Молитва о здоровье родных и близких ислам. Ислам и здоровье человека

Польза намаза для здоровья

6 лет назад я приняла ислам, и как все мусульмане начала делать намаз, ради того, чтобы хоть на один волос приблизиться к Господу. Всякий раз, выполняя ракяты намаза, думаю о том, а примет ли мой намаз Всевышний. Со временем начала понимать, что намаз имеет огромное значение для здоровья.
По этому поводу я нашла очень интересную статью. Предлагаю её вашему вниманию.
Взявшись за написание этого труда, я даже удивился, почему мне раньше не пришла в голову такая идея, ибо, уже шестой год, изучая медицину, я до сих пор всерьез не задумывался над вопросом оздоровительной силы намаза, хотя совершаю это великое поклонение Всевышнему Аллаху вот уже одиннадцать лет. А началось все с того, что в руки мне попалась совершенно удивительная книга Ибн Мирзакарима аль-Карнаки «Как встать на утренний намаз. Встречайте утро с радостью». Написанная понятным и красивым языком, она еще больше вдохновила меня на пути духовного становления. Но в этой книге есть очень примечательная глава - «Исцеление намазом», в которой в виде рисунков приведены позы намаза, а под рисунками кратко описывается польза от выполнения каждой позы. Прежде всего, вдохновившись от прочитанного, а во-вторых, найдя много ошибок в изложении физиологических изменений, происходящих в организме при принятии той или иной позы (что неудивительно, ведь автор не врач), я пришел к выводу о совершенной необходимости анализа богослужения с точки зрения медицины. Это необходимо, прежде всего, для самих верующих, вера которых только окрепнет от знания той благодати, которую Всевышний Аллах по бескрайней Мудрости Своей вложил в намаз. Также это необходимо и для людей, находящихся в поиске Света Божьего.

Постараюсь кратко, не вдаваясь в научные подробности, и понятно объяснить ту пользу для организма, которую получает молящийся при правильном исполнении молитвы. Мы с вами будем рассматривать отдельные позы намаза и краткое описание состояния органов и систем организма в эти периоды времени. Къиям. Молящийся, встав на намаз, занимает стоячее положение -къиям. В период стояния спина выпрямлена, т.е. напряжена одна из самых больших мышц нашего тела - мышца, выпрямляющая позвоночник. Каждый может прощупать эту мышцу в виде валиков по обе стороны от позвоночника. Умеренно напряжены мышцы бедра и голени и многие другие мышцы. Плечи расправлены. Человек предстает перед Господом своим не в сгорбленном и косом положении, а, выпрямившись, словно натянутая струна. В йоге есть подобная поза - тадасана (поза горы).

Правильно выполняемый къиям способствует формированию хорошей осанки, что особенно актуально в детском возрасте. Вот почему молиться рекомендуют детям с семи лет, ибо после пубертата (полового созревания) гораздо труднее сформировать осанку. Во время молитвенного стояния нагрузка на позвоночник распределяется более равномерно, ибо мы не можем себе позволить сутулиться. Во время стояния уменьшается венозный возврат к сердцу, давление в венах нижних конечностей повышается, они наполнены кровью. Артериальное кровообращение в нижних конечностях., тазовых органах усиливается.

Рукугъ. Удивительная поза. При ее принятии туловище под собственной тяжестью опускается. Однако мышца, выпрямляющая позвоночник, находится в напряжении, ибо спину необходимо держать прямой. Осанку мы все равно сохраняем. Совершается движение в тазобедренных суставах. Мужчины принимают положение прямоугольного треугольника, где катетами являются ноги и позвоночник, а гипотенузой -взгляд, направленный на пальцы ног.

Растягиваются задние мышцы ног, и их кровоснабжение улучшается. Осевая нагрузка на позвоночник практически отсутствует, что способствует улучшению кровоснабжения межпозвонковых дисков, что весьма благоприятно при лечении и профилактике остеохондроза. Согласитесь, что далеко не каждый человек пять раз в день выполняет своеобразную тренировку дисков позвоночника. Большинство не совершающих намаз людей проводят день всего лишь в двух положениях: стоячем и сидячем. Естественно, что питание дисков уменьшено, ведь они все время сдавлены. Во время намаза периоды сдавления дисков чередуются с периодами отсутствия сдавления, что благотворно влияет и на их структуру. Во время рукугъ улучшается питание и корешков спинного мозга. Сердце смещается в сторону передней стенки грудной клетки. Нагрузка на правый желудочек несколько увеличивается, ибо растет венозный возврат к нему. Это значит, что усиливается артериальное кровоснабжение лёгких и океигенация (обогащение кислородом) крови. Приток крови к головному мозгу усиливается. Вывод из этого очевиден.

