Ставки налога на недвижимость в году для юридических лиц. Как узнать инвентаризационную стоимость квартиры онлайн? Изменения суммы налога

Российская общественность вот уже несколько месяцев снова взбудоражена просочившейся в прессу информацией о том, что с Нового 2014 года будет принят закон, согласно которому ощутимо увеличится налог на имущество физических лиц. Данный законопроект уже был обнародован в печатных и Интернет СМИ, благодаря чему внесена некоторая ясность в исчисление налога на имущество граждан в 2014 году.

Итак, уже с 01.01.2014 года Налоговый Кодекс Российской Федерации будет пополнен поправками, определяющими размеры налога на недвижимое имущество:

  • ставка 0,1% от номинальной стоимости будет взиматься за жилые помещения;
  • 0,5% за нежилые хозяйственные или подсобные помещения;
  • 0,3% за участки земли, предназначенные для удовлетворения сельскохозяйственных нужд и приусадебные наделы.

Этот расчет активен в том случае, если все недвижимое имущество собственника не превышает в общей стоимости 300 млн. рублей. Если же все недвижимые объекты, принадлежащие одному и тому же владельцу, имеют суммарную номинальную стоимость, превышающую 300 млн. рублей, то налоговая ставка составит:

  1. 1,5% на участки земли, независимо от назначения;
  2. 0,5% на любой капитальный объект.

Но если раннее налогообложение основывалось на инвентаризационной оценке, которая существенно отличалась от рыночной стоимости, то теперь налоговая база будет рассчитываться, исходя из кадастрового паспорта, который должен иметься для каждого без исключения недвижимого объекта. В таком паспорте отображена номинальная стоимость недвижимости, которую вносит Росреестр. Эта стоимость приближена к рыночной цене объекта.

Льготные площади и расчет налога на имущество физических лиц на 2014 год

Каждое физическое лицо, владеющее недвижимым имуществом, может использовать свое право на «социальный метр» – площадь объекта, ограниченная 20 м 2 , эта та льгота, которая не учитывается при расчете налога. Например:

Вы владеете квартирой, общая площадь которой 85 м 2 , номинальная стоимость квартиры, отображенная в кадастровом паспорте – 1,8 млн. рублей.

Налогообложению подлежат: 85-20 = 65 м 2 .

Теперь следует получить стоимость одного метра площади, для чего стоимость квартиры делим на ее общую площадь без учета льготных метров: 1800000/85 = 21176 рублей.

Чтобы получить сумму налога необходимо стоимость 1 метра умножить на ту площадь, которая подлежит оплате (уже с учетом льготного вычета) и применить к получившейся сумме налоговую ставку 0,1%: 21176*65 м 2 = 1376440*0,1% = 1376,44 рубля составит налог на недвижимое имущество, обязательный к уплате.

Примечательно, что если квартира принадлежит четырем совладельцам (не стоит путать прописку и долю собственности), то каждый из них имеет право на свой «социальный» метр и в таком случае налоговый сбор будет исчисляться с пяти оставшихся метров: 85-(20*4) = 5*21176= 105880*0,1% = 105,88 рублей. Ну. А если у квартиры пять собственников, то налог платить вообще не придется.

Льготная категория граждан может рассчитывать на большие привилегии: льгота составляет до 50 м 2 в качестве «социальных». Решение об увеличении необлагаемой налогом площади принимается на уровне местных советов (субъекты РФ).

Как сэкономить на налоге на имущество и не преступить закон?

Первоочередная подсказка уже дана – можно оформить право собственности на квартиру на членов семьи (желательно близких). Но при этом переоформление прав владения необходимо успеть сделать до конца текущего года – 31.12.2013. Если у вас получится успеть и закрыть все документы до 1 января, то налог на недвижимость будет минимальным. Либо вы его избежите полностью.

Второй способ – использовать права льготной категории граждан. Если вы сами или совладельцы имеют возможность получения государственной помощи, не пренебрегайте этим шансом сэкономить. Малообеспеченные семьи и социально не защищенные граждане имеют права на послабление финансовых обязательств. Решение о предоставлении налоговых вычетов также принимается на уровне местного самоуправления с подачи органов социальной защиты населения, куда и следует обращаться в первую очередь.

