Римская мифология. юпитер

Создали для себя антропоморфных богов, но не удосужились придумать для них интересные, увлекательные, поучительные, поэтические и красивые истории жизни и деятельности, как это сделали эллины. Их боги были исключительно функциональны. Впоследствии римляне, глубоко почитавшие своих небожителей, сделали религию строго зарегулированной и приспособленной к чистой практике. В их пантеоне можно выделить трех главных божеств - это бог Юпитер, богиня Юнона, его жена и богиня Минерва, его дочь.

На Капитолийском холме

В центре Рима был воздвигнут огромный храм. Он был самым большим и древним. В нем служили, причем бесплатно, жрецы-понтифики. На эту почетную должность их избирали. Не будучи посредниками между людьми и богами, они только толковали волю богов и приносили жертвы. Они знали, как надо исполнять и объяснять религиозные законы и обряды. Все было сковано железной дисциплиной.

Малейшее отклонение от обряда могло навлечь несчастье. Время принесения жертвоприношений, обращений и обрядов было заключено в четкие ритуальные формы.

Бог Юпитер изображался в виде грозного достойного мужа средних лет с бородой, сидящего на троне, предположительно в венце из лавровых листьев, со всеми знаками своего могущества и сана: скипетром, орлом и молнией. Молнию ему выковал умелый во всех ремеслах бог Вулкан.

Истоки религии

Род и семья - вот что послужило основанием для появления религии древних племен. Римляне считали, что бог Юпитер - владетель солнечного света, дождя и засухи, помогает земледельцам. Поэтому перед проведением посевных работ и после сбора урожая винограда и жатвы в его честь устраивались большие празднества на Капитолийском холме, на которых состязались конники и атлеты.

Обитель Юпитера и выражение его воли

Высоко в горах, сокрытых облаками и тучами, живет могущественный владыка - бог Юпитер. Весь мир, все народы, населяющие землю, и каждый человек подвластны ему. Когда он выпускал орла или грохотал раскатами грома и испускал молнии, то это означало, что так он выражал свою волю. Участок земли, куда попадала молния, считался священным. Там его жрецы совершали кровавую жертву с черной или белой овцой. Главный понтифик впадал в священный транс и к нему приходило видение - зачем послана молния. Если Юпитер был из-за чего-то разгневан, то жертвой становилась черная овца, а если доволен, то белая.

Кроме того, жрецы узнавали его повеления, гадая и глядя на:

Так Юпитер распоряжался земными делами - он посылал знаки своей воли. А люди чтили его, устраивая праздники каждый месяц - иды. Четверг, центральный день в неделе, посвящался Юпитеру. Так римляне еще и еще раз подчеркивали его главенство во всем. Как выглядел бог Юпитер? Фото изображений бога во всем его величии - ниже.

Распорядитель

Со временем у Юпитера стала усложняться система функций. Их, в конце концов, набрался почти десяток. Только жрецы до тонкостей знали их все. А простой римлянин мог задать вопрос: «Юпитер - бог чего?» Ответы он получал у понтификов, что это бог:

Римляне-завоеватели

Отправляясь на очередную войну, а Рим вел непрерывные захватнические войны, латиняне непременно испрашивали разрешения у своего повелителя. Полководцы молили Юпитера о победе. Риму нужны были все новые и новые рабы для обработки поместий и слуги в домах, и просто награбленные у других народов богатства. Рим жил войной за господство над всем миром. Почти все свободные граждане служили в армии, дисциплина в которой была строжайшей. Все доспехи убитых вражеских военных начальников привозились в Рим и торжественно приносились в дар Юпитеру. Это считалось самой богатой военной добычей. Для латинян Юпитер, бог войны и победы, был главнейшим божеством. Когда полководец с победой возвращался на родину, то он был одет в тяжелую пурпурную одежду, подобную одежде Юпитера, с его инсигниями, то есть знаками могущества и власти. А его лицо было окрашено в алый цвет киноварью. После торжественного входа в город процессия направлялась в главный храм на Капитолийском холме. Двери всех храмов были открыты, и все боги как бы присутствовали на церемонии. Там приносилась благодарственная жертва - часть из добычи, взятой на войне. К ногам бога войны Юпитера с головы победителя возлагался лавровый венок, предположительно из золотых листьев.

