Дианетика - что это такое? Дианетика Рональда Хаббарда. Учение сайентологии о подавляющих личностях: теория и практика

Или коммерческая организация? Все эти понятия можно отнести к термину «саентология». Что это на самом деле, мы попытаемся рассказать в нашей статье.

Вы познакомитесь с краткой историей этого движения, его течениями и основными идеями. Кроме этого, будут озвучены основные положения критики, относящиеся к саентологии.

Значение термина

Время от времени это слово появляется в прессе в связи с различными скандалами. Итак, саентология — что это? Согласно информации основателя движения Л. Рона Хаббарда, он составил этот термин путём сращения двух слов: латинского scio, которое означает «знан ие», и греческого logos, которое означает «слово» — иначе говоря, внешнюю форму, которая придаётся внутренней мысли для её выражения и сообщения, а также означает саму эту внутреннюю мысль или рассудок. Следовательно, саентология — это «знание о знании». Л. Рон Хаббард подчеркнул идею знания, поскольку именно оно ведёт человека к ясному и полному пониманию своей духовной природы. Знание помогает разобраться в отношениях с самим собой, семьёй, группами, человечеством, формами жизни, материальной и духовной вселенной, а также с Верховным Существом.

В марте 1952 года Хаббард впервые употребил это слово, когда назвал свою лекцию в городе Вичита (штат Канзас) «Саентология: первая веха». Хотя это слово ранее встречалось и у других писателей, таких как Аллен Апвард и Анастасиус Норденхольц, однозначно говорить о заимствовании Хаббардом его из более ранних работ невозможно. Это слишком часто употребляемые слова в англоязычной среде. Поэтому данный вопрос для исследователей остается открытым, нам же важнее факт существования этого направления, так как далее мы поговорим об истории его становления.

История саентологии

Саентологическое учение стало продолжением дианетики Л. Рона Хаббарда. Дианетику автор определил как учение о душевном здоровье, опубликовав в 1950 году книгу «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Ключевыми в ней являлись методы умственной терапии.

На основе групп, которые объединили многих заинтересованных в новшествах дианетики, в 1952 году создается саентология. Общество называлось «Ассоциация саентологов Хаббарда». Впоследствии в (город Феникс) переносится недавно основанный дианетический колледж. А через три года в столице открывается первая Церковь саентологии.

В 1981 году была создана Международная церковь саентологии, чтобы служить «материнской церковью» для всех остальных церквей. В 1982 году для контроля за использованием и распространением материалов, технологий и торговых марок был создан Центр религиозной технологии.

Сегодня сторонников саентологии больше всего в Соединенных Штатах. Среди них даже есть голливудские звезды, например, и Том Круз. После смерти основателя последователи разделились на два течения, о которых мы поговорим немного позже.

Основные идеи

Сейчас мы кратко озвучим основы саентологии, которые Рон Хаббард излагал в течение двадцати лет (в пятидесятых и шестидесятых годах двадцатого века). Итак, саентология — что это?

Сами последователи определяют учение как религию. Еще о ней говорят как о прикладной За цель саентологи ставят изучение духа человеческого, а также практику его взаимосвязи и отношения с самим собой, вселенными и остальной жизнью.

В саентологии человек — бессмертное духовное существо, наделенное природными возможностями, которые можно улучшить в большей степени, чем принято считать.

В противовес представлениям, традиционным для христианства и многих других религий, где люди обладают душой и представляют собой единство души и тела, в саентологии человек сам является своей душой, духовным существом. Более того, в этом качестве он жил до этой жизни и будет жить вновь.

Некоторые издания, в частности «Британская энциклопедия», указывают на схожесть идей саентологии с представлением о реинкарнации, хотя сам Хаббард не использовал это слово.

Л. провозглашал несколько ключевых моментов философии саентологии.

Во-первых, все люди хорошие по своей сути. Они стремятся не только к собственному выживанию, но и к выживанию своей семьи, группы, человечества, живой и неживой природы, духовных существ и (в конечном итоге) бесконечности или Высшего существа.

Во-вторых, чтобы добиться этой цели, необходимо достичь единства с собой, своими ближними и вселенной.

И последнее: спасение возможно только посредством духа. Если удастся его познать, получится даже исцелить тело.

Течения

В ходе развития учения появлялось множество последователей. По некоторым источникам, сторонники этой религии есть среди граждан более 100 стран мира, а их общее число — порядка 8—10 миллионов человек.

При этом данные самих саентологов говорят о наличии более трех тысяч миссий в этих странах. На середину девяностых годов прошлого века в Российской Федерации насчитывалось около десяти тысяч последователей и сочувствующих.

После смерти основателя религии Рона Хаббарда (в 1986 году) движение разделяется на два течения — «Церковь саентологии» и «Свободная зона». Более подробно о них мы поговорим далее.

Саентология в России

В России впервые саентологические организации появились в январе 1994 года, когда была зарегистрирована «Саентологическая церковь города Москвы». Позже началась череда скандалов и выступлений разнообразных критиков, судебные запреты и их обжалование. Несколько раз запрещались организаций саентологов. Петербург, например, пережил ликвидацию «Саентологического центра» в 2007 году.

Также в июне 2011 года один из Московских судов признал восемь работ Рона Хаббарда экстремистскими и запретил их распространение на территории России. Однако в России действует закон о свободе совести и религиозных объединениях, поэтому саентологические группы могут функционировать и действительно функционируют на территории страны. Давайте теперь поговорим отдельно о двух течениях, появившихся в восьмидесятых годах.

Церковь

Первая из них называется «Церковь саентологии». Фактически, это старейшая организация в истории этого движения. Она была основана в 1954 году, вскоре после начала популяризации идей Рона Хаббарда. Сегодня это единственный преемник и распорядитель всех технологий и торговых марок основателя компании.

Авторские права на работы Рона Хаббарда, которыми владеет Церковь саентологии, согласно законодательству Российской Федерации, завершаются в 2056 году. Поэтому в этой стране через несколько десятков лет организация не сможет пользоваться эксклюзивными правами на продукцию и идеи.

Кроме этого, единственной организацией, которая владеет всеми товарными знаками, является Центр религиозной технологии. Ввиду специфической иерархии корпорации только он может выдавать лицензии на их использование. Такой возможности нет даже у Международной церкви саентологии, хотя она по сути является материнской организацией.

Итак, саентология в России пошла двумя путями. В стране существуют религиозные группы, которые работают под духовным лидерством Международной церкви саентологии. Однако есть и те, кто проявили интерес к новому течению, которое распространяется в Западной Европе. Организация называется "Свободная зона". Она сформировалась и оформилась после смерти основателя учения.

Данное течение не является единым и централизованным обществом, как Церковь саентологии. Здесь находятся различные общества. Одни стремятся к сохранению учения в том виде, в котором оно было при Хаббарде, вторые хотят его усовершенствования и развития.

Дабы избежать юридического конфликта на основе авторских прав, последователи "Свободной зоны" пользуются исключительно прижизненными изданиями работ Хаббарда, а также личными трудами.

Фактически, это течение занимается популяризацией саентологии как религии. Большинство остальных направлений, на которые имеются патенты и права у Церкви, официально не разрабатываются поклонниками "Свободной зоны".

Критика

Многие журналисты и исследователи старались понять, что такое саентология. Отзывы бывших последователей, мнения специалистов различных отраслей, включая юриспруденцию, религиоведение и прочие направления, повлияли на то, к какому виду деятельности относят саентологию в разных странах.

Саентология получила официальное признание в качестве религии в Австрии, Англии, Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Индии, Индонезии, Испании, Италии, Канаде, Кении, Коста-Рике, Непале, Нидерландах, Никарагуа, Новой Зеландии, Португалии, Словении, Тайване, Танзании, Филиппинах, Хорватии, Швеции, Шри-Ланке, Эквадоре, ЮАР и многих других странах.

Так, в Англии с 11 декабря 2013 года саентология признана полноправной религией. Саентологические священники получили право совершать церемонии бракосочетания — с точки зрения государства они будут признаны юридически.

Однако в ряде стран Европейского союза (Чехия, Словакия, Польша, Литва, Эстония Иордания) на данный момент нет официально учрежденных организаций саентологов или же действуют миссии, которые были открыты недавно.

