Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. Сборник дидактических игр для дифференциации смешиваемых звуков у детей дошкольного возраста Игры для дошкольников по дифференциации звуков

Мария Артемова
Игры для дифференциации звуков [с]-[ш]

У детей дошкольного возраста часто наблюдается смешение в речи звуков С – Ш . Основной причиной этого является нарушение фонематического восприятия. Дети плохо различают данные звуки на слух и затрудняются сделать правильный выбор звука при произнесении . Устранению этого дефекта достойное место отводится на логопедических занятиях. Но и воспитатели могут помочь детям в разрешении данной проблемы.

Прежде всего, необходимо выявить, чем различаются звуки С и Ш . Предложим детям произнести (перед зеркалом) звуки С и Ш и сравнить их . Заметим, что при произнесении звука С губы растянуты в улыбке, а при произнесении звука Ш губы округлены бубликом и выдвинуты вперед. Когда произносим звук С , язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а когда произносим звук Ш , язык поднимается вверх, за верхние зубы. И наконец, при произнесении звука С изо рта выходит холодная струя воздуха, а при произнесении звука Ш – теплая . Это можно ощутить тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Акустически звук С похож на свист , он свистящий, а звук Ш похож на шипение , он шипящий.

Научить детей дифференцировать звуки С-Ш помогут следующие игры и игровые упражнения.

«Угадай-ка»

У детей карточки со схематичным изображением улыбки и бублика. Карточка с улыбкой обозначает звук С , так как при его произнесении губы растягиваются в улыбке. Карточка с кружочком-бубликом – это звук Ш , так как губы при его произнесении округлены.

Воспитатель произносит звуки С и Ш попеременно , дети поднимают нужные карточки.

Можно сыграть и наоборот : педагог поднимает поочередно карточки с изображениями, а дети угадывают и называют соответствующие звуки .

Аналогична игра «Солнышко-снежинка» . Звук С обозначает снежинка (при произнесении звука С струя воздуха холодная, звук Ш – солнышко (струя воздуха теплая) .

«Не ошибись»

Воспитатель то поднимает кисть руки вверх, то опускает её вниз. Если кисть руки поднимается верх, то дети произносят звук Ш (кончик языка вверху, если кисть руки опускается вниз, то произносят звук С (кончик языка внизу) .

Можно и наоборот, педагог называет звуки С , Ш вперемешку, а дети то поднимают, то опускают кисти рук.

«Свистит – шипит»

Педагог кладет перед собой картинки и говорит : «Я буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук , которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести С-С-С. Насос : С-С-С… Гусь : Ш-Ш-Ш… Соловей : С-С-С… Змея : Ш-Ш-Ш… и т. д.

«Прогулка на велосипедах»

Воспитатель говорит : «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом : С-С-С… (Дети, имитируя насос, произносят : С-С-С) Хорошо накачали шины, только слышим : воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш) Заклеим дырочку и ещё раз накачаем шину. (Дети : С-С-С)

Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходил из шины? (Дети : Ш-Ш-Ш)

«В лесу»

Воспитатель :

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки)

Подул теплый ветерок, зашелестели листья : Ш-Ш-Ш… (Дети быстро шевелят пальчиками и произносят : Ш-Ш-Ш)

- Подул холодный ветер : С-С-С, закачались сосны. (Дети покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С)

Ветер затих – больше не шевелятся ни листочки, ни ветки. (Дети расслабляются)

Снова подул холодный ветер : С-С-С… (Дети вновь покачиваются и машут руками, произнося : С-С-С…Затем опять расслабляются)

«Ловишки»

Педагог произносит слоги : СА, ША, СО, ШО, ШУ, СУ, СЫ, ШИ, ШЕ, СЭ…А дети должны хлопнуть в ладоши, ели услышат слог со звуком Ш .

Аналогично играем со словами.

«Упрямый ослик»

Игра с мячом

Воспитатель :

Ослик хоть и научился произносить звук С , но упрямо продолжает заменять его звуком Ш . Ему говорят : «СА» . А он в ответ : «ША» .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слог со звуком С . Ребенок заменяет С на Ш, произносит новый слог и возвращает мячик.

