Архимандрит Зосима (Шевчук). Ректор иваново-вознесенской семинарии архимандрит зосима (шевчук): "в иваново-вознесенской и кинешемской епархии намечаются грандиозные перспективы" Архимандрит зосима шевчук


а рхимандрит Зосима (Шевчук),
кандидат педагогических наук, доцент ШГПУ,
настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира,
ответственный за духовное окормление молодёжи города Владимира

Отдела по делам молодёжи Владимирской епархии

доклад на пленарном заседании секции
«Жизнь и деятельность святителя Феофана Затворника».
VI Феофановские чтения. Тамбов

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК -

ОБРАЗЕЦ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕДАГОГА

Ваши Преосвященства!

Ваши Высокопреподобия!

Ваши Преподобия!

Дорогие братья и сестры!

Епископ Феофан, Вышенский Затворник (1815-1894), в миру Георгий Васильевич Говоров, родился в Орловской губернии в семье сельского священника. С 1823 года Георгий учился в Ливенском духовном училище, а через шесть лет в Орловской семинарии, а затем в Киевской духовной академии. С увлечением изучал богословие и науку о человеческом духе – психологию, что хорошо отражено в его сочинениях. В 1841 году студент Говоров пострижен в монашество с именем Феофан. Прошел путь от иеромонаха до архимандрита, а в 1859 году, будучи ректором Санкт-Петербургской духовной академии, был рукоположен в сан епископа. Двадцать лет своей жизни отдал педагогической деятельности.

Епископ Феофан, занимаясь воспитательной деятельностью, был истинным православным педагогом. Как святитель, он отмечал, что только христианская любовь является началом воспитательных мер, а храм Божий и богослужение – лучшей средой и средством доброго нравственно-православного воспитания. Ему, например, задавали вопрос: каким является лучший способ воспитания ребенка? – он отвечал: “Полюбите детей, и они вас полюбят”, - или: “Растворяй строгость власти кротостью, старайся любовью заслужить любовь, истинная доброта не чуждается и строгого слова”. И еще раз следует подчеркнуть, что для любого человека применимо только религиозно-нравственное воспитание, а дух церковности – лучшее для этого средство.

При работе инспектором семинарии, о. Феофан часто присутствовал на молитве студентов. В праздничные дни он неопустительно совершал богослужения. Тематика его бесед с семинаристами была разнообразной, начиная с особенностей православной жизни человека, о сохранении чистоты ума и сердца, и о путях достижения Богообщения. Он настойчиво рекомендовал для чтения Священное Писание и обязательно творения святых отцов. Епископ убеждал студентов заниматься физическим трудом, живописью, а в летнее время совершал длительные экскурсии в природу вместе со своими воспитанниками.

Любимым предметом святителя Феофана было нравственное богословие, что привело его к подготовке руководства по духовной жизни “Начертание христианского нравоучения”, которое было издано под названием “Письма о христианской жизни”. Он первым из православных богословов дал нравственным явлениям обоснование с точки зрения психологии. Поэтому святой Феофан Затворник является основоположником православной психологии, исходя из наблюдения над духовным миром и глубины личных знаний в этой области, и, естественно, исходя из своего собственного глубоко пережитого духовного опыта.

Епископ Феофан в своих сочинениях раскрыл и важнейшие положения православной педагогики, которые изложены в его творении “Путь к спасению”. Он писал: “Воспитание, из всех святых дел, - самое святое” , а для учеников главным является Богоугождение.

Святитель ценил науки, которые преподаются христианину, но они должны быть пропитаны христианскими, православными идеями. Любой воспитатель должен пройти через все ступени христианского совершенства. К недостаткам в воспитании епископ Феофан относит отдаление от Церкви и ее благодатных воздействий, что способствует увяданию ростка православной жизни. При невнимательном отношении к телесным потребностям происходит, по мере развития тела, усиление страстей, властвующих над душой человека и его совестью, в связи с отсутствием страха Божия.

Для того, чтобы улучшать христианское воспитание в целом, необходимо усвоить азы православного воспитания в семье, так как домашнее воспитание является основным этапом для последующего воспитания. Воспитание в школах усиливает христианское воспитание. Святитель подчеркивает, что в школах ученики воспитываются под благотворным влиянием и Церкви, которая сохраняет и развивает духовный рост детей. Но необходимо воспитывать и воспитателей.

Святитель Феофан напоминает нам о том, что церковность и благочестие родителей – идеальное воспитательное средство. В семье есть священные предметы, окружающие колыбельку младенца, а православные родители способствуют созданию душеспасительной обстановки в доме. Церковность и церковные таинства пробуждают и сохраняют благодатную жизнь ребенка. Постоянное причащение святых Христовых Таин освящает и умиротворяет младенца, защищает его от темных сил. В учении святителя описан и путь общения душ ребенка и родителей через сердце, при этом один дух влияет на другой. Взор является таким внешним проводником влияния. Можно сказать, что это точка встречи одной души с другой.

Епископ Феофан утверждал, что с увеличением возраста необходимо целенаправленно развивать все силы души человека: ум, волю и сердце, - при этом следует научиться следить за их развитием. И если эти процессы протекают позитивно, то ум совершенствуется здравыми рассуждениями и нормальными понятиями. Такому состоянию ума содействуют постоянные разговоры и решения различных проблем. Воля совершенствуется через послушание и приучение ребенка делать добро. К высшим способностям человека относится страх Божий, совесть и молитва. Страх Божий рождает молитву и освежает совесть. Такие действия обращены к иному, невидимому миру.

Исходя из учения святителя Феофана, при воспитании детей необходимо способствовать формированию у них совестливого и сознательного настроения. Позитивная воля родителей для детей - есть закон совести и закон Божий. Исходя из этого, родители должны иметь благоразумие и не ставить детей в такие условия, чтобы они не возражали против их воли. Бывает и так, что ребята идут против воли родителей, которые должны чувствовать такой момент, но если это случится, то родители должны проявить умение склонить детей к раскаянию.

