«Мне запомнилось, что Джалиль вел себя энергичнее всех на прогулке в тюрьме Моабит…. Побег русских зеков с немецкой тюрьмы моабит Из писем Р.А


В жизни Берлина есть много романтичного и драматичного. Романтика вообще очень часто пересекается с драмой. А тюрьма – это и драма жизни, и испытание, которое рано или поздно обрастает историями, полными запретного трепета. Впрочем, тюрьма и есть потусторонний мир, и опыт, там приобретённый, складывается в копилку мудрости, самая простая из которых: от тюрьмы не зарекайся.

И мы, жители этого города, не зарекаемся. Тем более что одна из самых знаменитых тюрем находится совсем рядом, в центре Берлина, в районе Moabit.

Снаружи

Первыми обитателями этого места на правом берегу реки Шпрее были французские гугеноты, беженцы, которые и дали району название «земля моавитская» – по аналогии с библейским исходом евреев (моавитяне, согласно Ветхому Завету, – потомки Лота. – Ред.). Очень давно, ещё в 1848 году, при прусском короле Фридрихе-Вильгельме IV, кстати, мистике и романтике, возникла идея образцовой тюрьмы на окраине города.

От идеи до исполнения, как известно, дистанция огромного размера. И лишь в 1888 году по проекту архитектора Генриха Германа здание было построено. Первых заключённых оно приняло в 1890-м.

В 1905-1906 годах к тюрьме были сделаны пристройки, соединившие тюремные помещения со зданием Берлинского уголовного суда, находившегося на соседней улице Turmstrae. Из суда существует переход прямо в тюрьму, чтобы далеко ездить не надо было.

В 1913 году часть здания перестроили в больницу, в 1930-м на территории тюрьмы был создан Криминологический институт Пруссии.

Тюрьма «Моабит» представляет собой комплекс из пяти четырёхэтажных корпусов, напоминающий морскую звезду. В каждом примерно две сотни камер, которые сходятся лучами к центральной башне, главному месту в общей системе безопасности. Отсюда просматриваются все коридоры до самого конца. Охрана может закрыть входные двери в блоки и сохранить при этом контроль за ситуацией. Есть здесь и другие здания, например, госпиталь и женский блок, который, правда, полностью изолирован от остальной территории.

Существует и своего рода тюрьма в тюрьме. Это – особо строгий отсек из двадцати одиночек, по конфигурации напоминающий саму тюрьму. Его построили в 70-е годы для террористов из «Красных бригад», которых держали здесь в полной изоляции от мира.

Вообще, в этой тюрьме сидели многие знаменитые люди. В 1911-1912 годах – разведчик, капитан русского Генерального штаба Михаил Костевич, которого потом обменяли на немецкого шпиона. В 1919-м – Карл Радек, австрийский подданный, видный деятель советского и международного коммунистического движения. С 1933-го в Моабите несколько лет содержался руководитель германской компартии Эрнст Тельман. Сидел здесь до своей высылки в СССР болгарский коммунист Георгий Димитров, обвинённый в поджоге рейхстага. В 1941–1945 годах – интернированные граждане СССР – дипломаты, командированные специалисты. Одним из самых известных заключённых стал татарский поэт-мученик Муса Джалиль, который сочинил в тюрьме знаменитую «Моабитскую тетрадь». Здесь же он был казнён. В годы перестройки, после падения Берлинской стены, в Моабит ненадолго попал бывший руководитель бывшей ГДР Эрих Хонеккер и глава его секретной службы Эрих Мильке.

Внутри

В настоящее время «Моабит» – учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года. Сюда водворяют по решению суда. Штатная вместимость «Моабита» – 1200 заключённых. Но иногда содержится больше. Администрация и обслуживающий персонал – гражданские лица. «Моабит» считается самой строгой тюрьмой в Германии, хотя это вовсе не тюрьма, а следственный изолятор.

Степень охраны здесь образцовая. Территория обнесена монолитным бетонным забором в семь метров, с колючей проволокой сверху. Всё прослеживается инфракрасными лучами и прочими приборами, реагирующими на тепло, движение, давление на почву, звук. Камеры рассчитаны на двух человек, по желанию подследственный может вообще жить в одиночке, хотя это случается достаточно редко.

В «Моабите» заключённому раз в две недели (а в отдельных случаях и чаще) предоставляют свидания. Разрешение дают судья или прокурор. Разговоры во время беседы с адвокатом и переписка с ним не подлежат цензуре. Однако письма на волю просматривается по решению суда или прокуратуры. Всем заключённым разрешается иметь телевизор и радио. Они могут в известных пределах даже обставлять и декорировать свою камеру (за исключением электрического и санитарного оборудования), заказывать за свой счёт книги и периодику. Правила внутреннего распорядка выдают на многих языках, в том числе и на русском.

Размер камер достигает 30 квадратных метров. В них – деревянная мебель, телевизор, часто холодильник. Внутри тюрьмы имеется тренажёрный зал и даже теннисный корт. Хотя пользоваться ими можно только по особому расписанию, обычно раз в неделю. Жизнь подследственных жёстко регламентирована. Например, по правилам, заключённые имеют право всего на один час прогулки по тюремному двору. Посылки разрешены один-два раза в месяц. В тюрьме есть специальная служба, которая просматривает и прощупывает тонны ежедневных посылок. Камеры в дневное время открыты. Заключённые ходят по коридору, посещают душ, общаются с соседями… Конечно же, администрация принимает меры, исключающие возможность контакта заключённых, проходящих по одному делу (размещает по разным корпусам и этажам).

В тюрьме – около 400 рабочих мест. За право подметать двор надо ещё побороться. В случае, если у заключённого нет средств и ему не могут предоставить работу, он может ежемесячно получать с воли карманные деньги (естественно, не наличными), дабы покупать дополнительные продукты питания, а также вещи для личного потребления.

На некоторых камерах висят таблички с кружками красного, зелёного или жёлтого цвета. Это чтобы знать, кто есть кто – может, буйный, может, у кого подельники здесь же сидят, в общем, своя знаковая система.

Религиозные потребности подследственных уважаются: мусульманам, например, дают возможность совершать намаз, при необходимости даже готовят кошерные блюда.

Если вы хотите побывать в тюрьме (а при определённых условиях это возможно, например, для журналистов), то нужно заранее подать заявку, объяснить причину визита, при входе сдать мобильный телефон, паспорт, пройти достаточно жёсткий личный контроль и получить карточку посетителя. Если вы её потеряете, то из тюрьмы не выпустят до выяснения личности. А в нынешних напряжённых условиях, вызванных террористической опасностью, это может занять довольно много времени.

Конечно, тюрьма не самое лучшее место для экскурсий. Однако здание, расположенное совсем недалеко от президентского дворца, не только действующий объект юридической системы Германии, но и памятник архитектуры. А подобная комбинация сама по себе интересна.


Татары Берлина установят табличку Мусе Джалилю на стене тюрьмы «Моабит»

С такой инициативой выступили представители татарской диаспоры в Германии.

Рустем Кабиров живет в Берлине уже три года. Не так давно он и его жена обратились в казанскую мастерскую «Агач» с просьбой создать памятную табличку великому татарскому поэту Мусе Джалилю. Сейчас пара находится в Татарстане, но уже совсем скоро возвращается в Берлин, где собирается добиться разрешения властей на установку памятного знака.


В Берлине есть парк, где раньше была расположена тюрьма «Моабит». Там находится инициированная тюремная камера, на которой можно было разместить табличку в память о нашем герое. Мы с женой решили обратиться в одну из казанских мастерских. Это все произошло спонтанно. И вот табличка уже готова, у нас на руках. С властями города мы еще не обсуждали тему установки доски. Это будет наш второй шаг. Но, я думаю, получение разрешения не составит большого труда, нам должны пойти навстречу. К этому времени к нам подключится вся наша организация Берлинской татарской молодежи и все получится, - выражает надежду собеседник.

Установить табличку Рустем рассчитывает к началу октября. Таким образом наш соотечественник хочет рассказать жителям Германии о подвиге татарского героя.

Один из руководителей мастерской «Агач» Булат Мустафин говорит, что необычных заказов к ним поступает много, но этот особенно запоминающийся.