«Волшебники»

Игра с мячом

Воспитатель :

Дети, вы можете стать настоящими волшебниками и превратить один предмет в совершенно другой. Чудо произойдет, если звук Ш в слове вы замените звуком С .

Педагог кидает ребенку мячик и произносит слово со звуком Ш . Ребенок заменяет его звуком С , произносит новый слово и возвращает мячик.

Примерные слова : шутки - … (сутки, шок - (сок, шитый -, мишка -, кашка -, башня -, Машка -, уши -, ваш - …шуметь -, пашу -, шкала -, каша -, крыша -, шалить - ….

«Помогите игрушкам»

На столике лежат картинки, в названиях которых есть звук С или Ш , и игрушки : мишка и кукла. Воспитатель говорит :

Кукла Соня и мишка играли и перепутали картинки. Помогите игрушкам : Соне соберите картинки со звуком С в названии , а мишке – со звуком Ш .

Дети по очереди подходят к столику, выбирают картинку, называют её и отдают Соне или мишке, обосновывая свой выбор.

«Магазин»

На столике лежат предметы, в названиях которых есть звук С или Ш (шашки, воздушный шар, карандаши, игрушки : мишка, мышка, лиса, слон, совок, сова и др.) У детей кружочки-монетки с буквами С и Ш. У столика воспитатель в роли продавца. Дети подходят к столику, выбирают товар и оплачивают нужной монетой. Продавец уточняет, какой товар выбран, какой монетой оплачен и почему.

«Звуки заблудились »

Воспитатель читает детям двустишия, выясняет, что не так, предлагает исправить ошибки.

Положили кашу в МИШКУ,

Угостили мёдом МИСКУ.

Прочитали в книге БАШНЮ,

А из снега строим БАСНЮ.

Мой братишка любит СУТКИ,

День и ночь всё вместе ШУТКИ.

Вот поэт нас насмешил!

Он, наверно, поспешил.

Ты поправь его, дружок,

Скажи правильно стишок.

«Путаница»

Игра аналогична предыдущей.

Послушайте, что натворил злой волшебник. Он всё запутал.

Положили в плошку … КАСКУ.

Надевал пожарный … КАШКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ.

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА.

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ.

На лугу коров … ПАШУ.

На лицо надета … МАШКА.

Имя нашей кошки … МАСКА.

Как нам хочется … ШУМЕТЬ

Спать спокойно, не … СУМЕТЬ.

- Расколдуйте стихи : закончите строчки правильными словами.

«Мышеловка»

Часть детей составляет круг (мышеловку) . Они стоят, держась за руки, высоко подняв их. Остальные дети – мыши. Дети, стоящие в кругу, тихо говорят :

Все спят –

Детки спят.

Волк в лесу спит.

Кукла Настя спит.

Только мыши не спят,

Они кушать хотят,

В мышеловку глядят.

После этих слов мышки начинают бегать, тихо пищать : С-С-С, вбегать в круг, выбегать из круга. По сигналу педагога (удар барабана, бубна, колокольчик) мышеловка захлопывается – дети опускают руки. Часть детей оказывается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мыши не будут переловлены.

Использованная литература

1. Игры в логопедической работе с детьми : пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под редакцией В. И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов : Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с.: ил. – (Коррекционная педагогика) .

3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта +, 2004. – 336 с. – (Популярная логопедия)

4. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов) . – М : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

5. Школьник Ю. А. Логопедия – Ил. Ю. Школьник. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 96 с., ил.


