Секрет древних правильное нанесение крестного знамения. Крестное знамение

О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ И НАТЕЛЬНОМ КРЕСТЕ

П очему важно осенять себя крестным знамением?

Совершая на себе знамение Креста, христианин, во-первых, приводит себе на память, что он призван следовать стопам Христовым, перенося во имя Христово скорби и лишения за свою веру; во-вторых, он укрепляется силою Креста Христова на брань со злом в самом себе и в мире; и в-третьих, исповедует, что ждет явления славы Христовой, Второго Пришествия Господа, которое само будет предварено явлением на небе знамения Сына Человеческого, согласно Божественным словам Самого Господа (Мф. 24:30): этим знамением, по единодушному разу-мению Отцов Церкви, будет величественное явление на небе Креста.

Как правильно осенять себя крестным знамением?

По принятой в настоящее время Русской Православной Церковью традиции для совершения крестного знамения парьцы можно складывать двумя способами:

1) Троеперстно - три первых пальца (большой, указательный и средний) правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони; крестятся сложенными тремя пальцами.

2) Двоеперстного (так крестились до XVII в) - два первых пальца (указательный и средний) прижимают друг к другу и вытягивают, немного согнув средний палец, а три остальных (большой, безымянный и мизинец) складывают вместе; крестятся вытянутыми двумя пальцами.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные пальцы кла¬дут сначала на лоб - для освящения ума, затем на чрево (живот) - для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи - для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким об-разом изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевернутый крест - нижний его конец становится короче верхнего. Крестное знамение надо совершать осмысленно и с молитвенным призыванием Господа.

Нельзя осенять себя крестным знамением поспешно, небрежно, не касаясь пальцами лба, а лишь делая движение рукой в направлении его. «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48:10).

О тех, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяют¬ся, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху или по груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы ра­дуются» . Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и не-спешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В чем заключается смысл крестного знамения?

Полагаемое на себя или изображаемое на себе движением руки крестное знамение есть молчаливое, но открытое, исповедание веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают, что Сын Божий после сошествия на землю стал Человеком, будучи Богом, то есть это выражает две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую.

Крестное знамение напоминает:

О том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;

Во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;

В-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;

В-четвертых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;

И, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетований Ис-купителя, заключающихся в Евангелии.

Какую силу имеет изображение на себе крестного зна¬мения?

Крестное знамение дает душе крепость и силу отгонять и по-беждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Когда надо осенять себя крестным знамением?

Крестное знамение символизирует призывание имени Божия, и поэтому оно совершается обычно при словах: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» или при любом другом начале молитвы. Также оно символизирует славословие Бога и совершается при словах: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу» или при другом каком-либо славословии и в конце молитвы.

Итак, осенять себя крестным знамением следует в начале мо¬литвы, во время молитвы и после ее окончания, а также при приближе¬нии ко всему святому: при входе в храм, при лобызании креста, икон, святых мощей. Верующие крестятся перед началом всякого дела и по¬сле его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом, в моменты опасности, в горе, в радости и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

В православных магазинах и церковных лавках сегодня не-трудно найти много подходящих книг и брошюр на эту тему.

Можно предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня», творения святого Космы, составленое Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редак-цией профессора И.Н. Корсунского.

Почему надо носить нательный крест?

Православные христиане должны обязательно носить крест, чтобы не отступать от древнейшей христианской традиции. Когда над человеком совершается Таинство Крещения, рукою священника надева-ется крест, и мирская рука не должна дерзать его снимать.

Крест является вещественным свидетельством принадлежности человека к Христовой Церкви. Одновременно он является острым оружием в духовной борьбе: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеж¬дой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низла¬гающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, на¬ходишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку - украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не прибли- жится телеси твоему (Пс. 90:10)» (преподобный Ефрем Сирин).

Смысл ношения на себе креста раскрывается в словах апостола Павла: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19).

Какой выбрать крестик - золотой или серебряный?

Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая.

Можно ли носить неосвященный крестик?

Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестоо-бразно. Но принято нательные крестики освящать в церкви.

Можно ли носить крестик на цепочке?

Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

Можно. Крест - это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

-‘ Нательный крест - знак принадлежности к Церкви Христо¬вой, а знаки зодиака, обереги, амулеты - свидетельства о привержен¬ности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:14-16).

Надо ли снимать крест при мытье в бане?

