Народный комиссар внутренних дел ссср. Министры (наркомы) внутренних дел рсфср, ссср

Нестерова И.А. История НКВД // Энциклопедия Нестеровых

Тема истории создания органов НКВД СССР очень актуальна и в наше время. Это обусловлено тем, что изучение современной структуры МВД невозможно без знания исторических путей развития этих органов в различные периоды времени. Следует подробно изучать, как развивались данные структуры, каковы были их положительные и отрицательные стороны.

Формирование НКВД

Народный комиссариат внутренних дел СССР (далее НКВД) берет свое начало в 1917 году. Принято считать, что родоначальником НКВД о котором в последствии много писали и говорили, является "рабоче-крестьянская милиция", которая появилась 28 октября 1917 г., которая, выделяется в орган, специализирующийся на поддержании правопорядка и борьбе с "неполитической" преступностью, хотя рамки, определяющие, какое преступление – политическое, а какое – нет, были очень расплывчатыми.

В 1918 году НКВД РСФСР имело утвержденную структуру. При наркоме НКВД создается коллегия, в которую вошли: Ф.Э. Дзержинский, И.С. Уншлихт, М.С. Урицкий, М.Я. Лацис.

Созданная в декабре 1917 г. ВЧК, в состав НКВД РСФСР не входила, являясь самостоятельным органом. Однако в марте 1919 г. Ф.Э. Дзержинский стал наркомом НКВД, сохраняя за собой пост Председателя ВЧК. Два органа, де-факто, объединились. Это повлекло за собой дальнейшее усиление влияния НКВД.

Однако впоследствии была утверждена та структура Народного Комиссариата Внутренних дел, которая состояла из следующих отделов:

  1. местного управления;
  2. местного хозяйства;
  3. финансового;
  4. иностранного;
  5. управления медицинской частью;
  6. ветеринарного;
  7. секретариата;
  8. бюро печати;
  9. контрольно-ревизионной комиссии .

Так складывается та структура, которая, с некоторыми изменениями, просуществовала многие десятилетия.

Особую важность, в сложившихся в 20-х годах прошлого века условиях существования советского государства, представлял иностранный отдел НКВД. Им часто пугали приезжающих в Россию иностранцев.

Иностранный отдел НКВД занимался внешней разведкой, отдел печати – цензурой. Интересно, что контрольно-ревизионный орган у НКВД был свой – другие органы власти его не контролировали; "сам себе – контролер". Отдел местного хозяйства постепенно разросся в экономическую "империю" – по мере появления и развития ГУЛАГ. Отдел местных органов потом стал – уже в ОГПУ – Секретно-политическим отделом.

6 февраля 1922 г. ВЦИК принял постановление о ликвидации ВЧК и образовании Государственно-политического управления при НКВД РСФСР, таким образом, передавая управление милицией и госбезопасностью в руки одного ведомства. В августе 1923 г. наркомом НКВД РСФСР стал А.Г. Белобородов (известный тем, что руководил расстрелом царской семьи).

15 ноября 1923 г. Президиум ЦИК СССР постановил преобразовать ГПУ НКВД в ОГПУ при СНК СССР. НКВД РСФСР освобождался от функций обеспечения государственной безопасности.

После создания СССР наркомат остался республиканским.

В январе 1928 г. наркомом НКВД РСФСР стал В.Н. Толмачев.

15 декабря 1930г. НКВД РСФСР был ликвидирован. Его функции частично перешли к ВЦИК СНК СССР, частично – к ОГПУ и наркомату юстиции РСФСР, при этом ОГПУ получило право на использование в своих целях, как гласного состава милиции, так и ее агентурного аппарата.

Для НКВД РСФСР были характерны следующие особенности:

  • политическая функция – "защита завоеваний революции" значила больше, чем охрана безопасности граждан.

10 июля 4 года ЦИК СССР принял постановление "Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел", в составе которого были созданы Главные управления государственной безопасности, рабоче-крестьянской милиции, пограничной и внутренней охраны, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений и некоторые другие службы .

2 февраля 1939 г. СНК СССР принял Постановление "О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками", в соответствии с которым

Структура Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР

15 марта 1946 года НКВД СССР преобразован в МВД СССР.

О Роли НКВД очень хорошо написал Р.С. Мулукаев . По его мнению, в упразднении НКВД сыграли роль конкретные политические обстоятельства. А.Г. Белобородов, занимавший с октября 1921 г. пост заместителя наркома, а фактически возглавлявший это ведомство, неоднократно выступал с жесткой и обоснованной критикой Сталина, что дало вождю повод рассматривать НКВД чуть не как центр оппозиции.

Задачи НКВД СССР

Важно отметить, что в процессе эволюции Народного Комиссариата Внутренних дел менялись и его задачи и компетенция.

Направления деятельности НКВД РСФСР

Для НКВД РСФСР характерны следующие особенности:

  • объединение следственных функций с исполнением наказаний. На практике – и с судебными функциями тоже: любое дело могло быть передано из НКВД в ГПУ, а председатель и там, и там был общий – Ф.Э. Дзержинский;
  • выведение НКВД из-под правительственного контроля: он подчинялся только ЦК партии;
  • принятие на себя функций хозяйственного органа. В дальнейшем это логично вылилось в использование труда заключенных;
  • политическая функция – "защита завоеваний революции" значила больше, чем охрана безопасности граждан. Борьба с "бандитизмом" и "спекуляцией" в начале 1920-х – тоже шла по линии НКВД РСФСР, не в меньшей степени, чем по линии ВЧК .

В соответствии с Положением, на НКВД возлагались три основные задачи:

  • наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления;
  • наблюдение за исполнением постановлений и распоряжений центральной и местной власти административного характера и понуждение к их выполнению всеми имеющимися в их распоряжении средствами;
  • руководство организацией и развитием коммунального хозяйства.

Положение 1922 г. четко указывало, что НКВД осуществляет наблюдение за организацией и деятельностью местных органов управления в качестве исполнительного аппарата Президиума ВЦИК .

В соответствии с постановлением СНК "О порядке внесения вопросов на рассмотрение СНК и СТО", губернские исполкомы могли обращаться в законодательные органы только через НКВД. По смете этого ведомства в значительной степени осуществлялось финансирование местного аппарата. Наркомат имел и иные полномочия по воздействию на местный аппарат.

Полномочия НКВД СССР

Полномочия НКВД, зафиксированные в Положении 1922 г., с одной стороны, вытекали из направлений его деятельности, исторически сложившихся в предыдущий, революционный, период, с другой – представляли заявку на сохранение его позиций в перспективе. Однако дальнейшая эволюция НКВД не подтвердила первоначальных намерений оставить в качестве центрального наркомата специальный орган, стоящий над местным управлением. Предложенная модель государственного управления слабо увязывалась с иными политическими стратегиями, вытекающими из содержания нэпа и отраженными в решениях VIII и IX Всероссийских съездов Советов, предусматривавшими укрепление местных органов власти, их значительную финансовую и хозяйственную самостоятельность .