Кишечник смещается в сторону передней брюшной стенки, что способствует улучшению его перистальтики. Отток венозной крови от кишок облегчается, благодаря значительному ослаблению влияния гравитации, что способствует более полному выведению токсинов. Во время рукугъ улучшается кровоснабжение всех органов брюшной полости и полости таза. Улучшается работа почек и печени. Кто дольше задерживается в позе рукугъ, сможет полнее ощутить благотворное влияние ее.

Короткое стояние, во время которого мы прославляем Господа. Все органы, подвергшиеся смещению в позе рукугъ, теперь принимают прежнее положение. Это также способствует улучшению перистальтики кишечника. Межпозвонковые диски снова испытывают осевую нагрузку. Эта поза служит как бы подготовкой к еще более удивительной позе - суджуд.

Суджуд. Суджуд - падение ниц пред Аллахом Всевышним. Итак, при совершении суджуда человек вначале приседает, а затем, наклонившись вперед, опускает колени и ладони на землю, прикасается лбом к молитвенному коврику, принимая положение глубокого земного поклона и несколько секунд удерживает себя в этой позе (пока восславляет имя Божье).

В акте приседания принимают участие многие мышцы нижней конечности. Кровь, скопившаяся в венах ног, при приседании «выдавливается» из глубоких вен. Это имеет очень важное значение, ибо, как известно, давление крови в венах крайне мало. Такое малое давление (измеряемое в миллиметрах водного столба) с трудом может преодолеть силу гравитации, двигая столб крови вверх к правому сердцу. В движении крови по венам нижних конечностей большое участие принимают мышцы, которые, сокращаясь и давя на вены, как бы «выжимают» кровь из них, которая направляется выше, а вены при расслаблении мускулатуры наполняются новой порцией. Если человек не работает нижними конечностями, то венозный кровоток значительно замедляется (имеется в виду в глубоких венах), кровь застаивается в нижних конечностях. В таких условиях кровь из глубоких вен пытается найти «обходной» путь и поступает в поверхностные вены, которые через некоторое время начинают варикозно расширяться. Из-за застоя крови и малой скорости ее движения начинают образовываться тромбы, которые могут оторваться и, направившись в правый желудочек, а оттуда в легочную артерию, привести к тромбоэмболии последней, что приводит, в свою очередь, к инфаркту легкого и, очень часто, к смерти. Теперь подумайте: человек, совершающий хотя бы намазы-фарзы, в день выполняет 17 ракагъатов, т.е. 17 приседаний и 34 земных поклона! Это есть профилактика застоя крови в ногах, а значит и тромбозов, и эмболии, и... ранней смерти. А представьте, выполняющий намазы суннаты в сутки совершает 40 ракагъатов, т.е. 40 приседаний, 40 поясных поклонов, 80 (!) земных поклонов. Эти цифры красноречиво говорят сами за себя.

Во время земного поклона кровь устремляется в верхнюю часть туловища и в головной мозг. Давление в мозговых сосудах растет, и они начинают суживаться, приспосабливаясь к новым условиям. Питание головного мозга и обменные процессы в нем усиливаются, что весьма благоприятно отражается на мыслительной и познавательной способности человека. Кроме того, находясь в суджуде, мы вынуждаем наши мозговые артерии и артериолы сокращаться, усиливаем их тонус. Все перечисленные физиологические изменения в мозге способствуют профилактике атеросклеротического поражения его сосудов, а значит и профилактике инсультов и слабоумия. Гипертонические кризы у молящихся реже осложняются инсультом.