Подведена черта роскоши

Такие поправки Налогового Кодекса РФ позволяют определять границу роскоши суммой от 300 млн. рублей, а самих россиян считать вполне успешными, поскольку предварительные подсчеты показывают, что суммарно налог на недвижимость увеличивается в…2,8 раз. С особенной силой изменения ударят по карманам собственников больших площадей, жителей новых элитных районов, инвесторов, не порадует уплата и рядовых жителей Москвы, где самая дорогая недвижимость. Зато хозяева небольших построек дачного типа, комнат и малогабаритных квартир смогут почувствовать некоторое послабление.

Ну, и напоследок хочется привести две показательные цифры:

Федеральная налоговая служба и эксперты рынка недвижимости единогласно определяют среднюю по России стоимость квадратного метра жилой площади в размере 32 тыс.руб. В Москве этот показатель вырастает в пять (!) раз – 165 тыс.руб. Как говорится, без комментариев.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Рынок недвижимости – это динамично развивающаяся часть экономики, требующая современных инструментов регулирования и своевременного обновления нормативной базы. Способы оценки недвижимости должны соответствовать реальным условиям.

С 2015 года меняется система оплаты налогов на недвижимое имущество для физических лиц, в связи с переходом от инвентаризационной стоимости к кадастровой. Ближайшие 5 лет станут переходным периодом, в течение которого возможны два способа исчисления налога на имущество .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Инвентаризационная стоимость квартиры

В настоящее время в государственных органах и учреждениях для целей налогообложения, учета объектов недвижимости применяется такой показатель, как инвентаризационная стоимость .

Инвентаризационная стоимость квартиры – это показатель, который применяется для расчета налога на недвижимость.

Это оценка восстановительной стоимости объекта недвижимости с учетом его износа и динамики стоимости строительных материалов и сопутствующих работ.

Определение этого вида стоимости квартир осуществляется органами технической инвентаризации (БТИ местного и федерального уровней) на основании сведений, содержащихся в сборниках укрупненных показателей восстановительной стоимости (УПВС), выпущенных в 70-х годах прошлого века с последующим пересчетом до уровня действующих цен.

Очевидно, что эта методика далека от совершенства и исчисленная таким образом стоимость даже приблизительно не соответствует рыночной.

Соответственно использование инвентаризационной стоимости в современных процессах налогообложения, сделках в сфере недвижимости неактуальна.

В связи с этим государством осуществляется переход к использованию кадастровой стоимости, размер которой соответствует рыночным условиям . Для реализации такого подхода осуществляется массовая кадастровая оценка объектов недвижимости.

До 2020 года действует переходный период, в котором начисление налога на имущество граждан и организаций осуществляется как по инвентаризационной, так и по кадастровой стоимости объекта жилой недвижимости (в зависимости от решения субъекта РФ).

Порядок расчета

Расчет инвентаризационной стоимости осуществляется на основании Порядка, который утвержден 04.04.1992 приказом №87 Минстроя РФ, поэтапно:

  • В соответствии со сборниками УПВС определяется восстановительная стоимость здания .
  • Полученная стоимость пересчитывается сначала в цены 1991 года, а затем применяется коэффициент, учитывающий динамику роста цен по состоянию на год, в котором осуществляется расчет стоимости (эти коэффициенты утверждались регионами вплоть до 01.01.2014).
  • Определяется размер физического износа здания на дату проведения последней инвентаризации квартиры (произведение восстановительной стоимости и установленного процента износа).
  • Разница между восстановительной стоимостью и размером износа составляет инвентаризационную стоимость .

Отличия от кадастровой стоимости

Исковое заявление с требованием о пересмотре инвентаризационной стоимости подается в арбитражный суд и ответчиком выступает орган, осуществлявший оценку.

