Принцип действия дмрв. Что такое дмрв, принцип работы, симптомы неисправности

«Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) - что это такое и для чего он нужен?» - вопрос, интересующий многих начинающих автолюбители. Вкратце ответ таков: датчик массового расхода является важным элементом системы управления ДВС с микропроцессорной системой зажигания (ЭБУ). Его задача - измерение количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. На основании показаний ДМРВ контроллер двигателя рассчитывает количество топлива, которое должна подать форсунка. Обычное месторасположение расходомера - после фильтра очистки воздуха и перед дроссельной заслонкой.

Для чего нужен ДМРВ

Если попробовать поджечь что-нибудь в камере, где полностью отсутствует кислород, то из этой затеи ничего не выйдет. Для поддержания процесса горения нужен окислитель, в нашем случае О2. В ДВС в качестве окислителя используется атмосферный воздух, в котором и содержится кислород. Мало просто сжечь топливо - необходимо, чтобы оно сгорело без остатка. Правильная пропорция топливно-воздушной смеси - залог максимальной отдачи двигателя. Количество необходимого воздуха и топлива для бензиновых двигателей определено, как 14,7 к 1 (по массе). Топливо-воздушная смесь такого состава называется стехиометрической.

В современных моторах управление дозировкой топлива доверено компьютеру. Чтобы точно определить количество горючего, которое нужно впрыснуть форсунке, ему нужны данные о количестве воздуха, попавшего во впускной коллектор двигателя. ДМРВ и отвечает за получение этих данных.

Принцип действия

Действие датчика основано на измерении электрической мощности, которая необходима для поддержания температуры нагревательного элемента, расположенного в корпусе. Набегающий воздух охлаждает элемент в датчике, а контроллер ДВС стремится поддержать температуру, подавая электрический ток. Чем больше воздуха пропускает через себя датчик, тем большая мощность требуется для поддержания его температуры. Мощность преобразуется в сигнал, который получает контроллер блока управления. На основании полученного сигнала ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое форсунка должна подать во впускной тракт. Количество проходящего воздуха зависит от угла, на который открыта дроссельная заслонка.

Конструкция датчика

Датчик массового расхода воздуха состоит из двух частей - корпуса и измерительного элемента. Корпус ДМРВ круглого сечения имеет на концах резиновые уплотнительные кольца. Они нужны для того, чтобы не допустить подсос воздуха в обход воздушного фильтра.

Измерительный элемент может быть двух типов:

  • с проволочным нагревательным элементом
  • с пленочным нагревательным элементом

И в случае с проволокой, и в случае с пленкой материалом служит платина. Это объясняет довольно высокую стоимость ДМРВ.

В измерительном элементе смонтирована электрическая схема, которая формирует и отправляет частотно-импульсный сигнал контроллеру двигателя.

Признаки неисправности

Срок службы расходомера производителем не регламентируется, и зависит от следующих факторов:

  • количество отложений на нагревательном элементе;
  • стабильность подаваемого напряжения.

Неисправности электроцепи ДМРВ фиксируются контроллером и записываются в память ЭБУ в виде кодов ошибок. Их можно считать тестером при диагностике двигателя.

Признаками того, что датчик неисправен, могут служить:

  • неровная работа двигателя в режиме холостого хода;
  • провалы в работе двигателя при изменении положения дроссельной заслонки;
  • повышенный расход топлива;
  • самопроизвольная остановка мотора при переключении передач в движении.

Когда возникает ошибка в работе ДМРВ, блок управления двигателем переходит в режим аварийной работы. В этом случае для вычисления объема воздуха контроллер использует данные датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчика положения коленчатого вала. Точно вычислить объем по показаниям этих датчиков не удается, поэтому расход топлива резко возрастает.

Ремонт или замена

Датчик очень чувствителен к отложениям на нагревательном элементе. Если причиной неверного сигнала послужили именно они, можно попробовать отмыть их. Для очистки термоэлемента используют этиловый спирт. Но промывка в большинстве случаев не дает долговременного эффекта. Через некоторое время его все равно потребуется заменить на новый. Для того, чтобы датчик прослужил долго, необходимо тщательно следить за состоянием фильтра очистки воздуха и вовремя его менять.