Это наша история, наше прошлое. Муса Джалиль знаменит не только своим творчеством, но и своей смертью. Поэтому мы сразу согласились выполнить заказ. Все финансирование мы берем на себя, - рассказал он.

Муса Джалиль - татарский поэт, журналист. Родился в феврале 1906 года, в 1941-м был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был военным корреспондентом газеты «Отвага».

26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал». В Едлиньске около Радома (Польша), где он формировался, Муса Джалиль вступил в созданную среди участников движения подпольную группу и устраивал побеги военнопленных.

Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации. Он был связан с подпольным движением «Берлинский комитет ВКП(б)», которое возглавлял Бушманов.

Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, поднял восстание 21 февраля 1943 года, в ходе которого часть бойцов (около 500-600 человек) покинули расположение части и с оружием в руках присоединились к белорусским партизанам. Личный состав остальных шести батальонов легиона при попытке использовать их в боевых действиях так же часто переходил на сторону РККА и партизан.

В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнен на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.


Находясь в тюрьме, поэт писал стихи. Впоследствии они составили основу знаменитого сборника под названием «Моабитская тетрадь». За этот цикл стихотворений автор посмертно был удостоен Ленинской премии. Издание было переведено на 60 языков, а в 2013 году сборник рекомендован Министерством образования и науки России школьникам для самостоятельного чтения.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


«Мы отмечаем новый старт России как государства»

История нашей страны, которая в разное время называлась по-разному - Русь, Российская империя, СССР, насчитывает более тысячи лет, а событию, которое мы отмечаем 12 июня, нет и тридцати. В этот день в 1990 году первый Cъезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. К тому времени многие республики Советского Союза уже вышли из состава СССР и, чтобы подчеркнуть государственность той части страны, которая образовалась в новых границах, было принято новое ее название - Российская Федерация, Россия.

Кстати, именно 12 июня страна, кроме независимости, обрела и первого президента. В этот же день в 1991 году состоялись первые в истории всенародные открытые выборы главы государства, на которых одержал победу Борис Ельцин. Именно он своим указом в 1992 году учредил новый государственный праздник - День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. А 12 июня в телевизионном обращении к россиянам предложил переименовать праздник в День России. Однако официально это название было утверждено только с принятием нового Трудового кодекса РФ - в 2002 году. То есть получается, что праздник День России совсем молодой - ему всего 17 лет.


KazanFirst расспросил политиков и общественников о том, какое значение имеет этот праздник для современной России.

Марат Бариев, депутат Госдумы РФ, член комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи:

В 1991 году 12 июня состоялись первые выборы президента Российской Федерации. Для страны эта дата имеет очень большое историческое значение. Это точка отсчета строительства новой России. Это день рождения сегодняшней России, вернее - ее возрождения. К сожалению, в сознании многих россиян это еще не такой популярный и любимый праздник.


Я читал, что половина населения страны даже не знает, как он называется, не говоря уж о том, чему он посвящен. Но это не вина людей. Я думаю, что если Россия будет развиваться, в том числе в направлении улучшения качества жизни населения, то все больше людей будет гордиться своей страной и тем, как они живут в этой стране. Тогда народ будет более чутко относиться к Дню России и с гордостью его праздновать. Надеюсь, что такие времена наступят очень скоро.

Игорь Бикеев, сопредседатель Татарстанского регионального штаба ОНФ, первый проректор Казанского инновационного университета:

День России - молодой, но уже прижившийся в нашей стране праздник. Фактически Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации стала свидетельством того, что наше государство - Россия - меняется. Документ торжественно провозгласил государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявил о решимости создания демократического правового государства в составе обновленного Союза ССР. Напомню, что под суверенитетом обычно понимают независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Декларация была принята на фоне глубокого социально-экономического и политического кризиса, охватившего всю страну: потеря авторитета многими органами власти Союза ССР, развал управляемости, тотальный дефицит товаров народного потребления, острые межнациональные и идеологические конфликты. Очень жаль, что заявленное в документе сохранение Союза не произошло.

Полностью разделяю мнение Владимира Владимировича Путина о том, что распад СССР - крупнейшая геополитическая катастрофа века.

В то же время декларация послужила основой современного российского государства, принципов его конституционного строя и системой органов власти. Кроме того, в ней фактически было установлено, что у России есть свои интересы, которые она будет четко отстаивать при уважении других стран и народов. Что и происходит сегодня у нас на глазах.

Поэтому День России, на мой взгляд, носит характер празднования нашей современной государственности, самостоятельности. По традиции в этот день вручаются государственные награды Российской Федерации, проходят разнообразные торжественные мероприятия. День России - это патриотический праздник, в который можно особо заявить о нашей гордости за страну и любви к ней. А для этого у нас, граждан Российской Федерации, есть все основания.


Андрей Большаков, завкафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук:

Полностью сегодняшний праздник называется Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Естественно, это тяжело произнести, поэтому многие в обиходе называют этот праздник просто «двенадцатое число» и воспринимают его как очередной выходной. Я думаю, что правильно поступили, что этот праздник россиянам оставили, в отличие от Дня Конституции РФ. Если мы живем в государстве, которое называется Российская Федерация, то мы, конечно, должны отмечать день образования этого государства. Вот французы отмечают день образования Французской Республики - День взятия Бастилии уже не одну сотню лет. Хотя все знают, насколько Великая французская революция - кровавое и неоднозначное событие. У нас 12 июня 1990 года события были тоже неоднозначные, хоть и не такие кровавые. Многие считают, что принятием этой Декларации была впервые торпедирована идея Советского Союза. Вслед за этим событием декларировали свой суверенитет и все союзные республики, тем самым было подорвано единое государство - СССР. Но было образовано новое - Российская Федерация. У него, наверное, были свои недостатки - мы долго жили в государстве, которое нельзя было назвать сильным. Но в последние лет 10 мы заметили, и это видно по результатам соцопросов, что Россия стала более сильным государством. По-моему, россиян это должно радовать, потому что сильное государство - это в целом сильная страна. Понятно, что у нас еще много нерешенных проблем, есть недостатки, безусловно. Но беспроблемных стран не бывает.


Что касается сегодняшней оценки событий 12 июня 1990-1991 годов, то теперь можно совершенно по-разному их интерпретировать. Если какие-то историки будут говорить, что именно они привели к падению великого Советского Союза, то они будут правы, наверное. И сегодня нам необходимо жить в тех границах в тех территориях, которые мы имеем. Российская Федерация по-прежнему великая и большая страна, включающая 85 субъектов, которые очень отличаются друг от друга.

Но все же День России - это скорее политический праздник, чем народный. Чтобы он стал популярным, его все должны пережить и прочувствовать. Я думаю, что должно пройти еще несколько десятилетий, чтобы это произошло. И данные социологических исследований показывают, что и этот праздник постепенно набирает сторонников из молодежной среды, потому что они родились, когда 12 июня уже отмечали как День России. И хотя до популярности Нового года или 9 Мая эму еще очень долго расти, День России надо отмечать, надо вспоминать, что мы живем в одной из самых сильных и замечательных стран, которая только существует на планете, и что надо эту страну развивать, делать лучше, а в случае возникновения угроз защищать.

Марат Галеев, депутат Госсовета РТ, председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству:

В тот исторический период, когда был основан праздничный день, который мы сейчас называем День России, он обществом был воспринят единодушно. Более того, 12 июня даже не воспринималась многими как дата радостного события, потому что это тот день, когда был вынут основной кирпич из, казалось бы, прочного и устойчивого знания - СССР, тем самым было положено начало его разрушения. Причем это произошло через очень короткое время после референдума, на котором большинство россиян высказались за сохранение Советского Союза. И те, кто голосовал «за», с самого начала восприняли провозглашение Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации как нежелаемое событие и не могли это приветствовать.


Но история не имеет сослагательного наклонения - все это уже произошло 12 июня 1990 года. Поэтому, может быть, через энное количество лет День России и станет всенародным праздником. Но коль скоро это государственный праздник и даже объявлен выходным днем, он имеет полное право на существование. Мы отмечаем сегодня новый старт России как государства, новый его формат. Прошло 29 лет, за это время выросло целое поколение, которое если и знает по учебникам истории, что случилось в этот день, но не прочувствовало это, не пережило. У них нет ностальгии по старому. Возможно, у нового поколение День России будет вызывать энтузиазм и гордость за страну. Но для этого нужно время.