Желудок, петли тонкого кишечника, и толстая кишка смещаются при суджуде вниз и кпереди. Их содержимое тоже испытывает подобное смещение, что не может не отразиться на пищеварении, которое улучшается, облегчается продвижение кишечного содержимого. Кровенаполнение сосудов кишечника повышается. Жёлчь в желчном пузыре перемешивается и, соответственно, выполняя суджуды, мы не даём выпадать осадку в желчи, т.е. занимаемся профилактикой желчнокаменной болезни.

В суджуде большое значение имеет работа диафрагмы, которая является мышечной перегородкой между грудной и брюшной полостями. Ее сокращения играют главную роль в акте дыхания. В суджуде диафрагма, сокращаясь, выполняет своеобразный «массаж» органов брюшной полости. Вы сами сможете это ощутить, если будете находиться в этом положении на протяжении нескольких вдохов и выдохов.

Следующая поза - къагъда (къугъуд). Из положения суджуд молящийся переходит в сидячее положение. В это время снижается внутричерепное давление, сосуды головного мозга расширяются, приспосабливаясь к новому давлению. Вот эта своеобразная «тренировка» сосудов головного мозга имеет большое значение в профилактике атероеклеротического их поражения, инсультов.

Подвижные органы брюшной полости совершают смещение в исходное положение (как при къияме); смещается и их содержимое. Этот момент важен в восстановлении функций этих органов. Улучшаются функции желудка и кишечника, нормализуется пищеварение.

Затем следует еще один суджуд с теми же благоприятными изменениями. После второго суджуда молящийся вновь встает (къиям), завершая ракагъат.

Во время намаза задействуются голеностопные, коленные, тазобедренные, плечевые, локтевые, лучезапястные суставы, мелкие суставы кистей и стоп. Известно, что ежедневно современный человек выполняет лишь относительно небольшой объем движений в суставах, что неблагоприятно сказывается на последних. Намаз без существенной нагрузки расширяет объем движений в наших суставах, благодаря чему улучшается их питание, а значит, ведется профилактика остеоартроза. В конце намаза мы поворачиваем голову вправо, затем влево, приветствуя ангелов и всех верующих. Эти повороты головы являются своеобразной профилактикой остеохондроза шейного отдела позвоночника.

Верующий человек в намазе общается с Господом своим, получает духовное и физическое удовольствие, успокаивается, отдаляется от мирской суеты, от тревог и волнений этой жизни, кроме того у него улучшается мозговое кровообращение. На основании этого можно говорить о чрезвычайно благоприятном действии намаза на психическое состояние человека. Намаз - это профилактика неврозов. Намаз также можно включать в комплексное лечение многих психических заболеваний.

Дорогие братья и сестры! Все перечисленное мною здесь является лишь некоторой частью всей благодати намаза. Я хотел только обратить внимание читателей на то обстоятельство, что все нормы богослужения предписаны свыше Тем, кто в совершенстве знает пользу и вред для своих творений. Поистине безгранична мудрость Всевышнего! Хвала и слава Великому Творцу! Да благословит Аллах и приветствует миром Пророка Мухаммада(С.А.С.)его и сподвижников.

Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение.

«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа на боку, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от напасти, он проходит, словно никогда не взывал к Нам по поводу постигшего его несчастья. Вот как приукрашено для тех, кто излишествует, то, что они совершают» (10:12).

В Священном Коране заключено огромнейшее благо для человека, в нем исцеление души и тела. И когда заболевает верующий или его близкие, он, несомненно, ищет спасения у Всевышнего Аллаха и в Его словах.

Всевышний сказал: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).

Посланник Аллаха (мир ему) говорил о сурах и дуа, которые могут уменьшить болезнь и излечить человека:

  1. Сура «Фатиха».

В хадисе сказано: «Сура Ал-Фатиха избавляет от всех болезней, кроме смерти».