Бывает, что в некорректной работе мотора виноват воздух, который подсасывается через уплотнение после расходомера. Тогда для восстановления нормальной работы достаточно восстановить его герметичность.

В большинстве случаев, когда обнаруживается неисправность ДМРВ, поможет только его замена на новый. При этом необходимо приобретать деталь точно такую, какая была установлена ранее. Датчики для разных систем управления двигателем не взаимозаменяемы между собой. Даже внешне неотличимые друг от друга расходомеры одного производителя, предназначенные для работы с разными ЭБУ двигателя выдают разный выходной сигнал. Приобретая новый датчик, необходимо следить, чтобы номер нового датчика совпадал с номером старого.

Все современные двигатели оснащаются ДМРВ (расшифровка – датчик массового расхода воздуха). Этот датчик необходим для нормальной работы автомобиля. Признаки неисправности ДМРВ проявляются в , так как неправильно формируется топливная смесь. Ездить на машине с нерабочим датчиком нельзя, это может привести к другим, более серьезным поломкам.

Устройство датчика массогвого расхода воздуха


Датчик ДМРВ отвечает за то, чтобы правильно формировалась топливная смесь на основе количества потребленного воздуха.

Датчик ДМРВ отвечает за то, чтобы правильно формировалась топливная смесь на основе количества потребленного воздуха. Он определяет, какое количество бензина должно поступить в цилиндры блока через форсунки, подавая соответствующие сигналы на . Для того чтобы определить количество воздуха, которое проходит к дроссельной заслонки, в датчике встроены высокочувствительные нити. Датчик массового расхода воздуха находится сразу за воздушным фильтром, и определяет количество уже очищенного воздуха. ДМРВ устанавливается на все современные бензиновые и дизельные двигатели.
В более старых двигателях без ДМРВ топливная смесь формируется только на основании . То есть чем сильнее водитель нажимает на педаль акселератора, тем богаче смесь. При этом не учитывается качество и плотность воздуха, и двигатель не всегда работает оптимально при изменении температуры или других факторов внешней среды.

Причины неисправности ДМРВ

Расположение датчика ДМРВ


Чаще всего датчик массового расхода воздуха работает некорректно из-за засорения.

  1. Засорение. Чаще всего ДМРВ работает некорректно из-за засорения. Сюда вместе с воздухом могут попасть картерные газы из дроссельной заслонки, или газ-пропан при его подключении к блоку дроссельной заслонки (Евро-2). В результате на нитях, которые считывают количество воздуха образуется слой отложений.
  2. Поломка нитей. Нити датчика могут выйти из строя из-за износа или неправильной эксплуатации. Как и любое другое устройство, ДМРВ имеет ограниченный срок службы, и, как правило, его хватает на 100-150 тыс. пробега. Кроме того, датчик может сломаться из-за детонации газа в дроссельном узле.

Основные признаки неисправности ДМРВ

  1. Двигатель работает с перебоями на холостом ходу. При неисправном датчике холостой ход у автомобиля будет нестабильным. Особенно при запуске двигателя до прогрева будут сильные колебания оборотов. Иногда двигатель просто глохнет, если добавлять обороты педалью акселератора.
  2. Обороты зависают. Также обороты могут зависать на отметке 2-3 тысячи при полном сбросе газа и держаться так несколько секунд.
  3. Пропала тяга двигателя. Если неисправный датчик будет обеднять смесь, то снизится мощность мотора. Автомобиль будет плохо разгоняться и ехать под гору.
  4. Увеличенный расход топлива. Низкий уровень сигнала датчика массового расхода воздуха может приводить к тому, что смесь будет слишком богатой, в результате расход увеличится на 20-30%.

Диагностика ДМРВ


При отключении ДМРВ можно обмануть ЭБУ - он включается на аварийный режим работы - по упрощенному алгоритму.