Андрей Тузиков, завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ (КХТИ), доктор социологических наук, профессор:

Любое государство, любое общество имеют какие-то праздники, которые символизируют государственность. У американцев 4 июля считается общенациональным праздником, во Франции - 14 июля. Да. 12 июня в России произошло довольно двусмысленное событие - приняли так называемую Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее еще называют декларацией о независимости. Понятно, возникает вопрос. От кого?

Владимиро-Суздальское княжество, Киевская Русь, Советский Союз, Российская империя - это просто разные формы существования российской государственности. И нынешняя Российская Федерация - это российское государство в XXI веке. Есть у него плюсы и минусы, как и везде. И в качестве даты государственного праздника, который должен быть в любой стране, было выбрано 12 июня. Удачная дата или не удачная - можно спорить. Она несет в себе определенную травму - развал исторической России, границы которой не совпадали с границами СССР. Естественно, что для многих, кто жил в Советском Союзе, эта дата печальная. Кроме того, это очень молодой праздник, в отличие от, например, Дня взятия Бастилии во Франции. Не думаю, что там, спустя три десятка лет после тех кровавых событий, широко их отмечали. Любая дата обретает свое значение, свою мифологию, символическую значимость, только уходя в историю. А как скоро это произойдет в нашем случае, зависит от того, как будет развиваться проект российской государственности в формате Российской Федерации. Если он состоится как успешный проект, то спустя 100 лет День России все будут праздновать пышно и ярко. А если снова произойдет какое-то переформатирование, например, в варианте СССР 2.0 или еще как-то, наверное, возникнет другая дата.

Вначале небольшое предисловие с отступлением. История этого поста не совсем обычная, и хотелось бы донести эту мысль о том, что воспринимать его надо через огромный калейдоскоп времен и событий. Бывает так, что какая-то информация доходит до нас урывками, через годы и случайности, лишь под конец складываясь в единую мозаику, посвященную человеческому духу, человеческому преодолению себя. Толчком к окончанию многолетней истории, предшествовавшей этому посту, послужил мой ответ на вопрос в другом журнале. К сожалению, несмотря на то, что я ждала продолжения разговора, подготовив к нему много заготовок, ответа не получила. И чтобы не терять материала и затраченного на него времени - пишу этот пост.

Отчасти тема связана с городом моих предков - Даугавпилсом, связана с поэтом, который сидел там в одном концлагере с моим дедом... Муса Джалиль писал пронзительные стихи, с поразительным мужеством принимая свою судьбу. О нем написано немало статей и книг, и здесь расскажу лишь о последних годах его жизни и его страшной смерти в Берлине. Причем открою не самую известную сторону нацистской системы исполнения наказаний. Впечатлительным людям лучше дальше не читать.


Начну с того, какими путями эта информация шла ко мне. Первое воспоминание родом из 80-х - мне 14 лет, я после долгого перерыва приехала в город Даугавпилс, где родились почти все мои родственники. Мой ныне уже покойный дядя был тогда горд возможности показать племяннице главную достопримечательность города - Динабургскую крепость. От дома на улице Циетокшня (Крепостной) было всего пять минут ходьбы до главного входа в крепость.

У меня нет фотографий крепости того времени, представленные здесь сделаны уже в апреле 2007 года.

Замечаете ли небольшую мемориальную доску на сооружении справа, не доходя двухсот метров до центрального входа в крепость?

Мы подошли тогда к той мемориальной доске.

Я и потом приходила к этому месту...

Здесь и был концентрационный лагерь...

С 1941 по 1944 год в крепости находились части немецкой армии. В цитадели был организован лагерь для советских военнопленных «Stalag-340».
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

В годы Второй мировой войны территория Даугавпилсской крепости была превращена гитлеровцами в огромный концлагерь Шталаг-340, в котором два месяца провел татарский поэт Муса Джалиль, посмертно удостоенный звания Герой Советского Союза.
http://www.castle.lv/latvija/daugavpils.html

Об этом и гласит текст доски:

Я тогда по молодости лет еще ничего не знала о том, кто такой Муса Джалиль. Но имя запомнилось...

Мы же начнем с того периода, когда начался последний путь поэта к его бессмертию...

Муса Джалиль в немецком плену. Репродукция картины Хариса Якупова.
Картина отсюда: http://tatar-gazeta.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=223:2011-02-14-13-12-24&catid=48:2011-01-20-16-24-08

Джалиль прошел через несколько лагерей военнопленных и Динабург был одним из них.

В казематах крепости в сентябре-октябре 1942 года томился Герой Советского Союза татарский поэт Муса Джалиль, когда он, тяжело раненый, попал в плен к фашистам. В 1975 году на стене барьерных ворот Даугавпилсской крепости была открыта мемориальная доска, посвящённая Мусе Джалилю, с цитатой из его стихотворения.
http://www.obzor.lt/news/n1658.html

Немецкая аэрофотосъемка крепости:

Первоначально в пороховых складах крепости, а затем в овощных складах и конюшнях за валами ее северной стороны был создан лагерь для советских военнопленных «Шталаг-340». На воротах лагеря висел плакат с изображением палки и надписью «Вот твой господин!». Под ним на черной доске ежедневно записывалась дата и регистрировалось количество пленных, находившихся в лагере.
Содержание военнопленных было ужасным: помещения не отапливались, прогнившие крыши не спасали от дождя. Узников морили голодом, подвергали пыткам и издевательствам, отправляли на непосильные работы, осуществляли массовые расстрелы. В лагере свирепствовали эпидемии. Зимой 1942-1943 г. во время эпидемии сыпного тифа смертность в лагере достигала до 900 человек в день.
Номерной знак узника концлагеря «Шталаг-340» А.Павлова.

Охрана «Шталага-340» была весьма продуманной, и поэтому побег из лагеря был практически невозможен. Побеги совершались лишь во время работы за пределами лагеря, были среди них и удавшиеся. Многие узники, оставшиеся в живых, обязаны жизнью такому же, как они, узнику врачу-хирургу А.Гибрадзе. Работая в лагерном лазарете, он облегчал страдания раненых, а также задерживал сведения об умерших, позволяя тем самым 3-4 дня получать лишний паек и поддерживать наиболее ослабевших пленных. Также в его «операционной» проходили тайные совещания по организации побегов.
С сентября по октябрь 1942 г. узником концлагеря «Шталаг-340» был известный татарский поэт Муса Джалиль.
http://dinaburgascietoksnis.lcb.lv/satalagru.htm

Немного забегая по хронологии вперед, хочу закрыть тему о Динабургской крепости и процитировать себя же из сообщества ru_monument во время обсуждения памятника Джалилю на его родине:

Кстати, в свое время, собирая информацию о Мусе Джалиле, обратила внимание, что почти все Интернет-источники упоминают о его заключении в Моабите, но практически никто о том, что он был и в концентрационном лагере на территории Латвии - в крепости города Даугавпилс, ранее именуемой Динабургской крепостью. А ведь колючая проволока казанского памятника может ассоциироваться именно с ограждениями концлагерей, чем тюрем. Символикой тюрьмы на памятнике, скорее всего, может быть решетка. Но это лишь мое мнение.
http://ru-monument.livejournal.com/110710.html

С тех пор в Интернете появилось много информации об этой стороне биографии поэта, но раньше было не так...
Кадр из фильма "Моабитская тетрадь":

Прошло два года с момента посещения мною крепости, наступил период в середине 80-х, когда я интересовалась Второй мировой войной, и много читала на эту тему, от мемуаров Шарля де Голля до биографии Рихарда Зорге. Среди прочих книг попался сборник художественных и публицистических произведений о войне, в котором были вот эти строки:

Порой душа бывает так тверда,
Что поразить ее ничто не может.
Пусть ветер смерти холоднее льда,
Он лепестков души не потревожит.

Улыбкой гордою опять сияет взгляд.
И, суету мирскую забывая,
Я вновь хочу, не ведая преград,
Писать, писать, писать, не уставая.

Пускай мои минуты сочтены,
Пусть ждет меня палач и вырыта могила,
Я ко всему готов. Но мне еще нужны
Бумага белая и черные чернила!
«Случается порой», ноябрь 1943 г.