Это был триумф, который представлял собой превосходившую все фантазии церемонию. После этого начинались Великие игры. В древние времена они шли всего один день, позже было не мене двух недель праздников и цирковых представлений. Народ со всех сторон сбегался посмотреть на борцов, на диковинную звериную охоту и бег колесниц. Развлечения были грубыми, как грубы были в те времена нравы. Но народ никогда не отказывался от впечатляющих зрелищ: из Африки привозились звери, например львы, с которыми боролись обученные люди. Это была жестокая забава, которая возбуждала толпу.

Позднее эллинистическая культура объединилась с представлениями римлян, и теперь Зевс и Юпитер для наших современников слились в единое целое, как Гера и Юнона, как Афина и Минерва.

Юпитер – бог неба в Древнем Риме. Еще он был покровителем дневного света и грозы. Римляне считали его отцом других богов. В принципе он соответствовал греческому богу Зевсу, но выделялся он чрезмерной строгостью. Люди верили, что Юпитер больше всего защищает Рим, поэтому его главный храм находился именно на Капитолийском холме. Другие города также воздвигали у себя храмы этого божества.

Что известно о боге Древнего Рима Юпитере?

Отцом этого бога считается Сатурн, а матерью – Опс. Юпитер был главой над другими богами, которые были для него советниками. Решения главного покровителя на землю передавали августы. Не боялись нарушать волю Юпитера только богини судьбы парки. Греки считали его покровителем императоров, поэтому все важные государственные события проходили в капиталистическом храме. Внешность Юпитера описывали по-разному. Изображали его бородатым стариком, похожим на Зевса и молодым парнем с кудрявыми волосами. Неизменно было то, что восседал он на троне, который находился на парусе. Одет он в ниспадавшие складки материи. В одной руке он держит огненные стрелы или скипетр, а в другой находится статуя Ники. Рядом с троном сидит орел, который указывает на власть бога.

Римский бог Юпитер соединял в себе несколько функций. К примеру, считали его покровителем земледелия и виноградарства. Охранял он свободу и границы, а еще называли его богом войны и победы. Поскольку он считался небесным божеством, ему ежемесячно посвящали дни полнолуния. В это время римляне обязательно приносили в жертву овцу белого цвета. Как уже было сказано, Юпитер является повелителем грозы и бури. Именно раскатами грома бог выражал собственную волю. Мог это также осуществлять и орел – птица посвященная Юпитеру. Место, в которое попадала, пущенная им , становилось священным. Просили римляне у него дождя для оплодотворения земли и для хорошего урожая. Чтобы поблагодарить бога, люди устраивали несколько массовых праздников: перед посевом, после жатвы и во время сбора урожая. Самым главным торжеством в честь бога войны Юпитера считался триумф. В это время в Рим въезжал полководец-победитель. Такие праздники могли длиться в течение нескольких дней. Чтобы сам бог не позавидовал полководцу, солдаты пели про него разные смешные песни, тем самым указывая на его место. Победители непременно приносили щедрые дары в храм владыки.

Греческий бог Юпитер был всевидящим и никто не мог от него ничего скрыть. Его ассоциировали с верностью клятвы. Отсюда появилось выражение «Клянусь Юпитером». Такую клятву давали только при важных делах, а нарушивших ее ожидала смертельная кара. Связано с этим богом также такое понятие, как ауспиции – гадание по полету птиц. Римляне верили, что Юпитер может видеть будущее и давать различные предзнаменования. Перед каждым важным делом проводили такие гадания, а толкования считали законом. К примеру, если птица появлялась с левой стороны – это хороший знак, что дело будет удачным. Кстати, чем больше птиц, тем удачливее сложатся события. Самым лучшим знаком считался появившийся орел.

