Перечень заболеваний для получения инвалидности. Как оформить инвалидность ребенку — порядок процедуры Как долго оформляется инвалидность ребенку


Рождение ребенка-инвалида в семье всегда является испытанием для его родителей. Инвалид — это гражданин, имеющий постоянные физические или психические расстройства функций организма. Нарушения в здоровье могут быть следствием различных заболеваний, травм, дефектов. Все это в совокупности приводит к полному или частичному лишению ребенком, имеющим инвалидность, возможности реализовывать ключевые элементы жизни. Оформление инвалидности малышу является основополагающей процедурой для получения в будущем льгот и денежных пособий от государства.

При каких заболеваниях дают детям инвалидность?

Инвалидность у ребенка может проявляться в разной степени. Многие родители такого малыша задаются вопросом, при каких заболеваниях можно оформить нетрудоспособность. На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует Федеральный закон №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» , который регламентирует государственную соцзащиту недееспособных граждан и обеспечивает их успешную интеграцию в повседневную жизнь. Однако настоящий общефедеральный закон не может дать четких разъяснений о списке заболеваний, при которых родителям стоит надеяться получить инвалидность для своего ребенка.

Данная категория не присваивается один раз и на всю жизнь, этот статус следует постоянно подтверждать и собирать доказательства в его пользу. В РФ оформить малышу недееспособность можно на год, на два, на 16 лет или до достижения совершеннолетия. Это значит, что когда срок подходит к концу, инвалидность нужно повторно продлить.

В перечень болезней для получения инвалидности у детей входят такие расстройства здоровья, как:

  • расстройство психики;
  • нарушение деятельности органов чувств;
  • наружные физические патологии;
  • патологическое нарушение языковых и речевых функций;
  • расстройство двигательной моторики рук и ног;
  • нарушение функционирования внутренних органов и различных систем организма;
  • кожные заболевания и другие.

Ребенок получает первую группу, если:

  • полная или частичная слепота;
  • больше 80% слуха повреждено;
  • у малыша имеются заболевания, негативно влияющие на функционирование ЦНС;
  • отсутствие верхних и нижних конечностей и т. д.

Первая группа отличается серьезными нарушениями в работе организма и требует помощи посторонних людей.

Вторая группа характеризуется выполнением незначительных действий по самообслуживанию без участия других людей и присваивается при:

  • заболевании печени (цирроз);
  • проблемы со зрением;
  • паралич верхних и нижних конечностей;
  • фистула и т. д.

Третья группа инвалидности дается ребенку, если есть:

  • незначительные нарушения речевой функции;
  • небольшие расстройства психики;
  • наличие легочной формы туберкулеза и т. д.

III гр. является рабочей, нарушения при этом не столь значительны, хотя и требуют дополнительной государственной соцзащиты.

Как оформить?

Чтобы оформить группу инвалидности для ребенка, родителям потребуется запастись терпением. Прохождение процедуры поэтапное и обычно занимает по длительности минимум три месяца.

Родители, которые заметили дефекты в функционировании организма малыша, должны следовать следующему алгоритму действий:

  • Обратиться к семейному врачу в поликлинике по месту жительства

Осуществляется осмотр несовершеннолетнего гражданина и фиксирование в амбулаторной карте пациента озвученных жалоб. Семейный врач выдает направление на сдачу анализов (ОАК и ОАМ) и прохождение последующего обследования у профильных докторов. После подготовки всех необходимых документов и получения рекомендательных справок для ИПР, лечащий врач выписывает направление на МСЭ по специальной форме №080/у-06. На данный документ ставится печать медицинского учреждения и его содержание подтверждается подписями трех докторов.

  • Обращение в бюро МСЭ

Производится предварительная запись по телефону или при личном посещении бюро для назначения даты. Если ребенок не может прийти на освидетельствование самостоятельно, то обследование происходит на дому. Комиссии по инвалидности требуется предоставить весь пакет собранных документов. В бухгалтерии бюро оплата услуг не производится — для инвалидов все проводимые мероприятия предоставляются на бесплатной основе.

  • Осуществление медицинской экспертизы

После произведения предварительной записи, будет назначена определенная дата для посещения бюро. Приблизительный период ожидания — месяц. Освидетельствование производит комиссия в составе трех специалистов. Осуществляется осмотр ребенка, родителям и самому пациенту могут задать вопросы, касательно интеграции малыша в социальной жизни. Члены комитета специалистов ведут протокол, где фиксируются наблюдения, ответы малыша и родителей. Постановление выносится посредством голосования. Если голосование прошло в пользу ребенка, то далее следует выдача свидетельства о присвоении категории инвалидности и ИПР.

  • Посещение Пенсионного фонда и управления Соцзащиты

В ПФР родители оформляют ребенку получение пенсии, а в Соцзащите оформляют постановку на учет для приобретения средства для реабилитации на безвозмездной основе.

Вышеприведенный алгоритм действий родители повторят при необходимости продлить инвалидность ребенку.

При аутизме

Аутизм — это расстройство головного мозга и, если ребенок страдает этим заболеванием, то законодательством родителям разрешено оформить на малыша инвалидность. Подобная категория приобретается только, после обследования у врача-психиатра.

