Методика «индивидуальный стиль преподавания. Две методики определения эмоциональных состояний и личностных особенностей учащихся Понятие о затрудненном общении и его причинах

Виды стилей деятельности учителя - Наиболее характерны четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методический.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна; на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

1.. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменению ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда придерживается высокого темпа проведения урока, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбования, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятель-, ности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Анализ учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности и формулирование рекомендаций по совершенствованию этого стиля.

Описание теста

В основу методики положен подход, разработанный А.М.Марковой совместно с А.Я.Никоновой. В основу различения стиля в труде учителя авторами были положены следующие признаки:

  • содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда,
  • развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде);
  • динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и т.д.);
  • результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету).
Инструкция к тесту

Ответьте «Да» или «Нет» на вопросы теста.

Тестовый материал
  1. Вы составляете подробный план урока?
  2. Вы планируете урок лишь в общих чертах?
  3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?
  4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала?
  5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала?
  6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения?
  7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения?
  8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика?
  9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов?
  10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?
  11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении?
  12. Вы часто меняете темы работы на уроке?
  13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала?
  14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?
  15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?
  16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?
  17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?
  18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока?
  19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник?
  20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?
  21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?
  22. Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?
  23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?
  24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся?
  25. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    ЭИС (15 вопросов): 2,3,5,11,12,13,14,16,17,21,22,26,27,28,29

    ЭМС (25): 1,3,4,5,6,7,9,11,12,15,16,17,19,20,22,23,24,25,27,28,29,30,31,32,33.

    РИС (17): 2,3,4,6,7,8,9,10,11,13,18,20,22,25,26,27,28.

    РМС (16): 1,4,6,7,8,9,10,18,19,20,23,24,25,31,32,33.

    За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.

    Для определения доминирующего стиля педагогической деятельности рекомендуется использовать выраженность того или иного стиля в процентах. Для этого количество баллов, набранное респондентом, по данному стилю, необходимо разделить на общее количество вопросов, входящих в данную шкалу.

    Описание стилей педагогической деятельности

    Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения . Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками.

    Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

    Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися.

    В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

    Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность , использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся.

    Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.

    Эмоционально-методический стиль (ЭМС)

    Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения , адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью.

    Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

    Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения.

    Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.

    Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса.

    По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения , относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем.

    Учитель с РИС меньше говорит сам , особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

    Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

    Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.

    В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников , давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.

    Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности

    После того как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой этого стиля.

    Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его вьполнению.

    По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась эта работа.

    В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам.

    Интерпретация результатов теста

    Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)

    Вы обладаете многими достоинствами : высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.

    недостатки : отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.

    В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.

    Попробуйте

    1. Несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала;
    2. В процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы).
    3. Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками.
    4. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников.
    5. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы – отработки правил, повторения.
    6. Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
    7. Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
    8. Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.
    9. Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.

    Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)

    Вас отличают очень многие достоинства : высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.

    В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.

    Однако Вам свойственны и некоторые недостатки : несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.

    Попробуйте:

    1. Меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.
    2. По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.

    Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

    Вы обладаете очень многими достоинствами : высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.

    У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения.

    Однако, Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки : недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.

    Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.

    Попробуйте:

    1. Чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
    2. Проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.

    Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

    Вы обладаете многими достоинствами : высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.

    Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки : неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.

    В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.

    Попробуйте:

    1. Шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.
    2. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.
    3. Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.
    Источники
  • Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности . Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции , чувства, как любовь и ненависть. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания. ^Маленький ребенок отличается искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям. Проявлять эмоциональную отзывчивость дети способны уже в младшем возрасте. Поэтому педагогу важно специально знакомить со своеобразным эмоциональным букварем , так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций , постоянно участвующего в общении. Радость и грусть, гнев, обида и доверие - обо всем этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и позы, и мимика. Педагогу важно научить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей. Особую значимость приобретает данное направление в работе с детьми часто болеющими и с аллергической патологией.