«Однажды группа сподвижников (да будет Аллах доволен ими) была в пути по поручению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ночь застала их на территории одного из арабских племен, и путники попросили приюта у хозяев, но получили отказ. В это время глава племени был ужален скорпионом. Члены этого племени постарались излечить его своими силами, но тщетно. Некоторые из них предложили обратиться за помощью к странникам. Бедуины пришли к сподвижникам (да будет Аллах доволен ими) и сказали: «О, путники, наш вождь ужален скорпионом, и у нас нет противоядия, есть ли у вас что-то от укуса?» Сподвижники (да будет Аллах доволен ими) ответили: « У нас есть противоядие, однако мы вам не поможем, пока не примете нас. Они согласились принять путников (да будет Аллах доволен ими). После того, как один из сподвижников прочитал الحمد لله رب العالمين, вождь племени на глазах у всех пришёл в себя и начал ходить. В знак благодарности вождь приказал дать сподвижникам (да будет Аллах доволен ими) стадо овец. Забрав вознаграждение, некоторые из них сказали: «Надо поделить стадо между нами». А тот, который прочитал суру «аль-Фатиха», сказал им: «Не делайте этого, пока мы не придем к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и не расскажем ему о том, что произошло. Послушаем, что скажет Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)». Когда они вернулись в Медину и рассказали Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) обо всем. Он (да благословит его Аллах и приветствует) спросил у того, кто читал суру «аль-Фатиха»: «Откуда ты знал, что можно лечить с ее помощью?» Потом, улыбаясь, сказал: «Вы все правильно сделали, внесите меня тоже в долю!»

  1. Пророк Аллаха (мир ему) говорил: «Если ощущаешь боль, то возложи на то место руку и произнеси эту дуа:

«Бисмилляхи агузу би гиззат-иляхи ва кудратихи мин шарри ма аджиду мин уаджаги хаза».

Перевод: С именем Аллаха, полагаясь на величие и силу Аллаха ищу защиты у Него от этой болезни и ее угрозы, которая выпала на мою долю.

  1. «Азхиб иль бас, Раббиль ннас, вашфи анта аль Шаафи ля шифа’а илля шифаау-ка шифа-ан ля йугхадиру сакама».

Перевод: Устрани вред, о Господь людей, и излечи его, ведь Ты излечивающий, и нет излечения, кроме Твоего излечения, излечения, которое не оставляет после себя болезни.

Передано от Аишы, что когда кто-нибудь из них болел, посланник Аллаха (мир ему) протирал правой рукой и произносил данное дуа.

  1. Пророк Аллаха (мир ему) при головной боли советовал читать следующую дуа:

«Бисмиллях ир-рахман ир-рахим. Бисмиллях иль-карим. Ва агузу биллях иль-газим мин шарри кули гирки нарин ва мин шарри харр ин-нар».

Перевод: С именем милостивого и милосердного Аллаха, с именем щедрого Аллаха. Ищу Его защиты от угроз, которые таят в себе болезни и хвори, а также от пламени преисподней.

  1. Когда Усман бин Аби ал-Аса ас-Сакъафи пожаловался посланнику Аллаха (мир ему) на боль в теле, мучившую его с того времени, как он принял ислам, Он (мир ему) посоветовал ему: «Положи свою руку на то место, где болит, и скажи три раза: «Бисми-Ллях» (С именем Аллаха!), а затем семь раз:
  2. «А’узу би-Лляхи ва къудратихи мин шарри ма аджиду ва ухьазиру».

Перевод: Прибегаю к Аллаху и Его могуществу от зла того, что я ощущаю и чего опасаюсь!)». Хадис передал Муслим.

  1. Когда посланник Аллаха (мир ему) приходил к больному человеку или больного приводили к нему, он говорил:

«Азхибил-баъса рабба-ннаси, ва-шфи Анта аш-Шафи, ля шифаа илля шифаука, шифаан ля йуг’адиру сакъаман».

Перевод: Излечи его болезнь, Господь людей, и исцели его, ведь Ты – Целитель, и нет исцеления, кроме Твоего исцеления, исцеления, которое не оставляет болезнь.

  1. Сура «Ан-Фаляк», сура «Ан-Нас».

Пророк (мир ему) читал две последние суры Корана, поплевывая на себя, во время болезни, от которой он умер. «А когда болезнь усилилась, я читала эти суры над ним, поплевывала на его руки и протирала ими его для благословения».

Муаммар сказал: «Я спросил аз-Зухра: Как он делал это? Он сказал: Он плевал на свои руки и протирал ими свое лицо».

