Психологические механизмы воображения. Понятие о воображении

Понятие агглютинации встречается не только в гематологии. — склеивание частичек крови под воздействием внешних воздействий, которые в повседневной жизни сами по себе не склеиваются. Данное явление довольно распространено в природе в целом и в человеческой природе в частности.

Воображение обладает активной внутренней природой. Стимуляторами этого процесса человека являются жизненная необходимость и различные мотивы. Осуществление стимуляции воображения происходит при помощи использования человеком психических действий, которые именуются созданием образов. К таким приемам и относится агглютинация.

Что касается агглютинации в психологии , или второе название комбинирование — прием, при котором происходит создание воображаемого образа при помощи объединения от исходных существующих в реальности объектов или их элементов в единое целое. Путем применения комбинирования созданы большинство сказочных образов, среди которых русалки, избушки на курьих ножках, кентавры и т.п.

Агглютинация в психологии: понятие, причины

Агглютинация в психологии представляет собой понятие характеризующееся явлением сплавления в единое целое различных мыслей, слов или их частей. Это явление наблюдается при выявлении у человека шизофрении или же при выявлении очаговых корковых нарушениях функций речи. Преобразование реальных объектов и самой реальности в воображении не является произвольным изменением, этот процесс имеет определенные пути, отображающиеся в способах, используемых при осуществлении преобразования.

Один из приемов — комбинирование, оно является достаточно распространенным приемом изменения человеческим воображением реальности. Он применим в научной деятельности, худтворчестве, техизобретательстве. Например, Л.Н. Толстой не скрывал что при создании образа Н. Ростовой — героини романа «Война и мир», одни элементы черт героини он взял от жены, а иные у родной сестры жены. Смешав их, и создав единое целое, он получил образ героини романа.

Агглютинация не представляет собой случайный выбор, а является подбором целенаправленным заранее продуманных черт. Писатель осуществляет его осознанно, при этом им руководит идея, замысел или композиция произведения. Иногда тенденция, которая определяет и регулирует новые сочетания элементов человеческого воображения, начинает работать неосознанно, но всегда присутствует и заключена в мотивах, которые определяют непосредственно воображение человека.

Сторонники атомистической концепции склоняются к тому, что комбинирование является единственным приемом, который преобразует деятельность человеческого воображения. Согласно этой концепции само комбинирование сведено к лишь новым сочетаниям и перегруппировкам элементов. Несомненным является тот факт, что для использования такого приема как агглютинация человеческим воображением ему требуется определенный опыт. Именно наличие опыта является той стартовой площадкой, которая позволяет использовать комбинирование в качестве приема для создания образов.

По этой причине можно утверждать, что чем богаче жизненный опыт, тем богаче человеческое воображение этого индивидуума . Но признание такой зависимости человеческого воображения от наличия опыта не должно приводить к тому, что комбинирование признается только, как прием, определяющий только перемещение и перегруппировки различных элементов. Такой подход большим количеством психологов считается ошибочным. При таком подходе агглютинация в психологии воспринимается как чисто механическое явление, приводящее к процессу перегруппировки уже известных и неизменных признаков.

Дело в том, что восприятие человеком действительности не заключается в понимании неизменных агрегатов. Все элементы реальности, которыми пользуется человеческое воображение, подвержены изменению и непостоянству и эти изменения являются многоликими и разнообразными.

Агглютинация в психологии является лишь тем механизмом, который позволяет подчинить воображение какой-то тенденции, которая определяет весь спектр комбинируемых признаков и придает им смысл.

Человек способен отражать не только зафиксированную в памяти информацию. Учитывая прошлый опыт, экстраполируя себя в будущее, она может нарисовать его в своем воображении из отдельных знаний, например, будущего тне человечества или образ человека, которого никогда не виделаа.

Представление - это обобщенный и отвлеченный отражение воспринятого предмета, явления и. МСеченов называл представление"средними результатами чувственного знания о предмете"

В психологии представление определяется как образ предмета или явления, воспроизведение сознания на основе прошлых впечатлений или благодаря воображению, то есть образа ранее воспринятого предмета или явления, а также образа, с созданного творческой воображение.