Функции НКВД СССР

НКВД СССР было наделено функцией политического сыска. Именно данная функция вызывает у историков множество споров. Дело в том, что НКВД имело право выносить решения во внесудебном порядке.

НКВД СССР выполнял также функцию по депортации населения по национальному признаку. Эта функция также вызывает много споров и вопросов. Во многом депортация народов в СССР была оправдана. Особенно тяжело понимать, что ряд народов активно помогал фашистам и иным желающим развалить молодое советское государство. Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918–1925 годах и продолжилась вплоть до 50-х годов прошлого столетия.

Во время Великой Отечественной войны пограничные и внутренние войска НКВД использовались для охраны территории и поиска дезертиров, а также непосредственно участвовали в боевых действиях. На освобождённых землях проводились аресты, депортации и исполнение смертных приговоров в отношении оставленного немцами подполья и неблагонадёжных лиц.

У НКВД были широкие полномочия в рамках разведывательной функции. Разведывательные службы НКВД занимались устранением за границей лиц, которых советская власть считала опасными. Кроме того, разведывательная деятельность НКВД включала развертывание широкой разведывательной сети с помощью Коминтерна. Контрразведка входила в число функций Народного Комиссариата Внутренних дел.

Кроме вышеперечисленного НКВД СССР проводил в жизнь и контролировал исполнение распоряжений правительства по общему администрированию и "установлению охраны революционного порядка", выдавал гражданам заграничные паспорта и визы на выезд из СССР, ведал и регистрацией актов гражданского состояния: это также было важно, чтобы "враг" не смог сменить фамилию или "сделать" себе "пролетарское происхождение", чтобы никто не мог свободно перемещаться по стране и получать жилье в "режимных" городах, чтобы следить за "лишенцами".

В завершении нашей статьи следует подчеркнуть, что Народный комиссариат внутренних дел занимал особое положение в государственном механизме. Уже изначально он утвердился как связующий аппарат между центральным и местным управлением, а издаваемые им нормативные акты во многом определяли территориальные, организационные и иные основы местных Советов.

Народный комиссариат внутренних дел сложился как орган, наделенный обширной компетенцией. Его структура предусматривала наличие в качестве базовых подразделений множество отделов, наделенных широким спектром полномочий.

Литература

  1. Меняйло Д. В. История органов внутренних дел в схемах и таблицах: учебно-методическое пособие – Белгород: БЮИ МВД России, 2009.
  2. Ковыршин Е. В. Войска НКВД в структуре военной организации СССР.//Вестник Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. – Вып. 22. Серия "История. Археология". – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – С.153-158
  3. Малыгин А.Я. Развитие системы органов внутренних дел в предвоенные годы – М.: Норма, 2012.
  4. Мулукаев Р.С., Малыгин А.Я., Епифанов А.Е.История отечественных органов внутренних дел – М.: Просвящение, 2003
  5. Лобанов А.В. Переход к нэпу и реорганизацияНКВД РСФСР: Дис.... канд. юрид. Наук – М.:2003.
  6. Ящук Т.Ф. Полномочия Народного комиссариата внутренних дел РСФСР по организации местного управления и хозяйства // Вестник Омского университета Ежеквартальный журнал. – 01/03/2006. – N. 1 (39)– С. 111 – 114

Октябрьская революция 1917 г. привела к ликвидации всей правоохранительной системы России. Пришедшие к власти большевики в соответствии со своей политической программой слома старой государственной машины считали, что новая система будет принципиально иной как по названию центральных органов, так и по содержанию и методам их деятельности. 7-8 ноября 1917 г. в составе Совета Народных Комиссаров – первого Советского правительства, сформированного на Втором Всероссийском съезде Советов – был создан НКВД Советской России. Первым народным комиссаром внутренних дел стал Алексей Иванович Рыков(1881 - 1938), который пробыл на этом посту 9 дней. Его сменили Г.И. Петровский (1878 - 1958) и Ф.Э. Дзержинский (1877 - 1926). Но именно Рыков подписал Постановление НКВД от 10 ноября 1917г. «О рабочей милиции», согласно которому, все городские Советы должны были учредить рабочую милицию. Первоначально она формировалась на добровольных началах, но с октября 1918 г. в основу формирования милиции были положены принципы классового отбора и штатной численности.

В годы гражданской войны (1918 - 1920) строительство централизованных органов внутренних дел Советской России было завершено. Милиция была переведена на военное положение, продолжала борьбу с усилившейся преступностью, детской беспризорностью, участвовала в совместных операциях с Красной армией и органом госбезопасности – Всероссийской Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).



В годы Новой экономической политики (1921 - 1929) изменились направления деятельности милиции: отпали военные функции, усилилась борьба с экономической преступностью и налоговыми нарушениями, была введена должность участкового надзирателя (позднее – участкового инспектора), отвечавшего за общественный порядок на своем участке. После образования СССР в 1922 г. НКВД действовали в союзных республиках; общесоюзный орган внутренних дел не был предусмотрен Конституцией СССР.

В процессе формирования административно-командной системы в конце 20-х годов усилилась тенденция к централизации милиции и всей правоохранительной системы. В 1930 г. наркоматы внутренних дел союзных республик, в том числе НКВД РСФСР, были ликвидированы, а руководство милицией возложено на орган государственной безопасности – Объединенное управление государственной безопасности (ОГПУ) СССР.

Создание НКВД СССР и его деятельность накануне и в годы Великой Отечественной войны. 10 июля 1934 года был создан Народный Комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР, централизовавший органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничные и внутренние войска в масштабах всего Советского Союза. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР были образованы новые специализированные подразделения: Государственная автомобильная инспекция (ГАИ), Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности (БХСС); усилилась роль милиции по обеспечению правопорядка на железнодорожном транспорте; приняты инструкции участковым уполномоченным в городе и на селе.

Во второй половине 30-х годов НКВД СССР, сконцентрировавший в своих руках административную власть, оказался вне контроля государства и общества, стал инструментом необоснованных репрессий и нарушений законности. Вместе с тем, жесткая централизация и милитаризация ОВД усилила их роль в борьбе с общеуголовной преступностью и привела к ее снижению.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) основные звенья системы органов внутренних дел были переориентированы на борьбу с врагом. Сотрудники НКВД внесли огромный вклад в достижение Великой Победы. Помимо несения службы в тылу, они участвовали в боевых действиях на полях сражений, в составе партизанских отрядов, диверсионно-разведывательных групп.

Так, с первых дней войны вели оборону железнодорожного вокзала г. Бреста бойцы 132 отдельного батальона войск НКВД и работники линейного отдела милиции.