Общий порядок действий для родителей:

  • осуществление осмотра психиатром. Врач заведет специальную карточку и поставит малыша на учет в психдиспансер. Многие специалисты настаивают на госпитализации, но ложиться в детское психиатрическое отделение НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО;
  • получение обходного листа ВТЭК. В обязательном порядке ребенку следует посетить следующих специалистов — невропатолога, хирурга, отоларинголога, логопеда, окулиста. Сдать анализы на ОАК и ОАМ;
  • получение постановления ПМПК. После прохождения всех специалистов следует вернуться к врачу-психиатру. Доктор заполнит карту на инвалидность и даст направление к районному психиатру, который в свою очередь тоже выдаст заключение;
  • записать ребенка на МСЭ;
  • прохождение комиссии;
  • получение розовой бумажки о подтверждении инвалидности ребенка.

Следует помнить! Комплект документов подается в бюро МСЭ минимум по прошествии полугода с момента постановки на учет в ПНД.

При записи на прием на МСЭ при себе требуется иметь — заявление на освидетельствование, амбулаторную карточку ребенка, удостоверение личности родителей, ксерокопия и оригинал свидетельства о рождении, СНИЛС всех членов семьи. Если несовершеннолетний посещает детское дошкольное учреждение, потребуется характеристика от воспитателей. Оформление инвалидности ребенку аутисту занимает около 6 месяцев.

Если у ребенка плохое зрение

Проблемы с органами чувств, а именно со зрением тоже дает возможность родителям оформить ребенку инвалидность. Бессрочная недееспособность , без срока переосвидетельствования, выдается при полной слепоте при безрезультатном лечении. Также при уменьшении остроты зрения до 0,03 и ограничения поля видимости до 10 градусов.


Первая группа инвалидности по зрению у детей характеризуется:

  • нулевым процентом зрения (полная слепота);
  • острота с коррекцией составляет максимально до 0,04;
  • поле зрения — до максимум 10 градусов.

II группа отмечает такие изменения в зрении, как:

  • острота — от 0,05 до 0,1;
  • поле — от 10 до 20 градусов.

III группу инвалидности получает ребенок, если:

  • острота — от 0,1 до 0,3;
  • поле — от 20 до 40 градусов.

Обследование вначале производится у офтальмолога в поликлинике. Он выдает направление на прохождение МСЭ, где после обследования и голосования выдастся розовая бумажка.

При астме

Ребенок, страдающий бронхиальной астмой, может получить инвалидность. Наблюдение малыша осуществляется у врача-пульмонолога. Если частота приступов не высокая и они снимаются посредством использования ингалятора, то в бюро МСЭ могут отказаться оформлять инвалидность.

Оформить I степень инвалидности ребенку с бронхиальной астмой можно, если:

  • заболевание не поддается контролированию препаратами;
  • перебойное дыхание наблюдается даже в состоянии покоя;
  • в работе сердца и внутренних органов выражены осложнения;
  • невозможность обходиться без посторонней помощи.

II и III степень отличаются меньшей выраженностью симптомов.

Для оформления инвалидности ребенку астматику следует пройти медкомиссию в поликлинике. В дополнении следует сдать анализы — на наличие сахара в крови, ОАМ, посев и общий анализ мокроты, проведение спирографии, ЭКГ сердца и рентген легких.

Документы, которые следует предоставить при записи в бюро МСЭ, следующие:

  • паспорта родителей;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • заявление на получение инвалидности;
  • амбулаторная карточка.

Диагностирование заболевания легкой и средней тяжести у ребенка не послужит поводом для комиссии освидетельствования назначить инвалидность. Чаще всего проведенное лечение в детском возрасте дает свои положительные результаты и малыш излечивается. Если приступы имеют тяжелую форму и часто приходиться обращаться за вмешательством к скорой помощи, то это нужно отобразить в своем заявлении. В качестве доказательства можно принести справки, взятые у медработников, о произведенных вызовах. Если был поставлен диагноз «астма на фоне аллергии», то следует пройти обследование у аллерголога для его отмены. В противном случае, в льготах и пособиях по инвалидности родителям ребенка откажут.

Необходимые документы

Для предварительной записи в бюро МСЭ родителям ребенка следует подготовить нижеприведенный комплект документов:

  • заполненное направление от лечащего врача на установление инвалидности по форме №080/у-06;
  • медицинская карточка с поликлиники;
  • характеристика с дошкольного образовательного учреждения или со школы;
  • свидетельство о рождении ребенка или паспорт, если возраст несовершеннолетнего 14 лет;
  • паспорт родителя;
  • заполненное родителем заявление с просьбой присвоить инвалидность малышу.

После передачи всех документов, назначается дата проведения экспертизы. В назначенный день желательно не опаздывать, т. к. могут не принять. При себе родитель должен иметь сменку для ребенка и себя и чистую пеленку при необходимости.

Скачать бланк заявления на проведение МСЭ можно по ссылке .

Могут ли отказать?

Отказать в оформлении инвалидности ребенку могут, если комиссия посчитает приведенные доводы не доказательными. Чтобы обжаловать решение комиссии, следует подать жалобу в бюро, осуществлявшее освидетельствование. Сделать это нужно в течение месяца, после получения постановления.

Заявление содержит следующую информацию:

  • название бюро, куда подается документ;
  • паспортные данные родителя;
  • описание проблемы с указанием названия бюро, где проходило установление инвалидности ребенку;
  • выражение повторной просьбы об освидетельствовании.

