Посещение детского сада общего типа ребенком инвалидом. Образец договора доу с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Дети инвалиды в детском саду нормативные документы

Сады для инвалидов - это такое дошкольные заведения, где оказывают специальную помощь. Случается такое, что некоторые детки требуют особого внимания. Это может быть связано с серьёзными проблемами со здоровьем. Каждый ребенок должен полноценно развиваться. Поэтому посещение дошкольного учреждения – это необходимость.

Каким детям необходимо посещать сады для инвалидов?

Существуют отдельные виды заведений. Их еще называют детскими садами компенсирующего вида. Другими словами – это то место, где могут помочь развиваться детям–инвалидам. Посещая такой детсад, они будут приспосабливаться к жизни, получать необходимые умения, знания и навыки.

Но прежде, нужно разобраться с тем, кто может посещать детский сад для детей инвалидов:

  • малыши, которые часто болеют;
  • ортопедические сады предназначены для деток, имеющие деформация грудной клетки;
  • дети с нарушением зрения и слуха;
  • малыши с задержкой развития речи или другие серьезные речевые нарушения;
  • ребята с задержкой психического развития. К этой категории можно отнести малышей с разными степенями олигофрении, с синдромом Дауна, аутизма;
  • дети с ДЦП. Если остальных малышей еще могут принять в обычный сад, то эту категорию инвалидов – не примут.

Особенности детских садиков для инвалидов

В стране действует много специализированных дошкольных заведений.

Общее количество их в России составляет более 3969 детсадов. В самой только Москве действует 177 таких учреждений. Работают они по специальным государственным или авторским программам, имеющие лицензию.

Решив отправить свое чадо туда, нужно узнать о нем все. Каждый сад для инвалидов имеет свои особенности. Мы назовем ключевые:

  1. в таких местах дети получают знания в соответствии с их умственными и физическими способностями. Главная задача работающего персонала – не только учить, но и наделить малышей умениями, навыками по самообслуживанию;
  2. весь воспитательный, развивающий и образовательный процесс проходит по специальным программам;
  3. группы детей небольшие. Максимум – 15 человек. Но есть и детсады, где группа состоит из 2–3 человек;
  4. длительность посещения зависит от многих факторов. Есть заведения, где детки находятся всего по 3 часа, а бывают и круглосуточные детские садики;
  5. это места, где работают специально подготовленные педагоги: логопеды, массажисты, психологи, дефектологи, тренеры по лечебной физкультуре, социальные педагоги и музыкальные руководители;
  6. в таких заведениях ведется работа не только с детьми. Психологами оказывается поддержка родителям;
  7. специализированный садобустроен для комфортного пребывания. Как правило, базируются они в здании обычного садика. При этом их специально обустраивают, чтобы детям было комфортно. Например, для инвалидов на колясках оборудуют пандусы, расширяют дверные проемы, коридоры оснащают поручнями. А для деток с проблемами со зрением проектируют специальную укладку паркета в виде контрастных полос;
  8. у таких детских садов хорошее материально-техническое обеспечение. Есть лечебно-физкультурные залы, массажные кабинеты, музыкальные, сенсорные комнаты, групповые комнаты, кабинет психолога, логопеда.

Особенности занятий в специализированных садах

Хорошо обустроенных дошкольных учреждений не так много. Недавно был открыт первый в России детский сад для детей–инвалидов, который полностью отвечал требованиям государственной программы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Это было детсад «Звездочка» на юге Москвы. Вскоре планируется открытие еще нескольких аналогичных заведений.

Если Вы хотите отправить своего ребенка в подобное дошкольное учреждение, должны знать, в чем же суть госпрограммы по интеграции детей с ограниченными возможностями. Мы расскажем об особенностях занятий:

  • у каждого будет собственное место – стол и стул. Они практичные и легко передвигаются с места;
  • у каждого воспитанника должен быть такой набор: карандаши, фломастеры и краски, не менее 12 цветов, клей-карандаш, клеенка на стол, ножницы с тупыми концами на лезвиях, бумага (обычная и цветная), пластилин и дощечка для него, баночки для воды и кисти разных размеров;
  • в работе воспитатели используют демонстрационные доски, развивающие игры на пазловой основе, которые раздаются всем воспитанникам. Чаще всего используются пособия авторов Евсеев М.Ю. и Евсеевой Е.Л. – «Мои первые часы», «Мои первые буквы», «Ассоциации» и другие;
  • дети–инвалиды замкнуты, застенчивы, у них занижена самооценка и есть проблемы в социуме. Задача специалистов научить детей уважать друг друга, развить их кругозор, поднять самооценку. Для этого проводятся многочисленные мероприятия, при проведении которых учитываются нарушения и ограничения в состоянии здоровья малышей;
  • посещая специализированные сады, воспитанники обязательно проходят курсы лечебной физкультуры. Это необходимо не только с профилактической целью, но и воспитательной. Такие курсы предполагают проведение физических упражнений, посещение бассейна, кабинета массажа.