В честь древнеримского бога Юпитера два раза в год устраивали капитолийские игры. На них римляне соревновались в разных . Считали этого бога покровителем влюбленных. Ни одна свадьба не проходила без клятв верности этому богу. Во время проведения праздников урожая, римляне славили бога и благодарили его за урожай. Кроме этого, они дарили друг другу подарки и приглашали за стол бедных и рабов, а это символизировало, что перед Юпитером все равны. Что касается личной жизни, то женой этого бога была Гера, но это совершенно не мешало ему заводить интрижки с другими богинями и с обычными смертницами.

Статуя Юпитера (в руках богиня победы Виктория). Эрмитаж, II в н.э.

Литература

  • Мифологический словарь. М., 1990.
  • Словарь античности. М., 1989.
  • Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М., 1988.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юпитер (бог)" в других словарях:

    - (Jupiter). Римское божество, соответствовавшее греческому Зевсу. Он царь неба, от которого зависят все небесные явления, властитель мира, управляющий судьбой народов и государств. Он считался главным покровителем римского государства; его… … Энциклопедия мифологии

    - «Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см. У этого термина существуют и другие значения, см … Википедия

    - «Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр, 1811 год, масло, 330×257 см. Юпитер (лат. Iuppiter) в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует… … Википедия

    - (лат. jupiter). 1) у римлян главный бог, сын Сатурна и Реи, соответствующий греческому Зевсу. 2) самая большая планета солнечной системы, с пятью спутниками. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЮПИТЕР… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); божество, небожитель. См. идол, любимец.. в бозе почивший, воссылать молитву к богу,… … Словарь синонимов

    - (Juppiter, Jupiter) древне италийский Бог небесного светаили светлого неба, с его атмосферными явлениями дождем и грозою,податель плодородия, изобилия, победы, помощи, исцеления, высшийисточник и охранитель правопорядка, верности, чистоты и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    1. ЮПИТЕР, а; м. [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: верховный бог, владыка богов и людей (в греческой мифологии Зевс). 2. Пятая, самая большая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Марсом и Сатурном. 2. ЮПИТЕР,… … Энциклопедический словарь

    См … Словарь синонимов

    Юпитер - Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер. Мрамор. 1 в. н.э. Эрмитаж. Юпитер в мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В мифах древних римлян бог неба, дневного света, грозы, царь богов. Отождествлялся с древнегреческим Зевсом. Юпитер покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда (виналии), в честь него перед посевом устраивали… … Исторический словарь

Изучая мифологию Римской империи, легко было запутаться среди имен и родственных связей многочисленных божеств. Ситуация осложнилась, когда римляне, завоевав очередную территорию, прибавляли к собственному пантеону божеств, которым поклонялся покоренный народ. Новым богам часто давали и становилось трудно разобраться, кто из них кто. К примеру, верховные греческий и Зевс и Юпитер в мифологии отождествляются, однако у них разное происхождение и сферы влияния.

Пантеон богов в Римской империи

Войска римлян завоевали много стран, в том числе и Грецию. Но в отличие от других народов, греки смогли завоевать своих захватчиков на культурном уровне. В первую очередь эллинистическому влиянию подверглась религия римлян.

Со временем греческие божества были объединены с римскими и переименованы. Так, Зевс-громовержец стал верховным богом римлян по имени Юпитер.

Древняя мифология содержит упоминания, что с развитием культа этого божества ему приписывались все новые и новые «обязанности». Как и у греков, у римлян супругой Юпитера была его родная сестра - богиня материнства и супружества Юнона (Гера). От этого брака родились (отец основателей Рима близнецов Ромула и Рема) и Вулкан (Гефест).