Заявление передается в течение 3-х дней в Главное бюро. В свою очередь Главное бюро в течение 30-дневного срока принимает или отклоняет заявление. Заявитель может также воспользоваться услугами независимых экспертов.

Срок инвалидности

Инвалидность I группы ребенку могут дать на 2 года, остальные группы даются на 1 год. Из этого следует, что каждый раз, как подходит к концу срок выданной инвалидности, этот статус нужно будет переоформлять и подтверждать в бюро МСЭ.

Инвалидность могут дать на год, на два, на 16 лет или до достижения совершеннолетия в зависимости от динамики заболевания и эффективности применяемого лечения. В законодательстве существует специальный перечень заболеваний, при которых ребенку дадут бессрочную инвалидность. В списке содержится 23 болезни, среди которых — злокачественные и доброкачественные опухоли без возможности их прооперировать, полная слепота или глухота, деменция, психические заболевания, отличающиеся прогрессированием, отсутствие или дефекты конечностей (верхних и нижних).

Какие льготы положены?

Ребенку, получившему инвалидность, положены некоторые льготы и денежные выплаты от государства. В первую очередь это касается предоставления бесплатного медобслуживания, лекарств, техсредств для интеграции ребенка-инвалида в социальную жизнь, также малыш находится в начале очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение. Проезд в транспорте осуществляется на бесплатной основе, дошкольное и школьное образование также бесплатно.

Денежные выплаты подразумевают собой получение несовершеннолетним ребенком пенсии по инвалидности. Ее сумма составляет — 11.903,53 рублей. Каждый месяц также выплачивается ЕДВ — 1.478,09 рублей и 2.527,06 , если был произведен отказ от НСУ.

Если родитель, ухаживающий за ребенком-инвалидом, безработен, ему начисляется 5.500 рублей каждый месяц. Если родитель состоит на рабочей должности, то ему полагается налоговый вычет по НДФЛ. Ее размер — 12.000 рублей .

Оформление инвалидности ребенку даст родителям возможность получить от государства соцпомощь, что поможет улучшить условия проживания малыша.

Инвалидность есть состояние человека с невозможностью осуществления умственной, физической или психической деятельности. Процедура установления инвалидности в РФ производится соответствующими органами, и при этом несет собой медицинское и юридическое значение. Установление инвалидности дает право на получение ряда льгот и пенсионных выплат, притом, что лицо, получившее определенную степень инвалидности, не может осуществлять трудовую деятельность частично либо полностью. В современном обществе понятие «инвалид» принято считать более корректным термином «лицо с ограниченными возможностями».

Статус инвалидности определяется по нескольким группам:

  • — по заболеваниям двигательных функций;
  • — по заболеваниям кровообращения;
  • — по заболеваниям пищеварительной и дыхательной систем;
  • — по нарушениям обменных процессов;
  • — по нарушениям функций органов чувств, в частности зрения, слуха, обоняния и осязания;
  • — по нарушениям психического состояния.

Вместе с тем, среди россиян бытует мнение о том, что существует перечень заболеваний, в соответствии с которым можно получить определенный статус инвалидности. Однако, не все болезни, перечисленные в этом списке, дают право на получение инвалидности. Так, к примеру, человек с онкологическим заболеванием, после прохождения всех курсов долговременной реабилитационной терапии, может быть направлен на освидетельствование для получения статуса инвалида определенной степени, и уже комиссией будет решать вопрос либо о продлении больничного листа без установления группы инвалидности, либо определить статус инвалида 2й группы сроком на один год, по истечении которого после повторного освидетельствования, инвалидность снимается или вновь продляется. Считается, что продолжительность беспрерывного больничного листа не должна превышать 4 месяцев, с перерывами – 6 месяцев.

Существует перечень лиц, которые вправе получить инвалидность на бессрочной основе, куда относятся:

  • — инвалиды мужского пола старше 60 лет и женского старше 50 лет, а также инвалиды с назначением повторного медосвидетельствования по срокам после наступления указанного возраста;
  • — инвалиды 1й и 2й групп, степень инвалидности у которых не изменялась либо изменялась в худшую сторону в течение 15 лет;
  • — инвалиды ВОВ 1й и 2й групп, а также граждане, защищающие родину с инвалидностью, полученной до ВОВ;
  • — инвалиды-военнослужащие лица, получившие статус инвалидности по ранениям и заболеваниям, полученным в период прохождения службы.

Кроме того, существует перечень заболеваний для получения инвалидности на бессрочной основе, куда относятся:

  • — злокачественные опухоли разной формы и локализации;
  • — доброкачественные опухоли головного мозга;
  • — умственные заболевания, не поддающиеся лечению;
  • — заболевания нервной системы, влияющие на изменения в моторике и работе чувствительных органов;
  • — тяжелые формы нервных заболеваний;
  • — дегенеративные процессы головного мозга;
  • — тяжелые заболевания внутренних органов с прогрессирующим течением;
  • — дефекты нижних и верхних конечностей, в частности ампутация;
  • — полное отсутствие зрения и слуха.

Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». (см. ниже)

http://mosadvokat.org/

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»

Министерство здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

Приказ

Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 535 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2005 г. N 6998).

Т.А.ГОЛИКОВА

Приложение

к Приказу

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).