Есть у епископа Феофана рассуждения и о жизни человеческого тела – сюда относится питание, движение и деятельность нервов. У детей необходимо выработать добрые привычки. А питание рекомендуется сделать умеренным. При активном движении не забывать и посильный труд. Рекомендуется выработать адаптацию к переменам температуры, боли, ушибам. Тело – это орудие духа. Жизнь ребенка должна протекать так, чтобы не возбуждать его чувствительность и страсти.

Святитель очень четко дал характеристику юношеского возраста, имеющего “неровности и опасности”. При этом подчеркнуто, что юношеское воспитание является весьма трудным. При таком возрасте дети испытывают жажду впечатлений и остро реагируют на критику, ими используется для своей жизни опыт других ребят и взрослых людей. В этом возрасте дети много и без разбора читают, набираются туманных идей, которые часто противоречат здравому смыслу. При работе с детьми такого возраста, по мнению святителя, надежным руководством является строгая дисциплина и авторитет воспитателя.

В 1915 году П.А. Смирнов отмечал, что епископ Феофан много внимания уделял домашнему воспитанию в семье, и рекомендовал его усиленно, но считал, что и школьное образование должно быть на высоте. Он называл святителя Феофана новатором-педагогом, который своим учением опередил свое время. Изучая жизнь и учение епископа, автор книги отмечал, что русская школа должна обязательно иметь в учебном плане основные начала православной религии и нравственности. Сначала в сознание и сердце должны прочно внедриться основные нравственно-православные истины, а затем – строить на прочном фундаменте всю систему образования. Каждый питомец образовательного учреждения должен иметь просвещенный ум и воспитанное сердце .

Считается, что идея воспитывающего обучения в педагогике появилась в конце 20-го столетия. Такое обучение заключается в том, что ученикам даются знания, развивающие ум, но при этом совершенствуются все душевные способности школьника, который нравственно воспитывается и облагораживается. Об этом ещё в своё время говорил профессор епископ Феофан, читая лекции в духовной академии. Его педагогическая система была построена на идее нравственно-воспитывающего обучения. Образование может быть плодотворным, когда идет развитие ума у воспитанника и облагораживается сердце.

Когда знакомишься с творениями и биографией святителя Феофана, то невольно приходишь к мысли, как мог так много сделать один человек, проживший очень сложную и тяжелую жизнь. Обратимся весьма кратко к его жизни.

Кроме службы в Санкт-Петербурге, епископ позже был 4 года на кафедре в Тамбове, а затем и три года во Владимире, где сейчас и мне Господь благословил решением Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, моего епархиального архиерея - быть духовником молодежи города Владимира и настоятелем древнейшего в Северо-Восточной Руси Свято-Георгиевского храма, заложенного в 1129 году Юрием Долгоруким. Как мне представляется, навыки работы с молодёжью, в области её духовно-нравственного воспитания и просвещения, основательно требуется шлифовать изучением трудов святителя Феофана в области христианской педагогики. Именно во Владимира, находясь на этой древнейшей кафедре, епископ Феофан решает оставить управление своей последней епархией. По его просьбе он был уволен Священным Синодом с правом поселения настоятелем в Тамбовской Вышенской пустыни, где провел 28 лет до своей смерти. Первые 6 лет в храмах он возглавлял монастырские богослужения, принимал прихожан (было ему в то время 51-57 лет), а последующие 22 года (возраст 57-79 лет) епископ Феофан провел в уединении, т.е. ушел в затвор (!), общаясь с внешним миром только в письменной форме. Свое затворничество он объяснял желанием полностью предаться духовно-литературным трудам на благо Церкви, продолжая по-прежнему служить Церкви, но другим способом. Была и вторая причина: он стремился еще с юношеского возраста к полному уединению и молитвенному общению с Богом. В затворе ему удалось создать капитальный труд “Путь ко спасению”, как осмысленное действие своей собственной жизни в уединении. В книге изложен идеал истинно-христианской жизни и те пути, которые надо пройти, чтобы иметь такую жизнь.

Святитель Феофан глубоко убежден в том, что высшей ступенью жизни человека является его общение с Богом и выполнение заповедей Господних. Если совершаются такие действия православным человеком, то он обязательно, как указано в книге, должен пройти три момента в своей жизни:

· начало христианской жизни;

· совершенствоваться, зреть и крепнуть;

· пройти жизнь, какой она проходит в полном своем совершенстве.

Эти моменты жизни характеризуются тремя ступенями:

· обращением к Богу, когда человек идет от тьмы греха к свету христианской истины и добродетели;

· очищением, т.е. человек очищает свое сердце от всех внутренних нечистот, готовя себя принять грядущего к нему Господа;

· освящением, при котором Сам Бог приходит, вселяется в сердце человека и обитает в нем. Такое состояние блаженного Богообщения является целью всех стремлений и итогом трудов подвизающегося в спасении.

Святитель Феофан на основе своей жизни показал, что христианская жизнь начинается с момента духовного рождения человека, т.е. с таинства крещения, а затем она развивается и укрепляется через нравственно-православное воспитание в семье под влиянием Церкви и церковности. Необходимо уделять особое внимание начальному воспитанию, так как от этого зависит вся дальнейшая судьба любого человека. Бывают и такие случаи, когда крещенный человек живет в состоянии греха и, по наблюдениям Владыки Феофана, таких людей имеется весьма много. Иногда под воздействием благодати Божией человек избавляется от грехов своей жизни, начиная православную жизнь. Как это можно сделать? В книге П.А. Смирнова есть ответ: это внутреннее сосредоточение, уединение, молитва, обязательное чтение слова Божиего, труд, пост, милостыня и другие богоугодные элементы жизни. Так думал, писал и убеждал святитель.

Эти богоугодные действия человека в жизни были бы непосильны, если бы, по твердому убеждению святителя Феофана, не приходила на помощь благодать Божия.

