Сравнительный расчет энергозатрат. Сколько нужно нефти, чтобы добыть один Bitcoin? Кризис и баррель

Слова «баррель нефти» регулярно звучат по радио и с экранов ТВ. В последние три года для россиян роднее слова нет. Из школьного курса химии взрослые люди помнят, что из черного золота делают автомобильное топливо. По утрам на заправке ум народа занят мыслью: 1 - сколько литров бензина даст стране.

Объём имеет значение

Нефть нефти - рознь. Плотность жижи и содержание серы - отправные точки в определении характеристик черного золота. Чтобы не запутаться в цифрах, на заре открытия земляного масла нефтедобытчики решили продавать товар не на вес, а на объём. Поскольку добытую жижу транспортировали в металлических бочонках (баррелях), то объём жидкого ископаемого, вмещающийся в бочку (159 литров), назвали баррель.

Важно: для расчётов товарных объёмов применяют точное число - 158,998 литра в одном барреле.

Счетчики объёмов

Технологические установки предприятий добычи черного золота и заводов переработки нефти оснащены узлами учета жидкости с ультразвуковыми или Счетчики измеряют текущий объём жидкости, приводят замер объёма к стандартной температуре, вычисляют массу пропущенной через счетчик жидкости с учетом плотности. В отрасли на учете каждая капля. Пройдёт без учета 1 баррель нефти - сколько литров бензина потеряет производитель? Первооснова нефтяного бизнеса - учет и контроль.

Хороший хозяин ставит счетчики и для коммерческого, и для технологического учёта. Сеть приборов связывается в автоматическую систему, позволяющую накапливать сведения о полученной и переработанной горючей жидкости.

Российская нефть

В России единица измерения товарного количества - тонна. Но тонна - это масса, произведение объёма и плотности жидкости. Плотность у видов горючего ископаемого различается, так как на месторождениях жижа содержит различающиеся по составу примеси. В стране добывают семь сортов нефти, базовые из которых:

  • «Уралс» плотностью от 860 до 871 кг/м 3 и содержанием серы 1,3 процента, добываемый в Башкортостане, Татарстане и ХМАО;
  • «Сибириан лайт» плотностью от 845 до 850 кг/м 3 и процентом серы 0,58, добываемый в ХМАО;
  • «Эспо» плотностью от 851 до 855 кг/м 3 и содержанием серы 0,62 процента, добываемый в Восточной Сибири.

Российская нефть - товар качественный. Но на бирже сорт «Уралс» стоит дешевле марки «Брент» из-за повышенного содержания серы. Нью-Йоркская цена на лёгкую марку «Брент» - базовая котировка для стоимости российской жижи. С дисконтным коэффициентом 0,89 формируется цена на утяжелённую марку «Уралс».

В рекламных материалах нефть показывают густого черного цвета. В природе горючее встречается и коричневого оттенка, и янтарного колера, и бесцветная как вода. Чем больше примесей, тем гуще и темнее цвет. Даже на одном месторождении встречается нефть разных цветов в зависимости от глубины залегания. На объём горючего в бочке цвет жижи не влияет: красный или белый 1 баррель нефти, сколько литров бензина из красного вида, столько и из белого.

Это интересно: сырую жижу марки "Эспо" поставляют не только в страны Азии, но и на запад США, где добывают собственное горючее марки "ЭйНС".

Технология перегонки

Получая жидкое золото по трубопроводам или в танкерах, учёт поставкам ведут в баррелях. Планируя прибыль предприятия, экономисты подсчитывают объём производства всех видов фракций. Для финансистов важно, за сколько купить сырьё и за что продать готовый продукт, поэтому разбуди их ночью, тут же последует ответ на главный вопрос: «1 баррель нефти - это сколько литров бензина?»

Из одного бочонка черного золота производят 85-112 литров (по октановому числу 95-92). Выход продукции зависит от технологии процесса:

  • Прямая перегонка. Выход топлива -15-25% от веса переработанной жидкости.
  • Крекинг термический и крекинг каталитический. Бензиновые фракции получаются 50-60%.
  • Риформинг. Производство высокооктановых бензинов на основе продуктов прямой перегонки. Выход 80%.