Воспитательно-образовательная работа с младшим дошкольным возрастом предусматривает привлечение, в первую очередь, материала знакомых сказок (мы определяем этот метод как сказкотерапия ) . Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью воспитателя смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет малышам разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях . ^Сказочная тематика представляет педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества. Вместе с тем не следует забывать и о соблюдении безопасности : в определенных ситуациях нельзя воспитывать у детей абсолютное бесстрашие; напротив, им надо объяснять, как важно в некоторых случаях быть осторожными (например, при контактах с чужими людьми; в ситуациях, когда остаешься один дома, и др.).

В более старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей , знать, что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза. Воспитатели учат их не только выражать свои эмоции так , чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Содержание работы с детьми этого возраста направлены на дальнейшее приобщение к языку эмоций .

По сравнению с содержанием программного материала для младших дошкольников, где ребенка знакомят лишь с основными эмоциями (грусть, радость, страх, спектр чувств старшего дошкольника существенно расширяется. Дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.

В старшем дошкольном возрасте формирование эмоциональной сферы ребенка предлагает уже не только научить детей распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния , но и анализировать их причины; не только понимать настроения другого, но и принимать его позицию. Знакомя детей в этом возрасте с эмоциями , соответствующими праздничному настроению, целесообразно развивать у них понимание того, что хорошее настроение зависит от отношения окружающих.

В образовательную работу со старшими дошкольниками включается знакомство со словами, обозначающими такие эмоциональные состояния , как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо, гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто, радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто) . Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить словами свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо обогащать и развивать соответствующий словарный запас детей.

Одновременно деятельность с детьми в данном направлении поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка , лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит и радует. Это позволит при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт , особое внимание, помочь преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.

Таким образом педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что облегчит процесс воспитания.

Примерные задачи по эмоциональному воспитанию детей на каждом возрастном этапе.

Младший дошкольный возраст :

1. Учить понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица, позе, жестам.

2. Помочь понять причины возникновения основных эмоциональных состояний ; учить определять их по внешним проявлениям.

3. Помочь понять причины и внешние признаки изменения настроения.

4. Помочь понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

Средний дошкольный возраст.

1. Помочь осознать, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода.

2. Учить осознавать, как влияет природа на чувства и настроения.

3. Продолжать знакомить с внешними выражениями разных эмоциональных состояний .

4. Помочь понять, что такое «злость» и «доброта» .

5. Помочь понимать и распознавать, что такое «грустно» и что значит «плохое настроение» .

6. Учить распознавать по внешним признакам состояние гнева.

7. Помочь справляться со своими страхами.

8. Учить узнавать по внешним признакам эмоциональное состояние «удивление» .

9. Учить распознавать эмоциональное состояние «спокойствие» .

10. Учить распознавать эмоциональное состояние «радость» .

11. Помочь устанавливать связь между разными эмоциями и причинами , которые их вызывают.

Старший дошкольный возраст :

1. Развивать представление о себе и своем отличии от других.

2. Учить распознавать по внешним признакам различные настроения и эмоциональные состояния и анализировать их причины.

3. Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица .

4. Познакомить с эмоциями , соответствующими праздничной атмосфере, развивать понимание того , что хорошее настроение во многом зависит от отношения окружающих.

5. Развивать понимание того , что чувства и настроения человека связаны с его предпочтениями.

6. Учить распознавать эмоциональные переживания сказочных персонажей и соотносить их со своим жизненным опытом.

7. Учить понимать настроения другого, принимать его позицию.

8. Учить определять, какие эмоциональные реакции вызывают разные жизненные события.

9. Знакомить с названиями различных эмоциональных состояний .

Развитие эмоциональной сферы ребенка - задача , найти решение которой возможно только общими усилиями психологов, педагогов , родителей. Ознакомление детей с эмоциональным миром человека должно проходить через всю жизнь ребенка, осуществляться как в ходе учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния , рассказывают о них, знакомятся с опытом сверстников, находят отражение эмоционального переживания в литературе, живописи, музыке и в непосредственном общении.