В октябре 1941 г. при НКВД СССР московском стадионе «Динамо» была сформирована Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) под командованием полковника М.Ф. Орлова. В нее вошли лучшие спортсмены – сотрудники органов внутренних дел и госбезопасности, бойцы и командиры пограничных и внутренних войск. Входе боевых операций ОМСБОН было уничтожено около 137 тыс.солдат и офицеров противника; проведены десятки тысяч операций по минированию и разминированию; подготовлено более тысячи крушений воинских эшелонов врага. Более 5 тыс. омсбоновцев были награждены медалями и орденами, 23 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

За героизм и мужество, проявленные при несении службы в годы Великой Отечественной войны, была награждена орденами Боевого Красного знамени милиция Москвы и Ленинграда.

Органы внутренних дел в послевоенный период. В марте 1946 г. НКВД СССР, как и другие наркоматы, был переименован в Министерство внутренних дел СССР. В первые послевоенные годы, при жизни
И.В. Сталина, преобладала тенденция к централизации управления и объединению органов госбезопасности и внутренних дел. После смерти Сталина в 1954 г. органы госбезопасности были выведены из системы МВД и создан КГБ СССР; в связи с расширением прав союзных республик в апреле 1955 г. было организовано Министерство внутренних дел РСФСР, существовавшее наряду с союзно-республиканским МВД СССР до ликвидации последнего в 1960 г.

В июле 1966 г. было образовано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка (МООП) СССР, в 1968 г. переименованное в Министерство внутренних дел СССР, во главе с Николаем Анисимовичем Щелоковым(1910 - 1984), прослужившим на этом посту дольше других министров и наркомов– 16 лет. При нем была усовершенствована структура центрального аппарата МВД СССР; укреплена материально-техническая база ОВД, открыты высшие школы и Академия МВД; большое внимание стало уделяться профилактике преступности.

В годы перестройки Министерство внутренних дел РСФСР в очередной раз было выделено из общесоюзного МВД (1989) и продолжало действовать параллельно МВД СССР до упразднения последнего в связи с распадом СССР. В апреле1991 г. был принят Закон РСФСР «О милиции», которым вводилось деление на криминальную милицию и милицию общественной безопасности; сотрудникам милиции было запрещено вступать в политические партии.

Органы внутренних дел в постсоветский период. После распада СССР МВД России пришлось действовать в сложной экономической и политической обстановке, приведшей к резкому росту преступности и национальных конфликтов, создавшей угрозу существованию российской государственности как таковой. Сохраняя в основном прежнюю структуру, министерство освобождалось от ряда выполняемых ранее функций, перешедших к другим органам управления (МЧС, Министерству юстиции, миграционной службе и др.). Его сотрудники приняли участие в разработке Административного, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, положений и инструкций, необходимых в новой обстановке; несли боевую службу по восстановлению конституционного порядка в Чечне. Формирование правовых основ деятельности милиции в постсоветской России осуществлялось на принципах уважения прав и свобод граждан, законности, гуманизма и гласности, заложенных в концепции правового государства.

Реформирование органов внутренних дел Российской Федерации и создание современной российской полиции. Вызовы и угрозы ХХI века поставили перед органами внутренних дел новые ответственные задачи. В условиях усложнения социальной структуры общества и усиления угрозы международного терроризма стала очевидной необходимость реформы органов внутренних дел. В ходе реформы, начатой в 2011 г., полиция была возрождена в качественно новом виде – и по форме, и по содержанию как орган демократического, правового, социального государства.

Принятую в ходе реформы новую законодательную базу деятельности полиции составили следующие федеральные законы Российской Федерации: «О полиции» от 7 февраля 2011 года; «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел» от 7 февраля 2011 года; «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. (в ред. Федерального закона от 03 декабря 2012 г. № 231 - ФЗ).

Вывод: История ОВД на всех этапах ее развития богата традициями патриотизма, самоотверженного выполнения служебного долга, которые подлежат соблюдению и сегодняшними поколениями сотрудников. Их задача - использовать все положительное из накопленного столетиями опыта борьбы с преступностью и охраны правопорядка в современных условиях.

    Народный комиссариат внутренних дел СССР - У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел. Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) … Википедия

    СССР. Биографические справки - Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с 1925. С 1923 на комсомольской, партийной, с 1931 на государственной работе в Таджикской ССР, с …

    СССР. Эпоха социализма - Великая Октябрьская социалистическая революция 1917. Образование Советского социалистического государства Февральская буржуазно демократическая революция послужила прологом Октябрьской революции. Только социалистическая революция … Большая советская энциклопедия

    Нарком - Запрос «СНК» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Совет народных комиссаров СССР (СНК, Совнарком) c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган… … Википедия

    Нарком финансов - Народный комиссариат финансов (Наркомфин или НКФ) государственный орган РСФСР / СССР в ранге министерства, ответственный за проведение финансовой политики образованного советского государства в 1917 −1946 гг. История Первоначально образован… … Википедия

    Нарком путей сообщения - Народный комиссариат путей сообщения (НКПС или Наркомпуть) государственный орган РСФСР, затем СССР в ранге министерства, управлявший деятельностью железных дорог в 1917 1946 годах. История Первоначально образован декретом 2 го Всероссийского… … Википедия

    НКВД СССР - НКВД Народный комиссариат внутренних дел СССР центральный орган государственного управления СССР по борьбе с преступностью и поддержанию общественного порядка в 1934 1946 годах, впоследствии переименован в Министерство внутренних дел СССР. За… … Википедия

    Права человека в СССР - Права человека в СССР комплекс вопросов реализации прав человека (основных свобод и возможностей в экономической, социальной, политической и культурной сферах) в СССР. Большинство подобных вопросов регулировалось конституциями СССР… … Википедия

    Депортации народов в СССР - Репрессии в СССР Основные Политические репрессии Экономические репрессии Идеологические репрессии Политические репрессии Большой террор Депортации народов ГУЛаг Карательная психиатрия Идеологические репрессии … Википедия

    Депортация народов в СССР - Депортация народов форма репрессий, своеобразный инструмент национальной политики. Советская депортационная политика началась с выселения белогвардейских казаков и крупных землевладельцев в 1918 1925 годах Первыми жертвами советских… … Википедия

Книги

  • Нарком Ягода , Михаил Ильинский. Эта книга, посвященная загадочной и противоречивой личности наркома внутренних дел Генриха Ягоды, содержит многое из того, что еще недавно хранилось в строжайшей тайне и не раскрывалось по… Купить за 420 руб
  • Берия. За что его не любят... , Денис Кобба. Личность Лаврентия Павловича Берия по-прежнему привлекает внимание историков и читателей. Легендарный нарком внутренних дел вызывает противоречивые оценки исследователей: одни считают его…

38. Рыков Алексей Иванович (1881–1938)

Нарком внутренних дел РСФСР с 25 октября по 4 ноября (7–17 ноября) 1917 года. Из крестьян. Учился в 1900–1901 годах на юридическом факультете Казанского университета, но не окончил его. Далее - профессиональный революционер. Назначен наркомом на II съезде Советов, занимал эту должность девять дней. Подал в отставку, поскольку был сторонником создания не чисто большевистского, а «однородно социалистического правительства». 10 ноября подписал постановление о создании милиции (эта дата отмечается как День российской милиции). В 1924–1930 годах был председателем Совета народных комиссаров СССР. 13 марта 1938 года как участник «правотроцкистского антисоветского блока» приговорен к расстрелу. Реабилитирован посмертно в 1988 году.