Люди становятся грешными, исходя из внутренних причин духовного мира человека, а именно:

· саможаление, которое ведет человека к жалости к себе, подобно тому, как чувствительная мать балует своего ребенка. Такие люди стараются не отказывать себе ни в чем;

· чувственность, ведущая человека к накоплению материальных благ и к удовольствиям, заслоняющим собой все духовное и невидимое, а если случится так, что человек откажется от выше отмеченного, то он совершит подвиг;

· человекоугодничество, приводящее христианина к тому, что он дорожит своими отношениями с людьми и обращает пристальное внимание на то, что скажет о нем тот или иной человек. Люди с такими наклонностями могут покривить душой даже для спасения своих отношений ко всему миру;

· излишняя привязанность к земной жизни содействует существованию на земле грешного человека. Бывает и так, что человек желает изменить свою жизнь в русло православного вероисповедания. Святитель Феофан советует призвать в этом случае на помощь благодатную Божию помощь, мысленно изгонять из своей души все грешные пороки, уяснять красоту и сладость будущей праведной жизни. Надо не забывать и сердце, поступая с ним так, чтобы оно проявляло противочувствия прежним греховным сторонам жизни человека.

Святитель Феофан, пребывая 22 года в затворе, пришел к мысли, что необходимо усиленно работать над собой до тех пор, когда вместо саможаления появится безжалостность к себе вплоть до жажды страданий. Человекоугодие заменится на обречение себя на все неправды и поношения людьми. Взамен материальных благ – отвращение к ним и желание только одного: духовного и чистого этически. Чувство привязанности ко всему земному заменится странничеством по планете Земля и стремлением к небесному отечеству.

По мнению святителя Феофана, человек не должен устраняться от общества, но при этом он должен помнить и руководствоваться нравами, привычками и требованиями духу Христову: соблюдать труд, пост, бдение, уединение, молитву, чтение слова Божия и святых отцов, говение с исповедью и причащением, совершать дела милости телесной и духовной – т.е. все, что должно соблюдаться православным человеком. В его трудах детально изложено содержание подвигов для тела и души: ума, сердца, воли. При этом приведены подробные правила к их жизненным применениям.

Свт. Феофан Затворник в результате 22-летних уединенных духовных трудов был удостоен высшей награды человека на земле – ощущения близости Божией и сладости богоугодной жизни, которая в затворе была простой и в то же время весьма строгой.

Имея нравственное совершенство, святитель чуть свет поднимался с “постели” и начинал келейное правило. Далее в домовой церкви совершал утреннее служение, литургию с усердной молитвой. Возвратясь в келью, он предавался спасительным размышлениям, пил чай, писал творения до двух часов дня. В постные дни на обеде использовалась пища согласно церковному уставу. В другие дни последних лет жизни в затворе профессор и затворник использовал только по одному яйцу и стакану молока.

После обеда епископ делал краткий отдых, сидя на стуле. А в 16 часов пил чай, совершал вечернее богослужение в своей церкви и вел подготовительную работу к литургии следующего дня.

В свободное вечернее время святитель читал книги и журналы на русском и иностранных языках, выписывая их на большую часть своей скромной пенсии. В обширной библиотеке большая часть литературы касалась вопросов духовного содержания. Молитве подвижник посвящал почти весь день, а часто и ночь.

Вышенский Затворник оставил большое научное наследство, которое в начале 1990-х годов частично, но весьма квалифицированно, было описано в статье архимандрита Георгия (Тертышникова) . В какой-то мере тогда был сделан шаг по направлению к тому широкому изучению трудов святого, которое предпринимается Церковью сейчас.

Творения святителя Феофана можно разделить на три части:

· нравоучительную;

· истолковательную;

· переводческую.

Для православной педагогики, естественно, большое значение имеют многочисленные творения по христианской нравственности.

Протоиерей Г.Ф. Флоровский наиболее четко оценил значение творений святителя: “Феофан не строил системы ни догматической, ни нравоучительной. Он хотел только очертить образ христианской жизни, показать направление духовного пути. И в этом его несравненное историческое значение .

За четыре дня до своего 80-летия святитель и затворник Феофан скончался в Тамбовской губернии и похоронен на территории Вышенской пустыни в уединенном месте при слиянии рек: Цны и Выши. Так закончилась земная жизнь великого труженика, монаха молитвенника, епископа – подлинного святителя в самом высоком прямом и переносном смысле этого термина, образованнейшего учёного профессора и педагога Феофана, творения которого до недавнего времени ждали своих исследователей. И весьма отрадно, что сейчас пришло время для их широкого изучения и осмысления.

Православная педагогика в письмах Феофана Затворника находила и находит многий позитивный отзыв в душах православных русских учёных и писателей, и часто она является ориентиром многих педагогов - почитателей духовного таланта епископа - святого мыслителя, богослова и психолога.

Хотел бы закончить статью цитатой из доклада Преосвященнейшего Епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия: «Особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности ложится на педагогов. О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. Святитель Феофан Затворник отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых», потому что воспитание — дело «самое святое из всех святых дел». К.Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т.е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач. Писатель и богослов первых веков христианства святитель Климент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения.

Поскольку цель христианского воспитания совпадает с целью христианской жизни в целом и состоит в достижении вечного спасения, то и перед воспитателем прежде всего встает задача помочь своим питомцам в борьбе с грехом. В этом аспекте становятся особенно понятными слова святителя Феофана о том, что «воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых, и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно». Но и это еще не достаточно для плодотворного воспитания. Даже если воспитатель пройдет все степени христианского совершенства и приобретет способность различать «тонкие, сплетшиеся нити естественного и неестественного», то все равно он не сможет одними словами силами отделить одно от другого и хорошее закрепить, а плохое заглушить. Здесь особенно необходима сверхъестественная помощь, которая пребывает в Церкви и святых Таинствах. Святитель Феофан главной целью школьного воспитания считает привитие истинных понятий, благоприятно влияющих на образование сердца и возбуждающих дух. По его мнению, неправильно то чтение, беседа, или преподавание, которые «не напечатлевают истины и не возбуждают духа. При таком преподавании, получаемые знания (даже истинные), не доводятся до сердца, не услаждают его вкуса, а набиваются в голову, как песок и дух от этого черствеет и приходит в высокоумие».

