Виды и способы проведения практики. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Стационарная и выездная практика отличия

Введение. 4

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.. 4

2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5

3.Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучающегося:………….….7

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7

5. Формы проведения учебной практики………………………………………………...…10

6. Место и время проведения учебной практики………………………………………...…10

8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………………………………….….……..15

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………….. 22

Введение

Организация и проведение учебной практики регламентируются Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), Приказом Министерства образования и науки РФ № 1383 от 27.11. 2015 года, Образовательной программой высшего образования направления подготовки 37.03.01. Психология и концепцией Университета РАО.

Обучающийся проходит учебную практику в качестве практиканта - стажера.

Тип учебной практики : практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Виды и способы проведения учебной практики : стационарный.

Форма проведения практики – дискретная.

1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины



Основная цель практики - получить первичные профессиональные умения и навыки: углубить и закрепить научно-теоретические знания обучающихся, выработать навыки практической и исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.

Конкретные цели практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;

· развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;

· изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;

· ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;

· изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;

· освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов. В соответствии с профилем подготовки;

· принятие участия в конкретном виде учебного или производственного процесса или исследования;

· усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;

· приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах.

Учебная практика является органической частью учебного процесса и служит целям:

Выработки навыков практической и исследовательской работы, ознакомление с системой практической работы психолога-педагога и психолога в других профессиональных сферах деятельности,

- приобретения навыков и опыта самостоятельной работы студентов,

- знакомству и освоению навыков деятельности психологов в рамках выбранной специализации,

- развитию профессионально значимых качеств личности будущего психолога, преподавателя психологии,

- получения практических навыков работы с диагностическим инструментарием,

- подготовки практического психолога широкого профиля, способного работать в социально-экономической сфере, детских учебно-воспитательных учреждениях, системе профориентации, консультировании, медико-консультационной службе.

Задачи учебной практики:

Развитие и укрепление интереса студентов к профессии психолога.

Закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач.

Формирование профессионально значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании. Уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.

Формирование профессиональных знаний, умений и навыков.

Формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности.

Ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований.

Приобретение понятий о возможностях применения психологических знаний в различных областях общественной практики.

Усвоение профессионально-этического кодекса практического психолога.

Получение представлений о работе практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы.

Получить целостное представление об образовании как особой сфере социокультурной и психолого-педагогической практики,

Получить представление о работе в образовательных, консультационно-педагогических и иных учреждениях, реализующих программы дошкольного, начального и среднего образования.

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)

Дисциплина Б2.У.1 «Учебная практика» включена в базовую часть дисциплин Б2.У. Дисциплина «Учебная практика» базируется на знаниях по общим дисциплинам психологического цикла: общепсихологического практикума, введении в психологию, общей психологии, анатомии ЦНС и физиологии высшей нервной деятельности.

«Учебная практика» создает базу для освоения дисциплин диагностико-экспериментального цикла:

Методологические основы психологии,

Экспериментальная психология,

Психодиагностика,

Практикум по психодиагностике,

Математические методы в психологии,

Социальной психологии,

Организационной психологии и др.

Компетентности, сформированные у студентов в процессе прохождения учебной практики, будут необходимы при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении производственной практики.

  1. Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента:

Обучающийся, освоивший программу бакалавриата, в ходе прохождения производственной практики, должен обладать компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:

Таблица 1

Код компетенции Содержание компетенции
Профессиональные компетенции
ПК-10
ПК-11 Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
ПК-12 Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

Для освоения программы учебной практики необходимо наличие у обучающихся следующих сформированных знаний, умений и навыков:

Знать: методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.

Уметь: использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач; обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; составлять отчет о результатах работы, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями; планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.

Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.

Очная форма обучения – 4 года.

Заочная форма обучения (4,5 года)

Таблица 2

4.2 Разделы дисциплин и виды занятий

Очная форма обучения, заочная форма обучения

Таблица 3

№ пп № раздела дисциплины Тематика практических занятий (семинаров) Трудо-емкость (час.)
1. Раздел 1
2. Раздел 2 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений. 2.2.Посещение 2-3 уроков или групповых занятий по психологической тематике (психологический тренинг). 2.3 Составление методического анализа уроков или занятий в тренинговой группе, на которых присутствовали. 2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам.
3. Раздел 3
Итого:

4.3 Тема, объем и литература для прохождения учебной практики обучающихся очной-заочной формы обучения

