до конца, а просто надеются на чудо или волшебство.

В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане - члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого. В каждом таинстве , совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы. На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия .

Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20).

Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства : Крещение, Причащение и Покаяние . Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).

В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.

Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне , а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви. В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.

  • Крещение (гл. II);
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
  • Освящение мира (гл. IV);
  • Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
  • Монашеский постриг, (гл. VI);
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств - шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения. Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф. 15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д. Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах - Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение - и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.

На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние .

В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. - 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.). Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.

Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI - началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).

В Русской Православной Церкви принято семь Таинств :

  • Крещение . Это вященное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
  • Миропомазание . В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
  • Евхаристия (Причащение) - таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Исуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
  • Покаяние (Исповедь) - таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Исуса Христа.
  • Елеоосвящение (Соборование) - таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
  • Брак - таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
  • Священство - рукоположение архиереем православного христианина в священную степень.

Старообрядцы признают семь Таинств , которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака. О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.

Верующему человеку, принявшему первое Таинство св. Крещения дается право быть полноправным членом этой Церкви и пользоваться во благо другими св. Таинствами и обрядами.

В водах св. Крещения омываются все грехи человека, но потом, впадая в тот или иной грех, он вновь оскверняет и душу и тело свое. И если в нем нет чувства раскаяния, он затвердевает в этой греховной грязи, водружая из нее глухую стену отчуждения от Бога .

Чтобы разрушить эту стену, отдаляющую нас от Бога, Церковь вновь нам подает руку помощи - она предлагает нам Таинство Покаяния.

Что это за Таинство? Кратко сказать - это чистосердечное исповедание своих грехов пред свидетелем Бога - священником.

При совершении этого Таинства невидимо предстоит Сам Христос Спаситель и через своего служителя - священника - Сам принимает исповедь кающегося грешника. И от последнего зависит: получить прощение от Господа или уйти с тем, с чем пришел. То есть, если человек сознает свою греховность и с сокрушением сердечным в этом исповедуется, имея твердое намерение оставить грех и исправить свою жизнь - он тем самым разрушает стену отчуждения и из чада Божьего гнева становится чадом Его любви. К нему возвращается милость Божия и благословение. А что может быть радостнее и утешительнее, как пребывать всегда в любви Христовой! Он щедро одаривает любовью тех, кто после сердечного покаяния соединяется с Ним в святом Таинстве Причащения, вкушая под видом хлеба и вина - Пречистое Его Тело и Честную Его Кровь.

Это святое Таинство, как и другие, установил Сам Христос, когда на Тайной Вечере - последней трапезе, накануне своих крестных страданий и смерти, "...взял хлеб и, благословив, преломил, и раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мф. 26,28).

Таким образом, сущность св. Таинства причащения состоит в том, что во время совершения Божественной Литургии пшеничный хлеб и виноградное вино силою и действием Святого Духа пресуществляются (превращаются), становятся истинным Телом Христовым и истинной Кровью Христовой и служат для принимающих их христиан подлинным духовным и телесным соединением со Христом: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем".

Господь наш Иисус Христос, будучи истинным и совершенным Богом, был в то же время и совершенным человеком. Его все видели, слышали и осязали как обычного человека.

Подобно этому непостижимому чуду воплощения, Христу было угодно прикрыть под видом хлеба и вина Пречистое Свое Тело и Пречистую Свою Кровь. Поэтому, когда причастник вкушает вещественный хлеб и вино, значит, он вкушает в них Самое Честное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Принимая с должным благоговением святое Причастие, православный христианин сподобляется быть причастником вечной жизни. Св. Димитрий Ростовский так говорит о великом Таинстве Причащения: "Человек подобен железу, а Тело Христово есть огонь попаляющий, и когда человек соединяется в св. Таинстве Причащения со Христом, он становится огненным. И как больной глазами не может смотреть на солнце, так бесы не могут взирать на того, кто достойно принял Тело Христово".

И святой Иоанн Златоуст , подтверждая спасительность Причащения, говорит, что если человек достойно причастился и в этот день умрет, то он не проходит страшные мытарства в загробной жизни, а ангелы душу его прямо несут в обители рая, конечно, не ради его заслуг и подвигов, а ради той Святыни, которую он принял в этот день.

Разве все это не убеждает нас, сколь велико значение в нашей жизни Святого Причащения.

В первые века христианства верующие причащались каждый Воскресный день. Но современные христиане, не имея такой чистоты жизни, как их далекие предки, должны все-таки, хотя бы 4 раза в году - в положенные посты, причащаться святых Тайн. Конечно, пред этим подготовив себя воздержанием в пище, исполнением молитвенного правила, искренним примирением со своими родными и ближними и, наконец, чистосердечным покаянием пред своим духовником.

Совершив такую подготовку, мы можем со страхом Божиим и верой приступить и подойти ко святой Чаше и, смиренно сознавая свое недостоинство, принять Святое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.

В практике церковного служения священник нередко встречается с людьми, которых смущает сам факт причащения множества людей из одной Чаши и с одной лжицы. Они боятся заразиться инфекционной болезнью, которой может болеть один из причащающихся. Как разрешить это недоумение?

На первый, поверхностный взгляд, кажется странным, что с одной лжицы причащают и здоровых людей и больных. С точки зрения санитарии и просто здравого смысла этого делать нельзя! Но если мы посмотрим на Причащение с точки зрения св. учителей, то увидим, сколь глубока разница в подходе к разрешению этого вопроса.