Это была моя вторая виртуальная встреча с Джалилем. Эти стихи настолько врезались в память, что я их помню наизусть до сих пор...

И оттуда я узнала о существовании "Моабитской тетради". Захотелось прочитать остальные его произведения. И это при том, что я не слишком жалую по жизни жанр поэзии (впрочем, здесь не место для этого разговора). Скорее, мне хотелось почувствовать то, что стоит за этими строками, понять то лучшее, что сокрыто в человеческой душе.

И через какое-то время, увидев в магазине, я купила эту книгу - там и "Моабитская тетрадь" и другие произведения поэта:

«Моабитская тетрадь» (тат. Moabit dəftəre, Моабит дәфтәре) - цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме.
Сохранились два блокнота, в которых содержалось 93 стихотворения. Стихотворения были написаны на татарском языке в первом блокноте арабской, во втором - латинской графикой.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%8C

«Моабитские тетради» Джалиля вошли в список тех книг, которые создавались в нечеловеческих условиях и остались для нас удивительными документами мощи человеческого духа.
http://www.tatshop.ru/component/option,com_virtuemart/page,shop.product_details/product_id,954/category_id,220/Itemid,26/

Стихи Мусы Джалиля
Нажав на иконку справа, Вы можете скачать звуковой файл в формате.mp3
http://www.tatar.museum.ru/Jalil/lyrics.htm

О Мусе Джалиле был снят фильм.
Информация о фильме "Моабитская тетрадь" (1968) http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/3938/annot/

Здание Уголовного суда в Берлин-Моабит:

И сама тюрьма Моабит в то время:

"Моабит" – бывшая берлинская тюрьма, построена в 1888 году. Представляет собой комплекс из пяти четырехэтажных корпусов, соединенных в форме веера. Сильно пострадала от бомбардировок 1945 года, в 1962 году была отремонтирована. Моабитская тюрьма – одна из известнейших в мире, находится в центре Берлина. С 2001 года входит в состав округа Митте. В прошлом отличалась пытками и невыносимыми условиями содержания заключенных. В настоящее время, немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения для лиц мужского пола, достигших 21 года и старше, в которое водворяют по решению суда.
http://prisonlife.ru/mesta-lishenya-svobodi/229-tyurmy-stolichnye.html

Моабит не сравнить с другой тюрьмой Третьего Рейха - Плётцензее. Но сначала небольшое отступление (привожу с сокращениями):

Институт Смертной Казни в Третьем Рейхе

Казнь осуществлялась путём отсечения головы. В северных регионах практиковали старый добрый топор, на юге больше любили Гильотину. Приговор приводили в исполнение в ближайшей к месту суда тюрьме. В некоем закрытом или просто огороженном пространстве, это мог быть и двор тюрьмы.
Адольф Гитлер, по предложению Министра Юстиции Франца Гюртнера урегулировал этот момент 14.10.1936 - Смертный приговор в Рейхе в будущем приводить в исполнение при помощи Гильотины. Если смертный приговор через обезглавливание, то применять гильотину. Повешение было разрешено по закону от 29.03.1933, но до 1942 года как будто бы не применялось.
случилась проблема - далеко не в каждом месте имелась своя гильотина. Прибор для обезглавливания приходилось разбирать и перевозить с места на место, что было непросто при его весе до 500 кг и размерах. Это занимало много времени и сил.
Проблему решили путём централизации мест казни и установки там стационарных и более стандартизированных и современных гильотин небольшого размера.
До этого центализованные места для казней были только в Тюрингии и Гессене. После вступления в должность Гитлера из 240 мест исполнения наказаний был выбрано в 1936 году 11 мест, постепенно оборудованных к 1938 году новыми гильотинами и помещениями для проведения казней. Таким образом, казнь теперь совершалась не в ближайшем к суду учреждении по исполнению наказаний. А в одном из 11 центров.
К концу войны количество Центральных мест для проведения казней выросло до 22.
Возрастающее число приговоров и централизация мест исполнения казни привели к концу 1944 к созданию 10 команд палачей - Scharfrichterkommando, которые занимались, по поручению Имперского управления Юстиции приведением в действие смертных приговоров в Рейхе путём обезглавливания. Расстрел был предусмотрен только для приведения в исполнение приговоров военных судов, но в крайнем случае мог использоваться и для гражданских лиц, в случае если гильотина вышла из строя или палач был недоступен.

Наиболее известной и одиозной тюрьмой, где приводились в исполнение приговоры к смертной казни, была Плётцензее.
С 1890 до 1932 гг. казнено в общей сложности 36 чел., осужденных за убийство.
Их казнил палач при помощи топора на открытом воздухе во тюремном внутреннем дворе.
С 1933 до 1945 гг. казнено 2 891 чел.
До 1933 г. казнили лишь убийц, а также лиц, совершивших тяжкие преступления, например хранение взрывчатых веществ.
14 октября 1936 г. Гитлер одобрил предложение Министра юстиции Гюртнера о том, чтобы в будущем для исполнения приговора к смертной казни использовалась гильотина.
В 1937 г. из тюрьмы Бруксаль (Баден) в Плётцензее была доставлена гильотина и установлена в специальном помещении.
С помощью гильотины в 1937 г. были казнены 37 чел., в 1938 г. – 56 чел. и в 1939 г. - 95 чел.
Штатный палач получал жалование 3 000 рейхсмарок в год. За каждого казненного ему полагалась премия в 60 рейхсмарок (позднее – 65 рейхсмарок).
Из 2 891 чел, казненных в в Плётцензее за годы нацизма, примерно 1 500 чел. были осуждены «Народным судом» и примерно 1 000 чел. - специальными судами.
Еще около 400 жертв были приговорены к смерти военными и другими судами.
Из общего числа казненных: 677 граждан Чехословакии, 253 граждан Польши, и 245 французских граждан.
http://reibert.info/forum/showthread.php?t=143322

Именно в Плетцензее был переведен Муса Джалиль...

Еще вид тюрьмы Плетцензее, где должна была состояться казнь:

В Германии гильотина использовалась с XVII-XVIII веков и была стандартным видом смертной казни вплоть до её отмены в 1949 году. В отличие от французских образцов, немецкая гильотина была гораздо ниже и имела лебёдку для подъёма тяжелого ножа.
В нацистской Германии гильотинирование применялось к уголовным преступникам. По оценкам, около 40 тыс. человек было обезглавлено в Германии и Австрии между 1933 и 1945 годами. Это число включает в себя борцов Сопротивления в самой Германии и оккупированных ею странах. Поскольку борцы Сопротивления не принадлежали к регулярной армии, они считались обычными преступниками и, во многих случаях, отвозились в Германию и были гильотинированы. Обезглавливание считалось «неблагородным» видом смерти, в противоположность расстрелу.
Известные гильотинированные личности:
Люббе, Маринус ван дер - гильотинирован за поджог рейхстага в январе 1934 года.
Фучик, Юлиус - гильотинирован в берлинской тюрьме Плётцензее 8 сентября 1943 года.
Оболенская, Вера Аполлоновна - гильотинирована в тюрьме Плётцензее 4 августа 1944 года.
Джалиль, Муса Мустафович и его соратники гильотинированы за участие в подпольной организации 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине.
Клячкoвский, Стaнислaв гильoтинирoвaн пo oбвинению в пoкушении нa фюрерa Адольфа Гитлера, в тюрьме Плётцензее 10 мaя 1940 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Та самая гильотина в тюрьме Плетцензее, какой ее увидели освободившие Берлин советские войска. Эта небольшая чаша, куда должны падать отрубленные головы... Трудно понять, как такой вид казни мог дожить до ХХ века.

Джалиль знал о том, что его ждет - об этом недвусмысленно говорят строки, написанные им еще в Моабите:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.
Ноябрь 1943

Пришли последние минуты жизни -
Со славой завершить бы мне борьбу.
Я отдаю народу и отчизне
Порывы, вдохновение, судьбу.

Я пел в бою. Не думал никогда я,
Что пленником умру в чужом краю.
На плахе песнь последнюю слагаю.
Вот заблестел топор, но я пою.