Задания Слайд 4: Уточнение артикуляции звуков, введение условных обозначений звуков (с- «песенка ветра», язык опущен вниз, воздушная струя холодная; ш - «песенка змейки», язык поднят вверх, воздушная струя теплая) Слайд 5,6: Пройти звуковую дорожку по стрелкам, произнося звуки/слоги в соответствии с условными обозначениями. Слайд 7: Произнести в соответствии с направлением стрелок звуки/слоги столько раз, сколько обозначено под стрелками. Слайды 8,9: Выбрать и назвать слова со звуком ш - подарки для змейки, с подарки для ветерка Слайды 10,11: а) «Буква «С», она ходит в гости к своим друзьям, словам, в которых есть буква С. Я буду говорить, куда идет буква С,а ты внимательно следи. Если буква пришла к другу, поздоровайся, назови это слово, если буква С пришла к слову, в котором буква Ш хлопни в ладоши, буква поймет, что там не ее друг. Начнем? Буква «С» пошла налево....вверх...направо...и т.д». Аналогично играем с буквой «Ш». б) «В центре поля буква «Ш», она ходит в гости к своим друзьям, словам, в которых есть звук «Ш». Давай составим ей маршрут, план, как ей повидать своих друзей и не попасть к словам чужим, со звуком С». Куда надо букве пойти сначала налево, направо, вверх или вниз?» Аналогично играем с буквой «Ш».


Задания Слайды 12,13 Назвать слова в верхнем/нижнем ряду, в каких словах повторяется звук [Ш]/[С]? Нназвать лишнее слово. Слайд 14: Назвать все картинки, уточнить лексическое значение слов. Инструкция: «Помоги детям убраться. В шкафу должны быть предметы, в названиях которых есть звук [Ш], а на столе предметы, в названиях которых есть звук [С]». Слацд 15: Назвать все картинки, а потом подобрать слова со звуком [Ш], подходящие по смыслу к глаголу ставит. Инструкция: «Продолжи, «допиши» предложение «Соня ставит...», выбери слова со звуком [Ш]. Обрати внимание, что здесь не все слова подходят по смыслу. Слайд 16: Назвать все картинки, а потом подобрать слова со звуком [С], подходящие к слову игрушечнЫЙ (существительные мужского рода, единственного числа). Инструкция: «Продолжи, «допиши» предложение «У Миши игрушечный...», выбери слова со звуком [С]. Обрати внимание, что здесь не все слова подходят к слову игрушечный. Слайд 17: Назвать все картинки, уточнить лексическое значение слов. Инструкция: Назови слова, в которых есть пара звуков: и звук [С], и звук [Ш].







Радуга








C



С – Ш 1

Различай звуки «С» и «Ш».

1. Исправь ошибки (устно):

В берлоге живет Ми с ка (Ми ш ка)

У солдата на голове ка ш ка (ка с ка)

Папа наточил но с (но ж )

Ракета летит на мар ш (Мар с )

На доме красная кры с а с трубой (кры ш а).

2. Взрослый прочитает текст, а ты только выполняй

соответствующие упражнения (языком и ладонью) и

произноси звуки «С» или «Ш»:

Море спокойно. Язык, словно плот (Язык «лопаткой»)

Плавно и сонно по морю плывет: («С-с-с-с-с…»)

Море волнуется, шторм начинается. (Язык «чашечкой»)

Лодочкой к нёбу язык поднимается: («Ш-ш-ш-ш…»)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (Ш-ш-ш-ш…)

Море спокойно: (С-с-с-с…) Море штормит: (ш-ш-ш …)

3. Много раз подряд четко повторяй: «Ё ж нё с но ж »

С – Ш 2

1. Повторяй по три слога:

С А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А Ш А – С А – Ш А

2. Взрослый вразнобой будет показывать тебе картинки,

а ты называй их: «кры с а – кры ш а – кры ш а – кры с а –

кры ш а – кры ш а – кры ш а – кры с а …»

3. Добавь нужное по смыслу слово «КРЫ С А » или «КРЫ Ш А »:

Была на доме … (кры ш а).

Жила в подвале … (кры с а).

Кот залез на … (кры ш у)

Караулить … (кры с у).

Ходит кот по … (кры ш е),

Не дает спать … (кры с е).

Очень хочет … (кры с а),


Чтоб ушёл кот с … (кры ш и).

