Предсказания об Израиле, которым не суждено сбыться. Израиль — значит «борющийся с Богом»

В 1994 году по просьбе Ирины Аллегровой Игорь Крутой написал музыку на знаменитое стихотворение М. Цветаевой “Я тебя отвоюю…”. Оно сразу же стало хитом, но далеко не каждый из слушателей смог оценить глубинный смысл произведения знаменитой поэтессы серебряного века. В частности, у многих из тех, кто плохо знаком с Библией, возник вопрос: "А с кем Иаков стоял в ночи?” Ведь в Ветхом и Новом Заветах упоминается несколько личностей с таким именем. Так кого же имела в виду Цветаева, и с кем патриарх, от которого произошли 12 колен народа Израиля, общался под покровом тьмы?

Иаков, сын Исаака

Первое упоминание человека с таким именем встречается в точнее в Книге Бытия. Там Иаков представлен как младший из братьев-близнецов, родившихся у патриарха Исаака от его супруги Ревекки. С помощью матери ему удалось обмануть полуослепшего отца и получить у него благословение на первородство. За свой поступок он расплачивался всю свою жизнь. В частности, опасаясь мести брата, Иаков бежал в Харран, где женился на двух сестрах, отслужив за них 14 лет. Они, а также служанки Зелфа и Валла, родили ему в общей сложности тринадцать детей. Когда Иаков вернулся из добровольного изгнания, его единственную дочь обесчестил царь Сихема. Ее братья в ответ на такое оскорбление устроили резню и отомстили жителям города.

С кем Иаков стоял в ночи

Прошли годы. Однажды Иаков не мог уснуть ночью, размышляя о злоключениях, выпавших на его долю. Вдруг перед ним предстал Бог в обличии ангела. Находясь на грани отчаяния, патриарх стал бороться с посланцем высших сил, до самого рассвета требуя благословения. Схватка была беспощадной, и ангел даже нанес ему рану в бедро. Однако рвение Иакова было оценено Богом, и он не только благословил его, но и даровал способность “одолевать человеков”. Кроме того, ангел присвоил ему новое имя — Израиль, означающее “борющийся с Богом”. Оно должно было напоминать о том, с кем и за что боролся Иаков в ночи. С этого времени жизнь Израиля изменилась: он вернулся в отчий дом, получил прощение отца и присутствовал на его похоронах. Даже продажа в рабство его любимого сына Иосифа своими же братьями в конечном итоге обернулась для Иакова триумфом, так как тот занял важный пост в Египте и, призвав отца и родственников под свое крыло, отвел им для проживания богатый округ Гесем.

Таким образом, библейская история, связанная с именем патриарха Израиля, может вызвать удивление. Ведь тот, с кем Иаков стоял в ночи и боролся, был сам Всевышний, а в Новом Завете, да и в Старом также, постоянно повторяется призыв повиноваться воле Господа беспрекословно.

Сын Заведея

В Новом Завете имя Иаков встречается неоднократно. Так, Иисус знакомится с тремя рыбаками — Заведеем и его сыновьями, Иаковом и Иоанном. Впоследствии молодые люди становятся апостолами, и первый из них именуется Старшим, чтобы отличить его от других последователей Спасителя с тем же именем. О том, насколько Иаков, сын Заведея, был близок Христу, свидетельствует тот факт, что он входил в число трех учеников, ставших свидетелями Преображения Господня. Что касается его деяний после вознесения Спасителя на небеса, то известно, что он участвовал в организации первых христианских общин. А погиб апостол Иаков в 44 году, будучи умерщвленным царем Агриппой Первым.

Сын Алафея

Вторым апостолом с именем Иаков является брат Евангелиста Матвея. Его называют по имени отца Алафеевым, и в мирской жизни он был мытарем. Его служение во славу Христа заключалось в наставлении на путь истинный язычников, и именно с этой целью он отправился вместе с апостолом Андреем Первозванным в Эддесу, а затем проповедовал в Газе.

Иаков - брат Господень

Еще один персонаж Библии с таким именем — это сын Иосифа, с которым была обручена Дева Мария. В церковной традиции его принято называть Меньшим апостолом Иаковом, и он считается братом Христа по плоти. В детстве он сопровождал Марию, Иосифа и младенца Иисуса во время бегства в Египет, а впоследствии стал первым иерархом Иерусалима. Кроме того, известно послание Иакова, в котором он пишет о том, как получить мудрость, и о радости в перенесении искушений. Ему же принадлежит известная фраза “Вера без дел мертва”, которая относится к числу наиболее цитируемых истин, приведенных в Библии.