Сырую нефть подвергают первичной обработке - удаляют примеси твердых веществ и лёгкие углеводороды, а также прогоняют через электрические установки обессоливания.

В процессе превращается в топливо для легковых автомобилей, самолётов и тракторов, солярное масло, гудрон.

Кризис и баррель

Производители нефтепродуктов договорились не обсуждать себестоимость процесса. Главное, сколько литров топлива получается из одной бочки жижи. Конечный потребитель не должен заморачиваться себестоимостью добычи нефти и продуктов её переработки. Но всё же в прессу просачивается информация о стоимости товарной жижи. В России средняя цена добычи равна восьми долларам за баррель. Недёшево, если учесть, что в продажной цене основную нагрузку создают налоги и акцизы.

В России ходовые пять марок горючего для автомобилей, в том числе АИ-92 и АИ-95. Буква «И» в названии обозначает, что октановое число определялось исследовательским методом. Квартальные снижения роста добычи, падение цен на нефть и одновременное укрепление рубля тревожат души автомобилистов, спать не даёт вопрос: «1 баррель нефти - сколько литров бензина 95»? Столько, сколько даёт технология переработки, 85-120 литров. А вот цена жизненно необходимого конечного продукта складывается из стоимости добычи, транспортных затрат, налогов и производственных расходов.

Важно знать: октановое число - это степень устойчивости к автоматическому возгоранию.

Алхимикам домашнего разлива

Любители творить собственными руками интересуются способом перегонки нефти в домашних условиях. Строят в компьютере таблицы со столбцами «1 баррель нефти», «сколько литров бензина 92». Инициаторам самостоятельной занятости пора усвоить - процесс перегонки черного золота в зелёную жидкость технически сложнее получения знаменитого химического вещества имени Дмитрия Ивановича Менделеева. Горючее для заправки автомобиля на домашнем аппарате не выгнать, октановое число не повысить.

Задача на правила арифметики 2017 года. Цена нефти сорта «Брент» в апреле снизилась на одну пятую и составила в моменте 46 долларов за 1 баррель нефти. Сколько литров бензина можно купить на одну и ту же тысячу рублей в начале месяца и в конце? Ответ: столько же, сколько и до снижения. Розничные продавцы не устраивают бал волатильности, в мае цена бочки горючего поднялась обратно до 54.

Нефть - это товар, который используется повсеместно, а миру нужно много нефти. Это знают очень многие жители Земли, но сколько этого «черного золота» использует каждый человек в обычной жизни?

Не секрет, что практически все товары так или иначе создаются с использованием нефтепродуктов. То есть потребителями нефти являются не какие-то далекие и непонятные НПЗ, химические заводы и т. п., а обычные люди.

Oil Price рассматривается потребление нефти человеком в повседневной жизни на примере США, и это неудивительно, так как страна является одним из важнейших потребителей в мире.

Ежедневно один житель США потребляет около 2,5 галлона сырой нефти, в год - около 22 баррелей. Это если просто разделить общее потребление на число жителей.

Истинная картина значительно сложнее, так как необходимо учитывать промышленное потребление и т. п. Тогда ежедневное потребление падает до 1,5 галлона на человека в день. Если же не учитывать население в возрасте младше 14 лет, то потребление опять поднимается выше 2 галлонов.

Большая часть повседневного потребления сырой нефти связана с транспортом. Если вы средний американский автолюбитель, то ваша потребность в сырой нефти составляет порядка 12 баррелей в год. Однако, если ваш автомобиль старше 10 лет, эта цифра ближе к 15 баррелям в год.

Дает ли электроавтомобиль экономию? Конечно, но не так уж много. Для нетрадиционного сравнения давайте представим, что все электричество вырабатывается за счет нефти.

