Н а некрасов план конспект. Конспект урока по литературе «Н.А

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Ф.И.О: Мидукова Ольга Владимировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБУ Школа №1 имени Виктора Носова г.о. Тольятти

Название материала: конспект урока

Название предмета(класс): литература, 6 класс

Конспект урока литературы в 6 классе.

Н.А.Некрасов. Стихотворение« Железная дорога» (1862)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:определять тему и идею произведения;

выделять композиционные части;видеть средства художественной выразительности в тексте.

Развивающие: Развива ть умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся,

навыки самостоятельной работыс художественным произведением.

Воспитательные: Воспитыв ать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать

культуру труда.

Методы: частично- поисковый и репродуктивный

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная

беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, эвристическая беседа.

Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, презентация, репродукции.

Структура урока:

1 этап - организационный (приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания)

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний (актуализация ранее

полученных знаний, постановка учебной цели).

3 этап - обучающий (о рганизация процесса восприятия, осознания и осмысления текста

стихотворения).

4 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

1 этап. Орг.момент.

2 этап. Объявление темы и цели урока. Сегодня мы обратимся к творчеству выдающегося

русскогопоэта Николая Алексеевича Некрасова и познакомимся с его замечательнымстихотворением

Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году(Слайд 1). Цель нашего урока -

проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Подготовка к усвоениюзнаний.

Слово учителя: Изучаятворчество Н.А.Некрасова в начальных классах, в 5 классе, вы

стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазайи зайцы», «Несжатая полоса».

Поэма «Мороз, Красный нос» и др.) Может быть, вы вспомните строчки из этих произведений?

Какова основная тематика произведений Некрасова? Сообщение учащегося.

Николай Алексеевич Некрасов вы рос на Волге, среди живописной природы. С детства запали в

душу ребенка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков - наёмные

рабочиев России, которые, идя по берегу, тянулипри помощи бечевы речное судно против течения.

Отец будущего поэта был жестоким помещиком- крепостником. Он запрещал сыну бывать в

убогих крестьянских избах, играть с крестьянскими детьми. Но мальчик, улучив удобную минуту,

тайком убегал в деревню, где у него было много друзей. Поэтому нелегкую жизнь крестьян, их труд он

знал очень хорошо. Это и помогло в дальнейшем поэту в изображении нелегкой крестьянской доли.

горя желанием стать литератором. После долгих лет жизни бедняка он стал известным поэтом,

выпускал журналы и вошел в сознание русских людей как заступник и певец народа.Сильная воля и

постоянный труд сделали Н. А. Некрасова, который приехал в Петербург, не имея средств на жизнь,

состоятельным человеком, одним из самых образованных и авторитетных писателей и редактором

крупнейших в стране журналов.

Слово учителя: Главной темой своего творчества Некрасовсделал судьбу труженика, судьбу

русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку

труда. Сегодня мы познакомимся состихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862

году.А эпиграфом к нашему уроку станут замечательные слова самого Некрасова о русском народе:

стихотворение?(Учащиеся делятся впечатлениями).

3 этап. Обучающий.Работа по содержанию текста.

Работа со словом

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?(С эпиграфа)

- Что такое эпиграф? Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает

перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Посмотрите на эпиграф Некрасова. - Чем он необычен? - Что обычно в качестве эпиграфа? - А что

играет роль повода для написания стихотворения.Стихотворение является откликом на разговор в

вагоне.В эпиграфе папаша- генерал «в пальто на красной подкладке» одевает своего сына в

простонародную одежду -в кучерский армячок. Этим он отдает дань моде, но, отвечая на вопрос

сына, показывает свое истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский

министр -«граф Петр Андреич Клейнмихель».

- Итак, в эпиграфе поставлен вопрос: Кто строил дорогу? Ответ: Граф Петр Андреевич

Клейнмихель. Наша поэтическая задача сегодня –проверка справедливости мнения, обозначенного в

эпиграфе. (Слайд 3).

Историческая справка(Слайд 4). Подготовленное сообщение учащегося.

-Как построено стихотворение? - Сколько частей выделяет автор? (4)

-Внимательно прослушаем 1часть. (чтение 1части наизусть)Спасибо. Оценка.

-Каким настроением он проникнут? Настроением бодрости, ясности, покоя.

Какова лексика 1 -й части? Лексика создает радостное настроение.

необыкновенной осени? - Какие средства вы знаете? Давайте найдем их в тексте.Эпитеты –усталые

силы, студеная речка, морозные ночи, ясные, тихие дни.Метафора- осень славная, воздух здоровый,

ядреный, безобразье в природе. Олицетворение - воздух бодрит. Сравнение- лед, как тающий сахар;

лес, как мягкая постель;листья, как ковер. Повтор - славная осень!Инверсия –на речке студеной; Лечу

я; по рельсам чугунным.

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы? -Какой можно сделать

открывает прекрасное в самом обыденном.

