Государственный Эрмитаж Египет. Египетская богиня войны, испепеляющая врагов фараона Богиня мут сохмет

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума. Священное животное Сехмет — львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
7 января — день, посвящённый богине и связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, целительница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов.


В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности. Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все. Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.

В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также, согласно некоторым источникам, Сехмет является темной стороной богини кошек Баст.

Богиня Сехмет в древнем искусстве

Современный арт, хоть и не полностью соответствует древнему представлению, но не менее интересен


Sekhmet, a lion headed Egyptian Goddess

Сегодня я была в Эрмитаже.

Я очень люблю приходить в Эрмитаж за час-два перед закрытием музея.


Я вхожу в Эрмитаж, а навстречу мне выходят толпы усталого и довольного народа, по самую макушку приобщенного к искусству.
Залы пустеют, освещение приглушается...
Брожу по почти пустым залам, вглядываюсь в лица на портретах, лица древних статуй..
Давать волю вображению в это время лучше всего.

Кроме того, служительницы залов к вечеру уже устали, теряют бдительность напрочь и им все равно, кто что делает.
В мыслях они уже кто дома, кто в универсаме делает покупки, кто репетирут воспитательные речи детям-внукам, мужьям...
Можно близко подходить к экспонатам, можно фотографировать без окриков..
Вечером можно делать то, что нельзя делать днем.

Сегодня я пришла на свидание к статуе богини Мут - Сехмет в Египетском зале..

Египетский зал расположен на первом этаже Зимнего дворца и очень удобно расположен по отношению к входу в залы.
Не надо долго бродить по галереям и анфилладам, отвлекаясь на что-то другое..

Зал большой, он был создан на месте помещения Главного буфета Зимнего дворца в 1940 г.
И сейчас совсем недалеко от зала находится кафе.

В Египетском зале - собрание памятников Древнего Египта: скульптура, рельефы, саркофаги, предметы быта..
Все это позволяет представить себе развитие великой древней цивилизации практически на протяжении всей ее истории с IV тыс. до н.э. до начала н.э.
Помню школьные уроки истории в пятом классе, когда мы изучали историю древнего мира и нас приводили сюда...

К числу шедевров зала и всего музея относится огромная, двухметровая, гранитная статуя богини Мут-Сохмет из храма в Фивах (конец XV в. до н.э.).

Вот к ней-то я и шла...
(фотография не моя, мои получились плохо)

Появлением в Эрмитаже бесценной статуи Мут-Сохмет (XV век до нашей эры), обнаруженной в Карнаке среди развалин мы обязаны Аврааму Сергеевичу Норову, ученому, путешественнику, поэту.

А.Норов потерял ногу в Бородинском сражении, когда ему было 17 лет. Тем не менее, он взобрался даже на вершину Большой пирамиды, что нелегко сделать и здоровому человеку.

Он глубоко интересовался историей великой нильской цивилизации.

"Нельзя не удивляться на каждом шагу глубокомыслию этого удивительного народа, который из храмов, чертогов царей и других публичных зданий делал книги для изучения их в продолжении всей жизни, в которых гранитные листы, пережив тысячелетия, могут быть еще прочитаны будущими поколениями..." - писал А.С. Норов.

Он писал дневники и иллюстрировал их рисунками.
Особенно поразили Норова Фивы: "Все статуи Рима, Афин, народов Сицилии, даже Бальбака и Пальмира перед Фивами ничтожны!"

Из храма в Карнаке А. Норов в 1837 году привез базальтовую статую Сехмет - львиноголовой богини, дочери бога Ра.
Норов обозначил, где нашел статую: знаменитый комплекс богини Мут на берегу озера Ишеру, хотя и ошибся в идентификации статуи, приняв ее за Исиду сначала.
Статуй богини Мут на берегу озера было много, но только одна сохранилась, уцелела. Ее-то он и купил у властей, чтобы перевезти на "родной север, не во гнев Исиде и Осирису, но из сожаления к драгоценным остаткам великих Фив".

Во время перевозки статуи, еще в Египте, произошел интересный случай, который Норов описывает так: " Одна арабская дама...проезжала на роскошно убранноом лошаке возле берега, где была причалена моя дагабия; она была поражена видом приобретенной мною в Фивах статуи богини. Остановясь, она попросила позволения войти на дагабию, и мои люди поспешили пригласить ее.
Подойдя к статуе, она долго смотрела на нее в большой задумчивости, потом стала на колени, набожно поцеловала ее в грудь и удалилась со слезами на глазах.. Одна женщина из свиты этой дамы сказала, что на молилась о прекращении ее неплодия.
Другие молодые женщины приходили топами прощаться со статуей, пели вокруг нее, и какой-то старик говорил речь" .

По морю статую доставили в Одессу, а потом, на санях, в Петербург.