«Какую бы болезнь ни послал Аллах, Он обязательно посылает и исцеление от нее». И нашей обязанностью является стремление к излечению и нахождение способов излечения. Наше тело – аманат, дарованный нам Всевышним, и мы должны заботиться о нем подобающе, стремится к его сохранению в здравии, а в случае болезни – искать разные пути излечения. Ну и, конечно, не забывать об искреннем дуа Всевышнему с просьбой излечить наши болезни.

По данным доктора медицинских наук Б.С. Алякринского, более четыреста функций человеческого организма подчиняются биологическим часам. В течение суток происходит смена пятьдесят малых и пяти больших периодов биоритмов. Смена пяти больших периодов биоритмов связана с соответствующим расположением планет Солнечной системы.

Интересно, что время смены этих пяти больших периодов совпадает со временем пяти ежедневных намазов. При смене каждого из этих пяти периодов биоритмов вначале происходит открытие биологически активных точек (БАТ). В таком состоянии они остаются в течении пятнадцати минут, после чего начинается их постепенное закрытие, которое продолжается около двух часов.

Если вспомнить, что согласно хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха) самым ценным является намаз, совершенный сразу по наступления его времени, и что, в крайнем случае, если кто-либо не успел совершить намаз вовремя, то его можно совершить еще в течении определенного времени (примерно 1,5-2 часов). Становится очевидным, что все это связано с режимом работы биологических активных точек (БАТ).


Добавим к этому, что по Исламу весьма ценным во время намаза считается сосредоточение внимания и мыслей на Всевышнем и отключиться от земных проблем и земных вопросов вообще. Понятно, что такое отключение от земных вопросов и сосредоточение на Всевышним, причем, именно в период открытия БАТ, очень эффективно влияет на его нервную систему, психику и на весь организм человека.

Влияние намаза на здоровье человека еще полностью не исследовано. Эта - тема для десятков научных диссертаций. Но о влиянии на кровообращение позы «джалса» (при которой в намазе читается молитва «Ат-тахият»), науке уже известно.

В настоящее время во второй городской больнице г. Махачкалы, на кафедре Дагестанской медицинской академии, в качестве научного открытия используется методика пережатия бедренных артерий. При этом достигается дополнительное кровоснабжение внутренних органов, в первую очередь сердца и мозга. Дело в том, что при обычном состоянии открыты лишь тридцать процентов кровеносных капилляров, а после пережатия артерии эта цифра увеличивается почти в два раза. Увеличение кровоснабжения, естественно, улучшает работу этих органов. Точно такой же процесс проходит и в позе при чтении «Ат-тахият» в намазе.

В заключению считаю необходимым отметить, что в данную статью включена только малая часть информации, которую я сумел собрать за последние десять лет. В частности, здесь не приведена информация об усиление мыслительного процесса и контроля разума (связанного с корой больших полушарий) над эмоциями (связанными с подкоркой) у людей, совершающих намаз.

Именно этой взаимосвязью во много объясняется причина того, что проблем, связанных с употреблением наркотических веществ, алкоголя и с другими негативными явлениями, гораздо меньше среди верующих подростков, совершающих намаз.

Проведенные мною исследования можно назвать всего лишь попытки приподнять занавес над величием и чудодейственностью, которым обладают вера и предписание Ислама. Уверен, что со временем инстинкт самосохранения и ответственности за будущие поколения приведут людей во всем мире к осознанию веры и соблюдения всех положений Исламского шариата.

Уровень распространения наркомании, алкоголя, СПИДа, разных венерических заболеваний, рост болезней, связанных со стрессом, нервной системой, сердечнососудистой системой и т.д., в современном мире приближается к критической точке, после которой могут начаться непредсказуемые последствия. Все это должно заставлять людей во всем мире, прежде всего ученых, признать спасительную роль Ислама для человека не только на том, но и на этом свете. Исследование всего комплекса позитивного влияния намаз на организм человека - дело будущего. Надеюсь, что я не останусь одним на этом фронте научной работы.

Намаз имеет огромное значение не только в вечном мире, но и в этой жизни. Прилежность в исполнении молитвы предохраняет раба от порицаемого, увеличивает в нём приверженность добру, и, наконец, укрепляет веру в его сердце. Намаз, совершённый полноценно, оберегает человека от многих порицаемых и недостойных поступков, укрепляет его здоровье и ограждает от разных болезней. Всевышний сказал:

Смысл: «Воистину, намаз остерегает (человека) от мерзости и греховных деяний » (сура «аль-’Анкабут», 29:45).

