Разнообразие и значение ракообразных. Конспект урока "многообразие ракообразных и их значение" Сообщение о разнообразии ракообразных и моллюсков

Значение ракообразных в природе

Ракообразные играют большую роль в биологическом круговороте в водных экосистемах.

Планктонные рачки являются необходимым звеном в цепях питания морских животных. Они питаются, как правило, одноклеточными водорослями и органическими частицами, взвешенными в воде. В свою очередь, планктонными рачками питаются рыбы. Во всех водоемах основой питания рыб служат ракообразные, а также животные, которые ими питаются.

Пример 1

Беззубые киты поедают в большом количестве мелких рачков, выцеживая их из воды. Некоторые рыбы, такие как шпрот, сельдь, килька и др. питаются планктонными ракообразными всю жизнь. Донные рыбы используют в пищу мизид и бокоплавов.

Диаптомусы, циклопы, дафнии, бокоплавы являются основным кормом пресноводных рыб.

Равноногие раки питаются в основном детритом, растительными остатками, способствуют процессам деструкции органических остатков. Поэтому играют существенную роль в качестве сапрофагов в биоценозах.

Ракообразные принимают участие в биологической очистке вод, являясь самой большой группой биофильтраторов и детритофагов. Рачки очищают воду, отцеживая ее грудными конечностями. Так, рачки каланусы как фильтраторы питаются очень мелкими организмами или одноклеточными водорослями.

Мокрицы способны перерабатывать растительные остатки, при этом удобряя почву органическими соединениями, улучшать структуру почвы. Среди ракообразных встречаются виды:

Пример 2

Значение ракообразных в жизни человека

Ракообразные являются важным объектом промысла. Они используются человеком в пищу. Наиболее важен промысел крабов, креветок, лангустов. На Дальнем Востоке в пищу употребляют раков-богомолов. Морских ракообразных используют для приготовления белковой пасты. Промысел крупных ротоногих ведется в Индийском и Тихом океанах. Промысел десятиногих ракообразных в мире достигает 700 тыс. тонн в год. Больше всего добыча ведется в Японии, Китае, Индии, США. В России добывают креветок, камчатского рака, речных раков. Ракообразные, употребляемые человеком в пищу, являются источником витаминов A и D, железа, кальция, цинка. Укрепляется нервная система, улучшается зрение, уменьшается риск появления новообразований.

На рыбоводных заводах в большом количестве разводят мелких рачков в качестве корма молоди и рыб (отряд беспанцирные).

Пример 3

Рачки артемии разводят как корм для аквариумных рыбок, в настоящее время широко используются для откорма молоди осетровых рыб на рыбоводных заводах. Ветвистоусые также являются кормовой базой для многих видов рыб. Дафнии разводят для откорма мальковых рыб.

Ценный корм для рыб представляют бокоплавы. В России проводятся работы по акклиматизации бокоплавов к водоемам, где они раньше не обитали.

В процесс линьки ракообразные сбрасывают известковый экзоскелет, который постепенно откладываясь на дне, участвует в формировании залежей мела и известняка.

Некоторые виды ракообразных используют в качестве биомониторов и биоиндикаторов. Для биоиндикации чаще всего применяют планктонные формы и речной рак. При этом определяются физические параметры, ионный состав воды, ее пригодность в пресных экосистемах.

Циклопы, с одной стороны, играют важную роль, являясь ценным кормом для рыбы и ее молоди, а, с другой стороны, предстают промежуточными хозяевами гельминтов ришты и широкого лентеца.

Некоторые виды мокриц наносят существенный вред, разрушая деревянные постройки.

Замечание 1

Виды ракообразных, ведущих прикрепленный образ жизни (к примеру, морские желуди), наносят урон судам, нарастая на днищах и разрушая конструкции. Рачки древоточцы способствуют разрушению в море деревянных сооружений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Многообразие ракообразных, их роль в природе Речной народ живет спокойно, Размеренно здесь жизнь бежит, Вон рыбки плавают фривольно, Вон рак под камнем днем лежит. Он здесь один из очень важных, Он ночью любит погулять, По дну реки всегда отважно Он ходит речку проверять. В воде он чистой только бродит, И в грязной жить не станет он Все знают, если рак уходит - Стал значит грязным водоем. С.А. Антонюк