В воспитательно-образовательной работе педагогам рекомендуются следующие методы психологической коррекции и развития эмоционо -чувственной сферы личности ребенка :

1. Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.

2. Психогимнастические игры.

3. Коммуникативные игры :

*игры, направленные на формирование у детей умения видеть в другом человеке его достоинства и обеспечивать его вербальными невербальными «поглаживаниями» ;

*игры и задания , способствующие углублению осознания сферы общения; *игры, обучающие умению сотрудничать.

4. Игры и задания , направленные на развитие произвольности , осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли» .

5. Задания с использованием «терапевтических» метафор. Систематическое предъявление детям метафор приводит к усвоению ими основной ее идеи : «каждый человек способен изменить ситуацию» , «безвыходных ситуаций не бывает» , тем самым у ребенка формируется «механизм самопомощи» .

6. Игры, направленные на развитие воображения .

7. Релаксационные методы - использование специальных упражнений, дыхательные техники.

8. Использование эмоционально-символических методов :

* групповое обсуждение различных чувств : радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса (как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств. При этом на стадии рисования иногда исследуются и обсуждаются чувства и мысли, которые не удается раскрыть в процессе вербального общения);

Направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру . Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики , развивают образное мировидение, отзывчивость. В работе с часто болеющими детьми и детьми-аллергиками рекомендуется использовать материал, предназначенный для коррекции и развития поведенческой и эмоциональной сфер личности ребенка с отклонениями в здоровье, в большей мере использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Наиболее эффективными приемами являются :

а) словесные и подвижные игры;

б) психогимнастические этюды;

в) рисование (тематическое и свободное) ;

г) беседы и проблемные ситуации;

д) релаксационные игры;

Характеризуют достаточно развитую эмоциональную сферу ребенка овладение им следующими умениями :

Произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения , которые он испытывает;

Различать и сравнивать эмоциональные ощущения , определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, страшно и т. д.) ;

Одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие собственные эмоции ;

Произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу .

Таким образом, перед педагогами стоит обязательная задача по развитию чувств и эмоций ребенка , его эмоциональной отзывчивости , доброжелательности, сострадания. Каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени - дефицит доброты! Это явление имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира - психологическому здоровью детей. Решению этой проблемы и должны быть направлены основные усилия педагогов нашего дошкольного учреждения.

Литература :

1. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.

Г. А. Широкова.

2. «Я, ты, мы» программа по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Р. Стеркина, О. Князева.

УРОВНИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Уровень Характеристика

Низкий (неблагополучие)

* Нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

* отсутствие инициативы в общении;

* избегание взаимодействия;

* отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях ;

* исключительная ориентация на собственные действия;

* непризнание правил и норм общения и деятельности;

* отсутствие понятий «хорошо - плохо» или нежелание им следовать при сформированности этих понятий;

* конфликтность, агрессивность.

* Недостаточная инициативность в общении;

* предпочитание исключительно пассивных ролей;

* ситуативная регуляция аффективных проявлений;

* неумение улаживать конфликты;

* принятие помощи и возможность ее оказания.

* Желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;

* успешное участие в коллективных делах;

* успешное выполнение и лидерских, и пассивных ролей;

* умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем;

* признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

* заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру;

* умение занять себя; владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

Примечание : Эмоциональное неблагополучие , связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.

Первый тип поведения - это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстровозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции детей в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

Второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти у таких детей, но в проявлении отрицательных эмоций они более сдержанны . Эти дети избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. Однако наблюдения за ними показывают, что они пристально, но издалека следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Попытка взрослого вовлечь такого ребенка в игру или другую совместную деятельность вызывает отчуждение, демонстрацию показного безразличия ко всем, которая маскирует испуг, неуверенность в себе. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми , нежеланием посещать детский сад.

Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать возрастные проявления страха у детей от страха как проявления эмоционального неблагополучия , связанного со сложностью, неустойчивостью внутреннего мира ребенка.