В хадисе, переданном Муслимом, говорится:

«Пять намазов, и пятничный намаз (джума) до другого джума, и пост в месяце рамадан до следующего рамадана – есть искупление за совершённые между ними малые грехи и упущения, если человек остерегается больших грехов ».

В хадисе Пророка (мир ему и благословение), переданном аль-Бухари, говорится:

«Человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в чистой реке, протекающей возле его дома. Как подобное купание обязательно очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, с соблюдением его требований, также очищает душу человека от грехов ».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто, совершив полноценное омовение, отправляется к месту совершения коллективного намаза, того считают находящимся в намазе, пока он направляется туда, и за каждый шаг ему записывается одно хорошее деяние и очищается от одного плохого. Когда один из вас слышит икамат (призыв к началу совершения коллективного намаза), ему не следует отвлекаться, дабы не опаздывать на коллективный намаз. Поистине, самое большое вознаграждение из вас получит самый далёкий от мечети, потому что он сделает больше шагов ».

Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к сподвижнику Абу Хурайре, сказал: «Скажи своим людям, чтобы они полноценно совершали намаз, поистине, Всевышний даст им пропитание, откуда они и не думали получить ».

Абу Зарр рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) вышел из своего дома. Была осень, листопад. Он потряс две ветки дерева, отчего их листья посыпались. На это Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О Абу Зарр, когда мусульманин совершает намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как спадают эти листья» (Муслим).

Современная наука о намазе

Современной наукой доказано, что совершающий намаз получает большую пользу для своего физического и психического здоровья. Некоторые из полезных для здоровья аспектов, содержащихся в намазе, таковы:

1. Люди, совершающие намаз, ведут более здоровый образ жизни . Движения, совершаемые при намазе в течение различного времени суток, снимают утомляемость сердца и способствуют постоянной бодрости человека. Время совершения намазов наиболее соответствует времени обновления кровообращения и оживления дыхания человека.

2. В мозг того, кто склоняет голову к земле восемьдесят раз в день, ритмично и обильно притекает кровь . Поэтому у совершающих намаз благодаря хорошему питанию клеток мозга реже встречаются нарушения памяти личности.

3. Благодаря постоянным наклонам и подъемам, в глазах совершающих намаз кровообращение происходит более активно . Поэтому нормализуется внутриглазное давление, обеспечивается постоянный обмен влаги в передней части глаз. Это предостерегает от различных заболеваний, в том числе катаракты.

4. Изометрические движения в процессе намаза способствуют хорошему перевариванию пищи в желудке и нормальному выделению желчи , тем самым не допуская скопления желчи в желчном пузыре, способствуют нормальному функционированию поджелудочной железы и играют большую роль в предупреждении запоров, а встряска почек и путей испражнения предупреждает образование камней в почках и облегает мочеиспускание.

5. Ритмические телодвижения в процессе пятикратного намаза предупреждают артроз и известковые отложения в суставах , закупорку сосудов у людей, не занимающихся повседневным физическим трудом, приводя в действие сосуды и суставы.

6. Для телесного здоровья необходимо соблюдать чистоту . Омовение (малое и большое) – это и телесная, и духовная чистота. А намаз – воплощение чистоты. Без телесной и физической чистоты невозможен намаз. Омовение сохраняет телесную чистоту.

7. Намаз – важнейший элемент регулирования сна . Даже статическое электричество, накапливаемое в теле, удаляется из него посредством земных поклонов. Таким образом, тело снова обретает бодрость.

Следовательно, все физические движения намаза помогает поддержанию здоровья человека и профилактике заболеваний. Минимальная дневная норма верующего состоит из семнадцати молитвенных циклов – ракаатов, каждый из которых состоит из более семи отдельных поз. В день получается около 119 поз, в месяц – 3 570, в год – 42 840. За сорок лет (средняя продолжительность жизни) человек принимает 1 713 600 поз. Таким образом, эти движения предохраняют от множества заболеваний: сердечно-сосудистых, эмфиземы; артрита, проблем с мочевым пузырём, почками и кишечником; от вирусных и бактериальных инфекций; от болезней глаз; от потери памяти и от дряхлости; ишиаса; заболеваний позвоночника, и многих других заболеваний. Намаз выполним практически везде, не требует специального оборудования и каких-либо материальных затрат.