В некоторых других государствах, таких как Греция, Бельгия и Франция, саентологические организации учреждены как религиозные объединения. Их статус официально не признан, тем не менее они осуществляют свою деятельность. Стоит отметить, что во Франции саентология не раз попадала под определение секты. Такой статус она получила в 1995 году в докладе Национального собрания. О том, что саентология — секта, причем тоталитарного характера, было заявлено в правительственном докладе 2000 года.

Саентология также не признана религией в Израиле, Ирландии и Мексике. В Германии несколько иная ситуация. На территории данного государства Церковь саентологии попала в категорию коммерческих организаций. Будет ли саентология запрещена в Германии, пока неизвестно, однако такая возможность рассматривается.

Скандалы

Но не только этим знаменита саентология. Отзывы критиков можно расценить и как «черный» пиар. В ряде случаев выдвигались обвинения в таких скандальных событиях, как убийства, запугивания и самоубийства.

Из самых громких дел стоит упомянуть случай с Лизой Макферсон. Молодая девушка пришла к идеям саентологии в 18 лет. В возрасте 36 лет она попадает в легкую аварию. Отказавшись от пребывания в больнице, она заявляет о желании получить религиозную поддержку от членов своей общины и отправляется туда. Через 17 дней девушка умирает от закупорки лёгочной артерии (тромбоэмболии). Банкир Боб Минтон вкладывает 2 миллиона долларов, чтобы доказать, что именно саентологи виновны в её смерти. Однако после многолетнего судебного разбирательства обвинения против Церкви саентологии не находят подтверждения.

Второй случай связан с самоубийством Патриса Вика. Это француз, который в 1988 году выбросился из окна, поскольку не смог найти средств на оплату очередного курса. Глава лионского отделения Церкви саентологии и четырнадцать членов признаны виновными в непредумышленном убийстве. После этого события в школах Франции начаты разъяснительные работы по поводу специфики учения.

Также имеются свидетельства о запугиваниях, убийствах неугодных людей в рамках практики «честной игры» и ритуала R2-45. Среди жертв СМИ называют Рудольфа Виллемса, собственника разорившейся немецкой металлургической компании, Рекса Фоулера, американского бизнесмена, Ноя Лоттика, который выпрыгнул из окна, держа в руках последние деньги - 171 доллар.

Ниже приведены еще несколько фактов, связанных со скандальной репутацией саентологии:

1. Утверждается, что с середины девяностых годов идет постоянный процесс по изъятию из всемирной сети любой информации, противоречащей учению Хаббарда.

2. Также были попытки заставить Google и Yahoo удалить из поисковых результатов информацию о страницах с неугодной саентологам информацией.

3. А в 2009 году арбитражным комитетом "Википедии" запрещены правки на своем сайте с любого IP-адреса, связанного с Церковью или ее филиалами.

Сравнение с религией

Можно ли назвать учение Л. Рона Хаббард а религией? Вопрос достаточно спорный, на который сложно дать четкий ответ. Б ольшинство учёных-религиоведов пришло к выводу, что с академической точки зрения саентология является религией. Однако само понятие «религия» неоднозначно — существуют десятки, если не сотни, определений этого термина. Поэтому некоторые специалисты, опираясь на частные определения, утверждают, что саентологию нельзя отнести к данной категории.

Это наука или нет?

Саентология позиционируется как религия. Однако в ней не требуется, чтобы человек принимал что-то на веру. Напротив, людей призывают проверить для себя принципы саентологии, применив их на практике и наблюдая результаты этого применения. Центр саентологии оказывает помощь людям в вопросах улучшения интеллекта, здоровья, карьеры.

Например, программу «Чистое тело, чистый разум» многие исследователи рассматривают как профилактику и общеукрепляющие процедуры. Она подразумевает прием витаминов и прочих добавок, пробежки и посещение сауны.

Однако многие ученые говорят о саентологии, что это псевдонаука. В первую очередь критике подвергается «тест на стресс» как непоказательный процесс исключительно для привлечения новых членов. С другой стороны, д октор медицинских наук В. Е. Каган подчёркивал, что Хаббард никогда не связывал термин «саентология» с английским science — «наука».

Саентология — культ?

Учение, которое создал Рон Хаббард (саентология), по словам ряда ученых, является «деструктивной тоталитарной сектой, которая оказывает пагубное и подавляющее влияние на психику своих последователей».

Подобная ситуация повторилась в Германии, Франции, не избежала гонений саентология в Москве. Случай запрета судом восьми произведений Рона Хаббарда, как экстремистских, был описан выше.

Также стоит упомянуть отличие в течениях. Данные факты касаются в основном Церкви саентологии. Сторонники "Свободной зоны" заявляют, что у них подобного диктата нет, хотя есть сведения о противоположном.

Коммерция

Критики говорят, что основу капитала Церкви саентологии составляет недвижимость на много миллионов долларов по всему миру. Также сюда относятся сеансы одитинга, пожертвования, книги. Саентология развивается как финансовая пирамида, по некоторым заявлениям.

Кроме этого, есть утверждения о том, что Рон Хаббард таким образом решил проблему своего благосостояния. Однако после его смерти Налоговое управление США постановило, что Церковь саентологии «управляется исключительно в религиозных и благотворительных целях», и освободило её от налогов.

По некоторым сведениям, за привлечение новых членов саентологи получают комиссию, головной офис имеет 10 % от ежемесячного оборота дочерних филиалов, а конкуренты убирают ся с помощью судебных разбирательств.

В 2018 году Церковь саентологии запустила собственный круглосуточный телеканал Scientology Network.

Если вы не согласились с чем либо что написано в Саентологии вы - «сквирел» (сумасшедшая белка).
Если вы не интересуетесь Саентологией, вы - «вог» (просто тело, хуже животного).
Если вас пытаются привести на курс, то вы - «сырое мясо».
Если у вас есть деньги то вы - «проспект».
Если нету, то вы - «низкостат».
Если вы усомнились в том что Л.Р. Хаббард - гений, вы - «Подавляющая Личность».
Если вы заболели, потерпели неудачу, ошиблись, или усомнились в Саентологии, то вы - «ПИН» или «предатель».
Если у вас умерла мать и вы плачете, то вы - «психотик».
Если вы сделали что то не имеющее отношение к тому чтобы отдать Саентологии деньги или помочь кому нибудь отдать Саентологии деньги, то вы «торговец дев-ти». (дев-ти это ненужное лишнее действие).
Если вы не хотите отдавать свои деньги - вы «низкотонный».
Если ты пишешь что то плохое о саентологии ты «торговец хаосом».

А есть ли хорошее, не обесценивающее человеческое достоинство слово? Да. Если вы не сомневаетесь, не требуете доказательств, платите в МАС, платите за мост, хлопаете портрету ЛРХ и кричите СПАСИБО СЭР! то вы заслужили свое право называться Саентологом.

16.05.2018 51 245 3 Игорь

Психология и общество

В современном мире, когда прагматизм и скептицизм считаются едва ли не эталоном мировоззрения, влияние религии на духовную жизнь человека, его нравственность возрастает с каждым днем. Одной из актуальных на сегодняшний день религий, о которой мы часто слышим, особенно в американских фильмах, является «саентология». Что она означает простыми словами?

Содержание:

Что такое саентология?

Саентология (от латинского «scio» – знать в самом полном смысле слова и греческого «logos» – учение) – религиозное движение, которое включает в себя перенятые из разных религий псевдонаучные и мистические идеи, сформированное в единую систему верований и практик, направленных на достижение успеха и продвижение по карьерной лестнице. Простыми словами, это знание о том, как нужно знать. Основателем этой религии является американский писатель-фантаст Рон Хаббард, который в своей книги «Саентология: основы жизни» раскрыл основные принципы саентологического учения.



Элементы, которые составляют основу саентологического учения:

  • древнегреческие философские воззрения;
  • ведические знания;
  • буддийские и иудейские верования;
  • философия Ницше;
  • психотерапевтические приемы Фрейда.

Все нормы морали и нравственности, которые проповедуются церковью, обращены к духовному началу человека. Они помогают уставшим от социальных, экономических и моральных проблем людям обратиться к себе настоящим и подумать над смыслом своего существования. Факторы, которые поддерживают религиозность людей во все времена: различные фобии, страх перед будущим, мысли о загробной жизни, неразрешимые проблемы, болезни и т.д.