Вернувшись в Петербург, Норов рассказал об этом Пушкину. На последнего рассказ произвел сильное впечатление, он сказал: "Какую чудную поэму можно было бы создать из этого эпизода..." и пошел взглянуть на статую, хранившуюся тогда под лестницей в Академии.

После 15-летнего пребывания в Академии Мут-Сохмет перевезли в Эрмитаж, где она и обрела свою вторую жизнь в окружении близких ей произведений искусства далекой для нас страны фараонов.

Сехмет переводится как «могучая» и считается богиней палящего солнца и войны. Также она представляется грозным оком бога Солнца - Ра, целительницей, которая обладает магической силой наводить болезни, а также излечивать их.

Сехмет покровительствовала врачам,считавшимся в то время ее жрецами. Ее характер не поддавался контролю.
Богиня с головой льва, являлась олицетворением разрушительной энергии солнца и солнечного зноя, по этой причине у нее на голове был изображен диск. Богиня считалась довольно суровой.

Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий.
Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила - и успокоилась.
Миф порожден был реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива, воды Нила.

Грозная богиня держит в руках "анх" - знак символизирующий жизнь.
Однако легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется.
Якобы, каждое полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.

По другой версии - ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году.

Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет?
На эти вопросы ответы пока не найдены.

Вот с такой "дамой" я сегодня встречалась...
Возвращаясь, прошла по набережной, "воют ветры в феврале"...)

Отличается обилием и разнообразием персонажей. Есть среди них Осирис, коварно убитый собственным братом и воскресший благодаря стараниям прекрасной супруги Исиды. Есть могучий Гор, бог, нередко изображавшийся в образе сокола, который бросил вызов всесильному Сету, собственному дяде, и сумевший одолеть его в честном бою. Мертвых в подземное царство сопровождал шакалоголовый Анубис. Есть и несколько малоизвестных богов и богинь, с одной из которых, Сехмет, предлагаем познакомиться.

Описание

Богиня Сехмет покровительствовала войне и жаркому солнцу, ее основные эпитеты - «могучая», «безжалостная», «суровая». Олицетворяла собой губительную силу жаркого солнца, являлась владычицей пустыни. Египтяне верили, что богиня знакома с магией и может использовать заклинания. Нередко изображалась в облике женщины с головой львицы. На отдельных фресках или скульптурах представлена в виде львицы или львиноподобной богини с коброй.

Назначение

Богиня Сехмет играет огромную роль в В различные времена она имела разное назначение:

  • Считалась покровительницей войны.
  • Была богиней зноя, пустыни и засухи.
  • Представала повелительницей мора и эпидемий.
  • Обладала навыками врачевания и могла исцелять людей, поэтому считалась покровительницей лекарей.
  • Воспринималась как покровительница армии, во время походов сопровождала фараона, неся его войску успех. Поэтому гнев Сехмет был страшен - военной победы можно было не ждать.
  • Также считалось, что своим суровая богиня уничтожала все живое, чтобы зародить новую жизнь.
  • «Книга Мертвых» описывает Сехмет как защитницу Ра от злобного змея Апопа.

Помимо этого, Сехмет считалась покровительницей столицы Египта, Мемфиса, поэтому в этом городе культ богини был особенно популярен. Также почиталась она в Гелиополисе. Праздником богини было 7 января.

Нрав

Известно, что богиня Сехмет была одним из самых кровожадных божеств страны пирамид. Так, в одном из мифов, разгневавшись на людей, которые стали непочтительными с богами, великий Ра вырвал свое око и бросил его на землю. Глаз бога превратился в суровую Сехмет, она принялась с наслаждением уничтожать неугодное человечество. Когда же боги разлили по земле красное вино, богиня-львица, приняв его за кровь, с жадностью набросилась на напиток и стала его пить. Лишь опьянев и уснув, она прекратила кровопролитие. По другой версии мифа, вылито было пиво, которое приобрело кроваво-красный оттенок из-за особенностей египетского грунта.

В эпоху богине приписывали функции защиты Египта от внешних нападений, поэтому Сехмет стали изображать с горящими стрелами. Нередко именно к этой богине обращались жрецы, когда необходимо было защитить египетскую землю от захватчиков. Однако в гневе она была страшна, могла наслать на людей мор или эпидемии, ее дыхание вызывало ветра с пустыни, влекущие за собой засуху и зной. Поэтому владыки страны пирамид старались задабривать своенравную богиню богатыми жертвами и строительством храмов. Считалось также, что она покровительствует столице Египта - Мемфису и всему Верхнему Египту.

Мифология приписывает Сехмет удивительную силу, поэтому даже отрицательные представители пантеона, Сет и змей Апоп, опасались ее гнева.