Сохранились свидетельства о трагической кончине святого Иакова, сына Иосифа. В частности, известно, что примерно в 63 году, на книжники и фарисеи решили дискредитировать Христа в глазах народа и попросили его, уже престарелого, брата взобраться на кровлю храма и объяснить людям, что Иисус - обычный человек и не является спасителем. Иаков взошел туда, куда ему указали, и без страха вещал с высоты правду. За это его столкнули вниз и забили камнями, причем до последней секунды он молился и прославлял Господа.

Теперь вы знаете, с кем Иаков стоял в ночи. И, возможно, песня, которую двадцать лет назад написал на стихи Марины Цветаевой Игорь Крутой, для вас приобретет совсем иной смысл.

Как Иаков боролся с Богом и как Иаков мог победить Бога (Ангела Господнего) в борцовском поединке? Разве Бог сделал ангела бессильным? Каково толкование этой истории из ? И почему ангел просил Иакова отпустить его на рассвете? Зачем ему нужно было спрашивать разрешение?

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним . И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом , и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. (Бытие 32:24-29)

Толкование этой истории в Библии не очень простое. Я боюсь, что есть некоторые вещи в Библии, по поводу которых мы просто должны решить, что не знаем этого. История того, как Иаков боролся с Богом является примером этого. Кто был этот «человек?» Он конечно, был не обычным человеком. Был ли он ангелом? Правда в том, что мы на самом деле не знаем, но это, кажется, разумным предположением. Мы знаем, что Иаков назвал эту борьбу «встречей с Богом лицом к лицу», поэтому, конечно, это было какое-то духовное существо.

Была ли «борьба» Иакова физической, с борцовскими движениями и испытаниями физической силы, или это больше было духовной или метафорической борьбой? Опять же, мы не знаем. Это, конечно, кажется странным для нас, что Иаков и это существо, по-видимому, обладали почти равной силой в этой борьбе. Для меня это означает, что испытание на прочность не было чисто физическим. Опять же мы просто не знаем ответа на эти вопросы. Почему лимитом времени для этой «борьбы» Иакова был восход солнца? На четвертый или пятый вопрос мы должны быть мудры в том, чтобы признать, что мы просто не знаем.

Как толковать то, что имя Иаков изменилось на Израиль в этот момент? Для этого вопроса мы имеем больше доказательств. Имя Аврам было изменено на Авраам, когда Бог заключил завет с ним. Когда Бог выбирает мужчину для определенной цели, Он стремится дать этому человеку новое имя. То же самое относится к Симону (Петру).

События в Пенуэле нагружены символикой, и нам надо больше сосредоточиваться на ней, чем на деталях событий. В этом событии человек противостоит Богу, человек просит у Бога благословения, Бог благословляет человека, но Бог напоминает человеку о Его силе и власти. В этой истории Иаков (Израиль) символически представляет всю нацию Израиля, но, как предзнаменование, он представляет всех тех, кто также стремится к отношениям с Богом.

, если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

Вы когда-нибудь слышали о борцовском поединке к человеком и ангелом? Насколько нам известно, он состоялся лишь однажды в истории человечества. Детали этой древней истории, записанной в 32й главе Книги Бытие, приобретут вскоре огромное значение, когда мы будем изучать тему «Израиль и библейские пророчества».

Авраам жил около 4 000 лет тому назад. Мы знаем, что у него родился сын по имени Исаак, а у Исаака родился сын, Иаков. Именно Иаков боролся с ангелом. Результатом этого поединка стало то, что ангел дал Иакову новое имя, Израиль. Чтобы понять причину этого странного столкновения и его важное значение для нас сегодня, мы должны прежде исследовать историю Исаака, Ревекки, Исава и Иакова, о которой идет речь в 27й главе Книги Бытие.

«Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его», он решил благословить перед смертью Исава, своего первенца (Быт. 27:1-4). Но прежде он послал Исава поохотиться на поле и приготовить ему вкусное блюдо из дичи. У жены Исаака, Ревекки, были другие планы. Пони­мая, какое большое значение для первенца имеет послед­нее отцовское благословение, она захотела, чтобы его по­лучил их младший сын, Иаков, который больше стремился к духовности, нежели старший брат. Пока Исав охотился в поле, Ревекка быстро приготовила любимое блюдо своего мужа и убедила Иакова отнести кушанье Исааку, притво­рившись Исавом (см. Быт. 27:5- 17).