Крест сопутствует человеку всю жизнь. Можно лишь при не-обходимости заменить его. На операцию или в баню можно надеть на себя освященный деревянный крест.

Человек, который снимает с себя нательный крест или после Крещения вообще его не носит, страдает маловерием и отсутствием на-стоящего церковного сознания. О человеке безнравственном на Руси говорили: «На нем креста нет». Иногда одного взгляда на святой крест бывает достаточно для того, чтобы прояснилась замутненная память, и в душе пробудилась угасшая совесть.

Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный?

Православная Церковь одинаково почитает как восьмико-нечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста - вопрос не догматический, а исторический и эстетический.

Это старообрядцы утверждают, что истинным и животворящим крестом Христовым называется лишь крест восьмиконечный, то есть состоящий из прямого дерева, поперечного дерева, подножия и дощечки с надписью. Четырехконечный же крест не есть истинный Христов, а еретический, латинский.

Но такое учение старообрядцев совершенно несогласно с уче¬нием отцов Церкви, которые ясно свидетельствуют, что четырехконеч¬ный крест есть истинный крест Христов. Так, преподобный Ефрем Си¬рин называет животворящим тот крест, который мы полагаем на себе, значит, четырехконечный. Несправедливо старообрядцы утверждают, что Христос был распят на кресте восьмиконечном, так как известно, что дощечка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» была поло¬жена Пилатом после момента распятия. Значит, Спаситель был распят па кресте шестиконечном.

Против старообрядческого мнения о четырехконечном кресте свидетельствуют и вещественные памятники. Так, в Киево-Печерской лавре хранится византийской работы медный четырехконечный крест преподобного Марка Пещерника (XI в.). Под печатью и изображением четырехконечного креста совершаются все таинства. Многие священ¬ники носят на груди не восьмиконечный, а четырехконечный крест. И сами же старообрядцы, когда молятся, изображают на себе крест четырехконечный.

Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Право-славная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя.

Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьми-конечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого ма-териала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет зна-мение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин).

Как отличить православный крест от католического?

По церковной традиции православный крест может быть восьмиконечным и четырехконечным; католический - обычно четырех-конечный с более вытянутой вертикальной перекладиной, с изображени¬ем Распятого или без Него. Отличителен и образ Иисуса Христа на нем. На католических крестах с распятием, тело Иисуса Христа изображают тяжело провисающим и с ногами, прибитыми к кресту одним гвоздем. На православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Сверху помещалась табличка с надписью: Иисус Назарянин Царь Иудейский. На православном распятии стоят заглавные славян¬ские буквы: IНЦI, на католическом латинские: INRI (Iesus Nazareus Rex Iudaorum). На обороте православных нательных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Эти внешне отличительные формы православных и католических крестов не имеют принципиальной раз¬ницы, являясь отражением разных церковных традиций.

Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный кре¬стик можно отнести в Церковь или освятить и носить, если нет своего, или отдать тому, кто будет его носить.

когда мы крестимся, то есть осеняем себя крестным знамением, то получаем великую силу, способную отгонять любое зло и спасать от бесовщины. Ведь касаясь правой рукой лба (освещение ума), живота (освещение внутренних чувств), правого и левого плеча (освещение наших сил телесных), мы изображаем на себе крест. А он, как известно, символ победы Христовой над грехом и смертью.

мы называемся христианами , потому что веруем в Бога так, как научил нас веровать Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос . Иисус Христос не только научил нас правильно веровать в Бога, но и спас нас от власти греха и вечной смерти .

Сын Божий, Иисус Христос, по любви к нам грешным, сошел с неба и, как простой человек, пострадал вместо нас за наши грехи, был распят, умер на кресте и в третий день воскрес .

Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть - воскрес из мертвых , и сделал крест орудием Своей победы над грехом и смертью.

Как победитель смерти - воскресший в третий день - Он спас и нас от вечной смерти. Он воскресит всех нас, умерших, когда наступит последний день мира, воскресит для радостной, вечной жизни с Богом.

Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью .

Вот почему, чтобы выразить нашу веру в Иисуса Христа, Спасителя нашего, мы носим на теле крест, а во время молитвы изображаем на себе правою рукою знак креста, или осеняем себя крестным знамением (крестимся).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно , иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу - грешим, грех этот называется кощунством .