  • 1 баррель = 42 галлона = 5800000 британских термических единиц
  • 1 галлон бензина = 124262 британских термических единиц
  • 1 галлон топлива для реактивных двигателей = 128100 британских термических единиц
  • 1 баррель = 533 кВт/ч

При этом предположении, Tesla Model S c батареей 85 кВт/ч будет потреблять около 8 баррелей нефти в год. Необходимо сказать, что это не очень корректное сравнение, поскольку в США доля нефти в выработке электроэнергии составляет всего 1%.

Летаете на самолете? Скажем, 3 тыс. км в год? К годовому потреблению необходимо добавить еще около двух третей барреля нефти.

Прекрасный круиз на 5 тыс. км на лайнере "Оазис морей" (Oasis of the Seas) обойдется примерно в 4 барреля сырой нефти на одного пассажира. Один углеродный след от этого лайнера говорит об огромном потреблении.

Как насчет использования нефти в жилых помещениях? Используем такое же предположение, что и в случае с электромобилем. В 2013 г. средний американец в год потреблял дома 10908 кВт/ч электроэнергии, а это примерно 20 баррелей сырой нефти. Реальный объем потребленной нефти, учитывая роль нефти в производстве электричества, намного ниже и составляет около одной пятой барреля.

Нефтепродукты активно используются почти в каждом аспекте нашей повседневной жизни. Продукты питания и потребительская цепочка в целом не являются исключением.

Взгляните на воду в бутылках: для производства 33 млрд литров воды в бутылках используется 32 млн баррелей нефти каждый год. Даже просто производство одноразовых пластиковых бутылок требует энергию, эквивалентом которой является почти 17 млн баррелей нефти.

Получение точной картины ежедневного потребления нефти довольно сложно, поскольку потребление в разных регионах планеты и для разных людей может различаться очень сильно.

Но можно также пойти другим путем и представить, что дает один баррель нефти.

Согласно данным Chevron за счет одного барреля нефти можно произвести: 170 унций пропана, 16 галлонов бензина (около 74 литров), 4,5 литра гудрона, литр моторного масла, 37 литров дизельного топлива, 70 кВт электроэнергии, почти 2 кг брикетов древесного угля, 27 восковых мелков, 39 футболок из полиэстера.

Также всего 1 баррель нефти позволит вашем 42-дюймовому плазменному телевизору работать около полутора лет, но это не очень эффективное энергопотребление. А вот персональный компьютер за счет такого количества нефти может работать каждый день на протяжении 7 лет, а iPhone будет работать более 240 лет (хотя за это время вам его придется поменять раз 200).

Наконец, на открытом рынке за баррель WTI можно получить около $50.

Очевидно, что при такой ситуации спрос на нефть не может уменьшиться очень уж сильно. Экономика нашей цивилизации, да и сама наша цивилизация, основывается на использовании этого ископаемого топлива. Даже вода сейчас зависит от нефти. Вы не можете получить урожай пшеницы без использования нефти и нефтепродуктов, а все, чем вы владеете, что едите или просто используется - все это, так или иначе, связано с нефтью.

Это может оказаться пугающим, ведь в случае мирового нефтяного кризиса (скажем, резкого и сильного снижения поставок из-за военных конфликтов, техногенных или природных катастроф) наша жизнь очень сильно поменяется.

Без сомнения, когда-нибудь на смену нефти придет что-то другое, но до этого времени еще очень долго. Так что пока необходимо признать, что нефть для нас стала одним из важнейших компонентов жизни.

Что будет с энергетикой, если завтра весь мир откажется от бензина?

При нынешних темпах роста продажи электромобилей в мире будут удваиваться каждые три года. Они начнут доминировать на рынке уже в 2025-м, а дальнейшее ужесточение экологических требований и снижение себестоимости производства полностью вытеснят «грязный» автотранспорт до 2050 года.