Перед тем как начать ремонтные работы, нужно выяснить, действительно ли проблема в датчике массового расхода. Проверить ДМРВ самостоятельно можно даже без приборов. Для этого нужно просто отключить этот датчик при заглушенном двигателе. Затем проверяется работа автомобиля без датчика. Если пропали проблемы, то в этом случае датчик не исправен. При отключении ДМРВ можно обмануть блок управления, и он переключается на аварийный режим работы, функционирует по упрощенному алгоритму. Но использовать постоянно автомобиль с отключенным ДМРВ не рекомендуется. В этом случае увеличивается расход топлива, и двигатель работает не совсем корректно.
Также можно проверить ДМРВ мультиметром. Для того чтобы прозвонить дмрв нужно подключить щупы к датчику при запущенном двигателе. Прибор должен показать 1-1,02 вольта. Если напряжение на датчике больше чем 1,05 вольта, то датчик не исправен и работает неправильно. Желательно его почистить, или заменить. Распиновка ДМРВ описана в инструкции к автомобилю, так как в разных машинах разные разъемы для подключения. Также можно проверить работоспособность ДМРВ считывая ошибки с бортового компьютера. Неисправный датчик обязательно передает на блок управления сообщение об ошибке.
Перед тем как проверить датчик массового расхода воздуха желательно исключить другие потенциальные проблемы. Похожие проблемы с обеднением или пере обогащением смеси могут быть вызваны датчиком положения дроссельной заслонки, регулятором холостого хода и лямбда-зондом.

Замена ДМРВ

В случае если ДМРВ неисправен и его не удалось почистить, необходимо выполнить замену на новый. В зависимости от модели автомобиля цена датчика массового расхода воздуха составляет 3-5 тыс. рублей.

  1. Отключить аккумулятор. Для того чтобы не повредить цепь электропитания желательно проделывать все процедуры при отключенном аккумуляторе.
  2. Демонтировать старый датчик. Вначале отключается штекер с проводкой, затем откручивается крепление и снимается датчик с воздуховода.
  3. Установить новый датчик. Новый датчик нужно ставить аккуратно, не касаясь нитей внутри датчика. Затем подключается штекер с проводами. Датчики имеют стандартный разъем для каждой марки автомобиля.
  4. Подключить аккумулятор.

Как почистить ДМРВ


Выполнить ремонт ДМРВ своими руками не получится, так как нити внутри датчика не заменяются.

Выполнить ремонт ДМРВ своими руками не получится, так как нити внутри датчика не заменяются. Поэтому его можно только заменить на новый или попытаться почистить. Датчик дмрв стоит достаточно дорого, поэтому желательно попробовать промыть нити. В половине случаев это помогает и после применения средства для чистки ДМРВ мотор начинает работать нормально.
Ни в коем случае нельзя использовать агрессивные растворы для очистки датчика. Если нанести ацетон или карбоклинер, нити скорее всего повредятся и датчик не получится восстановить. Желательно использовать очиститель ДМРВ Liqui Moly. Также достаточно качественным продуктом является очиститель ДМРВ Luftmassensensor Reiniger. Из народных средств часто применяют муравьиный спирт.
Для очистки датчик нужно аккуратно снять, не касаясь нитей. Затем внутри на нити наносится очиститель. Жидкость наносится несколько раз с интервалом полчаса, для того чтобы могли раствориться все отложения. После промывки датчик сохнет и устанавливается в автомобиль. Нельзя применять для сушки фен или другие устройства.
Дмрв является одним из самых важных датчиков в автомобиле, так как отвечает за формирование топливной смеси и нормальную работу двигателя. При его поломке ухудшается работа мотора и сильно возрастает расход. Поэтому желательно не затягивать с ремонтом и заменять или чистить датчик как можно быстрее.

Для обеспечения оптимального процесса сгорания топлива и соблюдения заданных экологических стандартов требуется максимально точно определять массовый расход воздуха, подаваемого в цилиндры двигателя, в зависимости от режимов его работы. Контроль этого процесса может осуществляется целым набором датчиков: датчик давления воздуха, датчик температуры, но наиболее популярным из них является датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), который иногда еще называют расходомером. ДМРВ фиксирует количество (массу) воздуха, поступающего из атмосферы во впускной коллектор двигателя и передает эти данные электронному блоку управления для последующего расчета топливоподачи.

Виды и особенности работы расходомеров

Расшифровка аббревиатуры ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Устройство применяется в автомобилях с бензиновыми и дизельными двигателями. Он расположен во впускной системе между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой и подключается к ЭБУ двигателя. При отсутствии или неисправности расходомера расчет количества поступающего воздуха осуществляется по положению дроссельной заслонки. Это не дает точного измерения, и на сложных режимах работы расход топлива повышается, поскольку массовый расход воздуха является ключевым параметром для вычисления количества впрыскиваемого топлива.

