Бессознательное и сознание. Бессознательное в психологии Понятие бессознательное относится к учению

Бессознательное -

Бессознательное (по словарю) - совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.

Традиционно понятие бессознательного связывают с психоаналитическим направлением. Но тем не менее, к бессознательному (т.е. протекающему вне сознания), можно отнести более широкий спектр явлений, чем его понимали Фрейд, Юнг. С точки зрения П.В. Симонова, все эти процессы правильно называть неосознаваемыми.

Сознание (со-знание) - знание, которое с помощью слов, математических символов, обобщающих образов художественных произведений может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Неосознаваемое - все то, что не может быть сообщено другим (связывают с отсутствием возможности вербализации).

По П.В. Симонову неосознаваемое состоит из подсознание и сверхсознания.

По Ю.Б. Гиппенрейтер неосознаваемое состоит из:

Неосознаваемых механизмов сознательных действий

Неосознаваемых побудителей сознательных действий

- "надсознательных" процессов.

I. Подсознание - все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях.

По Гиппенрейтер:

1) Неосознаваемые механизмы сознательных действий:

а) неосознаваемые автоматизмы:

Первичные - врожденные или очень рано сформированные процессы;

Вторичные - навыки. Гиппенрейтер рассматривает 3 сферы сознания: фокус, периферию и за границей - неосознаваемое: при формировании навыков процессы сначала помещаются в фокус, после чего смещаются на периферию и при окончательном заучивании выходят за границу сознания. Навыки могут быть не только в сфере моторной (пианино), но и в других: перцепция (восприятие знакомого иностранного языка), мышление (быстрое решение примеров по заученным формулам), сюда же можно отнести сверхсознание по З.Фрейду, то есть интериоризованные нормы общества и т.д.

Функции - освобождение сознания для другой работы.

б) неосознаваемые установки (связано с Д.Н. Узнадзе)

Установка - готовность организма или субъекта к совершению определенного действия, или к реагированию в определенном направлении.

Опыт с шарами: 1 этап - испытуемому раз 15-18 дают в две руки 2 разных шара, 2 этап - дают одинаковые шары, испытуемый говорит, что они разные. Если 1 этап проходит под гипнозом, результат 2-го этапа тот же, значит установка, что шары все время разные, неосознаваема.

в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий (мимика, имитация, физиологическое сопровождение эмоциональных реакций (основа детектора лжи).

г) субсенсорная - зона чувствительности организма, вызывающая непроизвольные реакции, но не отражаемая в сознании человека.

К свойствам этой группы неосознаваемых процессов можно отнести их большую устойчивость, консервативность, малую контролируемость (особенно в отношении физиологических сопровождений эмоционального реагирования и неосознаваемых установок).

Проявления - поведенческие компоненты, физиологические реакции.

2)Неосознаваемые побудители сознательных действий

Эта область наиболее тесно связана с теорией бессознательного З.Фрейда. Сознание - предсознание - бессознательное.

К предсознательным относятся скрытые, латентные знания, которые легко могут перейти в сознание, но в данный момент не актуализированы. Бессознательное - результат вытеснения, подавления, сопротивления; следствие действия социальных норм и запретов.

Свойства:

Большая энергетическая заряженность;

Трудность перехода в сознание;

Действенность (связано с первым).

Проявления: 3 основные формы:

Сновидения

Ошибочные действия (забывание, описки, оговорки)

Невротические симптомы (в своем роде сублимация).

Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. Это могут быть другие неприятные переживания, вытесненные субъектом (Фрейд не мог вспомнить ресторана, название которого совпадает с именем недруга).

Индивидуальное бессознательное по Юнгу - область, состоящая из психических элементов, ранее осознанных, но вытесненных и забытых, подавленных, а также из элементов, которые были настолько энергетически слабы, что не смогли проникнуть в сознание (например, субсенсорное восприятие). Проявление индивидуального бессознательного - через поведение - комплексы (комплекс матери, комплекс власти...)

II. Сверхсознание или надсознание

Психические процессы, порождающие новую, ранее не существовавшую информацию путем рекомбинации следов впечатлений, полученных извне.

Функция - защита от преждевременного вмешательства сознания.

Будучи вероятным по природе, сверхсознание тем не менее не случайный подбор комбинаций, оно обусловлено:

1) ранее накопленным опытом, включая опыт предшествующих поколений;

2) задачей или целью, которое перед сверхсознанием ставит сознание, натолкнувшееся на проблему;

3) доминирующей потребностью.

Свойства - качественная новизна информации, неизвестность момента завершения процесса и перехода в сознание.

Проявления:

1) Сверхсознание связывают с творческим процессом. В этом случае оно проявляется во внезапном (относительно внезапном - предварительно эта тема должна стать доминирующим на каком-то этапе) появлении гипотез, идей, решений... либо в художественных произведениях.

2) К надсознательным иногда относят процессы переживания больших жизненных событий, чувств; следствие работы сверхсознания - личностные кризисы.

3) Мифы, суеверия, верования - которые не являясь отражением действительности, тем не менее удовлетворяют потребность в упорядочивании представлений об окружающем мире. К надсознательным с этой точки зрения можно отнести коллективное бессознательное по Г.Юнгу (хотя с другой стороны можно его рассматривать и как бессознательные установки).

4. П.В. Симонов относит к проявлениям сверхсознания юмор как чувство превосходства нового над громоздкостью устаревших норм.

