Иван IV и его реформы. Основные реформы Ивана IV Государственные реформы ивана 4 кратко

За время деятельности Ивана Грозного:

  • был нанесен удар по боярству и укрепились позиции дворянства;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия;
  • начал созываться Земский собор;
  • русский государь получил статус царя;
  • продолжилось расширение территории Руси.

В 1533 г. скончался Василий III, сын Ивана III, правивший в 1505 - 1533 гг. После его смерти на Руси началось боярское правление. Суть боярского правления 1533 - 1547гг. в следующем:

  • воспользовавшись тем, что наследнику престола - Ивану (Иоанну) IV Васильевичу было 3 года, власть в стране взяла груп­пировка бояр;
  • был создан регентский совет во главе с матерью Ивана IV Еленой Глинской;
  • фактическим правителем России стал ее фаворит боярин Овчина-Телепнев-Оболенский;
  • после смерти Елены Глинской в 1538 г. началась ожесточенная борьба за власть между боярами;
  • сложилось два враждебных боярских клана, сгруппировавшихся вокруг боярских родов Шуйских и Вельских;
  • в период борьбы боярских группировок (приходившейся на юность Ивана Грозного) власть великого князя значительно ослабла и стала номинальной, хотя у нее все же оставались сторонники, которые не позволили ликвидировать великокняжескую власть окончательно.

В 1547 г. по достижении 17 лет (совершеннолетия в то время) Иван IV вступил на престол. Особенностью его прихода к власти было то, что впервые в истории Руси великий князь был венчан на царство и получил титул царя:

  • термин «царь» пришел на Русь от монголо-татар;
  • до падения ига «царем» называл себя главный хан Золотой Орды;
  • данным титулом золотоордынский царь подчеркивал свою власть над всеми (как над другими ханами, так и над русскими князьями, которые ездили в Орду на поклон к царю);
  • впервые приняв титул «царь», Иван Грозный показал свою абсолютную суверенность, независимость от всех других властей;
  • также этим шагом Иван Грозный показал, что теперь, после падения Золотой Орды, высшим правителем как на Руси, так и на всем окружающем восточноевропейском пространстве, таким же, какими 240 лет были ханы, является московский государь и центр власти переместился из Сарай-Бату в Москву;
  • в этом шаге была определенная правопреемственность с Византией - монголо-татары заимствовали термин «царь» у византийцев (царь - сокращенный монголами вариант слова «цезарь», а цезарями именовали себя императоры Рима и Византии).

Через 2 года после венчания на царство в 1549 г. Иван Грозный начал реформы, в ходе которых были:

  • создана Избранная Рада;
  • впервые созван Земский собор;
  • принят новый Судебник;
  • проведена земская реформа;
  • проведена реформа церкви.

Избранная Рада - совещательный орган при царе: фактически выполнял роль правительства, «коллективного мозга», помогавшего царю в осуществлении управления страной, но не имел официального статуса (подобно правительствам, кабинетам других стран).

В состав Избранной Рады входили ближайшие соратники царя, среди которых:

  • Алексей Адашев - талантливый государственный деятель, вышедший из незнатного помещичьего рода;
  • князь Андрей Курбский - молодой реформатор;
  • митрополит Макарий (глава Русской Православной Церкви);
  • отец Сильвестр - духовный наставник и воспитатель царя в юности;
  • думный дьяк Висковатый.

Избранная Рада повлияла на проведение почти всех реформ раннего Ивана Грозного. Несмотря на то, что она имела неофициальный статус, это был первый опыт функционирования правительства на Руси.

В 1549 г., примерно в одно время с созданием Избранной Рады, впервые в истории Руси был созван Земский собор - сословно-представительный орган.

Земский собор - наряду с новгородским вечем, первый представительный орган на Руси. В отличие от веча, которое пред­ставляло горожан, Земский собор являлся сословно-представительным органом:

  • имел общерусский характер;
  • представлял различные сословия русской элиты - бояр, дворян, духовенство;
  • созывался для решения важнейших вопросов, которые определяли судьбу государства.

Решения Земского собора были окончательными и имели большой авторитет для народа. Так, Земскими соборами были приняты такие исторические документы и решения, как принятие Судебника 1550 г., избрание на царство династии Романовых, решение о воссоединении Украины с Россией. Суть земской реформы, проведенной при Иване Грозном в 1555 - 1556 гг., заключалась в совершенствовании местного самоуправления на Руси:

  • был введен институт земских старост (глав сел и небольших городов), которыми избирались представители зажиточных крестьян и горожан;
  • городовых, которые назначались царем и руководили крупными городами, финансовыми и административными делами;
  • губных старост (глав губерний), которые назначались царем и осуществляли управленческие, полицейские и судебные функции.

При Иване Грозном окончательно сформировалась приказная система:

  • управленческие функции отдельными направлениями государственной деятельности на общерусском уровне были закреплены за приказами («министерствами»);
  • Посольский приказ ведал иностранными делами;
  • Разрядный приказ отвечал за сбор и организацию армии;
  • Поместный приказ ведал делами по распределению земли за людьми, находящимися на службе у государства;
  • впоследствии были созданы и иные приказы.

Церковная реформа заключалась в том, что были унифицированы ранее свободно трактуемые нормы церковной жизни. Новый единый для всех порядок был закреплен в решении Стоглавого собора 1551 г. - съезда священнослужителей с участием боярства и царя, который оформил новый церковный устав в виде 100 глав.

Военная реформа заключалась в том, что:

  • ополчение, которое собиралось на время войны, было заменено постоянной армией;
  • главным принципом организации армии стала постоянная военная служба, которая вознаграждалась земельными угодьями;
  • ядро новой армии составляли «избранная тысяча» (1070 отбор­ных дворян, которые получили обширные земельные участки
  • под Москвой) и стрелецкое войско (стрельцы), состоящее из 3 тыс. человек, обученных обращению с огнестрельным оружием;
  • часть войска (в основном обозно-тыловая служба) набиралась из крестьян.