2 слайд

3 слайд

Описание слайда:

Низшие раки Циклопы - промежуточные хозяева широкого лентеца и ришты. Дафнии. Артемия обитает в очень соленых водоёмах. Щитни живут в пересыхающих водоемах и лужах

4 слайд

Описание слайда:

Низшие раки перешедшие к сидячему образу жизни Морской желудь Цемент, удерживающий балянуса на субстрате, очень прочен, выдерживает температуру свыше 200°С. Его не берут ни сильные кислоты, ни щелочи, ни органические растворители. Чарльз Дарвин долгие годы изучал этих необычных животных и посвятил им 4-томную монографию «Усоногие рачки».

5 слайд

Описание слайда:

Низшие раки перешедшие к сидячему образу жизни Морская уточка Один из видов ракообразных, обладает способностью накапливать в своём организме бром – довольно токсичное вещество, для того, чтобы защититься от хищников.

6 слайд

7 слайд

Описание слайда:

Мокрицы – ракообразные довольно неприятного вида. У этих безобидных ракообразных довольно интересный способ размножения, а точнее оплодотворения. Сначала все как обычно – при совокуплении у самки семенники наполняются семенем. Затем, по прошествии некоторого времени, самка линяет, немного перестраивая организм для вынашивания яиц, и часть семени оплодотворяет яйца. Эти яйца вынашиваются, а после вылупления из них маленьких мокриц, оставшийся запас семени поступает к яйцам для оплодотворения и процесс повторяется. Таким образом, от одного спаривания самка производит два потомства, храня запас семени, пока не выведется первое поколение.

8 слайд

Описание слайда:

Пальмовый вор У пальмового вора сильные клешни, которыми он может отсечь человеку палец. В брюшном отделе рак хранит запасы воды. Продолжительность жизни пальмового вора составляет примерно 60 лет.

9 слайд

Описание слайда:

Манящий краб Гигантская клешня служит крабу для нескольких целей: отпугивание врагов, привлечение самок и как надежное охранное средство своей норки. С помощью левой клешни они едят, засовывая небольшие кусочки в рот. Если по каким-либо причинам она отпала, то через несколько линек отрастет заново и даже может вырасти больше предыдущей. На весь этот период крабы стараются лишний раз не вылезать из своих норок.

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Маленькие крабы-боксёры. Прозвище они получили за особые отношения с актиниями, которые охотятся с помощью стрекательных клеток. Крабы подбирают актиний и держат их в клешнях с целью защиты. Актинии, в свою очередь, благодаря крабам получают мобильность, ведь самостоятельно передвигаться они не могут. Это даёт им возможность захватывать своими щупальцами большее количество пищи.

12 слайд

Описание слайда:

Йети-краб - это представитель "меха и теплоты". Вид у него очень необычный - лапы и клешни полностью покрыты "шкурным покровом". До сих пор нет ни одного изречения от исследователей, для чего же предназначена такая "шубка".

13 слайд

Описание слайда:

"Гигантский краб-паук". Он, и в правду, уж очень внушаемых размеров. Вес его уверенно стремится к отметке в 20 кг. А вот клешни в "распластанном" состоянии имеют почти 4 м в длину.

14 слайд

Описание слайда:

До середины 19 века омары считались пищей американских бедняков, использовались как удобрение и приманка для рыбы. Но затем интерес гурманам к этим ракообразным стал быстро расти, и теперь омары - признанный деликатес. Интересно то, что более вкусные омары с мягким панцирем стоят дешевле особей с жёстким панцирем, мясо которых уже не такое нежное. Это связано с тем, что мягкотелых омаров нельзя перевозить на большие расстояния, а отведать можно только в районах непосредственной ловли.

Подкласс жаброногие включает собственно жаброногих и листоногих.

1. Отряд жаброногие . Для встречи с представителями этого отряда не нужно ехать к морю, они живут в чистых лужах, в колдобинах, в маленьких водоемах. Их яйца прекрасно выдерживают засуху. Соленую воду предпочитает жаброног артемия, а его личинки идут на корм аквариумным рыбам.