Особенно наблюдается рост числа людей, обращающихся к религии, в кризисных ситуациях, в переломные исторические моменты, когда происходит смена системы ценностей, норм и идеалов: прошлые принципы развития общества устаревают, а новые еще не успевают сформироваться. В этом случае на помощь всегда приходит вера в бога, подкрепленная вечными нравственными заповедями.

Саентология относится к религии по следующим причинам:

  • вера в Высшую силу, которая помогает обрести покой;
  • применение различных практик, направленных на понимание и принятие этой Высшей силы;
  • объединение верующих в сообщества для следования Высшей силе.

Саентология представляет собой точный маршрут, который ведет человека к ясному и полному осознанию своей роли и помогает осмыслить отношения с самим собой, семьёй, друзьями, партнерами, человечеством, формами жизни, материальной вселенной, духовной вселенной и Верховным Существом. Саентологию можно назвать религией XXI века, поскольку она вмещает в себя знания, основанные на фундаментальных истинах. Одна из таких главнейших истин проповедуется саентологическим направлением и состоит в том, человек – духовное существо с гораздо большими возможностями и способностями, чем мы думаем. Он может не только подняться с самого дна, побороть собственные трудности, преодолеть все препятствия, достичь поставленных целей, выйти на новый уровень развития и обрести душевный мир и покой, но и обрести новое состояние и более высокий уровень сознания, о чем он даже никогда не мечтал.

Все мировые религии дают надежду на внутреннюю свободу, которая состоит в отсутствии материальных ограничений и жизненных страданий. Но ни одна их них не показывает путь, как это состояние достичь, как преодолеть недостатки современного общества, которое оказывает на нас негативное влияние, разрушает изнутри.

Несмотря на то, что жизнь ставит перед нами все новые и новые вопросы, приносит нам неразрешимые проблемы, саентология доказывает, что найти ответы на них очень просто, а способы решения всех проблем находятся в доступной близости от каждого из нас. Эта религия помогает избавиться от таких проблем: одиночество, неурядицы в личной жизни, низкая самооценка, трудности на работе, межличностные взаимоотношения, неуверенность, страх, отчаяние, обиды, сомнения и т.д. Выбирая путь к полной свободе, который пропагандирует саентология, со всеми этими проблемами можно без труда справиться.




История саентологии: кто такой Рон Хаббард?

Рон Хаббард – известный писатель, философ, гуманист и основатель саентологической религии, в основе которой лежат принципы предыдущего учения дианетики – которое известно, как наука «о душевном здоровье». Весной 1952 года Хаббард перенес в город Финикс в штате Аризона дианетический колледж, создателем которого он является. Будучи преподавателем этого колледжа, на одной из лекций, он объявил студентам о появлении саентологии. Самая первая саентологическая церковь была открыта в 1955 году в Вашингтоне. Немногим позже Р.Хаббард создал Центр религиозной технологии, который контролировал правильное использование всех материалов о саентологии, созданные им технологии и лицензированные торговые марки.

Перед своей смертью в 1986 году он усовершенствовал и систематизировал все свои наработки по саентологии и дианетике для того, чтобы люди могли ими пользоваться для достижения величайших духовных высот. К таким наработкам относятся множество книг, публикаций, лекций, фильмов, записанных на пленку. Благодаря этим материалам сегодня саентологическое движение охватывает миллионы людей во всем мире. Доказывают эффективность наследия Хаббарда миллионы его друзей, которые достигают благодаря саентологии чудесных результатов в своей жизни и несут это наследие в вечность.

После смерти Хаббарда сменилось руководство церкви, и часть саентологов, не согласных с этими изменениями, сформировали свое независимое течение, которое назвали Свободная Зона. Наибольшее количество последователей Церкви саентологии живет в США. Небольшая доля церквей и церковных организаций, проповедующих идеи саентологии, присутствует в странах Европы и Азии.




Учение организации

Саентология направлена на внутренний мир человека, его дух, а не тело или разум. Главная идея – человек представляет собой не только генетическое наследие и продукт окружения, но он – нечто намного большее, и он сам может найти это в себе и познать.

Саентология построена на системе знаний , которая включает в себя следующие фундаментальные принципы:

  1. Человек – бессмертное духовное существо. Его способности неограничены.
  2. Свой опыт человек переносит на несколько поколений, а не на одну человеческую жизнь.
  3. Нельзя терять веру, если та или иная способность человека в данный момент времени не может быть полностью реализована.
  4. Всегда нужно бороться за выживание.
  5. Дух может быть спасён, и только он может спасти и исцелить тело и разум.

Это учение основывается на том, что каждый человек рождается хорошим с добрым характером, и его душевное состояние формируется ним самим и окружением близких ему людей, а также зависит от стремления к достижению им единства со Вселенной.

Отличием саентологии от других религий является то, что она не требует от человека принять то, что она пропагандирует, на веру. Только сам человек, применяя принципы саентологического учения на практике, может проверить их истинность и наблюдать результаты от их применения на личном опыте.

Высшей целью саентологии является истинное духовное просвещение и внутренняя свобода.

Важно! Мечтой саентологии, как и всех великих религий, является мир на Земле и спасение человечества. Главное ее отличие – это предложение конкретного пути, который ведет к духовному самосовершенствованию и дает возможность его достичь, применяя принципы саентологического учения.



Чем занимаются саентологи?

Бытует мнение, что саентология – это секта и секретное общество. На самом деле эти мнения разняться с направлением религии. Саентологи хотят помочь людям найти себя через самопознание и самостоятельный поиск истины. Для чего им это? Здесь несколько причин:

  1. До того, как человек обратится к саентологии, ему самому представители этого учения оказали неоценимую помощь, поэтому он хочет, чтобы этого же успеха достигли и другие люди с его помощью.
  2. Саентологи осознают тот факт, что ни один человек не может прожить свою жизнь в одиночку, потому стараются помочь выжить в сложных ситуациях своим близким и всему человечеству.

Среди саентологов есть представители из всех слоёв общества. Саентологами становятся люди разных профессий и звании, от учителей до бизнесменов, врачей, домашних хозяек, адвокатов, инженеров, медсестёр, строителей, управляющих, специалистов по маркетингу, секретарей, спортсменов, государственных служащих и других людей, в том числе и знаменитостей. Представителей этой религии затрагивают социальные проблемы, потому они являются участниками программ по совершенствованию общества: реабилитация нарко- и алкозависимых, повышение образовательных, культурных и нравственных стандартов, снижение уровня преступности и т.д.

Важно! Саентология решает человеческие проблемы, направляя свои действия на области душевных страданий, которые являются источником этих проблем. Как только эти барьеры начинают исчезать, человек приобретает способность к общению с членами семьи, друзьями и просто знакомыми. Он освобождается от стрессов и больше радуется жизни. Но более важно то, что Саентолог начинает полностью осознавать себя как духовное существо, открывает свои настоящие способности и вновь обретает уверенность в том, что он бессмертен.

Знаменитости и саентология

Много известных голливудских личностей является приверженцами саентологического учения. Среди них: Боб Адамс, Энн Арчер, Джениффер Аспен, Линдси Бартильсон, Карен Блэк, Кэтрин Белл, Нэнси Картрайт, Кейт Кебирано, Чик Кориа, Том Круз, Марисоль Никольс, Джон Траволта и его жена Келли Престон, Кёрсти Элли, Джейсон Майкл Ли, Айзек Хейз, Присцилла Пресли, Джена Эльфман, её муж Боди Эльфмана и свёкр Ричард Эльфман.



Среди знаменитостей немало и тех, кто покинул эту религию:

  • Пол Хаггис– был членом Церкви саентологии на протяжении 35 лет, но покинул организацию в 2009 году по причине отказа саентологов выступить в поддержку запрета однополых браков в Калифорнии и стал оппонентом этого учения.
  • Кэти Холмс – обратилась к саентологии после того, как вышла замуж за Тома Круза, но после развода с ним в 2012 году вернулась к католицизму.

Шарон Стоун несмотря на поддержку принципов саентологии, никогда не была членом этой церкви. Она – буддистка, а саентология близка ей по причине отказа от наркотиков и алкоголя. Отличает эти две религии отношение к современной медицине: саентологи отказались от нее, а буддисты ее принимают.

Есть ли движение в России?

Появление саентологического движения в России имело печальные последствия. Оно проникло во все сферы жизни и установило над ними полный контроль: госструктуры, образование, бизнес, оборонные предприятия.