Новый Судебник, принятый Земским собором в 1550 г.:

  • провозгласил закон единственным источником права на Руси;
  • ликвидировал право удельных князей осуществлять судебные функции;
  • закрепил функцию суда исключительно за государством;
  • упорядочил налоги;
  • подтвердил право крестьян на «Юрьев день» (право уйти к другому помещику с выплатой предыдущему «пожилого»).

Главное значение реформ Ивана Грозного 50 - 60-х гг. XVI в. состояло в том, что, благодаря им:

  • усовершенствовалась система управления государством;
  • на Руси сложилась сословно-представительная монархия (монархия, опирающаяся на сословия (важнейшие: боярство, дворянство, духовенство), которые допущены к управлению государством и представлены в различных государственных органах.

Военные реформы Ивана IV Грозного — комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии.

Успешность военных реформ Ивана Грозного обеспечила взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Военных реформы Ивана Грозного — кратко по пунктам

Причины и предпосылки

Необходимость повышения боеспособности армии — за первую половину 16 века Казанское ханство совершило около 40 нашествий, разоривших многие русские города. Централизация власти в новообразованном Русском царстве также требовала повышения качества военных соединений государства.

Зависимость от поместного войска — дворянское ополчение играло центральную роль в армии, но его дисциплина оставляла желать лучшего, царь осознал необходимость закладывания основ регулярной армии.

Угроза Крымского ханства — со стороны южных границ на территорию Русского царства регулярно совершали набеги крымские татары и ногайцы, для эффективной борьбы с ними необходимо было продолжить создание Засечной черты (начато Елене Глинской)

Цели и задачи

Повышение субординации и дисциплины — споры среди воевод на счет поместных правил (кто будет главным во время похода) необходимо было устранить, определить порядок прохождения воинской службы, и нормы предоставления дворянами воинов в зависимости от их земельного надела. Также требовалось внести ясность в структуру войска

Развитие артиллерии — без пушек взятие крепостей превращалось в многомесячную осаду, поэтому каждому из пехотных полков необходима была полковая артиллерия

Выборные пехотные полки — создание первых регулярных войск должно было положить основу будущей профессиональной армии и разнообразить функционал текущих боевых соединений, расширяя круг доступных для решения тактических задач.

Кратко о сути и значении военных реформ Ивана IV Грозного

Выборная «тысяча лучших слуг» 1550

1 октября 1550 года Иван IV Грозный подписал указ о переселении «тысячи лучших слуг» из различных городов и областей Русского царства и выделении им поместий для проживания в пределах 60-70 километров от Москвы.

Опираясь на положение и выполняемые при царе обязанности, «тысячники» были разделены на три статьи, и получали в зависимости от этого земельный надел в 100, 75 или 50 гектар соответственно.

Данный указ, по мнениям различных историков, преследовал следующие цели:

Поместное войско Ивана IV Грозгоно

  • Увеличение количества исполнителей заданий центрального правительства — процесс централизации и прирастающие территории требовали расширения государственного аппарата и большей мобильности служилых людей.
  • Увеличение численности «государева полка» — переселённые дворяне были обязаны участвовать в больших военных походах, предоставляя в зависимости от величины земельного надела определенное количество бойцов.
  • Некоторые историки считают «избранную тысячу» прообразом последующей опричнины.

Выборное стрелецкое войско 1550 год

Понимая чрезмерную зависимость от поместного войска, Иван Грозный принял решение о наборе на пожизненную службу 3000 стрельцов и создания из них 6 приказов по 500 человек. Стрельцами служили преимущественно бедные люди, но сотниками и командирами приказов были «дети боярские».

Изначально стрельцы имели при себе холодное и ручное огнестрельное оружие, впоследствии стрелецким полкам были приписаны пушкарские расчёты — было положено начало профессиональной русской армии.

Стрельцы Ивана IV Грозного

«В лето 7058 учинил у себя Царь и Великий князь Иван Васильевич выборных стрельцов с пищалей три тысячи человек и велел им жити в Воробьевской слободе, а головы у них учинил детей боярских; <…> Да и жалования стрельцам велел давати по четыре рубля на год»

Ограничение местничества 1550

Право руководства во время походов, а также порядок подчинения определялся местничеством (т.е. благородством происхождения) — это серьёзно мешало соблюдению субординации, вызывало частные споры, а главное, не позволяло менее благородным дворянам проявить свои командирские качества.

В приговоре царя и боярской думы от 1550 года местничество упрощалось во время боевых походов в соответствии со следующими правилами:

  • местничество между полковыми воеводами и дворянами упразднялось, вне зависимости от благородства происхождения «боярские дети» зачислялись в полк рядовыми
  • К полковым воеводам были приписаны «легкие» и «меньшие» воеводы.
  • Все первые воеводы должны были считаться по местничеству между собой, вторые — между собой, а каждый первый воевода — со своим вторым.
  • Первый воевода одного полка не мог спорить о местах со вторым воеводой другого полка.
  • Запрет на местнические споры во время ведения боевых действий

Формирование конных сотен 1552

Начиная с 1552 года, во время третьего казанского похода Ивана Грозного, начинает проводиться роспись «детей боярских» по сотням различных полков.

Эта мера также позволила снизить количество местнических споров (кто и кем будет командовать для дворян — вопрос весьма болезненный) во время формирования небольших разведывательных или тактических отрядов, которые становились постоянными боевыми единицами в структуре походного войска. (насчитывали 100-200 человек).

Поместная конница

Таким образом, если до 1550 года государев корпус «боярских детей», состоявший из 1000-1500 бойцов, делился на 5 полков по два воеводы на каждый, то после сотенной реформы корпус подразделялся всего на три полка, каждый из которых насчитывал 200-500 воинов, а также приписанных им «сотников».