Бессознательное – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых действий по осознанию.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие «психика» шире, чем понятие «сознание»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

В область бессознательного входят: 1) психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2) ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные или субцептивные реакции); 3) движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; 4) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З. Фрейдом (1856–1939), австрийским психологом, психиатром и невропатологом, создателем психоанализа, который показал, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчета, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены действием инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве. На основе материала, полученного при помощи толкований ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного, З. Фрейд создал трехчленную энергетическую структуру личности (бессознательное, сознание и сверхсознание).

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. Выделяют несколько основных классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами; 2) поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности; 3) подпороговое восприятие, которое в силу большого объема информации не осознается. Подпороговое восприятие представляет собой форму предметного восприятия, которая осуществляется без контроля сознания. В работах В. Г. Гершуни и его сотрудников экспериментально показано, что выработка условных рефлексов возможна на неосознаваемые раздражители.

Проблема бессознательного продолжает разрабатываться в русле различных психологических школ. Развитие представлений о природе бессознательного, специфике его проявлений, механизмах и функциях в регуляции поведения человека является необходимым условием создания целостной объективной картины психической жизни личности.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком, с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления

Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном.

Для Фрейда бессознательное - это, прежде всего, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания.

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы.

Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное -- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актами.

Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания, Фрейд же, как психопатолог, исследуя характер и причины возникновения неврозов, натолкнулся на ту область человеческой психики, которая оставалась вне поля зрения предшествующей психологии.

Он оказался перед необходимостью исследования природы психического, внутреннего мира "Я" и тех структур, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке, и пришел к заключению, что человеческая психика представляет собой некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, которые по своему характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые представляют собой существенные характеристики личности. Сознательным Фрейд называет «то представление, которое существует в нашем сознании, и которое мы воспринимаем как таковое, и утверждаем, что именно в этом заключается единственный смысл термина «сознательный». Но во Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по Фрейду, обязано бессознательному и "выкристаллизовывается" из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско - психологических концепций.

З. Фрейд первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В истории психологии было много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в психологии – вся совокупность содержания психической жизни, которая недоступна непосредственному осознанию. Это понятие не следует смешивать с отсутствием осознания вследствие нежелания индивида разобраться в себе (т.е. заниматься интроспекцией). Кроме того, бессознательное (подсознание) отличается от предсознания (включающего, например, воспоминания), содержание которого может быть легко осознано. Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов, таких, как свободные ассоциации, интерпретация сновидений, различные методики целостного изучения личности (в том числе проективные тесты) и гипноз .

Многие века мыслители, изучавшие человеческую природу, считали, что понятие бессознательного внутренне противоречиво. Однако некоторые философы – Августин , Г.Лейбниц , И.Гербарт , а также Г.Фехнер и Г.Гельмгольц , занимавшиеся экспериментальной психологией, отмечали, что психологические операции могут производиться без их осознания субъектом действия.

Роль бессознательного в развитии психических расстройств была продемонстрирована в трудах психологов и психиатров. Так, Ж.Шарко показал, что симптомы возникшего в результате травмы невроза являются результатом не поражения нервной ткани, а бессознательных воспоминаний о перенесенной травме. П.Жане применил понятие «бессознательных идей фикс» к анализу истерии и пришел к выводу, что травматические представления, хотя и отделенные от сознания, проявляются в форме истерического синдрома. Жане сообщил об излечении нескольких больных истерией с помощью гипноза, который он применял с целью обнаружения первоначальной травмы и вторичного переживания ее пациентом. Й.Брейер лечил больную истерией путем введения ее в гипнотическое состояние с последующим разъяснением обстоятельств, связанных с ее трудностями. Как только ситуация травмы оказалась раскрытой, симптомы истерии исчезли.

Фрейд заменил гипноз особыми методиками свободных ассоциаций и толкования сновидений. Он утверждал, что содержания бессознательного не только сами уходят, но и «вытесняются», т.е. насильно изгоняются из сознания. Невротические симптомы выражают конфликт между вытесняющими силами и вытесняемым материалом, и этот конфликт вызывает сопротивление, с которым сталкивается психоаналитик, когда пытается раскрыть вытесненный материал. Кроме случайных психических травм, вытесняется целый период раннего детства, включая эдипову ситуацию (бессознательное влечение к родителю противоположного пола). У нормального человека эти события раннего детства незаметно для него самого воздействует на мысли, чувства и поступки; у невротика они определяют широкое разнообразие симптомов, которые психоаналитик старается проследить вплоть до их бессознательных источников. Иррациональные установки пациента по отношению к психоаналитику во время психоаналитического лечения получили название «переноса» или «трансфера»; они являются возрождением старых забытых установок по отношению к родителям. Задача психоаналитика – вместе с пациентом проанализировать его сопротивление и «перенос», с тем чтобы пациент мог полностью осознать свою бессознательную мотивацию.

Юнг считал, что бессознательное – это независимая часть психики, обладающая собственной динамикой и дополняющая ее сознательную часть. Он различал индивидуальное и коллективное бессознательное, считая последнее вместилищем «архетипов» – универсальных символов, заряженных психической энергией. В качестве нового способа исследования бессознательного Юнг предложил тест словесных ассоциаций, как спонтанных, так и направленных, и свой собственный подход к толкованию сновидений. Целью его терапевтического метода было воссоединение сознания и бессознательного, через которое, как он считал, человек может достичь «индивидуации» – полноты раскрытия своей личности.