Принцип действия датчика массового расхода воздуха основан на измерении температуры воздушного потока, а потому этот тип расходомеров называют термоанемометрическими. Конструктивно различают два основных типа ДМРВ:

  • нитиевый (проволочный);
  • пленочный;
  • объемного типа с поворотной заслонкой (на данный момент практически не используется).

Конструкция и принцип действия проволочного датчика

Схема устройства проволочного ДМРВ

Нитиевой ДМРВ имеет следующее устройство:

  • корпус;
  • измерительная трубка;
  • чувствительный элемент — платиновая проволока;
  • терморезистор;
  • преобразователь напряжения.

Платиновая нить и терморезистор представляют собой резистивный мост. При отсутствии воздушного потока платиновая нить постоянно подогревается до заданной температуры путем прохождения через нее электрического тока. Когда дроссельная заслонка открывается и начинается движение воздуха, чувствительный элемент охлаждается, что снижает его сопротивление. Это провоцирует увеличение «нагревающего» тока для уравновешивания моста.

Преобразователь трансформирует происходящие изменения силы тока в выходное напряжение, которое передается ЭБУ двигателя. Последний, исходя из существующей нелинейной зависимости, рассчитывает количество подаваемого в камеры сгорания топлива.

Эта конструкция имеет один существенный недостаток — со временем возникают неисправности. Чувствительный элемент изнашивается, и его точность падает. Также они могут загрязняться, но для решения этой проблемы проволочные датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые в современных автомобилях, имеют режим самоочистки. Он предполагает кратковременный разогрев проволоки до 1000°С при выключенном двигателе, что приводит к сжиганию скопившихся загрязнений.

Схема и особенности работы пленочного ДМРВ

Устройство пленочного ДМРВ

Принцип работы пленочного датчика во многом схож с нитиевым. Однако в этой конструкции есть несколько отличий. Вместо платиновой проволоки в качестве основного чувствительного элемента установлен кристалл кремния. Последний имеет платиновое напыление, состоящее из нескольких тончайших слоев (пленок). Каждый из слоев представляет собой отдельный резистор:

  • нагревательный;
  • терморезисторы (их два);
  • датчика температуры воздуха.

Кристалл с напылением помещен в корпус, который подключается в канал подачи воздуха. Он имеет особенную конструкцию, позволяющую выполнять измерение температуры не только входящего, но и отраженного потока. Поскольку всасывание воздуха достигается за счет разрежения, скорость движения потока очень высока, что препятствует скоплению загрязнений на чувствительном элементе.

Так же, как и в нитиевом датчике, чувствительный элемент нагревается до заданной температуры. При прохождении воздуха на терморезисторах возникает разница температур, на основе которой рассчитывается масса потока, поступающего из атмосферы. В таких конструкциях сигнал в ЭБУ двигателя может подаваться как в аналоговом формате (выходное напряжение), так и в более современном и удобном для обработки — цифровом.

Последствия и признаки неисправности ДМРВ

Как и для любого типа датчика двигателя, неисправности ДМРВ означают неверные расчеты ЭБУ двигателя и, как следствие, некорректная работа системы впрыска. Это может вызвать перерасход топлива или, напротив, недостаточную подачу, что снижает мощность мотора.

Наиболее яркие симптомы неисправности датчика:

  • Появление на приборной панели автомобиля сигнала «Check Engine».
  • Существенное увеличение расхода топлива при обычном режиме эксплуатации.
  • Снижение интенсивности разгона двигателя.
  • Сложности с запуском двигателя и возникновение самопроизвольных остановок в его работе (мотор глохнет).
  • Работа только на одном определенном уровне оборотов (низкие или высокие).

Если вы обнаружили признаки неисправности датчика массового расхода воздуха, попробуйте отключить его. Увеличение мощности двигателя будет подтверждением поломки ДМРВ. В этом случае его потребуется промыть или заменить. При этом необходимо подбирать датчик, рекомендованный производителем автомобиля (то есть оригинальный).

Автомобили с инжекторными двигателями имеют в своем оснащении датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). В задачу датчика входит контроль количества забортного воздуха для создания топливовоздушной смеси поступающей в двигатель.