С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога . Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются :

Освоение социальных форм выражения эмоций ;

Формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические , интеллектуальные и моральные чувства;

Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Ключевые моменты эмоционального развития детей раннего возраста следующие :

- эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

- эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняет их импульсивность;

Более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные , эстетические и нравственные эмоции , особое место среди высших эмоций в этот период

Занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

Особое условно-эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.

Сравнительная характеристика эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Характеристика эмоционального развития ребенка до 3-х лет Характеристика эмоционального развития ребенка от 3-х до 7-ми лет

* Эмоциональные реакции непосредственно связаны с потребностями витального характера;

* эмоциональные реакции бурные , легко провоцируемые;

отсутствует соподчинение мотивов;

эгоцентризм распространяется на все сферы взаимодействия;

зарождается самосознание, самоидентификация;

ориентация на оценку взрослого; самооценка завышена. Эмоциональный фон относительно уравновешен;

развивается эмоциональное предвосхищение ;

слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний ;

формируется чувство долга как по отношению к сверстникам, так и по отношению ко взрослым; эмоции подчиняются общей иерархии мотивов.

Эмоциональное развитие включает в себя две стороны :

Собственно-эмоцональное развитие (это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу );

Опосредованно-эмоциональное развитие (это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом, а также направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом).

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Вопросы Да Нет

1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, что ему рады?

2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно и свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности?

4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности?

5. Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действий с материалами и игрушками?

6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы ?

7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную?

8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении?

9. Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи» , может ли он предложить что-то изменить в интерьере, что-то переставить?

10. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду ?

11. Ощущает ли ребенок себя взрослым человеком?

12. Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него что-то не получилось?

13. Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых?

14. Уверен ли ребенок в том, что послушание - это самое ценное его качество в детском саду?

15. Понимает ли ребенок, что в присутствии проверяющих вести себя нужно прилично, не так как всегда?

Примечание : Если на большинство вопросов с 1 по 11 воспитатель ответил утвердительно, а на вопросы с 12 по 15 - отрицательно, значит, ребенок в группе испытывает эмоциональное благополучие , что является основой для физического и психологического здоровья.

Если же наоборот, то ни о каком эмоциональном благополучии речи быть не может. Верно ли, что дети в вашей группе плаксивы, обидчивы или агрессивны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки . Задумайтесь! Вам необходимо как можно быстрей менять стиль общения!

Индивидуальный стиль деятельности учителя - это набор наиболее эффективных приемов по­строения деятельности, которые позволяют усилить положительные стороны темперамента и ослабить негативные.

В основу различения стиля и груде учителя положены следующие основания: содержательные ха­рактеристики стиля (преимущественная ориентация учителя па процесс или результат своею труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамиче­ские характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этою был выделен ряд индивидуальных стилей:

· Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС);

· Эмоционально-методический стиль (ЭМС);

· Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС);

· Рассуждающе-методический стиль (РМС).

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).

Учителя с ЭИС отличает пре­имущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутст­вует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном - сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается. пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адек­ватное планирование учебно-воспитательного процесса: для отработки на уроке он выби­рает наиболее интересный учебный материал; менее интересный, хотя и важный, остав­ляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недоста­точно представлены закрепление и повторение учебного материала. контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого ар­сенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителя с ЭИС характерна интуи­тивность, выражающаяся и час­том неумении проанализировать особенности и результа­тивность своей деятельности на уроке.



Вопрос №17(2)

Распечатки

Результаты труда учителя: обученность и обучаемость школьни­ков.

Обученность и обучаемость образуют четвертый блок профессиональной компетентности учи­теля, в котором фиксируются результаты его труда, т. е. качественные изменения в психическом разви­тии учащихся, происшедшие под влиянием педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя.