39. Петровский Григорий Иванович (1878–1958)

Нарком внутренних дел РСФСР с ноября 1917-го по март 1919 года.

Из ремесленников. 2,5 года учился в школе при Харьковской семинарии. Профессиональный революционер. В 1912–1914 годах депутат Четвертой Государственной думы от рабочей курии Екатеринославской губернии. При Петровском во многом произошло становление НКВД. Одной из главных задач НКВД на первом этапе была организация местных Советов и их исполкомов. Участвовал в подписании Брестского мира. В декабре 1917 года провел первое заседание коллегии НКВД РСФСР. Большое внимание уделял организации милиции и других служб НКВД, более четкому разделению их функций с ВЧК. В 1919–1938 годах - председатель Всеукраинского ЦИКа, в 1926–1939 годах - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1940 года - заместитель директора Музея революции СССР. В честь Петровского город Екатеринослав в 1926 году переименован в Днепропетровск.

40. Дзержинский Феликс Эдмундович (1877–1926)

Нарком внутренних дел РСФСР с марта 1919-го по август 1923 года.

Из мелкопоместных дворян. Учился в гимназии, которую не окончил. С 1896 года - профессиональный революционер в Польше, Литве, России. Более одиннадцати лет провел в тюрьмах, на каторге и в ссылке. Февральскую революцию встретил в Бутырской тюрьме, откуда в марте был освобожден. В 1917–1926 годах - председатель ВЧК - ГПУ - ОГПУ. В 1919 году назначен также на пост наркома внутренних дел. При Дзержинском в рамках НКВД 6 февраля 1922 года создается Государственное политическое управление (ГПУ), которому передается часть функций упраздненной ВЧК. 15 ноября 1923 года силовые органы вновь разъединяются - создается самостоятельное Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). С сохранением прежних постов Дзержинский в 1921 году назначался председателем комиссии при ВЦИКе по улучшению жизни детей, в 1921–1924 годах - наркомом путей сообщения, в 1924–1926 годах - председателем ВСНХ СССР. Настаивал на том, чтобы за ВЧК - ОГПУ оставили часть внесудебных полномочий даже в период стабилизации обстановки в стране, и проводил эту линию в жизнь.

41. Белобородов Александр Георгиевич (1891–1938)

Нарком внутренних дел РСФСР с августа 1923-го по ноябрь 1927 года.

Окончил начальное училище. Профессиональный революционер. В июле 1918 года, будучи председателем исполкома Уральского облсовета, подписал решение Совета о расстреле Николая II и его семьи. В 1919 году - уполномоченный Совета обороны по подавлению восстания казаков на Дону. Заместитель начальника политуправления Реввоенсовета. С 1921 года фактически руководит НКВД, сначала как заместитель, а затем как нарком внутренних дел (назначен на должность по рекомендации Ф. Э. Дзержинского). Довольно энергично пытался наладить работу милиции в трудное для нее время. Милиция находилась на местном бюджете, была плохо оснащена и вооружена, ее численность в 1925 году по сравнению с 1921-м сократилась в шесть раз. В 1927 году снят с должности наркома как «активный участник троцкистской оппозиции», исключен из РКП(б), отправлен в ссылку. В 1929 году возвращен из ссылки, восстановлен в РКП(б), назначен уполномоченным Комитета заготовок при правительстве в Ростовской области. В 1936 году вновь арестован. Расстрелян в 1938 году. Реабилитирован посмертно в 1958 году.

42. Толмачев Владимир Николаевич (1887–1937)

Нарком внутренних дел РСФСР с января 1928-го по январь 1931 года.

В 1904 году, будучи учащимся костромской гимназии, вступил в РСДРП. В июне 1918 года как военный комиссар Новороссийска участвовал по приказу В. И. Ленина в затоплении кораблей Черноморского флота во избежание их сдачи Германии. На пост наркома внутренних дел назначен с должности заместителя председателя Северо-Кавказского крайисполкома. При Толмачеве упраздняются НКВД союзных и автономных республик, руководство милицией перешло к ОГПУ. В 1932 году обвинен в создании антипартийной группировки и заключен в спецлагерь сроком на три года. В 1937 году арестован и расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1962 году.

43. Ягода Генрих Григорьевич (1891–1938)

Нарком внутренних дел СССР с июля 1934-го по сентябрь 1936 года.

Активный участник Октябрьской революции. С 1920 года - член президиума ВЧК, с 1924-го - заместитель председателя ОГПУ. В июле 1934 года упразднено ОГПУ и образован НКВД СССР, в состав которого вошли главки госбезопасности, милиции, пограничных и внутренних войск, пожарной охраны, исправительно-трудовых лагерей. В 1935 году Ягоде присвоено звание генерального комиссара государственной безопасности, соответствующее по статусу званию «Маршал Советского Союза». В НКВД создается орган внесудебной расправы - Особое совещание, имевшее право осуществлять высылку, ссылку, заключение в лагеря, а позднее - и применять высшую меру наказания. Значительно расширяется система лагерей и колоний. После отстранения от должности руководителя НКВД Ягода был наркомом связи. Арестован в апреле 1937 года. Расстрелян. Вместе с Ягодой были репрессированы 15 его близких родственников.

44. Ежов Николай Иванович (1895–1940)

Нарком внутренних дел СССР с сентября 1936-го по декабрь 1938 года.

Окончил начальную школу. Член коммунистической партии с 1917 года. С 1922 года - секретарь Марийского обкома ВКП(б), Семипалатинского губернского, Казахского краевого комитетов ВКП(б). В 1929–1930 годах - заместитель наркома земледелия СССР. С 1930 года занимает должности при ЦК ВКП(б), вплоть до заместителя председателя Комиссии партийного контроля. Принимал участие в подготовке ряда судебных процессов. Генеральный комиссар государственной безопасности. С апреля по декабрь 1938 года по совместительству - нарком водного транспорта. В апреле 1939 года арестован по обвинению в руководстве заговорщицкой организацией в войсках и органах НКВД, шпионаже и подготовке террористических актов. Расстрелян.

45. Берия Лаврентий Павлович (1899–1953)

Нарком внутренних дел СССР с декабря 1938-го по декабрь 1945 года. Министр внутренних дел СССР с марта по июнь 1953 года.

