Кому направляется постановление о возбуждении исполнительного производства. Пришло постановление о возбуждении исполнительного производства, что делать? Приостановления исполнительного производства

Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой уполномоченные органы и должностные лица производят исполнение актов судов общей юрисдикции.

Различают:

  • добровольное исполнение решения суда, инициируемое соответствующим предложением, вручаемым должнику;
  • принудительное исполнение решения суда, которое производится по истечении срока для добровольного исполнения решения.

Судебные решения приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Исполнительное производство возбуждается по заявлению взыскателя и прокурора. Контроль за правильным и своевременным исполнением решения суда осуществляется судьей. Министерство юстиции РФ, министерства юстиции республик в составе РФ осуществляют руководство и контроль за работой по исполнению судебных решений. К нормативно-правовым актам, определяющим условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, относятся, прежде всего, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ, Федеральный закон "О судебных приставах"№ 118-ФЗ, принятые 21 июля 1997 года и иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Исполнительное производство является установленным законом порядком принудительной реализацией постановлений судов (либо других юрисдикционных органов). Исполнительное производство может быть возбуждено как в отношении физических, так и в отношении юридических лиц, оно может быть возбуждено судебным приставом-исполнителем на стадии принудительного исполнения исполнительных документов.


Заказать услугу

Стадии исполнительного производства:

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства - первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона "Об исполнительном производстве";
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 - 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Статья 428 ГПК РФ устанавливает, что исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом. Таким образом, в силу диспозитивного характера гражданских правоотношений, для предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждения исполнительного производства необходимо волеизъявление взыскателя в форме подачи им соответствующего заявления, без которого возбуждение исполнительного производства невозможно. Предъявление исполнительного листа к взысканию - право, а не обязанность взыскателя, следовательно, никто не может за взыскателя решать вопрос о необходимости предъявления исполнительного листа к взысканию и возбуждении исполнительного производства. Предполагается, что заявление о возбуждении исполнительного производства может быть подано и подписано лично взыскателем либо его представителем, имеющим соответствующую доверенность на право предъявления исполнительного документа к взысканию. Доверенность должна быть приложена к заявлению. От имени взыскателя - юридического лица заявление может быть подписано руководителем данного юридического лица или представителем юридического лица, имеющим соответствующую доверенность, которая также прикладывается к заявлению.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Приостановления исполнительного производства.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае - поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

Прекращение исполнительного производства.

Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

  • оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве", указанный перечень расширительному толкованию не подлежит;
  • после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке. В этом плане прекращение исполнительного производства близко по правовым характеристикам к прекращению производства по делу в гражданском (ст. 221 ГПК РФ) и арбитражном (ст. 151 АПК РФ) судопроизводствах.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях:

  • смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;
  • утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий);
  • отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю;
  • в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При отказе взыскателя в указанных случаях от дальнейшего взыскания алиментов исполнительное производство подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ". Действующее законодательство об исполнительном производстве, в отличие от первой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 119-ФЗ, предоставило право самому судебному приставу-исполнителю решать вопросы прекращения исполнительного производства, но по большей мере это фактическое дублирование определений соответствующих судов о прекращении исполнительного производства.

Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
  • принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
  • утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;
  • отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
  • прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

Судебный пристав-исполнитель рассматривает заявление о приостановлении или прекращении исполнительного производства в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, с вынесением постановления о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства. В соответствии со ст. 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему:

  • прекращенное исполнительное производство в соответствии с вступившим в законную силу судебным определением или постановлением судебного пристава-исполнителя не может быть возобновлено вновь;
  • после разрешения вопросов о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;
  • в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, по ним возбуждается отдельное исполнительное производство. В этом случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства;
  • исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.

Возвращение исполнительного документа.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства - взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве", то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). В соответствии со ст. 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.


Заказать услугу

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Окончание исполнительного производства.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства - не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства - реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В соответствии со ст. 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона "Об исполнительном производстве") независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве", остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Эффективность судебной защиты и защиты прав, которые осуществляются различными юрисдикционными органами, во многом зависит от исполнительного производства, завершающего стадию гражданского процесса. Именно максимальное обеспечение реального исполнения решений и актов, принимаемых судами и другими органами, создает возможность объективной защиты интересов граждан и организаций. Принятие специального самостоятельного закона об исполнительном производстве - это путь, по которому пошло российское государство после отмены действия Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, действовавшего с 1964 года и уже не справлявшегося с реалиями настоящего времени.

Федеральный Закон «Об исполнительном производстве» закрепил общие нормы, которые применяются во всех случаях принудительного исполнения и регулируют специфику, характерную для отдельных видов судебных актов и других постановлений юрисдикционных органов. Согласно ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», оно возбуждается судебным приставом-исполнителем, путем принятия к рассмотрению исполнительного документа, который поступил из суда или иного органа либо от взыскателя.