Согласно законам физики, для полного сгорания 1 литра бензина требуется порядка 14-16 кг воздуха. При соблюдении этой пропорции двигатель будет работать в экономичном режиме и с полной отдачей мощности. Однако это верно лишь в случаях, когда чистый и способен пропустить требуемое количество воздуха, а ДМРВ исправен.

ДМРВ устанавливается на выходе воздушного фильтра и фиксирует количество пройденного через него воздуха и передает данные на двигателя. В свою очередь ЭБУ на основе данных с датчика расхода воздуха дает команду на подачу определенного количества топлива на форсунки для соблюдения требуемой пропорции воздух-топливо.

Конструкция датчика представляет собой две спирали

В конструкцию датчика входит сетка и нагревательные спирали, детали выполнены из платины.

Принцип действия ДМРВ

При включении зажигания происходит, нагрев платиновой спирали. Воздух проходя через нагретую спираль охлаждает ее, благодаря чему изменяется ее сопротивление, по сравнению с контрольным на второй спирали. Уменьшение сопротивления прямо пропорционально количеству воздуха, попавшего в данный момент в двигатель.

По разнице сопротивлений ЭБУ делает заключение о количестве поступающего воздуха и производит коррекцию состава топливной смеси.

Датчик работает вкупе с датчиками атмосферного давления и температуры в всасывающем коллекторе, показания которых важны для формирования смеси ЭБУ.

Неисправности ДМРВ

При появлении неисправности ДМРВ происходит переобогащение или обеднение топливовоздушной смеси, что сразу отражается на работе двигателя и в итоге может закончится его поломкой.

При загрязнении воздушного фильтра забивается приемная сетка и спираль ДМРВ, что ведет к сбоям в работе датчика сопровождаемые затрудненным запуском или вообще невозможностью запуска двигателя. Как следствие, длительная эксплуатация авто с забитым воздушным фильтром заканчивается полным отказом датчика воздуха. Воздух уже не очищается полностью, плюс находящиеся в нем механические микрочастицы попадая в датчик вызывают его поломку. Сами же датчики, при выходе их из строя, не ремонтируются и закрыть проблему можно только заменой на новое изделие.

Грязь в патрубке ДМРВ

Признаки неисправности

Увеличение расхода топлива;

В датчике могут быть разорваны платиновые нити, даже при разрыве одной из них необходимо заменить ДМРВ.

Для проверки датчика необходимо снять с него штекер питания и запустить двигатель. Увеличение оборотов мотора «подскажет», что датчик неисправен и требует замены.

Так как было сказано выше, чаще всего датчик выходит из строя из-за засорившегося воздушного фильтра, то рекомендуем выполнять замену последнего в указанные производителем сроки, либо раньше при тяжелых условиях эксплуатации автомобиля.

Соблюдение этого условия поможет избежать поломки датчика воздуха и двигателя в целом.

Проверка датчика

Исправность датчика можно проверить с помощью мультиметра в режиме вольтметра.

Проверку наглядно расписать на одном из распространенных датчиков ДМРВ фирмы Bosch.

На фишке датчика расположены 4 провода, это — входящий сигнал (желтый), выходное напряжение (бело-серый), «земля» (зеленый) и выход датчика к реле (розовый).

Для проверки включается зажигание и мультиметр подключается к проводам. Плюс (красный щуп) прибора подсоединяется к желтому проводу, а минус (черный щуп) к зеленому.

При этом показания прибора будут свидетельствовать следующее:

От 1до1,02 В – датчик исправен;
1.3 В – исправен, но необходима очистка датчика;
1.04 В – средний износ;
1, 05 В – повышенный износ, требуется срочная замена;
1.06 В – датчик неисправен. Аварийный режим двигателя, работает на данных дроссельного узла.

Очистка датчика допускается только бесконтактным способом, в противном случае потребуется его замена. Для этих целей подходит «очиститель карбюратора» в аэрозольной упаковке.

После очистки датчика требуется вновь проверить его напряжение, которое должно быть в пределах 1.02 В.

На большинстве зарубежных автомобилей ДМРВ устанавливался до 2000 года, следующие поколения моделей стали комплектоваться контроллером давления.