2. Отряд листоногие . К нему относятся известные дафнии , составляющие часть планктона. Передвигаются листоногие при помощи пары ветвистых усиков. Имеют один сложный глаз и один простой глазок. По весне дафнии размножаются партеногенезом и дают только самок, а самцы появляются к осени. Отложив оплодотворенные яйца, дафнии гибнут. К листоногим относятся также пресноводные щитни , которые за прошедшие с момента их возникновения 200 миллионов лет почти не изменились.

Подкласс максиллоподы включает веслоногих, усоногих, карпоедов.

1. Отряд веслоногие . Яркий представитель - одноглазый циклоп. Веслоногие плавают при помощи антенн и грудных ножек.

2. Отряд усоногие . Его представители - морские желуди, морские уточки - прикрепленные животные, хотя их личинки свободноживущие. Усоногие возводят известковый домик с несколькими створочками, и из него выбрасывают наружу плети для захвата пищи.

Подкласс высшие раки включает равноногих, разноногих, ротоногих, десятиногих.

1. Отряд равноногие (изоподы). Его представители - сухопутные мокрицы, пресноводные водяные ослики. Эти мелкие ракообразные имеют овальное тело, снабженное короткими, примерно одинаковыми ножками.

3. Отряд ротоногие (раки-богомолы). Обитатели морей, достигают длины более 30 сантиметров, имеют невероятно сложно устроенные глаза.

4. Отряд десятиногие . Большой отряд, в который входят самые известные представители ракообразных: речные раки, крабы, омары, креветки и др. Самый крупный представитель отряда - гиганский японский краб, длина тела которого достигает 80 сантиметров, а размах устрашающих клешней - 3 метров. В России самым крупным десятиногим является камчатский краб, у которого тело с футбольный мяч, а клешни размахиваются на метр.

Значение ракообразных

1. Прежде всего, ракообразные имеют пищевое значение . Омаров, раков, крабов в промышленных масштабах добывает человек. Мелкие рачки составляют планктон и питают морских жителей. В рыборазводных хозяйствах они служат кормом для рыб.

2. Ракообразные являются хорошими фильтраторами воды. Они поглощают плавающие частички органики.

4. Усоногие ускоряют процесс ржавления корабельных корпусов, увеличивают трение днища о воду.

5. Также ракообразные выступают промежуточными хозяевами гельминтов - например, в теле циклопов поселяются широкие лентецы.

1 Многообразие ракообразных, их значение в природе и в жизни человека

Россия, Нижегородская область, Володарский район, р.п. Ильиногорск

МАОУ СОШ № 53

Учитель биологии

Бердникова Елена Георгиевна

Многообразие ракообразных, их значение в природе и в жизни человека

Тип урока: усвоения новых знаний

Методы и приемы урока: частично-поисковый с элементами эвристической беседы, работа с дополнительной литературой, исследовательский, информационно-коммуникационный, метод проектов, составление кластеров и синквейнов, работа с таблицей.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Задачи урока:

  1. Образовательная: расширение знаний учащихся о многообразии ракообразных, выяснение их образа жизни в связи с местом обитания, выявление особенности строения, формирование знаний об их практическом значении и значении в биоценозах.
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса и любознательности, развитие умения и навыков работы с дополнительной литературой, развитие умения выделять главное, структурировать, систематизировать изученный материал, делать выводы, развитие коммуникативных способностей.
  3. Воспитательная: формирование у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи и взаимопонимания, привитие культуры общения и труда.

Технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные.

Оборудование и материалы: ИКТ-средства: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация в программе РowerPoint с материалами к уроку (см. приложение), таблица «Систематика ракообразных».

План урока:

  1. I. Организационный момент (1 мин.)
  2. II. Актуализация знаний (3 мин.)

Эвристическая беседа

  1. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Работа с изучаемыми объектами.

  1. Подготовка к первичному восприятию нового учебного материала. (1 мин.)
  2. V. Усвоение новых знаний (15-20 мин.)

Заполнение таблицы

Обмен информацией между группами

  1. Домашнее задание (1 мин.)
  2. Закрепление знаний (4 мин.)

Синквейны.

  1. Контроль и самопроверка знаний (5 мин.)

Выбор верных суждений.