Ст. 11 ФЗ «Об исполнительном производстве» регламентирует порядок его возбуждения.

Первый этап возбуждения исполнительного производства начинается с принятия к исполнению исполнительного документа судебным приставом-исполнителем. После чего пристав-исполнитель обязан вынести постановление о возбуждении исполнительного производства. При условии первичного поступления исполнительного листа в службу судебных приставов, устанавливается срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований. В обязательном порядке судебный пристав-исполнитель уведомляет должника об установленном сроке добровольного исполнения и о взыскании с должника исполнительного сбора и расходов в случае не выполнения им требований исполнительного листа. После этого копии постановления о возбуждении исполнительного производства направляются должнику, взыскателю и в суд.

Срок добровольного исполнения начинается с момента получения должником постановления от судебного пристава-исполнителя.
Свое заявление и исполнительный лист взыскатель может подавать лично судебному приставу-исполнителю, а так же может воспользоваться услугами почты, отправив необходимые документы заказным письмом. После получения приставом-исполнителем заявления и исполнительного листа он обязан в трехдневный срок возбудить исполнительное производство. Отправка копии постановления о возбуждении исполнительного производства согласно п. 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» производиться не позднее дня следующего за днем вынесения постановления.

На сегодняшний день в действующем законодательстве нет определения «исполнительный документ». Основываясь на широком смысле понятия «документ», существующего в уголовно-процессуальном законодательстве, можно сделать вывод что документ - это любое письменное доказательство или технический носитель информации. В ст. 7 ФЗ «Об исполнительном судопроизводстве» дан перечень исполнительных документов, которые являются основание для возбуждения исполнительного производства.

Исполнительные документы:

1. Исполнительный лист, который выдается судами на основании:

  • решений третейских судов и международного коммерческого арбитража;
  • судебные акты, принимаемые судами;
  • решения иностранных арбитражей или судов;
  • решения межгосударственных органов, защищающих права и свободу человека.

2. Соглашения об уплате алиментов (данный документ обязательно заверяется нотариально);

3. Судебные приказы;

4. Удостоверения комиссии по трудовым спорам, которые выдаются на основании ее решений;

5. Постановления должностных лиц или органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях;

6. Требования органов, оформленные в установленном порядке и преследующие исполнение контрольной функции о взыскании денежных средств;

7. Личные постановления судебного пристава-исполнителя;

8. Постановления других органов; (только в тех случаях, что предусмотрены федеральным законом).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим.

В связи с выдачей исполнительного документа сразу по нескольким актам юрисдикции оснований для исполнения существует гораздо больше, чем самих исполнительных документов.

ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», а именно ст. 31 содержит в себе основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Такими основаниями являются:

  • отсутствие заявления или подписи в заявлении взыскателя (исключение: случаи возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя);
  • предъявление документа не по месту совершения исполнительных действий (исключение: случаи, связанные с отсутствием сведений о конкретном подразделении);
  • истекший и не восстановленный судом срок предъявления исполнительного документа;
  • не соответствие исполнительного документа требованиям, которые предъявлены к нему в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»;
  • документ не является исполнительным;
  • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому было прекращено;
  • повторное предъявление исполнительного документа, исполнительное производство по которому завершилось фактическим исполнением, заменой или отменой наказания в виде штрафа или в связи со смертью должника;
  • не вступление в законную силу судебного акта или акта другого органа либо должностного лица, являющегося исполнительным документом или на основании которого выдан сам исполнительный документ (исключение: исполнительные документы, подлежащие немедленному исполнению);
  • документ не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов в соответствии с российским законодательством.

Согласно ФЗ при отказе в возбуждении исполнительного производства копии постановления должны быть выданы или отправлены взыскателю в тот же или на следующий день, после вынесения постановления. Обжалование отказа о возбуждении исполнительного производства происходит методом подачи ходатайства взыскателем, или должником в Арбитражный суд. Расположение суда напрямую связано с местоположения судебного пристава-исполнителя. Срок на обжалование: 10 дней с момента получения отказа в возбуждении исполнительного производства.

Если вы заинтересованы тематикой исполнительного производства, советуем прочесть также " арестованное имущество ".

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Анна здравствуйте.

Дополню ответ коллеги.

Могу ли я упустить срок??

Как правило, срок предъявления исполнительных документов в ФССП составляет 3 года, но есть исключения, которые перечислены в нижеприведенной норме закона.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
Статья 21. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению
1.
Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных акто в , за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.
2. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока.
3. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
4. Исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока.
5. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня их выдачи.
6. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
6.1. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
7. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
8. Сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в настоящей статье, устанавливаются в соответствии с федеральными законами.
9. В случае, если федеральным законом или судебным актом, актом другого органа или должностного лица должнику установлен срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения указанных требований, течение срока предъявления такого исполнительного документа (исключая исполнительный документ о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления) начинается после дня окончания срока, установленного для исполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, предоставления ему отсрочки или рассрочки исполнения указанных требований.