II. Классификации основных видов нарушений функций

организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

  • 1 степень — незначительные нарушения,
  • 2 степень — умеренные нарушения,
  • 3 степень — выраженные нарушения,
  • 4 степень — значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности

человека и степени выраженности ограничений этих категорий

  • способность к самообслуживанию;
  • способность к самостоятельному передвижению;
  • способность к ориентации;
  • способность к общению;
  • способность контролировать свое поведение;
  • способность к обучению;
  • способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

  • 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

  • 1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

  • 1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
  • 2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

  • 1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
  • 2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
  • 3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

  • 1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
  • 2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
  • 3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

  • 1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
  • 3 степень — неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

  • 1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
  • 2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
  • 3 степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления групп инвалидности

8. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию третьей степени;
  • способности к передвижению третьей степени;
  • способности к ориентации третьей степени;
  • способности к общению третьей степени;
  • способности контролировать свое поведение третьей степени;
  • способности к обучению третьей степени;
  • способности к трудовой деятельности третьей степени.

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию второй степени;
  • способности к передвижению второй степени;
  • способности к ориентации второй степени;
  • способности к общению второй степени;
  • способности контролировать свое поведение второй степени;
  • способности к обучению второй степени;
  • способности к трудовой деятельности второй степени.

10. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

  • способности к самообслуживанию первой степени;
  • способности к передвижению первой степени;
  • способности к ориентации первой степени;
  • способности к общению первой степени;
  • способности контролировать свое поведение первой степени;
  • способности к обучению первой степени.

11. Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Получение увечья, влияющего на трудоспособность, может стать основанием для назначения инвалидности определенной группы. От чего это зависит? Как узнать, что именно влияет на назначение группы инвалидности? Читайте в этой статье.

Инвалидность - состояние человека, при котором основные органы имеют пороки развития с детства или в течение жизни получили значительные нарушения. При наличии определенной совокупности дефектов в организме, приводящих к ограничению в трудовой или обыденной деятельности лица, устанавливается группа инвалидности.

Лицо с ограниченными физическими или умственными возможностями имеет право получать государственную помощь и льготы в установленном законом размере.

Критерии назначения инвалидности 1, 2 и 3 группы в России в 2019 г

Общий порядок, перечень заболеваний при которых дают инвалидность для 1, 2 и 3 группы инвалидности в России, особенности установления и получения инвалидности регулируется приказом Минтруда России №664н от 29.09.2014г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Лицо с ограниченными возможностями, дефектами или нарушениями функций организма с рождения, документально подтвержденными, подлежат медицинскому освидетельствованию, и могут получить инвалидность категории «ребёнок-инвалид».

Перечень лиц, кто может получить инвалидность пожизненно в России:

  • инвалиды 1-2 группы с неизменяющимся состоянием здоровья и степенью инвалидности на протяжении более 15 лет;
  • лица с инвалидностью (1 и 2 групп), достигшие возраста 50 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин);
  • военнослужащие и инвалиды ВОВ (1 и 2 групп), получившие нарушения и заболевания организма во время военных действий;
  • с тяжелыми формами общих заболеваний (нервные заболевания острых форм, усложненная форма неврологии, отсутствие конечностей, слуха, др.).

Остальным группам лиц положено регулярно проходить обследования в медицинских центрах и подтверждать наличие инвалидности, после чего получать конкретную группу (1, 2, 3 или подлежат к установлению категории «ребенок-инвалид»).

Установленные группы инвалидности: какие категории существуют

Согласно Приказу №664н, существует перечень категорий групп, определение которых зависит от способностей человека к самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации, обучению и трудовой деятельности.

Установлен следующий список групп, под которые попадает лицо с нарушениями здоровья:

  • Заболевания при которых дают инвалидность 1 группы - лица с IV классом выраженности заболеваний и нарушений функций организма, которые относятся к третьей степени ограничений вышеуказанных способностей (не могут самостоятельно позаботиться о себе, передвигаться по квартире). Например, подходят категории со значительными формами нервно-психических заболеваний, нарушениями зрения, невролгиями, деформацией конечностей (полный список представлен в Приказе №664н).
  • Заболевания при которых дают инвалидность 2 группы - лица с неярко выраженными нарушениями и дефектами организма, которым периодически требуется помощь посторонних. Данные нарушения относятся к третей степени выраженности заболеваний, определение которых регулируется нормативными документами и законами по установлению инвалидности. Вторая группа - рабочая, однако требует дополнительных условий для комфортной работы инвалида. При приеме на работу таких лиц под расписку ознакамливают с условиями труда.
  • Заболевания при которых дают инвалидность 3 группы - люди, которые входят в категорию со второй степенью выраженности дефектов. При этом травмы затрудняют нормальную жизнедеятельность человека, создают ограничение выбора и получения работы. Как правило, установление данной категории подходит лицам с заболеваниями ЦНС, сердечно-сосудистой системы, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями, перечень которых представлен в Приказе №664н.

  • ребёнок-инвалид - под эту категорию попадает лицо до 18 лет, которое имеет физические, умственные или психические заболевания с необходимостью социальной защиты. Ребёнок с заболеваниями в любом их сочетании и степени выраженности симптомов имеет показания к получению инвалидности, которая назначается органами СМЭ.

Список заболеваний дающих право на получение инвалидности в 2019 году: примерный перечень

Чтобы оформить социальную помощь в виде пенсии и льгот, необходимо учитывать общие основания и перечень заболеваний, с которыми дают инвалидность 1, 2 или 3 группы. Благодаря данному списку возможно выяснить, имеются ли у инвалида основания для получения группы.