  1. Подведение итогов урока (3 мин.)
  2. X. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Учитель настраивает учащихся на рабочий лад, приветствует.
  2. Учитель задает учащимся вопросы:
    1. Какую тему урока мы изучали на предыдущем уроке.

Учащиеся: Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности речного рака.

Учитель предлагает назвать общие признаки типа Членистоногие.

Учащиеся называют признаки: членистоногие двусторонне-симметричные животные, тело сегментировано , состоит из головогруди и брюшка (ракообразные) или головы, груди и брюшка (пауки и насекомые) и покрыто хитинизированной кутикулой , которая распадается на более твердые щитки.

Выясняется от кого произошли Членистоногие. Учитель предлагает доказать происхождение Членистоногих.

Учащиеся объясняют, что членистоногие произошли от кольчатых червей. Это доказывается наличием многих общих для этих типов животных черт строения:

  1. Сегментация тела
  2. Строения нервной системы в виде брюшной нервной цепочки
  3. Сходство кровеносной системы с главным сосудом, лежащим на спинной стороне тела.
  4. Присутствием у некоторых членистоногих видоизмененных метанефридиев.
  1. Проверка домашнего задания. Интерактивная доска работает в режиме презентации.

Учитель предлагает карточки-задания для работы в паре и фронтальную работу классу.

Выберите правильный вариант ответа (учащиеся работают на интерактивной доске, отмечая правильные варианты ответа):

1. Тело рака состоит из:

А) головы, брюшка, груди

Б) головы, брюшка,

В) головогруди и брюшка.

2. Количество ходильных ног рака:

А) 5 пар, Б) 3 пары, В) 4 пары.

2. Клешни рака – это:

А) вторая пара ходильных ног,

Б) первая пара ходильных ног,

В) ногочелюсти,

Г) видоизмененные усики.

3. Органы зрения ракообразных:

А) простые,

Б) сложные,

В) простые и сложные.

4. К выделительной системе рака относятся:

А) зеленые железы,

Б) метанефридии,

В) половые железы

Учащиеся работают устно, аргументируя свой ответ.

Проверяется правильность выполнения заданий, выполненных в паре. Необходимо подписать части объекта. Работа на интерактивной доске.

  1. Подготовка к первичному восприятию нового учебного материала (задаётся 3 и 4 вопросы, связанные с систематикой). Учитель предлагает закончить предложения. Учащиеся подписывают недостающие понятия на интерактивной доске.
  2. Длинные и короткие усики речного рака называются антенны и антеннулы.
  3. В основании антеннул находится небольшой пузырек – статоцист.
  4. Ракообразных насчитывают 30-35 тысяч видов.
  5. Представителей класса объединяют в две крупные группы: низшие и высшие ракообразные.
    1. Усвоение новых знаний. Учитель формулирует тему и цель урока.

Затем учитель предлагает выступить учащейся класса по ранее полученному заданию, которая проводила мини-исследование по проблеме «Систематика ракообразных» (слайд презентации и таблица с классификацией). Учитель совместно с учащимися делают вывод о сложной, разветвленной классификации ракообразных и поэтому объектами изучения будут являться: десятиногие раки, равноногие, ветвистоусые, усоногие, веслоногие. Учитель и учащиеся делают вывод о том, чем высшие раки отличаются от низших раков: у высших раков имеется панцирь.

Учитель, работая в интерактивном режиме, вместе с учащимися обозначают вопросы, на которые необходимо дать ответ. Строится кластер (карта мысли).

2. Представители.

3. Место обитания и образ жизни.

4. Особенности строения.

5. Значение.

По данному плану учащиеся работают в группах, причем каждая группа (всего 5) описывают тот или иной отряд ракообразных. Ребята получают карточку-задание-ориентир, где прописан алгоритм действия, и дополнительные источники информации (статьи, энциклопедии).

В течение 5-7 минут учащиеся класса выполняют следующее:

  1. Внимательно читают задание.
  2. Изучают содержание статей и выделяют главное.
  3. Чертят и заполняют таблицу.
  4. Представляют структурированный материал в виде таблиц (проговаривают вслух).
  5. Обмениваются информацией. На экране проецируются представители отрядов ракообразных.
  6. Ребята противоположных групп дополняют содержание таблицы.

