Державин произведения. Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты

Державин Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии. Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее достойное образование. В те годы по-настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не всегда следуя закостеневшим правилам.

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был в 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. В том же 1762 г. в составе полка участвовал в дворцовом перевороте, приведшем к воцарению Екатерины II. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству.

Уже офицером, в 1773-1774 гг., Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774 г., находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. Опубликованные в 1776 г. Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными. Независимо от того, переводил Державин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Несмотря на проявленную во время восстания Пугачева активность, Державин, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян.

Значительные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 г. он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья – Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер – были высоко образованными и тонко чувствующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, – жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

Как писал сам Державин, с 1779 г. он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

С этого момента и до 1791 г. основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов, стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина».

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. Впоследствии в 1794 г. Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 гг. – министром юстиции. С 1803 г. находился в отставке.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Державина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XVIII – начале XIX вв. – дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин , а затем и Пушкин . С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже – литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Умер Гаврила Романович 8 (20) июля 1816 г. в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - российский поэт. Государственный деятель, "бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, при императоре Павле член Верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер...", - так писал в автобиографических "Записках" Державин, сообщая сведения о себе для "Словаря русских писателей, светских и духовных".

Службу Державин начал солдатом, продолжил офицером, в 1773-1775 годах участвовал в подавлении Пугачевского восстания. В 1776 году появились в печати первые литературные произведения поэта ("Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае"). Громкую известность Державину принесла ода "На смерть князя Мещерского" (1779) и следующая за ней - "На рождение в Севере порфирородного отпрыска". В этих произведениях проявились черты самобытного дарования Державина - перед нами картины и образы, взятые прямо из жизни; с одическим "парением" соседствует шутка; в оду вводятся простонародные обороты речи. Исключительный успех имела ода "Фелица" (1783), где "забавным русским слогом" был нарисован привлекательный образ идеальной монархини - Екатерины II и содержалась "издевка злая" над ее царедворцами - "мурзами".

По складу характера Державин был чрезвычайно строптив и независим, утверждая и в жизни, и в поэзии право человека говорить то, что думает. Размышления Державина о гражданском долге выразились в одах "Водопад" (1791), посвященной князю Потемкину, "Видение Мурзы" (1791), "Вельможа" (1794). Свое законченное выражение эти настроения приобрели в произведении "Памятник" (1796), где Державин характеризует значение своей поэтической деятельности. Не случайно, что Пушкин, которого "старик Державин... заметил и, в гроб сходя, благословил", написал свое стихотворение "Памятник", продолжая традиции и учителя своего, и античного поэта Горация, написавшего первый "Памятник".

В произведениях Державина отразились черты русской национальной жизни: картины русской природы ("Водопад", "На рождение в Севере порфирородного отрока"), быта ("Евгению. Жизнь Званская"), нравов ("Вельможа"). В стихотворениях Державина раскрывается богатый внутренний мир поэта: он размышляет над философскими проблемами бытия ("Бог", "Река времен"), высказывает суждения политического характера ("Властителям и судиям"), радуется и негодует ("Рождение Красоты"), смеется ("Русские девушки").

Глубоко личный и вместе с тем народный характер поэзии, отразившей мироощущение человека переходной эпохи, характеризует Державина как крупнейшего русского поэта XVIII века. Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.