Таблица 4

Номер раздела Тема СРО Коли- чест-во часов Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника) Формы контроля успеваемости
Раздел 1 1.1 Ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением, местом и ролью психолога в данных условиях. 1.2 Установление личного и делового контакта со штатным психологом и сотрудниками учреждения. 1.3 Изучение документов, регламентирующих деятельность психолога и условий его работы на данном месте. 1-3
Раздел 2 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений. 2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам. 1-3 Дневник, отчет практики, выступление на конференции по итогам практики. Зачет с оценкой
Раздел 3 3.1 Анализ и подготовка материалов практики для отчета. 3.2 Составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки в деканат университета. 1-3 Дневник, отчет практики, выступление на итоговой конферен ции. Зачет с оценкой
Итого

Формы проведения учебной практики – дискретная

Преимущественной формой проведения учебной практики является практика, предполагающая работу в образовательном учреждении или организации. В ряде случаев производственная практика может проводиться на базе образовательной организации: Челябинского филиала Университета Российской академии образования.

Работа, выполняемая обучающимся при прохождении учебной практики, должна быть составной частью подготовки к следующим видам профессиональной деятельности:

Педагогическая,

Научно-исследовательская деятельность.

Место прохождения практики, виды и методы работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации.

2.1 Организация всех видов практик должна быть направлена на приобретение студентами опыта профессионально-ориентированной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

2.2 Основными видами практик у обучающихся в институте по образовательным программам высшего образования являются: учебная и производственная .

2.3 Учебные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.

2.3.1 Учебная практика может быть ориентирована на освоение рабочей профессии, если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с образовательным стандартом по направлению (специальности). В этом случае обучающийся может получить квалификацию по рабочей профессии.

2.3.2 Точный перечень наименований учебных практик образовательной программы указывается в рабочем учебном плане по направлению подготовки (специальности).

2.3.3 Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах, в полевых условиях и в других вспомогательных объектах института, может также проводиться в профильных сторонних организациях на основе договоров между организацией и институтом.

2.4 Производственная практика проводится с целью закрепления знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, а также изучения опыта работы организаций, являющихся базами практик, овладения производственными навыками и передовыми методами управления. В процессе производственной практики обучающиеся приобретают профессиональные навыки и компетенции, умение адаптации к работе в коллективе и опыт организаторской деятельности.

Производственные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, технологическая практика, исполнительская практика, творческая практика и других формах, определяемых образовательной программой.

2.5 Производственная практика может включать в себя следующие типы практик:

Практика по профилю подготовки;

Научно-исследовательская практика;

Научно-педагогическая практика или педагогическая;

Преддипломная практика и другие.

Перечень и содержание конкретных типов практик определяется образовательными программами направлений подготовки (специальностей) соответствующего профиля.


2.5.1 Практика по профилю подготовки направлена на формирование у обучающихся соответствующих компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках модулей образовательной программы по каждому из видов профессиональной деятельности. Производственная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между институтом и этими организациями, а также в тех организациях, где, предполагается, будут работать выпускники.

2.5.2 Научно-исследовательская практика проводится в соответствии с индивидуальным заданием, подготовленным кафедрой для обучающихся и предполагает сбор различных научных материалов, а также работу по научной тематике кафедр.

2.5.3 Научно-педагогическая практика (педагогическая) проводится в институте под руководством профессоров и доцентов, а также высококвалифицированных специалистов-практиков с целью формирования педагогических навыков у выпускников.

2.5.4 Преддипломная практика - вид производственной практики, завершающий профессиональную подготовку обучающихся. Проводится после освоения студентами программ теоретического и практического обучения и предполагает сбор, систематизацию и обобщение материала, необходимого для написания выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика направлена на углубление обучающимися профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности студентов к самостоятельной трудовой деятельности. Место проведения преддипломной практики - учреждение, предприятие, а также те организации, где, предполагается, будут работать выпускники.

2.6 В зависимости от способа организации практики делятся на выездные и стационарные . Выездные практики связаны с необходимостью направления обучающихся и преподавателей к местам проведения практик, расположенным вне территории населенного пункта, в котором расположен институт. Стационарные практики проводятся в структурных подразделениях института или на предприятиях (в учреждениях, организациях), расположенных на территории населенного пункта, в котором расположен институт.

Настигает всех студентов без исключения. Сваливается она обычно как снег на голову два-три раза за все время обучения. И требует подробного отчета о проделанной деятельности.

Практика - это применение полученных студентом за время обучения теоретических знаний в практической деятельности.

В каждом вузе действует своя система проведения практики, поэтому универсального описания не найти. Но есть ряд общих принципов и правил, которые могут помочь в понимании, что это такое и с чем это едят?