Ни для кого не секрет, как туго сейчас обстоит дело с оформлением в детские сады. Чтобы получить заветный квиток, надо еще во время беременности встать на соответствующую очередь. Для Москвы и Московской области это очень актуальная проблема. Худо-бедно, но рождаемость в сердце нашей Родины растет. А количество садов наоборот — часто уменьшается.

В православной среде нередко детские сады рассматриваются как стопроцентное зло, а люди, отдающие детей туда, — стопроцентные грешники и нерадивые родители. Я такой точки зрения не придерживаюсь. Жизненные ситуации бывают куда более сложными, чем такие прямолинейные заявления. Есть немало категорий людей, для которых детсад — это вынужденный шаг. А еще есть многие дети, которым регулярное общение со сверстниками было бы полезно. Это — дети-инвалиды. К сожалению, устроить в детское дошкольное учреждение такого ребенка еще сложнее, чем обычного. Причем не обязательно у него будет умственная отсталость или внешние дефекты: отказать могут астматику, аллергику, диабетику. Отказы в большинстве случаев имеют вполне «заботливый» оттенок: «Поймите, ему будет очень сложно… ему нужно своевременное лечение… а вдруг ему станет плохо, а детей много…» и т.д.

Резко и в лоб, в лучших советских традициях, уже вроде отказывают редко. Но проблема остается проблемой. И особенно хочется ее разрешить родителям «особых» детей, для которых детский сад — это первая ступень к социализации и адаптации в режиме реального времени. Вопреки застарелым страхам — у ребенка не будет сильного эмоционального срыва при встрече с «иным» ребенком, если родитель спокойно разъяснит чаду, что не так с его сверстником, во что можно поиграть с ним и как лучше себя вести. Но тут кроется еще одна и тоже немаловажная проблема: сами родители боятся «особых» детей. Боятся: а вдруг это заразно, а вдруг он обидит моего замечательного отпрыска, а как с ним вообще-то общаться.

Вопросов масса. Ответы получить стесняются, вроде напрямую к маме «особого» ребенка обратиться неловко. Но если такая мама не расскажет, какой ее ребенок на самом деле, то так шлейф недопонимания, недосказанности, недоверия, подозрения, опасения не будет иметь конца. Кроме средней родительской неосведомленности в «особенностях» детей с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом и проч., немало проблем возникает и у педагогов: «Мы не знаем, что с ним делать, мы с такими детьми не работаем, а у вас есть справки, что он нам мебель не поломает?»… Вариантов огромное множество.

Безусловно, для качественной полноценной адаптации необходимо спокойное, грамотное отношение персонала. Сочетание всех этих факторов редко бывает в среднестатистическом детсаду. Чаще это ухмылки, ужимки, странное сюсюкание со стороны взрослых, пинки, тычки, обиды со стороны детей. Поэтому, на мой взгляд, правильным шагом на пути к спокойной, нереволюционной, а главное — эффективной инклюзии стало бы создание «особых» условий для «особых» детей, но с меньшей степенью изоляции: например, частные детские сады, принимающие любых детей, или смешанные группы в обычных садах. Таких дошкольных заведений пока немного. Но они все же появляются. Для тех, кто ищет такие варианты, предлагаю адреса двух детских садов. Первый — частный детский сад в Хорошово-Мневниках, второй — группа на базе обычного сада в Беляево.

1. Домашний детский сад — ясли «Татоша»

Адрес: р-он «Хорошево — Мневники», ул. Саляма Адиля д.9, кор.1

м. Полежаевская — м. Октябрьское поле — м. Щукинская.

Филиал м. Сокол (3 — мин. пешком)

Тел. (8-499) -197-73-30, 8-916-374-40-58. Наталья Ивановна.

2. На базе детского сада №523 в Беляево открылась группа для детей от 2 до 7 лет с особыми потребностями (заболевания: ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др. заболеваниями). Группа функционирует 2 раза в неделю. В программе — коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, дефектологом. Все педагоги воцерковленные, православные. Запись и ответы на вопросы по тел.: 421-40-45. Михайлова Алла Александровна

Буду надеяться, что эта информация пригодится «особым» родителям и пойдет на пользу «особым» детям!