Пример: О силе влияния саентологии в РФ можно судить по тому, как мэр Перми Владимир Филь, выпускник одного из российских дианетических центров, принял решение всю власть города подчинить учению Хаббарда и выполнять свои управленческие функции, руководствуясь принципами саентологического учения. Но он встретил серьезное сопротивление со стороны здравомыслящих представителей культуры, науки и православия в Перми.

В 90-х годах ХХ века по России была создана громадная сеть, подчиняющаяся саентологической церкви , которая контролировала множество предприятий и организаций, бизнес-структур, страховых и банковских организаций.

В 1996 году Государственная Дума издала официальное постановление, согласно которому эта церковь была признана деструктивной. Но только в 2015 году после долгих судебных заседаний в судебном порядке она была ликвидирована . В конце июня 2016 года, Верховный суд России признал законным решение о ликвидации Саентологической церкви Москвы , не удовлетворив апелляционную жалобу организации . Основная причина: несоответствие устава Церкви саентологии российскому законодательству.

Скорее всего, вам не раз приходилось слышать и читать это название – саентология, или сайентология. Мало найдется учений, вызывающих столь бурные споры и психологические реакции во всей палитре спектра, от бурного восторга до столь же бурного негодования.

Давайте разберемся, что такое саентология, кто такие саентологи и чем они занимаются.

Саентология: история создания

Название «саентология» образовано латинским словом «scio» и древнегреческим «λόγος» . Оба слова означают в переводе «знание, наука» , т.е. саентология – это якобы знание знаний или наука наук. На деле же это самоназвание достаточно спорного учения, созданного американским второразрядным фантастом Роном Хаббардом в начале 50-х годов ХХ века.

Долгое время Хаббард пытался заработать, сочиняя низкопробные фантастически рассказы, в которых фигурировали инопланетные чудовища и лились реки крови. Однако после второй мировой войны, прослужив несколько лет в тыловых частях американского флота, он оставил литературу и начал работать над созданием новой психологической практики, которая получила название дианетики.

Изданная книга пользовалась успехом у читателей, однако была раскритикована учеными, и тогда Хаббард сделал следующий шаг – создал собственную церковь, названную им Церковью саентологии. Первоначально новое учение основывалось на центрах дианетики, созданных ранее в нескольких американских городах. Хаббард в 50-60-е годы много ездил по США и другим странам Запада, читая лекции и основывая новые отделения своей церкви.

Постепенно сложилась достаточно мощная структура, которая работает и по сей день, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов.

Учение саентологии

В основе саентологии как религиозного учения лежит придуманная фантастом Хаббардом история о неких духовных существах – тэтанах, которые миллионы лет назад были якобы сосланы на Землю их верховным правителем из какой-то далекой галактики. Тэтаны были вынуждены вселиться в земных живых существ. К нынешнему дню они полностью забыли, кто они такие, и потеряли самосознание, растворившись в разуме людей.

Задачей саентологии является пробуждение в своих адептах хотя бы части сознания тэтанов. Полностью проснувшийся тэтан сделает своего носителя всемогущим и мудрым, даст возможность познания тайн природы, контроля пространства и времени.


Для «пробуждения тэтана» используется техника одитинга – психологической практики, которую адепт низшего уровня проходит с саентологом более высокого уровня посвящения. Одитинг проводится наедине с наставником и представляет собой систему психологических тренингов и духовных практик, скомпилированных из различных религиозных течений, учения Фрейда и работ современных психологов.

Саентология – наука, религия или бизнес?

Несмотря на окончание «-логия» , характерное для названия научной дисциплины, саентология не имеет никакого отношения к науке. Сами саентологи утверждают, что их учение – это такая же , как и христианство, ислам или буддизм, единственное отличие в том, что число адептов нового учения постоянно и быстро растет.

В то же время во многих странах деятельность саентологических центров запрещена, так как ее адепты используют методики, характерные для тоталитарных сект, подавляющие волю низовых членов общины и заставляющие их отдавать свое имущество в распоряжение руководителей. В 1965 году исследование австралийского психолога Андерсена обнаружило, что во время одитинга к обучаемому адепту даже применяется гипноз для получения над ним полного контроля.

Высшие «посвященные» саентологи в открытую либо завуалировано занимаются бизнесом в самом широком спектре направлений, от банковского дела до туризма. По сути, Церковь саентологии существует для зарабатывания денег любыми путями и использует в этих целях новообращенных адептов. В этом нет ничего удивительного, если вспомнить слова ее основателя Хаббарда, который сказал когда-то, что лучший путь для того, чтобы заработать миллион – создание собственной религии.

Для популяризации саентологии в число адептов активно привлекаются известные люди – представители шоу-бизнеса, политики, писатели и др. Вербовка в свои ряды госчиновников открывает саентологам путь к дальнейшему распространению своего учения. Впрочем, их возможности начинают сокращаться, так как все большее число стран приходят к необходимости запрета деятельности саентологов на своей территории.

Недавно к этому же решению пришла и Россия, в 2015 году удалив Церковь саентологии из реестра религиозных организаций. Ранее судами разных регионов была прекращена деятельность саентологов в ряде городов страны.

В соседних постсоветских странах дела обстоят намного хуже, и саентологи могут попадать даже на высшие государственные должности. Так, премьер-министром Украины дважды становился Арсений Яценюк, родная сестра которого занимает один из высших постов в саентологической организации Канады.


Не исключено, что политический успех Яценюка объясняется именно этим обстоятельством, ведь сам по себе он не проявил в своей карьере ни блестящего ума, ни организаторского таланта. Во всяком случае, его деятельность вряд ли можно назвать полезной для Украины.

В данной подборке не ставится цель провести полноценный анализ деятельности Л. Рона Хаббарда, основателя Дианетики и Саентологии. Моей задачей было найти те факты, которые последователи Л. Рона Хаббарда выдают за изобретения или открытия Л. Рона Хаббарда, тем самым вводя в заблуждение не только своих новых приверженцев, но и широкую общественность, которая видя у других организаций и движений громко рекламируемые саентологами научные методы и инструментарии, принимают эти организации и движения за последователей Л. Рона Хаббарда. Это похоже на то, как если бы изобретенный в 1893 году А.С.Поповым передатчик для системы телеграфии без проводов был бы в 1955 году разрекламирован Л. Роном Хаббардом, а затем в наши дни каждый, кто пользуется мобильным телефоном – считался бы саентологом.

Л. Рон Хаббард утверждал, что он в 1953 году придумал название своей организации – "Scientology".

Факты

Название учения "Scientology" впервые встречается в книге Аллена Апварда "Новое слово" ("The New Word"), написанной в 1901 году и опубликованной в 1908 году в Лондоне.

В 1934 году вышла книга "Саентология (Scientologie): Наука о внутренней природе и применимости знаний", издательство "Эрнст Райнхардт" в Мюнхене (Германия). Этот труд принадлежит немецкому философу, доктору А. Норденхольцу (Dr. A. Nordenholz).

Ознакомиться с отрывками из этой книги можно на англоязычном сайте http://www.scientologie.de

Выводы

Понятие "Scientology" принадлежит Алену Апварду (1908 г.), а понятие "Scientologie" как научное, принадлежит А. Норденхольцу (1934 г.).

Л. Рон Хаббард утверждал, что "E-Metr" (прибор для измерения умственной массы), - его изобретение.

Факты

"Электропсихометр" (в последствии названный Л. Роном Хаббардом – "E-Metr") был сконструирован американским физиком В. Метисоном (Volney G.Mathison) в 1940-х годах. В оригинале прибор имел разные названия от "Mathison Electro-psychometer" до более наукообразного названия "electroencephaloneuromentimograph" ("электроэнцефалонейроментимограф"). Прибор был создан для "изучения реакций бессознательного" на основе теорий Зигмунда Фрейда о "психоаналитической" модели памяти, и, в частности, учении о "бессознательном".

Прототипом прибора служили уже известные в Великую отечественную войну полиграфы: "Skin Galvan-ometer" и "Lie Detector". В 1952 году Волни Метисон передал права Л. Рону Хаббарду, а в 1966 году Л. Рон Хаббард получил патент на "E-Metr" (US Patent 3,290,589 issued Dec. 6th, 1966, Device for Measuring and Indicating Changes in the Resistance of a Human Body, Inventor: Lafayette R. Hubbard).