Уложение о службе 1555-1556

В рамках разработки нового земельного законодательства 1550 годов Избранная рада при Иване Грозном приняла документ «Уложение о службе», который устанавливал единый порядок службы для всех владельцев вотчин и поместий.

Было произведено перераспределение земельных наделов, за счёт изъятия земли у дворян «оскудевших службой», т.е. не предоставляющих должного количества воинов в государственное войско.

Уложение о службе — один из главных документов, определяющих направление военных реформ Ивана Грозного

  • Служба становилась наследственной и пожизненной, начиная с 15 лет.
  • Каждый землевладелец (дворянин) был обязан поставить в общегосударственное дворянское войско определенное количество воинов, в зависимости от имеющейся у него земли (1 пеший за каждые 50 га земли или 1 конный за каждые 100 га)
  • Предоставивший большее количество воинов — получет денежное вознаграждение от государя
  • Кто выставил воинов меньше нормы — обязан заплатить штраф
  • Вводились периодические военные смотры
  • Дворяне, не предоставляющие положенного количества воинов во время походов или не посещающие смотры могли быть лишены земельного надела

Реформа органов военного управления

По мере централизации Русского царства, увеличения его территорий и проводимых Избранной Радой реформ, возникла необходимость в создании дополнительных органов военного управления, специализирующихся на решении отдельных военно-инфраструктурных задач. В рамках выстраивания приказной системы, были сформированы соответствующие приказы:

Приказная система Ивана Грозного

  • Стрелецкий приказ — образован из стрелецкой избы, для выполнения функций центрального административного органа стрелецкого войска и городовых казаков (распределение денег, продовольствия и снаряжения, организация службы, прием новых членов и т.д.)
  • Пушкарский приказ — упоминается с 1570 года, создан на основе пушечного стола (органа отвечающего за артиллерию при разрядном приказе) для управления и организации производства артиллерии, оборонительных засек, литьем колоколов и др.
  • Бронный приказ — упоминается с 1573 как центральное учреждение по организации и изготовлению различных типов брони, луков и самострелов.

Царская грамота донским казакам 1570

3 января 1570 года — Иван Грозный отправил вместе с боярином И. П. Новосильцевым, направляющемся к турецкому султану, грамоту к донским казакам.

«Послали есмя для своего дела в Азов Ивана Петровича Новосельцева и где учнет вас для нашего дела посылати или по вестем для береженья, на кои места велит вам с собою идти, и вы бы Ивана во всех наших делах слушали безо всякого ослушания, тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу за вашу службу жаловати хотим»

Эта дата считается официальным началом донского казачества, хотя фактически оно существовало задолго до этого.

Казаки активно участвовали в военных операциях и ранее, в 1552 году при взятии Казани, в 1556-м — при покорении Астрахани, но это были скорее временные взаимодействия царской власти и казаков, занимающих «особое» правовое положение. Несмотря на недовольство «вольностью» казачества, Иван Грозный понимал его важность для охраны границ государства и старался склонить казаков к сотрудничеству, обещая за повиновение присланном эмиссару царское вознаграждение.

Пограничный устав 1571

16 февраля 1571 года был утвержден «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Специальная комиссия по указу Ивана Грозного разработала правила несения пограничной службы.

Согласно данному документу, основными элементами охраны границы назывались:

  • Сторо́жа — стационарная застава, располагающаяся через каждые 30-50 километров
  • Станица — подвижная застава из 4-6 пограничников, совершающих непрерывные разъезды вдоль границы в поисках следов кочевников.

Всего предполагалось 73 сторожи, объединенных в области — «донецкие сторожи», «путивльские ближние сторожи», «сторожи из украинных городов», «мещерские сторожи» и т.д.

Чертеж городов, сторож и станичных разъездов на Степной Украине Московского государства

«Боярский приговор…» подробно описывал тактические приёмы пограничной службы, наказания за нарушение дисциплины, продолжительность пограничных разъездов, а также правила обеспечения пограничников снаряжением и предусматривал компенсацию за утраченное имущество или загнанных во время службы лошадей.

Развитие артиллерии

Иван Грозный понимал важность развития артиллерии для повышения эффективности русской армии. Уже в начале своего царствования, в 1547-1548 годах он обратился к императору Карлу V, с просьбой прислать пушечных литейщиков. Несмотря на отчаянные старания магистров Ливонского ордена не допустить увеличения военного потенциала русских (Карла V отговорили оказывать помощь московскому царю), посредством контрабанды и тайных договоренностей в Русское царство доставлялись как специалисты-оружейники, так и само вооружение.


Обстрел Казани, 1552 год

В качестве первого значительного вклада артиллеристов в военных операциях Ивана IV стоит упомянуть штурм Казани в 1552 году, когда городские стены и оборонительная артиллерия были фактически полностью уничтожены русскими пушкарями.

Можно разделить историю артиллерийского производства времен Ивана Грозного на два этапа:

  1. 1550-1560-е гг — под руководством Каспара Гануса приглашённые германские литейщики отливают по своим технологиям орудия различных калибров и обучают русских мастеров.
  2. С 1570 начинается массовое производство «русских образцов» артиллерии. При этом организовано массовое производство пищалей с однотипными характеристиками, что позволило быстро восполнять недостаток орудий, потерянных во время боевых действий.

«Пушечные избы» (цеха по отливу пушек) были объединены в целый заводской комплекс — Пушечный двор на Неглинке. Начиная с 1570-х упоминается «Пушкарный приказ», ведомство отвечающее за организацию производства и развитие артиллерийского дела.

Вокруг артиллерии сформировались специализированные типы войск, для поддержания которых царь вводил податные льготы:

«С пушкарей и с пищальников, пищального зелья (пороха) имати государь не велел, потому что им быти самим на государевой службе».