Место в пантеоне

Сехмет, согласно египетской мифологии, была дочерью солнечного Ра, супругой бога-творца Пта. В более поздние эпохи нередко изображалась в качестве победителей всех тех, кто решался бросить вызов богам.

Является представительницей так называемой Творческой (Солнечной) Триады Египта, куда также входили следующие божества:

  • Бог Птах, супруг Сехмет, демиург (создатель), в молитвах почти не упоминается, однако почитался как творец всего сущего.
  • Нефертум, покровитель растительности.

Триада пользовалась наибольшим почетом в Мемфисе и воспринималась как покровительница фараонов. Каждое из божеств Триады символизировало свою стихию. Так, Сехмет отождествлялась с огнем, ее муж Пта - со стихией земли, поэтому союз супругов символизировал собой единство созидательного и разрушительного начал. Нефертум символизировал водную стихию. Интересно, что священным животным этого молодого бога растительности также был лев и зачастую изображался он львиноголовым, как и его воинственная мать.

Священные животные, атрибуты

Основным кровавой богини был лев, поэтому в Гелиополисе, где находился ее храм, этих животных содержали жрецы. Убийство льва было недопустимо. Поскольку иногда Сехмет отождествлялась с богиней Хатор, еще одним священным животным была кошка. Богиня была оком Ра, сама покровительствовала жаркому светилу, поэтому нередко ее изображали с солнечным диском на голове. В руках у нее находился острый меч, кинжал, позднее - горящие стрелы. На многих изображениях богиня держит в одной руке анх, в другой - папирусовый скипетр.

Цвет богини Сехмет, покровительницы Мемфиса - солнечно-оранжевый, похожий на окраску палящего светила в зените. Деревом ее считался можжевельник, ягоды которого использовались лекарями, камнем - кремень, из которого в те времена изготавливали простейшие хирургические инструменты, в том числе приспособления для бальзамирования. Поэтому можно отметить, что в сознании древних египтян богиня-львица имела прямое отношение к медицине. Она могла как наградить человечество, так и уничтожить непокорных, наслав эпидемию.

Храмы Сехмет

Поскольку богиня Сехмет входила в число наиболее почитаемых представительниц египетского пантеона, храмов ей строили большое количество. Нередко святилища возводили в пустыне, где обитали священные животные владычицы - дикие львы.

Известен такой исторический факт: фараон Аменхотеп Третий, желая задобрить богиню и спасти свою страну от ужасной эпидемии, велел изготовить порядка 700 ее статуй.

До наших дней дошел в хорошем состоянии храм в Карнаке, к числу главных украшений которого относится статуя Сехмет с солнечным диском на голове.

Культ богини

Как полагают ученые, именно с именем этой суровой и жесткой богини связаны человеческие жертвоприношения в Древнем Египте. Однако культ Сехмет нес и пользу жителям страны пирамид. Так, богиня почиталась как покорительница врачевания, поэтому в ее храмах активно развивалась медицинская наука, а жрецы нередко были неплохими для того времени лекарями.

В наиболее крупных храмах богини Египта Сехмет обучалась особая греческая каста, красные жрецы, которым открывались тайные знания из области хирургии, врачебного дела и даже экзорцизма.

Богини, с которыми Сехмет отождествляли

Мифология Египта имеет сложный характер, поскольку создавалась она в течение многих столетий, неоднократно подвергалась видоизменению. Вот почему богиню Сехмет нередко отождествляли с другими божествами пантеона. Прежде всего это покровительница любви, семейной жизни и домашнего очага. Выдвигалась версия, что Бастет - это миролюбивый вариант Сехмет. Что общего между богинями:

  • Обе были дочерьми Ра.
  • Обе нередко изображались с головами львиц. Позднее, когда кошку приручили, Бастет приобрела облик домашнего животного.
  • Бастет в некоторых городах почиталась как богиня войны.
  • Священные животные обеих богинь относятся к семейству кошачьих.

Вторая представительница египетского пантеона, с которой отождествляли Сехмет - это покровительница вина и веселья, которая изначально имела вполне самостоятельный характер и изображалась в образе коровы или женщины, голову которой украшали рога. Обе богини считались дочерьми солнца, позднее, когда культ Ра стал наиболее значительным в Египте, Хатор стали отождествлять с Сехмет, и изображения богини появились с головой кошки или львицы. Она начала восприниматься как покровительница фараонов.

Иногда Сехмет отождествляли с Тефнут, которая именовалась супругой бога Птаха и дочерью Ра. Изображалась она чаще в образе женщины с кошачьей головой, иногда мужем считался не Пта, а Шу - бог воздуха, который позже был переосмыслен как покровитель полуденного солнца. Центром почитания Тефнут был Гелиополь.