Физиологически возникновения представлений можно объяснить как действие определенного раздражителя, зафиксирован в процессе восприятия в коре головного мозга, и в следующем этот первый условно-рефлекторная связь может в оживляться, восстанавливаться, в результате чего возникает образ ранее воспринятого объекта, т.е. представлением.

Являясь обобщением конкретных предметов, представление может быть обобщением целого класса видов предметов, то есть это не элементарное явление, а явление, характеризующее более высокий уровень работы мозга л человека. Представление - высшая форма отражения в виде наглядно-образного знания, оно переходной ступенью от восприятия к абстрактно-логическому мышлениюя.

Представление делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Часто различные представления соединяются, образуя синтетический образ. Во многом представление определяются интеллектуально-мнестическими в особенностями личности. Встречается, хотя и редко, способность к воспроизведению во всех деталях образов предметов, не действуют в данный момент на анализаторе. Этот феномен называется ейдетизмом и чаще встречается в детском вицвіці.

Воображение - это процесс построения образов предметов и явлений на основе предыдущего опыта. Она существенно отличается от образной памяти. Образы воображения человек создает сам, они являются результатом восприятия. Таким ч образом, воображение - психический процесс, который может создавать на основе прямого (или косвенного) мышления, памяти отражения мира, новых мыслей, образов предметов и объявлениявищ.

Если перед человеком стоит задача воссоздать образы объектов, событий, которые были представлены в ее сознании раньше, то задействуются процессы памяти. Но если стоит задача создать новые образы или по-новому их соединить, то включается деятельность процесса мышления. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон образов, которые уже представлены в реальной действительности. Например, обра зи героев фантастических фильмов какой-то степени воспроизводят свои прототипы, которые реально существуют. А тот вид, в котором эти образы представлены в киноленте, они приобрели путем переработки исходного мате лу и дополнением его необходимыми деталями, в процессе деятельности представленийуяви.

Формы воображения

Агглютинация - объединение в создаваемом образе свойств и элементов образов других предметов

Примерами агглютинации является образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и головой животного)

Гиперболизация - чрезмерное преувеличение реального объекта или отдельных его частей или их количества

Схематизация - сглаживание различий между сравниваемыми объектами

Типизация - мысленное выделение существенного, повторяющегося в однородных образах

Обострение - мнимое подчеркивания отдельных признаков реального объекта

Перенос признаков - наделение образов нехарактерными признаками

На деятельность воображения большое влияние оказывают эмоционально-волевые факторы, действующие на личность. Представление желаемой мести может вызвать у человека положительные эмоциональные чувства, что может вывести человека из негативного состояниеу.

В процессе построения образа воображения функционирует несколько приемов - гиперболизация, применшування, схематизация, помещения предмета в необычную обстановку, комбинация (агглютинация) и т.д.

Путем гиперболизации и умаление создавались герои романа. Свифта - великаны и лилипуты. Путем отбрасывания, пропускания тех или иных частей воспринятого образа создаются схемы, карты местности. Новые и образы возникают также, когда человек представляет предмет вне обычной обстановкой, например, корабли в воздухе (рис 727.2).

Образы воображения могут появиться путем комбинации (агглютинации) уже существующих образов. С помощью такого механизма воображения люди создали образ кентавра, объединив образы человека и лошади (рис73). Иногда группу уються к образу предмета какие-либо не присущие ему части, например,. Янус с двумя лицомчями.

Проявления воображения наблюдаются уже в раннем возрасте ребенка. Правда, воображении детей дошкольного возраста часто свойственна недостаточная способность различать образы реального и воображаемого. Роль воображения в детском возрасте тонко в подметил. К. И. Чуковский. Он описал ребенка, которому родители не рассказывали сказок и тем самым не удовлетворяли его потребности в воображении. Ребенок сам придумывала их"То придумает, что к ней в комнату прихімнату прихо

Рис 72. Волшебный великан-дракон - любимый герой сказок большинства народов мира

Рис 73. В сказках много разных персонажей, является результатом агглютинации

см с визитом красный слон, то будто у нее есть подруга медведица. Кора, и, пожалуйста, не садитесь на стул рядом с ней, потому что - разве вы не видите?