Московская Царь-пушка мастера Андрея Чохова (1586 год)

Итоги и результаты военных реформ Ивана IV Грозного

  • Существенно увеличена численность и боеспособность русской армии
  • В результате эффективных военных действий были присоединены Казанское и Астраханское ханство, разбито войско крымских татар в битве при Молодях
  • Активное участие казаков в охране приграничных территорий было одобрено со стороны царя
  • Заложена основа профессиональной армии — созданы стрелецкие полки
  • Созданы специализированные органы военного управления
  • Повышена дисциплина в войсках
  • Разработан устав пограничной службы
  • Общая численность артиллерии в Русском царстве достигла 2000 орудий

Исходным моментом в проведении реформ явилась речь Ивана IV 27 февраля 1549 г. на заседании Боярской думы совместно с “освященным собором” (т.е. высшими представителями церкви). Эта речь носила программный характер и представляла собой декларацию, излагавшую основные принципы политики правительства; давалась резко отрицательная оценка боярского правления как времени. Основной вопрос, рассматриваемый в декларации Ивана IV, - это вопрос о боярских детях и их интересах. Дети боярские занимают центральное место в декларации Ивана IV, все три пункта которой посвящены им: сначала оценке положения детей боярских в прошлом, во время боярского правления, затем требованию о недопустимости продолжения “сил”, “обид” и “продаж” по отношению к детям боярским и формулировке санкций в случае, если они все же будут иметь место.

В прямо противоположном плане трактуется вопрос о боярах. Бояре рассматриваются как основной источник насилия, “обид” и “продаж”, причинявшихся детям боярским в прошлом, в годы боярского правления, и как потенциальный источник таких же действий в настоящем и будущем. Поэтому обращение Ивана IV ко “всем боярам” носило характер ультимативного требования о прекращении таких актов насилия со стороны бояр в отношении детей боярских под угрозой опал и “казни” для тех бояр, кто попытался бы продолжать или возобновить такого рода действия.

В тот же день, 27 февраля 1549 года, состоялось другое выступление Ивана IV. По своему значению оно представляло как бы повторение правительственной декларации, но только не перед боярами, против которых было направлено острие политики, провозглашенной в декларации Ивана IV, а перед детьми боярскими и дворянами, чьи интересы отражала и защищала декларация правительства.

Закономерным итогом политических событий 27 февраля явился закон 28 февраля 1549 года, представляющий собой начало реализации политики, провозглашенной в декларациях Ивана IV от 27 февраля. Закон 28 февраля был принят без участия “всех бояр”: добившись от них принятия требований, сформулированных в царской декларации, правительство Ивана IV не сочло нужным передавать на рассмотрение “всех бояр” текст нового закона и он был принят на заседании “ближней думы” с участием митрополита Макария.

Рассмотрение материалов, связанных с февральской декларацией Ивана IV, показывает, что к этому времени политика правительства уже определилась как политика защиты интересов помещиков (детей боярских) и борьбы за ликвидацию последствий боярского произвола времен боярского правления. А. Е. Пресняков писал: “выступление царя защитником интересов “детей боярских”, будущего дворянства, несомненно, начало политики, достигшей полного развития в эпоху опричнины”.

Правительство Ивана IV, выступая против бояр и в защиту детей боярских - помещиков, стремилось представить себя защитником также и “всех крестьян царствия своего”. Очевидна цель, состоящая в том, чтобы заявлениями о защите всех “крестьян” прикрыть классовый характер политики Ивана IV как органа власти господствующего класса феодалов-крепостников. Особенно ярко тенденция изобразить политику правительства Ивана IV как имеющую “всенародный” характер выступает в речи Ивана IV на Стоглавом соборе 1551 года. Царь выносил на рассмотрение освященного собора и “всех бояр” следующие вопросы (“Царские вопросы”):

  • 1. О борьбе с местничеством
  • 2. О пересмотре вотчин, поместий и кормлений
  • 3. О монастырских, княжеских и боярских слободах
  • 4. О ликвидации корчем
  • 5. О ликвидации мытов
  • 6. О пошлинах за перевоз через реку и за проезд по мосту
  • 7. О заставах по рубежам
  • 8. Об установлении вотчинных книг и о регламентации службы с вотчин
  • 9. Об упорядочении дела раздачи поместий
  • 10. О порядке обеспечения вдов боярских детей
  • 11. О порядке надзора за ногайскими послами и гостями
  • 12. О всеобщей переписи земель

Главное место в программе правительственных мероприятий занимает земельный вопрос. Удельный вес земельного вопроса в разработанном правительством Ивана IV плане реформ выступает уже в том факте, что из 12-ти пунктов, из которых состоят “Царские вопросы”, пять посвящены земельным делам. План правительства намечал общий пересмотр земель, находящихся во владении служилых людей. Необходимость этого мероприятия мотивировалась тем, что годы боярского правления привели к крупнейшим переменам в области землевладения, выражавшимися в сосредоточении огромного количества земель, по сравнению с временами до смерти Василия III, в руках одних и в столь же больших масштабах обезземеления других. Задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы пожаловать “недостаточного” за счет “лишков” земель, выявленных у тех, кто увеличил свои владения в годы правления бояр.

Судебник 1550 года

Издание Судебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии, через которые проходит вновь издаваемый закон:

  • · Доклад царю, мотивирующий необходимость издания закона
  • · Приговор царя, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.

Само же составление закона и окончательная редакция текста производится в приказах, точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основе новых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые и приписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательного процесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируется указанием на разновидность законов. Основанием для установления нескольких разновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходят намеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают на вторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законов второй половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса - “приговор” - осуществляется для различных законов по-разному:

  • · Приговором одного царя,
  • · Приговором царя с боярами,
  • · Устным приказом царя (“государевым словом”).

Вряд ли можно говорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательной процедуры от содержания закона. Привлечение или не привлечение Боярской думы к обсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.

Традиция предписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства их отмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Дает ли участие бояр в законодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органов Русского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как два фактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ на это может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI века представляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русского централизованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ей возможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но как учреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснению мнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал это нужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже на обсуждение закона в парламенте - значит совершенно произвольно переносить на Боярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательного учреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждении законов в Боярской думе ограничения царской власти.