Справка: Сын Хаббарда - Рональд Младший, однако считал, цитата: "Мой отец получил права на Е-метр в 1952 году от Волни Мэтисона путем, каким он обычно все делал - обманом и принуждением". Свидетельство Рональда Хаббарда Младшего под присягой в суде - http://www.lermanet2.com/cos/rondewolf.htm

Открытия в области связи эмоционального состояния и электрокожного сопротивления (КГР) произвел в 1888 году наш соотечественник, физиолог, князь И.Р.Тарханов, ученик И.М.Се­ченова. Подобные эксперименты проводились в эти же годы и за рубежом физиологами У.Фере, О.Верагутом, психологами В.Вунд­том, У.Джемсом.

Справка о теории И.Р.Тарханова: любое раздражение, нанесенное человеку, через 1-10 сек. латентного периода вызывает сначала легкое и медленное, а затем все ускорявшееся отклонение зеркала гальванометра, часто выходящее за пределы шкалы. Это отклонение иногда продолжается еще несколько минут по прекращении действия раздражителя. Постепенно зеркало гальванометра возвращается в исходное положение.

Тогда же было замечено, что электрические явления в коже человека резко усиливаются при мнимом воображении ощущения, при абстрактной умственной деятельности, при возбуждении нервной системы, при утомлении, и других умственных операциях.

Справка об электрической активности кожи: Методы регистрации. Измерение и изучение электрической активности кожи (ЭАК), или кожно-гальванической реакции (КГР), впервые началось в конце 19 в., когда почти одновременно французский врач Фере и российский физиолог Тарханов зарегистрировали: первый - изменение сопротивления кожи при пропускании через нее слабого тока, второй - разность потенциалов между разными участками кожи. Эти открытия легли в основу двух методов регистрации КГР: экзосоматического (измерение сопротивления кожи) и эндосоматического (измерение электрических потенциалов самой кожи). Следует помнить, что эти методы дают несовпадающие результаты.

В настоящее время ЭАК объединяет целый ряд показателей: уровень потенциала кожи, реакция потенциала кожи, спонтанная реакция потенциала кожи, уровень сопротивления кожи, реакция сопротивления кожи, спонтанная реакция сопротивления кожи. В качестве индикаторов стали использоваться также характеристики проводимости кожи: уровень, реакция и спонтанная реакция. Во всех трех случаях "уровень" означает тоническую составляющую ЭАК, т.е. длительные изменения показателей; "реакция" - фазическую составляющую ЭАК, т.е. быстрые, ситуативные изменения показателей ЭАК; спонтанные реакции - краткосрочные изменения, не имеющие видимой связи с внешними факторами.

Установлено, что сопротивление кожи колеблется в пределах от 10 КОм до 2 МОм. Так, ЭКС лица и тыла кисти находится в пределах от 10 до 20 Ком, кожи бедра - 2 МОм, ладони и подошвы - от 200 КОм до 2 Мом

Справка о нейроне : Нейрон - нервная клетка, через которую передается информация в организме, представляет собой морфофункциональную единицу ЦНС человека и животных. При достижении порогового уровня возбуждения, поступающего в нейрон из разных источников, он генерирует разряд, называемый потенциалом действия. Как правило, нейрон должен получить много приходящих импульсов прежде, чем в нем возникнет ответный разряд. Все контакты нейрона (синапсы) делятся на два класса: возбудительные и тормозные. Активность первых увеличивает возможность разряда нейрона, активность вторых - снижает. По образному сравнению, ответ нейрона на активность всех его синапсов представляет собой результат своеобразного "химического голосования". Частота ответов нейрона зависит от того, как часто и с какой интенсивностью возбуждаются его синаптические контакты, но здесь есть свои ограничения. Генерация импульсов (спайков) делает нейрон недееспособным примерно на 0,001 с. Этот период называется рефрактерным, он нужен для восстановления ресурсов клетки. Период рефрактерности ограничивает частоту разрядов нейронов. Частота разрядов нейронов колеблется в широких пределах, по некоторым данным от 300 до 800 импульсов в секунду

Динамика кожно-гальванической реакции в процессе решения мыслительной (шахматной) задачи (по О.К.Тихомирову, 1984).В нижней части рисунка даны сопровождающие решение речевые рассуждения. Резкое падение сопротивления кожи является показателем эмоциональной активации в момент принятия решения

Первым, кто создал аппарат фиксирующий изменение кожно-гальванической реакции на словесно-визуальные раздражители (запись велась на восковом валике), был А.Р. Лурия (1918 год) – один из основателей российской психологии и психофизиологии XX в.. Еще в 20-х годах А.Р. Лурия провел эксперименты с применением технических средств для оказания помощи прокуратуре в изобличении убийц. Результаты эксперимента поразили даже видавших виды следователей: убийца был быстро опознан среди ряда подозреваемых и изобличен.

На основе изобретения А.Р. Лурии, в 1921 году в США студентом-медиком Калифорнийского университета и сотрудником Полицейского департамента американского города Беркли штата Калифорния, Джоном Огастусом Ларсоном был создан полиграф ("детектор лжи"), в состав которого входил КГР.

Выводы

Названный в 1966 году Л. Роном Хаббардом прибор "E-Metr" – является полезной моделью прибора В.Метисона (1952 г.).

Открытие кожно-гальванической реакции принадлежит И.Р.Тарханову (1888 г.), а изобретение прибора – А.Р. Лурии (1918 г.).

Л. Рон Хаббард утверждал, что именно он открыл наличие у человека реактивного ума (реактивный банк), в котором записаны болезненные переживания прошлого, и которые негативно влияют на жизнь человека в настоящем.

Факты

Концепция бессознательного, впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлении, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Давид Гартли (1705-1757), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы и создавший первую материалистическую теорию бессознательного. Эммануил Кант (1724-1804) связывал бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувствах, познании.

В начале 19 века началось собственно психологическое изучение бессознательного. (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Фрейд в 1930-х годах разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения инфантильных и запретных переживаний в детстве, которые сохраняют свой энергетический потенциал и проявляются в виде психических нарушений в более позднем возрасте.

В России материалистическое понимание бессознательных явлений психики связано с именами И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова (1920-1940-е годы).

Выводы

Названная в 1950 году Л. Роном Хаббардом область психики "реактивный ум", на самом деле является "бессознательной областью психики", и это открытие принадлежит группе ученых: Лейбниц, Гартли, Кант, И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс, Гербарт, З.Фрейд, К. Юнг, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов (1720-1940 г.г.).

Л. Рон Хаббард утверждал, что он открыл механизм реактивного ума – "стимул-реакция". Действия этого механизма заключается в том, что ранее произошедшая травмирующая ситуация, даже по прошествии множества лет, может включиться в виде соматических проявлений (необъяснимых болей, эмоциональных переживаний) при наличии в настоящем чего-либо схожего с прошлой травмирующей ситуации.

Факты

Польский математик, основатель общей семантики, граф Альфред Коржибски (Alfred Korzibsky описал основную теорию психогальванометра (предшественника "Е-Metr"), а также феномен "А=А", и много чего другого в своей работе "General Semantics (it"s not what you think)" (1920-е – 1930-е годы). Исследования Коржибского оказали влияние на развитие гештальт-терапии, рационально-эмоциональной поведенческой терапии (REBT) и нейролингвистического программирования (НЛП). Согласно третьему изданию "Science and Sanity", американская армия во время Второй мировой войны использовала систему Коржибского для лечения военных неврозов в Европе под руководством д-ра Дугласа Келли. Идеи Коржибского оказали влияние на Грегори Бейтсона, Уильяма Барроуза, Фрэнка Герберта, Бакминстера Фуллера, Дугласа Энгельбарта, Элвина Тоффлера, Роберта Хайнлайна, Л. Рона Хаббарда, Альфреда Ван Вогта, Роберта Антона Уилсона и других.

Русский ученый физиолог И.П. Павлов получил в 1904 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Суть его работы заключается в том, что на примере эксперимента с собаками он описал механизмы создания условных и безусловных рефлексов. Его открытия были положены в основу бихевиоризма (1910-е годы), - направление в американской психологии, утвердившее ее предметом поведение, понимаемое как совокупность объективных реакций на внешние стимулы (поведение на основе стимула-реакции). Основатель бихевиоризма Джон Уотсон (1878-1958).