Существует несколько видов практики

  1. Учебная (1 курс) - обобщение полученных базовых знаний, чаще всего проводится в форме исследовательской или творческой работы. Кроме того, бывает выездной или стационарной. Первая подразумевает деятельность за пределы университета (это могут быть экспедиции и т. п.) и, вторая - прохождение в стенах учебного заведения. Полученные данные фиксируются в виде отчета.
  2. Производственная (2,3 или 4 курс) - студент направляется на предприятие или в организацию, где получает непосредственно опыт работы по специальности - проходит стажировку. Также предполагает письменного оформления полученных практических знаний.
  3. Преддипломная (4 или 5 курс, в зависимости от того, по какой программе вы обучаетесь: бакалавриат или специалитет) - практика, которую студент проходит на заключительном этапе обучения. Практическая работа чаще всего проводится в соответствии с выбранной студентом темой. Иногда производственная и преддипломная практики совмещаются.

Однако любой вид требует наличие полного отчета по проделанной работе - а именно, анализа и обобщения всех полученных знаний и данных. При этом предполагает защиту перед комиссией, но не всегда (это условие зависит от вуза, в котором вы обучаетесь).

Среднее время прохождения практики: от 1 до 4 недель. Также дается определенные период времени для составления отчета. Но работать над оформлением полученного опыта студент должен во время активного учебного процесса, то есть, дополнительных дней для обработки данных не предоставляется.

1. Делайте заметки.

Так как отчет по практике является неотъемлемой частью практики, то лучше начинать работать над ним, когда вы находитесь в стадии её прохождения. Краткое резюмирование каждого дня позже значительно облегчит вам жизнь, так как мы имеем свойство забывать! Вспомнить, какие знания вы получили и что делали месяц назад - будет трудно.

2. Составьте план.

Любая успешная работа начинается с плана, так как он позволяет сконцентрироваться на важных вещах и не путаться в собственных мыслях и идеях. Хорошо составленный план - это 70% успеха.

3. Проведите анализ.

Для того, чтобы полученная вами информация имела ценность, нужно её систематизировать. Проанализируйте полученный материал, и попробуйте выделить общие и частные случаи, что в них общего и в чем различия. Отчет будет гораздо легче написать , так как у вас появится понимание того, чем вы занимались на протяжении стажировки.

В написании практических отчетов мы применяем эти принципы обработки данных, благодаря чему студенты получают положительные оценки. Выполненные нами работы всегда структурированы, логичны, в них отражен как личный опыт студента, основанный на глубоком анализе полученной информации, так и профессиональный взгляд автора.

У нас нет шаблонов, поэтому каждая работа оформляется исходя из требований клиента и обсуждается индивидуально.

Структура отчета по практике

Скорее всего, образец оформления вам выдадут в вузе, но несмотря на это почти любая студенческая работа состоит из следующих частей:

  1. Введение
  2. Общая часть (разделы и подразделы)
  3. Заключение
  4. Приложения
  5. Список литературы и документов

Практика делится на регулярную и дискретную. Регулярная используется чаще всего и представляет непрерывную стажировку. Дискретная практика проходится без отрыва от учебного процесса на протяжении длительного периода. В течение недели выделяется один день для практической деятельности.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

2 1. Цели и задачи практики Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) направлена на обеспечение непрерывности, последовательности и всесторонности овладения студентами профессиональной деятельностью, позволяет им получить практические знания и навыки работы по профессии, содействует закреплению теоретических знаний. Основная цель учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) - получение представления о государственном и муниципальном управлении как области практической деятельности. Целями учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) являются: углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных в ходе первого, второго и третьего годов обучения; приобретение навыков будущей профессии; развитие профессионального самосознания студентов; получение навыков самостоятельной работы в библиотеке с профессиональной литературой; использование возможностей получения информации через Интернет; оформление литературных обзоров. Задачами учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) являются: изучение основных нормативных правовых документов, используемых в профессиональной деятельности на базе учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков); развитие полученных в процессе первого, второго и третьего годов обучения знаний, умений и навыков работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, а также основ работы с научной и учебной и методической литературой и документацией по профилю подготовки; демонстрация умения использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; демонстрация умения использования в ходе учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе первого, второго и третьего годов обучения. 2. Способ и форма(ы) проведения практики Способ проведения практики: стационарная. Форма проведения практики: дискретно. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО Прохождение практики направлено на формирование следующих компетенций: Индекс компетенции ОК-5 ПК-8 Содержание компетенции способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования 2