С – Ш 3 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

    «Прочитай» по картинкам рифмовку:

С анки, ш апка, с умка, ми ш ка,

Ш ляпа, бу с ы, ш уба, ми с ка,

С тул, но с ок, поду ш ка, кры с а,

Ш и ш ка, с тол, лягу ш ка, кры ш а,

С апоги, камы ш , с лон, ка ш ка,

Ш каф, автобу с , ш а ш ки, ка с ка.


С – Ш 4 Четко произноси звуки «С» и «Ш».

и произноси звуки «С» и «Ш»:

Мой язык похож на лист, что упал с березки вниз.

(Упр. «Лопатка»)

Широкий, мягкий, плоский – совсем, как лист березки.

(Звук «С-с-с…»)

Листья высохли, свернулись, краешки их вверх загнулись.

(Упр. «Чашечка»)

Ветер листья подхватил, поднял вверх, подул, завыл…

(Звук «Ш-ш-ш-ш…»)

Ветер в листьях шелестит - то свистит он, то шуршит:

Свистит - … Шуршит - … Шуршит - … Свистит - … Шуршит - …

2. Замени в словах звук «С» на звук «Ш»:

Мар с - … (мар ш ), ми с ка - … (ми ш ка), ири с ка - … (Ири ш ка),

ма с ка - … (Ма ш ка), ка с ка - … (ка ш ка), с уметь - … (ш уметь)

ба с ня - … (ба ш ня), кры с а - … (кры ш а), пу с ки - … (пу ш ки).


3. Много раз повтори скороговорку: «На ш О с ёл на с о с на ш ёл»

С – Ш 5

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Замени в словах звук «С» на звук «Ш», например:

мыС – мыШ ь.

сила - … (ш ило) солить - … (ш алить)

миска - … (ми ш ка) маска - … (Ма ш ка)

каска - … (ка ш ка) басня - … (ба ш ня)

крыса - … (кры ш а) Марс - … (мар ш )

2. Внимательно рассмотри картинку. Как одним словом назвать все

предметы? (игрушки) Перечисли их по порядку.

3. Выбери игрушки, в названиях которых слышится звук «С».

4. Назови игрушки со звуком «Ш».

С – Ш 6

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Хлопни в ладоши, услышав в слове звук «Ш»:

Сахар, санки, ш арик, слон, ш каф, салат, ш ум,

лиса, мы ш ка, ко ш ка, маска, ми ш ка, ду ш , нос.

2. Добавь в конце слов нужный звук «С» или «Ш»:

каранда… (ш ) анана … (с ) абрико … (с )

вопро … (с ) малы … (ш ) автобу … (с )

ланды … (ш ) матро … (с ) камы … (ш )

3. Повтори словосочетания:

Кра с ная кры ш а. С тра ш ная кры с а.

С ме ш ная ба с ня. С торо ж евая ба ш ня.

Ду ш и с тая ка ш ка. С олдат с кая ка с ка.


4. Много раз подряд повтори скороговорку:

«Ли ш ь у ли с нет лы ж »

С – Ш 7

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


- Ми ш ка, ми с ка

2. Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:

С лон у ш ами, С ом у с ами


Ш евелят во с не ча с

С – Ш 8

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Прочитай скороговорку по картинке:

Прячут с я от Ко ш ки Мы ш ки:

Мы ш ка с бро ш кой Мы ш ка с кни ж кой,

Мы ш ка с кры ш кой, Мы ш ка с ш и ш кой,

Мы ш ка с кру ж кой, Мы ш ка с мо ш кой,

Мы ш ка с клю ш кой, Мы ш ка с ло ж кой

    Повторяй скороговорку быстром темпе, но помни:

Е с ли я з ычок с поткнет с я

Мы ш ка к Ко ш ке попадет с я!

С – Ш 9

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

Замени первый звук С на звук Ш, например: С ушки – Ш утки.

Сок - … (ш ок) Сайка - … (ш айка)

Скала - … (ш кала) Споры - … (ш поры)

Срам - … (ш рам) Стиль - … (ш тиль)

Читай пиктограмму слева – направо и обратно:


- Ми ш кина ми с ка, мы ш кина ми с ка

Выучи скороговорку и повторяй ее с ускорением:


С ли ш ком много но ж ек у с ороконо ж ек.