Оценивание учителем результатов своего труда требует новых граней его компетентности, пре­жде всею диагностического мышления и диагностического мастерства. Сейчас психодиагностическую функцию учителя принято рассматривать не как побочную, а как лежащую в самой основе педагогиче­ской профессии, ибо, чтобы развивать личность и индивидуальность учащихся, надо, прежде всего уметь их изучать.

В школе достаточно широко используется термин «обучаемость», реже «обученность». Содер­жание каждою из этих понятий лучше выявляется при их сопоставлении.

Обученность - по те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в ре­зультате всею предыдущего хода обучения. Из чего же она складывается?

Обученность включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сло­жившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучили. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения (организован­ного или стихийного), прошлого опыта. все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.

Обучаемость - это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы ею разви­тия, будущие возможности. Обучаемость - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.

Начиная работу с учеником (классом), учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости учеников, поставить на этой основе обучающие и развивающие задачи и затем, после за­вершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения в них.

Раскроем подробнее содержание названных выше компонентов обученности.

1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) - это первый итог обучения. В школе этому компоненту обученности придают централь­ное значение, для психологов же порой характерен недоучет их роли.

2. Состояние тex видов активной деятельности (учебной, мыслительной, мнемиче­ской и др.) ученика которые обеспечили усвоение.

Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недоста­точность, а важно определить, чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся:

1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способа 4 деятельности и методах познания и др.);

2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и но­вых условиях, оценивание);

3) уровни усвоения знаний (репродуктивный, состоящий в воспроизведении образцов, и продук­тивный поиск новых способов решения);

4) качества знаний и их группы: а) научность, системность, систематичность, обобщенность, осознанность; б) гибкость, мобильность, оперативность; в) действенность, направленность на практиче­ское использование; г) полнота, объем, прочность (см. работы И. Я. Лернера). Изучая знания школьника, можно выявить, например, что ученик владеет только фактами, преобладает уровень буквального запо­минания, а не понимания и применения, что хотя знания полные и прочные, но негибкие и т. д.

Обратимся к психологическим показателям обучаемости.

Как отмечалось выше, обучаемость - это восприимчивость, готовность к переходу на новые уровни обученности, т. е. к овладению новыми знаниями, способами их добывания, к. переходу на но­вые уровни умственного развития.

Имеются различные подходы к обучаемости. Одним из наиболее продуктивных является, на наш взгляд, такой, при котором обучаемость трактуется как понятие, весьма близкое к понятию «зона бли­жайшего развития». Так, Б. В. Зейгарник писала: «Наиболее существенным критерием умственного раз­вития детей является диапазон их потенциальных возможностей к овладению новыми знаниями в со­дружественной со взрослыми работе. Это качество было названо обучаемостью».

Психологическими показателями обучаемости являются:

· активность ориентировки в новых условиях;

· инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное обращение к более трудным за­даниям;

· настойчивость в достижении учебной цели, умение работать в ситуациях помех, препятствии, монотонной деятельности, «трудных» задач и др.;

· восприимчивость к помощи другого человека и чувствительность к подсказке, готовность принять помощь другого человека и отсутствие сопротивления.

При этом уровень обучаемости определяется характером дозированной помощи: общее подкрепление («это вы можете»), наводящие вопросы («на какое правило эта задача?»), показ начала действия, показ всего действия до конца и др. В целом, чем меньше дозированной помощи нужно ученику для решения, тем выше уровень его обучаемости;

суммарным показателем обучаемости, по 3. И. Калмыковой, являются экономичность и темп мышления: количество конкретного материала, на основе которого достигается решение новой задачи, количество «шагов» для её самостоятельного решения и порции дозированной помощи, на основе которой был достигнут результат, а также время, затраченное на решение;

способность к самообучению; работоспособность, выносливость.

Таким образом, для высокого уровня обучаемости характерны: умение действовать «в уме», осуществлять ориентировку и перенос, открытость к помощи, способность к самостоятельной постановке целей обучения. Для низкой обучаемости характерны: слабая откликаемость на помощь, но в то же время потребность в большем её количестве, отсутствие инициативы и самостоятельности.