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на

высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2- й главе.(Чтение 2- ой части) - Что можно сказать о построении 2ч? - С чего

рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать –значит правильно ответить на

вопрос о подлинном строителе железной дороги.

Некрасов называет голод царем, потому что голод заставляет людей выполнять часто

тяжелую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны зарабатывать деньги,

выращивать хлеб, заниматься ремеслом, торговлей:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

С одной стороны, голод убивает людей, с другой стороны, голод творит, т. е. заставляет людей в

борьбе за жизнь создавать новое.

Перечитаем строки:

Многие -в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

- Какой художественный прием использован в этом отрывке? Антитеза.

мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается

совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи -десятники,

Секло начальство, давила нужда...»

Слова «Божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог все равно на стороне тех, кто

мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из песни мы узнаем о тяжелых условиях, в которых работали строители железной дороги, об

угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на строительстве

железной дороги для того, чтобы другие могли ездить на поездах, т. е. «плоды пожинать». Она

вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев- десятников» и начальства.

Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы такие же люди, как и они, но занимающие

определенные должности, относились к рабочим, как к братьям, с уважением к их труду.

Не ужасайся их пения дикого!

С Волхова, с матушки -Волги, с Оки,

С разных концов государства великого -

-К какому выводу подводит нас поэт? - Кто истинный строитель дороги? Простой народ -

труженик.Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.

Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и

научиться мужика уважать.

- Обратим внимание на репродукцию картины К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной

дороге» (1874) и иллюстрацию к стихотворению И. Глазунова «Железная дорога» (1970). Как эти

картины помогают понять особенности труда железнодорожных рабочих?

Художник выбрал в герои рабочих, показал их каторжный труд. Вот везет тяжело груженную

тачку рабочий с белым платком на голове. Его могучие руки, широкие плечи, уверенные движения

выдают огромную силу. Видно, он и душою крепок, никакой труд не сломит его, не согнет. За ним

привычно толкает тачку угрюмый усач с нависшими на лоб волосами - он погружен в свои невеселые

мысли. Третьим идет юноша, почти мальчик: он очень устал, у него уже нет сил сжимать рукояти тачки.

К рукоятям привязана лямка - рабочие перекидывают ее через плечи, чтобы, обессилев, не выпустить

тачку из рук. Лямка глубоко врезалась в худые плечи мальчика. Вдали на пригорке стоит надсмотрщик

в картузе, поддевке и красной рубахе навыпуск. В руке у него палка. Он готов обругать, а то и ударить

каждого, кто на минуту замешкается, остановится, распрямит спину.

Перед вами иллюстрация художника «Железная дорога»

Вы знаете, что Глазунов - иллюстратор русской классики. Главным объектом его изображения

является родной народ, его духовный мир. Человеческое лицо главное для Ильи Глазунова.

Вглядитесь в лица изображённых людей. Какие внутренние чувства, эмоции отражаются на них?

(На лицах людей усталость, измученность, безнадежность)

мнение генерала. Для него народ - варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины

природы, ни труд мужиков.

- 4 часть. Окончание работ. « Светлая сторона» жизни.

- Каков заработок? Окончание работ: Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у

канторы…Ничего, еще должны остались.

- Как ведут себя мужики? Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку,

бочку водки поставил и ….. закричали ура!

1. Тема крестьянства в творчестве поэта

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта:

начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом:

Оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина;

Не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле;

Указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам;

Сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла;

продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом:

В первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу;

Может носить характер аллегории на Николая I , приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял";

Некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ;

Другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел;

яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом:

Создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа;

Используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен;

Отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений;

В качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора.

2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях :

переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.;

интенсивное развитие промышленности;

экономические преобразования;

развертывание движения народников;

интенсивная духовная жизнь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо"" имеет следующие художественные особенности :

выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни;

сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.;

раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как:

Крестьянская реформа 1861 г.;

Осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий;

имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях;

композиция поэмы имеет следующие особенности :

Позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени;

Имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным;

Все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие:

Мотив хождения странников по Руси;

Тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями;

Части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора;

Используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем:

Социальное противопоставление угнетателей и угнетенных;

Чередование индивидуальных портретов и массовых сцен;

Периодическая смена старого и нового;

Чередование драматического и комического в поэме.

Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем:

в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем:

Использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа;

может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян;

включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов;

имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем:

Представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить:

Народные сказки ("Правда и кривда");

Народные образы и символы (образ скатерти-самобранки);

Легенды ("О двух великих грешниках");

Песни ("Голодная");

Поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру");

Народные плачи ("Как рыбка в море синее...");

Народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу");

Используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины;

написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности :

Меткость выражений, сжатость фраз;

Индивидуализированность речи персонажей;

Простота;

Подлинная народность и разговорчивость;

Широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.);

стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным.

Литература. 10 класс. 29.11.16.