Инвалиды до 18 лет являются особой категорией детей, которые нуждаются в особой опеке и заботе со стороны самых близких людей и общества, а также государственных органов. Россия по конституции является социальным государством. Поэтому администрации регионов и правительство Российской Федерации обязаны соблюдать права ребенка инвалида в РФ, а также предоставлять организационную и материальную поддержку детям-инвалидам, в том числе их родителям.

Воспитание, обучение, и лечение детей-инвалидов

Права ребенка инвалида в школе и в поликлинике должны быть обеспечены в полной мере. Поэтому детям-инвалидам дошкольного возраста:

1. создаются все условия пребывания в дошкольных учреждениях стандартного типа и предоставляются необходимые реабилитационные меры.

2. если состояние здоровья не позволяет пребывать ребенку в учреждении общего типа, то их направляют в специальные дошкольные учреждения.

Что полагается ребенку инвалиду по закону? По федеральному закону дети-инвалиды перед обычными сверстниками имеют определенные преимущества. Право ребенка инвалида на образование предполагает:

1. первоочередное устройство в детских дошкольных учреждениях;

2. освобождение их родителей или попечителей от платы за ДДУ;

3. возможность обучения и воспитания детей-инвалидов в негосударственных образовательных учреждениях и на дому. При этом родителям предусматриваются компенсации на указанные цели;

4. для подростков и детей с отклонениями в развитии должны быть созданы специальные (коррекционные) классы или группы, которые должны обеспечивать их воспитание и обучение, а также лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Этим должны заниматься органы управления образованием.

Финансирование данных образовательных учреждений выполняется по повышенным нормативам. Категории воспитанников и учащихся, которые направляются в данные образовательные учреждения, в том числе содержащихся на полном обеспечении государства, определяются Правительством России.

Кроме того дети с потребностями могут получать дополнительные виды социальной помощи:

1. бесплатное питание в школьных условиях;

2. первоочередной прием в детсады, бесплатное их посещение;

3. помощь соцслужб в реабилитации (психологической, социальной);

4. щадящий режим сдачи ЕГЭ.

Льготы и права семей с детьми-инвалидами

Федеральный закон о детях инвалидах в 2019 году говорит, что семьи с детьми-инвалидами могут бесплатно получать:

1. медицинские принадлежности (специальная обувь, кресла-коляски и так далее);

2. лекарства, предусмотренные законом;

3. 1 раз в год санитарно-курортное лечение, проезд оплачивается в оба конца;

4. медицинское лечение;

5. специальную литературу для детей, имеющих определенные проблемы со зрением.

Кроме того предусмотрены и другие льготы:

1. одному из работающих родителей дается 4 дополнительных выходных в месяц;

3. право на сокращенную рабочую неделю или сокращенный рабочий день при наличии детей на иждивении у них до 16 лет;

4. Запрет на снижение зарплаты или отказ в приеме на работу по мотивам, которые связаны с наличием ребенка-инвалида.

Транспортные льготы

1. Законом предусматривается бесплатный проезд детям инвалидам в общественном транспорте (кроме проезда на такси), а также их сопровождающему. Это может быть родитель, социальный работник или опекун (требуется предъявить удостоверения, подтверждающего личность).

2. оплата проезда к месту лечения ребенка инвалида также бесплатна. Может быть оформлен проездной для ребенка инвалида, либо предусмотрена денежная компенсация за проезд в случае оформления соответствующих бумаг;

3. дети-инвалиды также могут воспользоваться 50% скидкой на междугородные автобусы, авиалинии и поезда с октября по 15 мая. В другое время указанная скидка будет действовать только один раз.

4. при наличии в семье ребенка-инвалида от 5 лет, который имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата, ее могут для транспортировки ребенка. Если автотранспортное средство не предоставляется, то родителям предусмотрены компенсации на использование специализированных автотранспортных средств.

Денежные выплаты

Что положено ребенку инвалиду от государства в 2019 году в части денежных выплат?

1. До апреля 2018 года сумма 11903,51 рублей. С детства инвалидам выплачиваются следующие суммы:

1) инвалидам III группы - 4 215,90 рублей;

2) при II группе - 9 919,73 рублей;

3) при I группе инвалидности - 11 903,51 рублей.

Размер пенсионных выплат подлежит индексации минимум раз в год.

Кроме этого предусмотрена ежемесячная денежная выплата, а также набор социальных услуг семьям с детьми-инвалидами. Размер ЕДВ определяется желанием семьи частично или полностью пользоваться социальными услугами в натуральной форме (при отказе выдается денежная компенсация).