Гаврила Романович Державин родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Он рано потерял отца, мать с детьми осталась фактически без средств. Мальчик занимался у домашних учителей, затем поступил в гимназию, но не окончив ее, был призван на военную службу. Таким образом, систематического образования он не получил.
12 лет Державин служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Участвовал в дворцовом перевороте 1762 г., поставившем на престол Екатерину II. Уже как офицер, он был активным участником военных действий против Пугачева.
Хотя несколько лет Державина обходили наградами, в конце концов он получил довольно видную должность в Сенате и в 1778 г. женился на 16-летней девушке Екатерине Яковлевне Бастидон. Брак был счастливым, в стихах Державин воспел жену под именем Плениры. На ее кончину в 1793 г. он пишет проникновенное стихотворение «Ласточка». Быстрый второй брак с Дарьей Алексеевной Дьяковой он сам объяснял не любовью, любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным». Детей не было ни от первого, ни от второго брака.
Решительный и смелый, независимый в суждениях, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников. В Сенате он боролся за реальное представление в отчете доходов государства, что привело к очень быстрой отставке. Он был назначен олонецким губернатором, но в Петрозаводске пробыл менее года, был переведен (также не надолго) в Тамбов. Страницы «Записок» Державина, посвященные периоду губернаторства в Тамбове, говорят о чрезвычайной служебной энергии и горячем желании поэта принести посильную пользу, а также о его старании распространять образование среди тамбовского общества. Однако эта энергия очень скоро привела и здесь к столкновению с начальством. В споре с наместником Сенат не поддержал Державина – не только удалил его от должности, но завел против него дело. Императрица дело закрыла, но не подтвердила его невиновность и не восстановила в должности, а просто повелела выдавать жалованье.
Его оды, однако, нравились Екатерине и ее фаворитам. В 1791 г. Державин был назначен статс-секретарем императрицы. Это было знаком необычайной милости; но служба и здесь для Державина была неудачной. Он не сумел угодить императрице, поскольку она требовала новых стихов, а он пытался бороться с возмущавшей его «канцелярской крючкотворной дружиной», носил Екатерине кипы бумаг, требовал ее внимания к запутанным делам, связанным с коррупцией придворных и высших чиновников. Дворцовые интриги, неисполнение законов, как признавался Державин, мешали ему восхвалять императрицу так же горячо и искренне, как раньше. Вредили ему также излишняя горячность и отсутствие придворного такта.
Статс-секретарем Державин пробыл менее 2 лет. В 1793 г. он назначен сенатором (что было почетным удалением от службы при императрице), но очень скоро рассорился со всеми коллегами. Он отличался усердием и ревностью к службе, ездил в Сенат иногда даже по воскресеньям и праздникам.
После воцарения Павла I Державин сначала подвергся гонению, но потом одой на восшествие на престол императора вернул его милость. Поэт получает почетные поручения, делается кавалером Мальтийского ордена.
В 1802–1803 гг., в связи с преобразованием государственного аппарата, Александр I назначил Державина первым в истории России Министром юстиции с одновременным выполнением функций Генерального прокурора. Уже через две недели поэт предложил Сенату несколько докладов – о правилах судопроизводства, о порядке слушания дел, о третейском суде. Он надеялся поставить заслон взяткам и создать беспристрастный суд. Но такая активность снова не понравилась власти. К тому же, Державин открыто выражал несогласие с реформаторскими стремлениям императора и порицал его молодых советников. В должности он продержался всего год и был отправлен в полную отставку. На прямой вопрос, за что его увольняют, император откровенно ответил: «Ты очень ревностно служишь».
Последние годы жизни поэт проводил преимущественно в деревне Званке. Живя по зимам в Петербурге, он вместе с А.С. Шишковым основал в 1811 г. литературное общество: «Беседа любителей российского слова».
Державин скончался 8 июля 1816 г. в Званке и похоронен в Хутынском монастыре, недалеко от Новгорода.
Стихи Державин начал писать очень рано, в 70-х годах они уже печатались в журналах, хотя и анонимно. Но слава пришла лишь в 1783 г., после появления обращенной к Екатерине II «Оды к Фелице». Расцвет его поэтической деятельности приходится на 80–90-е гг. В 1784 г. закончена ода «Бог», которая в ряду духовных од Державина считается высшим проявлением его таланта; она переведена на немецкий, французский, английский, итальянский, испанский, польский, чешский, японский и другие языки. В 1796 г. опубликован «Памятник», одно из известнейших в нашей литературе подражаний знаменитой оде Горация.
Биограф Державина, поэт В.Л. Ходасевич писал «поэзия и служба сделались для него как бы двумя поприщами единого гражданского подвига». Действительно, как в стихах, так и в государственной деятельности, поэт смело выступал против злоупотреблений и беззакония. «Долг поэта в мир правду вещать», – заявлял он. «Ода к Фелице», «Вельможа» – одновременно и оды, и сатиры. Державин стал одним из родоначальников гражданской поэзии – предшественником и Радищева, и Пушкина. Вместе с тем, в его стихах ярко отразилась героика времени, блестящие победы русского оружия. В одах «На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор» Державин прославляет не только замечательных русских полководцев Румянцева и Суворова, но и простых солдат, каким в юности был сам. Его можно считать также одним из первых российских поэтов, воссоздавших частную жизнь и быт своей эпохи.