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь", выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово "аминь" - значит: истинно, правда, да будет так.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой, войдя в храм, во время богослужения, до и после вкушения пищи, до и после окончания работы. Крестное знамение свидетельствует о нашей вере в Иисуса Христа и в Пресвятую Троицу, а также о подчинении Господней воле.

Преклонением во время молитвы головы и поклонами мы выражаем по отношению к Богу свою покорность и повиновение Ему.

Крестное знамение:

1. Во имя Отца — лоб

2. и Сына — живот

3. и Святого — правое плечо

4. Духа — левое плечо

Аминь — произнося это слово, что значит — да будет так! — опускаем руку

и склоняем голову.

Так складываем пальцы для крестного знамения — они должны быть сложены, согласно рисунку, вместе.

Три пальца символизируют Пресвятую Троицу: Бога Отца, Сына Божия и Святого Духа.

Два пальца символизируют два естества в Иисусе Христе: Божеское и человеческое.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ

Кре́стное зна́мение - крестообразное осенение себя или кого-либо. В православной церкви принято при совершении крестного знамения складывать вместе большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец прижимать к ладони. Крестное знамение совершается прикосновением сложенными пальцами последовательно ко лбу, животу, правому и левому плечам.

Учение о литургическом употреблении креста и значении крестного знамения относится к преданиям, "принятым в тайне". В силу неписанного апостольского установления знамение креста легло в основу литургической жизни всех совершаемых Таинств. Блаженный Августин писал: "Если не употреблять знамения креста или на челе верующих, или над водою, которою возрождаются, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно". Крестным знамением отверзаются врата, через которые изливается на верующих благодать Святого Духа, преобразующая в душах земное в небесное, низлагающая грех, побеждающая смерть и сокрушающая незримые чувственному глазу преграды, отделяющие нас от Богопознания. Крест никогда не имел бы такого литургического значения, если бы он служил только напоминанием о Голгофе , а не выражал действительного участия сил Святого Креста во всей мощи своего откровения. Во многих православных молитвословиях явственно проступает связь между Святым Духом , Богородицей и Святым Крестом . Освящается мир Духом Святым через знамение Креста. Крест - печать дара Святого Духа. "Со времени Креста пришел Дух Утешитель и переселился в христиан" (Добротолюбие, т. 1, с. 8).

Крестное знамение совершается правой рукой. Для этого соединяем первые три перста вместе, а два остальных - безымянный и мизинец - пригибаем к ладони. Тремя соединенными перстами прикасаемся кчелу, ко чреву, к правому, а затем к левому плечу, изображая Крест на себе, и, опустив руку, кланяемся. Соединение трех перстов означает нашу веру во Святую Троицу : Бога Отца , Бога Сына и Бога Духа Святого ; два же пригнутые перста означают нашу веру в Сына Божия Иисуса Христа : что Он имеет два естества - есть Бог и Человек, и ради нашего спасения сошел с неба на землю. Крестное знамение полагаем на чело, чтобы освятить ум и мысли наши, на чрево - чтобы освятить сердце и чувства, на плечи - чтобы освятить телесные силы и призвать благословение на дела рук наших. Крестное знамение символизирует призывание имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается обычно при словах "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа" или при любом другом начале молитвы, и словах "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу". Как не подобает призывать имя Божие всуе, то есть без надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение не следует творить часто и поспешно, а тем более небрежно, превращая его в бессмысленное движение рукой. Когда священник благословляет, произнося "Мир всем", надо поклониться, не совершая крестное знамение; при осенении же крестом полагаем на себя крестное знамение.

Смысл Таинств - обожение , поэтому в основе всех культовых действий лежит крест. Сами священнослужители получают власть и силу совершать Таинства с момента рукоположения, когда архиерей троекратным знамением Креста призывает Святую Троицу, чтобы произошло "обильнейшее снисшествие благодати Святого Духа на посвящаемого" (Новая Скрижаль). Вновь построенная церковь превращается в храм Божий только после того, как ее престол и стены крестообразно помазаны миром. Священник творит Святым Агнцем знамение креста. Это один из самых таинственных моментов

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием », потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными - это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения» .

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек ». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников - ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа - двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят »;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями ». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий » ».

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  • При словах «Честнейшую Херувим...».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  • По окончании пения «Тебе поем...».
  • После «Достойно есть...» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны :
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.