Справка о теории: И. Павлова и феноменов: Эксперименты по фиксированию тонической и фазической составляющей кожно-гальванической реакции проводили разные авторы на основе исследований И.Павлова. Для начала рассмотрим, как они изучали различные феномены, основанные на схеме классического обусловливания (процесс научения, при котором ранее нейтральный стимул начинает ассоциироваться с другим стимулом вследствие того, что второй сопровождает первый). На нижеследующем рисунке показана схема классического обусловливания (научения).

Психологи разработали множество вариантов Павловского эксперимента. Чтобы оценить эти варианты, укажем на некоторые важные аспекты эксперимента И. Павлова. Каждое парное предъявление условного стимула (свет) и безусловного стимула (пища) называется "пробой". Пробы, во время которых испытуемый научается ассоциировать эти два стимула, называют "стадией приобретения". Если реакция (слюноотделение) на условный стимул (свет) не подкрепляется безусловным стимулом (пищей), то есть неоднократно пропускается, то реакция (слюноотделение) будет постепенно уменьшаться и это называется угасание. Эти две стадии можно показать на рисунках - Приобретение и угасание условной реакции:

Пример: Плоские черви сокращают свое тело, когда их раздражают слабым электрическим током, и если черви прошли через достаточное количество сочетаний электрических ударов со световым импульсом, то со временем они будут сокращаться в ответ только на световой импульс, хотя в начале это был стимул не вызывающий реакции.

Пример: Перед сеансами химиотерапии этим детям давали мороженное, чтобы они не так расстраивались перед предстоящей процедурой химиотерапии, которая очень часто вызывала у них тошноту. Но такое подбадривание обернулось тем, что дети стали отказываться от мороженного, даже вне ситуации химиотерапии, потому что их тошнило от одного только вида мороженного или упоминания.

Пример: Крысу помещали в закрытый ящик, в котором она периодически подвергалась (через металлический пол) электрическому раздражению. Как раз перед электрическим раздражением подавали сигнал в виде звука - гудок. После неоднократного сочетания звука и удара током звук сам по себе стал вызывать у крысы реакцию, как будто ее раздражали электрическим током: она переставала рыскать по ящику и притаивалась, кроме того, у нее поднималось кровяное давление. У этой крысы был выработан условный страх на звук, который когда-то был нейтральным стимулом. Уотсон и Рэйнер утверждали, что у человека тоже можно выработать такие условные страхи.

Пример: Психологи Jackobs и Nadel изучали приобретение страхов у человека, особенно в раннем детстве. Например, у человека, который сильно боится кошек, когда-то давно был кот, который являлся условным стимулом для некоторых вредных безусловных стимулов (во время интереса ребенка к животному оно проявляло агрессию и царапалось). Если у этого ребенка не устранять страх, он, даже будучи взрослым, просто будет избегать кошек и не любить их.

После того как условная реакция (страх) стала ассоциироваться с определенным стимулом (звук в виде гудка), эту же реакцию может вызывать другой стимул, похожий на него (звук, напоминающий гудок). Это было подтверждено экспериментом. У человека был выработан условный рефлекс – средней силы эмоциональная реакция на звук соответствующий ноте ДО малой октавы. Уровень эмоциональной реакции можно измерить по кожно-гальванической реакции (КГР), так как во время эмоционального напряжения изменяется электрическая активность кожи. У этого человека КГР будет меняться также в ответ на более низкий или более высокий тон без специального научения (обусловливания). Чем больше новые стимулы похожи на первоначальный условный сигнал (звук ноты ДО малой октавы), тем вероятнее они будут вызывать условную реакцию. Этот принцип называется генерализация, где частично объясняется способность человека реагировать на новые стимулы, сходные с уже знакомыми. Это эффект можно понаблюдать на графике представленном на нижеслужующем рисунке.

Стимул 0 означает тональный звук (нота ДО малой октавы), который первоначально служил условным сигналом кожно-гальванической реакции. Стимулы +1, +2, +3 звуки, высота которых возрастает на похожесть с первоначальным тональным звуком 0. Стимулы -1, -2, -3 представляют звуки, высота тона которых убывает. Чем больше новые стимулы (-1 и + 1) похожи на первоначальный тональный звук 0, тем вероятнее они вызывают похожую эмоциональную реакцию, которую измеряют по кожно-гальванической реакции.

Психологи Baer и Fuhrer проводили эксперимент, подтверждающий другой феномен – дифференцировка – реакция на различие. Человеку предлагали два стимула – два звуковых тона, один тон меньшей частоты 700 Гц, второй – тон большей частоты 3500 Гц. Первый тон был условным сигналом №1, за которым всегда подавали безусловный стимул – электрическое раздражение левого указательного пальца. Второй тон был условным сигналом № 2, и за ним ничего не следовало. Первоначально у испытуемых появлялась эмоциональная реакция, которая фиксировалась по амплитуде КГР, на оба тона, но в ходе научения (обусловливания) амплитуда КГР на условный сигнал № 1 (тон меньшей частоты) постепенно возрастала, а на условный сигнал № 2 (тон высокой частоты) уменьшалась. В ходе такого дифференциального подкрепления у испытуемых вырабатывается условная реакция различения этих двух тонов.

На нижеследующем рисунке показано как происходит дифференцировка

(УС-1 – звуковой тон 700 Гц, УС-2 – звуковой тон 3500 Гц.).

На графике видно, как в ситуациях, когда после предъявления УС-1 сразу подавали электрический ток как безусловный сигнал, эмоциональная реакция испытуемых увеличивалась. Когда электрический ток не предъявлялся после УС-2, эмоциональная реакция со временем уменьшалась. И таким образом, высокий тон УС-2 стал сигналом для торможения эмоциональной реакции.

Генерализация и дифференцировка происходят в повседневной жизни. Маленький ребенок, который научился ассоциировать вид своей комнатной собачки с игривостью, может поначалу относиться так ко всем собакам. Со временем, благодаря дифференциальному подкреплению, этот ребенок будет ожидать игривости только от собачек, похожих на его собственную. Вид угрожающей собаки будет тормозить реакцию приближения ребенка к ней.

"Что заключает в себе понятие рефлекса? – пишет И. П. Павлов. – Теория рефлекторной деятельности опирается на три основных принципа точного научного исследования: во-первых, принцип детерминизма, то есть толчка, повода, причины для всякого данного действия, эффекта; во-вторых, принцип анализа и синтеза, то есть первичного разложения целого на части, единицы, а затем снова постепенного сложения из единиц, элементов; и, наконец, принцип структурности, то есть расположения действий силы в пространстве, приурочение динамики к структуре".

Выводы

"Открытие" Л. Роном Хаббардом механизма реактивного ума – "стимул-реакция" (1950 г.), принадлежит И.П. Павлову (1904 г.).

Л. Рон Хаббард утверждал, что придумал процессинг при помощи прибора "E-Metr", позволяющий находить в реактивном уме преклира (клиента) инграммы (содержащие записи боли), фиксированные идеи и МПЦ.

Факты

Известно, что итальянский криминалист Чезаре Ломброзо в 1890-х годах применял первый прототип детектора лжи, основанный на мосте уитсона. Ему же принадлежит заслуга в разработке одной из первых методик проверки. Способ Ч. Ломброзо и его книга "Человек, совершивший преступление", в которой автор описал ряд успешно расследованных им, посредством инструментального способа, преступлений в немалой степени способствовали дальнейшему развитию метода лайдетекции (этим термином называют методику применения полиграфов для выявления степени искренности человека при ответах на вопросы).

Впервые метод регистрации неосознаваемых эмоциональных реакций с помощью измерения электрического сопротивления кожи в психотерапию ввел в 1906 г. швейцарский психолог Карл Юнг, которому принадлежит сам термин "кожно-гальваническая реакция" (в настоящее время вместо него все шире используется термин "электрическая активность кожи" - ЭАК). Как заявлял К. Юнг, нам не доступно прямое исследование бессознательной области психики, потому что "бессознательное есть бессознательное, и мы, следовательно, не имеем с ним никакой связи". Также К.Г. Юнг проводил своим пациентам оценку их бессознательной области психики при помощи специально разработанных оценочных списков, позволяющим найти в бессознательной области понятия и символы, вызывающие заболевания или неадекватные реакции пациента. В своей книге "Изучения и анализ слов" (1906 г.), К.Г. Юнг описывает методику подсоединения человека, держащего в руках электроды, к прибору, измеряющему изменения в сопротивлении кожи, в то время как ему читаются слова из подготовленного заранее списка. Если слово в этом списке было эмоционально заряжено, происходило изменение в сопротивлении тела, вызывая отклонение стрелки гальванометра. Таким образом, Юнг работал для локализации (определения) и разгрузки отрицательного неосознанного материала (у Хаббарда, это "стирание заряженной картинки"). Этот метод исследования, используемый Юнгом, по крайней мере, с начала 1900-ых, снова упоминался в работе М.Коллинз и Дж. Дривера "Экспериментальная Психология" (1926 г.).