Святитель Феофан настойчиво рекомендовал поднять и усилить в школах значение нравственно-воспитательных мер, причем пропитанных христианскими началами. «Чего хотят воспитывающие? - спрашивал он в одной школе. - Хотят просветить ум и образовать сердце питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе» Феoдосий, Епископ Тамбовский и Мичуринский.Традиционная духовная культура и нравственное воспитание молодого поколения. Доклад 18 сентября 2007 года в городе Белгород.

Архимандрит Зосима (в миру Сергей Васильевич Шевчук ; род. 21 июля 1959 в Ярославле) - священнослужитель, 2002-2007 - ректор Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии , настоятель храма Святого Великомученика Георгия Победоносца во Владимире

Биография

Отец Шевчук Василий Григорьевич (род. 02 марта 1928) - академик Международной Инженерной Академии России, Украины и США, заслуженный деятель науки и заслуженный работник высшей школы в СССР. Мать Воропаева Таисия Павловна (род.16 октября 1928) - учитель истории.

В 1984 году окончил Ленинградский государственный университет (химический факультет). 1979 г. отчислялся из университета по политическим (религиозным) мотивам по обвинениям в диссидентстве, но после направления письма Генеральному секретарю КПСС с объяснениями своего мировоззрения был восстановлен по личному распоряжению Л. И. Брежнева. В 1984 г. назначен работать начальником химической лаборатории в Полтавском Газопромысловом управлении в Технологическом цехе стабилизации газового конденсата. Вместе с научной работой читал на клиросе в Спасской Церкви г. Полтавы и посещал любительский хор, в который был официально оформлен в 1985 г. по благословению правящего Полтавского архиерея, епископа Дамаскина.

В 1985 году был принят в число сотрудников Ивановской епархии епископом Амвросием, где служил алтарником Свято-Сергиевского храма посёлка Старая Вичуга Вичугского района.

25 октября 2007 года назначен наместником Кафедрального Собора Рождества Христова г. Тирасполя в Тираспольско-Дубоссарской епархии Молдавской митрополии.

29 июля 2008 года назначен настоятелем , древнейшего храма Северо-Восточной Руси.

1 октября 2008 года назначен Руководителем Комиссии по работе с молодёжью Владимирской Епархии (впоследствии руководителем отдела по работе с молодёжью).

Статьи и публикации

  • Сочинения и статьи. Проповеди (Иваново, 1998)
  • Сочинения. Проповеди. Выступления (Иваново, 1999)
  • Блаженный Киприан (Иваново, 1999)
  • Спасение через покаяние (Православная газета, Екатеринбург, № 6 (183) / 8 февраля 2002)
  • Свято-Успенский мужской монастырь в Иванове: становление новой обители (Журнал Московской Патриархии, Москва, ноябрь 2004)
  • Константин Дмитриевич Ушинский - основоположник классической и православной педагогики (Св.-Алексеевская Иваново-Вознесенская семинария, Иваново, 2004)
  • Любовь и взаимность: войсковое духовенство в Вооруженных Силах России (Победа. Ru, 17.01.2005)
  • Войсковое духовенство в Вооруженных Силах России (Радонеж, 22.01.2005)
  • Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского (диссертация, Ярославль 2006)
  • 100 лет имябожничества (Радонеж 18.10.2006)
  • Православная культура: от богословской концепции до школьного класса (Церковный вестник, Москва, 30.05.2007)
  • Истоки христианской педагогической мысли и их развитие в научном наследии К. Д. Ушинского монография (ISBN 978-5-8382-0502-5 , Иваново, 2010)
  • Святитель Феофан Затворник на Владимирской земле. Доклад на пленарном заседании VI Феофановских чтений (Издательский совет Русской Православной Церкви, Москва, 2012г)
  • Воспоминания об отце в сборнике статей "Отцу - с любовью". Выпуск 2 (сост. А.Фин Отцу - с любовью. Выпуск 2 ISBN 978-5-900224-04-6 , 2012)

Напишите отзыв о статье "Зосима (Шевчук)"

Отрывок, характеризующий Зосима (Шевчук)

– А ты встретилась с графом Николаем, Мари? – сказал вдруг князь Андрей, видимо желая сделать им приятное. – Он писал сюда, что ты ему очень полюбилась, – продолжал он просто, спокойно, видимо не в силах понимать всего того сложного значения, которое имели его слова для живых людей. – Ежели бы ты его полюбила тоже, то было бы очень хорошо… чтобы вы женились, – прибавил он несколько скорее, как бы обрадованный словами, которые он долго искал и нашел наконец. Княжна Марья слышала его слова, но они не имели для нее никакого другого значения, кроме того, что они доказывали то, как страшно далек он был теперь от всего живого.
– Что обо мне говорить! – сказала она спокойно и взглянула на Наташу. Наташа, чувствуя на себе ее взгляд, не смотрела на нее. Опять все молчали.
– Andre, ты хоч… – вдруг сказала княжна Марья содрогнувшимся голосом, – ты хочешь видеть Николушку? Он все время вспоминал о тебе.
Князь Андрей чуть заметно улыбнулся в первый раз, но княжна Марья, так знавшая его лицо, с ужасом поняла, что это была улыбка не радости, не нежности к сыну, но тихой, кроткой насмешки над тем, что княжна Марья употребляла, по ее мнению, последнее средство для приведения его в чувства.
– Да, я очень рад Николушке. Он здоров?

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Когда княжна Марья заплакала, он понял, что она плакала о том, что Николушка останется без отца. С большим усилием над собой он постарался вернуться назад в жизнь и перенесся на их точку зрения.
«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.