С – Ш 10

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Закончи слово нужным слогом «С КА » или « Ш КА»:

ПРИЧЁ … (с ка), МАТРЁ…(ш ка), ПОГРЕМУ… (ш ка),

КОЛЯ … (с ка), МАРТЫ …(ш ка), РАСЧЁ…(с ка),

ИГРУ…(ш ка), РАСКРА…(с ка), ЛЯГУ…(ш ка),

ПОДСКА…(з ка), ПОДУ …(ш ка), КОРМУ …(ш ка).

2 . Пять раз подряд без запинки проговори скороговорку:


По с пе ш и ш ь – людей на с ме ш и ш ь.

С – Ш 11

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Договори незаконченные слова:

Для художницы Ли с ы купим мы каранда … (ш и).

Мы подарим Ми ш ке два пучка реди … (с ки),

Килограмма два лап ш и и кусочек колба … (с ы).

Принесём для Пету ш ка два пшеничных коло …(с ка),

Купим для Лягу ш ки мягкие поду … (ш ки).

Сварим для пугливой Мы ш ки очень вкусные соси … (с ки) .

Сладкие ири с ки купим для Марты … (ш ки).

2. Выучи языколомку:

Пу ш и с тая Ко ш ка на с олны ш ке с у ш ит

Ш ёр с тку на с пинке, у с ы и у ш и.

С – Ш 12

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

1. Повторяй каждую фразу:

Ш а – ш а. С а – с а. Вот какие чуде с а:

С а – с а. Ш а – ш а. На горе растет лап ш а

Ш у – ш у. С у – с у. Я возьму свою ко с у

С у – с у. Ш у – ш у. И с ко ш у я в с ю лап ш у.

Ш и – ш и. С ы – с ы. Для козы и для ли с ы

С ы – с ы. Ш и – ш и. Хватит на зиму лап ш и

2. Игра «СМЕШИЛКА»

Первый игрок спрашивает второго:

« С ку ш ае ш ь или надене ш ь на с ебя?»

Второй игрок сначала отвечает, например: « С ку ш аю»,

а затем бросает игральный кубик и соотносит выпавшее число

с порядковым номером картинки.

Если у второго игрока выпадет, предположим, «5», то он

четко должен сказать: «Я с кушаю с апо ж ки»

Игроки меняются ролями. Возможно, теперь игроку придется


признаться: «Я надену на с ебя ка ш у »?

С – Ш 13

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)

    Повторяй по три слога:

Ш А – С А – Ш А С А – Ш А – С А

Ш А – Ш А – С А С А – Ш А - Ш А

2. Повтори слова:

С пе ш и ш ь, с ме ш и ш ь, ш ути ш ь, с у ш и ш ь,

с оли ш ь, с мотри ш ь, с лу ш ае ш ь, с пи ш ь.

3. Выучи скороговорку:

С порили в с емье ш мелей:

- Кто в с емье ш мелей с мелей?

Ока з ало с ь, чт о с мелей

С амый с тар ш ий и з ш мелей.

С – Ш 14

Четко произноси звуки «С» и «Ш».

(на звук «С» язычок – «лопаткой», ладонь прямая, а

на звук «Ш» язычок – «чашечкой», ладонь – горстью)


1. Выучи скороговорку:

С ов с ем не с тра ш ен

мне С тра ш ила:

С тра ш илу

из ме ш ка я сш ила!

2. Найди предмет, к которому подходит действие и составь

предложение о том, что сделал Саша, например:

С а ш а с ма с терил корму ш ку.

С ломал, с делал, с орвал, и с купал, и с пачкал,


уго с тил, с нял, с пас, с вязал, на ш ел, с ъел.

С – Ш 15

Четко произноси звуки С, Ш, З, Ж

1. Назови все картинки (выделенные слова).

2. Повтори за взрослым предложения с этими словами.

С ОВУ Ш КА не с пит. С ТАРУ Ш КА ус тала. С аш а ест С У Ш КИ.

Пакетик чая в С О Ш ЕТЕ . Маш иныедутпоШ О СС Е .