Другой физиолог в это время исследовал электрические характеристики эмоций и мысли. Симон в книге "Мнемоника" (The Mneme) (1915 г.), определяет "инграмму" (Engram) как постоянный заряд, вызванный внутри организма неким стимулом, где след от переживания этого стимула "записан" в организме и образует часть его памяти. Когда стимул повторяется, энергия, которую он освобождает, протекает через эту "инграмму", захватывает какую-нибудь линию поведения, и это, следовательно, ведет к более или менее различной форме реакции. Знание этих результатов было широко распространено в 1920-х: они упоминаются в работе И.Б.Саксби (I.B.Saxby) "Психология Мышления".

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875–1942), советский физиолог, академик АН СССР, ученик Н. Е. Введенского. Основываясь на трудах И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и Ч. Шеррингтона, Ухтомский открыл один из основных принципов деятельности нервной системы, назвав его доминантой. Ухтомский в своем труде "Доминанта как рабочий принцип нервных центров", (1923 г.) писал: "И в окружающей нас среде, и внутри нашего организма конкретные факты и зависимости даны нам как порядок и связи в пространстве и времени между событиями" (у Хаббарда, это его Аксиома: Вселенная – это система законченных вещей).

Под доминантой он понимал господствующий очаг возбуждения (у Хаббарда, это "фиксированная идея" или "намерение"), который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, т.е. доминанте. Особое значение Ухтомский придавал истории системы, считая, что ритм ее работы воспроизводит ритм внешнего воздействия. Благодаря этому нервные ресурсы ткани в оптимальных условиях не истощаются, а возрастают. Активно работающий организм, согласно Ухтомскому, как бы "тащит" энергию из среды, по этому активность организма усиливает энергетический потенциал доминанты (у Хаббарда, это "прилипание сущности").

Для доминанты также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют (у Хаббарда, это "включение или отключение, при присутствии или отсутствии рестимуляции").

Следы же прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций (у Хаббарда, это "МПЦ"). В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса.

Ухтомский считал, что истинно человеческая мотивация имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте "на лицо другого". Он писал, что "только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого" (у Хаббарда, это "присутствовать и наблюдать очевидное").

Идеи, развитые Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, познания, общения и личности. Его концепция, явившаяся обобщением большого экспериментального материала, широко используется в современной психологии, медицине и педагогике.

И.М. Сеченов (1829-1905), русский естествоиспытатель-материалист, основоположник отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии, почётный академик Петербургской АН. Применив хорошо известное слово "рефлекс", Сеченов придал ему совершенно новый смысл. Он сохранил восходящую к Декарту идею о том, что рефлекс происходит объективно, машинообразно, наподобие того, как машинообразно работают различные автоматизмы в нашем теле (у Хаббарда, это "механизмы ума").

Сеченов выдвинул оригинальный взгляд на работу мышцы, отвечающей на толчки из внешней среды. Мышца, по Сеченову, это не только рабочая машина, выполняющая команды мозга. Задолго до Сеченова было открыто, что мышцы обладают чувствительностью. Но не только в том смысле, что мы ощущаем в них боль или усталость. Мышца – такова важнейшая мысль Сеченова – служит также органом познания. В ней имеются нервные (сенсорные, чувствительные) окончания, которые сигнализируют о том, в каких внешних пространственно-временных условиях совершается действие. Более того, дальнейшие исследования привели Сеченова к гипотезе, согласно которой именно работающая мышца производит операции анализа, синтеза, сравнения объектов и способна, как это доказывалось еще Гельмгольцем, производить бессознательные умозаключения, иначе говоря, мыслить (у Хаббарда, это основная идея в теории Дианетики о том, что вся информация о происшедшем болезненном событии записывается в клетке организма, получившей боль). Из этого явствует, что лишь по видимости рефлекторная работа завершается сокращением мышцы. Познавательные эффекты ее работы передаются "обратно" в центры головного мозга и на этом основании изменяется картина (образ) воспринимаемой среды. Поэтому в механизме поведения, реализуемом по типу рефлекса, в отличие от рефлекторной дуги, действует рефлекторное кольцо.

Сеченов открыл так называемое центральное торможение. Когда рефлекс обрывается, не перейдя в движение, то это, по Сеченову, вовсе не означает, что первые две трети рефлекса оказались напрасными. Не получив внешнего выражения, завершающая часть рефлекса (а она, как отмечалось, несет в качестве движения познавательную нагрузку) "уходит вовнутрь", превращается в мысль, хотя и незримую, но продолжающую служить организатором поведения (у Хаббарда, это "суждение, основанное на незаконченном цикле"). Этот процесс преобразования внешнего во внутреннее получил имя "интериоризации". Понятие об интериоризации оказалось весьма продуктивным и было использовано в дальнейшем многими психологами, в том числе Жане и Фрейдом.

Предложенные Сеченовым идеи были первыми в истории мыслями о построении психологии как объективной науки, которая не может ограничиваться тем, что "нашептывает обманчивый голос самосознания" (у Хаббарда, это "влияние кейса"). И дальнейший ход развития психологического познания доказал правоту Сеченова.

Д.Н. Узнадзе (1886-1950) - грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии АН Грузии. Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии.

Д.Н. Узнадзе доказал, что перед всякой деятельностью человек заранее внутренне и психологически готовится к ее осуществлению, хотя данный факт может совершенно не осознаваться им (у Хаббрада, это "расчет аналитического ума на будущее"). Факт предварительной психологической подготовки человека к определенному действию Д.Н. Узнадзе назвал установкой ("Основы экспериментальной психологии", 1925 г.).

Теория установки Д.Н. Узнадзе превратилась в одно из серьезных теоретических направлений советской психологии. По мнению известных советских психологов А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.Р. Лурия, психологическое наследие Д.Н. Узнадзе представляет собой значительное достижение нашей науки, внесшее огромный вклад в формирование и развитие советской психологии.

Труды Узнадзе вошли в золотой фонд советской психологической науки. Из них особо следует отметить "Психологические основы наименований" (1923), "К проблеме постижения значения" (1927), "Образование понятия в дошкольном возрасте" (1929), "Иллюзии скорости движения" (1940), "Формы поведения человека" (1941), "Развитие технического мышления в школьном возрасте" (1942), "Внутренняя форма языка" (1947), "К проблеме сущности внимания" (1947).

Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, была блестяще продемонстрирована Фрейдом в книге "Психопатология обыденной жизни" (1901 г.). По Фрейду ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. З.Фрейд также экспериментировал с кожно-гальванической реакцией.

П.Л. Капица, всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии, в речи на одном из международных симпозиумов, касаясь высшей нервной деятельности человека, сказал, что "основателями этой базисной науки считаются И.П. Павлов и Зигмунд Фрейд. Они первые положили эксперимент в основу изучения процессов мышления. Ими были найдены закономерности восприятия человеком внешней среды, возникновения условных рефлексов, влияния подсознания на деятельность человека" (Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика М. 1977. с.329).

Выводы

На самом деле метод поиска инграмм, с использованием кожно-гальванической реакцией, принадлежит К.Г. Юнгу (1906 г.), а идея о влиянии на нашу жизнь записей из бессознательного – З.Фрейду (1901 г.)

Л. Рон Хаббард утверждал, что он создал оригинальные тренировочные упражнения по общению (ТУ), объективные процессы, методы обучения.

Факты

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452-1519 гг.), итальянский живописец, скульптор, учёный, инженер и архитектор эпохи Возрождения: "…Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен…". http://psylib.org.ua/books/gippi01/index.htm

С точки зрения К. С. Станиславского (настоящая фамилия - Алексеев) (1863 - 1938), русский режиссер, актер, педагог, создатель системы актерского искусства: "Основным методом работы театральной школы является самостоятельная работа самих учеников. Это значит: самостоятельное нахождение творческого материала и создание этюдов, самостоятельная работа над собой по уничтожению физических и внутренних недостатков…". Перед началом студийных показов Станиславский часто проводил 15-минутный "туалет-настройку", подводящую актеров к нужному самочувствию.