О ком звонят колокола, но молчит Андрей Кураев.... January 6th, 2014

mixmaxov : "С Арсением вы попали в точку. Я сталкивался с ним лично один только раз. Это когда после интервью для фильма Патриараха Алексия https://www.youtube.com/watch?v=_amhuLI7bvg на его вопрос: "Есть ли у вас батюшка, какие-нибудь проблемы?" (Это была наша третья встреча, так - как быть священником он меня и благословлял в ТСЛ) я ответил "У меня одна проблема - содомиты в военном отделе патриархии" (здесь я об этом написал http://mixmaxov.livejournal.com/960772.html) Святейший, еще поговорив, попросил меня: "Завтра же" записаться к нему на прием.
"Завтра" меня привели к Арсению, который и должен был меня "записать". Кабинетик небольшой, в Чистом переулке. "По какому вопросу ты к нему идешь?" - спросил он строго, после всех моих целований ручек. Я объяснил "по какому", Арсений не сразу начал со мной говорить, а почему-то взял телефонную трубку и куда-то стал звонить (мобильника еще не было). Откинувшись, отбросив одну руку на спинку кресла, он кричал со злобой в трубку примерно следующее: " Товарищь генерал, мне заграничные паспорта нужны через два дня! Ни какой вы не генрерал, если не можете сделать паспортов за два дня...." И все это с матерком и шуточками. До него я уже перевстречал генералов больше роты, начиная с раннего детства, и знал, как они могут говорить, и как с ними можно разговаривать. Помню, что я себе сказал: "Зачем он передо мной выделывается?" - точно понимая, что никакому генералу он не звонит, и никакие паспорта ему не нужны. "Расшаркавшись" с "генералом", Арсений лег локтями на стол и мне крикнул: "Пошел отсюда на хуй!" . Я, конечно, обалдел и попытался переспросить. Он выскочил из-за стола и опять закричал: "Пошел отсюда на хуй, иначе сейчас позову, тебя... Ну в общем приобщат к хорошей жизни. Я "пошел". Но попытки "записаться" не оставил. Тогда я "контактировал" по ходу съемок сериала с Державиным и попытался через него к Святейшему попасть. Тот стал шарахаться от меня, как от прокаженного. Но комиссия в военный отдел все же была послана и даже было составлено заключение расследования. Как я уже писал, староста храма генерал Родионов, с которым мы были в хороших отношениях, просто не выдержал того, что там было написано. Я читал этот документ и первое желание было найти автомат и по одному вылавливать этих скотов и убивать. Но мне три очень значимых для меня человека, включая одного генерала, объяснили, что скорее прикончат меня, и попросили "протянуть! в Церкви, сколько смогу и сделать все, что в моих силах. НУ, я протянул" еще 8 лет. То, что было в справке я до сих пор озвучивать в Интернете не решаюсь, так как это мерзко и мало относится к человеку вообще, и уж тем более к Церкви.
Продолжение не менее мерзкое и уже связано с самим Арсением. В свое время я подружился с настоятельницей Марфо-Мариинской обители, куда "устраивал" девочек на обучение. Когда у них не двигались дела с центром Грабаря и вообще. Она попросила ей помочь. Я написал программу под то, что Мариинка может стать частью реабилитационного комплекса для детей, болеющих раком крови (фон "Подари жизнь" этим занимается). Затем она встретилась с руководителем программы, и он привел сюда Ресина. Лужков выделил большие деньги на реставрацию Мариинки под такой центр. Но пока все это шло, при Мариинке создали лечебницу, а затем и начали реставрировать гостинный комплекс. Я надеялся, что его отрестарвируют, и начнем программу, но.... Вдруг матушка сообщает, что на гостиницу "положил глаз" Арсений и что он его велел готовить под свое "резиденцию" и гостей. Матушка на наши упреки, что мы столько сделали, чтобы запустить программу и финансирование, обещала, что она его уговорит, и объяснит, что все нужно отдать детям. Но как-то она просит меня приехать и, чуть не плача (не видел её плачущей никогда) объясняет мне, что после создания "гостиницы" для Арсения, он и его "гости" стали просить, чтобы их обслуживали её воспитанницы сестры милосердия. Она боялась, что из просто сделают шлюхами. Попросила помощи. Так как у нас был серьезный выход на училище, в котором воспитанницы учились на медсестер (мы же это официальное обучение их там и пробивали), то вышли на директора училища и добились, чтобы девочек из Мариинки перевели в общежитие училища. Им дали целый этаж. Но у матушки и Мариинки начались "проблемы (вот о них http://www.luchmir.com/RoyalFamily/MarfyMarii08.htm и вот http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=53340&fullview=1&order=) и еще массу сайтов об этом найдете, но я считаю, что преждевременная смерть настоятельницы и все последующие проблемы как раз и произошли потому, что она не дала Арсению сделать там публичный дом. И конечно, он, по видимому, попекает всю их сеть. (я слышал об этом от нескольких владык.) Много знаю еще "историй" про эту мерзость, но разрываюсь в чувстве жалости к прихожанам, которые узнав всю правду, могут, как генерал Родионов, помереть от той мерзости, что услышат, и желанием "вычистить" Церковь от этой нечисти.
Я изучал вопрос, почему они там держаться - все дело в ФСБ (раньше в КГБ). Но последние "веяния" из "конторы" говорят, что там им они тоже уже не нужны. Понятно, что возобновившиеся возможности по "международным отношениям" , которые появились у РПЦ в последнее время, повышает их шанс участия в "играх", но внутри страны, когда системы наблюдения стали столь совершенными, что пьяный разговор с партнером в постели мало чего может добавить к "оперативной информации", - они рудимент. Последний генерал мне только задал вопрос: "А куда их девать?" Они же носители информации. Его выкинь на улицу - завтра же все выложит врагу"
С ними не знают что делать - вот причина того, что они "доживают" свой век "в лоне церкви". Почему-то у меня складывается впечатление, что Кураев все же "огласил" тему не спроста. Мне кажется, что "чистых" (по-своему) епископов, накопилась критическая масса, способная влиять на ситуацию. Тем более, что и у них тоже есть дружба с генералами:-) Да и самой РПЦ, при желании углубления дружбы с Папой Франциском, нельзя подойти к ней в таким состоянии. Ему же тоже на стол кладут такие списки. Так -что Ждемсссс:-)"

