Родительское собрание на тему: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ РАСТРОЙСТВ»

Основная цель учителя-логопеда заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное всестороннее его развитие.

Направления логопедической службы:

1. ранняя диагностика нарушений в речевом развитии; обследование устной речи;

2. проведение индивидуальных коррекционных занятий;

3. совместная работа учителя- логопеда с родителями (родительские собрания, консультации, стенды)

4. взаимосвязь логопеда с узкими специалистами, педагогами.

5. консультации врачей и пролечивание детей.

Одно из важнейших направлений в работе с детьми - развитие речи. Учителю начальных приходится иметь дело с естественными возрастными особенностями речи детей. Преодоление таких недочетов не представляет особых затруднений. Но и приходится иметь дело с патологическими недостатками речи (например, с картавостью при короткой уздечке языка, с плохой речью на почве тугоухости, ст.ф дизартрии, дислалии, заиканием, гнусавости). В таких случаях необходимо прибегнуть к помощи врачей (сурдолога, психоневролога, стоматолога). Врач лечит, оперирует, протезирует, тем самым создает благоприятные условия для развития правильной речи. А логопед в последствии обучает ребенка правильным речевым навыкам, т. е. вырабатывает в его мозгу правильные условные связи.

Ребенок рождается еще не сформированным мозгом, развитие которого осуществляется на протяжении всей жизни под воздействием различных раздражителей. Мозг новорожденного ребенка содержит около 100 биллионов нервных клеток. Нервные клетки растут, образуют системы. Которые обеспечивают контроль различных функций, таковых, как слух, зрение, движение, речь, интеллектуальное развитие и т. д. А чем больше разнообразных импульсов поступает в мозг, тем успешнее развиваются умственные способности ребенка.

Обратите внимание на слайд с человеком Пенфилда

Человек Пенфилда

На рисунке наглядно, в образной форме представлены проекции всех частей тела в двигательной области коры головного мозга. Большой палец и рот человечка изображены гротескно. Почему?

Доказано, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от пальчиков рук (т.к. эти зоны расположены близко др. от др.). Эти данные показывают о взаимосвязи развития мелкой моторики пальцев рук и большого пальца, артикуляционной моторики с развитием звукопроизношения.

Поэтому для профилактики речевых нарушений, должно быть всестороннее развитие с раннего возраста. И в этом должны быть заинтересованы вы родители. Только нужно желание, а желание у вас есть.

Светлана Москаленко
Родительское собрание «Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста»

Предупреждение речевой патологии у детей раннего возраста .

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

Направления профилактической и развивающей логопедической работы с детьми раннего возраста

Можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста .

1. Формирование моторной сферы :

2. Развитие высших психических функций :

3. Развитие импрессивной речи : понимания слов, обозначающих предметы , действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций ; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи : лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы , признаки, действия и т. д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно -практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем ;

Теоретические основы развития речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников

В общем, виде их взгляды исследователей на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом :

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности ;

Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для саморазвития речи.

Обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, лексическими, грамматическими, но в сфере формирования общения детей друг с другом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) Отсюда существенной задачей становится не только формирование культуры речи, но и культуры общения.

Основная задача развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа , и развитие их коммуникативных способностей (заметим, что индивидуальные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики).

Структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);

Функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой задачи, и меняются методы обучения.

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей раннего (дошкольного) возраста

Организация полноценной речевой среды

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном, взрослых - родителей , членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., сначала механического (рефлекторного, а затем все более и более осознанного, необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. Влияние прежде всего выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды : правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений , выставок, концертов и т. д. В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий. Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог; каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет , явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза. Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи. Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения - работа по подготовке артикуляционного аппарата. Организация работы по развитию артикуляционного аппарата. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный комплекс упражнений.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6- 8 раз

Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания .

Родителям следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей , как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с воспитанниками (в зависимости от возраста , от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры :

Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;

Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

Сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол» );

Дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания , но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Профилактика заболеваний ЛОР-органов - важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания , меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например : хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению речевых нарушений .