Проблемы, сопровождающие намаз, главным образом связаны с помехами как физической, так и психической природы. Человек часто не может сосредоточиться в молитве из-за разговоров других, уличного шума и т.п., поэтому необходимо отгородиться от источника помех. Если помогает, можно закрывать глаза, поскольку глаза – главный источник информации, а заодно и помех.

Второй источник помех – сам разум (сердце). Каждая мысль помогает зарождению других мыслей.

На заре Ислама к Абу Бакру (да будет доволен и Аллах), очень набожному мусульманину, пришёл погонщик верблюдов и сказал: «Я не верю, что ты можешь совершить два ракаата, не подумав при этом ни о чём, кроме Аллаха». Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) же утверждал, что ему это удастся. И тогда погонщик сказал, что если он сможет совершить два ракаата, не допустив при этом ни единой посторонней мысли, то подарит ему одного из двух стоявших поблизости верблюдов – черного или коричневого.

Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) начал свой намаз. Закончив намаз, он встретил тревожный взгляд погонщика верблюдов. Будучи скрупулёзно честным человеком, Абу Бакр (да будет доволен и Аллах), признался: «Ты был прав, у меня ничего не получилось. Я отвлёкся». Погонщику стало легче на душе: он не потерял дорогого верблюда. Переведя дух, он спросил: «Но что отвлекло тебя? О чём ты подумал?» Абу Бакр (да будет доволен и Аллах) ответил: «Я подумал, взять ли мне чёрного или коричневого верблюда?»

Искоренить из сердца отвлекающие мысли очень сложно. Наилучшим способом является сосредоточение на осмыслении читаемого текста.

Намаз – это одновременно первый и последний шаг истинно верующего. Это реальное средство объединить индивидуума со всем человечеством и с Всемогущим Аллахом.

Основные черты этого ритуала неизменны везде и всегда (и сохраняются вот уже более 1400 лет) и, таким образом, – намаз служит основой для более тонких духовных тренировок. Для любого человека, желающего обрести безупречное здоровье, гармонизировать свою физическую, умственную, эмоциональную и духовную жизнь, нет лучшего средства, чем молитва-намаз.

Насколько же безгранична милость Аллаха, давшего намаз, заключающий в себе столько полезного и для этого, и для того света. Если мы не в состоянии использовать милость, прощение и дары Аллаха, то, конечно, в убытке окажемся только мы сами.

– свидетельство того, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад (мир ему и благословение) – Его Посланник.

После произнесения шахады, означающей принятие Ислама, основной и важнейшей обязанностью для человека является совершение намаза. Совершение намаза является признаком веры в Аллаха и поклонения Ему.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Намаз – это опора религии». «Рухнет религия того, кто оставит намаз », – говорится в священном хадисе.

Регулярное совершение намаза является основополагающим требованием Ислама, без которого человек не может выполнить свою основную обязанность перед Богом и наверняка лишится самого важного и драгоценного в жизни – осознания и ощущения своей связи с Всевышним. Пять промежутков времени, в которые следует совершать намаз, соответствуют пяти частям суток. Это рассвет, полдень, послеобеденное время, конец дня и ночь. Намаз – это диалог человека с Создателем, регулярность которого периодически, днём и ночью напоминает человеку о Всевышнем.

Об обязательстве совершения намаза сказано в Коране и хадисах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Когда Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили о наилучшем деянии, он ответил, что это своевременно совершенный намаз.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что намаз – это ключ к Раю, что намаз является для Аллаха самым любимым деянием Его раба после уверования. Если было бы что-либо лучшее в служении Ему, то ангелы тоже занимались бы этим. Среди ангелов есть делающие поясной поклон (руку), земной поклон (сажда), стоящие и сидящие, т. е. совершающие все действия, которые мы совершаем в намазе.