ПУТЕ Ш Е С ТВЕННИК на вершине горы. Лучистое С ОЛНЫ Ш КО.

БабушкиныС ЕРЕ Ж КИ. Красивая С НЕ Ж ИНКА.

С – Ш 16 Четко произноси свистящие и шипящие звуки

1. Внимательно послушай сказку:

За ночь сшила Совушка – швея всем жителям леса пушистые зимние шубки. Проснулось солнышко, и на

з а с не ж енную лу ж айку з а с пе ш или о з орные з веру ш ки.

Ра сш умели с ь, ра сш алили с ь малы ш и!

Ми ш ка с лепил боль ш ую с не ж ную бабу. Пё с Ш арик

по с троил с торо ж евую крепо с ть. Мы ш онок отбивал

с воей клю ш кой ш айбу. Ё ж про с то ра з гребал на лу ж айке

с не ж ок. З айчи ш ка катал с я на лы ж ах, а Ко ш ечка –

на с анках. Хоро ш о з веру ш кам з имой в ле с у!

2. Ответь на вопросы: Кто сшил жителям леса зимнюю одежду?

Какими были эти шубки?

Как играли зверушки на лужайке?


3. Послушай сказку еще раз и перескажи ее.

Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

Дифференциация звуков [с]-[ш] .

Правильная артикуляция звука [с] . Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Правильная артикуляция звука [ш] . Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку» .

Отличия звуков [с]-[ш] .

Губы в улыбке Губы округлены

Язык внизу Язык наверху

Воздух холодный Воздух теплый

Характеристика звука [с]- согласный , твердый, глухой.

Характеристика звука [ш]- согласный , всегда твердый, глухой.

Игра «Насос- ветер» .

Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш

Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.

Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….

Игра «Палочки» .

1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш] , ребенок рисует палочки.

- звук [ш]- потому , что язык наверху,

- звук [с]- потому , что язык внизу.

2. Прочитайте по палочкам :

Игра «Договори словечко» .

Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш] ,

Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….

Игра «Повтори за мной» .

СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…

Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са

Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со

Су- су- шу шу- су- су су- шу- су

Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы

Са- со- шу

Шо- шу- са

Сы- ша- со

Ша- са- шу

Су- сы- шу

Со- шу- ша

Чистоговорки.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Игра «Повтори за мной» .

Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…

Ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш

ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос

ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус

ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы

Ас- ос- уш

ош- уш- ас

ыс- аш- ос

аш- ас- ус

ус- ыс- уш

ос- уш- аш

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Игра «Замени звук » .

Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.

Сутки- шутки споры- шторы

Суметь- шуметь сытый- шитый

Спит- шипит усы- уши

Усат- ушат мишка- миска

Басня- башня маска- Машка

Маша- масса каска- кашка

Ириска- Иришка просить- прошить

Нас- ваш ваш- вас

Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.

Словосочетания.

Следите за правильным произношением.

Сосновая шишка.

Сонная кошка.

Сонина шуба.

Яшины санки.

Душистый куст.

Пышное тесто.

Душистое сено.

Шелковая косынка.

Пушистая кошка.

Высокая башня.

Сухие штанишки.

Бабушкин сундук.

Мышиный писк.

Квашеная капуста.

Косолапый мишка.

Острый шип.

Смешная шутка.

Шахматная доска.

Сытый мишка.

Вишневый сок.

Смешная маска.

Пустой мешок.

Школьная доска.

Смешные потешки.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой стишок, моя суша…

Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.

Чистоговорки.

Ребенок повторят чистоговорку полностью.

Наша Маша хороша- ша- са- ша.

Укусила в нос оса- са- ша- са.

Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

У осы усы, усы- сы- ши- сы.

Бегает лиса- са- ша- са.

Ягоды в лесу- су- шу- су.

Дали колесо -со- шо- со.

Нет карандаша- ша- са- ша.

Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

Любят песни малыши- ши- сы- ши.

Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

У нас большой шалаш- аш- ас- аш

Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

Над кустами много ос- ос- ош- ос

Над вишней много ос- ош- ош- ос

Свет в окне погас- ас- аш- ас

Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

На елке много бус- ус- уш- ус.

Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

Предложения.

У Миши- санки.

Наш дедушка- машинист.

Наш насос шумит.

У Наташи сын- Саша.

Саша спешит к бабушке.

Посуда стоит в шкафу.

В саду кукует кукушка.

Соня пишет без ошибок.

Мишка ест из миски.

У кошки пушистая шуба.

На высокой сосне- шишки.

На окошке стоит кактус.

Стас насыпал пшено в мешок.

У высокой сосны- пушистые ветви.

Даша стоит под высоким мостом.

Кошка ест большую, вкусную сосиску.

Соня и Саша едут в путешествие.

На сонного мишку упала сосновая шишка.

Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

На лесной опушке стоит сосновая избушка.

Игра «Путаница» .

Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.

Суп ест Наташу.

Стакан моет Мишу.

Ананасовый сок пьет дедушку.

Пуховые подушки сушат Соню.

Миска ест из мишки.

Кокос отнес сына бабушке.

Стадо пасет пастушка Сашку.

Выставка спешит на Сашу.

Окошко сидит на пушистой кошке.

Скороговорки.

У Сони- шишки,

А у Саши- штанишки.

Скушай Саша шесть сушек.

Надо суметь, тут не шуметь.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Шишки на сосне,

Шашки на столе.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

У кошки- шесть котят,

У мышки –шесть мышат.

Стихи. (выучить) .

Любит сушки наша Даша,

Сушки- это вам не каша.

Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

Семь пушистых котят

Есть суп сегодня не хотят,

А наша Наташа, дает им кашу,

Вот смешная Наташа.

Собака Пушок.

У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.

Игры на дифференциацию звуков Л – Р

1. «Самолет»

Цель:

Ход: воспитатель объясняет, что после постройки самолета его надо испытать. Детям предлагается завести мотор и порычать, а после набора высоты, когда самолета не видно погудеть звуком Л. По команде дети произносят звуки Р и Л попеременно.

2. «Перетягивание каната»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: перед ребенком находится картина на которой нарисованы тигренок с лягушатами перетягивающие канат. На карточках написаны слоги. Если тигренок перетягивает канат к себе, то ребенок читает слоги со звуком Р, если лягушки – то ребенок читает слоги со звуком Л.

3. «Договори словечко»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель начинает произносить слова, а ребенок поднимает со слогом РА или ЛА и произносит слово полностью (игла, зебра, пчела, гора и т.д.).

4. «Садовники»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: детям предлагается рассадить цветы по разным клумбам. На одну клумбу цветы в названиях, которых есть звук Л - ЛЬ, на другую клумбу цветы в названиях которых есть звук Р - РЬ (ландыш, лютик, флокс, василек, гладиолус, тюльпан, лилия, фиалка, нарциссы, роза, сирень, ромашка, астра).

5. «Измени слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).

6. «Закончи слово»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает закончить слово. Он называет начало слова, а ребенок поднимает карточку со слогом РЫ или ЛЫ и произносит получившееся слово (школы, ковры, узлы, заборы и т.д.).

7. «Ловишки из круга»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Оборудование: фанты у детей.

Ход: дети стоят в круге. Ловишка, назначенный воспитателем, находится в центре круга. Дети в круге ловят хоровод и говорят: мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну попробуй нас догнать. Раз-два-три – лови. На последнем слове дети разбегаются, а ловишка их ловит и забирает фанты. Чтобы продолжить игру ребенок должен отработать фант (придумать слова на звуки Р – Л).

8. «Найди себе пару»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: у детей в руках картинки, которые между собой образуют пары по противопоставлениям звуков Р – Л. Воспитатель просит их подобрать себе пару, как можно быстрее.

9. «Звериная лечебница»

Цель: дифференциация звуков Л – Р.

Ход: воспитатель предлагает вылечить животных разложив картинки с их изображениями на две группы. В первой группе должны оказаться животные, в названии которых есть звук Л, во второй звук Р. Придумать историю про успешное выздоровление животных.