Сочинение на тему: «Грамматика. Грамматический уровень языковой системы Грамматический уровень языковой системы

Школьное изучение грамматики русского языка предполагает не только правильное написание слов и предложений, но их употребление и произнесение их в определенном контексте. Все больше современные молодые люди перестают обращать внимание на то, насколько грамотно они говорят, как точно могут выразить свои мысли и передать чувства. Многие русские просто перестают интересоваться грамматикой, считая, что знание языка заканчивается умением произносить слова и фразы на родном языке.

Предложенное сочинение на тему: «Грамматика». Как писать тексты подобного рода, какие аргументы в пользу знания грамматических норм языка приводить, рассмотрим на примере данного сочинения.
Принято считать, что умение говорить и писать правильно должно быть выработано только у людей с филологическим образованием, у профессиональных писателей или поэтов. Но это не так. Любой человек, носитель языка, должен не просто говорить на своем родном языке, а говорить правильно.

Современному человеку очень важно писать и говорить правильно, строить предложения и высказывания согласно правилам русского языка. Восприятие человека в обществе зависит от многих факторов: как он одевается, насколько следует этикету, насколько он дружелюбен по отношению к остальным.

Однако правильная, звучная и красивая речь стоит не на последнем месте. Даже если человека приняли в обществе, он произвел на всех впечатление своим внешним видом и манерами, неправильная речь, грубые речевые ошибки могут значительно испортить первое впечатление. Не даром есть старая русская пословица, говорящая о том, что только принимают по одежке, а вот провожать будут уже по уму.

Основным показателем ума, дающим первое и самое главное представление, служит как раз речь.
Однако в наше время об этом часто забывают и предпочитают тратить деньги на дорогую одежду и стильные аксессуары, мода на которые меняется практически каждый месяц.

Приобретать же книги художественной литературы, справочники, словари, энциклопедии не считается престижным. На людей, которые могут последние деньги отдать за учебную литературу, оставаясь при этом в старом растянувшемся свитере, смотрят, по крайней мере, странно.

Однако в будущем трудоустроиться легче будет тому, кто наряду со специализацией и квалификацией умеет правильно и без ошибок составить заявление и пройти собеседование. Наличие грамматических ошибок, неправильно написанные слова и коряво построенные предложения приведут к тому, что такое заявление или резюме вряд ли кто-то станет даже читать.

Приведенные доводы окажутся значимыми, наверное, для каждого, кто задумывается над тем, как писать сочинение на тему: «Грамматика».

Возможные цитаты, которые могут быть в этом разделе

1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

Из трудов Н. Ф. Бунакова

2. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны ... невозможно.

В. В. Виноградов

3. Лексика языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают.

Г. Степанов

4. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

5. … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.

А. А. Реформатский

6. Грамматика позволяет нам связать между собою любыеслова , чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

Л. В. Успенский

7. Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

М. В. Ломоносов

8. ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику

Д. Н. Ушаков

9. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.

Н. Г. Чернышевский

10. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении . Всему этому учит нас грамматика.

М. В. Исаковский

11. В языке есть…слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения.

Л. В. Успенский

1. Тот, кто не изучал грамматики и, не знает законов языка.

С. Я. Маршак

2. Обладая и лексическим , и грамматическим значением , слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение.

И. И. Постникова

Прежде чем приступить к написанию сочинения, надо чётко представить, о каких языковых явлениях идёт речь . В данном разделе тем речь идёт о лексике и грамматике, следовательно, вспоминаем, что обозначает каждое из этих понятий.



Повторим теорию

Лексика – совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка.Слово как лексическая единица – основной объект изучения лексикологии , т.е. изучаются значения слов, их происхождение, стилистическая окраска, сфера употребления и т.д.

Слово – совокупность определенных звуков, которая называет предметы, явления действительности, обозначает признаки, действия, выполняет связующие функции между другими словами.

Классификация основных понятий лексики:

Грамматический уровень языковой системы

Грамматика как раздел науки о языке изучает грамматический строй русского языка и имеет в своём составе две части:

Морфологию – грамматическое учение о слове

Синтаксис – учение о законах построения словосочетаний и предложений

Грамматика очень древняя наука. Она возникла у древних греков, получив свое название от слова «грамма», то есть буква. Вот почему в старину всякий письменный документ называли грамотой, а человека, умеющего читать и писать, до сих пор называют грамотным.


