Конспект логопедического занятия словосочетание с глаголами. Конспект подгруппового логопедического занятия «Приставочные глаголы

Цель: Расширение приставочных глаголов с пространственным значением по теме «птицы»

Задачи:

1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

2.Активизировать в речи детей образование слов с использованием приставок пространственного значения.

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц»; картинки с изображением перелетных птиц: аист, лебедь, журавль, утка, ласточка, трясогузка, стриж; атрибуты к игре «Дальний путь»: гимнастическая скамейка, тоннель из обручей, большое картонное дерево, «болото».

Ход занятия

Организационный момент.

Пальчиковая игра «Птички – пальчики» .

Игра может проводиться на первом этапе по показу взрослого, затем по словесной инструкции(как перед большим зеркалом, так и без него).

Птички-пальчики летали,

Птички – пальчики устали, - дети делают взмахи кистями рук

Полетели, полетели (« крылышками»)

И ко мне на носик (брови, колени …) - пальцами обеих рук дотрагиваются

Сели до названной взрослым части тела Окончание игры проводится следующим образом :

Пошумели, пошумели

И в окошко улетели - дети делают движение кистями рук

Посидели, погалдели, легкое постукивание кончиками пальцев

Пошумели, пошумели по названной части тела

Игра повторяется несколько раз. Каждый раз называется новая часть тела или лица

Шух-шух-шух в сторону окна

Логопед . Начинает фразу, дети её заканчивают: «На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает)». Логопед обращает внимание детей на то, что они называли слова-действия. Логопед предлагает каждому назвать слово-действие.

Введение в тему.

Логопед . Читает стихотворение, дети выбирают приставочные глаголы:

Птицы могут летать высоко, пролетать над озерами синими,
Улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми,
Облететь они могут весь лес, залетать за башни высокие,
Подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие

Логопед. Сегодня мы с вами отправимся в лес, на дальнюю поляну, на которой открылась летная школа для птиц, которые на зиму улетают от нас в теплые края. Как называются такие птицы? (Перелетные птицы)

Образование приставочных глаголов

Путь нам предстоит долгий и без карты нам не обойтись. Давайте рассмотрим ее(на доске нарисована карта пути)

На пути нам встретится болото, большой дуб, высокая гора, широкая река. До болота надо ДОЙТИ, болото ПЕРЕЙТИ, дуб надо ОБОЙТИ, гора такая высокая, что ее не обойти, поэтому мы ПРОЙДЕМ через пещеру в горе, в пещеру мы ВОЙДЕМ и из пещеры ВЫЙДЕМ, а широкую реку ПЕРЕЙДЕМ по мосту: на мост ЗАЙДЕМ с моста СОЙДЕМ. Вот и поляна, к которой мы шли. Итак, готовы? В путь!

Игра-путешествие «Дальний путь»

Следуя карте дети и логопед идут, преодолевая препятствия, проговаривая все ключевые слова: ДОШЛИ, ПЕРЕШЛИ, ОБОШЛИ, ВОШЛИ, ВЫШЛИ, ЗАШЛИ, СОШЛИ, ПРОШЛИ.

До болота мы дошли и по кочкам перешли (шагаем по «кочкам» высоко поднимая ноги)

Вот и к дубу мы пришли , дуб тихонько обошли (ходьба на носочках, вокруг дуба)

Долго шли и вот – ура! Перед нами тут гора!

Гору нам не обойти, гору нам не перейти!

Но в горе пещера есть!

Это радостная весть!

Дружно мы в нее вошли – вышли и опять в пути! ( дети по очереди на корточках входят в «пещеру» - тоннель из обручей)

А вот здесь течет река,

Глубока и широка!

Мост я вижу впереди, по нему скорей иди,

По дощечке я пройду и вас всех переведу! («мост»- гимнастическая скамейка, ходьба по скамейке приставным шагом)

Вот мы и пришли на поляну, посмотрите, сколько здесь много разных птиц, назовите каких птиц вы увидели(Дети перечисляют птиц: Я увидел аиста. Я увидел лебедя… и т.д) Итог. Оценка работы детей.

Тема: Глагол. Основные понятия о части речи.

Цель: Обобщить знания детей о глаголе.

Задачи:

Систематизировать знания детей о глаголе.