К иску прилагаются:

  1. Документы, содержащие информацию о текущей инвентаризационной стоимости ;
  2. Доказательства, свидетельствующие о недостоверности определенной стоимости ;
  3. Правоустанавливающий документ на квартиру ;
  4. Отчет о независимой оценке .

Поскольку в ряде регионов базой для исчисления налога на имущество до 2020 года является инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, своевременное исправление ошибок, повлекших завышение суммы налога, позволит избежать ненужных расходов.

Налог на недвижимость будет исчисляться, исходя из кадастровой стоимости. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

В 2014 году Правительство г. Москвы резко повысило ставки на налог на имущество физических лиц.

Скорее всего, это вызвано увеличившимся дефицитом бюджета города и отсутствием экономических стимулов роста в ближайшее время.

С 1 января 2014 г. в Москве действуют такие налоговые ставки в % в зависимости от стоимости имущества:

Стоимость жилых помещений:

до 300000 рублей (включительно) - 0,1 %

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,3 %

свыше 1000000 рублей - 0,75%

Стоимость нежилых помещений:

до 300000 рублей (включительно) - 0,1%

свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,3%

свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно) - 0,6%

свыше 1000000 рублей до 1500000 рублей (включительно) - 1,2%

свыше 1500000 рублей - 2%

Законом о налогах на имущество физических лиц установлены льготы для определенных категорий граждан

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
  • предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

Пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

Гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ);

Родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

Со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;

С расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Также до сих пор действуют преференции по неуплате налога для ИП

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и являющиеся собственниками имущества, используемого для осуществления своей предпринимательской деятельности, не являются плательщиками налога на имущество физических лиц (в отношении такого имущества). В отношении иного имущества указанные индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на имущество физических лиц на общих основаниях.

Исходя из совокупности положений Кодекса и Закона N 2003-1 для подтверждения права на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц индивидуальные предприниматели подают в налоговые органы заявление в произвольной форме об освобождении от уплаты данного налога в отношении указываемых в заявлении объектов недвижимости.

Кроме того, необходимо представить в налоговые органы документы, подтверждающие факт использования объектов недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.

Документами, подтверждающими сдачу в аренду нежилых помещений, являются договоры аренды с арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществления данного вида деятельности, и любые другие документы, подтверждающие использование имущества для осуществления предпринимательской деятельности в период применения упрощенной системы налогообложения.

С начала текущего года, а именно с 1 января, вступают в силу поправки к Налоговому Кодексу РФ. В этом законопроекте четко определено, как именно будет начисляться налог на имущество всех граждан, которые живут на территории РФ. Но данная поправка касается только недвижимости, которой владеют физические лица.

Условия начисления

В зависимости от общей стоимости имущества, которое находится в собственности одного конкретного физического лица, будет и рассчитана индивидуальная налоговая ставка. Но, кроме общей стоимости недвижимости, на величину налоговой ставки будет влиять и тип недвижимости.

  1. Если в собственности физического лица пребывают жилые помещения, общая стоимость которых не превышает 300 000 рублей, то в этом случае налоговая ставка составит 0.1% от общей стоимости жилья.
  2. Если в собственности пребывают помещения не жилого типа, то налог будет составлять 0.5% от их рыночной стоимости.
  3. Земля сельскохозяйственного назначения, а также приусадебные участки, стоимость которых не превышает 300 000 рублей, будут обложены налогом в 0.3% от их стоимости.

Но если в собственности физического лица пребывает собственность, стоимость которой превышает сумму в 300 000 рублей, то в этом случае налоговая ставка будет составлять 0.5% на любой объект, который попадает под классификацию капитального строительства и 1.5% на земли, независимо от их назначения.

Как рассчитывают налоговую базу

На самом деле рассчитать налоговую базу на конкретный объект достаточно просто. Ведь согласно чинному законодательству на любой объект недвижимости в обязательном порядке должен быть оформлен специальный паспорт. В этом документе обязательно должна быть указанна кадастровая стоимость конкретного имущества. Каждый гражданин может получить этот документ в местном отделе Реестра России.