МОРФОЛОГИЯ – учение о грамматических формах слов.

Лексема (в языкознании: отдельное слово во всей системе его значений и

форм)и форма слова

Словообразование

Части речи и их грамматические значения (время, вид, лицо, число, падеж…)

СИНТАКСИС - учение о грамматических формах словосочетаний и предложений.

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики.

ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

(М.Л.Андроников)

Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

(Г. А. Золотова)

Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

(По В. В. Колесову)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.

(Д. Н. Ушаков)

Ударение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение - разрушится всё слово.

(Н.А. Федянина)

МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

(М.А. Рыбникова)

Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.

(А. И. Тихонов)

Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.

(А. И. Тихонов)

Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...

(А. Н.Тихонов)

Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла.

(К. И. Чуковский)

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

(В. Г. Белинский)

Художественное произведение... тоже картина, только нарисованная не красками, а словами...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»

В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла.

(В. И. Даль)

Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.

(В.И.Даль)

Человеческое слово стрелы острее.

(Русская пословица)

Ласковым словом многого добьёшься.

(Русская пословица)

Каждое слово - это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.

(Э. Э. Моррис, английский археолог)

Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.

(М.А. Светлов)

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому.

(Л. Н. Толстой)

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.

(А. Т. Твардовский)

Каждое слово - особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА

Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.

(Ф.И. Буслаев)

Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...

(В. В. Виноградов)

Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

(В. В. Виноградов)

Местоимения - это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.

(Г. А. Золотова)

Язык неистощим в соединении слов.

(А. С Пушкин)

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.

(А. А. Реформатский)

Местоимение - удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...

(А. А. Реформатский)

Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.

(К. С. Станиславский)

Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.

(Л. В. Успенский)

Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.

(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...

(Д.Н. Ушаков)

В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий...

(В. Г. Белинский) Язык есть... необходимое выражение дара слова...

(Ф. И. Буслаев)

Высокая культура разговорной и письменной речи - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...

(По В. В. Виноградову)

Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку.

(Г. О. Винокур)

Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

(И. С. Ильинская, М. В. Панов)

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

(Д. С. Лихачёв)

Речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.

(И. П. Матвеева)

Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.

(Я. Л. Матвеева)

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

(С. И. Ожегов)

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

(М. В. Панов)

Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык - неисчерпаем.

(М. В. Панов)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Г. Паустовский)

Язык не стрела, а сердце ранит.

(Русская пословица)

Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.

(М.М. Сперанский)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

(Д.Н. Толстой)

Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...

(К. И. Чуковский)

Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.

(Л. В. Щерба)

Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

(Энциклопедический словарь юного филолога)

Сочинение – рассуждение по тесту 36

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац - отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…

Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».


Похожая информация.


Продолжаю знакомить вас, уважаемые учащиеся 9-х классов, с образцами сочинений на лингвистическую тему. В первом выпуске вы познакомились с образцами сочинений по цитатам, раскрывающим понятие "культура речи". Сегодня обратимся к цитатам (подчеркну, возможным, приблизительным ), касающимся связи лексики и грамматики. ВСЕ образцы сочинений позаимствованы мной у учителя МОУ средней школы №21 (с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край) Н.Г. Харлановой или с сайта "Капканы ЕГЭ и ГИА" . Выражаю огромную благодарность Наталье Георгиевне и Любови Михайловне Бенделеевой за бескорыстный труд, отличную работу, великолепные материалы!



Возможные цитаты , которые могут быть в этом разделе:

1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира... (Из трудов Н.Ф. Бунакова)

2. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно. (В.В. Виноградов)

3. Лексика языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. (Г.Степанов)

4. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Л.В. Успенский)

5. … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. (А.А. Реформатский)

6. Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. (Л.В. Успенский)

7. Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. (М.В. Ломоносов)

8. ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику… (Д.Н. Ушаков)

9. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. (Н.Г. Чернышевский)

10. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. (М.В. Исаковский)

11. В языке есть…слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. (Л.В. Успенский)

Образец №1




Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».


ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский говорит о взаимосвязи слов и грамматики, утверждая, что «это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Попробуем доказать правильность данного суждения.