Рассмотрение вопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века дает возможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной роли приказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярской думе и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов. Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своих руках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатывая проекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, где именно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текста законов на основе норм царского приговора.

В этой роли приказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие и укрепление централизованного Русского государства.

Приговор о местничестве

Местничество являлось одним из тех институтов феодального государства, которые обеспечивали монопольное право на руководящую роль в важнейших органах государства представителям феодальной знати. Сущность местничества состояла в том, что возможность занятия тем или иным лицом какого-либо поста в административных органах или в армии предопределялась местническими счетами, то есть взаимными соотношениями между отдельными феодальными - княжескими или боярскими - фамилиями, а внутри этих фамилий - взаимными соотношениями между отдельными членами этих фамилий. При этом исключалась возможность изменения этих соотношений, так как это означало бы изменение порядка мест в служебной, придворной или военной иерархии. Это приводило к тому, что для занятия каким-либо лицом того или иного поста нужно было, чтобы положение данного лица в местнической иерархии соответствовало тому положению, какое занимал в этой иерархии тот пост, на занятие которого претендовало данное лицо.

Московские великие князья (а затем цари) вели упорную борьбу против местничества, так как местничество связывало их и ставило их действия под контроль феодальной знати. Однако феодальная знать в свою очередь упорно боролась за сохранение местнических привилегий. Выражением и проявлением этой борьбы вокруг проблемы местничества являются местнические счеты, рост которых на протяжении XVI века отражает в себе усиливающееся стремление русских государей к слому местнической иерархии.

Особую остроту местничество и местнические счеты приобрели в области военной, в армии. Здесь с особой очевидностью выступала реакционная роль местничества.

Основным недостатком в организации русской армии того времени было то, что управление армией было построено на местнических началах. Это лишало командование армии возможности оперативного руководства войсками и, напротив, позволяло княжатам и боярам, недовольным политикой правительства Ивана IV, саботировать путем местнических счетов и распрей распоряжения верховного командования. Местнические счеты лишали правительство возможности руководствоваться при назначении на посты воевод соображениями политического и персонального порядка, а требовали предоставления воеводских постов тем, кто имел на них привилегию в соответствии с местнической иерархией.

В ноябре 1549 года был издан приговор о местничестве. В “Вопросах” Ивана IV Стоглавому собору обстоятельства и мотивы издания приговора о местничестве изложены следующим образом: “Отец мой, Макарий митрополит, и архиепископы, и епископы, и князи, и бояре. Нарежался есми х Казани со всем хрисолюбивым воинством и положил есми совет своими боляры в пречистой и соборной перед тобою, отцем своим, о местех в воеводах и в сяких посылах в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют, чтобы воиньскому делу в том порухи не было; и всем бояром тот был приговор люб” . Таким образом, целью издания приговора “О местах” было создать условия, позволяющие не допустить “порухи” “воинскому делу” во время похода, проистекавшие от местничества в “посылках” и в “разряде” .

Приговор о местничестве от ноября 1549 года состоит из двух частей. Первая часть приговора посвящена воеводам основных пяти полков, на которые делилась армия: Большого, Правой руки, Левой руки, Передового и Сторожевого. Во второй части речь идет об остальных служилых людях - не-воеводах.

По своему содержанию приговор 1549 года формально представляет собой акт, определяющий местнические соотношения между отдельными воеводскими должностями. В рамках признания правомерности местничества находится и другая группа норм, формулируемых приговором: о порядке регулирования тех случаев, когда служебные отношения между теми или иными служилыми людьми не соответствуют местническим счетам между ними. Однако существо приговора 1549 г. о местничестве заключалось не в простой регламентации местнических счетов в полках, а в борьбе против местничества.

Для понимания политической направленности приговора о местничестве очень много дает то толкование, которое было дано этому приговору во время похода 1549-1550 гг. после приезда во Владимир митрополита Макария, когда вопрос о местничестве являлся предметом обсуждения царя, митрополита и бояр, и только что принятый приговор о местничестве был вновь подтвержден. Опираясь на это подтверждение, Макарий в своем обращении к служилым людям следующим образом сформулировал тот порядок, которым должна была определяться служба всех категорий служилых людей во время похода: “А лучитца каково дело, кого с ким царь и великий князь на свое дело пошлет, а хотя будет кому с кем и не пригож быти своего для отечества, и бояре б, и воеводы, и князи, и дети боярские для земского дела все ходили без мест. А кому будет каково дело о счете, и как, оже даст бог, с своего дла и с земского придет, и государь им счет тогды даст”.

Речь Макария, внесенная в текст официальной Разрядной книги, может рассматриваться как своего рода официальный комментарий к тексту приговора о местничестве. Совершенно так же излагается существо приговора 1549 года и в “Царских вопросах” Стоглавому собору, где приговор о местничестве характеризуется как закон, устанавливающий принцип: “О местех в воеводах и в всяких посылках в всяком разряде не местничатися, кого с кем куды ни пошлют”.

Таким образом, как по свидетельству Макария, так и по заявлению самого Ивана IV, смысл приговора о местничестве заключался в установлении службы в полках “без мест” и в запрете “местничаться” во время похода.

Будучи одной из наиболее ранних по времени политических реформ 40-50 годов, приговор о местничестве отразил в себе общий характер политики правительства и продемонстрировал формы и пути реализации этой политики.

Испомещение “тысячи”

Центральным вопросом внутренней политики 50-ых годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-ых годов определился вполне уже в первом крупном мероприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение приговором 3 октября 1550 года знаменитой “1000” детей боярских вокруг Москвы.