3 Индекс компетенции ПК-9 ПК-10 ПК-15 ПК-17 ПК-26 Содержание компетенции способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно- политических, коммерческих и некоммерческих организациях владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций 4. Место практики в структуре ОП ВО Учебная практика (Б2.У.1) относиться к разделу Практики (Б2) образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление», направленность (профиль) «Региональное управление» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) студент должен успешно пройти теоретическое обучение программы первого, второго, третьего годов обучения, освоить модули и разделы ОП (дисциплины) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (направленность (профиль) «Региональное управление»): «Государственное регулирование экономики», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Региональное управление и территориальное планирование». Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков необходимы обучающемуся для изучения таких дисциплин, как: Стратегическое территориальное планирование, Принятие и исполнение государственных решений. Государственные и муниципальные финансы, Экономика общественного сектора», а также при подготовке и защите выпускной квалификационной работы. 5. Объем практики и ее продолжительность Объем практики 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность практики 2 недели. 6. Содержание практики п/п Разделы (этапы) практики 1 Подготовительный этап Виды учебной работы Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля 3

4 п/п Разделы (этапы) практики Виды учебной работы 1.1 Инструктаж по технике безопасности Вводная лекция 1.2 Вводная беседа со своим руководителем на собрании кафедры по учебной практике (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) 1.3 Получение документации по учебной практике (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) (направление, программа учебной практики, дневник, индивидуальное задание, задачи и др.). 1.4 Изучение соответствующей литературы, рекомендованной руководителем учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) 2 Экспериментальный (рабочий) этап 2.1 Сбор материалов для выполнения самостоятельного исследования 2.2 Выполнение заданий и необходимых расчетов Вводная лекция Трудоемкость (в часах) 2 1 ПЗ 1 СРС 6 СРС СРС 2.3 Обработка и анализ полученной информации СРС 2.4 Отчет перед руководителем о выполненных заданиях беседа Подготовка отчета по учебной практике СРС (практики по получению первичных 8 профессиональных умений и навыков) 3 Заключительный этап 3.1 Оформление дневника учебной практики в СРС соответствии с установленными правилами Оформление отчета о проделанной работе СРС Сдача отчета и дневника учебной практики СРС (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) 3.4 Защита отчета Защита с дифференц ированной оценкой Формы текущего контроля собеседование на зачете собеседование собеседование Запись в дневник Запись в дневник наблюдение и анализ деятельности студента наблюдение и анализ деятельности студента устная беседа с руководителем Запись в дневник Запись в дневник Записи в отчет устная беседа с руководителем Защита с дифференциро ванной оценкой 4

5 7. Форма отчетности по практике По окончании практики обучающийся составляет отчет и сдает его руководителю практики от кафедры. По итогам практики проводится аттестация, включающая в себя представление письменного отчета практиканта, оценочного заключения (отзыва) организации, защиты отчета в виде: устного сообщения. 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике По итогам защиты отчетов по практике выставляется дифференцированный зачет. Для оценки результатов прохождения практики используется разработанный кафедрой фонд оценочных средств (Приложение). При оценке результатов практики учитывается количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности, а также качество оформления отчетной документации и своевременное представление ее на проверку. 9. Перечень учебно-методического и информационного обеспечения практики а) основная литература: 1. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. 5-е изд. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. - СПб: Питер, с. 2. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений [Электронный ресурс] / В.П. Басенко, А.А.Романов, Б.М. Жуков. М.: Дашков и К, с. 3. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики [Электронный ресурс]: учебник. / Черепанов В.В. М: Юнити, с. 4. Бабун, Р. Организация муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. / Р. Бабун СПБ: Питер 2016 г. 336 с. 5. Гостенина, В.И. Социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.И. Гостенина. СПб: Питер, с. б) дополнительная литература: 1. Бабун Р. Организация муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2016 г. 336 с. 2. Крупенков В.В. Государственные и бизнес-коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие. М.: ЕАОИ, с. 3. Гасанова К.К. Трудовое право [Электронный ресурс]: учебник К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. М.: Юнити, с. в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины: 1. ЭБС "Айбукс.ру" 2. ЭБС «Лань» 3. ЭБС «Университетская библиотека он-лайн» 4. ЭБС «BOOK.RU» 5. БД"Электронная полнотекстовая база данных САУ" г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем: 1. КонсультантПлюс Сравочно-правовая система 2. Справочно-правовая система "Гарант" 5

8 1. Цели и задачи практики В соответствии с ФГОС ВО направление подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) направленность (профиль) подготовки «Региональное управление» раздел образовательной программы бакалавриата «Производственная практика» «Преддипломная практика» является обязательным и представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся. Цель преддипломной практики состоит в формировании и развитии профессиональных знаний в сфере избранной профессиональной деятельности, умении формулировать и решать задачи, возникающие в ходе профессиональной деятельности, а также обрабатывать полученные статистические и теоретические результаты для подготовки выпускной квалификационной работы. Задачи преддипломной практики: приобретение студентами навыков решения проектных, информационноаналитических и научно-исследовательских задач; закрепление, углубление и расширение знаний, умений, и навыков, полученных бакалаврами в процессе теоретического обучения и прохождения учебной и производственной практики; сбор необходимых материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы выполнение выпускной квалификационной работы. 2. Способ и форма(ы) проведения практики Способ проведения практики: стационарная. Форма проведения практики: дискретно. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО Прохождение практики направлено на формирование следующих компетенций: Индекс компетенции Содержание компетенции ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, ОПК-4 вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации владение навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, ОПК-5 распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности ОПК-6 на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности умение разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные ПК-5 должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно- 2