На экране: проецируется примерное заполнение таблицы «Многообразие и значение ракообразных»

Систематическая

группа

Представители

Место обитания и образ жизни

Особенности строения

Значение

Ветвистоусые

Пресный водоем,

зоопланктон

Перемещаются в толще воды скачками

Тело (1-3 мм) дафний заключено в полупрозрачную двустворчатую раковину. Двуветвистые усики с щетинками.

Корм взрослой рыбы и молоди

Веслоногие

Пресный водоем

Длина 1-8 мм. Имеют непарный лобный глазок. Движение за счет первой пары неразветвленных усиков.

Корм рыбам, промежуточный хозяин широкого лентеца.

Усоногие

морской желудь

морская уточка

Моря, океаны

Сидячий образ жизни

Размеры их варьируют от высоты 0,3 см диаметра 7–10 см при высоте 12–15 см. Известковый панцирь или известковые чешуи

Повреждают корабли

Равноногие

На суше, во влажных местах, ведут скрытый образ жизни.

Тело овальное, сверху выпуклое, первая пара усиков недоразвита и очень мала, вторая сильно развита. Пластинчатые брюшные ножки с ветвистыми впячиваниями – типа трахеи

Десятиногие

речной рак

креветки,

крабы, лангусты

рак-отшельник

Пресные водоемы

Моря, океаны, в прибрежной зоне, на дне глубина 5 км.

Головогрудь, брюшко (укороч. – крабы, удлин.-креветки).

Крупных размеров омары, лангусты

Звенья в цепи питания, симбионты, некрофаги, объект промысла

  1. Домашнее задание.

На экране выписаны все понятия темы урока. Учитель предлагает дома на основе этих понятий составить кластер и изучить стр. 148-149.

  1. Закрепление изученного материала. Учащиеся работают индивидуально, составляют синквейн (пятистрочие)

1 строка – 1 существительное

2 строка - 2 глагола

3 строка - 3 прилагательных

5 строка – метафора

Например:

парит обитает

пресноводная микроскопическая питательная

Служит хорошим кормом для рыб

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Выберите верные утверждения:

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания и выставляют отметку в дневник.

  1. Подведение итогов урока.

Учащиеся формулируют вывод урока.

Разнообразен и прекрасен мир ракообразных, которые в свою очередь являются вторым звеном в цепи питания в реках, озерах, морях и океанах

  1. Рефлексия.

Необходимо отметить на шкале (от -5 до +5) свое отношение к уроку. По оси X от «не чему не научился до многому научился», по оси У от «не полезно, не интересно до полезно, интересно). Учащиеся, работая в интерактивном режиме на доске, ставят отметки.

Таким образом, представляется целая картина, выражающая отношение учащихся к уроку.

Карточка-задание-ориентир

I. Работа в группе.

1.Внимательно прочитайте статью.

2. Выделите главное по плану.

3.Заполните таблицу.

«Многообразие ракообразных, их значение»

Систематическая

группа

Представители

Место обитания и образ жизни

Особенности строения

Значение

4.Представьте изученный материал.

5.Заполняйте таблицу по мере изложения материала.

II. Работа в паре (или индивидуально)

Составьте синквейн (пятистрочие)

1 строка – 1 существительное

2 строка - 2 глагола

3 строка - 3 прилагательных

4 строка – предложение по существу (4 слова)

5 строка – метафора

Карточка-задание

  1. Подпишите наружные органы речного рака
  2. Подпишите внутренние органы речного рака.

Ветвистоусые раки

ДАФНИИ (водяные блохи), беспозвоночныхе ветвистоусые ракообразные. Длина 1-3 мм. 26 видов, распространены широко, в стоячих и медленно текущих пресных водах. Тело дафний заключено в полупрозрачную двустворчатую раковину. На второй паре их длинных двуветвистых усиков образуются многочисленные разветвления, покрытые мелкими щетинками. Делая резкий взмах усиками, дафнии перемещаются в толще воды скачками. За это они получили свое второе название - водяные блохи.

Служат кормом мелким рыбам и малькам. Дафнии разводят на рыбоводных заводах. Дафнии - один из стандартных объектов для тестирования токсичности водных растворов химических соединений, применяемых в исследовании загрязнений водной среды. Сушеные и живые дафнии нередко используются как корм для аквариумных рыб или насекомых, содержимых в террариумах.