Приговор устанавливал: “учинить... помещиков, детей боярских - лутчих слуг 1000 человек” путем раздачи им поместий в местностях вокруг Москвы “верст за 60 и 70” - “в Московском уезде, да в половине Дмитрова, да в Рузе, да в Звенигороде, да в Числяках, и в Ординцах, и в перевесных деревнях, и в тетеревинчих, и в оброчных деревнях” . Размеры подмосковных поместий детям боярским определялись в 200,150 и 100 четвертей в зависимости от того, к какой из трех статей (на которые была разбита “1000”) относится данный сын боярский. При этом делалась оговорка: “А за которыми бояры или за детьми боярскими вотчины в Московском уезде или в ином городе, которые блиско Москвы верст за 50 или за 60, и тем поместья не давати”. Приговор далее устанавливал порядок пополнения “1000” в случае смерти кого-либо из входивших в нее лиц: “А который по грехам ис той тысячи вымрет, а сын его не пригодитца к той службе, ино в того место прибрать иного”.

В процессе реализации приговора от 3 октября 1550 года была составлена так называемая Тысячная книга, представляющая собой своего рода раздаточную десятню и включающая в себя как списки всех детей боярских, вошедших в состав “тысячи” , так и тех бояр и окольничих, которые получали на основании приговора от 3 октября 1550 года поместья в Московском уезде. Тысячная книга - основной источник для понимания и оценки приговора от 3 октября 1550 года. Рассмотрение этого приговора приходится начинать с выяснения вопроса о том, был ли реализован приговор об испомещении “тысячи” детей боярских или же он представлял собой лишь неосуществившийся проект.

Если принять, что в писцовых книгах до нас дошли данные о 20% общего числа тысячников, получивших поместья в Московском уезде, число их составляло бы около 350 человек. Если учесть, что по приговору от 3 октября 1550 года поместья тысячникам должны были быть даны, помимо Московского уезда, также в Дмитровском, Рузском, Звенигородском, Верейском и в Коломенском уезде, то можно прийти к выводу, что цифра тысячников, содержащаяся в московских писцовых книгах, может служить веским аргументом в пользу того, что приговор от 3 октября 1550 года вовсе не является неосуществленным проектом реформы, а представляет собой законодательное выражение политики, проводившейся в жизнь.

Значение данных о тысячниках, содержащихся в писцовых книгах Московского уезда, не исчерпывается тем, что они дают возможность составить представление о числе тысячников, получивших поместья в Московском уезде. Показательно также то, что поместья тысячников, по-видимому, охватывали более или менее равномерно все районы Московского уезда. Из 13 станов, описанных в книгах 70-80 годов, поместья тысячников встречаются в 10 станах. Это подтверждает вывод о том, что раздача земель тысячникам проводилась в широких масштабах и во всем Московском уезде.

Еще существеннее те данные, которые содержатся в московских писцовых книгах по вопросу о социальном составе и территориальной принадлежности тысячников, испомещенных в Московском уезде. В составе 72 человек, записанных в писцовых книгах Московского уезда, имеются: 2 боярина, 2 окольничих, 1 оружейничий, 2 князя Стародубских 2-й статьи, 2 князя Стародубских 3-й статьи, 4 князя Ярославских 3-й статьи, 1 сын боярский 1-й статьи, 6 детей боярских 2-й статьи, наконец, 52 детей боярских 3-й статьи. Таким образом, в московских писцовых книгах оказываются представленными почти все основные рубрики, на которые разделены тысячники в Тысячной книге. Широте социальной и соответствует широта территориального охвата помещиков-тысячников данными писцовых книг Московского уезда. Из общего количества 47 городов, представители которых включены в текст Тысячной книги, в писцовых книгах Московского уезда имеются тысячники из 20 городов.

Наконец, необходимо отметить, что данные о тысячниках в московских писцовых книгах показательны еще в одном отношении. В подавляющем большинстве случаев размеры поместий тысячников составляют 100 четвертей земли, то есть точно соответствуют размерам поместий для детей боярских 3-й статьи, установленным приговором 3 октября 1550 года.

Испомещение тысячников представляло собой, прежде всего, мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей земли (в одном поле) пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов.

Земельное законодательство

Одним из важнейших актов политики правительства Ивана IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных против монастырского землевладения. Во-первых, запрещалась покупка монастырями (и другими представителями церковного землевладения) вотчин “без доклада” царю: “вперед архиепископом, и епископом, и монастырем вотчин без царева великого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого, а князем и детем боярским и всяким людем вотчин без докладу не продавати ж. А кто купит и кто продаст вотчину без докладу, и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца вотчина; а взяти вотчина на царя и великого князя безденежно”. Другой пункт приговора распространял обязательность “доклада” и на земельные вклады в монастырь: “а кто без государева ведома в которой монастырь вотчину свою дасть по душе, и та вотчина у монастырей безденежно имати на государя” . Третье положение приговора устанавливало особые ограничения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую очередь. Наконец, особый раздел приговора регулировал порядок “выкупа” родичами вотчин, данных в монастыри.

Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания приговора 11 мая 1551 года. Более того, можно сказать, что основное политическое острие приговора заключалось не в них.

Регулируя вопросы монастырского землевладения на будущее, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя и ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах развития монастырского землевладения. И здесь перед нами вновь выступает тот основной политический мотив, который с неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях 50-ых годов в области земельной политики, ликвидация в интересах дворянства результатов земельной политики времен боярского правления. Поэтому важнейшей составной частью приговора 11 мая 1551 года, его политическим стержнем являются следующие три статьи:

  • 1. “Которыя царевы великого князя поместныя и черныя земли задолжали у детей боярских и у христиан и насилством поотоймали владыки и монастыри, или которыя земли писцы норовя владыкам же и монастырям подавали, а называют владыки и монастыри те земли своими, а иные починки поставляли на государевых землях: и того сыскати, чьи земли были изстари, за тем те земли и учинити” .
  • 2. “А которыя села, и волости, и рыбныя ловли, и всякия угодиа, и оборчныя деревни после великого князя Василиа бояре подавали архиепископом, и епископом, и монастырем: и того сыскав учинити так, как было при великом князе Василье”.
  • 3. “А которые будет монастыри, или к которым церквам и нищим, в ругах и в милостынях придача ново, после великого ж князя Василия: и те руги и милостыни новопридачныя сыскав оставити; а учинити по старине, по тому же, как где давали руги и милостыни наперед сего, при великом князе Иване и при великом князе Василье Ивановиче всея Русии”.