Учился в политехническом институте, но не окончил его. Работал в органах ЧК Закавказья, председателем ГПУ Грузии, секретарем компартии Грузии, секретарем Закавказского крайкома ВКП(б). В годы Великой Отечественной войны входил в Государственный Комитет Обороны. Руководил созданием атомной промышленности страны. Генеральный комиссар государственной безопасности, Маршал Советского Союза. В марте 1953 года органы госбезопасности и милиции вновь объединяются в одно министерство - МВД СССР, которое возглавляет Берия. В июне 1953 года арестован и снят со всех постов. Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР обвинен в создании группы заговорщиков, имевшей целью захват власти в стране, в разжигании национальной розни, террористических расправах над людьми, избиениях и пытках арестованных, моральном разложении. Расстрелян 23 декабря 1953 года.

46. Круглов Сергей Никифорович (1907–1977)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1945-го по март 1953 года и с июня 1953-го по февраль 1956 года.

С 1924 года работал трактористом, председателем сельсовета. Окончил Московский институт востоковедения. С 1938 года - в НКВД, был заместителем Л. П. Берии. В годы войны входил в Совет резервного фронта, командовал 4-й саперной армией по созданию оборонительных рубежей. Участвовал в охране правительственных делегаций на Крымской и Потсдамской конференциях, за что награжден орденами Великобритании и США. Участвовал в депортации народов Северного Кавказа. Под руководством «наркома сталинских строек» Круглова создавалась сеть особых лагерей и тюрем для осужденных за «контрреволюционные преступления». После освобождения от должности работал, в частности, заместителем министра строительства электростанций. В 1960 году исключен из партии за причастность к репрессиям. Погиб в июне 1977 года, попав под поезд.

47. Дудоров Николай Павлович (1906–1977)

Министр внутренних дел СССР с февраля 1956-го по январь 1960 года.

Окончил Московский химико-технологический институт. В течение многих лет работал в строительной отрасли. В 1954–1956 годах заведовал отделом строительства ЦК КПСС. При министре Дудорове строительные главки, находившиеся в структуре МВД, были переданы в соответствующие министерства. Проводилась также большая работа по реабилитации политических заключенных и восстановлению в правах депортированных народов. Воинское звание Дудорову не присваивалось. Ушел с поста в связи с упразднением в 1960 году МВД СССР. Перед уходом на пенсию в 1972 году - начальник Главмоспромстройматериалов Мосгорисполкома - министр СССР.

48. Стаханов Николай Павлович (1901–1977)

Министр внутренних дел РСФСР с февраля 1956-го по июнь 1961 года.

Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В 1942–1952 годах - начальник пограничных войск страны. С августа 1952 года - заместитель министра государственной безопасности СССР. В марте 1953 года назначен начальником Главного управления милиции МВД СССР. С 1954 года - первый заместитель министра внутренних дел СССР. В феврале 1955 года становится министром внутренних дел РСФСР. В 1961 году освобожден от должности как несправившийся и отправлен на пенсию.

49. Тикунов Вадим Степанович (1921–1980)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) РСФСР с июня 1961-го по сентябрь 1966 года.

Окончил Алма-Атинский юридический институт. В 1942–1952 годах работал в комсомольских и партийных органах в Казахстане, Эстонии, Владимирской области, затем в аппарате ЦК КПСС. В 1959–1961 годах - заместитель председателя КГБ при Совете министров СССР. Первый министр внутренних дел советского периода с высшим юридическим образованием. После упразднения МООП РСФСР переведен на работу в ЦК КПСС. В 1969–1974 годах - чрезвычайный советник-посланник в Румынии. В 1974–1978 годах - посол СССР в Верхней Вольте, в 1978–1980 годах - в Камеруне.

50. Щёлоков Николай Анисимович (1910–1984)

Министр внутренних дел (охраны общественного порядка) СССР с сентября 1966-го по декабрь 1982 года.

Генерал армии, доктор экономических наук. В 1933 году окончил Днепропетровский металлургический институт, работал инженером, начальником цеха. В 1938 году избран первым секретарем Красногвардейского райкома КП(б) Украины Днепропетровска. С 1939 года - председатель Днепропетровского горисполкома. Во время Великой Отечественной войны - уполномоченный Военного совета Южного фронта по Сталинградской и Ростовской областям, заместитель начальника тыла Северной группы войск и Северо-Кавказского фронта, начальник политотдела дивизии и корпуса. В 1945–1946 годах - ответственный секретарь партийной комиссии Прикарпатского военного округа. С 1946 года - заместитель министра местной промышленности Украины. В 1947–1951 годах - сотрудник аппарата ЦК компартии Украины. В 1951–1966 годах работает в Молдавии заместителем председателя Совета министров, председателем республиканского совнархоза, вторым секретарем ЦК компартии. С 1966 года - кандидат в члены ЦК КПСС, в 1968–1983 годах - член ЦК КПСС. В 1982 году отстранен от должности министра, в 1983-м - выведен из состава ЦК КПСС, в 1984-м - исключен из партии, лишен всех званий и наград (кроме боевых).

51. Федорчук Виталий Васильевич (1918–2008)

Министр внутренних дел СССР с декабря 1982-го по январь 1986 года.

В 1938 году окончил Киевское военное училище связи, в 1960-м - Высшую школу КГБ. В 1939–1970 годах проходил службу в военных органах контрразведки. Во время событий на Халхин-Голе - заместитель начальника особого отдела дивизии. Во время Великой Отечественной войны - начальник особого отдела отдельной танковой бригады на Западном, Северо-Кавказском фронтах и Черноморской группы войск, начальник особого отдела Ярославского и Калининского гарнизонов. В послевоенные годы в КГБ СССР возглавлял 3-е управление, в 1970–1982 годах - председатель КГБ Украинской ССР. В мае - декабре 1982 года - председатель КГБ СССР. В 1986–1992 годах - в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

52. Власов Александр Владимирович (1932–2002)

Министр внутренних дел СССР с января 1986-го по октябрь 1988 года.

Окончил Иркутский горно-металлургический институт. Работал горным мастером на шахте «Черемховоуголь». С 1954 года - на комсомольской, затем партийной работе в Иркутской области. С 1965 года - секретарь, затем второй секретарь Якутского обкома партии. С 1975 года - первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС, с 1984-го - первый секретарь Ростовского обкома КПСС. В 1988–1991 годах - председатель Совета министров РСФСР. Как министр внутренних дел пытался восстановить деятельность структур, разрушенных при предшественнике, например, работу профилактических служб. Добился повышения зарплат и званий для участковых милиционеров.

53. Бакатин Вадим Викторович (род. в 1937 г.)

Министр внутренних дел СССР с октября 1988-го по декабрь 1990 года.

Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт и Академию общественных наук при ЦК КПСС. В 1960–1973 годах работал в строительных организациях Кемеровской области, где прошел путь от мастера, прораба участка до начальника управления. С 1973 года - на партийной работе. С 1985 года - возглавлял Кировский, а в 1987–1988 годах - Кемеровский обкомы партии. Как министр внутренних дел, Бакатин выступал за децентрализацию полномочий аппарата, резкое сокращение количества главков, декларировал открытость в работе ведомства. Поддержал создание подразделений по борьбе с организованной преступностью. После отставки с должности главы МВД был членом Президентского совета СССР, с августа по декабрь 1991 года руководил Комитетом государственной безопасности СССР, не скрывая своей цели «избавить» страну от этой организации. В 1991 году баллотировался на пост президента России, но выборы проиграл. С 1992 года - на пенсии.

54. Пуго Борис Карлович (1937–1991)

Министр внутренних дел СССР с января по август 1991 года.

Окончил Рижский политехнический институт. В 1961–1976 годах - на комсомольской и партийной работе в Латвии, ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС, первый секретарь Рижского горкома партии. С 1976 года - в органах государственной безопасности, с 1980-го - председатель КГБ Латвийской ССР. Затем - первый секретарь ЦК компартии Латвии, председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС. Должность министра внутренних дел СССР занимал всего семь месяцев. 22 августа 1991 года после поражения ГКЧП, активного участия в котором Пуго не принимал, он и его жена Валентина Ивановна добровольно ушли из жизни.

55. Трушин Василий Петрович (1934–2006)

Окончил Московский горный институт. С 1959 года - на комсомольской, затем партийной работе в Москве. В 1976 году назначен секретарем столичного горкома партии. В 1979–1984 годах возглавлял московскую милицию, затем - первый заместитель министра внутренних дел СССР (1984–1989), министр внутренних дел РСФСР (1989–1990), заместитель министра внутренних дел СССР (1990–1991). Возглавлял штаб МВД СССР по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После самоубийства Б. К. Пуго временно, по поручению президента СССР М. С. Горбачева, исполнял обязанности главы союзного МВД. С 1991 года - на пенсии.

56. Баранников Виктор Павлович (1940–1995)

Министр внутренних дел СССР с августа по декабрь 1991 года.

Окончил Московскую высшую школу милиции. С 1961 года - в органах внутренних дел: участковый инспектор, начальник отделения милиции, начальник РОВД, начальник отдела в центральном аппарате МВД, первый заместитель министра внутренних дел Азербайджанской ССР. Министр внутренних дел РСФСР с сентября 1990-го по август 1991 года. В августе 1991 года Баранников арестовывал членов ГКЧП. С января 1992-го по август 1993 года - генеральный директор Агентства федеральной безопасности РФ, министр безопасности РФ. Освобожден от должности за допущенные нарушения этических норм и недостатки в работе. В сентябре 1993 года примкнул к сторонникам оппозиции президенту РФ, 4 октября задержан и уволен с военной службы, 4 февраля 1994 года освобожден из-под стражи по состоянию здоровья.

Эффективность работы НКВД по всем основным направлениям оставляла желать лучшего. Именно плохие показатели деятельности органов внутренних дел являлись наиболее вескими доводами в пользу многочисленных предложений о передаче милиции в НКЮ или ОГПУ, ИТУ - в НКЮ, пожарной охраны - в военвед или ВСНХ, коммунхоза - в ВСНХ и т.д.

Кроме того, не только руководство НКВД оказалось в числе оппозиционеров (А. Белобородов - «троцкист», В. Толмачев - «правый уклонист»), но и в целом органы внутренних дел, по оценке партийного и государственного руководства, оказались не на высоте во время проведения кампаний 1929-1930 гг. (антирелигиозная, коллективизация).

Все это вместе взятое и предопределило ликвидацию народных комиссариатов внутренних дел союзных и автономных республик и распределение их функций между другими ведомствами.

Нужно иметь в виду также и то, что в годы восстановления народного хозяйства в нашей стране в верхах партийного и государственного руководства возобладала и стала господствующей идея победы социализма в одной, отдельно взятой стране. Это было обусловлено тем, что надежды на мировую революцию потерпели крах. Был взят курс на построение социализма в Советском Союзе. В результате нэп стал сворачиваться и был осуществлен поворот к форсированной индустриализации страны и насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Первым звеном в проведении этой политики стала индустриализация, которая проводилась на основе сверхвысоких темпов. Чтобы обеспечить их, использовались такие средства, как

189 получение непосильной «дани» с крестьянства, применение дешевого труда большого числа спецпереселенцев и заключенных, создание в отдаленных местностях страны исправительно-трудовых лагерей ОГПУ СССР.

Происходило также свертывание товарно-денежных отношений, гражданско-правовые методы регулирования народного хозяйства заменялись административно- репрессивными.

Из госаппарата «вычищались» не только старая интеллигенция, но и коммунисты с большим стажем. Усилилась бюрократизация аппарата. Резко возросло влияние партийных руководителей на работу государственных органов. Реальная власть концентрировалась на самом верху аппарата, в руках узкой группы людей, а затем лично Сталина. Партийно-государственный бюрократический аппарат становится все более надежной опорой режима личной власти. Значительно возрастала роль репрессивных органов. В таких условиях «аморфный» Наркомат внутренних дел не удовлетворял Сталина, тем более что он увидел в нем едва ли не центр оппозиции.

Непосредственным поводом для ликвидации НКВД РСФСР явился его отказ, поддержанный правительством РСФСР и СНК СССР, передать в исправительно-трудовые лагеря ОГПУ из колоний (подведомственных НКВД) всех, кто был осужден на срок более 3-х лет. Когда об этом доложили находящемуся в отпуске на юге Сталину, он дал Молотову следующее поручение:

«... Говорят, что хотят отобрать у ОГПУ уголовных (свыше трех лет) в пользу Нквнудел. Это - происки прогнившего насквозь Толмачева. Есть кое-что от Сырцова (председатель СНК РСФСР. - Прим. авт.), с которым заигрывает Рыков (председатель СНК СССР. - Прим. авт.). Я думаю, что решение Политбюро надо проводить, а Нквнудел - закрыть».

В декабре 1930 г. народные комиссариаты внутренних дел союзных республик и автономных республик были ликвидированы. Эта мера официально преследовала цель усилить специализацию в управлении отдельными отраслями, входившими в ведение НКВД. В постановлении ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. указывалось: «На новом этапе в условиях соци-

алистической реконструкции народного хозяйства комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, объединяющие руководство различными, органически не связанными между собой отраслями управления и народного хозяйства, - коммунальным делом, милицией, уголовным розыском - стали излишними звеньями советского аппарата».

Надо сказать, что ликвидации наркоматов внутренних дел предшествовала широкая кампания по их дискредитации. Об этом можно судить хотя бы по заголовкам статей, помешенным в 1929-1930 гг. в центральных газетах: «НКВД должен быть расформирован», «НК РКИ РСФСР за ликвидацию Наркомвнуделов», «Чуждые люди в Наркомвнуделе», «Бывшие свили гнездо в НКВД», «Спертый воздух в Наркомвнуделе» и т.д.