Дыхательная гимнастика

Для профилактики и лечения этих заболеваний, а также формирования правильного носового дыхания необходимо ежедневно проводить дыхательную гимнастику.

Работа по развитию лексической стороны речи у ребенка дошкольного возраста и активизации его словаря

Работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать , сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова , обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, стекло, широко используются загадки и описание предметов , их свойств Качеств, действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы :

а) родитель называет предмет , действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и предлагает повторить его ;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом (Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят , ориентируясь на его внешний вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

Развитие связной речи

В пересказывании литературных произведений дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Игры и упражнения признаны активизировать детскую поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье , лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов , активизируют словарь детей . Они формируют у детей практические навыки : умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение , различить оттенки в значении слов.

Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое может иметь игровую форму.

По результатам обследования детей 4-5 лет, в группе "Сказочная" выявлено наибольшее количество воспитанников и нарушениями звукопроизношения. В связи с этим, мною была предпринята инициатива выступить на родительском собрании.Тема моего выступления была направлена на профилактику речевых нарушений.

Факторы успешного развития речи ребёнка


От эмоционального общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
От общения ребёнка со сверстниками
От строения артикуляционного аппарата
От речи взрослых (как образец для детей)
От развития мелкой моторики
От чтения детям художественной литературы
От игр ребёнка со взрослыми и сверстниками

Характеристика речи детей пятого года жизни

Главное направление в развитии речи детей на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Дети в этом возрасте осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связанной и последовательной;

В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения:

ü Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

ü У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

ü Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулок - привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы, растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы ребёнка.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей), учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Советую создать дома детскую библиотеку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Если ваш ребёнок искажает слова – не бойтесь остановить его и поправить, сказать слово так, как его необходимо говорить .

Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают детей к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Причины нарушения речи? Что делать?

Если Ваш ребенок не произносит звуки С-З, Ш_Ж, Щ,Ч,Р_Л в словах, не может повторить за вами слова или словосочетания,

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой..

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

Перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

Внутриутробные инфекции

Гипоксия плода (недостаток кислорода)

Хронические заболевания матери

Осложнения во время родов: асфиксия (обвитие плода пуповиной), узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды

Заболевания ребенка до 1 года

Ухудшение экологии

Социальные причины

Для профилактики общего недоразвития речи у детей важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:

Развитие правильного дыхания

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие артикуляционной моторики

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Развитие артикуляционной моторики

Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.

Развитие правильного дыхания

Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.

Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.

Развитие мелкой моторики

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. Еще во втором веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Японцы считают, что на кистях рук расположены точки, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы и ЦНС. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга, а известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев»

В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

«Профилактика речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте с применением инновационных технологий»

Цель: познакомить родителей с инновационными способами профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте

  • 1. Дать представление родителям о понятиях «Речевые нарушения; профилактика речевых нарушений».
  • 2. Познакомить родителей с традиционными методами профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте.
  • 3. Показать роль инновационных технологий в профилактике речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте.
  • 4. Способствовать возникновению у родителей желания использовать элементы инновационных технологий для профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте

Оборудование: раздаточный материал с описанием упражнений.

План проведения собрания

  • 1. Выступление учителя-логопеда:
    • · Актуальность вопроса «Профилактика речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте с применением инновационных технологий»;
    • · Основные речевые нарушения, их краткая характеристика;
    • · Традиционные методы профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
    • · Инновационные технологии профилактики речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
  • 2. Демонстрация практических упражнений и заданий
  • · совместное с родителями выполнение упражнений с элементами инновационных технологий для профилактики речевых нарушений;
  • · Круглый стол в форме «вопрос-ответ»;
  • 3. Подведение итогов собрания.

Методическая новизна данной работы заключается в создании нового формата отношений родителей и специалистов дошкольных учреждений, включающего практическое внедрение элементов инновационных технологий при работе с родителями, их обучение на основе демонстрации специалистами приёмов использования современных способов профилактики речевых нарушений, формирование положительного отношения к инновационным современным технологиям в работе с детьми.