До внесения поправки в Налоговый Кодекс, до 2014 года, для определения налога, которым обкладывалась недвижимость, применялась так называемая инвентаризационная оценка. Сумма этой оценки объекта недвижимости на самом деле была существенно ниже кадастровой. Теперь же, в связи с поправками чинного законодательства страны, кадастровая стоимость объекта максимально приближена к рыночной стоимости.

Как сэкономить, не нарушив закон

Прежде всего, если квартира большая, но оформлена на одного человека, а на самом деле в ней проживает большая и дружная семья, то в этом случае есть смысл оформить право собственности на имущество сразу на несколько членов семьи. Но эту манипуляцию надо успеть провести до начала 2014 года, а именно до 31 декабря прошлого 2013 года. Если граждане успели уложиться в этот термин, то в этом случае налог на имущество и них вышел или минимальный, или его не начислили вообще.

Следует также помнить о том, что если физическое лицо, на которое оформлена недвижимость, принадлежит к так называемой льготной категории граждан, то в этом случае 50 м.кв. недвижимого имущества не подлежит обложению налогом вообще.

Для малообеспеченных семей в Налоговом Кодексе предусмотрены специальные налоговые вычеты, которые относятся к программе налоговых послаблений. Но в этом случае гражданам обязательно надо документально подтвердить факт своей малообеспеченности. Для этого в 2014 году, надо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Сотрудники этой организации подробно расскажут о том, на какие льготные программы конкретная семья имеет право, а на какие нет.

Подводя итоги

По предварительному подсчету аналитиков согласно поправкам в налоговом законодательстве с 1 января 2014 года налог на имущество физических лиц увеличится примерно в 2.8 раза по сравнению с теми нормами налогового законодательства, которые действовали на территории РФ до внесения поправок. Согласно нововведениям, особенно возрастет размер налога для тех граждан России, у которых в собственности пребывает недвижимость большой площади, или же они владеют имуществом, которое расположено в так называемых элитных районах.

Интересно, что налогом на имущество будут обкладывать не только объекты недвижимости, но и дорогие транспортные средства, например, вертолеты. Автомобили и мотоциклы, а также домашнее имущество любой ценовой категории обложению налогом на имущество физических лиц не подлежит. Кроме того, вступают в действие и специальные льготные программы, согласно которым малообеспеченные семьи, если они документально доказали факт своей социальной принадлежности к этой группе лиц, имеют право на определенные налоговые вычеты.

Налогообложение в 2014 году

налогом на имущество организаций

I. Вопрос: какие изменения внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, которые подлежат применению с 01.01.2014 года (какое имущество включать / не включать в налогооблагаемую базу, какую стоимость имущества учитывать и т.д.).

Ответ: Федеральным законом от 02.11.2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», которые вступают в действие с «01» января 2014 года.

1. Объекты налогообложения по налогу на имущество организаций остались на 2014 год без изменений.

Так, согласно статье 374 Налоговому кодексу РФ (далее по тексту — НК РФ) , «1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по nbsp; концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса...

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.».

Таким образом, состав имущества для исчисления налога на имущество организаций, применяемый в 2013 году, применяется (действует) также в 2014 году.

2. Положения НК РФ по определению налоговой базы претерпели значительные изменения.

2.1. В силу статьи 375 НК РФ,«1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его достаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. ».

То есть, по общему правилу, база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ).

Однако, в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций с «01» января 2014 года исчисляется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на «01» января года налогового периода (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ стоимость таких объектов не учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика.

Так, в силу пункта 4 статьи 376 НК РФ в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2014 года, «Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.».

2.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2014 года. Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости (примечание: содержащиеся ниже сведения указаны только в отношении российских организаций):

Административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ приведены определения понятий «административно-деловой центр» и «торговый центр (комплекс)» соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен центр, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях;

Нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов площади помещения для размещения указанных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ, вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ). Следует отметить, что такой нормативный правовой акт по состоянию на 18.04.2014 года отсутствует.

Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не позднее 1 января, перечень имущества, которое указано в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в ИФНС по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минфин России в письме от 29.11.2013 года № 03-05-04-01/51779 разъяснил, что «По мнению Минфина России, в случае если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечень официально не размещен в срок, установленный п. 7 ст. 378.2 Кодекса, на налогоплательщика-собственника не может быть возложена обязанность по уплате налога в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы на очередной налоговый период исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, действие которого распространено с начала указанного налогового периода. Следовательно, сумма налога и авансовых платежей за этот налоговый период исчисляется в отношении указанных объектов без учета положений ст. 378.2 Кодекса, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса .».

Дополнительно Минфин России в письме от 18.12.2013 года № 03-05-05-01/55962 указал, что «если в соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, то объекты недвижимости подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения .».

Аналогичная позиция Минфина России содержится Письме от 06.02.2014 года № 03-05-05-01/4765.

Таким образом, если перечень объектов недвижимого имущества отсутствует (не размещен) на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо объекты недвижимого имущества не включены перечень объектов недвижимого имущества, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

Также следует обратить внимание на позицию Минфина России по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении произведенных арендатором капитальных вложений в арендованное недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость, изложенную в письме от 19.02.2014 года № 03-05-05-01/6958, в соответствии с которой, «до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердила правильность данной позиции (Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).

С учетом изложенного если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается не только в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества.

2.3. По составу перечня объектов недвижимого имущества необходимо отметить, что состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ). Однако, до принятия ФНС России данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 НК РФ в редакции, действующей с 03.11.2013 года, законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций. Порядок и пределы реализации данного полномочия предусматриваются НК РФ. Новые нормы главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ действующие с 01.01.2014 года, содержат порядок реализации органами субъектов РФ своих полномочий и пределы их осуществления, в частности, полномочий о возможности утверждения перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе установить конкретные особенности определения базы по налогу на имущество организаций, т.е. упомянутый перечень объектов, только с 1 января 2014 года. До этой даты действовала редакция главы 30 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, за исключением отдельных иностранных организаций, рассчитывают базу по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости объектов. При этом указания на возможность определения базы на основании иных стоимостных показателей положения данной главы не содержали.

Некоторые субъекты РФ приняли соответствующие законы до «01» января 2014 года (например, Закон г. Москвы от 20.11.2013 года № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и Закон Московской области от 15.11.2013 года № 137/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области»).

По налогу на имущество организаций в Удмуртской Республике действует Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в редакции с последними изменениями, внесенными Законами УР от 04.07.2013 года № 41-РЗ, вступившими в силу с «01» января 2014 года, т.е. до настоящего времени изменения в Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», на основании Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ, не внесены.

3. Внесены изменения в отношении налоговых ставок.

Согласно статье 380 НК РФ, «1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году - 1,5 процента, в 2015 году - 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году - 1,0 процента, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2 процента .

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.».

Как указывалось выше, налог на имущество организаций в Удмуртской Республике исчисляется с учетом Закона УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Статьей 1 указанного Закона (в редакции Закона УР от 08.06.2005 года № 24-РЗ) установлена налоговая ставка в размере 2,2 процента, для жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов в отношении принадлежащего им жилищного фонда установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента.

Таким образом, в настоящее время налоговые ставки по Удмуртской Республике не определены, следовательно, налогообложение необходимо производить по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

4. Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на имущество, а также в формат налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Приказом ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы и форматы налоговой отчетности. Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@ «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 года № 30649) внесены изменения в Приказ ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895.

Данный документ официально вступил в силу 31.12.2013 года (изменения, внесенные Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/478@, вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 20.12.2013 года) и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года). Новая форма расчета по авансовым платежам необходимо применять с отчетности за первый квартал 2014 года.

В разделе 2 декларации появилась новая строка 270, в которой необходимо отразить остаточную стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом согласно подпунктам 1 - 7 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

II. Вопрос: порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Ответ: В соответствии со статьей 373 НК РФ,«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.» , т.е. плательщиками налога на имущество организаций являются организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее - иностранные организации), определение которых дано в статье 11 НК РФ. Следовательно, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно статье 346.11. НК РФ, «3.Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) ...».

Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций. При применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, они освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.