Двигатель автомобиля потребляет, не чистый бензин или солярку, а топливную смесь, в состав которой входит некоторое количество воздуха. Последнюю характеристику определяет, как раз датчик ДМРВ, по сигналам которого ЭБУ смешивает топливо с воздухом в оптимальной пропорции.

Назначение датчика ДМРВ

В системах электронного зажигания соотношение топлива и воздуха в топливной смеси, впрыскиваемой внутрь цилиндров ДВС, задает бортовой компьютер. Поэтому датчик массового расхода воздуха необходим для корректировки этих параметров в каждый отдельный момент времени работы двигателя.

В противном случае в камеры сгорания будет поступать или обедненная, или обогащенная смесь, что приведет к увеличенному расходу горючего, перегреву мотора , интенсивному износу деталей трения. Снизится мощность, нарушатся характеристики ДВС, глохнет двигатель.

Место установки

Для экономии топлива современные авто оснащены инжекторными двигателями с электронным зажиганием. В упрощенном виде инжектор представляет собой точечный впрыск смеси через форсунку в цилиндр либо тракт впускной. Блок управления ЭБУ обычно называют «мозгами» машины, именно этот орган корректирует четыре основных параметра электронной системы управления ЭСУД:

  • частота впрыска;
  • момент впрыска;
  • доза топливной смеси;
  • соотношение топлива и воздуха в ней.

Для получения этих данных использован принцип выносных датчиков. Например, момент впрыска определяется по показаниям датчика коленвала ДПКВ , а за пропорции смеси отвечает именно ДМРВ. Весь поступающий в двигатель машины воздух проходит через дроссельную заслонку, которая находится между коллектором впускным и фильтром воздушным .

Поэтому логичнее всего искать ДМРВ непосредственно перед дроссельной заслонкой, где он и стоит.
Внимание: На контроллер передается информация с семи датчиков: распредвала ДРВ, детонации ДД, лямбда-зонда , дроссельной заслонки ДПДЗ , системы охлаждения ДТОЖ , волюметра ДМРВ и коленвала ДПКВ. На основе этих сигналов происходит отключение модуля зажигания, включение бензонасоса и форсунок, вентилятора и регулятора ХХ .

Конструкция ДМРВ

Автолюбители именуют датчик ДМРВ расходомером, в специальной литературе он обозначен, как волюметр. Внутри этого электронного прибора фактически измеряется, не объем воздуха, сквозь него проходящего, а его масса в единицу времени, причем, сжатого.

Поскольку закон Ома знаком каждому выпускнику школы, устройство ДМРВ понятно для 100% автолюбителей:

  • прибор является аналогом анемометра, измеряющего скорость потока;
  • внутри трубчатого корпуса с воздушным дефлектором и сетчатым металлическим экраном на входе перпендикулярно потоку вставлен сам датчик с разъемом, выходящим наружу;
  • внутрь датчика на нить или пленку подаем ток 500 – 1200 мкА, снимаем величину напряжения 0 – 1 В при обратном потоке или 1 – 5 В в обычном режиме;
  • при прохождении тока элемент разогревается, увеличивается его сопротивление (500 – 700 Ом), соответственно изменяется напряжение;
  • воздушный поток охлаждает провод, сопротивление уменьшается, напряжение увеличивается.

Производится подключение ДМРВ по нижеприведенной схеме:

  • зеленый – на массу;
  • бело-серый – напряжение на выходе;
  • желтый – сигнал входной;
  • темный – сигнал выходной.

В пленочный ДМРВ встроен платиновый резистор на керамической пластине. В нитяном датчике сопротивление изготовлено из сплава иридия и платины. Первые модели ВАЗ комплектовались датчики, контролировавшие расход по частоте выходного сигнала. В настоящее время на отечественных машинах и иномарках стоят ДМРВ, определяющие расход по напряжению.

Для повышения функционала в работающем датчике используется два термозависимых элемента. Поскольку разница температуры воздуха может вносить в показания прибора ошибку, второй нитяной элемент ее компенсирует, измеряя температуру среды. Общим для всех приборов является наличие регулировочного винта, которым своими руками корректируется СО. Отличаются конструкции разных производителей следующими деталями:

  • толщина нити – 0,07 – 1 мм;
  • способ крепления термозависимого элемента – лазерная сварка, зацепление петлей на упругом подвесе;
  • геометрия нити – V-образная либо П-образная;
  • конструкция стойки – квадратная исключает ошибку при повороте элемента вокруг оси.