Удачи Вам!

С уважением, Мурзин А.

​Возбуждение исполнительного производства по кредиту (ИП) означает, что банк обратился в суд с требованием о взыскании кредитной задолженности, а суд, в свою очередь, принял решение удовлетворить иск. Судебное решение может иметь форму судебного приказа (упрощенная форма) или решения. В первом случае приказ является также и исполнительным документом. Во втором случае для возбуждения ИП требуется, помимо решения, исполнительный документ, выданный судом, принявшим решение о взыскании. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если возбуждено исполнительное производство по кредиту.

Вопросы взаимодействия с приставами

Приставы обладают широким набором полномочий для принятия мер принудительного взыскания долга. Однако, как правило, ответчику дается некоторое время для добровольного погашения задолженности, причем нередко немного превышающее установленный законом срок. В любом случае, если ИП уже возбуждено, можно действовать следующим образом:

  1. Прийти к приставу, в производстве которого находится дело, и обсудить сложившуюся ситуацию. Это более эффективный вариант, чем начинать переписку или, вообще, избегать контактов. При визите к приставу, скорее всего, с вас будет взято объяснение по обстоятельствам дела и готовности/неготовности добровольно погашать долг. У пристава можно получить необходимые пояснения, разъяснение прав и обязанностей, а также копию постановления о возбуждении ИП - предоставить все это сотрудники ФССП обязаны.
  2. Если возможности сразу погасить задолженность нет, следует настраивать себя на конструктивный диалог с приставом и решать вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки погашения долга.
  3. Для получения рассрочки/отсрочки следует обратиться в суд, принявший решение по делу, с соответствующим заявлением. Само по себе обращение в суд может дать некоторое время на то, чтобы решить финансовые проблемы. Обычно суды идут на удовлетворение просьбы должников, если последние представят убедительные доказательства трудного материального положения, наличия временных финансовых сложностей и тому подобных ситуаций, не позволяющих погасить весь долг сразу. Хорошим результатом обращения в суд можно назвать отсрочку или рассрочку, установленную на 6-12 месяцев. Правда, многое зависит от суммы долга и убедительности доводов. При желании получить рассрочку необходимо заранее продумать схему платежей и ее обоснование. Для получения отсрочки целесообразно подготовить убедительные аргументы в пользу того, что через определенный срок вы сможете погасить долг в полном объеме.

Что делать, если приставы приступили к принудительному взысканию

Если приставы начали активные действия по взысканию долга, необходимо исходить из того, какие именно меры они приняли. Но в любом случае у должника есть право:

  1. Заявлять приставу ходатайства, делать заявления с просьбой приостановить или прекратить применение определенной меры взыскания, обеспечения его исполнения или ограничения прав должника.
  2. Подавать жалобы на действия (бездействие), решения пристава его руководству или в вышестоящую инстанцию.
  3. Обжаловать (оспаривать) действия (бездействие), решения пристава в судебном порядке.

Конечно, если действия приставов законны, изменить что-либо невозможно. Необходимо заранее быть готовым, к тому, что на имущество, денежные средства, в том числе на банковских счетах, будет наложен арест . Приставы могут ограничить выезд за рубеж, временно лишить водительских права, принять меры к удержанию части средств в счет погашения долга из зарплаты. Фактически не почувствовать каких-то особых для себя перемен в жизни смогут только те, у кого нет имущества, которое можно было бы арестовать, либо получающие неофициальный доход.

Если в вашем отношении возбуждено исполнительное производство по кредиту, и вы не знаете, как поступить в данной ситуации, чтобы выйти из нее с минимальными потерями, то наш дежурный юрист онлайн готов бесплатно вас проконсультировать. Описать свою ситуацию и задать вопрос вы можете в форме ниже.

Возбуждение исполнительного производства представляет собой первую самостоятельную стадию исполнительного производства. Оно осуществляется судебным приставом-исполнителем путем принятия к своему исполнению исполнительного документа, поступившего от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя.

Возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 настоящего ФЗ «Об исполнительном производстве».

Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.

Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Заявление взыскателя и передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено законом.

Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то устанавливаемый срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:

  1. в соответствии с ч. 16 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  2. при последующих предъявлениях исполнительного документа;
  3. об административном приостановлении деятельности;
  4. о конфискации имущества;
  5. по исполнительному документу об обеспечительных мерах;
  6. об административном выдворении за пределы Российской Федерации в формах принудительного и контролируемого перемещения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об , предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.

Исполнительное производство: Видео