Эффективность применения подобной методической разработки в практической деятельности специалистов дошкольных образовательных учреждений проявляется в:

  • · повышении эффективности отношений родителями и дошкольным образовательным учреждением, в котором находится их ребёнок;
  • · развитии высокого уровня ответственности родителей при выполнении рекомендаций, специалистов дошкольных учреждений;
  • · реализации комплексного подхода в профилактике речевых нарушений в среднем дошкольном возрасте
  • · повышении социального статуса дошкольного образовательного учреждения
  • · соответствие условий, требований, методов возрасту и индивидуальным особенностям.
  • 1. Выступление учителя-логопеда.

В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Статистика показывает, что среди дошкольников процент, страдающих нарушениями речи достигает 20 - 25. Более чем у 30% детей в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести (алалия, недоразвитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, дислалия, дислексия, заикание и др.). Некоторые из этих расстройств с возрастом компенсируются. Однако, наиболее сложные из них остаются на долгие годы и существенно влияют на жизнедеятельность человека. Количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи в дошкольном возрасте необходимо уделять большое внимание. В последнее время актуальными стали вопросы применения наряду с традиционными - нетрадиционных методов профилактики речевых нарушений. О них сегодня и пойдёт речь

К основным речевым нарушениям относятся наиболее типичные несовершенства звукопроизношения, ка то:

  • - смягченность речи ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка")
  • - замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка")
  • - замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять")
  • - оглушение звонких звуков ("шук" -- "жук")

В русском языке детям с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же. Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах.

К традиционным методам профилактики речевых нарушений относятся следующие способы:

  • · Артикуляционная гимнастика
  • · Развитие фонематического слуха
  • · Развитие мелкой и общей моторики
  • · мелкая и общая моторики
  • · формирование импрессивного и экспрессивного словаря ребёнка

Одной из инновационных методик профилактики речевых нарушений, является «Кинезиология». Если говорить простым языком, это наука, позволяющая развивать умственные и физические способности детей через выполнение определенных двигательных упражнений. Если говорить о кинезиологии чуть более научным языком, то кинезиология - это наука о межполушарном взаимодействии, то есть взаимодествии правого и левого полушарий головного мозга.

Кинезиологи (это люди, занимающиеся данной тематикой), считаю, что когда нарушается взаимодействие в работе полушарий головного мозга, у ребенка возникает, так называемая «координационная неспособность к обучению» и для ее устранения, необходимо вновь наладить совместную работу левого и правого полушария. И кинезиология, как раз и направлена на данную работу. То есть, под воздействием комплекса определенных двигательных упражнений, у ребенка наблюдается:

  • · Развитие межполушарного взаимодействия;
  • · Синхронизация или синхронная работа полушарий;
  • · Развитие общей и мелкой моторики;
  • · Развитие памяти, внимания, воображения, мышления;
  • · Развитие речи;
  • · Формирование произвольности;
  • · Снятие эмоциональной напряженности;
  • · Создание положительного эмоционального настроя;
  • · Профилактика дислексии и дисграфии;

Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга.

Где применяются кинезиологические упражнения?

Кинезиологические упражнения можно использовать на занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдение следующих условий:

  • · доброжелательная обстановка
  • · проводится систематично, без пропусков;
  • · от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • · упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 6-8 недель по 15-20 минут в день

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • · ускорение темпа выполнения,
  • · выполнение упражнений с закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
  • · подключение движений глаз и языка к движениям рук
  • · сочетание упражнений из двух направлений, например дыхательных и двигательных упражнений

Родительское собрание на тему:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений»

Подготовила: учитель-логопед Ягфарова А.Ш.

2016 год

Форма проведения: круглый стол

Участники : заведующий, зам.зав по ВМР, воспитатели групп среднего возраста, учитель-логопед, родители

Цель : раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Задачи : познакомить родителей с особенностями и проблемами развития речи детей среднего дошкольного возраста и методами и приёмами её развития; проанализировать речевое развитие детей групп; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Практикум по темам:

а) выступление воспитателя на тему: «Влияние мелкой моторик на развитие речи дошкольников».