По состоянию на 2019 год в России установлен следующий новый перечень диагнозов:

  1. Заболевания органов дыхания, патологии развития:
  • астма;
  • наличие трансплантированного легкого;
  • саркоидоз легких;
  • туберкулез.
  1. Болезни системы кровообращения:
  • гипертензия;
  • стенокардия;
  • ишемическая болезнь сердца;
  • аневризма;
  • наличие имплантов в органе;
  • нарушения ритма сердца;
  • атеросклероз.
  1. Болезни органов пищеварения:
  • дефекты челюсти, лицевой кости;
  • язвы, колиты, энтериты;
  • гепатиты;
  • холецистит;
  • хронические панкреатиты.
  1. Болезни мочеполовой системы:
  • пиелонефрит;
  • почечная недостаточность;
  • мочекаменная болезнь;
  • отсутствие почки;
  • заболевания мужских и женских половых органов.
  1. Заболевания крови и других органов иммунологического характера:
  • анемии различных форм;
  • агранулоцитоз;
  • наличие трансплантированного органа или тканей;
  • нарушения свертываемости крови;
  • гемофилия;
  • иммунодефициты;
  1. Болезни соединительных тканей:
  • ревматоидные артриты;
  • системная красная волчанка;
  • склероз.
  1. Болезни ЦНС:
  • мигрень;
  • травмы головы, контузии;
  • рассеянный склероз;
  • детский церебральный паралич;
  • болезнь Паркинсона;
  • травмы нервов, спинного мозга.
  1. Психические расстройства:
  • аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • умственная отсталость;
  • неврологические нарушения;
  • шизофрения.
  1. Болезни глаза и его придаточного аппарата:
  • острота зрения с коррекцией (проверяется, например, при гиперметропии);
  • сужение полей зрения;
  • скотомы в центральном поле зрения.
  1. Болезни уха, нарушения речи:
  • потеря слуха;
  • слепоглухота;
  • трахеостома.
  1. Болезни эндокринной системы:
  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет с неврологическими нарушениями;
  • гипер- и гипопаратериоз;
  • нарушения надпочечников.
  1. Болезни кожи:
  • инфекции кожи;
  • пиодермия;
  • дерматиты;
  • экзема;
  • псориаз.
  1. Болезни кожно-мышечной ткани:
  • остеомиелит;
  • низкорослость;
  • травмы позвоночника;
  • патологии и повреждения конечностей.
  1. Новообразования и онкология:
  • злокачественные опухоли;
  • некоторый период после удаления образований и лучевой терапии;
  • лейкемия, лимфома;
  • лейкозы;
  • другие онкологические заболевания.

Полный перечень заболеваний, которые дают основания для назначения инвалидности, можно найти в соответствующих нормативных актах РФ.

Процедура установления и оформления инвалидности

Лица любого возраста, подлежащие к установлению категории инвалидности, должны предоставить пакет медицинских документов и направление на экспертизу с лечебного учреждения от ведущего доктора, который осуществлял лечение. Взять направление можно и в органах социальной защиты, а пенсионеры для оформления инвалидности - в ПФ.

Собранные документы, подлежащие рассмотрению, необходимо предоставить в Региональное бюро МСЭ по месту жительства. В течение месяца комиссия рассматривает основания для установления инвалидности, после чего оглашает решение. При несогласии с принятым вердиктом, лицо имеет право обратиться в Главное бюро МСЭ, назначающее повторное рассмотрение документов. Следующая стадия обжалования - суд.

Ребенок до 18 лет со значительными нарушениями жизнедеятельности должен предоставить детскую амбулаторную карту в бюро МСЭ для установления категории «ребенок-инвалид». Если же лицо обратилось в более старшем возрасте, а диагноз был установлен до совершеннолетия, тогда человек подпадает под категорию «инвалид детства».

Сроки прохождения переосвидетельствования

Согласно Приказу №664н, в РФ приняты международные критерии оценки степени инвалидности, которые высчитываются в баллах.

186

Помощь детям-инвалидам регулируется на государственном уровне. Таким семьям положены различные ежемесячные выплаты (пенсия по инвалидности и пособие по уходу), а также несколько разновидностей трудовых, денежных и социальных льгот, как для родителей, так и для самого ребенка-инвалида.

Все эти виды поддержки от государства призваны обеспечить ребенка-инвалида, его родителей и опекунов самым необходимым, оказывать содействие его социальной адаптации, поддержать здоровье и создать возможности, соответствующие возможностям других граждан.

Денежные выплаты на детей-инвалидов оформляются в заявительном порядке через отделения Пенсионного фонда России (ПФР) или многофункциональные центры (МФЦ). Каждая из них потребует самостоятельного оформления и подачи нужного пакета документов.

Внимание

Средства из маткапитала можно тратить на покупку товаров и оплату услуг , направленных на социальную адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида (любого из детей в семье, а не обязательного давшего право на сертификат), в виде компенсации уже потраченных на это денег.

В оплату медицинских услуг, реабилитацию и покупку лекарств средства вкладывать не разрешается ! На практике деньги из материнского капитала стало возможным использовать на деток-инвалидов только после выхода Распоряжения Правительства РФ № 831-р от 30.04.2016 , утверждающего перечень соответствующих товаров и услуг (48 наименований).