Обучаемость является, по-видимому, психологически более весомым результатом труда учителя, чем обученность.

У учащихся возможны индивидуальные варианты соотношения обученности и обучаемости. Так обученность может быть низкой (например, у педагогически запущенных детей), а обучаемость достаточно высокой. У других обученность достаточно высока (вследствие прилежания), а обучаемость низкая. Обучаемость обеспечивается разными путями: один ученик учится за счет хороших способностей, но быстро устает; другой понимает материал с большим трудом, но зато более работоспособен.

Необходимые педагогические умения и позиции реализуются при наличии ряда психологических качеств учителя: его мотивации к психологической диагностике учащихся в самом процессе обучения (например, в холе опроса), специфического диагностического мышления и диагностических способностей, прогнозирования возможностей учащихся. Суть диагностического мышления учителя состоит в том, чтобы увязать воедино все проявления ученика, увидеть между ними причинно-следственные отношения, наметить пути развития и коррекции.

Вопрос №18(2)

Эмоционально – методический стиль (ЭМС)

Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую познавательную активность.

Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или «тяжёлых на подъём» классах ваш стиль мало эффективен.

Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий уровень знания и развитая познавательная активность учеников. Вы во всём блеске проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого - нибудь метода обучения на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может вам дать обмен опытом с коллегами.

Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС)

Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно и чётко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и слабыми, стараетесь не выделять в классе любимчиков. Много времени отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень знаний каждого ученика. Дети любят вас за ровное и справедливое отношение.

Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлечённости учащихся на уроке, замедлённый темп урока.

Рекомендации: Разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективные обсуждения. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.

При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению открытых уроков: тщательно спланируйте урок по времени, постарайтесь задействовать в нём разнообразные методические приёмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при аналитичном складе вашего мышления не будет для вас проблемой.

Рассуждающе – методический стиль (РМС)

Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность, повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят вас как отличного предметника и методиста.

Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в учениках прежде всего их интеллектуальные способности, вы можете ориентироваться на умных любимчиков и отвергать неспособных. В результате при прочных знаниях учащиеся не проявляют интереса к вашему предмету, на уроках может складываться напряжённая эмоциональная атмосфера.

Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе, избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте разнообразные методические приёмы, в том числе творческие, игровые, коллективные.

При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка. Вы сможете написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон, включайте элементы творческой работы учащихся.

Итак, вы получили достаточно подробный профессиональный «автопортрет». Рекомендуем, в первую очередь, обратить внимание на результаты по тестам нервно – психической устойчивости и агрессивности. Если ваша нервно – психическая устойчивость мала, а агрессивность, напротив, слишком высокая, это свидетельствует о том, что ваш профессиональный стресс слишком высок. Вы с трудом справляетесь с повседневной нагрузкой, может быть, даже в ущерб своему здоровью. Взвесьте, как следует свои силы, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Может быть, надо сначала немного отдохнуть, пересмотреть своё отношение к работе?

Чрезмерной подверженности профессиональному стрессу может способствовать и слишком высокий уровень эмпатии. А вот если по тесту мотивации достижения вы получили высокую оценку – прочь колебания! Аттестация – это как раз то, что вам нужно, чтобы проверить свои силы и добиться того, чего вы достойны.

Результаты последних двух методик помогут вам осознать свой индивидуальный стиль работы и наилучшим образом использовать его в подготовке к аттестации, так чтобы в наиболее выигрышном свете представить свои достоинства и сделать незаметными недостатки.

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом по отношению к вашей работе. Если у вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Очень редко

Очень часто

    Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

    К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

    Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

    Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

    Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

    Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

    Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

    Я чувствую угнетенность и апатию.

    Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

    В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

    Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

    У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

    Я испытываю все больше жизненных разочарований.

    Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

    Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

    Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

    Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

    Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

    Я многое успеваю сделать.

    Я чувствую себя на пределе возможностей.

    Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

    Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к опроснику

Субшкала

Номер утверждения

Сумма баллов (максимальная)

Эмоциональное истощение

1,2,3,6,8.13,14.16,20

Деперсонализация

4,7,9,12,17,18,19,21

Уровни выгорания

Субшкала

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Эмоциональное истощение

27 и больше

Деперсонализация

13 и больше

Редукция личностных достижений

39 и больше

Методика выявления уровня педагогического мастерства

24 классических позиций по 1 баллу (всего – 24 балла)

12 современных позиций по 2 балла (всего – 24 балла) ИТОГО: 48 баллов

Позиции для контроля и самоконтроля

    Создание общих условий эффективности образовательного процесса.

    Обеспеченность общих условий эффективности уроков:

а) формулирование целей, задач, определение основных этапов урока – 1 балл;

б) учебные пособия, раздаточные материалы, технические средства обучения способствуют быстрому включению учащихся в работу – 1 балл;

в) на уроке нет ненужных заданий, отвлекающих моментов – 1 балл.

    Адаптация содержания учебного материала к учащимся:

а) учитываются возрастные особенности учащихся – 1 балл;

б) при необходимых условиях учитываются индивидуальные особенности учащихся – 1 балл;

в) для учащихся различного уровня подготовки даются задания, соответствующие различным уровням сложности (в.т.ч. групповые) – 2 балла.

    Профессиональная компетентность.

    Владение учебным предметом и методами обучения:

а) учебная информация соответствует теме и целям урока – 1 балл;

б) используется разнообразные формы и методы работы – 1 балл;

в) применяются практико-ориентированные, деятельностные методы и приемы обучения – 2 баллы.

    Организация учебной деятельности:

а) урок начинается со стимулирующего введения (привлечение внимания учащихся, создания проблемных ситуаций, мотивации учащихся) – 2балла;

б) новый материал представляется как ответ на поставленные ранее вопросы –1 балл;

в) итоги урока подводятся как соотнесение результатов поставленным целям – 2 балла.

    Техника объяснения.

    Устные и письменные объяснения:

а) ключевые моменты объяснения обозначены в виде опорных конспектов, схем – 1 балл;

б) записи на доске аккуратны и разборчивы – 1 балл;

в) устная речь правильная и профессионально грамотная – 1 балл.

2. Разъяснение материала учащимся при непонимании:

а) выявляются непонятные слова, фразы, объясняются, заменяются общедоступными – 1 балл;

б) пояснения даются с помощью приема аналогии, наглядных примеров – 1 балл;

в) неявная учебная информация логически выводится из ранее известного – 2 балла.

    Учебные взаимодействия.

    Контроль и коррекция деятельности учащихся:

а) оценка действий учащихся отделяется от личного отношения педагога – 1 балл;

б) учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников – 1 балл;

в) ученики побуждаются к самоанализу, самокоррекции, а также к взаимооценке и взаимокоррекции – 2 балла.

    Использование на уроке предложений, инициатив и вопросов учеников:

а) вопросы и предложения учащихся принимаются с благодарностью – 1 балл;

б) тактично отмечаются слабые места, ошибки учащихся – 1 балл;

в) идеи учеников разрабатываются и используются в ходе урока – 2 балла.

    Создание продуктивной атмосферы на уроке.

    Стимулирование интересов учащихся:

а) используются интересные, необычные аспекты темы, парадоксы, юмор – 1 балл;

б) предлагаются проблемные и творческие задания – 2 балла;

в) на уроке используется жизненный опыт учащихся – 2 балла.

    Помощь учащимся в выработке положительной самооценки:

а) в речи педагога нет насмешек, сарказма – 1 балл;

б) конкретные учащиеся поощряются за конкретную работу – 1 балл;

в) педагог поддерживает, ободряет сталкивающихся с затруднениями учащихся – 1 балл.

    Создание благоприятного микроклимата.

    Поддержание деловой включенности учащихся в урок:

а) используются приемы активизации внимания школьников – 1 балл;

б) применяются активные методы обучения (ролевые и деловые игры, диспуты и т.д.) – 2 балла;

в) используются специальные приемы активизации внимания активных и пассивных учащихся – 2 балла.