Научить задавать вопросы к глаголам.

Научить детей определять род, число, время у глаголов.

Ход занятия.

Название этапа

Деятельность логопеда

Примерные ответы детей

Орг момент.

Здравствуйте дети.

Дети садятся

Повторение пройденного материала.

Вспомните, что вы проходили на прошлом занятии. А кто вспомнит, какое правило вы учили на прошлом уроке?

Назовите мне местоимения, которые вы знаете.

Составьте мне предложение, в котором будет местоимение с предлогом (логопед спрашивает двоих детей).

Местоимения, их правильное написание с предлогами.

Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне и т.д.

Новая тема

Послушайте слова, определите к какой части речи они относятся (бежит, построил, учиться, научить). Сегодня мы будем говорить о глаголе. А сейчас откройте свои тетради и вместе за мной записываем число и тему нашего урока: четырнадцатое апреля. Тема урока – «Глагол».

Вспомните, что обозначает глагол?

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета. Давайте запишем в тетради: обозначает: действие предмета.

На какие вопросы отвечает глагол?

Запишем отвечает на вопросы….. Как изменяются глаголы? Запишем: изменение: по числам, временам, лицам, а в прошедшем времени по родам.

Вспомним, что значит изменяются по временам. Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы настоящего времени показывают, что действие совпадает с моментом речи и отвечают на вопросы что делаю? что делает? ("делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ") Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи и отвечают на вопросы: что делал, что сделал? ("сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник "). Глаголы будущего выражают действие, которое совершится после момента речи – что сделаю? Что сделает? ("сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ").

Каким членом предложения обычно является глагол? Правильно. Запишем в виде схемы: в предложении является сказуемым. Схема правила составлена. Попробуем рассказать о глаголе по нашей таблице.

Это глаголы.

Дети записывают число и тему урока. Далее по мере разбора дети вместе с логопедом записывают правило о глаголе, как части речи.

Действие предмета.

Что делает? Что делать? Что сделать? Что сделает? Что сделаю?

По временам, лицам, числам, и в прошедшем времени – родам.

Сказуемым.

Один ребенок рассказывает по схеме о глаголе.

Упражнение 280

Читайте задание (подбери к каждому существительному наиболее подходящий по смыслу глагол).

А теперь подумайте, какие из этих пар являются словосочетанием, а какие можно назвать предложением. Объясните свой выбор.

Города возводят, электростанции сооружают, дома строят, железные дороги прокладывают. Телеграмму вручают, подарок преподносят, книгу дают. Капусту срезают, картофель выкапывают, морковь выдергивают, огурцы собирают. Ручей бежит, река течет.

Дети находят словосочетания и предложения.

Найди глагол.

Выходи (имя) в доске и записывай предложения, все остальные записывают в тетради: Ребята посадили дерево. Мы с вами завтра поедем в зоопарк. Мама печет нам с братом пирог. Мы с тобой гуляли во дворе с собакой. Найди глагол, определи род, лицо и время. А теперь посмотри внимательно на предложения. Какое правило встречалось в 2 и 4 предложениях?

Определяет время, род и лицо.

Правило:

местоимение с предлогами пишется раздельно.

Физкульт минутка

Запретное движение. Вы повторяете все движения за мной, запретное движение руки на поясе, его вы делать не должны.

281.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Над всеми глаголами напишите время и в скобках после глагола напишите вопросы, на которые они отвечают. Пишем первое предложение. (Имя) читай, что у тебя получилось.

Дети выполняют задание в тетради.

Итог

Давайте вспомним о какой части речи мы сегодня говорили? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом является в предложении? Молодцы дети. Урок окончен. До свидания.

О Глаголе. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы…

Изменяется по числам, лицам, временам и в прошедшем времени по родам. В предложении является сказуемым

Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол.»

Цель: закрепить знания учащихся о глаголах.

Обучение постановки вопросов к глаголам;

Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

Работа по словоизменению;

Развитие слухового внимания;

Развитие и коррекция согласования;

Развитие и коррекция управления;

Развитие логического мышления;

Формирование мотивации к обучению.

Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

Ход занятия .

    Организационный момент.

    Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

Л. Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

Карточка №1.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать?

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитывают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

30.04 д/з выучить.

Не шумит в реке камыш,

Не шуршит под полом мышь.