Меня на битву песня призывала,
Она учила смело умирать.
Призывной песней жизнь моя звучала,
И будет, будет смерть моя звучать.
1943

Помещение для казней в тюрьме Плётцензее
В тюрьме Плётцензее нацисты казнили сотни немецких граждан, выступавших против Гитлера, в том числе многих участников Июльского заговора, закончившегося неудачным покушением на Гитлера 20 июля 1944 года. Берлин, Германия, после войны.

Гильотина в тюрьме Плётцензее
Военный фотограф Борис Соколов: «В тюрьму Плетцензее мы поехали после того, как узнали, что там якобы казнили Тельмана. Вошли туда свободно, потому что Берлин уже сдался, и попали в комнату пыток и казней. Там стояла эта гильотина, а рядом корзина для голов. На стенах, как сейчас помню, какие-то крючья. Я потом узнал, что на них за подбородок вешали участников покушения на Гитлера».

Музей тюрьмы Плётцензее в Берлине - мемориал жертвам нацизма в Германии
В 1952 г. по распоряжению Сената Берлина на том месте, где во времена Третьего рейха было казнено более 1800 человек, был создан мемориал. Перед зданием, где проводились казни, возведена мемориальная стела с надписью «Жертвам гитлеровской диктатуры 1933-1945 гг.».

В соседнем помещении находится Музей движения Сопротивления, посвящённый всем казнённым. В октябре 2002 г. в экспозицию музея вошёл стенд, посвящённый двум татарским писателям - Мусе Джалилю и Абдулле Алишу. Они и 9 татарских подпольщиков были казнены 25 августа 1944 (дело «Курмашев и десять других»).
В тюрьме Плётцензее были казнены Юлиус Лебер, Эрвин фон Витцлебен, Юлиус Фучик, Вера Оболенская, Вернер фон дер Шуленбург, Морис Баво, Муса Джалиль, Иоганн Нобис, Георг Александр Хансен, Ойген Больц, Йозеф Вирмер, Эрих Гёпнер, Карл Фридрих Гёрделер, Альфред Дельп, Пауль Лежен-Юнг, Вильгельм Лёйшнер, Рудольф фон Маронья-Редвиц, Хельмут Джеймс фон Мольтке, Йоханнес Попиц, Эрих Фельгибель, Ульрих фон Хассель, Ильза Штёбе, Карл фон Штюльпнагель, Курт Шульце, Харро Шульце-Бойзен, Арвид Харнак.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Еще несколько ссылок о жертвах Плетцензее...

За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F1%E0_%C4%E6%E0%EB%E8%EB%FC

Несмотря на применявшиеся к ней на допросах меры физического воздействия, Штёбе никого не выдала и была казнена на гильотине в берлинской каторжной тюрьме Плётцензее.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%F2%B8%E1%E5%2C_%C8%EB%FC%E7%E0

20 июля 1944 Гёпнер был арестован как участник заговора против Гитлера, 8 августа 1944 приговорен к смертной казни и повешен в тюрьме Плетцензее в Берлине. Генерал-полковник Ерих Гепнер (Hoepner, Erich) во время процесса 20 июля 1944 года.
http://leningradblokada.ru/vermacht/erich-g-pner.html

Известно, что к Джалилю и его товарищам приходил мулла, впоследствии оставивший свои воспоминания.

Многие, прочитав эти воспоминания, могут подумать, что Мусу и его товарищей расстреляли, а не отрубили головы. Как тут не поверить, ведь сам мулла, поклялся Кораном! Однако не будем торопиться с выводами, давайте-ка поразмышляем вместе.
Сам мулла Усман во время исполнения казни не присутствовал. Он лишь предполагает. «Потому что, - говорит он, - они ведь военные, военных не вешают, военных расстреливают, это во всех странах так…». И глубоко ошибается. В фашистской Германии, особенно с июля 1944 года, после покушения на Гитлера, военных наказывали по-разному: и расстреливали, и вешали, а иногда отрубали головы. (Именно так поступили с теми, кто покушался на фюрера.)
Тюремный пастор, о котором упоминал мулла, пастор Юрытко, остался жив. Я за много лет до этого переписывался с ним. Хотя он сам не присутствовал при казни, он хорошо помнит Мусу и его товарищей. По его словам, их повесили.
Такие различные версии естественны, потому что гитлеровцы никого близко не подпускали во время казни. Эта мерзость осуществлялась закрыто. Место казни – одноэтажное угрюмое здание (оно сохранилось до сего дня) – расположено чуть поодаль от тюремного двора Плетцензее. Там заключенных и расстреливали, и вешали, и отрубали им головы.
А раз так, единственным источником, которому можно доверять, остается только документ, акт, составленный самими палачами. Оригиналы этих документов по сей день хранятся в архиве тюрьмы Плетцензее. Никто не выражал сомнения по поводу их подлинности. Согласно этим документам, джалилевцев казнили, отрубив им головы на гильотине 25 августа 1944 года между 12.06 и 12.36.

Муса Джалиль так и не узнал, что его будут считать врагом своей родины, и справедливость восторжествует лишь в 1953 году... Хотя уже в 1945-м были свидетельства о его подвиге:

На пути к рейхстагу стоял Моабит. Это и центр Берлина, это и тюрьма. Едва солдаты нашей 150-й стрелковой дивизии пробились к этому району, как многоэтажная громада Моабита ощетинилась пулеметами, автоматами, минометами.
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/5072/

В мае 1945 года одно из подразделений советских войск, штурмовавших Берлин, ворвалось во двор фашистской тюрьмы Моабит. Там уже никого не было - ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по пустому двору обрывки бумаг и мусора. Один из бойцов обратил внимание на листок бумаги со знакомыми русскими буквами. Он поднял его, разгладил (это оказалась страничка, вырванная из какой-то немецкой книги) и прочитал следующие строки:
«Я, известный татарский писатель Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня моим товарищам - писателям в Москве».
Дальше шло перечисление фамилий писателей, которым поэт посылал свой последний привет, и адрес семьи.
Так пришла на родину первая весточка о подвиге татарского поэта-патриота.
Вскоре после окончания войны кружным путем, через Францию и Бельгию, вернулись и песни поэта - два маленьких самодельных блокнота, содержащие около ста стихотворений. Эти стихи получили сегодня мировую известность.
2 февраля 1956 года за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, старшему политруку Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений «Моабитская тетрадь» он - первый среди поэтов - удостоен Ленинской премии.
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/6-1101-1

Тюрьма Плетцензее в наши дни:

В 1952 г. Сенат Берлина на том месте, где при национал-социализме было казнено по политическим мотивам более 1,8 тыс. человек, создал памятное место. Помещение, в котором раньше проводились казни, находится за стеной почета. Надпись на ней гласит: "Жертвам гитлеровской диктатуры 1933 - 1945 гг.".
Писатель Р. Мустафин так описывает этот зал: "Голые стены, серый цементный пол… Часть стены отделана белым кафелем, чтобы легче смывать кровь. Сюда же подведены краны, к которым присоединялся резиновый шланг. Рядом в стену вмуровано несколько крепких железных крюков. Гильотина убрана".
В соседнем помещении теперь находится музей Движения Сопротивления, посвященный всем казненным в тюрьме Плетцензее. В октябре 2002 года здесь открылся стенд, посвященный двум писателям - М. Джалилю и А. Алишу. The Plötzensee Memorial Center commemorating the victims of National Socialism is a site of quiet remembrance. http://www.ww2museums.com/article/3005/Pl%F6tzensee-Memorial-Center.htm

И на фоне всего этого мне стыдно, что у моей страны такая репутация, что о ней могут задавать такие вопросы:

И еще один тревожный вопрос: В Латвии в советский период истории на одном из бастионов Даугавпилсской крепости, где в сентябре-октябре 1942 года томился М. Джалиль была открыта мемориальная доска на трех языках: татарском, русском и латышском. Из газетных публикаций, телевизионных репортажей мы знаем об отношении латвийского государства к участникам Великой Отечественной войны. Возможно памятная мемориальная плита уже не существует? Вы не располагаете информацией об этом факте?
Сообщений об уничтожении мемориальной доски не поступало. В Германии могилы советских воинов содержатся в приличном состоянии, надеюсь, что так будет и в Латвии.
http://www.mi.ru/~rdbrt97/v1_st5.html

С доской все в порядке, теперь к ней приезжают делегации из Татарстана, Литвы и других мест, возлагают венки...
Ужас нацизма никогда не должен повториться - как мне кажется, это в наши дни понимают все...