После упразднения НКВД РСФСР было учреждено Главное управление коммунального хозяйства при Совете народных комиссаров республики, преобразованное впоследствии в наркомат коммунального хозяйства. В президиумы исполкомов соответствующего уровня передавались функции по руководству регистрацией актов гражданского состояния, приему в советское гражданство, выдаче заграничных паспортов, учету лиц, лишенных избирательных прав, контролю за обществами, не преследующими целей извлечения прибыли, административному устройству, наблюдению за деятельностью низового советского аппарата и т.д.

Руководство местами заключения, организацией ссылки с принудительными работами и принудительных работ без содержания под стражей передавалось наркоматам юстиции республик.

После ликвидации наркоматов внутренних дел выполнявшиеся ими задачи, как отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. В результате сложилась картина, когда основные звенья государственного механизма, призванные обеспечивать порядок и безопасность, оказались в различных ведомствах. С точки зрения общесоциальных интересов все более явственно обнаруживалась потребность их организационного объединения. Но определяющими началами реорганизации явились иные обстоятельства: изменения в политичес-

191 кой системе и укрепление режима личной власти. Началось законодательное оформление командно-административной системы во главе с узкой группой лиц, стоящих на верху партийной и государственной власти. С этой точки зрения образование Наркомата внутренних дел СССР было вполне объяснимым, а для укрепления режима власти - необходимым.

10 июля 1934 г. на основе постановления ЦИК СССР был создан союзно-республиканский Народный комиссариат внутренних дел. В подчинение ему передавались органы государственной безопасности и милиции. На НКВД СССР были возложены следующие обязанности: обеспечение «революционного порядка и государственной безопасности»; охрана социалистической собственности; запись актов гражданского состояния; пограничная охрана.

Согласно постановлению правительства и приказам Наркомата внутренних дел СССР во всех союзных республиках, кроме РСФСР, были образованы республиканские НКВД. В РСФСР республиканский Наркомат внутренних дел не создавался, здесь был учрежден институт уполномоченного НКВД СССР. В автономных республиках, краях и областях были образованы управления НКВД.

Постановлением на НКВД СССР возлагалось: а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности; б) охрана общественной (социалистической) собственности: в) запись актов гражданского состояния; г) пограничная охрана. В соответствии с этим в составе НКВД СССР были образованы подразделения: а) Главное управление государственной безопасности (ГУГБ); б) Главное управление рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ); в) Главное управление пограничной и внутренней охраны; г) Главное управление пожарной охраны; д) Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений; е) Отдел актов гражданского состояния; ж) Административно-хозяйственное управление.

В последнем из названных работало более половины всех сотрудников центрального аппарата. Среди отраслевых подразделений самым многочисленным было ГУГБ. В нем было 1410 сотрудников - в 4 с лишним раза больше, чем в ГУРКМ (336 единиц).

В соответствии с пунктом 8 постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. при Наркоме внутренних дел СССР было образовано Особое совещание (ОСО). Согласно названному постановлению, ОСО

предоставлялось право применять к признаваемым общественно опасными лицам, следующие меры наказания: а) ссылка на срок до 5 лет под гласный надзор в местности, согласно специальному списку; б) высылка на срок до 5 лет под гласный надзор, с запрещением проживания в столицах союзных республик и крупных городах Союза ССР по специальным спискам; в) заключение в ИТЛ на срок до 5 лет; г) высылка за пределы Союза ССР иностранных подданных, «являющихся общественно опасными».

Кроме того, руководствуясь указанным постановлением, Особое совещание могло выносить такие решения как: а) применение гласного надзора по месту постоянного жительства; б) применение принудительного лечения к лицам, признанным невменяемыми; в) зачет в наказание срока предварительного заключения; г) освобождение с прекращением дела.

Указанные меры Особое совещание применяло на основе рассмотрения следственных дел, поступающих из органов НКВД. Право направления дел в Особое совещание предоставлялось наркомам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей, начальникам дорожно-транспортных отделов НКВД, начальникам Особых отделов военных округов и флота, начальнику 3-го отдела Главного управления лагерей НКВД - по делам, расследуемым 3-ми отделами лагерей.

В состав Особого совещания входили заместители наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче- крестьянской милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики на территории которой возникло дело. На заседаниях Особого совещания присутствовал Прокурор СССР или его заместитель.

Решения Особого совещания оформлялись протоколом, который подписывается председателем, членами совещания, секретарем и прокурором.

Подобный орган не являлся чем-то принципиально новым. С первых лет советской власти действовали как органы внесудебной репрессии Коллегия ВЧК-ОГПУ, Особое совещание ОГПУ, с 1922 по 1924 г.

Комиссия по административным

193 высылкам при НКВД РСФСР, в 30-е годы - «тройки» в составе первого секретаря ЦК ВКП(б) союзной республики (крайкома, обкома), начальника управления НКВД и прокурора соответствующего уровня, а без секретарей партии - «двойки».)

Для предварительного рассмотрения дел, передаваемых на Особое совещание, на местах были образованы «тройки» УНКВД, так называемые милицейские. Они имели право разбирать дела об уголовных и деклассированных элементах и злостных нарушителях положения о паспортах. «Тройки» эти создавались на уровне союзных, автономных республик, краев и областей в следующем составе: председатель «тройки» - начальник УНКВД или его заместитель, члены - начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение «тройки». Инструкцией предусматривалось обязательное участие в заседании тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Отмечалось, что решение «тройки» приводится в исполнение немедленно, а протокол направляется на утверждение Особого совещания НКВД СССР.

И хотя в Инструкции говорилось об абсолютной недопустимости «массовых операций» (что само по себе свидетельствует о наличии таковых), сопоставление с другими нормативными актами давало основание считать это требование декларативным, если не фарисейским. Так, в приказе НКВД СССР от 15 августа 1934 г. говорилось о том, что «изъятие» социально вредного элемента органами милиции и уголовного розыска по телеграмме №30 ведется в ряде регионов не планово и систематично, а «рывками». В качестве негативного примера указывалась Западная Сибирь, где в марте 1934 г. были «изъяты» 4 тыс., а в мае - всего 300 человек «социально-вредного элемента».

Первые два наркома внутренних дел СССР - Г.Г. Ягода и Н.И. Ежов - возглавляли ведомство недолго: первый с 1934 по 1936 г. и второй с 1936 по 1938 г. Но именно в эти годы, как известно, последовательно расширялись масштабы репрессий, которые в 1937-1938 гг. достигли своего пика. Наиболее существенным для характеристики НКВД СССР является то, что он оказался вне контроля вышестоящих государственных органов, вне партийного контроля, превратившись в руках Сталина в инструмент необоснованных репрессий и нарушений законности. В одном из директивных докумен-

тов НКВД СССР борьба с врагами «партии и Советского государства» определялась как главная «в новых условиях утонченнейшей и ожесточеннейшей борьбы остатков разгромленных классов, подонков троцкистско-зиновьевской контрреволюционной организации и белогвардейщины...».