У Юпитера были (Аид), Нептун (Посейдон) и сестры-богини Цецера (Деметра, родила ему дочь Прозерпину), Веста (Гестия). Несмотря на равное происхождение, эти боги подчинялись Юпитеру. Также существовала целая масса других более мелких божеств вроде камен (музы), граций (хариты), фавнов и других.

Верховное божество древних греков - Зевс

В греческой мифологии верховным божеством был Зевс-громовержец.

Его отцом был могущественный титан Кронос и его родная сестра Рея. Титан боялся, что один из отпрысков свергнет его с престола. Поэтому, как только Рея рожала ему дитя - он проглатывал его. Однако третий его был спасен матерью, и когда подрос, восстал против отца, спас ранее проглоченных им братьев и сестер. Объединившись с киклопами, гекатонхейрами и некоторыми титанами, дети Кроноса свергли отца и его сторонников, взяв власть над миром в свои руки.

Поначалу Зевс намеревался сам править всем, однако спасенные им старшие братья Посейдон и Аид тоже имели право на власть. Тогда с помощью жребия братья-боги разделили между собою сферы влияния: Посейдон получил моря и океаны, Аид - подземный мир, а Зевс - небо и землю. Хотя сыновья Кроноса были равны, но Зевс все равно почитался верховным божеством, хотя против него иногда восставали.

Несмотря на то что Зевс был сильнейшим среди богов, он не был всеведущим и всемогущим. Как и люди, он зависел от судьбы, был ее хранителем и исполнителем, но не властелином. Зевс почитался греками самым сильным и благородным из богов. Обычно он изображался как гордый мускулистый бородатый мужчина. Неотъемлемым атрибутом этого божества были молнии, а символами - орел и дуб.

Принято считать, что ранее Зевс был также почитаем в Индии под именем Дьяуса, а позже был «позаимствован» греками. Поначалу Зевс считался богом погоды и небесных явлений и совершенно не был похож на человека. Однако с развитием мифологии он стал более походить на человека, и ему стали приписывать типичные человеческие черты характера, поступки, а также родословную.

Римская мифология: Юпитер

Культ царя богов и людей Древнего Рима Юпитера существовал еще у латинян.

Считается, что изначально это был культ бога этрусков Тин. Позже его переименовали в Юпитера. К сожалению, практически не сохранилось информации о его культе на заре Римской империи, однако достоверно известно, что у этого божества не было родителей. С развитием империи развивалась и ее культура и мифология. Юпитер начал отождествляться с греческим Зевсом, и по аналогии ему создали родословную: отец - бог земледелия Сатурн, которого он сверг, а мать - богиня жатвы Опа.

Круг обязанностей у Юпитера был значительно шире, нежели у Зевса. Он не только заведовал погодой и правил всеми существами в мире, но и был богом войны, дарующим победу. Римляне полагали, что являются «любимчиками» Юпитера, поэтому им удается завоевывать все больше земель. Культ Юпитера был невероятно распространен в Риме, ему строились храмы и приносились щедрые жертвы. Также в начале осени каждый год устраивались грандиозные празднества, посвященные этому божеству.

После прихода христианства в Римской империи культ Юпитера, как и прочих богов, был упразднен. Однако еще долгое время римляне тайно почитали это божество.

С появлением так называемой «народной религии», когда христианство стало подстраивать под себя языческие верования и обряды, Юпитер стал отождествляться с Ильей-пророком.

Отличия римского и греческого верховных божеств

Многое позаимствовала из греческой римская мифология. Юпитер, между тем, хотя и отождествлялся с Зевсом, отличался от него.

В первую очередь он более строгим и серьезным богом. Так, к примеру, Зевс часто любил отлынивать от своих обязанностей, а о его любовных похождениях гласит чуть ли не большинство греческих мифов. Юпитер же, хотя тоже был не прочь поразвлечься с красивой богиней или женщиной, не уделял этому столько времени. Вместо этого Юпитер был увлечен войной. В сферу влияния верховного божества входили обязанности, которые у греков выполняли боги войны Афина Паллада и Арес.