Как трудно, трудно расставаться, зная,
Что никогда не встретишь друга вновь.
А у тебя всего-то и богатства -
Одна лишь эта дружба да любовь!
Стихотворение «Расставание», датированное октябрем 1942 года.

Моабитские тетради - листы истлевшей бумаги, исписанные мелким почерком татарского поэта Мусы Джалиля в застенках берлинской тюрьмы Моабит, где и погиб поэт в 1944 году (казнен). Несмотря на смерть в плену, в СССР после войны Джалиля, как и многих других, считали предателем, было заведено розыскное дело. Он обвинялся в измене Родине и пособничестве врагу. В апреле 1947 года имя Мусы Джалиля было включено в список особо опасных преступников, хотя все прекрасно понимали, что поэт - казнен. Джалиль был одним из руководителей подпольной организации в фашистском концлагере. В апреле 1945 года, когда советские войска штурмовали Рейхстаг, в пустующей берлинской тюрьме Моабит среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки бойцы нашли клочок бумаги, на котором по-русски было написано: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения и, наверное, буду скоро расстрелян…»

Родился Муса Джалиль (Залилов) в Оренбургской области, деревня Мустафино, в 1906 году шестым ребенком в семье. Его мать была дочерью муллы, но сам Муса не проявлял особого интереса к религии - в 1919 году он вступил в комсомол. Начал писать стихи с восьми лет, до начала войны опубликовал 10 поэтических сборников. Когда учился на литературном факультете МГУ, то жил в одной комнате с ныне известным писателем Варламом Шаламовым, который описал его в рассказе «Студент Муса Залилов»: «Муса Залилов был маленького роста, хрупкого сложения. Муса был татарин и как всякий «нацмен» принимался в Москве более чем приветливо. Достоинств у Мусы было много. Комсомолец - раз! Татарин - два! Студент русского университета - три! Литератор - четыре! Поэт - пять! Муса был поэт-татарин, бормотал свои вирши на родном языке, и это еще больше подкупало московские студенческие сердца».

Джалиля все вспоминают как крайне жизнелюбивого человека - он любил литературу, музыку, спорт, дружеские встречи. Муса работал в Москве редактором татарских детских журналов, заведовал отделом литературы и искусства татарской газеты «Коммунист». С 1935 года его зовут в Казань - заведующим литературной части Татарского театра оперы и балета. После долгих уговоров он соглашается и в 1939 году переезжает в Татарию вместе с женой Аминой и дочкой Чулпан. Человек, который занимал не последнее место в театре, был также ответственным секретарем Союза писателей Татарии, депутатом казанского городского совета, когда началась война, имел право остаться в тылу. Но от брони Джалиль отказался.

13 июля 1941 года Джалиль получает повестку. Сперва его направили на курсы политработников. Затем - Волховский фронт. Попал в знаменитую Вторую ударную армию, в редакцию русской газеты «Отвага», расположившуюся среди болот и гнилых лесов под Лениградом. «Милая моя Чулпаночка! Наконец поехал на фронт бить фашистов», - напишет он в письме домой. «На днях вернулся из десятидневной командировки по частям нашего фронта, был на передовой, выполнял особое задание. Поездка была трудная, опасная, но очень интересная. Все время был под обстрелом. Три ночи подряд не спали, питался на ходу. Но видел много», - пишет он своему казанскому другу, литературоведу Гази Кашшафу в марте 1942 года. Кашшафу адресовано и последнее письмо Джалиля с фронта - в июне 1942 года: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда, и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, не на жизнь, а на смерть…»

Муса с этим письмом пытался переправить все свои написанные стихи в тыл. Очевидцы рассказывают, что он все время носил в своей походной сумке толстую потрепанную тетрадь, в которую записывал все, сочиненное им. Но где сегодня эта тетрадь, неизвестно. В то время, когда он писал это письмо, Вторая ударная армия была уже полностью окружена и отрезана от основных сил. Уже в плену он отразит этот тяжелый момент в стихотворении «Прости, Родина»: «Последний миг - и выстрела нет!Мне изменил мой пистолет…»

Сначала - лагерь военнопленных у станции Сиверской Ленинградской области. Затем - предполье старинной Двинской крепости. Новый этап - пешком, мимо разрушенных сел и деревень - Рига. Потом - Каунас, форпост №6 на окраине города. В последних числах октября 1942 года Джалиля привезли в польскую крепость Демблин, построенную еще при Екатерине II. Крепость была обнесена несколькими рядами колючей проволоки, установлены сторожевые посты с пулеметами и прожекторами. В Демблине Джалиль познакомился с Гайнаном Курмашем. Последний, являясь командиром разведчиков, в 1942 году в составе особой группы был с заданием заброшен в тыл врага и попал в немецкий плен. В Демблин собирали в основном военнопленных национальностей Поволжья и Приуралья - татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвинов, удмуртов.

Гитлеровцам нужно было не только пушечное мясо, но и люди, которые могли бы вдохновить легионеров сражаться против Родины. Ими должны были стать люди образованные. Учителя, врачи, инженеры. Писатели, журналисты и поэты. В январе 1943 года Джалиля в числе других отобранных «вдохновителей» привезли в лагерь Вустрау под Берлином. Этот лагерь был необычным. Он состоял из двух частей: закрытой и открытой. Первая представляла собой привычные пленным лагерные бараки, правда, рассчитанные только на несколько сот человек. Вокруг открытого лагеря не было ни вышек, ни колючей проволоки: чистые одноэтажные дома, выкрашенные масляной краской, зеленые газоны, клумбы с цветами, клуб, столовая, богатая библиотека с книгами на разных языках народов СССР.

Их так же гоняли на работы, но по вечерам проводились занятия, на которых так называемые учебные руководители прощупывали и отбирали людей. Отобранных помещали на вторую территорию - в открытый лагерь, для чего требовалось подписать соответствующую бумагу. В этом лагере пленных вели в столовую, где их ожидал сытный обед, в баню, после которой выдавали чистое белье, гражданскую одежду. Затем в течение двух месяцев проводились занятия. Пленные изучали госструктуру Третьего рейха, его законы, программу и устав нацистской партии. Проводились занятия по немецкому языку. Для татар читались лекции по истории Идель-Урала. Для мусульман - занятия по исламу. Окончившим курсы выдавали деньги, гражданский паспорт и другие документы. Их направляли на работу по распределению Министерства оккупированных восточных областей - на немецкие заводы, в научные организации или легионы, военные и политические организации.

В закрытом лагере Джалиль и его единомышленники вели подпольную работу. В группу уже входили журналист Рахим Саттар, детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, экономист Гариф Шабаев. Все они для вида согласились сотрудничать с немцами, по выражению Мусы, чтобы «взорвать легион изнутри». В марте Мусу и его друзей перевели в Берлин. Муса числился служащим Татарского комитета Восточного министерства. Никакой конкретной должности он в комитете не занимал, выполнял отдельные поручения, преимущественно по культурно-просветительской работе среди военнопленных.

Встречи подпольного комитета, или джалильцев, как принято среди исследователей называть соратников Джалиля, проходили под видом дружеских вечеринок. Конечной целью было восстание легионеров. В целях конспирации подпольная организация состояла из небольших групп по 5-6 человек каждая. Среди подпольщиков были те, кто работал в татарской газете, выпускаемой немцами для легионеров, и перед ними стояла задача сделать работу газеты безвредной и скучной, препятствовать появлению антисоветских статей. Кто-то работал в отделе радиовещания Министерства пропаганды и наладил прием сводок Совинформбюро. Подпольщики также наладили выпуск антифашистских листовок на татарском и русском - печатали на машинке, а потом размножали их на гектографе.

Деятельность джалильцев не могла не быть замечена. В июле 1943 года далеко на востоке грохотала Курская битва, закончившаяся полным провалом немецкого плана «Цитадель». В это время поэт и его товарищи еще на свободе. Но на каждого из них в Управлении безопасности уже имелось солидное досье. Последнее совещание подпольщиков состоялось 9 августа. На нем Муса сообщил, что связь с партизанами и Красной Армией налажена. Восстание было намечено на 14 августа. Однако 11 августа всех «культурных пропагандистов» вызвали в солдатскую столовую - якобы для репетиции. Здесь все «артисты» были арестованы. Во дворе - для устрашения - Джалиля избили на глазах у задержанных.