Великий русский поэт Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии, в 1743. После первоначального домашнего обучения грамоте, цифири и немецкому языку, под руководством церковников, ссыльного немца Розе, Лебедева и Полетаева, Державина отдали в открывшуюся в 1759 казанскую гимназию. Здесь Державин в особенности пристрастился к рисованию и полюбил инженерное искусство. Когда директор гимназии М. И. Веревкин представил работы лучших учеников и в том числе Гавриила Державина куратору Шувалову, Державин был объявлен кондуктором инженерного корпуса. В начале 1762 пришло требование, чтобы Державин явился на службу в Преображенский полк. Шувалов, по-видимому, забыл о том, что он сам же предназначил Державина в инженерный корпус. Впоследствии Гавриилу Романовичу не пришлось пополнить своего образования, и его отсутствие сказывается во всей его поэзии. Он и сам понимал это; позже он писал: «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникало еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу».

Гавриил Романович Державин

12 лет военной службы являются самым темным и безотрадным периодом в биографии Гавриила Романовича Державина. На первых порах ему пришлось жить в казарме, вместе с солдатами. О литературном творчестве и науке нечего было и думать: только по ночам можно было кое-что читать и писать стихи. Так как у Державина не было «протекторов», то по службе он подвигался крайне медленно. После восшествия на престол Екатерины II , Державин письмом просил самого Алексея Орлова о повышении и только благодаря этому получил чин капрала. После годичного отпуска, Гавриил Романович вернулся в Петербург и с этого времени стал жить в казарме с дворянами. Если материальные условия несколько улучшились, то явились новые неудобства. Державин начал предаваться кутежам и картам. После вторичного отпуска в Казань (1767), Державин остановился в Москве и провел здесь около 2 лет. Здесь разгульная жизнь едва не привела Державина к гибели: он стал шулером и пускался на всевозможные проделки из-за денег. Наконец, в 1770 он решил оставить Москву и переменить образ жизни.

В 1772 Гавриил Романович Державин получил первый офицерский чин. С этого времени он начинает устраняться от дурного общества, и если играет в карты, то «по необходимости для прожитку». В 1773 А. И. Бибикову было поручено усмирение пугачевского мятежа . Для производства следственных дел Бибиков взял с собой, между прочим, и Державина, по его личной просьбе. Гавриил Романович развил энергичнейшую деятельность во время пугачевщины. На первых порах он обратил внимание Бибикова своим следствием по делу о сдаче Самары. Будучи в Казани, Державин от имени дворян сочинил в ответ на рескрипт Екатерины II речь, тогда же напечатанную в «Санкт-Петербургских Ведомостях». В своих действиях Державин всегда отличался известной самостоятельностью, которая поставила его высоко в глазах некоторых из его начальников, но в то же время наделала ему врагов среди местных властей. Державин мало считался с положением и связями лиц, с которыми он имел дело. В конце концов, война с Пугачевым не принесла Гавриилу Романовичу внешних отличий и он чуть было не подвергся военному суду.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В 1776 через А. А. Безбородко он подал императрице письмо с исчислением своих заслуг и с просьбой о вознаграждении. Указом 15 февраля 1777 г. Гавриил Романович был пожалован в коллежские советники и в то же время получил 300 душ в Белоруссии. По этому поводу Державин написал «Излияние благодарного сердца императрице Екатерине II». Через полгода после своей отставки Державин, благодаря знакомству с генерал-прокурором А. А. Вяземским, получил место экзекутора в сенате. В 1778 Державин женился на Катерине Яковлевне Бастидона. Брак был удачен; эстетическое чувство его жены не осталось без влияния на творчество Гавриила Романовича Державина. В 1780 Державин был переведен на должность советника только что учрежденной экспедиции государственных доходов и расходов. По приказанию Вяземского, Державин написал уложение для этого учреждения, напечатанное в полном Собрании Зап. (XXI, 15 – 120). Раздоры с Вяземским заставили Державина оставить службу в сенате и выйти (1784) в отставку с чином действительного статского советника.