Тема: Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

Ход урока

Эпиграфы к урокам:

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. Детство и юность Некрасова

Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

2. «Мечты и звуки» (1840)

«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

3. Стихотворение «В дороге» (1845)

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

4. Редакторская и издательская деятельность
Н. А. Некрасова

С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

«Размышления у парадного подъезда». Чтение стихотворения.

Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

Вопрос: Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

Стихотворение «Железная дорога». Чтение стихотворения.

Вопросы: 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства ».

3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

7. «Я лиру посвятил народу своему».
Последние годы жизни Н. А. Некрасова

«Элегия» (1874).

Чтение стихотворения.

Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Домашнее задание.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение «В дороге».

Уроки 90–91 ЛИРИКА Н. А. НЕКРАСОВА

30.03.2013 27382 0

Уроки 90–91
Лирика Н. А. Некрасова

Цели : показать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. Какие впечатления детства и юности повлияли на мировоззрение и творчество Н. А. Некрасова?

2. Какую роль в жизни поэта сыграла его встреча с В. Г. Белинским?

3. Расскажите о деятельности Некрасова как редактора и журналиста.

4. Что значит, по Некрасову, «быть гражданином»?

На протяжении всего творческого пути у Некрасова было одно желание – донести свое слово до народа, содействовать его пробуждению. Поэт сознательно подчинил свою поэзию не литературным, а общественным задачам: «Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть бойцом». Поэт считал, что каждый честный человек должен быть прежде всего гражданином – это значит отдать всего себя борьбе за народное счастье.

II. Объяснение нового материала.

Слово учителя .

Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова

Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.

Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.

Основные темы лирики Некрасова:

1. Тема родины и природы.

(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

«Родина».

Чтение стихотворения.

Вопрос : Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?

«Рыцарь на час».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Каким настроением проникнуто стихотворение?

2) Каков смысл названия?

3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?

«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.

«Перед дождем», «Зеленый шум».

Чтение стихотворений.

(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)

Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.

В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.

2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)

(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

«В дороге».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?

2) Что томит Грушу, кроме работы?

3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?

4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?

«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» . В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.

«Тройка».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?

2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?

3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?

4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?

Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».

3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.

(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)

Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.

«Памяти Добролюбова».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Расскажите о времени написания стихотворения.

Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.

2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.

Поэма «Дедушка» (1870).

Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.

Поэма «Русские женщины» (1872–1873).

Состоит их 2 частей: «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская». Некрасов прослеживает жизнь героинь, рассказывает об их характерах. Поэт открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках. В финале происходит встреча Волконской и Трубецкой и свидание с ссыльными. Поэт потрясен мужеством и стойкостью русских женщин-декабристок.

5. Тема любви.

«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла мятежно», 1850 г. и др.

Чтение стихотворений.

Вопрос : Что нового внес Некрасов в русскую любовную лирику?

Стихи, посвященные А. Я. Панаевой, воспевают большое чувство. Любимая женщина – друг и помощница в борьбе и трудах. Но в то же время поэт не скрывает «прозу» жизни. Рядом с любящим героем появляется образ независимой героини , иногда своенравной и неуступчивой.

Стихи Некрасова нередко рассказывают о драматических страницах любви.

6. Тема поэта и поэзии.

(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.; Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

Вопрос : Как смотрит Некрасов на роль поэта и поэзии в обществе?

Главная задача поэзии – служение родине и народу. Н. Некрасов в письме к Л. Толстому: «В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, и по возможности заступника за безгласных и приниженных».

Учебно-методический комплекс

... творчеству поэта . УЭ – 1 Цель: способствовать совершенствованию навыка устного выступления на уроке ... . Каждое явление жизни – это отдельная тема ; совокупность тем – тематика произведения... стороне от веселых подруг… (Н.А.Некрасов ) *** Мой сад с каждым...

  • Рабочая программа по обучению грамоте и письму (период обучения грамоте) и русскому языку (систематический курс) для умк «Школа России» Класс 1

    Рабочая программа

    Крылов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов , Л.Н.Толс той, А. П. Чехов... творчества и индивидуальной работы на уроках ; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам ... , поэт , композитор. Звучание окружающей жизни , ...

  • Урока Дата Тема урока Количество часов

    Урок

    Номер урока Дата Тема урока Количество часов Содержание Тип урока ... Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» 1 Стихи поэта о... поэта Урок чтения и обсуждения произведений Слово учителя, беседа, работа в группах Знать факты жизни и творчества поэта ...

  • Тема урока Кол во

    Урок

    Народной работе» (К. И. Чуковский) 1 Н, А. Некрасов – певец тяжёлой доли русского народа... Слово о поэте . Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Великая роль книги в жизни человека Рецептивная... 7 класс. № п/п Тема урока Кол-во ча-сов Элементы...

  • Урока Тема урока Опорные понятия

    Урок

    ... ». 60 урок Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта . Лирический пафос... тему «Поэт и поэзия». 61 урок Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Гражданская лирика, образ пророка. Некрасов ...