Поступив так, как велела мать, Иаков солгал отцу, ска­зав: «Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя»(ст. 19). Когда Исаак поинтересовался, как ему удалось так быстро убить животное, Иаков снова солгал, сказав: «Потому что Господь, Бог твой, послал мне на­встречу» (ст. 20. Исаак подозрительно спросил: «Ты ли сын мой Исав?» Тогда Иаков солгал в третий раз, ответив: «Я» (ст. 24). В конце концов Исаак поверил в этот обман и благословил Иакова как первенца (ст. 25-29).

Вскоре после этого Исав вернулся с охоты, и тогда Иса­ак понял, что его обманули. Он сказал Исаву: «Брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое» (ст. 35). После этого «возненавидел Исав Иакова» и сказал в сердце своем: «Я убью Иакова, брата моего» (ст. 41). Од­нако, Ревекка узнала о намерении Исава и отослала Иако­ва к своим родственникам в дальнюю страну, где он про­был 20 лет (см. Быт. 27:43; 31:41). Иаков так больше и не увидел свою мать.

В 32й главе Книги Бытие описывается, что случилось с Иаковом через 20 лет, когда он возвращался домой. Нахо­дясь в середине большого каравана домочадцев и слуг, Иаков отправил впереди себя вестников, чтобы сообщить Исаву о своем приходе. Когда эти люди вернулись и сообщи­ли, что Исав идет навстречу к ним с 400 воинами, сердце Иа­кова затрепетало от страха. Он глубоко осознал свою вину за прошлый грех обмана и тревожился за свою семью. Поэтому Иаков «встал в ту ночь», «и остался Иаков один», умолять Бога о прощении и избавлении (Быт. 32:22, 24).

«И боролся Некто с ним до появления зари» (ст. 24) В Ос. 12:4 говорится о том, что этот «некто» на самом деле был ангелом. Полагая что это может быть его разгневанный брат Исав, Иаков всю ночь сражался за свою жизнь. На рассвете могущественный Незнакомец открыл Себя не как враг, а как Посланец неба. Он коснулся бедра Иакова; «и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним» (ст. 25).

Внезапно Иаков осознал, что этот могущественный Муж, возможно, является его единственной надеждой! В своей беспомощности и сокрушении духа он ухватился за Него со словами: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Его небесный противник спросил: «Как имя твое?»

«Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (ст. 26-28).

Это первый случай употребления имени Израиль в Библии. Из контекста вытекает его глубокий духовный смысл. В начале Израиль было особым именем, которым Ангел Божий назвал одного человека, Иакова. В библейские вре­мена имена людей значили больше, чем сегодня; они часто содержали в себе описание человеческих характеров. Бук­вальное значение имени Иаков - «обманщик» или «плут». Когда Исав узнал о том, что Иаков виновен в грехе обмана, он сказал Исааку: «Не потому ли дано ему имя; Иаков?» (Быт. 27:36). Таким образом, имя Иаков содер­жало в себе описание характера и греха этого человека. Ко­гда ангел спросил: «Как имя твое?» - Он уже знал ответ, однако хотел, чтобы Иаков назвал свое имя, что символи­зировало бы смиренное исповедание им греха и отречение от него. Иаков прошел испытание, покаялся и возложи, свое упование исключительно на Божью милость.

Ответ Господа: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Из­раиль» - показал, что Бог даровал ему новый характер! Таким образом, имя Израиль было духовным именем, сим­волизировавшим духовную победу Иакова над прошлым грехом обмана. Другими словами, человек Иаков стал те­перь духовным Израилем. Как мы вскоре увидим, эта исти­на о духовном Израиле приобретет огромное значение, ко­гда мы будем изучать тему Израиля в библейских пророчествах.