Слово называет предметы, явления действительности, обозначает признаки, действия. Грамматика изучает строй языка, его законы. Предложение является минимальной единицей языка, это грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Мы видим, что нет слов без грамматики и грамматики без слова, наша мысль оформляется в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Всё это в полной мере относится и к тому, как построен отрывок из романа М. Шолохова. Второе предложение текста выражает законченную сложную мысль: это сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Из него мы узнаём о времени происходящего, видим со знанием дела вырытый окоп, знакомимся с поваром Лисиченко. Среди лексических явлений привлекают внимание эпитеты-прилагательные «усталые, бесстрастные, холодные голубые», они помогают нам увидеть глаза героя, представить его.

Особую роль в тексте играют обращения: в 20-ом предложении Лисиченко иронично называет Лопахина «герой», в 23-ем – просто по фамилии. В 31 предложении Лопахин обращается к повару со сдержанной яростью, именуя его «милый». А в предложении № 44 он называет повара «драгоценный ты мой человек», показывая, что в нём проснулось уважение к человеку, готовому не только варить пищу, но и по мере своих сил воевать. Таким образом, обращение называет того, к кому мы обращаемся с речью, и помогает понять чувства героев, их отношение друг к другу.

Итак, мы убедились в следующем: чтобы строить предложение, используют и лексику, и грамматику. Лексические и грамматические явления помогают понять авторский замысел, точнее определить отношение автора к героям, героев друг к другу.


ВТОРОЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Давайте вместе порассуждаем над данным высказыванием.

Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове, слова строятся в предложения по законам грамматики. Рассмотрим, как это реализуется в отрывке из романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».

Первое предложение текста сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных, оно выражает законченную сложную мысль, из него мы узнаем и о душевном состоянии Лопахина, и о том, что идёт отступление. А лексика предложения, особенно эпитеты «тяжело и горько» на сердце, «ожесточённые бои», войска, «измученные… обстрелами и бомбёжками», усиливает эмоциональное восприятие от прочитанного.

В синтаксисе отрывка обращает на себя внимание использование диалога (предложения с №5 по №9, с № 10 по 28 и другие). Диалог оживляет повествование, помогает увидеть, как меняется отношение Лопахина к повару по мере того, как он узнаёт, почему повар находится не на полевой кухне, там, где должен быть, а на передовой. Озлобленность сменяется уважением, ироничное, озлобленное, ироничное обращение «милый» меняется на «драгоценный ты мой человек».

Таким образом, мы убедились в правоте слов Л.В. Успенского о том, что слова и грамматика - «способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Грамотное использование лексики и грамматики языка помогает представить то, что хотел донести до читателя автор, понять его творческий замысел.



ТРЕТИЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Так предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект ("я", "приезжий") и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике («отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью. Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.


ОБРАЗЕЦ №2


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».


Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.

Так предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы «много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы указанные слова передадим «в распоряжение грамматики». Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автор в конце предложения поставил восклицательный знак. И тогда предложение получило «величайшее значение».

Таким образом, могу сделать вывод: прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

ОБРАЗЕЦ №3


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Смысл высказывания Л.В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2 текста В.Астафьева.

Оно состоит из тринадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит.

Таким образом, прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждающий, что «грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».


Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор» в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.

Так в предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и «косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное, употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: "грела", "облизывала". Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший: «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».


Л.В. Успенский утверждал: "Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете". Я с этим полностью согласна, так как, не зная правил грамматики, мы не сможем выразить мысли и связать слова.

Доказать это нам поможет текст русского писателя В.П. Астафьева. Так в предложении 5 автор заменяет стилистически нейтральный синоним "вдоволь" просторечным словом "вдосталь", подчеркивая мысль, что Белогрудка была очень заботливой матерью и «вдосталь снабжала едой» своих малышей.

В предложении 2 писатель использует вводное слово "пожалуй", которое выражает сомнение в том, что белогрудая куница - скрытное, боязливое животное. Ведь не случайно в финале рассказа куница, мстя за своих детенышей, уже не боится появляться у домов людей даже днем (предложение 35).

Следовательно, прав был Л.В. Успенский, утверждавший, что наши мысли мы передаем словами, которые связаны при помощи грамматики.

Напоминаем:В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата, соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.