Первое, что бросается в глаза при рассмотрении приведенных пунктов приговора 11 мая 1551 года, - это последовательно проведенный принцип восстановления “старины” , понимаемый как восстановление тех порядков, которые были при Василии III, и ликвидации тех “новшеств” , которые относятся ко времени после Василия III. Приговор дает яркую характеристику монастырской экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятельность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла по четырем направлениям:

  • 1) приобретение поместных и черных земель за долги;
  • 2) насильственный захват земель “у детей боярских и у христиан” ;
  • 3) расширение владений путем подкупа писцов;
  • 4) постановка монастырских починков “на государевых землях”.

Эта характеристика методов и путей увеличения монастырями своих земельных владений, применявшихся монастырями в годы боярского правления, дается в приговоре 11 мая 1551 года с вполне определенной целью - полной ликвидации результатов монастырской экспансии: в отношении всех земель, приобретенных монастырями в годы боярского правления, предписывалось “сыскати, чьи земли были изстари, за тем же земли и учитини”.

Ставя под правительственный контроль дальнейший рост монастырского землевладения, приговор одновременно устанавливает ряд мероприятий, сводящих на нет все те успехи, которые сделало монастырское землевладение за годы господства княжеско-боярской реакции.

Наряду с монастырским землевладением другой категорией земель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года, является княжеское землевладение. Постановление приговора 11 мая, относящееся к княжескому землевладению, состоит из трех статей:

  • 1. “И вперед во Тфери, и в Микулине, на Белеозере, и на Рязани, и в Оболенску иногородцом вотчин и купель не подавати, и Суздалским, и Ярославским, и Стародубским князем вотчин никому без царева великого князя ведома не подавати и по душе не дати. А кто вотчину свою без царева великого князя ведома через сесь государев указ кому продаст, и у купца денги пропали, а вотчичи вотчин лишены” .
  • 2. “А кто без государева ведома в сех городех, в Тфери и в Микулине, и в Торжку, в Оболенску, на Белоозере, и на Рязани, да Суздалским князем, да Ярославским князем, да Стародубским князем в которой монастырь кто даст по души без государева докладу: и та вотчина у монастырей безденежно имати на государя”.
  • 3. “А которые вотчины свои в монастыри по душам, до сего государева приговору, давали без государева докладу; и те вотчины имати на государя да за них по мере денги платити, да те вотчины отдавати в поместиа” .

Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и других городов, как и в вопросе о монастырском землевладении, приговор 11 мая 1551 года восстанавливал нарушенную после Василия III “старину” и означал возвращение к той политике по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась до времени господства княжеско-боярских группировок 30-40 годов XVI века. Сформулированная в приговоре 11 мая 1551 года эта политика характеризуется одной особенностью. Вводимые приговором 11 мая ограничения относительно вотчинного землевладения не носили всеобщего характера, а распространялись лишь на три княжеских рода и на определенную группу местностей Русского государства. Такой “местный” характер приговора 11 мая не являлся случайным. По верному замечанию С. В. Рождественского, Ярославские, Стародубские и Суздальские князья “были особенно густо разросшимися ветвями генеалогического дерева северо-восточных Всеволодовичей” . Таким образом, приговор 11 мая, знаменующий собой начало политики борьбы правительства Ивана IV за ликвидацию экономической основы мощи княжат, - их вотчин, - наносил первый удар по наиболее мощной группе бывших независимых феодалов - княжат.

Выражением той же самой политики являются и положения приговора 11 мая, направленные против всех вотчинников в целом Твери и других перечисленных в нем местностей. Все эти местности представляли собой территории бывших самостоятельных феодальных государственных образований, вошедшие в состав Русского централизованного государства во второй половине XV века и в первые десятилетия XVI века, и установление контроля центрального правительства над вотчинным землевладением этих местностей выражало собой политику борьбы за подчинение бывших феодальных землевладельцев удельных княжеств правительству Русского централизованного государства.

Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчинах явился закон 15 января 1562 года. По сравнению с приговором 11 мая 1551 года, закон 15 января 1562 года, во-первых, охватывал более широкий круг княжеских родов, во-вторых, еще больше стеснял права распоряжения княжескими вотчинами со стороны их владельцев. Закон 15 января не только запрещал мобилизацию земель для основного ядра княжеских вотчин, но и устанавливал возможность ликвидации княжеских вотчин путем поимания их “на государя” в случае отсутствия у владельца вотчины сыновей, которые только и могли наследовать княжеские вотчины. Второй момент, на который необходимо обратить внимание при анализе закона 15 января 1562 года, - это та его часть, которая предусматривает обратное действие закона. Соответствующее место гласит следующее: “А которые люди будут иногородцы у тех князей после государя и великого князя Василья Ивановича всея Русии, до сего государева приговора лет за двадцать и за пятнадцать вотчины покупили или в приданыя поимали: и те вотчины поимати у тех людей на государя безденежно; а которые люди вотчины покупили или в приданыя поимали до сего гоударева приговору лет за пять и за шесть и больше, а меньше десяти лет: и тех государь выписывая вотчины, велел себя докладывать: велит ли кому и что давати денег или не велит” .