У Израиля было 12 сыновей, «которые вошли в Египет» (Исх. 1:1-5). Одному сыну, Иосифу, часто снились сны (см. Быт. 37). Несколько позже я вернусь к этой мысли. Сыны Израилевы умножились в Египте и были насильно превращены в рабов до времени Моисея. Затем Бог сказал Моисею: «Скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой отпусти сына Моего»(Исх. 4:22, 23). Здесь мы видим важное развитие библейской мысли. Значение имени Израиль расширяется. Теперь оно относится не только к Иакову, но также и к его потомкам. Целый народ назван именем Израиль. Таким образом, имя Израиль сначала было присвоено человеку победите­лю, а потом всему народу. Бог хотел, чтобы этот народ, Из­раиль, через веру в Него одерживал такие же победы, как Иаков. Бог назвал эту новую нацию, Израиль, своим сыном и первенцем. Помните об этом, потому что это очень важно для нашего дальнейшего исследования.

Следующий абзац включает в себя короткие фразы об израильской нации, которые поначалу могут показаться вам сухими. Но если полить сухое семя, могут произойти удивительные вещи. Если мы обратимся к Новому Завету, то эти небольшие семена фразы вскоре прорастут, и пре­вратятся в величавые деревья. Обратите на них особое внимание.

Израиль был назван «виноградной лозой, которую Бог перенес «из Египта» (Пс. 79:9). Бог сказал: «А ты, Изра­иль, раб Мой... семя Авраама» (Ис. 41:8). Бог также говорил об «избранном» Своем Израиле в Ис. 45:4. И еще Е сказал через пророка Исайю: «Вот, Отрок Мой, К Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народа. суд. Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах/Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по не тине» (Ис, 42:1 -3). Не забывайте, что все эти слова первоначально относились к израильскому народу.

Примерно в 800 году до Р. X. Господь сказал через пророка Осию: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1). Однако к этому времени народ израильский, некогда возлюбленный Богом перестал соответствовать духовному значению своего имени. Израильтяне не одерживали побед в своей жизни, н Бог с грустью сказал о них; «Приносил жертву Ваалам и кади ли истуканам К Ос11:2). Teм не менее у Бога был особый план. Его слова: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» приобретут особое значение, когда мы во второй главе обратимся к Новому Завету.

В герменевтике борьба Иакова с Ангелом признается всеми эгзегетами одним из самых трудных мест Писания и толкования на эти стихи довольно разнообразны. Как это бороться с Богом? Как это Бог не мог одолеть?
Этот эпизод из жизни Иакова нужно рассматривать в контексте с первым сном. Начало - конец. Первый сон, это обетование Божие, данное Иакову в начале его пути исправления. Начало его обновления начинается со сна, где он видит Лестницу до Небес и получает обетование от Самого Бога. Господь говоря Иакову - «Я дам тебе»; «и благословятся в тебе»; «возвращу тебя в сию землю» (Быт. 28:13-15), как бы ставит «планку», преодолев которую Божьи обещания становятся благословением.
Второй сон можно назвать заключительным, в конце самой трудной и важной части его жизненного пути. В его исправлении из лентяя (не даром Исаак любил Исава зверолова) и мошенника в совершенно нового человека.
По завершении этого становления, Господь в видении показывает Иакову прохождение этого пути, которое в Писание названо борьбой и которая проходит по «честному», один на один, никто не может помочь и заменить тебя в этой борьбе: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари» [Быт.32:24]. Исправление, это труд, своего рода борьба: «Царство Небесное силою берется» [Мф.11:12]. Ночь, это время труда, пока шла борьба со своими страстями была «ночь», до наступления победы - появления зари.
Прошло двадцать лет, с начала первого сна. Двадцать лет уничижения и обмана, которые он смиренно переносил от своего дяди Лавана. Это была борьба, прежде всего с самим собой. «Планку», поставленную Господом, Иаков с честью преодолел. Он победил себя, переродился в нового человека и в подтверждении этому Господь дает ему новое имя Израиль - Бога Зрящий (Ин. Златоуст).
Господь, как в кино, наглядно показал Иакову прошедшею в борьбе его жизнь, которая начинается с обмана, заканчивается триумфом, конечно не над Богом, а над собой, той высокой задачей, победа которой возвела его в ранг патриарха.
В спорте можно видеть похожую борьбу. Тренер для своего подопечного и бог и царь. Чтобы чего-то добиться, стать чемпионом, нужно вести борьбу. С кем? С самим собой и тренером, который на данный отрезок времени, становится для своего любимого воспитанника «врагом» номер один, с которым не договоришься. Тренер, постоянно увеличивая нагрузку своему ставленнику, в прямом смысле борется с ним, добиваясь от него намеченного результата. Способный спортсмен, поставивший себе цель, подчиняясь воле своего наставника, борется (образно) с тренером. В дальнейшем, если настоящий борец становится олимпийским чемпионом, то можно сказать, что тренер его не «одолел», поставленная цель была достигнута. «Проигрыш» тренера можно назвать и его победой: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» .
Бог грамотный Тренер, в Своей борьбе с человеком, правильнее сказать, воспитании человека, никогда не перегнет палку; «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы» [Мф.12:20].
Борьба бывшая в духе, заканчивается хромотой, как следствием. Повреждение сустава, это знак того что видение Иакова, было от Бога, а не просто сон навеянный переживанием предстоящей встречей с Исавом. Митрополит Филарет (Дроздов) пишет: «Борьба Божия, по–видимому, долженствовала происходить в духе, но борьба Иакова, сопровождавшаяся хроманием, кажется действием телесным. Дабы взаимно согласить сии понятия, должно признать начало действия в духе, а в теле - следствие».
Новое имя - это символ нового рождения человека: «И сказал (Господь): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» [Быт.32:28]. Такое мы видим и сейчас. В чине монашеского пострига объявляется о смерти прежнего человека, о чем свидетельствует сопутствующая смена имени. Апостол Павел призывает христиан «совлечься ветхого человека и облечься в человека нового» (Кол.3:9-10). Слова монах мы не найдем ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, чин монашества не является библейским по своей сути и был привнесен в христианство уже после написания Библии. Но прообраз монашества пророчески прослеживается в деталях; как смена имени, назорейство, отшельничество.
Тогда почему, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова [Мф.22:32], не меняет имени Исааку? Исааку, согласно раввинской традиции, во время жертвоприношения его Авраамом, было 37 лет, вопреки распространённым представлениям о нём, как об отроке. Раввины предположили также, что причиной смерти Сарры послужило известие о планируемом принесении Исаака в жертву (Википедия). Даже, если бы Исаак был отроком, он мог оказать достойное сопротивление отцу, если бы его желанием, не совпадало с желанием Авраама - безоговорочному подчинению Богу. Но он ни чем не показал своего неповиновения. Ему не надо было менять имя, как и самому не надо было облекаться в нового человека. Он был достойным прообразом Господа нашего Иисуса Христа.