Святое Причащение, как мы говорили выше, есть одно из семи Таинств церкви. А где есть тайна, тайна действия Божия, там все должно восприниматься Верой, а не рассудочными умозаключениями. Искренне верующий христианин, когда приобщается святых Тайн Христовых, понимает, что он вкушает не просто хлеб и вино, а Самое Пречистое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, и потому для него здесь нет места для сомнения или смущения. Тем же, кому диавол внушает соблазн опасности заболевания от единой Чаши причащения, можно задать вопрос: как объяснить тот факт, что священник, служащий десятки лет и употребляющий по окончании каждой Литургии остающиеся Святые Дары в Чаше, из которой он причащал и больных людей и здоровых, сам никогда не заболевает заразной болезнью? Это могу подтвердить и я, прослуживший более пятидесяти лет у престола Божия. А как быть с тем фактом, когда тяжелобольные люди, подчас безнадежные, после причащения святых Тайн, на удивление врачей, обретают здоровье и силы?! Все это убедительно свидетельствует о той целительной силе, присущей святому Таинству Причащения.

Теперь необходимо сказать несколько слов и о святом Таинстве Брака. В наше время понятие брака часто сводится к плотскому сожительству мужчины и женщины. Инстинкт полового влечения выдается за любовь. И если одна из сторон вдруг почувствует пресыщение такой любовью, то появляется чувство отвращения к другой стороне, желание поскорее избавиться от нее, то есть неминуем развод. Что мы и видим по печальной статистике: сегодня каждый третий брак расторгается. Это - крушение семьи. Оно несет горе и нравственное разрушение всех жизненных устоев не только самой семье, но и обществу, и государству в целом. Таковы печальные факты гражданского брака; брака, не освященного святым Таинством Церкви.

Некоторые могут возразить: разве нет случаев развода тех пар, которые освятили свое бракосочетание в Церкви? Да, есть, но это - исключение из правил. В основном люди, пришедшие в Храм Божий по своей свободной воле для совершения Таинства Брака, отдавали себе отчет в том, что они делают. Да и совершитель Таинства - священник заранее обязан разъяснить молодоженам, к чему они приступают, чтоб это было не данью сегодняшней моде, что это не просто красивый обряд, а Святое Таинство, брачный союз, который установил Сам Бог Творец в раю, когда создал первых людей - мужчину и женщину. Св. Климент Александрийский, подчеркивая святость Брака, говорит: "Сам Бог соединяет освящаемых Таинством и посреди их присутствует". Сам Господь через Своего служителя - священника благословляет такое соединение двух сердец, союз их душ и телес во взаимной любви друг к другу, по образу любви Христа и Церкви.

Да, христианский брак есть тайна любви - любви не только человеческой, но и божественной. Потому-то апостол Павел в своем послании подтверждает, что "Тайна сия велика есть..." (Ефес.5.32). Ибо любовь мужа к жене - это подобие любви Христа к Церкви, за которую Он принял распятие на Кресте, а любовно-смиренное повиновение жены к мужу - подобие отношения Церкви ко Христу, которая находит в нем радость бытия и свое нескончаемое счастье. Да, тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом.

А без любви ко Христу никакое соединение не будет прочно, ибо не только во взаимном влечении, в общих вкусах, в общих земных интересах заключается истинная прочная связь, но, напротив, нередко все эти ценности вдруг начинают служить разъединению.

Таким образом, только вера во Христа и полнокровная жизнь в Его Церкви являются единственно необходимым условием неразрывного христианского брака. "Что Бог сочетал, того человек не разлучает" (Мф.19,6).

Надо отметить еще и тот факт, что благодать и благословение Божие, которые преподаются при Таинстве Брака, нисходят не только на вступающих в брак, но и на детей, рождаемых ими, и на весь их дом. Вот в чем непроходимая ценность церковного Брака. И разумные супруги должны приложить все силы, чтобы сохранить это Божие благословение и Его любовь до конца своей жизни.

Муж и жена, сознающие себя членами Церкви, должны быть послушны ей во всем. А она устами Апостола Павла говорит: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время упражнения в посте и молитве , а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7, 4-5).

Из всего сказанного становится ясно: чтобы стать наследником райского блаженства в будущей вечной жизни, надо прежде здесь, на земле, упорядочить свою жизнь, т.е. заключить ее в рамки православного христианства. Не на словах, а на деле быть православным христианином. А для этого надо потрудиться и построить жизнь свою как прочное и надежное здание, в котором ты хочешь жить счастливо и мирно и которому не страшны будут "ни ветер, ни вода, ни иное что повредити может", ибо фундаментом этого дома будет Вера истинная, стены его сцементирует Православие , а крышей будет Любовь Божия и Его Благословение к создавшему сей дом.

Для строительства любого здания требуются разнообразные материалы: помимо кирпича, цемента, необходимы гвозди и дерево, стекло, краски и прочее, без чего дом не будет приспособлен для жилья.

Так и здание жизни нашей тоже требует отделочных материалов, которыми оно украшается. Это многочисленные церковные установления и обряды, добрые и священные традиции, обычаи и правила христианского поведения. Хотя о некоторых из них мы уже говорили ранее, но тема эта широка и необъятна. Потому в добавление к сказанному, следует все-таки ответить на те вопросы, которые многих волнуют.