9 Индекс компетенции ПК-6 ПК-12 ПК-23 ПК-25 ПК-26 Содержание компетенции политических, коммерческих и некоммерческих организациях владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественнополитических, коммерческих и некоммерческих организаций способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ владение навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественнополитических, коммерческих и некоммерческих организаций умение организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов владение навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций 4. Место практики в структуре ОП ВО Преддипломная практика (Б2.П.3) относиться к разделу Практики (Б2) Производственная практика (Б2.П) образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление», направленность (профиль) «Региональное управление» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Для успешного прохождения преддипломной практики студент должен успешно пройти теоретическое и практическое обучение программы обучения, освоить циклы и разделы ОП всех циклов в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриат), направленность (профиль) подготовки «Региональное управление»): Региональная экономика и управление, Принятие и исполнение государственных решений, Экономика общественного сектора, Стратегическое территориальное планирование, Зарубежный опыт ГМУ, Управление городским хозяйством, Региональное управление и территориальное планирование. Управление муниципальным заказом. Приобретенные знания и умения в процессе прохождения преддипломной практики могут быть использованы обучающимся при подготовке к защите выпускной квалификационной работы. 5. Объем практики и ее продолжительность Объем практики 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность практики 2 недели. 3

10 п/п 6. Содержание практики Разделы (этапы) практики Виды преддипломной работы Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля п/п Разделы (этапы) практики 1 Подготовительный этап Виды преддипломной работы Трудое мкость (в часах) 1.1 Инструктаж по технике безопасности Вводная лекция Вводная беседа со своим руководителем на собрании кафедры по преддипломной практике 1.3 Получение документации по практике (направление, программа преддипломной практики, дневник, индивидуальное задание, задачи и др.). 1.4 Изучение соответствующей литературы, рекомендованной руководителем практики 2. Экспериментальный (рабочий) этап 2.1 Обработка и анализ информации, полученной во время прохождения производственной практики СРС 2.2 Выполнение заданий и СРС необходимых расчетов и обязанностей, возложенных на студента руководителем практики 2.3 Проектирование ВКР СРС Вводная лекция 1 ПЗ 1 СРС Консультация с руководителем по беседа 4 проектированию ВКР 2.5 Выполнение ВКР СРС 40 3 Заключительный этап 3.1 Оформление ВКР в соответствии с установленными правилами СРС 3.2 Оформление отчета о проделанной СРС работе 3.3 Сдача отчета и дневника практики СРС 3.4 Защита отчета Защита с дифференциров анной оценкой Формы текущего контроля собеседование на зачете собеседование собеседование Запись в дневник Запись в дневник наблюдение и анализ деятельности студента наблюдение и анализ деятельности студента устная беседа с руководителем Запись в дневник Запись в дневник Записи в отчет устная беседа с руководителем Защита с дифференцирова нной оценкой 4

11 7. Форма отчетности по практике По окончании практики обучающийся составляет отчет и сдает его руководителю практики от кафедры. По итогам практики проводится аттестация, включающая в себя представление письменного отчета практиканта, оценочного заключения (отзыва) организации, защиты отчета в виде: устного сообщения. 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике По итогам защиты отчетов по практике выставляется дифференцированный зачет. Для оценки результатов прохождения практики используется разработанный кафедрой фонд оценочных средств (Приложение). При оценке результатов практики учитывается количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности, а также качество оформления отчетной документации и своевременное представление ее на проверку. 9. Перечень учебно-методического и информационного обеспечения практики а) основная литература: 1. Петров, А.Н. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения / А.Н. Петров. СПб.: Питер, с. 2. Шашина, Н.С. Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для вузов: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н.С. Шашина, В. В. Ходырев. СПб.: Изд-во САУ, с. 3. Андреев, А.В. Региональная экономика [Электронный ресурс]: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская. СПб.: Питер с. 4. Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Электронный ресурс] / И.В. Малофеев. М.: Дашков и К, с. б) дополнительная литература: 1. Дубынина, А.В. Экономика общественного сектора: в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.В. Дубынина, М.: Финансы и статистика, с. 2. Косолапова, М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М.В. Косолапова М.: Дашков и К 2014 г. 248 с. 3. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. [Электронный ресурс] / В.П. Басенко, А.А. Романов, Б.М. Жуков. М.: Дашков и К, с. 4. Морозова Т.Г. Городское хозяйство [Текст]: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Т.Г. Морозова [и др.]. М.: Вузовский учебник, Инфра-М, с. 5