Если у греков Зевс управлял молниями и громом, то у римлян Юпитер был также божеством обоих небесных светил. Кроме того, Юпитер считался богом урожая, особенно благосклонным к виноградарям.

Мифология: Юпитер и Венера - любимые божества римлян

Если Юпитер был любимым богом римлян и их главным покровителем, то Венера - любимой богиней.

Как и большинство исконно римских божеств, Венера поначалу была не человеком, а явлением природы - богиней наступающей весны. Однако постепенно она превратилась в покровительницу красоты и любви. Венера была дочерью Цела - божества неба. В греческой же мифологии Афродита была дочерью верховного божества Зевса и богини дождя Дионы.

Римляне считали Венеру матерью Энея, потомки которого основали Рим. Особое развитие культ этой богини приобрел при который называл богиню прародительницей рода Юлиев.

Прошло много веков с тех пор, как был упразднен культ римских и греческих богов. Сегодня для большинства всего лишь интересная сказка древние божества и мифология. Юпитер, Венера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран и Плутон сегодня ассоциируются с названными в их честь планетами солнечной системы. А в свое время они были почитаемыми целыми народами могучими божествами.


ЮПИ ТЕР (Juppiter, Jovis Pater, от iuvare, «помогать», первоначально Diovis, «блестящий», Diespiter, Dispater, «отец дня», отсюда его жрец - flamen dialis), в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы (его эпитеты: «молниеносный», «гремящий», «дождливый»), царь богов, отождествляющийся с греч. Зевсом . По теории Ж. Дюмезиля, Юпитер - индоевропейский бог магической царской власти в древней триаде Юпитер, Марс , Квирин . По мнению Дж. Фрейзера, Юпитер - дух дуба и вообще деревьев, откуда его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). В песне салиев его эпитет Луцетий (от lux, «свет»), ему были посвящены дни полнолуний - иды (Macrob. Sat. I 15, 14). Почитался на возвышенностях и в виде камня (Юпитер Лапис) (Serv. Verg. Aen. VIII 641). Функции Юпитера были разнообразны, т.к. он совместил в себе черты местных италийских богов. Он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии (Ovid. Fast. IV 683), ему перед посевом устраивал трапезу (daps) земледелец, откуда Юпитер Дапалис, и как таковой он мог быть покровителем отдельных имений, пагов. Он считался гарантом верности клятве (Dius Fidius; Aul. Gell. I 21, 4); как Юпитер Термин - хранителем границ, как Юпитер Либертас и Юпитер Либер - защитником свободы. Как Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель он был богом войны и победы, что связало с ним обычай триумфа, когда победоносный полководец в одежде и с инсигниями Юпитера с выкрашенным в красный цвет лицом (как у статуи бога) на квадриге в сопровождении солдат и граждан отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру благодарственную жертву из взятой на войне добычи и сложить к его ногам свой лавровый венок. С триумфом и победами были связаны и посвященные ему Великие, позже Римские игры. Как царь богов Юпитер имел при себе совет из богов, «сотрудничающих, помогающих» и решал все земные дела, посылая авгурам знаки своей воли. Культ Юпитера был очень древен, о чем свидетельствуют многочисленные табу, наложенные на фламина Юпитера. Значение культа Юпитера особенно возросло после открытия храма на Капитолии, посвященного Юпитеру, Юноне и Минерве. Юпитер с эпитетом «наилучший, величайший» (Optimus, Maximus) становится богом римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы Капитолийской триаде. При империи Юпитер стал покровителем императоров, что способствовало распространению его культа во всех провинциях и в войске. С ним отождествлялись туземные верховные небесные боги, а с распространением восточных культов боги Сирии, Малой Азии и др. По мере усиления монотеистических тенденций Юпитер рассматривался не только как верховный, но как единственный бог («все полно Юпитером»), как душа или разум мира, эфир, всё порождающий и принимающий в себя.