mixmaxov : "Написал комментарий у Кураева
здесь http://diak-kuraev.livejournal.com/574590.html?view=157994878#t157994878
Я тоже могу вспомнить свою "историю", как я обнаружил, что из детского приюта в Военном отделе патриархии при епископе Савве сделали публичный дом. Я рассказал об этом Патриарху. Комиссия выявила такие педофильские и другие "деяния", что староста храма генерал Родионов, не знавший, что творится, прочитав, умер от сердечного приступа. Я лично разговаривал с Саввой, что мне не нравится, что у них творится. На это он мне сказал, чтобы я не сильно выступал, так как в нашей епархии (Ивановской) такой же архимандрит Зосима (Шевчук) и меня просто сотрут в порошок. Зосима после общего собрания подозвал меня и сказал, что заставит пожалеть о том, что я сделал, и я буду сидеть у него с кружкой в метро (временами у него до 40 человек там сидело). У меня на приходе прошло несколько проверок и им было собрано несколько писем от недовольных прихожан. Одна из них рассказывала, что письмо он сам диктовал. Мне приходили письма с поддельной подписью архиепископа Амвросия с требование оставить церковь. Я их ему показывал, и он говорил, что подпись поддельная, а бланк у него украли. Зосима не успел меня уничтожить, но пришел новый епископ и с ним игумен Виталий Уткин. Хоть они и делали вид, что Зосима плох, устроив "голубятню" в семинарии и сам имея "подвиги", но Зосиму просто перевели во Владимирскую епархию. Уткин с ним близок, так как даже служил с ним Литургию на Селигере (отдельный разговор). Уткин, сделал все, чтобы обещание Зосимы выполнить. Меня из епархии вымели, составив грязнейшее по лжи дело, и заставив клеветать на меня клириков, прихожан. И они так поступают со всеми "вякнувшими". Дьякон Михаил, поднявший вопрос в военном отделе, как мне говорили, вообще был убит. Я протодьякона Андрея Кураева не сильно уважаю. При гонениях на меня, Уткин пользовался его именем и его высказываниями. Но, возможно, и из благих побуждений, он поднял эту тему - я и добавляю свою лепту. Не думаю, что ее сейчас будут в патриархии продолжать, но капля камень точит, может, когда-то права восторжествует. Да-а, забыл сказать: меня приглашали реабилитировать детей после их использования в проституции в приюте. Это страшно!"

"Портал– Credo . Ru ": Отец Зосима, уже спустя полгода после своего вступления в должность (19 июля 2006 года) епископ Иосиф – правящий архиерей Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархией произвел ряд ключевых кадровых перестановок в епархии. Вы были буквально в течение месяца освобождены от должностей секретаря епархиального управления и настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря г. Иваново. С чем это связано?

Архимандрит Зосима: Дело в том, что раньше многие священнослужители нашей епархии имели очень большой круг обязанностей, что порой негативно сказывалось на качестве их работы. Это связано с тем, что в начале 1990-х годов в епархии существовал кадровый голод, из-за которого приходилось нередко одного и того же человека назначать на три-четыре должности. Естественно, что такой администратор всё возложенное на него полноценно исполнять не мог.

– Значит ли это, что при архиепископе Амвросии многие ответственные священнослужители лишь числились на своих постах, ничем не занимаясь реально?

– Я бы не был так уж категоричен в оценках. Мы все же сумели открыть Духовную семинарию, 12 монастырей, свыше 100 приходов, развивали образовательную, социальную и издательскую деятельность, успешно работала комиссия по канонизации, весьма активизировалась и деятельность Епархиального совета. Но, конечно, были случаи, когда на бумаге назначенный на должность человек работал неэффективно, без настоящей отдачи сил.

– Что же изменилось сейчас?

– Епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф провел реструктуризацию системы управления епархией, сделав ее более эффективной. Владыка Иосиф старается максимально использовать потенциал каждого священнослужителя епархии, привлекает к решению административных вопросов новых людей. Все это уже сейчас начинает благотворно сказываться на организационной стороне епархиальной жизни. Что касается лично меня, то как секретарь епархиального управления я последние годы был буквально "завален" работой. Она возрастала, как снежный ком, и у меня просто не хватало времени для решения тех задач, которые я призван был решать. Слишком много иных послушаний мне приходилось выполнять ежедневно и кропотливо. Например, Свято-Успенский мужской монастырь г. Иваново... Это то, во что за последние годы я вложил очень много своих духовных и физических сил. Но я, в первую очередь, - монах, который не выбирает себе послушание. Владыка Иосиф мудро считает, что Духовная семинария – важнейшее направление епархиальной жизни, и ее ректор не может быть совместителем.

То есть Вы жалеете, что перестали быть настоятелем Свято-Успенского монастыря г. Иваново?

– Я бы так не сказал. Уже много лет я чувствую в себе призвание к воспитанию юношества, недаром в прошлом году я стал кандидатом педагогических наук, диссертацию защитил в Ярославле. Вероятно, владыка Иосиф разглядел во мне эту способность к деятельности в сфере образования и воспитания и посчитал, что, полностью отдавшись ответственному служению ректора семинарии, я буду более полезен Церкви, чем в качестве настоятеля мужского монастыря. Поэтому я ни о чем не жалею. Для меня большая радость, что я могу теперь уделять время и научной работе, к чему чувствую большую склонность.

– А что Вы можете сказать в связи с заменой настоятеля кафедрального собора г. Иваново?