В органах внутренних дел насаждался режим строжайшей секретности, замкнутости, оторванности от масс, ставка делалась на принудительные, силовые методы, органы внутренних дел были превращены в послушный аппарат проведения в жизнь репрессивной политики. 2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, предусматривающее, что наиболее враждебно настроенные «бывшие кулаки и уголовники» должны быть немедленно арестованы и расстреляны, а «менее враждебные» высланы. Во исполнение данного постановления НКВД СССР был разработан проект специального приказа. Круг лиц, подлежащих репрессиям, наркоматом был расширен: дополнительно в их число включались «члены антисоветских партий», «антисоветские элементы» и др. Все репрессируемые разбивались на две категории. Отнесенные к первой подлежали расстрелу, ко второй - заключению в лагерь. Число потенциальных жертв фактически предписывалось каждой республике, краю, области. Всего же «по разверстке» предусматривалось репрессировать около 300 тыс. человек, из них примерно 75 тыс. было намечено расстрелять. Материалы на попавших в списки рассматривались «особыми тройками». 31 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило представленный НКВД СССР проект приказа, установило сроки операции, выделив на это 85 млн рублей. Есть многочисленные свидетельства, что установленные нормы были перекрыты минимум в два раза.

Хотя в ноябре 1938 г. «тройки» были ликвидированы, внесудебные репрессии продолжались. 5 марта 1940 г. Политбюро одобрило предложения НКВД о вынесении во внесудебном порядке решения о расстреле 25 700 польских граждан (военнопленных, арестованных и находящихся в тюрьмах западных областей Украины И Белоруссии офицеров, жандармов, полицейских и осадников, чиновников, фабрикантов, помещиков, а также членов шпионских и диверсионных организаций). Из них было

195 расстреляно 21 857 человек.

Во внесудебном порядке принимались различные репрессивные меры и в отношении жителей прибалтийских республик и западных областей Украины и Белоруссии. В мае 1941 г. были одобрены подготовленные НКВД СССР и НКГБ СССР проекты постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мероприятиях по очистке Литовской, Латвийской и Эстонской ССР от антисоветского, уголовного и социально-опасного элемента» и «Об изъятии контрреволюционного элемента в западных областях БССР».

Всего же по делам НКВД СССР со времени его образования до 1939 г. было осуждено (в основном во внесудебном порядке): в 1934 г. - 78 989, в 1935 - 267 076, в 1936 - 274 607, в 1937 - 790 665, в 1938 г. - 554 258 человек, причем за последние два года к высшей мере наказания было приговорено 681 692 человека.

С течением времени в ведение НКВД были переданы многие другие подразделения. Так, 17 августа 1934 г. принято постановление ЦИК СССР о включении конвойных войск в состав внутренней охраны НКВД СССР. На основании постановления СНК СССР от 22 ноября 1934 г. образован Отдел лесной охраны НКВД СССР, который 15 марта 1936 г. включен в состав Главного управления рабоче-крестьянской милиции, а 2 июля 1936 г. передан в состав Главного управления лесоохраны и лесонасаждений при СНК СССР. 29 декабря 1934 г. образована Главная инспекция пограничной, внутренней охраны и милиции НКВД СССР. 31 мая 1935 г. в составе Административно-хозяйственного управления создан Отдел трудовых колоний для несовершеннолетних. 15 июля 1935 г. образовано Главное управление государственной съемки и картографии (в ведении НКВД находилось до сентября 1938 г.). 15 января 1936 г. - Управление особого строительства (строительство хлебогородков для хранения неприкосновенного фонда зерна). 28 января 1936 г. Управление коменданта Московского кремля передано из НКО в НКВД. 3 марта 1936 г. образовано Главное управление строительства шоссейных дорог. 26 июня 1936 г. в НКВД передано Центральное управление мер и весов.

На основании решений февральско-мартовского (1937 г.) Пленума ЦК ВКП(б) о реорганизации аппарата НКВД, «учитывая важнейшее народнохозяйственное и оборонное значение

железнодорожного транспорта». Транспортный отдел ГУГБ НКВД СССР освобождался от «охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте, от несения дежурств на вокзалах, от борьбы с хищениями социалистической собственности, хулиганством и детской беспризорностью». Эти обязанности возлагались на вновь создаваемую железнодорожную милицию, а за Главным управлением государственной безопасности (ГУГБ) сохранялись функции борьбы с «контрреволюцией на транспорте». Отдел железнодорожной милиции в составе ГУРКМ был образован на основании совместного приказа НКВД и НКПС от 26 июня 1937 г.

Чаще всего реорганизации подвергалось ГУГБ. В декабре 1936 г. одновременно с изменением структуры ГУГБ его подразделениям в целях конспирации были присвоены номера. В ходе очередной реформы в середине 1938 г. в составе 1-го управления (государственной безопасности) создан 6-й отдел для «оперативно-чекистского обслуживания» милиции, пожарной охраны, военкоматов.

Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 г. в ведение НКВД было передано Центральное архивное управление, 17 апреля - акционерное общество «Интурист».

В 1939 г. в структуру НКВД СССР, возглавлявшегося к тому времени Л.П. Берией, входили: 1)

Руководство наркомата с несколькими секретариатами; 2)

ГУГБ с отделами: а) охраны руководящих партийных и советских работников (24 отделения); б) секретно- политическим (12 отделений); в) контрразведывательным (19 отделений); г) особым (12 отделений); д) иностранным (17 отделений); е) шифровальным (8 отделений); 3)

Главное экономическое управление с 6 отделами по основным отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, оборонные отрасли, Гознак и т.д,); 4)

Главное транспортное управление с 3 отделами.

Кроме того, в составе НКВД СССР имелось 5 специальных

отделов, ведающих учетом, статистикой, связью, техникой и т.п.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 2 февраля 1939 г. Главное управление пограничных и внутренних войск НКВД было разделено на 6 управлений: 1) Главное управление

197 пограничных войск; 2) Главное управление войск по охране железнодорожных сооружений; 3) Главное управление по охране особо важных предприятий промышленности; 4) Главное управление конвойных войск; 5) Главное управление военного снабжения; 6) Главное военно-строительное управление.

В составе НКВД СССР также находились: Главное архивное управление, Главное управление пожарной охраны, Главное управление шоссейных дорог, Главное управление лагерей. Главное тюремное управление, Центральный отдел актов гражданского состояния. Управление коменданта Московского кремля, Управление по делам военнопленных и интернированных, Главное управление рабоче-крестьянской милиции.

Штаты центрального аппарата НКВД СССР увеличились к 1940 г. почти в четыре раза по сравнению с 1934 г. и превысили 32 500 человек.

В феврале 1941 г. из системы НКВД СССР были выделены органы государственной безопасности. При этом был образован Народный комиссариат государственной безопасности СССР.