Кроме этих отличий следует учесть факторы:

  • нитяные приборы начала выпускать компания Бош и Дженерал Моторс, затем появились взаимозаменяемые аналоги завода АПЗ и АОКБ Импульс;
  • внедрила пленочный ДМРВ Сименс, его скопировал Калужский НПП АВТЭЛ;
  • нить разогревается до 140 – 170 градусов, пленка до 100 градусов;
  • точность измерения пленочных модификаций ниже – 4%, нитяных выше – 1%;
  • между собой приборы взаимозаменяемые, но только вместе с пучком проводов, так как распиновка провода не совпадает.

В настоящее время нитяные датчики сняты с производства в Европе по ряду причин:

  • низкий уровень технологичности производства нити;
  • наличие корректирующих лямбда-зондов;
  • автоматическая тарировка пленок на продувочых установках.

Другими словами, производители пожертвовали быстродействием и высокой точностью ради значительного снижения себестоимости пленочных ДМРВ.

Внимание: Для пленочных датчиков принята схема подключения к контроллеру МИКАС-7.1 исполнения 241.3763-31. Эксплуатируются нитевые датчики ДМРВ МИКАС-5.4 и МИКАС-7.1 (исполнение 241.3763-01).

Существует датчик ДМРВ М отечественного производства с защитой от «переплюсовки», КЗ и кондуктивных помех.

В нитяные датчики по умолчанию заложен принцип самоочищения термозависимого элемента. После остановки двигателя ЭБУ самостоятельно подает на нить ток для разогрева до 1000 градусов в течение 1 секунды. Налипшая грязь при этом полностью выгорает.

Основные неисправности

В плёночном датчике практически нечему ломаться, поэтому они считаются «вечными». Спираль нитяных ДМРВ менее надежная, однако ремонту эти электронные устройства не подлежат в принципе, за исключением прочистки, замены. Помогут, как определить неисправность именно этого датчика, следующие симптомы:

  • самопроизвольное снижение мощности мотора;
  • снижение динамики разгона;
  • двигатель не заводится «на горячую»;
  • необоснованное стилем вождения увеличение расхода горючего;
  • загоревшиеся ошибки Check;
  • изменение оборотов ХХ в любую сторону, появление рывков;
  • машина глохнет при переключении скорости.

При диагностике низкого уровня сигнала возможны варианты:

  • отпал штекер;
  • оборвана питающая сеть;
  • окисление или обрыв массы;
  • обрыв провода сигнального.

Поскольку электроприбор не ремонтопригоден, но имеет простую конструкцию, диагностика может быть выполнена собственными силами по принципу увеличения ее сложности.

Диагностика ДМРВ

В принципе, датчик массового расхода воздуха не настолько критичен для запуска мотора, как, например, ДПКВ. Его можно отключить, выдернув разъем, ЭБУ перейдет в аварийный режим, будет определять порции воздуха в топливной смеси по другому датчику – положения дроссельной заслонки ДПДЗ.

Поэтому поломку определяют в несколько этапов по степени сложности:

  • осмотр визуальный и отключение датчика;
  • определение соответствия конкретной модификации ДМРВ прошивке ЭБУ;
  • диагностика тестером в режиме вольтметра.

Это позволит снизить трудоемкость процесса. Например, перед тем, как проверить ДМРВ тестером, следует убедиться, что датчик совместим с конкретным контроллером МИКАС, не производилась прошивка оригинальных мозгов.

Осмотр визуальный

Осуществляется проверка ДМРВ после обеспечения доступа к этому датчику. Для этого потребуется частично демонтировать элементы воздухозаборника (обычно гофра). Зная, как работает волюметр, визуально можно обнаружить механические повреждения или следы жидкостей/грязи в патрубке.

Масло попадает внутрь гофры из-за забитого маслоотбойника вентсистемы картера либо при повышении внутри него уровня смазки. При нарушении графика ТО машины на стенки патрубка попадает пыль и грязь, так как забивается фильтр воздушный.

После демонтажа датчика из корпуса фильтра воздушного входная сетка должна быть чистой. Если не ней имеется налет пыли, скорее всего, резиновое уплотнение было установлено не герметично, внутрь попадал не фильтрованный воздух. В любом из этих случаев работа ДМРВ по умолчанию нарушается.