– Полагаю, что это было мудрое решение владыки. Игумену Никандру (Шамову) было непросто совмещать должность настоятеля собора с должностью настоятеля Ильинского прихода г. Иваново, к которому приписаны несколько храмов и епархиальная православная школа. Думаю, что отец Никандр, также как и я, рад, что владыка Иосиф освободил его от непомерной ноши чрезмерных для его сил обязанностей.

– Как Вам видятся перспективы развития епархиальной жизни?

– Я сторонник благоприятного прогноза. Главное, чтобы то положительное, что уже достигнуто и будет еще достигнуто за счет улучшения организационной деятельности епархии, не обернулось администрированием в ущерб духовной жизни. Но я уверен, что такой мудрый архипастырь, как владыка Иосиф, никогда не допустит подобного развития событий. Я не могу оценивать деятельность нашего архипастыря, это некорректно, моё дело – послушание, об этом я давал обет как монах, об этом давал присягу Богу и как священник.

Хочу лишь заметить: всё познаётся по плодам. Уезжая к нам из Рязани, владыка Иосиф оставил там процветающий Иоанно-Богословский монастырь, один из самых благоустроенных в России, как в материально-техническом отношении, так и в духовном. Именно владыка Иосиф и был его созидателем многие годы. Всему есть начало, и всему есть конец. Начало расцвету Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии положил архиепископ Амвросий, и мы старались ему помогать во всём. Теперь труды по созиданию епархии продолжает епископ Иосиф, и надо сказать, что предстоят огромные труды и на многие годы вперёд намечаются грандиозные перспективы. Я верю, что Господь во всём поможет владыке Иосифу, ну а мы, священнослужители епархии, должны продолжать трудиться на том поприще, которое нам определит наш архипастырь как послушание.

Беседовал Алексей Феоктистов,
для "Портала–Credo.Ru"

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы и день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святителя Николая на Трех Горах.

За богослужением в день престольного праздника храма владыке Илариону сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, благочинный Центрального благочиния Москвы протоиерей Владимир Диваков; председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, настоятель Свято-Георгиевского храма города Владимира, ответственный за духовное окормление владимирской молодежи архимандрит Зосима (Шевчук), заместитель председателя ОВЦО протоиерей Георгий Рощин, клирики прихода.

По окончании богослужения было совершено малое освящение воды. Далее с пением пасхальных песнопений вокруг храма прошел крестный ход.

Протоиерей Всеволод Чаплин обратился с приветственным словом к митрополиту Илариону:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка митрополит!

Сердечно благодарим Вас, что в пасхальные дни и в престольный праздник этого храма Вы посетили нашу христианскую общину, состоящую из многих людей. Может быть, в ней насчитывается не так много членов, как в приходах никогда не закрывавшихся храмов, которые находятся в густонаселенных районах Москвы, тем не менее, в наш храм ходят люди разных возрастов, разного социального положения, разного жизненного опыта, и всех нас ныне объединяет Пасха Христова.

Сегодня в нашей общине присутствует полнота Церкви: здесь архипастырь, здесь пресвитеры, диаконский чин, монашествующие и миряне.

В этом году светлый праздник Пасхи Христовой в чем-то особенный: люди, которые прежде, возможно, не посещали храмы или бывали в них лишь иногда, сейчас во множестве пришли в храмовые ограды в Великую субботу или же вошли в сами храмовые здания, чтобы излить в молитве душу Господу. И это о многом говорит: несмотря на немощные дерзости князя мира сего, народ начинает возвращаться к своей вере, начинает понимать простую истину, изложенную в русской поговорке, которую знают даже те, кто никогда в своей жизни не открывал Евангелие: «Без Бога – ни до порога». Нет счастья, нет полноты жизни без того, чтобы человек оказался причастен смерти и воскресению Христа и через Его жертву получил прощение, получил вечную жизнь. Прекрасно, что храмы наши все более наполняются в том числе и новыми людьми».

Протоиерей Всеволод особо отметил просветительские труды митрополита Илариона и его служение в сфере внешних церковных связей. «Желаем во всех этих трудах на многая, благая и благословенная лета помощи Божией Вам и тем, кто трудится вместе с Вами», — сказал он. Настоятель храма преподнес архипастырю памятный дар — литой образ святого врача, святителя и исповедника Луки, отметив, что жизнь этого святого отражает историю непростого для Церкви XX века: пройдя гонения, но всегда оставаясь со своим народом, святитель Лука помог Церкви в непростое время явить силу и славу свидетельства Христова.

Затем прозвучало архипастырское слово митрополита Волоколамского Илариона:

«Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Всеволод, настоятель сего святого храма,
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, благочинный этого округа!
Дорогие отцы, дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

Праздник Святой Пасхи наполняет наши сердца особой радостью, которую, по слову Господню, никто не отнимет от нас (см. Ин. 12. 22). Для меня большая радость совершить сегодня по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение в этом святом храме в день его престольного праздника и принести всем вам благословение Первосвятителя нашей Церкви и пожелание, чтобы Господь укреплял наши духовные, душевные и телесные силы в предстоящем нелегком подвиге, который возложен на каждого из нас Богом.

Господь привел нас в Церковь не для того только, чтобы мы наслаждались радостью пасхальных дней, участвовали в богослужении и церковных Таинствах, наслаждались красивым церковным пением и благолепием храмов, но и для того, чтобы в повседневных наших трудах – там, где каждый из нас поставлен Божественным Промыслом, — мы были свидетелями Воскресения Христова, свидетельствовали об истине Христовой, о правде и Царстве Божием, которое открывается нам в храме через богослужения и наипаче через причащение Святых Христовых Таин.