12 5. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование [Текст]: учебник для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению / Р.А. Попов. М.: Инфра-М, с. 6. Капканщиков, С.Г. Государственное регулирование экономики [Текст]: учебное пособие для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению / С.Г. Капканщиков. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КноРус, с. в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины: 1. ЭБС "Айбукс.ру" 2. ЭБС «Лань» 3. ЭБС «Университетская библиотека он-лайн» 4. ЭБС «BOOK.RU» 5. БД"Электронная полнотекстовая база данных САУ" г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем: 1. КонсультантПлюс Сравочно-правовая система 2. Справочно-правовая система "Гарант" Материально-техническое обеспечение преддипломной практики. Для успешного прохождения производственной практики (преддипломной практики) необходимо располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной подготовки обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для успешного формирования данной компетенции перечень материально-технического обеспечения включает в себя стенды и оборудование, обеспечивающие изучение предметов в соответствии с реализуемой вузом основной образовательной программой. Для организационного собрания и защиты результатов практики - лекционная аудитория, оснащенная мультимедийным проектором и экраном для демонстрации презентаций. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации образовательной программы, включает в себя специализированную аудиторию «Специализированная аудитория менеджмента и государственного и муниципального управления» (2-07), оснащенную специальным оборудованием. Конкретное материальнотехническое оснащение специализированной аудитории «Специализированная аудитория менеджмента и государственного и муниципального управления» определяется в документе в рамках СМК П-СМК «Паспорт специализированной аудитории». Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к содержанию и уровню подготовки выпускника в соответствии с рабочими учебными планами по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата), направленность (профиль) «региональное управление», в соответствии с рабочими учебными планами. 6

13 7

15 1. Цели и задачи практики В соответствии с ФГОС ВО направление подготовки Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) направленность (профиль) подготовки «Региональное управление» раздел основной образовательной программы бакалавриата «Производственная практика» практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является обязательным и представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Основная цель практики получение представления об управлении в государственных и муниципальных организациях как области практической деятельности. Цель практики закрепление полученных в ходе обучения в институте и углубление теоретических знаний студентов, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной работы на различных предприятиях и организациях и сбора информации для дальнейшего написания ВКР (прохождения государственной итоговой аттестации). Задачи практики: приобретение обучающимися таких профессиональных компетенций, как навыки решения организационно-управленческих, аналитических, производственнотехнологических, задач: закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения; изучить лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления; сбор необходимых материалов для подготовки и написания выпускной квалификационной работы (ВКР) 2. Способ и форма(ы) проведения практики Способ проведения практики: стационарная. Форма проведения практики: дискретно. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО Прохождение практики направлено на формирование следующих компетенций: Индекс компетенции ОК-7 ОПК-3 ПК-1 ПК-2 Содержание компетенции способностью к самоорганизации и самообразованию; способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия; умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения; владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов 2

16 Индекс компетенции ПК-3 ПК-4 ПК-5 ПК-6 ПК-7 ПК-8 ПК-13 ПК-15 ПК-18 ПК-19 Содержание компетенции формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры; умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов; способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования; умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественнополитических, коммерческих и некоммерческих организациях; владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественнополитических, коммерческих и некоммерческих организаций; умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления; способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования; способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий; умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно- политических, коммерческих и некоммерческих организациях; способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности; способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования 3

17 Индекс компетенции ПК-20 ПК-26 Содержание компетенции команды; способностью свободно ориентироваться в правовой системе России и правильно применять норма права; владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций. 4. Место практики в структуре ОП ВО Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности относится к разделу Практики (Б.2.П.1) ОП бакалавриата по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», направленность «Региональное управление» и непосредственно направлена на профессиональнопрактическую подготовку обучающихся. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика) опирается на знания и умения полученные во время прохождения учебной практики, а также на знания и умения полученные при освоении всех циклов и разделов ОП (дисциплины) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр», направленность (профиль) подготовки «Региональное управление»): Экономика регионального хозяйства, Государственные и муниципальные услуги, Зарубежный опыт ГМУ, Стратегическое территориальное планирование, Экономика общественного сектора, Государственные и муниципальные финансы. Результаты практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика) используются при прохождении дальнейших практик «Научно исследовательская работа», «Преддипломная практика» и при подготовке к государственной итоговой аттестации (работа над ВКР). п/п 5. Объем практики и ее продолжительность Объем практики 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность практики 2 недели. 6. Содержание практики Разделы (этапы) практики 1 Подготовительный этап 4 Виды производственной работы 1.1 Инструктаж по технике безопасности Вводная лекция 1.2 Вводная беседа со своим руководителем на собрании кафедры по производственной практике 1.3 Получение документации по практике (направление, программа производственной практики, дневник, индивидуальное задание, задачи и др.). Вводная лекция Трудоемкость (в часах) 2 1 ПЗ 1 Формы текущего контроля собеседование на зачете собеседование собеседование