Диагностика в движении

Следующая методика, как проверить датчик воздуха, позволяет выявить его работоспособность. Для этого не понадобится тестер и прочие инструменты:

  • диагностика ДМРВ производится после отключения разъема ЭБУ;
  • двигатель заводится, на панели загорается Check, указывая на неисправности датчика;
  • однако контроллер переходит в аварийный режим, обеспечивая работу ДВС;
  • если динамические характеристики мотора улучшились при поездке с отключенным датчиком воздуха, значит ДМРВ неисправен.

Внимание: Подобное отключение не является решением проблемы, эксплуатировать машину без датчика ДМРВ не рекомендуется.

Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ

По мере необходимости владельцы перепрошивают мозги ЭБУ для улучшения характеристик, получая при этом побочные проблемы. Например, если для контроллера МИКАС произведена прошивка ДМРВ может работать не корректно.

В этом случае говорить о неисправности датчика в принципе не верно, но его сигналы не предназначены для новой версии МИКАС контроллера, которую на него установили. Выявить в ДМРВ признаки неисправности в этом случае можно единственным способом:

  • изменить угол положения заслонки дроссельной (обычно 1 мм прокладкой возле упора заслонки);
  • отключить датчик ДМРВ при работающем двигателе (выдергивается фишка из разъема).

Если мотор не остановится, то причина в несовместимости МИКАС и ДМРВ. Придется искать снять ДМРВ поискать его аналоги для измененной версии контроллера.

Проверка мультиметром

Если на предыдущих этапах диагностировать неисправности датчика не удалось, и он совместим с версией используемого контроллера ЭБУ, производится проверка тестером по технологии:

  • мультиметр переключается в режим 2 В (вольтметр);
  • перед глазами размещается схема распиновки пучка;
  • включается зажигание, черный щуп тестера на массу, красный на желтый провод.

После чего при заглушенном двигатели мультиметром считываются показания с учетом факторов:

  • новый прибор покажет 0,99 – 1,01 В;
  • в пределах 1,02 В считается хорошим состоянием датчика;
  • 1,03 – 1,04 В свидетельствует об окончании эксплуатационного ресурса прибора;
  • больше 1,5 В говорит о необходимости замены.

Нижеприведенная таблица содержит параметры распиновки пучка:

Указанные симптомы можно диагностировать бортовым компьютером в группе параметров Uдмрв.

Очистка расходомера воздуха

Поскольку ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, этот электроприбор считается «расходным». Единого мнения по возможности очистки для восстановления работоспособности не существует, даже среди профессионалов СТО. Если владелец машины все же решил почистить ДМРВ самостоятельно, необходимо учесть нюансы технологии:

  • очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
  • запрещены ватные палочки и сжатый воздух;
  • чаще всего применяется WD-40 либо Air Senso Clean производителя CRC;
  • после извлечения прибора спрей наносится на него равномерно мощной струей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.

Установка ДМРВ на место возможна после высушивания поверхностей без использования фена.

Замена ДМРВ

Если после очистки не удалость восстановить работоспособность волюметра, двигатель работает неустойчиво, и потерял динамику разгона, следует заменить датчик. В руководстве каждого транспортного средства подробно описана замена ДМРВ штатного, выработавшего ресурс, идентичным датчиком.

Гораздо сложнее владельцам, на машинах которых стояли нитяные датчики, снятые с производства. Либо пользователь решил сэкономить, выбрав более дешевый пленочный ДМРВ. Устанавливая заменители, следует учесть нюансы:

  • вместе с ДМРВ нужно использовать новый пучок проводки;
  • в штатной версии прошивки снимаются чик-буксы с пунктов «Потенциометр СО» и «ДМРВ с прожигом»;
  • перекоммутация заключается в соединении 1 и 4 контактов на разъеме датчика.

В некоторых моделях машин придется выпаять из контроллера несколько деталей, и добавить новые полупроводниковые элементы, как на нижнем фото.

Таким образом, диагностика датчика ДМРВ возможна своими силами без посещения СТО. Зато при переходе на волюметр другой конструкции следует обратиться к специалистам, так как потребуется перепайка контроллера или перепрошивка ЭБУ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них