Джалиль знал, что он и его друзья обречены на казнь. Перед лицом своей смерти поэт переживал небывалый творческий подъем. Он осознавал, что так, как сейчас, еще никогда не писал. Он спешил. Надо было оставить обдуманное и накопленное людям. Он пишет в это время не только патриотические стихи. В его словах - не только тоска по родине, родным людям или ненависть к нацизму. В них, что удивительно, - лирика, юмор.

«Пусть ветер смерти холоднее льда,
он лепестков души не потревожит.
Улыбкой гордою опять сияет взгляд,
и, суету мирскую забывая,
я вновь хочу, не ведая преград,
писать, писать, писать, не уставая».

В Моабите с Джалилем в «каменном мешке» сидел Андре Тиммерманс - бельгийский патриот. Муса отрезал бритвой полоски от полей газет, который приносили бельгийцу. Из этого ему удавалось сшивать блокноты. На последней страничке первого блокнота со стихами поэт написал: «К другу, который умеет читать по-татарски: это написал известный татарский поэт Муса Джалиль… Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. …Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и заточении. Он беспокоится за них. Поэтому если книжка попадет к вам в руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги и после войны сообщи в Казань, выпусти их в свет как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Смертный приговор джалилевцам вынесли в феврале 1944 года. Казнили их только в августе. Шесть месяцев заключения Джалиль тоже писал стихи, но ни одно из них до нас не дошло. Сохранились лишь два блокнота, в которых содержится 93 стихотворения. Первый блокнот из тюрьмы вынес Нигмат Терегулов. Он передал его в Союз писателей Татарии в 1946 году. Вскоре Терегулов был арестован уже в СССР и погиб в лагере. Второй блокнот вместе с вещами переслал матери Андре Тиммерманс, через советское посольство он тоже был передан в Татарию в 1947 году. Сегодня настоящие Моабитские тетради хранятся в литературном фонде казанского музея Джалиля.

25 августа 1944 года 11 джалилевцев были казнены в тюрьме Плётцензея в Берлине на гильотине. В графе «обвинение» в карточках осужденных было написано: «Подрыв мощи, содействие врагу». Казнили Джалиля пятым, время было 12:18. За час до казни немцы устроили встречу татар с муллой. Сохранились записанные с его слов воспоминания. Мулла не нашел слов утешения, и джалилевцы не хотели с ним общаться. Почти без слов он протянул им Коран - и все они, положив руки на книгу, прощались с жизнью. Коран в начале 1990-х привезли в Казань, он хранится в этом музее. До сих пор не известно, где находится могила Джалиля и его соратников. Это не дает покоя ни казанским, ни немецким исследователям.

Джалиль догадывался, как отнесется советская власть к тому, что он побывал в германском плену. В ноябре 1943 года он пишет стихотворение «Не верь!», которое адресовано жене и начинается строчками:

«Коль обо мне тебе весть принесут,
Скажут: «Изменник он! Родину предал»,—
Не верь, дорогая! Слово такое
Не скажут друзья, если любят меня».

В СССР в послевоенные годы МГБ (НКВД) открыли розыскное дело. Его жену вызвали на Лубянку, она прошла через допросы. Имя Мусы Джалиля исчезло со страниц книг и учебников. Сборников его стихов не стало в библиотеках. Когда исполнялись по радио или с эстрады песни на его слова, то обычно говорилось, что слова - народные. Закрылось дело лишь после смерти Сталина за неимением улик. В апреле 1953 года впервые были опубликованы шесть стихотворений из Моабитских тетрадей в «Литературной газете» - по инициативе ее редактора Константина Симонова. Стихи получили широкий отклик. Затем - Герой Советского Союза (1956), лауреат (посмертно) Ленинской премии (1957) …В 1968 году на студии «Ленфильм» был снят фильм «Моабитская тетрадь».

Из предателя Джалиль превратился в того, чье имя стало символом преданности Родине. В 1966 году у стен Казанского кремля был установлен созданный известным скульптором В.Цегалем памятник Джалилю, который стоит там и сегодня.

В 1994 году рядом, на гранитной стенке, был открыт барельеф, представляющий лица его казненных десяти товарищей. Уже много лет дважды в год - 15 февраля (в день рождения Мусы Джалиля) и 25 августа (годовщина казни) у памятника проводятся торжественные митинги с возложением цветов. Сбылось то, о чем писал поэт в одном из своих последних писем с фронта жене: «Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что смерть презираем, это на самом деле так. Великое чувство патриотизма, полное осознание своей общественной функции доминирует над чувством страха. Когда приходит мысль о смерти, думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Не та «жизнь на том свете», которую проповедовали попы и муллы. Мы знаем, что этого нет. А есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил другую жизнь - «жизнь после смерти»

Белорусские власти в исправительных колониях “перевоспитывают” граждан (из людей, простите, в свиней). По случайному стечению обстоятельств авторы данной статьи недавно посетили берлинскую тюрьму “Моабит”.

По информации адвоката Веры Стремковской, размещенной на сайте Хартии’97, белорусский политзаключенный Сергей Парсюкевич содержится в скотских условиях.

На 70 человек, содержащихся в одном помещении, имеется восемь стульев и четыре лавки. Человек не успевает за отведенное время помыться в бане: на сотню заключенных - четыре крана.

Невозможно толком поесть: на прием пищи выделяется всего 15 минут. Кормят как свиней: суп, каша, кисель из одной миски.

Одежду выдают не по размеру, постельное белье заношенное, одеяло рваное…

Так белорусские власти в исправительных колониях “перевоспитывают” граждан (из людей, простите, в свиней). Вышеупомянутые условия созданы для заключенных в ИК №17 (Шклов, Могилевская область). Подобные условия содержания заключенных и в других тюремных учреждениях.

По случайному стечению обстоятельств авторы данной статьи недавно посетили берлинскую тюрьму “Моабит”. Правда, в отличие от витебского предпринимателя Сергея Парсюкевича, осужденного за политическую деятельность к 2,5 года лишения свободы, витебские правозащитники пребывали в тюрьме в качестве экскурсантов.

“Моабит” - Берлинское учреждение предварительного заключения (УПЗ). Белорусский его аналог - СИЗО-1 (Минская “Володарка”). Аналог по предназначению, то есть по целям данных учреждений. А вот методы аналогичными не назовешь: они противоположны.

Начиная с того, что немецкий “Моабит” - учреждение предварительного заключения лишь для лиц мужского пола после достижения 21 года. Это одна из важнейших характеристик тюремной системы Германии. В следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, приемниках-распределителях, арестных домах Беларуси содержатся и мужчины, и женщины, и дети, не достигшие даже 18 лет (авторы не располагают информацией о наличии в Беларуси СИЗО, ИВС, ПР, АД для женщин, детей и юных нарушителей, не достигших 21 года).

Принципиально и то, что “Моабит”, как и другие тюремные учреждения ФРГ, подчинены Министерству юстиции. Администрация и обслуживающий персонал - гражданские лица.

В Беларуси все места для содержания арестованных - вотчина министра внутренних дел. Должностные лица тюремной администрации - люди в погонах. Назначает на должности и присваивает милицейские звания глава МВД (при участии подчиненного ему ДИНа - Департамента исполнения наказаний). Многолетний опыт правозащитной деятельности дает авторам статьи основания сделать вывод, что главным критерием при назначении на должности в тюремную администрацию Беларуси является отсутствие у кандидата такого морального качества, как человеколюбие. Только этим можно объяснить первую фразу, которой часто встречают людей, переступивших порог тюремного учреждения, подчиненного ведомству милицейского генерала Наумова: “Вы тут никто!” (то есть не гражданин, не человек).

Администрация “Моабита” воспринимает заключенных как нормальных людей. Соответственно и обращается с ними по-человечески.

Приведем несколько цитат из основных правил внутреннего распорядка УПЗ “Моабит”. Выдаются каждому заключенному на понятном ему языке. Авторам любезно презентовали экземпляры на русском.