18 п/п Разделы (этапы) практики 1.4 Изучение соответствующей литературы, рекомендованной руководителем практики 2. Экспериментальный (рабочий) этап 2.1 Сбор материалов для выполнения самостоятельного исследования Изучение нормативных документов предприятия, на базе которого проходит практика 2.2 Выполнение заданий и необходимых расчетов и обязанностей, возложенных на студента руководителем практики 2.3 Обработка и анализ полученной информации Подбор материалов для ВКР Виды производственной работы Трудоемкость (в часах) СРС 6 СРС СРС СРС 2.4 Отчет перед руководителем о выполненных заданиях беседа Подготовка отчета по практике СРС 12 3 Заключительный этап 3.1 Оформление дневника практики в СРС соответствии с установленными правилами 3.2 Оформление отчета о проделанной работе СРС 3.3 Сдача отчета и дневника практики СРС 3.4 Защита отчета Защита с дифференц ированной оценкой Итого: Формы текущего контроля Запись в дневник Запись в дневник наблюдение и анализ деятельности студента наблюдение и анализ деятельности студента устная беседа с руководителем Запись в дневник Запись в дневник Записи в отчет устная беседа с руководителем Защита с дифференциро ванной оценкой 7. Форма отчетности по практике По окончании практики обучающийся составляет отчет и сдает его руководителю практики от кафедры. По итогам практики проводится аттестация, включающая в себя представление письменного отчета практиканта, оценочного заключения (отзыва) организации, защиты отчета в виде: устного сообщения. 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике. По итогам защиты отчетов по практике выставляется дифференцированный зачет. Для оценки результатов прохождения практики используется разработанный кафедрой фонд оценочных средств (Приложение). При оценке результатов практики учитывается количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности, а также качество 5

19 оформления отчетной документации и своевременное представление ее на проверку. п.9. «Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины» изложить в следующей редакции: а) основная литература: 1. Шамарова, Г.М. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] / Г.М. Шамарова. Москва: МФПУ «Синергия», 2013 г. 320 с. 4. Бабун, Р. Организация муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. / Р. Бабун СПБ: Питер 2016 г. 336 с. 3. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. 5-е изд. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. - СПб: Питер, с. 4. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. [Электронный ресурс] / В.П. Басенко, А.А. Романов, Б.М. Жуков. М: Дашков и К, с. 5. Гостенина, В.И. Социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / В.И. Гостенина. СПб: Питер, с. б) дополнительная литература: 1. Крупенков, В. В. Государственные и бизнес-коммуникации [Электронный ресурс]: учебное пособие. Москва: ЕАОИ 2011 г. 117 с. 2. Попов, Р.А. Региональное управление и территориальное планирование [Текст]: учебник для бакалавриата: рекомендовано методсоветом по направлению / Р.А. Попов. М.: Инфра-М, с. 3. Охотский, Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание [Текст]: учебно-методический комплекс: рекомендовано Мин. образования / Е.В. Охотский. М.: Экономика, с. 4. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики [Электронный ресурс]: учебник. / Черепанов В.В. Москва: Юнити, с. в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины: 1. ЭБС "Айбукс.ру" 2. ЭБС «Лань» 3. ЭБС «Университетская библиотека он-лайн» 4. ЭБС «BOOK.RU» 5. БД"Электронная полнотекстовая база данных САУ" г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 1. КонсультантПлюс Сравочно-правовая система 2. Справочно-правовая система "Гарант" 9. Материально-техническая база необходимая для проведения практики Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации образовательной программы, включает в себя специализированную аудиторию «Специализированная аудитория менеджмента и государственного и муниципального управления» (2-07), оснащенную специальным оборудованием. Конкретное материально- 6