К этому времени Державин уже приобрел в обществе славное литературное имя. Пописывал Гавриил Романович еще в гимназии; в казармах он читал Клейста , Гагедорна, Клопштока , Галлера, Геллерта и переводил стихами «Мессиаду». Первое оригинальное произведение, появившееся в печати в 1773, была ода на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича . По возвращении из Приволжья Державин издал «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае». Здесь были кроме переводов оды На смерть Бибикова, На знатных, На день рождения её величества и др. Первые произведения Державина были подражанием Ломоносову . Но Державину в его творчестве совершенно не удавалось парение и неестественная манера, отличающие поэзию Ломоносова. Благодаря советам П. А. Львова , В. В. Капниста и И. И. Хемницера , Гавриил Романович отказался от подражания Ломоносову и принял за образец оды Горация . «С 1779, – пишет Державин, – я избрал совершенно особый путь, руководствуясь наставлениями и советами друзей моих». Свои оды Державин помещал преимущественно в «Санкт-Петербургском Вестнике» без подписи: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского », «Ключ », «На рождение порфирородного отрока » (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу », «Властителям и судьям » (1780).

Все эти произведения своим возвышенным тоном, блестящими, живыми картинами обратили на Гавриила Романовича Державина внимание любителей литературы, но не общества. В последнем известность Державину создала известная «Ода Фелице» (см. полный текст , краткое содержание и анализ), напечатанная в первой книжке «Собеседника любителей русского слова» (1783). Державин получил за нее табакерку, осыпанную бриллиантами, с 50 червонцами. «Фелица» поставила Державина высоко во мнении Екатерины II, двора и публики. В «Собеседнике» Державин напечатал «Благодарность Фелице», «Видение Мурзы », «Решемыслу» и, наконец, «Бог» (см. краткое содержание и полный текст). Последним стихотворением Державин достиг апогея своей славы. При самом учреждении Российской академии Державин был избран её членом и принимал участие в словаре русского языка.

В 1784 Державин был назначен правителем Олонецкого наместничества, но у Державина тотчас же начались неурядицы с губернатором Тутолминым и через полтора года поэт был переведен на ту же должность в Тамбовское наместничество. Место тамбовского губернатора Гавриил Романович занимал около 3 лет. Своей энергичной деятельностью Державин принес пользу губернии, ввел более исправности в отправлении рекрутской повинности, улучшил устройство тюрем, исправил дороги и мосты. Но и тут самостоятельный образ действий, вспыльчивость Державина вызвали пререкания с губернатором. В 1788 Державин был отдан под суд и обязан подпиской о невыезде из Москвы, где должно было производиться дело. В 1789 московский сенат, рассмотрев дело Державина, нашел, что он не виновен ни в каких злоупотреблениях по должности. Видя милостивое отношение императрицы, утвердившей решение сената, Державин написал оду «Изображение Фелицы», и, обратившись к покровительству нового фаворита Платона Зубова, посвятил ему оды «На умеренность» и «К лире». Написанная в это же время ода «На взятие Измаила » имела большой успех. Гавриил Романович получил табакерку в 200 руб. Когда в Петербург приехал Потемкин , Державину пришлось лавировать между двух фаворитов. Смерть Потемкина на берегах Прута вызвала одно из самых оригинальных и величественных по замыслу стихотворений в творчестве Державина – «Водопад ». К этому времени относится сближение Державина с Дмитриевым и Карамзиным ; последний привлек его к участию в своем «Московском журнале». Здесь Державин поместил «Песнь дому, любящему науки» (гр. Строганову), «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие», «Памятник герою».

В 1796 Державину было повелено быть при императрице при принятии прошений. Гавриил Романович не сумел угодить ей: в жизни он не мог так тонко льстить, как в поэтическом творчестве, был раздражителен и не умел во время прекращать неприятные Екатерине II доклады. В 1793 Державин был назначен сенатором по межевому департаменту, а через несколько месяцев на него была возложена еще должность президента коммерц-коллегии. В своей сенаторской деятельности Державин отличался крайне неуступчивостью тем мнениям, которые он считал неправильными. И так как его правдолюбие выражалось всегда в резкой и грубой форме, то и здесь у Державина было немало служебных огорчений. В 1794 умерла жена Гавриила Романовича; её памяти он посвятил элегическое стихотворение «Ласточки». Через полгода Державин вступил в новый брак с Д. А. Дьяковой. В 1794 Державин написал оду «На знатность», посвященную похвале Румянцева, и «На взятие Измаила». Последними его одами при жизни Екатерины II были: «На рождение царицы Гремиславы» (послание Нарышкину), «Афинейскому рыцарю» (Алексею Орлову), «Ода на покорение Дербента» (в честь Валериана Зубова), «На кончину благотворителя» (И. И. Бецкого ). Наконец Державин поднес Екатерине II рукописный сборник своих сочинений, предпослав ему «Приношение монархине». Еще до смерти императрицы Державин написал «Памятник» (см. краткое содержание и полный текст), в котором резюмировал значение своего поэтического творчества. На эпоху Екатерины II приходится расцвет таланта Державина и главное его значение в стихотворениях этой эпохи. Поэзия Державина – памятник царствования Екатерины II. «В этот героический век русской истории события и люди своими исполинскими размерами именно соответствовали смелости этой оригинальной фантазии, размаху этой широкой и своенравной кисти». В творчестве Гавриила Романовича Державина живет целая эпопея эпохи.