«…И что поставил Иакову в закон и Израилю в завет вечный,» (1 Пар.16:17)

Вот вроде один и тот же человек. Но словно бы разные в глазах Бога. Иакову — закон, а Израилю — завет вечный. Обманщику — закон, а князю Божьему — завет вечный. Рабу греха — закон, а свободному — завет вечный. Вот так все изменила одна встреча с Богом.

«И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт.32:30)

Для Иакова — закон. Иаков вырвал хитростью первородство. То, что предписывал закон. Он по закону был лишен наследства и благословения первенца. Но обманом он получил законное право. Но как только имя изменилось, то и завет пришел. Уже не по закону, а по милости. Странно правда выглядело заключение завета с Богом — боролся с Богом Иаков.

«И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт.32:28)

Название потока Иавок переводится как опустошающий. Место, где боролся Иаков с Богом. Место излияния его души и опустошения. Наконец-то он отказался от всего того, чем жил до сего момента. Он словно бы отказался быть Иаковом. Умер как Иаков. Как обмащик, хитрец, делец. Вот я, пустой сосуд перед тобой, Господь, наполни меня Твоим содержимым. И Бог наполнил. И нелегко было Иакову умереть. Нелегко было опустошиться и разлить свою душу… Но он сделал это, он сокрушился. И возродился как Израиль.

В жизни так бывает. Мы часто пытаемся вырвать то, что принадлежит нам по закону. И приходится утверждать то, что получили, доказывать свое право, что мы достойны этого. Но приходит момент, когда мы переживаем свой Пенуэл. Приходится порой бороться в разуме, пока не получишь откровение о том, что ты в завете с Богом. Что ты другой уже. Теперь не надо зарабатывать наследство. Оно твое по завету с Богом. Нелегко порой принять истину о себе, когда долгое время живешь правдой и законом. А завет милости дает тебе права и будущее не на основании закона, твоих дел и способностей. И вот это взрывает мозг. Поневоле начнется борьба с Богом. Пока ты не обретешь свое новое лицо и новое имя. Тогда начинается новая жизнь по завету. А не по закону.