Набор социальных услуг может быть заменен денежным эквивалентом. На 2019 год предусмотрен полный пакет социальных услуг в размере 1 048,97 рублей ежемесячно:

1. 807,94 рубля - обеспечение медицинскими изделиями, лекарствами по рецептам, лечебными продуктами питания;

2. 124,99 рубля - путевки на санаторно-курортное лечение;

3. 116,04 рубля – бесплатный проезд на междугородном транспорте или пригородном ж/д транспорте к месту, где выполняется лечение и домой.

Неработающему родителю, который ухаживает за инвалидом, предусмотрено специальное в виде пособия по уходу. На каждого ребенка-инвалида либо инвалида с детства первой группы предполагается выплата в размере:

1. 5500 рублей при уходе опекуном, усыновителем либо родителем;

2. 1200 рублей при уходе иным лицом.

При 2 и 3 группах после 18 лет пособие не положено. Один из родителей ребенка-инвалида может рассчитывать на досрочную пенсию.


03.11.2019

Здравствуйте все!
В голове полный сумбур и неразбериха... вот решила высказаться...
Я работаю воспитателем в детском саду. Моя группа - 4-хлетки.
И вот сегодня, во время совещания, заведующая сообщает мне и моей напарнице, что в группу придет еще один ребенок. Мы стали говорить о том, что детей и так 25 человек, что нет ни шкафчика, ни места для еще одной кровати. На что был ответ:
- Не переживайте! Этот ребенок еще долго спать не будет! Месяц будет по часу ходить, месяц по два и тд, полгода до сна...
Естественно, у нас, как и у всех, в глазах вопрос - как так???
Оказывается, ребенок "необычный" - не слышаший. Точнее, ему была сделана операция полгода назад, мальчик носит слуховой аппарат, стал различать речь не так давно. Мальчику 5 лет...
Скажу честно - возмущению моему не было предела!
Дело в том что сад наш обычный, да вот группа у нас - не совсем. Из 25 детей двое - не говорят! Один с родовой травмой, другой в младенчестве попал в сильную аварию. "Ма", "па", "пссс" (в туалет), "ам" - все! Еще одна девочка говорит очень быстро, но согласный звук преобладает "т" - понять, что она говорит, удается с трудом. Есть девочка с неуравновешенной психикой - истерики по любому поводу, смех без причины, агрессия к детям, может встать и пойти во время занятий, еды, залезть под стол и тд. В такие моменты не реагирует ни на что. Уже больше года бьемся с мамой, чтобы девочку показали неврологу-психиатру и тд. Ну и пара мальчиков которые дерутся по поводу и без...
А тут еще и малыша с серьезным заболеванием дают.
Да, все это сложности! Ведь такому ребенку нужно повышенное внимание, но это еще не самое трудное...
Мне страшно вот что:
Сидеть и все время контролировать малыша и детей около него возможности нет. А если Лида или Толик его просто ударят? По голове, по ушку... Игрушку не поделят например, или Толик "просто" стукнуть захочет... Или толкнут его дети и упадет, опять же может ударится... Не дай Бог снова возникнут проблемы со слухом или еще что... КТО БУДЕТ ВИНОВАТ??? КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ???
конечно же воспитатель!!!
Я просто боюсь!
Ведь буквально в конце лета в саду нашего города произошел несчастный случай - малыш выколол себе глаз карандашом. Горе родителям, ребенку и... воспитателю тоже! Теперь человек уволен с работы, имеет судимость, и должен выплатить большущую сумму компенсации родителям (подавали на 2 миллиона, уж сколько присудили не знаю). С одной стороны не оправдываю воспитателя, с другой - две совмещенных группы малышей (лето, отпуска) и без няни... Ситуация просто ужасна!
Не хочу оказаться в чем-то подобном!!!
Вот честное слово - не хочу я брать на себя ответственность за здоровье малыша! Не хочу, приходя на работу, испытывать постоянный стресс...
Конечно ко всему можно привыкнуть - и к Лидиным истерикам, и к Сашиным "разговорам" жестами, и каждых 20 минут сажать Толика на стульчик, чтобы "остыл"... Но тут даже не знаю как быть...

И еще - теперь никаких доплат в садах за вредность и "тяжелые" условия труда не будет. Сегодня как раз и читали приказ нам еще. А ребенок-необычный в группу - это теперь норма? Я понимаю - инклюзивное образование... Подумали о детях, а о взрослых??? В садах итак сейчас сотрудников не хватает - не идут молодые. А так и последние разбегутся...

Имена детей изменены...