б) выступление воспитателя на тему: «Как развивать правильное дыхание».

в) выступление воспитателя на тему: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

г) выступление воспитателя на тему: «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

3.Встреча родителей с учителем-логопедом.

4.Заключительная часть.

Ход собрания:

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека - речи. Тема собрания: « Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений ». Вам будут предложены различные задания, воспитатели ознакомят с нормами речевого развития детей данного возраста, также проведут мастер-классы по развитию мелкой моторики, правильного речевого дыхания и будет показаны элементы артикуляционной гимнастики. Надеемся, что вы примите в их выполнении активное участие.

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Многие дети на пороге школы испытывают серьезные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные.

Итоги анкетирования. Для Вас была предоставлена анкета, проанализировав результаты мы пришли к выводу, что

Логопед : - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть:

    Грамотной

    Понятной

    Выразительной

    Осмысленной

    Богатой

А что же получается на самом деле

Но в реальности в современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – у некоторых большая редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вопрос родителям: С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

Ответ: - Это бедная речь с односложными предложениями, неумение составлять правильные предложения, объединять их в рассказ, не выразительная речь, плохая дикция, нарушенное звукопроизношение, сниженный фонематический слух.

Сегодня воспитатели покажут приемы и методы работы по профилактике речевых нарушений. Огромную роль при формировании правильной речи играет развитие мелкой моторики. Эту тему нам раскроет воспитатель 14 группы Хусаинова Разина Маратовна.

Особую роль при формировании звукопроизношения играет правильное дыхание . Эту проблему нам раскроет воспитатель средней группы

Приложение 1

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Воспитатель средней группы Закиева Зульфия Саматовна расскажет вам об играх в которые можно играть дома.

«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома». Приложение 2

Логопед: Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.

У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью

артикуляционной гимнастики. О значении артикуляционной гимнастике нам расскажет Харисова Гульнара Талгатовна.

Выступление воспитателя Харисовой Гульнары Талгатовны «Артикуляционная гимнастика-это интересно и полезно»

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. Язык главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, признаваясь ему: «Смотри у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и всё получится.
Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-4минут. Необходимо начинать с простых упражнений и не следует предлагать ребенку более 2-3 упражнений за раз. Для каждой нарушенной группы звуков есть специальные упражнения, такие упражнения проводятся на индивидуальных логопедических занятиях. Но также есть упражнения которые могут проделывать дети дома с родителями а в детском саду с воспитателями.

При выполнении упражнении применяются различные игровые приемы: сказка, музыкальное сопровождение, красочные картинки. Сегодня мы с вами тоже попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Наши Язычки будут гулять в зоопарке. Артикуляционная гимнастика так и называется «Сказка про то, как язычок в зоопарк ходил»

Памятки по выполнению артикуляционной гимнастики

Выступление учителя-логопеда Ягфаровой А.Ш.

В нашем детском саду функционирует логопедический пункт.. Работа ведется по следующим направлениям:

Коррекция звукопроизношения;

Работа над грамматическим строем речи;

Развитие мелкой моторики, правильного речевого дыхания;

Развития связной речи.

В первую очередь в нем коррекционную помощь получают дети подготовительных групп. На данный момент мною обследованы средние группы охвачено 57 детей. Причинами нарушения речи могут быть следующие факторы:

Проблемы во время беременности или во время родов, также вторичные причины это удары, падения, простудные заболевания, несвоевременное лечение каких-либо заболеваний. Если у вашего ребенка имеется, нарушение речи необходимо обратится к невропатологу, психиатру, детскому врачу, дефектологу и к логопеду. Процесс исправления может варьировать от 2-3 месяцев до двух лет, все зависит от индивидуальных особенностей и возможностей самого ребенка, от выполнения домашних заданий. В логопедический пункт зачислены дети со сложными нарушениями, родители будут предупреждены, для комиссии необходимо принести амбулаторную карту.

Логопед: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Логопед: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Логопед: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго.

Заключительная часть

Подведение итогов .