В старшем дошкольном возрасте выражена более целенаправленная воображение. Затем, с приобретением человеком опыта, с каждым годом роль фантазии в жизни для нее растет. Без воображения вряд ли возможна творчество писателя, композитора, ученого. Они, по сути,"видят"мысленный образ. Настоящий писатель всегда переживает успехи и неудачи своих героев. Например,. М. Дикксис закончил роман"Лавка древностей"смертью героин и. Он писал, что мнимая смерть настолько поразила его, что он почти чувствовал себя убийцей. Важную роль воображение играет в процессе научных открытии процесі наукових відкриттів.

Физиологической основой воображения принято считать разбиение на элементы существующих нервных связей и объединения их в новые системы. Таким образом возникают образы, не совпадающие с предыдущим опытом, но и не оторваны от негоо.

Большую физиологическую роль в процессе воображения играет гипоталамолимбична система головного мозга. Учитывая особенности данной системы, которая отвечает за деятельность воображения, можно отметить, что воображение влияет и акож и на органические процессы, например, функционирования эндокринных желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ и т.д.. Представление о различных психические болезни может привести к тому, что практически здоровый человек начнет замечать у себя симптомы, существование которых сама же сначала представлялила.

Известный психолог и нейрохирург. О. Р. Лурия описал чрезвычайное экспериментальный факт:

"Достаточно было. Ш что-нибудь представить себе или, как он говорил, увидеть, и мы могли наблюдать удивительные изменения, видбувшийся в его теле. В специальных опытах мы могли видеть, как он повышал темпер ратуру левой руки на 1,5 градуса, для этого достаточно было"увидеть", что его правая рука лежит на плите, а в левой он держит кусок льда. Без огромных усилий он ускорял ритм работы сердца (представлений ляючы. Бегущий за трамваем) или замедлял его (видел, что спокойно лежит в постели) в него наблюдались явления депрессии а-ритма на электроэнцефалограмме, когда он, сидя в темноте эксперимент альной камеры, начинал видеть яркий пучок света. Он мог переносить удаление зуба без наркоза, потому что видел, что в кресле сидит другой и том, другом, а не ему рвут зуб а не йому рвуть зуб".

Психологи выделяют следующие виды воображения, как произвольная, непроизвольная, репродуктивная и творческая

У человека воображение может возникать произвольно и непроизвольно. Произвольная воображение проявляется, когда у человека образы и идеи возникают в результате волевых усилий или поставленной цели. В ходе ее проявлений процесс воображения конт тролюеться и направляется самим человеком. В основе этого процесса лежит умение произвольно вызывать или изменять нужные образы. Поэтому произвольное внимание, как правило, является активным процессом превращения образеазів.

Хирург, готовясь к сложной операции, создает ее картину. При этом он старается творчески проработать опыт других хирургов, новые достижения науки

Воображение называется непроизвольным, когда создание новых образов нс направляется специальной целью представить определенные предметы или события

Воображение зависимости от опыта, знаний, способностей, особенностей ума и других личностных свойств человека обогащает практику, в ней же она проходит проверку

Репродуктивная воображение заключается в создании новых для человека предметов или явлений, напоминающие те, которые человек когда-либо видела, или в воссоздании образа по словесному описанию предмета или чертежам. Репродук руктивных воображение стремится для точного воспроизведения образа, она широко используется в различных видах деятельности. В отличие от репродуктивной, при творческом воображении человек создает образы предметов, которых она ник оли не видела, например, образ снежной человекни.

Особой формой творческого воображения является мечта. В мечтах человек создает образы желаемого будущего. Мечта в жизни человека играет важную роль. В связи с этим. Д. И. Писарев отмечал, что если бы человек был совершенно поз збавлена??способности мечтать, если бы она не могла изредка забегать вперед и созерцать своим воображением в цельной и законченной картине то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - тогда до н и как нельзя было бы понять, какая побудительная причина заставляет человека начинать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизнижиття.

Способностью мечтать люди обладают в разной степени. Кроме того, индивидуальные различия людей проявляются в том, насколько мечта связана с реальностью, с ее осуществлением. В одних случаях мечты побуждают л человека к активной деятельности, в других - оставляют ее пассивной, в мире грез. В подобном состоянии могут находиться как здоровые, так и больные люди. Если в норме человек"купается в мечтах"через свою бездействия ьнисть, то в патологии это результат изменения психики под влиянием заболеваниям захворювання.