В этот час такая тишь!...

Только слышно: « Спи малыш».

У большого шалаша

Слон качает малыша,

А мамаша не спеша

Шубку шьёт для малыша.

Конспект логопедического занятия на тему: « Глагол».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи.

    Расширение глагольного словаря.

    Развитие связной речи.

    Совершенствование навыка чтения.

Наглядные пособия и раздаточный материал:

    Таблицы с названиями частей речи, вопросами и обозначениями.

    Распечатки текстов.

    Школьные принадлежности, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (3 минуты)

Вспомнить части речи: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; вопросы, на которые отвечают эти части речи.
Инструкция: перед тобой лежат таблички с названиями частей речи. Подбери к каждой части речи вопросы, на которые она отвечает и что обозначает каждая часть речи.
Ребёнок: подбирает к каждой табличке нужные вопросы и обозначения.

2. Основная часть:

1. Подобрать антонимы к глаголам (устно).
Инструкция: я буду читать слова, а тебе нужно подобрать антонимы к каждому слову:
Бледнеть –
Светать –
Гасить –
Помогать –
Смеяться –
Говорить –
Любить –
Мёрзнуть –
Спасти –

Ребёнок: краснеть, смеркаться, зажигать, мешать, плакать, молчать, ненавидеть, согреваться, погубить.

2. Сообщение темы занятия: какой частью речи являются все эти слова?

Ребёнок: глаголом.
Педагог: сегодня мы поподробнее поговорим о глаголах.

3. Нахождение глаголов: компьютерная программа «Наставник»

Инструкция: прочитай внимательно предложения и определи, есть ли глагол в предложении; если есть – назови его.
Ребёнок: ребенок выполняет инструкцию.

Инструкция: прочитай текст «Мороз помог» и выпиши все глаголы, которые тебе встретятся.
Мороз помог.

Ребёнок: читает текст и выписывает глаголы из каждого предложения.

5. Физкультминутка. (1 минута) – упражнение для улучшения мозгового кровообращения. (повторить 2 раза)

    Исходное положение – сидя, руки на поясе.

    Поворот головы направо.

    Исходное положение.

    Поворот головы налево.

    Исходное положение.

    Плавно наклонить голову назад.

    Исходное положение.

    Плавно наклонить голову вперёд.

    Инструкция: прочитай текст, найди ошибку автора. Замени повторяющиеся слова синонимами и запиши их. Какими частями речи являются все эти слова?
    Ребёнок: читает текст, подбирает близкие по смыслу слова.
    Илья Иванович пошёл в лес. За ним пошла (побежала) собака Амур. Собака пошла (взяла след) по следу. Из-за кустов вышел (выскочил) заяц. Быстро пошла (бросилась) собака Амур за зверем. Но и на этот раз хитрец ушёл (убежал).

    Ребёнок записывает синонимы и определяет части речи.

    7. Подбор глаголов к именам существительным.

    Что без меня предметы? Лишь названья.

    Но я приду – все в действие придёт.

    Летит ракета. Люди строят зданья, И рожь в полях растёт.

    Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.

    На доске: К...тёнок (что делает?)…

    Мяч (?) (что делает?)…

    Врач (?) (что делает?)…

    Со.нце (что делает?)…

    Ч.сы (что делают?)…

    Объясните правописание орфограмм. Ответы детей: Безударная гласная в корне слова; Ь на конце существительных после шипящих; Сочетание ЧА; Непроизносимая согласная)

    Подберите к каждому существительному по 3 глагола. Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

    8. Определение синтаксической роли глагола.

    Инструкция: Спишите предложения.

    Подчеркните грамматическую основу в каждом.

    Найдите глаголы.

    Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол. Выполнение детьми упражнения.

    Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

    9. Заключительная часть.

    Инструкция: вспомни, что такое глагол, на какие вопросы отвечает и что обозначает. Что такое синонимы? Что такое антонимы?
    Ребенок: глагол – это часть речи, отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета.
    Синонимы – слова близкие по значению.
    Антонимы – слова противоположные по значению.

    Материал для учащихся.

    К заданию № 4.