Упражнение Станиславского: ЛАДОНЬ

Задание: "Рассмотреть собственную ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий".

Упражнение Станиславского: СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

Задание: Рассмотрите их внимательно – вы обнаружите много нового, не замеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения. Кто найдет больше нового в своих пяти пальцах?

Упражнение Станиславского: РАССМОТРИТЕ ПРЕДМЕТЫ!

Задание: Рассматривайте какой-либо предмет, пока не найдете в нем что-то необычное, то, что раньше не видели или чему не придавали значения.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940 г.г.), русский советский режиссёр и актёр, народный артист Республики (1923). Настоящее имя - Карл Казимир Теодор Майергольд (нем. Karl Kasimir Theodor Meyergold). Его слова: "В школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться".

Теория учебной деятельности и методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования.

Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Дети сами открывают и познают основные правила, аксиомы, схемы. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий и прояснения их до полного понимания. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин.

Лепка из глины (пластилин) известна с древних времен. Египтяне лепили фигурки, изображающие какую-либо информацию, и передавали их "по почте" получателю. В древней Греции искусство лепки из глины требовалось у претендентов на управляющую должность, которые должны были вылепить Зевса, и чем точнее и полнее отображалась суть Зевса в скульптуре, - тем больше гарантий получал претендент на должность.

Основатель Московского института маскотерапии (МИМа), созданного в 1990 году для профилактики и лечения психических расстройств традиционными и нетрадиционными методами, где, помимо классических способов лечения (гипноз, психотренинг, рациональная психотерапия, психоанализ и др.), впервые используется МЕТОД СКУЛЬПТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. Применяемое в МИМе лечение является плодом пятнадцатилетнего клинического опыта, интенсивных научных разработок доктора Г. Назлояна и его учеников.

Очень широкомасштабно используется лепка из пластилина в дошкольном образовании и начальных классах среднего образования с целью развития мелкой моторики рук. Учеными доказана связь развития мелкой моторики с процессами мышления.

Демонстрация предметами известна с давних времен. Еще древние римляне перед своими сражениями демонстрировали воображаемое поле сражения и расстановку своих и вражеских сил, используя сделанные из дерева или камня фигурки. Современные военные перед любой крупной операцией создают макет поля боя. Летчики до сих пор перед настоящим полетом, отрабатывают полеты на земле, используя макетики самолетов.

http://psylib.org.ua/books/index.htm - хорошая подборка книг по психологии.

Выводы

Можно с уверенностью говорить о том, что многие "придуманные" в своем обучении методики, Л. Рон Хаббард заимствовал у известных людей, живших и творивших до появления Дианетики и Саентологии.

Заключение

Как видно из приведенных фактов, многие заявленные "открытия" и "изобретения" Л. Рона Хаббарда на самом деле принадлежат другим людям. Это ни в коей мере не умоляет заслуг Л. Рона Хаббарда в дополнении и адаптации к восприятию этих открытий для широкого распространении их среди людей. Можно даже сказать, что Л. Рон Хаббард является гениальным бизнесменом, который взял малопонятные простому обывателю научные открытия, подробно и доступно их описал и, обернув в красивую обертку, – продал. Особое восхищение вызывает грамотный маркетинговый расчет Л. Рона Хаббарда. Зная, что именно религиозные деятели и медики (психиатры) являются "правообладателями" на истину в знании о человеке, и, понимая, что именно они начнут протестовать больше всех, – Л. Рон Хаббард зарегистрировал свою фирму как религиозную, а основными врагами в своих трудах представил психиатров. Сделав это, он получил бесплатную возможность пропиарить себя и свою фирму в кратчайшие сроки. Если вы посмотрите информацию в Интернете, то увидите, что больше всего о саентологии, дианетике и Хаббарде пишут именно религиозные и медицинские структуры, чем создают постоянный поток публики в фирму Л. Рона Хаббарда, являясь, по сути, сами не осознавая того, его рекламными агентами. Чем больше они с ним борются, тем сильнее его делают.

Справка: "Саентологи появились в России в начале 90-х гг. Первая церковь саентологов зарегистрирована 25 января 1994 г. Распространителем идей саентологов стал Фонд спасения детей и подростков от наркотиков, возглавляемый наркологом В. Ивановым. В 1991 г. Российская Академия медицинских наук финансировала деятельность саентологов среди жертв Чернобыля. Свою библиотеку и пропагандистский центр российские саентологи разместили на факультете журналистики МГУ. Книга Л. Хаббарда "Дианетика" была роздана бесплатно всем библиотекам России. Ее изучают на семинарах, которые проводятся в различных городах России. В 1992 г. Хаббарду посмертно было присвоено звание почетного доктора МГУ. В настоящее время вербовка в Церковь саентологии приобрела в России массовые масштабы, особенно в провинции. Повышенную активность саентологи проявляют в Москве, Перми, Екатеринбурге, Усолье, Обнинске, г. Юбилейном Московской обл., Красноярске и др. В Москве насчитывается 10 тысяч последователей Церкви саентологии. Во главе ее стоит правление из 5 человек. В структуре церкви действует Московский центр дианетики" (Религии народов современной России: Словарь. - М.: Республика, 1999. - с. 556).

Официальные документы по поводу Саентологии:

http://www.r-komitet.ru/vera/70.htm - министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской федерации о Программе "Детоксикация".

http://www.rusk.ru/st.php?idar=110720 – много документов от разных госструктур.

Надо понимать, почему Саентология стала популярной в России.

Потребность людей в улучшении своего психического состояния возросла, но не все могут позволить себе психоанализ (3 000 руб./час) или посещение психолога (от 1 000 руб./час), а Дианетика, как хорошая пиратская копия Windows, доступна и практически бесплатна;

В России испокон веков все, что ругает правительство или "начальники" – привлекает внимание обычного человека. Как говорится, если ругают – значит хорошее;

Долгое нахождение за "железным занавесом" породило эффект сухой губки, после чего наш народ без разбора впитывает все, как пылесос;

Многие исследования в области сознания и деятельности мозга были засекречены. Например, работы известного русского физиолога В.М. Бехтерева, который в 1918 году возглавлял институт по изучению мозга и психической деятельности, а в 1920 году комиссию по мысленному внушению, занимающуюся изучением таких явлений как телепатия, ясновидение, и т.п. В те годы Бехтерев утверждал, что смерти нет, и что мысль – материальна и она является одной из разновидности энергии. Исследованиями заинтересовалась ОГПУ, а через несколько лет вся работа Бехтерева была засекречена (до сегодняшнего дня);

Многолетний запрет на дифференциальную психологию (указ от 1936 года "О злоупотреблении в педологии"), на многие десятилетия откинул Россию в разработках по психологической диагностики и коррекции, а ранние разработки советских ученых утекли на запад. И лишь отмена, в марте 1989 года данного указа позволила вновь возвращаться на свою Родину данных разработок, но уже как зарубежные методики (Людмила Собчик, "Психология индивидуальности", 2005 г., стр.23).

Зашоренность, неграмотность, фиксированное верование и нежелание видеть очевидное, приводило к тому, что мы сжигали и вешали, травили и расчленяли лучших людей, несущих нам свет познания и прогресс в технологиях. И это не закончилось и по сей день. Костры инквизиции уже не горят, но информационные костры черной лжи сжигают множество просветленных умов, тем самым лишая всех нас счастья и желанного успеха.

Хотелось бы сказать пару слов для тех, кто использует открытия ученых, присвоенных и рекламируемых последователями Л. Рона Хаббарда. Говоря и призывая людей к Свободе, не забывайте указывать тех, кто вымостил для вас дорогу к этой Свободе.

Рекомендация: рекомендую посмотреть следующие научно-документальные фильмы: "Смерти нет. Тайна академика Бехтерева", "Не смертельное оружие", "Дух времени", "Эдгар Кейси. Нострадамус XX века", "Тайны века. Вольф Мессинг – я вижу мысли людей", "Секрет (The Secret)".

Боженов А.Я.,
кандидат психологических наук,
преподаватель кафедры общей психологии МГУ