“У вас есть возможность прочесть полную редакцию правил внутреннего распорядка, которую Вы можете получить у Вашего социального работника.

Обратите внимание на то, что Ваш правовой статус зависит от того, находится ли Ваше дело еще на расследовании или Вы уже приговорены (здесь и далее выделено в правилах. - Авт.).

Ваши разговоры и переписка с адвокатом не подлежат цензуре.

Разрешение на свидание подследственным заключенным выдается судьей или прокурором.

Переписка подследственных заключенных подлежит перлюстрации судом или прокуратурой.

Вам положена ежедневная прогулка продолжительностью не менее часа.

Если у Вас возникла срочная и убедительная потребность позвонить или дать телеграмму, “Моабит” может предоставить Вам за Ваш счет желаемое соединение. Подследственным заключенным необходимо разрешение суда или прокуратуры.

Вам даже как подследственному заключенному может быть предоставлена работа. В случае, если Вы не имеете своих средств и Вам не могут предоставить работу, Вы можете ежемесячно получать карманные деньги (естественно, не наличными. - Авт.).

Вы можете на свои средства заказывать себе книги, журналы и газеты.

Всем заключенным разрешается смотреть свой телевизор и слушать свое радио.

Вы можете покупать за свои средства дополнительные продукты питания, а также вещи личного потребления.

Вы можете в известных пределах сами обставлять и декорировать Вашу камеру (за исключением электрического и санитарного оборудования)”.

Принципиальные различия заложены уже в самом названии учреждения. В Германии это учреждение предварительного заключения, водворяют в которое по решению суда. В Беларуси - это следственный изолятор, то есть изолятор следователя, куда милицейский сыщик водворяет лицо, которому инкриминирует преступное деяние, чтобы лишить последнего возможности как следует подготовиться к защите в суде.

В “Моабите” подследственным раз в две недели (а в отдельных необходимых заключенному случаях и чаще) дают свидания. Разрешение дает судья или прокурор. При этом неразрешение свидания - событие из ряда вон выходящее.

Белорусский следователь свидание разрешает обычно тем, кого удалось сломить. Несломленным подследственным свидание, бывает, не предоставляют месяцами.

В милицейских следственных изоляторах Беларуси (полагаем, и в изоляторах КГБ) переписка с адвокатом перлюстрируется следователем: после чего некоторые письма обвиняемого к защитнику (а также к родным и друзьям) зачастую из стен тюрьмы не выходят. У нас телефонные звонки и телеграммы от подследственных - ненаучная фантастика.

Белорусские следователи направляют человека в СИЗО без предварительного уведомления об аресте. Полагаем, подобная практика имеет место и в Германии. Но там заключенному предоставляют возможность или заработать деньги (в “Моабите” 400 рабочих мест), или выдают их.

В Беларуси подобного нет. Наоборот, тюремные учреждения всячески противятся приему на счет подследственного денежных средств от родственников и друзей. Уборка территории в следственных изоляторах и прочих местах содержания арестованных - работа принудительная и без оплаты.

В итоге: заключенные “Моабита” буквально рвутся на уборку территории, а белорусские арестанты делают это под угрозой карцера и лишения передачи от родственников.

Это в Германии подследственный может заказать себе в камеру книги и периодику. В Беларуси при водворении в СИЗО книги у подследственного изымают. Даже кодексы (Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный) и прочую юридическую литературу. Правил внутреннего распорядка на руках у подследственных нет. Ни на русском, ни на белорусском языке. Не говоря уже об иных европейских языках. Правила на азиатских, африканских языках - вообще экзотика.

В частности, авторы данного материала слабо верят, что американскому юристу Эммануилу Зельцеру, которого уже немало времени содержат в СИЗО, выдали на руки правила внутреннего распорядка на английском языке. Будем рады, если ошиблись.

Внутренний порядок в белорусских СИЗО, прямо скажем, эсэсовский. Изо дня в день, из месяца в месяц, а бывает, и из года в год арестованные сидят взаперти. При выходе из камеры раздается “бульдожий” рык конвойного: “Лицом к стенке! Ноги шире плеч! Руки за спину!”

В “Моабите” (в дневное время) камеры открыты. Заключенные самостоятельно ходят по коридору, посещают душ, общаются с соседями… Появление белорусских экскурсантов ничего не изменило: заключенные продолжали сновать мимо нас по своим делам.

Конечно же, администрация принимает меры, исключающие возможность общения заключенных, проходящих по одному делу (размещает по разным корпусам и этажам).

Путь к камерам проходил через комнаты и помещения для свиданий. Те, кто в наших СИЗО при нынешнем режиме прошел через свидания (а таковых в Беларуси сотни тысяч), испытали чувства унижения и оскорбления. В “Моабите” на наших глазах в разных углах двух больших помещений сидели группами, оживленно беседуя, посетители и арестанты. Была даже молодая мама с младенцем на руках (по всей видимости, показывала ребенка отцу). Очереди на свидание не наблюдалось.

Видели и помещение, в котором разговаривали через окно (без стекла). Есть даже и со стеклом, и с телефоном, но там тоже беседа шла при опущенном стекле. Увиденное совсем не походило на спектакль, разыгранный для нас.

По ходу движения разминулись с заключенным, шедшим на свидание с большой сумкой. “Вещи понес на стирку”, - пояснил наш сопровождающий.

Представитель администрации так разъяснил политику германских властей в отношении заключенных: “Чем более заключенный чувствует себя зеком, тем больше конфликтов. Администрация обходится с заключенными как с нормальными людьми. По желанию, некурящих не помещают вместе с курящими”.

Если говорить кратко, придерживаются принципа: как аукнется, так и откликнется.

Особо хочется остановиться на ежедневной прогулке. На “Володарке” это прогулочные дворики: заплеванные, покрытые зеленой плесенью каменные прямоугольные ямы площадью 6-10 квадратных метров с сеткой наверху, сродни той, в которой чеченцы держали Жилина и Костылина из рассказа Льва Толстого “Кавказский пленник”. В Витебском ИВС на прогулку выводят в камеру второго этажа с открытым проемом для окна…

В “Моабите” - это Двор (с большой буквы). Такой, что шестиметровые стены с двумя проволочными спиралями наверху кажутся незначительными. Корт с искусственным покрытием. Почти десяток мячей, залетевших в межпроволочное пространство, - наглядное подтверждение, что покрытие используется по назначению (вынимают мячи раз в полгода, поскольку данная процедура требует отключения сигнализации). Внутри тюрьмы имеется тренажерный зал. Окна камер - с большими решетчатыми ячейками. По случаю летней погоды раскрыты. Заключенные могут находиться у окна.

В Беларуси - на окнах двойные решетки. Солнечный свет в камеру перекрывают металлические жалюзи (”реснички” на тюремном жаргоне). За приближение к окну следует наказание, вплоть до карцера.

Но более всего белорусских правозащитников поразил интерьер камер. В “Моабите” нет камер более чем на три человека. И камера такая - 30 (!) квадратных метров. Но это исключение: в “Моабите” стремятся, чтобы у каждого заключенного была своя камера (по сути - комната).

Белорусский Уголовно-исполнительный кодекс (статья 94) на одного заключенного выделяет в камере жилую площадь как на кладбище - лишь два квадратных метра. Койки двухъярусные, но и тех не хватает: зачастую заключенные спят на них по очереди.

В камере маобитской тюрьмы деревянная мебель, которую заключенные могут передвигать так, как им нравится. Спальные места в два яруса считаются нарушением Конституции.

В камерах белорусской тюрьмы кровати и шкаф (если имеется) металлические, приварены намертво.

Штатная вместимость “Моабита” - 1200 заключенных. На день посещения тюрьмы белорусскими правозащитниками вакантными были более ста мест.

Такое возможно не потому, что Германия богаче Беларуси. Просто ФРГ не является лидером по количеству заключенных. И в отличие от Беларуси, занимающей пятую строчку в мировом рейтинге по числу зеков на душу населения, к столь позорному первенству не стремится.

Перед началом экскурсии нас предупредили, что “Моабит” по условиям содержания арестованных - худшая тюрьма в Берлине. Но это худшее вызывало у белорусов восторг.

А какова тогда у них лучшая тюрьма?

Павел ЛЕВИНОВ, Валерий ЩУКИН, правозащитники