Творческая деятельность Державина мельчала. Кроме эпиграмм и басен, Гавриил Романович начал писать еще трагедии. Сам он был уверен в их достоинстве, но на самом деле драматические произведения Державина ниже критики. (Добрыня, Пожарский, Ирод и Мариамна, Атабалибо и др.). К 1815 относится читанное в «Беседе» Рассуждение о лирической поэзии. Державин уже считал необходимым комментарии к своим сочинениям и сам сделал «объяснения» к ним. Чувствуя необходимость выяснить настоящий характер своей биографии и служебной деятельности, столь богатой превратностями, Державин в 1812 написал Записки, напечатанные в «Русской Беседе», они вызвали неблагоприятное впечатление своей субъективной оценкой лиц и событий. В этот последний период своей жизни, следуя духу своего времени, Державин старался дать в своём творчестве место народному языку. Пробуждение изучения русской народности вызвало у Державина мнимо-народные баллады и романсы (Царь Девица, Новгородский волк Злогор). Наиболее удачным из таких стихотворений было «Атаману и войску Донскому». Державин и в отставке не переставал отзываться на события, совершавшиеся вокруг него (На мир 1807 , Сетование, Лироэпический гимн на прогнание французов и др.). Будучи в отставке, Державин жил по зимам в Петербурге, а летом в своем имении Новгородской губ. «Званке». Свою деревенскую жизнь Гавриил Романович описал в стихотворном послании Евгению Болховитинову . В Званке и умер Державин 8 июля 1816.

В XIX веке творческий стиль Державина казался уже устаревшим. В эстетическом отношении стихотворения Гавриила Романовича поражают удивительной хаотичностью: среди риторического пафоса открываем и блески настоящего поэтического таланта. Точно так же и язык Державина, обильный народной речью, достигает необычайной плавности и легкости в одних стихотворениях, в других становится неузнаваемым по своей тяжести. В историко-литературном отношении ода Гавриила Романовича Державина важна тем, что в натянутую и далекую от жизни Ломоносовскую оду внесла элементы простоты, шутки и жизненности. Его творчество отразило его ясный сатирический ум, его пылкий нрав, здравый смысл, чуждый всякой болезненной сентиментальности и холодной отвлеченности.

Взгляды критики на Державина менялись. После того благоговения, которым было окружено его имя, пришел период отрицания за ним всякого значения. Только написанные до революции труды Д. Грота по изданию сочинений и биографии поэта сделали возможною беспристрастную оценку его творчества.

Стихи Державина – это размышления, раздумья о жизни и смерти, о бренности наших стремлений ввиду неизбежного конца, настроение грусти, печали при мысли о мимолетном счастье. Но поэт, нарушив все законы классицизма, поэт совмещает несовместимое: оду и элегию.

Наибольшую известность автору принесли именно оды, которые были написаны с отступлениями от этого строго жанра. Державин его полностью реформировал: если раньше были превыше всего интересы государства, то теперь на первое место выходят личные откровения: о Боге, о любви, о судьбе.

В одах поэт изображает величественный образ русского народа, участвующего в войне и покоряющего турецкую крепость. Сила народа сравнивается с силой природы: землетрясением, морской бурей, извержением вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя. Сила русского воина в его любви к Родине в целом и к России в частности.

Оды о воде, о водном потоке, богаты различными оттенками и красками. Сначала это было лишь описание водопада, но затем он стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления.

Анакреонтическая лирика – это подражание древним авторам и переводы их стихотворений. Но Державин пошел дальше и создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский быт и описывается русская природа.

Чтобы узнать, каким видит поэт свою роль в жизни людей и как осмысливает значение своей поэзии, перечитайте великолепные строчки лучшего стихотворения: «Памятник».

В старших классах школьники изучают творчество великого поэта: короткие и длинные, лирические и философские – все они есть на этой страничке.