    Воздействие при нарушении дисциплины:

а) педагог не замечает мелкие непреднамеренные нарушения – 1 балл;

б) немедленно, но взвешенно реагирует на серьезные нарушения – 1 балл;

в) использует специальные приемы для организации дисциплины, повышения личной ответственности за поддержание дисциплины на уроке – 2 балла.

Уровень профессионального мастерства можно вывести по формуле:

K=X/Y, где X – число баллов, которое набрал педагог;

Y – общее число позиций (36);

К – уровень мастерства.

Если К=1,3 – самый высокий уровень профессионального мастерства.

Если 1 К 1,3 – хороший уровень.

Если 0,8 К 1 – удовлетворительный уровень.

Если 0,5 К 0,8 – терпимый уровень.

Если К 0,5 – нужно задуматься о смене профессии.

АНКЕТА

на наличие потребностей в изменении своей профессиональной деятельности и отношение к инновациям

    Нужна ли глубокая перестройка учебно-воспитательной работы школы?

    Если перестройка нужна, то в чем конкретно она должна состоять?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Считаете ли вы, что нужно серьезно изменить вашу собственную деятельность?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие нерешенные проблемы в своей деятельности вы видите?

    Приступили ли вы к обновлению своей деятельности?

(да; нет; частично; затрудняюсь ответить)

    Какие конкретные проблемы решаете, что стремитесь изменить,

усовершенствовать, что Вам удалось сделать?

    Какие чувства и эмоции Вы испытываете в первый момент знакомства с нововведением, использовать которое Вам предлагает администрация школа? Подчеркните один ответ:

    Это у нас уже есть;

    Это у нас не получается.

    Это не решает наших главных проблем.

    Это требует доработки.

    Здесь не все равнозначно.

    Есть и другие идеи.

    Из этого можно взять отдельные элементы.

    Все это требует тщательной проверки.

    Надо попробовать – возможно, это даст результат.

    Это интересно, попробую у себя в классе.

При анализе нужно установить, имеет ли место расхождение между ответами на 1 и 3 вопросы, сравнение показателей покажет направленность недовольства учителей. Данные ответов на 5 вопрос позволяет выявить учителей, готовых к переходу или уже работающих в «поисковом режиме». Ответы на 7 вопрос позволяет установить степень надежности и достоверности ответов на 1-6 вопросы и скорректировать. Если выводы анализа отвечающий подчеркивает с 1 по 6 варианты ответов, это свидетельствует о его «скептическом» отношении к новому, 7 – об осуществлении метода «кусочного внедрения» нововведений, 8 – о методе «вечного эксперимента», 9,10 – о готовности использовать новшество.

Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии

Сегодня практически каждая школа стремится использовать в своей деятельности новые педагогические технологии. Однако далеко не всегда учителя готовы к их внедрению. Для самооценки готовности педагога к работе по любой из новых педагогических технологий вы можете использовать предложенную ниже анкету. Имеет смысл попросить учителей подписать ее, для того чтобы вы имели возможность проанализировать ответы каждого педагога.

КОММУНИКАТИВНЫЙ СТИЛЬ Коммуникативный стиль личности...

  • Сборник материалов для диагностики, представления на пмпк и коррекции

    Документ

    Бойко «Эмпатические способности ». Может... 20 Тест для исследования самооценки . ... подоб­ная тенденция редко... педагогических технологий, направленных на создание эмоционального благополучия каждого ребенка; гуманистического стиля педагогического общения ...

  • Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

    Образовательная программа

    ... теста -опросника эмпатических тенденций можно проводить в групповом варианте или предлагать ответить на ... и психических способностей , изменении сути педагогических отношений, ... самооценку . На начальном этапе проводится беседа, направленная на выявление ...

  • Понятие о затрудненном общении и его причинах

    Документ

    ... на исследования, направленные на выявление зависимости формирования модальности самоотношения и адекватности самооценки , навыков эффективного общения ... эмпатические способности ... педагогическом общении ) // Актив­ ные методы обучения педагогическому общению ...