Значение ветвистоусых ракообразных в жизни стоячих пресноводных водоемов очень велико. Они служат излюбленным и весьма питательным кормом для многих рыб, как взрослых, так и молоди, и истребляются рыбами в огромном количестве. В кишечнике рипуса из уральского озера Уайльда оказалось 47 тысяч босмин и 8,5 тысячи дафний. Чудской сиг, снеток, ряпушка, молодь судака, амурского сазана и многих других рыб питаются главным образом ветвистоусыми ракообразными. Питательность этого корма очень высока: содержание белка в теле дафнии достигает 50 процентов, а жира 11 процентов по весу. Многие морские рыбы также в большом количестве поедают ветвистоусых.

Отряд веслоногие ракобразные

Отряд Усоногие

Морские формы, ведущие во взрослом состоянии прикрепленный образ жизни, как, например, морские желуди, настолько прочно обрастающие камни, сваи и другие твердые поверхности, что удаление этих животных с днищ кораблей превращается в трудоемкий и долгий процесс.

Усоногие встречаются по всему миру, достигая максимального обилия в солоноватых прибрежных водах. Размеры их варьируют от высоты 0,3 см у некоторых видов рода Chthalamus до диаметра 7–10 см при высоте 12–15 см у Balanus nubilis .

МОКРИЦЫ, подотряд преимущественно наземных ракообразных отряда равноногих. Длина 1-50 мм. Ок. 1000 видов. Распространены широко, обитают во влажных теплых местах. Иногда вредят парниковым и поливным культурам; в лесах полезны.

Тело овальное, сверху выпуклое, первая пара усиков недоразвита и очень мала, вторая сильно развита. Имеют пластинчатые брюшные ножки, на которых глубокие ветвящиеся впячивания кожи, напоминающие трахеи.

Многочисленные представители (18 родов и более 250 видов) живут на суше (хотя некоторые и держатся преимущественно у берегов пресных или солёных вод) по большей части во влажных местах: под камнями, под лежащим на земле деревом, в погребах и т. п. Днём они прячутся и выходят на поиски пищи вечером или ночью. Питаются растениями, частью разлагающимися, частью живыми и могут иногда приносить некоторый вред огородным растениям (но вместе с тем они поедают и вредные растения).

Высшие раки.

Десятиногие ракообразные

Десятиногие ракообразные распространены чрезвычайно широко. Они населяют все океаны и моря, от уреза воды до глубины около 5 км. Особенно богата видами десятиногих тропическая мелководная фауна. В пресных водах обитают общеизвестные речные раки, а в тропических и субтропических странах - крабы и креветки. Наконец, в тропиках обычны сухопутные десятиногие - крабы и сильно видоизмененные раки-отшельники.

По образу жизни и по внешнему виду десятиногие весьма разнообразны. К этому отряду принадлежат плавающие креветки с длинным мускулистым брюшком, ползающие по дну крабы, брюшко которых подвернуто под грудь, раки-отшельники, прячущие свое спирально извитое брюшко в пустые раковины брюхоногих моллюсков, также ползающие по дну речные раки, омары и лангусты, обладающие подобно креветкам длинным симметричным брюшком, и некоторые другие.

Десятиногие - весьма подвижные животные. По способу передвижения их можно разделить на плавающих и ползающих, причем к первым принадлежат почти все креветки, а ко вторым остальные. Резкой границы между этими группами нет. Большинство креветок может не только плавать, но и ползать по дну или растениям, а среди таких типичных ползающих десятиногих, как крабы, известно обширное семейство крабов-плавунцов.

Десятиногие используются в пищу людьми и интенсивно добываются почти во всех странах. За рубежом добывают много различных десятиногих, из которых на первом месте стоят креветки. Меньшее значение имеет промысел настоящих крабов, особенно развитый в США. Их продают свежезамороженными, вареными и в виде консервов, причем высоко ценятся недавно слинявшие особи. Из других десятиногих считаются деликатесом лангусты и омары. Запасы европейского омара подорваны промыслом, и Канада экспортирует в Европу довольно значительное количество американских омаров. Для восстановления запасов омара производится его разведение в специальных садках. Наша страна использует десятиногих еще совершенно недостаточно. Нет сомнения в том, что в будущем их промысел у нас значительно возрастет.