Документы, которые нужно предоставить в ПФР для перечисления средств материнского капитала:

  • заявление от матери;
  • паспорт и СНИЛС заявителя;
  • индивидуальная программа реабилитации (абилитации) ребенка (ИПР, ИПРА);
  • документы, подтверждающие покупку товаров и услуг для соц. адаптации и интеграции;
  • акт из соцзащиты, подтверждающий наличие и соответствие купленного товара нуждам ребенка (если куплен товар, а не услуга);
  • реквизиты банковского счета заявителя.
Более подробно о процедуре использования маткапитала на социальную адаптацию детей-инвалидов читайте в дополнительной статье .

Льготы детям инвалидам и их родителям в 2019 году

Помимо денежных выплат, детям с инвалидностью и их родителям предоставляется множество льгот, призванных повысить их уровень жизни. Помощь предоставляется на каждого ребенка-инвалида, семья которого имеет основания для получения льгот и выплат, а не исходя из фактической нуждаемости семьи . То есть, все эти виды помощи назначаются вне зависимости от материального положения семьи.

Рисунок pixabay.com

Налоговый вычет на ребенка-инвалида в 2019 году (льгота по НДФЛ)

На каждого из детей-инвалидов (до 18 лет) или обучающегося по очной форме студента, аспиранта, интерна с инвалидностью 1, 2 группы (до 24 лет) предоставляется льгота по НДФЛ, которая полагается обоим родителям (усыновителям, опекунам) ребенка-инвалида.

Налоговый вычет на ребенка предоставляется только работающим родителям. Фактически на указанную сумму вычета будет уменьшена удерживаемая с зарплаты сумма НДФЛ (13% от дохода). Льгота представляет собой так называемый стандартный налоговый вычет (предоставляется независимо от выполнения каких-либо обстоятельств) по ст. 218 Налогового кодекса (НК) РФ. Ее размер составляет:

  • 12000 руб. - родителю, супругу родителя, усыновителю;
  • 6000 руб. - опекуну, приемному родителю, супругу приемного родителя, попечителю.

Внимание

Указанные повышенные суммы действуют с 01.01.2016 (закон № 317-ФЗ от 23.11.2015). До этого льгота по НДФЛ составляла 3000 руб. за одного ребенка-инвалида - и для родителя, и для опекуна.

Особенности оформления налогового вычета:

  • предоставляется пропорционально количеству детей-инвалидов в семье;
  • не зависит от оформления других видов соцпомощи;
  • возможность оформить предоставляется до конца текущего года (за предыдущие года оформить нельзя);
  • если ребенка обеспечивает единственный родитель, льгота ему предоставляется в удвоенном размере (если родитель вступает в брак, двойной вычет отменяется);
  • обращаться за вычетом следует по месту работы.
В 2019 г. налоговые льготы предоставляются на суммарный годовой доход одного из родителей в размере до 350000 руб. Начиная с месяца, в котором общий заработок превысил 350 тысяч, и до конца года вычет по НДФЛ уже не применяется.

Льготы родителям детей инвалидов по Трудовому кодексу

В Трудовом кодексе (ТК) РФ для работающих родителей с детьми-инвалидами также устанавливается ряд льгот, которыми можно и нужно пользоваться вне зависимости от региона проживания, формы собственности предприятия и внутренних правил трудового распорядка, которые устанавливаются коллективным договором и другими внутренними документами.

Работающим родителям или опекунам детей-инвалидов предусматривают следующие трудовые льготы:

  • Четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц ( ТК РФ). Предоставляются по заявлению родителя (опекуна), оплачиваются из средств ФСС. Могут быть предоставлены одному лицу, ухаживающему за ребенком, или разделены между несколькими по их усмотрению.
  • Предоставление женщине, воспитывающей ребенка-инвалида до 18 лет, неполной рабочей недели или неполного дня (по ее желанию) с оплатой пропорционально фактическому времени работы. При этом продолжительность ежегодного отпуска не укорачивается, стаж не уменьшается (ст. 93 ТК РФ)
  • Один неоплачиваемый выходной женщине в сельской местности ( ТК РФ). Предоставляется по заявлению, независимо от общего числа детей-инвалидов в семье.
  • Невозможность увольнения одинокой матери по инициативе работодателя, кроме случая ликвидации предприятия (ст. 261 ТК РФ).
  • Запрет по привлечению к работам в ночное время ( ТК РФ).
  • Дополнительный неоплачиваемый отпуск до 14 дней в удобное заявителю время.

Досрочная пенсия родителям детей-инвалидов

Один из родителей инвалида с детства имеет право на досрочный выход на пенсию по старости согласно п. 1 ч. 1 статьи 32 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» . При условии, что родитель воспитал ребенка до 8-летнего возраста, он сможет оформить трудовую пенсию в возрасте:

  • мужчина в 55 лет при наличии 20-летнего страхового стажа.
  • женщина в 50 лет при 15-летнем непрерывном стаже работы.

Для опекунов таких детей действуют другие условия по досрочному оформлению пенсии. Для них общеустановленный возраст (60 и 65 лет) снижается на 1 год за каждые 1 год 6 месяцев опеки, но не более 5 лет в общей сложности. Требования по стажу к ним предъявляются аналогичные, как и для родителей.

Алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

Согласно ст. 85 Семейного кодекса (СК) РФ, родители обязаны содержать своих уже совершеннолетних, но нетрудоспособных детей. К ним относятся в том числе инвалиды с детства 1, 2 и 3 группы.

Алименты после 18 лет им положены при наличии таких оснований:

  • невозможность гражданина с инвалидностью работать;
  • нуждаемость (неспособность обеспечить себя самостоятельно).

В случае развода родителей материальная поддержка на ребенка предоставляется в виде ежемесячных алиментов . Последние могут быть назначены в одном из двух вариантов:

  • по соглашению сторон в произвольной сумме.
  • по решению суда в фиксированном размере, не зависящем от дохода плательщика (при этом судом учитываются материальное и семейное положение обеих сторон, другие важные факторы).
При необходимости по решению суда также могут быть установлены алименты на содержание нуждающегося супруга, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы в соответствии со ст. 89 СК РФ .

Земельный участок и право на дополнительную жилую площадь

В ст. 17 закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 перечислены льготы для семей с детьми-инвалидами, касающиеся жилплощади и улучшения условий проживания. Среди них:

  • Возможность получить жилое помещение в собственность или по договору социального найма для граждан, находящихся на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом площадь помещения по договору соцнайма может превышать нормативы, установленные в отношении одного человека, но не более, чем в два раза. Такое условие касается инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
  • Первоочередное получение земельного участка для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, садоводства.
  • Компенсация 50%:
    • на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (по нормативам);
    • на оплату взноса за капремонт жилья.

Льготы для инвалидов при поступлении в ВУЗ или колледж

При условии, что ребенок-инвалид или инвалид с детства прошел вступительные испытания в высшее или среднее специальное учебное заведение, его должны зачислить вне конкурса. Но только при условии, что обучение в конкретном заведении не противопоказано по результатам медкомиссии.

При поступлении в вуз по программе бакалавриата или специалитета ребенку-инвалиду или лицу с инвалидностью с детства 1, 2, 3 групп предоставляются такие льготы:

  • возможность поступить без вступительных экзаменов на бюджет;
  • прием в пределах квоты при успешной сдаче экзаменов;
  • преимущественное право на зачисление (при одинаковом количестве баллов у абитуриента без льгот и инвалида предпочтение отдается последнему);
  • бесплатное обучение на подготовительном отделении, если у ребенка нет противопоказаний к учебе в данном заведении.
Указанными льготами можно воспользоваться только один раз , поэтому учебное заведение и будущую специальность стоит выбирать очень внимательно.

При подаче заявления в учебное заведение должны быть предоставлены такие документы:

  • заявление;
  • удостоверение личности;
  • подтверждение особых прав абитуриента (справка об инвалидности);
  • заключение медико-психолого-педагогической комиссии (ПМПК);
  • заключение об отсутствии противопоказаний к обучению в данном заведении.

Другие меры социальной поддержки детей-инвалидов

Дети с особыми потребностями могут рассчитывать на такие дополнительные виды социальной помощи:

  • первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;
  • возможность изучать школьную программу на дому (если невозможность посещать школу подтверждена медицинской справкой);
  • бесплатное питание в школе;
  • щадящий режим сдачи ЕГЭ;
  • помощь соцслужб в реабилитации (социальной, психологической);
  • обеспечение техническими средствами социально-бытовой и медицинской реабилитации и так далее.

Внимание

В регионах могут устанавливаться свои меры поддержки, перечень выплат и льгот для детей инвалидов, в том числе инвалидов с детства. Уточнить их полный список можно в отделении соц. защиты своего города.

Заключение

К сожалению, пока на пути к максимальной социальной адаптации детей и инвалидов с детства для создания им возможностей к полноценной жизни российскому обществу нужно преодолеть еще очень много препятствий. Однако государство берет на себя обязанность поддерживать детей-инвалидов и их семьи. Поддержка осуществляется как в денежном (пенсия и , ), так и (обеспечение проезда, курортного лечения и предоставление лекарств). Также семьям предлагается непосредственно для родителей или опекунов ( , ) и детей (поступление в вузы на особых условиях).

Если у ребенка проблемы со здоровьем и нужно подтвердить неспособность дитя вести обычный для его сверстников образ жизни, важно знать алгоритм действий, как оформить инвалидность ребенку.

Где дают направление на комиссию, какие нужны документы? С чего начать оформление, читайте далее.

Родителям, у которых на руках больной ребенок, нужно запасаться терпением и недюжинными моральными силами.

Как ни прискорбно понять и принять, что чадо, порой долгожданное – инвалид, но следует заняться оформлением инвалидности: это поможет выжить, и важно получить ее хотя бы для того, чтобы ребенок имел право получать (Закон РФ от 15 декабря 2001г. №166 , Закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ):

  • пенсию;
  • право бесплатно пользоваться транспортом;
  • льготы по приобретению лекарств, а в некоторых случаях – по обеспечению специальными средствами и продуктами;
  • путевку для санитарно-курортного лечения на 21 день, вторую путевку для того, кто с ним прибудет, и на бесплатный проезд до санатория для сопровождающего лица;
  • дополнительные платы, кроме пенсии, и пр.

Семья с ребенком-инвалидом получит льготы по оплате коммуналки. Ухаживающий за ребенком-инвалидом взрослый также может рассчитывать пусть на небольшое, но постоянное пенсионное обеспечение.