Тематические подгруппы

1. Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке. Лексика и фразеология

2. Второй раздел тем. Фонетика. Культура речи

3. Третий раздел тем. Состав слова. Словообразование. Культура речи

4. Четвертый раздел тем. Морфология

5. Пятый раздел тем. Синтаксис.

6. Шестой раздел тем.Пунктуация

7. Седьмой раздел тем. Функции языка

8. Восьмой раздел.О чтении, писателе и читателе. Культура речи

9. Девятый раздел тем. Культура речи

10. Десятый раздел. Богатство русского языка

11. Одиннадцатый раздел. Язык художественной литературы. Средства речевой выразительности

Первый раздел тем. А)Связь грамматики и лексики в русском языке. Грамматика

Возможные цитаты

1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

Из трудов Н. Ф. Бунакова

2. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

В. В. Виноградов

3. Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика– как они думают.

Г. Степанов

4. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.

Л. В. Успенский

5. … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка.

А. А. Реформатский

6. Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

Л. В. Успенский

7. Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

М. В. Ломоносов

8. ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику…

Д. Н. Ушаков

9. Тот, кто не изучал грамматики и, не знает законов языка.

С. Я. Маршак

10. Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение .

И. И. Постникова

11. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни.

Н. Г. Чернышевский

12. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенноправильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика.

М. В. Исаковский

Б)Лексика.

1. В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...» В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

В. И. Даль

2. Каждое слово - это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.

Э. Э. Моррис, английский археолог

3. Да, есть слова , что жгут, как пламя,

4. Что светят вдаль и вглубь до дна.

А. Т. Твардовский

5. Каждоеслово - особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

Ф. И. Филин

6. Слова многозначные, омонимы, синонимы, антонимы – какое богатство взаимосвязей и взаимозависимостей единиц речи, используемых для выражения мыслей.

А. Э. Вартаньян

7. Если в арсенале языка имеется множество возможностей один и тот же предмет (вещь, явление) наименовать разными словами и одновременно выделить в этом предмете (вещи, явлении) какие-то стороны и грани – такой язык богат, гибок, красочен и точен.

А. Э. Вартаньян

8. Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения.

И. Б. Голуб

9. Человек культурной речи должен владеть искусством свободной игры синонимами .

Л. В. Успенский

10. Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи. Писатель видит жизнь в контрастах, и это свидетельствует не о противоречивости, а о цельности восприятия им действительности.

И. Б. Голуб

11. К антонимам прибегают, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления.

А. Э. Вартаньян

В) Фразеология

1. Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства.

Из учебника русского языка

2. Фразеологические обороты – важный строительный материал языка. Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления, действия и состояния, свойств, качеств и признаков лица или предмета, признака действия.

3. Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен.

Е. А. Быстрова. Учебный фразеологический словарь русского языка

4. Видное место в нашей речи занимают фразеологические обороты …Они легко воспроизводятся в виде готовых речевых формул, позволяют экономить время и усилия, облегчают процесс общения, придают речи образность и выразительность.

Д. Э. Розенталь

5. Чем богаче язык выражениями и оборотами , тем лучше для искусного писателя.

А. С. Пушкин

Второй раздел тем.ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. ФОНЕТИКА не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

Г. А. Золотова

2. ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и ФОНЕТИКу.

Д. Н. Ушаков

3. Фонетическое богатство русского языка помогает отразить звуковой облик очень многих явлений и действий, а также их темп или ритм.

О. Г. Шаврина

4. ...только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

М. Л. Андроников

5. Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

В. В. Колесов

6. Ударение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение - разрушится всё слово.

Н.А. Федянина

7. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река - шумит, гремит - и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Н. М. Карамзин

Третий раздел тем.Состав слова. Словообразование. Культура речи

1. Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

М.А. Рыбникова

2. Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.

А. И. Тихонов

3. Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.

А. И. Тихонов

4. Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к Составным элементам слова , которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...

А. И.Тихонов

5. Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла.

К. И. Чуковский

6. Знание правил, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избегать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствует повышению грамотности и культуры речи.

А. Н. Тихонов.

Школьный словообразовательный словарь русского языка

7. Корень – смысловой центр слова.

В.А Иванова

8. Известно, что значение слова составляется из всех его частей: корня, приставки, суффикса.

З. А. Потиха,

9. суффиксы и приставки многое могут рассказать о слове