Дети Сехмет

Согласно мифологии, Сехмет - покровительница Мемфиса - имела нескольких детей. Ее сын от Пта, Нефертум, уже упоминался. Также некоторые мифы приписывают богине-львице рождение бога Хека, покровителя магии. По другим версиям, матерью его была богиня Менхит, также представляющаяся в образе воинственной львицы. Источники также называют сыновьями Сехмет Ихи и даже Гора, хотя в классических мифах они являются детьми Хатор и Исиды соответственно.

Нередко ее сыном называют бога Махеса, который также изображался с головой льва, был покровителем войны, боролся со змеем Апопом (в иных вариациях эту функцию выполняла сама Сехмет).

До наших дней дошло немало скульптурных изображений богини палящего солнца, поэтому мы можем четко представлять себе, как, по мнению древних египтян, она выглядела. Роль этой богини в истории древнеегипетской цивилизации можно назвать весомой. Именно в ее храмах мудрые жрецы годами постигали науку врачевания. Конечно, медицина тех времен была доступна лишь избранным, но знания, передающиеся от одного поколения жреческой касты к другому, оказали существенное влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Сведений о Сехмет до наших дней дошло великое множество, однако мифы настолько противоречивы, что мы можем лишь догадываться о том, каковы были изначальные функции этой кровожадной и суровой богини.


Сехмет («могучая») — богиня войны и палящего солнца, грозное око бога Солнца Ра, врачевательница, обладавшая магической силой напускать болезни и излечивать их, покровительствовала врачам, считавшимся её жрецами. Охраняла фараона. Обладала характером, не поддающимся контролю. Изображалась с головой льва, что вызывало её отождествление с Пахт, Тефнут и Баст. Была олицетворением солнечного зноя и разрушительной энергии Солнца, почему на голове её изображался диск. Как богиня жара, Сехмет представлялась весьма суровой. В позднем мифе об истреблении богом Ра непокорного человечества Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор, Тефнут, Баст) в качестве ока Ра наслаждалась избиением людей, и только пролитое на землю богами красное вино, на которое Сехмет набросилась, приняв за кровь, и от которого опьянела, заставило её прекратить резню. Сехмет считалась истребительницей врагов богов. Вместе со своим мужем Птахом и их сыном Нефертемом Сехмет образует триаду Мемфиса. Её имя означает "могущественная", её сущность - богиня войны. Она сопровождает правителя - часто её называют его матерью - во время сражения. Повсюду она сеет страх; приверженцы Сета и даже змей Апоп становятся её жертвами.

Дочь Ра, жена Птаха, мать бога растительности Нефертума.
Священное животное Сехмет — львица.
Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте .

Функции: богиня войны, палящего солнца, медицины и волшебства, покровительница врачей и фараона, хранительница мира и защитница людей.
Атрибуты Сехмет: Анх, Солнечный диск, Скипетр из папируса
Центр культа: столица древнего Египта Мемфис.
День, посвященный богине: 7 января — день, связанный с увеличением солнечного дня.
Также Сехмет связана с Верхним Египтом, в противоположность Баст, связанной с Нижним Египтом.

Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная». Носила имена «Великая» и «Владычица пустыни». Была хранительницей мира и защитницей людей. К ней обращались в минуты опасности.

Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии и, когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов. Богине поклонялись в храме Гелиополиса, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы.


Оружие Сехмет - стрелы, "которыми она поражает сердца"; из стрел исходит пламя. Горячие ветры пустыни считались огненным дыханием богини. Её связывают с уреем, извергающим огонь, и тем самым с "глазом Ра".



Вместе с богиней-коброй Уто и богиней царской власти Нехбет Сехмет охраняла фараона, а во время битвы повергала врагов к его ногам. Ее вид наводил ужас на противника, а огненное дыхание уничтожало все, Обладая магической силой, Сехмет могла убить человека или напустить на него болезнь; гнев богини приносил мор и эпидемии. Вместе с тем Сехмет — богиня-целительница, которая покровительствовала врачам, считавшимися ее жрецами. Египтяне отождествляли Сехмет со многими богинями — Баст, Уто, Мут и др.


В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет, ее супругу Птаху и их сыну Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчанная массивным солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ вечной молодости, и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая в святилище через специальное отверстие в потолке, касается кажущегося невероятно живым, и в то же время гранитного львиного лика богини. Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут, также иногда изображавшейся львиноголовой.

Также Сехмет является темной, суровой, боевой стороной богини-кошки Баст

Богиня Сехмет в древнем искусстве


Изображение богини Сехмет. I тысячелетие до н. э.. Национальный музей искусств Азербайджана (Баку)

Богиня Сехмет. XI—IV века до нашей эры


Сехмет. Период Нового царства


Абидос. Храм Сети I. Сети I получает дар от богини Сехмет


Древняя статуя богини Сехмет из музея в Турине

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.