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    К заданию № 6.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    1.________________________________________________________

    2.________________________________________________________

    3._______________________________________________________

    4._______________________________________________________

    5. ________________________________________________________

    6._______________________________________________________

    7.________________________________________________________

    8._____________________________________________________

    9._____________________________________________________

    10._____________________________________________________

    Мороз помог.
    В Москве строили метро. Мягкая почва ползла. Вода ручьями бежала. Работа остановилась. Пришла под землю холодильная машина. Подземное болото заморозили. Стены тоннеля стали прочными. Вода через стены не прошла. Так мороз помог строить метро.

    Выпиши глаголы из текста:

    1.________________________________________________________

    2.________________________________________________________

    3._______________________________________________________

    4._______________________________________________________

    5. ________________________________________________________

    6._______________________________________________________

    7.________________________________________________________

    8._____________________________________________________

    9._____________________________________________________

    10._____________________________________________________

    К заданию № 6.
    Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

    За ним пошла ________________________________ собака Амур.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.
    Собака пошла __________________________________ по следу.

    Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

    Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

    Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

    К заданию № 6.
    Илья Иванович пошёл ______________________ в лес.

    За ним пошла ________________________________ собака Амур.

    Охотник увидел на снегу следы зайца.
    Собака пошла __________________________________ по следу.

    Из-за кустов вышел ________________________________ заяц.

    Быстро пошла ________________________ собака Амур за зверем.

    Но и на этот раз хитрец ушёл _______________________________.

    и перескажи его.

    03.05 д/з. прочитай любой рассказ о Великой Отечественной войне

    В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.

    План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)

    Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.

    Цель :

    • активизация предикативного словаря.

    Задачи:

    коррекционно — образовательные:

    • закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при;
    • упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
    • учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
    • продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

    коррекционно-развивающие:

    • совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
    • развивать произвольное внимание, расширять его объем;
    • совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
    • расширять объем памяти;
    • продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
    • развивать речедвигательную координацию,

    коррекционно — воспитательные:

    • воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
    • воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

    Лексика

    • Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
    • Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
    • кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.

    Оборудование и материалы:

    • картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
    • предметные картинки; сюжетные картинки;
    • макет части городского ландшафта, модели транспорта;
    • сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
    • «разрезная» картинка — сюрприз.

    Ход занятия

    Организационный момент.

    Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.

    4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)

    Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?

    Выложить фрагмент картинки 1.

    Повторение.

    Что перепутал художник?

    Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).

    Какие предметы художник поместил неправильно?

    Назови их? Назови общим словом?

    Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)

    Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)

    Выложить фрагмент картинки 2.

    Динамическая пауза.

    Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

    Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
    И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
    Две ладони, друзья, Ладони вверх.
    - Это лодочка моя. «Лодочка»
    Паруса я подниму, Ладони вверх.
    Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
    А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
    Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.

    Выложить фрагмент картинки 3.

    З. Основная часть.

    Употребление предлогов.

    Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.

    • плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
    • лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
    • ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
    • идти по, подойти к, выйти из.

    Игра «Скажи наоборот».

    Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).

    Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
    Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
    Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
    Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
    Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
    Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
    Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.

    Выложить фрагмент картинки 4 .

    Динамическая пауза.

    «Ракета» (движение и речь).

    А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
    Полетаем по планете.
    Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
    Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
    Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
    А теперь мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
    На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
    А потом руки вниз. (основная стойка)
    Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
    1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
    Полетели, полетели,
    Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)

    Выложить фрагмент картинки 5.

    Закрепление.

    Игра «Найди ошибку».

    Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).

    Автобус отъехал к остановке (подъехал).
    Лодка отплыла к берегу (подплыл).
    Автомобили заехали к светофору (подъехали).
    Самолет прилетел на аэропорт (в).
    Ракета прилетела с Земли (улетела).
    Автомоиль выехад от гаража. (из)
    Выложить фрагмент картинки 6.

    Итог занятия.

    О чем говорили?

    Что делали?

    Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.

    Оценка деятельности детей. Угощение.

    Лесная И.А.,
    учитель-логопед

    Это первое занятие проводится перед изучением новых морфологических признаков глагола (изменение по лицам. спряжение глаголов). Материал занятия может быть использован и для обобщения знаний о глаголе.