Многообразие и значение ракообразных

Многообразие ракообразных

Десятиногие. К этому отряду относится речной рак , а также крупные морские раки - омары (массой до 15 кг) и лангусты (у них отсутствуют клешни). Омары прячутся днём в расщелинах и норах, а ночью отправляются на поиски пищи. Большой и мощной клешнёй они без труда раскалывают раковины моллюсков и улиток. Другой клешнёй, более мелкой, хватательной вытаскивают мягкое тело жертвы и поедают её. В среднем длина омара составляет 25 см, а масса - 500 г. Известны и гигантские экземпляры - свыше 80 см.

В отличие от омара, у лангуста есть более твёрдый панцирь - окрашенный в яркий, красновато-коричневый цвет и густо усеянный шипами. У лангуста имеются также длинные усики, зато отсутствуют клешни на грудных ножках.

креветки . Некоторые из них передвигаются по дну, другие активно плавают в толще воды при помощи брюшных ножек.

В этот же отряд входят раки-отшельники . У них мягкое несегментированное брюшко. Раки-отшельники прячутся от врагов в пустых раковинах морских улиток, всё время таская раковину с собой, а при опасности полностью скрываясь в ней, прикрывая вход сильно развитой клешней. Известен симбиоз ракаотшельника с актинией, которая прикрепляется подошвой к его раковинеубежищу. Своими стрекательными клетками актиния защищает себя и рака от врагов, пользуясь, в свою очередь, остатками пищи рака.

К десятиногим ракам относятся и крабы . У них широкий, но короткий головогрудной панцирь, очень короткое брюшко подогнуто под головогрудь. Впереди - короткие усики. Передвигаются крабы чаще всего боком. Многие крабы способны жить на суше (в условиях влажного тропического климата).

Листоногие, или Ветвистоусые. К этому отряду принадлежат хорошо известные аквариумистам мелкие рачки - дафнии длиной около 3-5 мм. Они живут в небольших водоемах - лужах, прудах, озерах. Все тело (за исключением головы) у дафний заключено в прозрачный хитиновый панцирь-раковинку. Сквозь хитиновые покровы виден большой сложный глазок и постоянно работающие грудные ножки, которые обеспечивают ток воды под панцирем. У дафнии имеются большие ветвистые усики. Взмахивая ими, она прыгает в воде. Поэтому дафний иногда называют "водяными блохами". Питаются дафнии находящимися в толще воды простейшими, бактериями, одноклеточными водорослями.

Равноногие. Отряд включает в себя кроме других представителей небольшое сухопутное животное - мокрицу . Она обитает в сырых местах, например под камнями, в погребах и подвалах. Живущая в наземно-воздушной среде мокрица дышит атмосферным воздухом при помощи видоизмененных жабр - карманов, которые расположены на брюшных ножках. Поэтому она может жить только во влажной среде, а в сухом воздухе мокрица гибнет. В пресных водоемах обитает небольшой рачок, отдаленно напоминающий мокрицу, - водяной ослик .

Разноногие. Этот отряд состоит из небольших (вплоть до нескольких сантиметров) рачков, плавающих на боку, за что их называют бокоплавами . Используя разные ножки, рачки могут плавать, ходить по дну водоемов и по влажному грунту берегов, а также прыгать.

Усоногие. Представители этого отряда - небольшие ракообразные, во взрослом состоянии ведущие прикрепленный образ жизни, например морские жёлуди и морские уточки . Они живут в море. Все тело их покрыто известковой раковинкой-домиком. Чаще всего раковинка прикрепляется к камням, панцирям крабов, днищам кораблей, коже китов. Свою добычу (мелкие планктонные организмы) усоногие ловят при помощи длинных грудных ножек, которые высовываются из раковинки и быстро втягиваются обратно.

Значение ракообразных

Люди используют ракообразных в пищу, в качестве объекта промысла служат крабы, раки, омары, лангусты, креветки, криль и др. Промысел десятиногих раков в мире достигает почти 700 тыс. т в год. Их очень ценят за вкусное и питательное мясо клешней и брюшка.

Интерактивный урок-тренажёр (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)