Но чтобы получить его, сначала нужно оформить инвалидность ребенку, для чего следует взять направление на экспертизу, которое, по требованию ст. 15 ПП РФ от 20.02.2006 г. № 95 , имеют право выдавать такие службы или органы:

  • орган соц. защиты населения, известный как собес;
  • местное отделение ПФ;
  • мед. учреждение.

В ст. 19 этого же законодательного акта сказано, что в случае, если ни одно из этих учреждений не посчитало нужным дать направление, то обязаны выдать хотя бы справку.

Со справкой, подтверждающей наличие установленного диагноза или нескольких заболеваний, родитель или иной законный представитель больного ребенка имеет право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы по своей собственной инициативе, но со всем пакетом требуемых бумаг, предварительно записавшись на прием.

Родители должны знать, с какими проблемами точно имеет смысл обращаться в бюро, это такие :

  • аутизм, болезнь Дауна, олигофрения, психические расстройства;
  • ДЦП, другие проблемы неврологического свойства;
  • нарушение опорно-двигательной функции ортопедической направленности;
  • болезни ЖКТ,
  • нарушение кровообращения, сердечно-сосудистые патологии;;
  • , нарушение слуха и пр.

Но то, что проблемы есть, еще не означает, что инвалидность положена, для подтверждения этого нужно пройти в поликлинике медкомиссию.

Прохождение медкомиссии для оформления инвалидности

Может оказаться, что у дитя проблема не единичная, а выяснить это и установить общий уровень самочувствия ребенка, необходимый специалистам из бюро медико-социальной экспертизы, поможет комиссия.

Прежде чем начинать хождение по кабинетам, нужно прийти к своему участковому врачу-педиатру, который и укажет точный перечень медиков, чьи заключения потребуются.

Этот же врач назначит необходимые анализы, среди которых непременно будет общий анализ мочи (при необходимости – и специальные), общий или развернутый анализ крови, кровь на глюкозу. Может потребоваться электрокардиограмма, рентгеновские снимки, прохождение УЗИ какого-то органа, или МРТ.

Если такие обширное обследование проводилось, то те результаты, которым исполнился год или более, не годятся: нужны свежие, и это в интересах самого родителя и ребенка, за прошедший период состояние могло измениться в худшую сторону.

Обычно назначают осмотр такими узкими специалистами:

  • хирург + хирург-ортопед;
  • эндокринолог;
  • невролог;
  • лор и др.

В каждом конкретном случае список анализов, исследований свой, это зависит от специфики заболевания. Когда все анализы и исследования, которые счел нужным назначить педиатр, будут готовы, с карточкой и всеми результатами можно отправляться к тому из специалистов, кто ведет ребенка по его основной проблеме.

Получение заключения педиатра или психиатра

Если заболевание, по которому будет оформляться инвалидность, относится к области педиатрии, то заключение обязан выдать тот же врач, который направлял на анализы и на обследование.

При наличии психического расстройства за направлением нужно идти к психиатру.

Для составления заключения недостаточно зафиксировать наличие болезни, важно еще, чтобы сама болезнь и ее степень ее тяжести подпадали под действие законодательного акта, позволяющего присвоить одну из групп инвалидности.

Врачи оценят, насколько несовершеннолетний способен:

  • общаться;
  • двигаться;
  • обслуживать себя, контролировать отправление естественных потребностей;
  • ориентироваться во времени, пространстве и пр.

Закон не признает разницы между взрослыми и детьми в вопросах оценки здоровья и признания инвалидности. Есть только один законодательный акт по этой теме – это ПП РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 и Правила, утвержденные этим документом.

Если специалист сочтет, что состояние несовершеннолетнего может повлечь признание нездорового ребенка инвалидом, то он свое заключение выдаст по требуемой форме.

Перечень необходимых документов

Получив заключение, можно приступать к сбору полного пакета бумаг, список которых приведен в Админ. регламенте (п. п. 28, 31, 34-37), утвержденном приказом Минтруда РФ от 29.01. 2014 г. и выглядит так:

  • заявление на прохождение мед. социальной экспертизы (далее – МСЭ);
  • документ ребенка – до 14-ти лет свидетельство о рождении, после – паспорт;
  • направление на МСЭ по форме 088/у-06.

Если направления нет, то примут и со справкой (ту, что положено вручить родителю, при отказе оформить направление ребенку).

Работник бюро, принимающий документы, не имеет права требовать дополнительных бумаг, но на всякий случай нужно взять все, что есть.

Сдать документы можно при личном визите, а можно и через портал гос. услуг, тогда сканы документов загружаются онлайн, а уже с 10-дневный срок нужно предоставить оригиналы.

Если больной несовершеннолетний находится в школе или интернате, то нужна характеристика.

В сложных случаях (тяжелые психические или генетически обусловленные расстройства) в школе могут отказать в характеристике по личному обращению родителя, это важно знать, чтобы заранее врач мог отправить запрос в учебное учреждение.

Запись на МСЭ

МСЭ – это обследование комиссией, состоящей из группы специалистов в области медицины.

Обычно это врачи разных специальностей, опытные и грамотные люди, профессионалы своего дела, именно они коллегиально решат, может ли данный конкретный случай подлежать присвоению инвалидности одной из групп, или же отказать.