Непроизвольное воображение - более простая форма создания образов. Здесь они возникают без специальных волевых усилий человека. Так, глядя на облака, мы иногда самопроизвольно видим интересные изображения: поезд рухает ться, разных зверей, человека тощщо.

Непроизвольное воображение характеризуется пассивностью процесса своей деятельности. Связь потребностей личности и пассивной непроизвольного ее воображения выражается в феномене человеческого бред

яркого представителя этой категории людей изобразил. Гоголь в образе. Манилова. Почти все свое время. Манилов тратил на приятные, но безосновательные бред. Он никогда не пытался осуществить эти грезы. В ц этом иллюзорном жизни ему все удавалось, он был уважаемым человеком, на что не мог претендовать в реальной жизнитті.

Наиболее яркими проявлениями непроизвольного пассивной воображения, при ослабленный работе сознания и его расстройствах, являются галлюцинаций

Одним из проявлений углубления или расширения воображения выступает процесс фантазии. Фантазия глубже и ярче раскрывает процесс построения образа объекта. Фантазии присущи всем людям, только в разных формах их х проявления, и зависят от возраста и степени развития личности. Учитывая это, можно выделить ряд отдельных видов фантазий - детские, научно-познавательные, сексуальныеьні.

Роль фантазии возрастает по мере усложнения труда. Однако и в простейшем общении есть определенный элемент фантазии. Склонность к запредельного фантазирование очень резко обнаружена у истериков. При этом их фанта азии схожи с детскими, то есть создаваемые образы практически не отличаются от реальной действительности. Часто мнимое принимается за действительное, оно приобретает бесплодного, навязчивого характера. Медицинские работники должны учитывать то, что некоторые больные под влиянием прочитанных книг, увиденных кинофильмов или услышанных различных высказываний могут смешивать мнимые симптомы заболевания с настоящими. Эти ложные представлений ления приводят к серьезным патологическим изменениям личностистості.

При отдельных психологических расстройствах фантазирование может принимать форму бред или проявляться в виде бредовых фантазий. Так, известны случаи, когда человек под ситуативным влиянием болезненного воображения переутомление илювалася в зверя, например, делала из себя собаку, начинала лаятьи.

Агглютинация представляет собой создание новых образов путем соединения различных частей, качеств и свойств реальных объектов, несовместимых в повседневной жизни, или же включения привычного объекта в несвойственный ему ситуационный контекст.

Гиперболизация заключается в увеличении или уменьшении предмета, а также его отдельных частей (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик).

Типизация позволяет выделить существенное, постоянное в однородных образах и воплощать выделенное в конкретном образе (широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи).

Схематизация способствует слиянию отдельных предметов, при котором различия сглаживаются, а черты сходства проступают особенно отчетливо (создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Заострение (акцентирование) – способ подчеркивания черт, имеющих для конкретного образа существенное значение (При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры).

Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности

Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Англ. ученый Г. Уоллес выделяет четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Закономерности развития воображения

Первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь.

Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан возрастом, овладения речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Однако, из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того, чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, состоящий в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Механизмы воображения изучены очень слабо, в том числе и его анатомо-физиологическая основа (где в мозгу локализовано и т.д.). Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. В психологии различают активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение. Пассивное воображение возникает спонтанно, помимо воли и желания человека и подчинено внутренним факторам. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение характеризуется тем, что человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Воссоздающее воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков. Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества. (Рибо вывел: Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам).



Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком (но при этом в образе она творчески преобразуется).

Репродуктивное воображение – здесь воспроизводится реальность в том виде, в каком она есть (элементы фантазии).

Существуют также и другие виды воображения:

Сновидения – относятся к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Фантазии – это образы воображения, которые никак или мало соответствуют действительности.

Галлюцинации – это фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей действительностью (как правило, результат тех или иных нарушений психики или работы организма).

Грезы – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будующим.

Мечты - о ни обращены к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Воображение: понятие, функции, виды, операции (агглютинация, гиперболизация, типизация, схематизация, акцентирование)

Воображение - психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением.

Виды воображения:

  • - Активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • - Пассивное воображение - его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • - Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • - Репродуктивное воображение - ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  • - Образное представление действительности;
  • - Регулирование эмоциональных состояний;
  • - Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  • - Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация - создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование - выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация - наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

  • - Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
  • - Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта - самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

воображение психологический коллектив поведение