В 2013-м продажи самых популярных электромобилей выросли вдвое, до 206 тыс. Власти Евросоюза поставили задачу к 2020 году увеличить количество электромобилей на дорогах до 8-9 млн и для этой цели субсидируют их покупку. Развивается инфраструктура: в 2011-м электрозаправок было около 12 тыс., а к 2020-му их число возрастет до 800 тыс. Производитель электромобилей Tesla Motors планирует покрыть сетью зарядных станций основные магистрали США до конца этого года, а к 2017-му построить завод по выпуску аккумуляторов мощностью 1 ГВт. Себестоимость батарей снизится на 30%.

Перемены в автомобильной индустрии повлекут за собой перестройку энергетической отрасли. Чтобы понять, в какой мере, можно представить, что весь мир пересел на электромобили уже сегодня.

Сколько понадобится энергии, чтобы обеспечить все электромобили? В России легковые машины в среднем проезжают 15,6 тыс. км в год, грузовые - в 4 раза больше. В США - 18,3 и 40,5 тыс. км соответственно. Согласно данным по 72 странам, средний пробег автомобиля составляет 16,4 тыс. км. В 2012 году все 1,14 млрд автомобилей в мире проехали 18,72 трлн км.

Общий расход топлива автотранспорта в 2011-м достиг 1,89 гигатонн условного топлива, что эквивалентно 2,53 трлн л бензина или 22,3 трлн кВт·ч энергии. Обычный автомобиль расходует 13,2 л бензина на 100 км, то есть примерно 117 кВт·ч. Популярный электромобиль Tesla Model S тратит всего 23,6 кВт·ч на 100 км. Таким образом, годовые затраты электроэнергии для всех электромобилей могут составить 4,42 трлн кВт·ч - примерно на 20% больше того, что вырабатывается сейчас.

Для производства такого объема на современных электростанциях с учетом их КПД понадобится сжигать порядка 1,9 млрд тонн каменного угля или 850 млрд куб. м природного газа. Строительство достаточного числа солнечных электростанций потребует 20 млн тонн поликристаллического кремния (ПКК). Если верить физикам, самые значительные, но пока условные объемы энергии получаются с помощью аннигиляции: при КПД 50% из 1 кг антиматерии выходит 25 млрд кВт·ч энергии. На мировой автопарк уйдет 177 кг.

Учитывая КПД ТЭС в 30-42%, для обеспечения всех электромобилей потребуется сжечь не более 950 млн тонн бензина. Это лишь 40% от топлива, сэкономленного за счет вытеснения двигателей внутреннего сгорания. Большая часть нефти идет на производство дизельного топлива и бензина, поэтому спрос на нее упадет в несколько раз.

Более того, сегодня лишь 4% электроэнергии вырабатывается из нефти (41% - из угля, 22% - из природного газа, 16% - ГЭС, 12% - АЭС). С ужесточением экологических стандартов эта доля едва ли увеличится. Получается, что лишняя нефть может оказаться слабо востребованной и в производстве электроэнергии. При резком сокращении спроса и цен на нефть эксплуатация значительной части месторождений углеводородов станет нерентабельной. Зато сократятся выбросы углекислого газа в атмосферу - с 5,7 млрд нынешнего автопарка до 2,4 млрд тонн, выработанных электростанциями.

На самом деле беспокоиться нефтяникам еще рано. Аналитики Goldman Sachs считают, что продажи электромобилей в 2020 году не превысят 1%, их коллеги из PwC и Navigant Research придерживаются более оптимистичных оценок (2,3 и 3% соответственно). Правительство США ставило задачу увеличить число электромобилей на дорогах до 1 млн к 2015-му, однако пока их в 4 раза меньше. Китай также не выполняет поставленную два года назад задачу повышения доли электромобилей. В середине 2014-го на один электромобиль приходилось 200 обычных машин.

Специалисты Министерства энергетики США отмечают, что автопроизводители предпочтут создание более экологичных и эффективных двигателей внутреннего сгорания, а не радикальные перемены в своем модельном ряду. Топ-менеджеры крупнейших автомобильных корпораций (Toyota, Volvo и Renault-Nissan) согласны, что большое будущее имеют гибриды с двигателем внутреннего сгорания. По крайней мере, им это было бы гораздо выгоднее.