В хадисе говорится, что ангел Джабраил (мир ему) совершал двухракаатный намаз в течение сорока тысяч лет. После этого Аллах сказал ему, что двухракаатный намаз, совершённый человеком из общины (уммы) Мухаммада (мир ему и благословение), дороже для Него, чем этот намаз. И это – из-за возвеличивания Аллахом нашего Пророка (мир ему и благословение).

Почему же намаз имеет такое большое значение? Секрет этого кроется в возвеличивании его Самим Аллахом. Известно, что все каноны Шариата, все деяния, предусмотренные Исламом, были доведены до нас Пророком (мир ему и благословение), а он, в свою очередь, получил их от ангела Джабраила (мир ему), который являлся посредником между Аллахом и Пророком (мир ему и благословение). Особенностью намаза является то, что Всевышний, позвав к Себе в ночь Вознесения (Мираж) Посланника (мир ему и благословение), Сам, без посредников, одарил нашего Пророка (мир ему и благословение) и его общину (умму) этим ценным подарком. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью. Намаз – это особое общение со Всевышним. Если перед встречей с каким-то влиятельным человеком мы испытываем волнение, радость, старательно готовимся к ней, то, представьте, как мы должны готовиться к встрече с Властителем всего сущего – Всевышним Аллахом?

Невнимание и безразличие к религии, существующее в настоящее время, не нуждается в описании. Что говорить, когда пренебрегают таким наиважнейшим делом, как намаз, о котором в Судный день спросят в первую очередь и который является в религии вторым по значимости после уверования. Но всё-таки есть надежда, что на людей с чистым, незамутнённым разумом, иншааллах, окажут воздействие слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что человек, совершающий пятикратный намаз, подобен тому, кто купается пять раз в день в реке, протекающей возле его дома. Подобно тому, как купание очищает тело, так и намаз, исполненный надлежащим образом, очищает человека от грехов. Аллах в Коране говорит, что воистину намаз удерживает человека от непристойного и запретного.

Намаз и другие виды поклонения являются сдерживающими факторами от попадания в грехи, и здесь главное – как совершается намаз, с каким усердием выполняются все его требования.

Когда человек в течение дня пять раз стоит перед Создателем, общаясь с Ним, раскаиваясь в грехах, стыдясь неправедных поступков, прося о помощи, то он получает огромный духовный заряд, и это оберегает его от совершения греховного.

Намаз – это великая Милость Аллаха. Обращаться к Аллаху, вступив в намаз, во время тревог и забот – это спешить к Его Милости. Когда Милость Аллаха приходит на помощь, тогда не остаётся причин для переживаний. Известно множество примеров из жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение), связанных с этим.

В хадисе говорится, что, когда дул сильный ветер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сразу входил в мечеть и не выходил, пока ветер не стихал. Также во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна. Сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение) рассказывали, что всегда, когда члены его семьи попадали в трудное положение, он велел им совершать намаз.

Таким же образом поступали и его сподвижники, которые старались походить на Пророка (мир ему и благословение).

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), будучи в путешествии, получил известие о смерти своего сына. Тогда он слез с верблюда и совершил двухракаатный намаз, затем прочитал дуа и сказал: «Я сделал то, что Всевышний приказал нам в Своей книге. Ведь в Коране сказано, чтобы мы искали помощи Аллаха с терпением и молитвой».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил, что все предыдущие пророки (мир им всем) во время невзгод тоже обращались Аллаху, совершая намаз. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что когда кто-нибудь попадёт в беду или нужду, пусть совершит основательно омовение и исполнит намаз в два ракаата, воздаст хвалу Аллаху, затем попросит благословение Его Посланнику (мир ему и благословение) и в конце обратится с просьбой ко Всевышнему.

На самом деле трудно охватить все высказывания Пророка (мир ему и благословение), касающиеся важности намаза и рассказывающие о прощении Аллахом тех, кто совершает его.

В намазе скрыто много пользы, описать которую в одной проповеди невозможно. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать повелению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что воистину все деяния рассматриваются по намерению. Насколько же безгранична Милость Аллаха, давшего нам намаз, который вбирает в себя столько полезного в этом мире и вечные блаженства Рая!

Да поможет нам Аллах понять Его Милость и следовать по Истинному пути, указанному Им! Амин.