Бог призвал нас в Церковь не только для нашего собственного спасения — как в спасительный ковчег, непотопляемый волнами житейского моря, — но и для того, чтобы мы обращали свой взор на людей, находящихся вне церковной ограды или еще пытающихся найти дорогу в храм Божий, и помогали им найти путь ко спасению.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы слышали о том, как Господь Иисус Христос вошел в иерусалимский храм; увидев, что храм превратился в рынок, Он взял бич, опрокинул столы менял и изгнал из храма всех продающих и покупающих. Когда же иудеи спросили Спасителя: «Почему Ты так делаешь? Какое дашь нам знамение, что имеешь право так поступать?» — Он сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2. 19). И как часто случалось, слушавшие не поняли слов Господа: стали высчитывать, сколько времени строился этот храм и возможно ли за три дня его восстановить, если бы он был разрушен. И никто тогда не понял, что Господь Иисус Христос говорил о храме Своего Тела.

Что такое Тело Христово? Это не только то физическое тело Господа нашего Иисуса Христа, которое пострадало на Кресте, было положено во гроб и по пророчеству Христа воскресло в третий день. Тело Христово – это и Церковь Божия. И как физическое тело Христа, хотя и подверглось обычному закону человеческой смерти, но не могло, как учат нас святые отцы, истлеть и разложиться, а воскресло, дабы открыть путь к воскресению всей человеческой плоти, так и мистическое Тело Христово – Церковь Божия — не может никогда исчезнуть, потому что пребудет до скончания века по обетованию Божию: «Врата адова не одолеют ее» (Мф. 16. 18). Церковь может, по образу Христа, подвергаться поруганию, оплеванию, клевете, распятию и даже как бы физической смерти, но все равно рано или поздно она воскресает, возвращается к жизни и оживотворяет тысячи и миллионы людей.

Церковь никогда не умрет: ни на этой земле, ни в будущем веке. И на этой земле вопреки всем гонениям Она будет существовать (что показал опыт мучеников и исповедников XX века), и в будущем веке Церковь как мистическое Тело Христа будет объединять всех уверовавших в Него и всех спасенных.

А разве не было в истории нашего Отечества такого, чтобы храм, который строился 46 или более лет, разрушали? Наверное, видя его разрушение, люди могли спросить: «Разве возможно восстановить сей храм?». Так было с Храмом Христа Спасителя, который разрушили до основания, а на его месте пытались построить Дворец советов. увенчанный статуей Ленина. Ничего из этого не вышло, и в итоге котлован залили водой, устроив там плавательный бассейн. Многие из нас помнят это сооружение, помнят, сколь невероятной казалась возможность воссоздания на сем месте храма Божия, — если не в три дня, то, по крайней мере, в течение нескольких лет. Но ведь это чудо произошло; возрождены и другие храмы, которые прежде были разрушены до основания.

И разве не является это чудо неким таинственным предвозвещением того всеобщего воскресения, которое обещано нам Господом и о котором мы слышим в пасхальные дни? Ведь и человеческое тело является храмом Божиим. Но оно подвержено закону смерти и тления. В конце концов, оно исчезает в могиле, и клетки человеческого тела смешиваются с землей. И, казалось бы, где надежда на воскресение? Но Господь уверяет нас в том, что и наши тела воскреснут. Они воскреснут не потому, что в самих себе обладают некой особой силой. Нет в нас такой силы. Но по неизреченному промыслу и обетованию Божию наши тела будут воздвигнуты Его Божественной силой.

Залог этого — Причастие Святых Христовых Таин, в котором наше тело соединяется с Телом Господа нашего Иисуса Христа, наша кровь соединяется с Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Присутствие Самого Бога не только в нашей душе, но и в физических тканях тела является залогом того, что и храм нашего тела будет так же воскрешен, как когда-то воскресло Тело Господа Спасителя.

Наше тело воскреснет по иному закону. В отличие от Тела Господа, наша телесная оболочка после смерти подвергнется разложению. Но Господь дарует нам новое тело, и может быть, как говорили святые отцы, оно будет подобно Телу Господа Иисуса Христа после Его Воскресения. Когда Господь воскрес, Он являлся ученикам: ел вместе с апостолами рыбу, беседовал с ними; в тоже время некоторые ученики не узнавали Христа и спрашивали: «Он это или не Он?». Когда апостолы увидели Его, одни поклонились, другие же усомнились. Это говорит о том, что внешний вид Его воскресшего Тела изменился. Может быть, в чем-то оно было подобно знакомому ученикам физическому телу Иисуса Христа, но в чем-то отличалось. Таковыми будут и наши воскресшие тела. Мы не знаем, из какой материи и вообще из материи ли они будут воссозданы, но веруем, что Господь их воссоздаст и что никто из нас не умрет, но перейдет в вечную жизнь.

Эта вера, не удостоверяемая ничем, кроме пасхального чувства, которое говорит нам, что Христос воскрес и что мы воскреснем, помогает нам пройти свой жизненный путь и встретить кончину. Вот почему столько раз в пасхальные дни мы воспеваем песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ…», ибо Воскресение Христово имеет самое прямое отношение и к нашей жизни, и к нашей смерти.

Будем просить Господа, чтобы Он даровал нам силы нести наш жизненный крест. Постараемся как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, чтобы пасхальная радость, которую мы испытываем в эти дни, никогда не оставляла нас и всегда сопровождала от одной Пасхи до другой. Будем молиться, чтобы Воскресение Христово стало реальностью и нашей человеческой жизни. Аминь».

Поздравив всех с престольным праздником храма, владыка Иларион обратился к протоиерею Всеволоду Чаплину:

«Дорогой отец Всеволод, желаю Вам сугубой благодати и помощи Божией в эти непростые дни, когда на всех нас лежит задача по защите нашей Святой Церкви от незаслуженных, несправедливых и неожиданных нападок. Дай Бог, чтобы скорее закончилась эта антицерковная кампания и чтобы люди осознали, что Церковь Божия, несмотря на немощи ее членов (ибо все мы, хоть и обремененные грехами и немощами, составляем Тело Христово), является единственным ковчегом, который ведет людей ко спасению, что она заслуживает уважения и любви. Христос Воскресе!»

Служба коммуникации ОВЦС