Таким образом, развивая постановление приговора 11 мая 1551 года о княжеском землевладении, закон 15 января 1562 года продолжает и ту линию приговора 1551 года, которая состояла в борьбе за ликвидацию мероприятий в области земельного вопроса, осуществлявшихся княжеско-боярскими группировками в период боярского правления. Законы о княжеском землевладении, будучи ярким выражением земельной политики правительства Ивана IV, определили принципиальную линию этой политики, выражавшуюся в стремлении к ликвидации княжеского землевладения. И хотя окончательная реализация этой политики относится уже ко времени опричнины, тем показательнее то, что начало и общая формулировка политики правительства Ивана IV в отношении княжеских вотчин падает именно на период реформ 50-ых годов.

Завершением земельного законодательства 50-ых годов является “Уложение о службе” 1555 года. Будучи издано одновременно с приговором об отмене кормлений, точнее говоря, являясь составной частью единого “Приговора царского о кормлениях и о службе” , как этот законодательный акт назван в Никоновской летописи, “Уложение о службе” по своему содержанию и значению выходит за рамки земельного законодательства, представляя собой в такой же степени земельный закон, как и закон об армии.

“Уложение о службе” 1555 года завершает не только выработку правовых основ поместного землевладения, но вместе с тем является и завершением процесса перестройки армии Русского государства - процесса, начало которого падает еще на вторую половину XV века и который заключался в создании армии нового типа на месте старых военных дружин времен феодальной раздробленности. К середине XVI века эта армия окончательно определяется как “дворянское войско” , армия, центральной фигурой которой является служилый человек - помещик, отражая своим классовым обликом и социальную природу Русского государства как крепостнического государства, и тот факт, что именно помещики, дворянство составляли главную политическую силу в этом государстве.

Характер земельной политики 50-ых годов, выясняемый вполне точно на основании законодательства и политической практики этого времени, заставляет определить ее как политику защиты дворянско-помещичьих интересов и вместе с тем как политику, направленную против земельных интересов боярства.

«Избранная Рада» - термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549-1560 годах.

Состав Избранной Рады является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали приближенный к царю священник Сильвестр и молодой дворянин Алексей Адашев. Н. М. Карамзин включает в состав митрополита Макария. Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых, князей Курбского и Курлятева.

Избранная рада просуществовала до 1560 года, после чего большая часть её членов подверглась преследованиям со стороны Ивана Грозного.

Таблица «Реформы Избранной Рады»

Административные реформы

Реформы местного управления

Губная реформа

Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Земская реформа

Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).


Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

Реформа центрального управления
создание системы приказов

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Судебная реформа

Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:

  • Ведение наказаний за взяточничество
  • Определение порядка рассмотрения судебных процессов
  • Введение стратификационной системы штрафов
  • Правила суда над церковными служителями
  • Ограничение власти на местах
  • Борьба с разбойниками
  • Изменения правил судебного поединка

Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

Экономические реформы

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения - большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян - соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека - 800.


Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:
  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Снижение феодальной самостоятельности
  • Отмена кормлений

Военные реформы

Ключевые пункты:

  • 1550 — Выборная «тысяча лучших слуг»
  • 1550 — Выборное стрелецкое войско
  • 1550 — Ограничение местничества
  • 1552 — Формирование конных сотен
  • 1555-1556 — Уложение о службе
  • Реформа органов военного управления
  • 1571 — Пограничный устав
  • Развитие артиллерии

Комплекс мер, проведенных в период 1550-1571 годов, для увеличения эффективности и численности войсковых соединений, закладывания основ будущей регулярной армии, улучшения субординации между военачальниками и общей координации армии, фактически обеспечил взятие Казани в 1552 году, штурм ряда крепостей во время Ливонской войны и разгром направляющегося для разграбления Москвы крымско-татарского войска в битве при Молодях 1572 года.

Социальные реформы

Церковная реформа

Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.

Заповедные лета

С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570-1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.

Конец избранной рады — опричнина

Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя - сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.

В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца - обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.

Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.

Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы - царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

  • Укрепление самодержавия и централизация власти - борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви
  • Повышение эффективности органов местного управления - создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии
  • Реформирование армии - формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии
  • Реформирование системы налогообложения
  • Первые шаги на пути закрепощения крестьян
  • Определение стандартов религиозных обрядов

Ивана Грозного принято вспоминать, как жестокого и необузданного правителя, своими действиями подготовившего почву для Смутного времени. Однако все не так однозначно. В начале правления Иван IV сделал немало полезного для страны и провел ряд весьма новаторских для своего времени реформ. Какие именно достижения на этой стезе ему принадлежат?

Избранная Рада и реформы в военной, административной и церковной сфере в правление Ивана Грозного.

Едва вступив на русский престол, Иван IV инициировал создание специального органа, главной задачей которого становилась разработка реформ. Этот орган назывался Избранной Радой , и входили в него самые близкие и доверенные сторонники молодого царя.

  • В 1949 году состоялся первый Земский собор . В ходе него были сформированы так называемые приказы - министерства того времени, заведовавшие разными сферами жизни государства. Территория России постепенно расширялась, развивалась промышленность, торговые связи и военное дело, и для регулирования всего этого требовались отдельные ведомства. Появились территориальные и ведомственные приказы, такие, как Стрелецкий, Пушкарский, Земский и Посольский и другие.
  • В 1550 году был издан новый свод указов Российского царства - Судебник . Установив единую четкую меру поземельного налога, вместе с тем новый свод законов еще сильнее закрепостил крестьян, оградил от попадания в крепостные другие сословия, усилил центральную власть.
  • В 1550 году произошла военная реформа . Тысяче дворян были дарованы земельные наделы в непосредственной близости от столицы. Эти дворяне стали первыми стрельцами - воинами, вооруженными огнестрельным оружием. Кроме того, служба стрельцов была полурегулярной - в отличие от ополченцев, в основном они занимались именно военным делом.
  • В 1550-е годы была значительно реформирована земельная и административная система - Иван IV отменил систему кормлений, отдал часть обязанностей наместников выборным представителям в уездах.

К сожалению, Избранная Рада просуществовала недолго. Уже в 1565 году на смену ей пришла