    Форма: Групповое занятие

    Состав: Учащиеся 4 класса (обучение по СКО VII вида) (дизорфография)

    Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

    Развивающе-коррекционные:

    Развивать слухо-речевую память, зрительное восприятие;
    развивать аналитические способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

    Образовательные:

    Уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

    Воспитательные:

    Воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
    учить соблюдать речевой этикет;

    Здоровьесберегающие:

    Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
    Чередовать статические и динамические задания.

    Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания, тестовое задание).

    Продолжительность занятия: 40 минут.

    Ход занятия .

    Вводная часть:

    1. Организационный момент.

    Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

    Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

    Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

    Основная часть:

    2. Введение в тему занятия

    а) Задачи: Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

    Инструкция: Вспомните, какие признаки глагола как части речи вам известны. (Ответы детей: выбор правильного ответа)

    В конце занятия выполнение теста.

    б) Развивать умение обобщать знания о существенных признаках глагола, как части речи.

    Инструкция: обобщите признаки глагола как части речи.

    3. Подбор глаголов к именам существительным.

    Что без меня предметы?
    Лишь названья.
    Но я приду – все в действие придёт.
    Летит ракета.
    Люди строят зданья,
    И рожь в полях растёт.

    Задачи: Учить давать определение, аргументировать свой ответ.

    Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.


    На доске:

    К.тёнок (что делает?)…

    Мяч (?) (что делает?)…

    Врач (?) (что делает?)…

    Со.нце (что делает?)…

    Ч.сы (что делают?)…
    Объясните правописание орфограмм.

    Ответы детей:

    Безударная гласная в корне слова;
    Ь на конце существительных после шипящих;
    Сочетание ЧА;
    Непроизносимая согласная)

    Подберите к каждому существительному по 3 глагола.

    Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

    4. Определение синтаксической роли глагола.

    Задачи: Упражнять в установлении синтаксических связей в предложении.

    Инструкция:

    Спишите предложения.
    Подчеркните грамматическую основу в каждом.
    Найдите глаголы.
    Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол.

    Выполнение детьми упражнения.


    Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

    5. Динамическая пауза.

    Задачи: Снять зрительное напряжение.

    Инструкция: следите глазами за движущимся предметом.

    Дети выполняют движения для глаз.

    6. Упражнение «Выпиши глаголы с вопросами»

    Задачи: Упражнять определению частей речи по главному признаку – вопросу.

    Инструкция:

    Назовите глаголы.
    Выпиши их с вопросами.

    Бежать, бег. (Что делать? бежать)
    Строительство, строить.
    Чтение, читать.
    Летать, полет.
    Решать, решение.
    Дружить, дружба..

    Выполняют задание.

    7. Изменение глаголов по временам.

    Задачи: Определение грамматической категории «число глагола». Упражнять в изменении глаголов по числам.


    Инструкция: Запишите предложения. Подобрав подходящий глагол.

    Объясните выбор.

    Как изменяются глаголы?

    Дети выполняют задания.


    Инструкция: Выписать глаголы с вопросами. Определить время глаголов.

    Артур прочитал повесть об Алисе Селезнёвой.

    Лера читает эту повесть.

    Денис читает эту повесть.
    Дети выполняют задание.

    Вывод: Глаголы изменяются по временам.

    9. Изменение глаголов по временам.

    Задачи: Рассказ о себе с использованием глаголов в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Изменение глаголов по временам.

    Инструкция: Расскажи о себе в настоящем (будущем) времени.

    10. Изменение глаголов по родам.

    Задачи: Определение рода у глаголов в единственном числе прошедшего времени.

    Инструкция: Составь цепочки объясни выбор.

    Составь цепочку.

    Яблоко (что сделала?) поспело.

    Клубника (что сделали?) поспели.

    Апельсин (что сделал?) поспела.

    Фрукты (что сделало?) поспел.

    Выполнение заданий.

    Итоговая часть .

    11. Синтезирующая беседа. Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии.

    Тест по теме «Глагол»

    Обведи правильный ответ.

    Глагол это

    часть предложения

    часть слова

    часть речи

    Глаголы отвечают на вопросы

    Что делать?

    Что сделать?

    Какой? Какая? Какое? Какие?

    Глаголы обозначают

    признак предмета

    действие предмета

    В предложении глагол бывает

    подлежащим

    сказуемым

    второстепенным членом предложения

    Глаголы изменяются

    по падежам

    по числам

    по временам

    по родам в единственном числе прошедшего времени.