20 7

22 1. Цели производственной практики (научно-исследовательской работы) Цель научно-исследовательской работы приобретение студентами профессиональных умений и навыков аналитической и научно-исследовательской деятельности, овладение современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информации с целью её использования в процессе принятия управленческих решений, повышающих эффективность деятельности государственных и муниципальных организаций, углубление и закрепление теоретических знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, приобретение навыков будущей профессии. Задачи научно-исследовательской работы: развитие полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков работы с персональным компьютером на высоком пользовательском уровне, а также основ работы с научной и учебной и методической литературой и документацией по профилю подготовки; работа с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач исследования, определение объекта и выбор методики исследования, изучение методов сбора и анализа фактических данных); демонстрация умения использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества; демонстрация умения использования знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения. закрепление знаний, связанных с исследованиями в области государственного и муниципального управления; изучение справочно-библиографических систем, электронных баз данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов, способов поиска информации; приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления библиографии и ее использования в выпускной квалификационной работе; развитие способностей обучающихся к критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в области государственного и муниципального управления в целях проведения собственных научных исследований. 2. Способ и форма(ы) проведения практики Способ проведения практики: стационарная. Форма проведения практики: дискретно. 3. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОП ВО Прохождение практики направлено на формирование следующих компетенций: Индекс Содержание компетенции компетенции ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию; умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные ПК-5 должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественнополитических, коммерческих и некоммерческих организациях; 2

23 Индекс компетенции ПК-13 ПК-26 ПКВ-1 ПКВ-4 ПКВ-6 ОПК-1 ОПК-6 Содержание компетенции способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий; владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций; пониманием основных проблем теории и практики развития и функционирования региона, технологии и проблем разработки и реализации социально-экономических прогнозов, планов и программ на региональном уровне государственного управления; способен использовать основы знаний в сфере управления городским хозяйством как единой системой и объектом управления для решения управленческих задач, владеть различными способами разрешения проблем в управлении городским (муниципальным) хозяйством на базе системного подхода к предмету, совершенствовать механизм, технологии и методы взаимодействия органов местного самоуправления с населением и с органами государственной власти; способностью обладать основами цивилизованного экономического мышления, пониманием особенностей экономического регулирования объектами государственной и муниципальной собственности, самостоятельно интерпретировать и давать логическое объяснение наблюдаемым явлениям и процессам; владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности; способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности 4. Место практики в структуре ОП ВО Научно-исследовательская работа (Б2.П.2) относиться к разделу Практики (Б2) Производственная практика (Б2.П) образовательной программы бакалавриата по направлению «Государственное и муниципальное управление», направленность (профиль) «Региональное управление» и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Организация научно-исследовательской работы на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки бакалавра. Научно-исследовательская работа осуществляется непосредственно на выпускающей кафедре «Менеджмента и государственного и муниципального управления» или в других подразделениях института. В целях представления полученных научных результатов и знакомства с актуальными современными научными проблемами и течениями, обучающийся на короткое время может направляться для участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах с участием практических работников государственного и муниципального управления. Научно-исследовательская работа закрепляет знания и умения, приобретаемые 3

24 обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию компетенций обучающихся в рамках выбранного направления, а также навыков самостоятельной работы. Научно-исследовательская работа позволяет обучающемуся совершенствовать знания и умения, полученные ими во время изучения таких дисциплин, как «Управление муниципальным заказом», «Государственные и муниципальные услуги», «История местного самоуправления в России», «Стратегическое территориальное планирование», Зарубежный опыт ГМУ». и т.д. Приобретенные знания и умения в процессе прохождения научно-исследовательской работы могут быть использованы обучающимся при прохождении преддипломной практики и при подготовке и защите выпускной квалификационной работы. 5. Объем практики и ее продолжительность Объем практики 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность практики 2 недели. п/п 6. Содержание практики Разделы (этапы) практики Виды научноисследовательской работы Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля 1 Подготовительный этап 1.1 Организационное собрание Вводная лекция 2 собеседование 1.2 Вводная беседа со своим руководителем по научноисследовательской работе 1.3 Выбор проблемы научноисследовательской работы 1.4 Изучение соответствующей литературы, рекомендованной руководителем практики 2. Экспериментальный (рабочий) этап 2.1 Поиск источников необходимой информации 2.2 Сбор, обработка и анализ полученной в ходе исследования информации 2.3 Написание статьи для публикации в различных научных сборниках, журналах или доклада для участия в студенческих научно-технических конференциях 2.4 Отчет перед руководителем о выполненных заданиях 4 Вводная лекция 1 СРС 4 СРС 6 СРС СРС СРС 2.5 Подготовка отчета по практике СРС беседа собеседование собеседование Запись дневник в Запись в дневник наблюдение и анализ деятельности студента наблюдение и анализ деятельности студента устная беседа с руководителе м Запись в дневник

25 п/п Разделы (этапы) практики Виды научноисследовательской работы Трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля 3 Заключительный этап 3.1 Оформление дневника практики в СРС соответствии с установленными правилами 3.2 Сдача отчета и дневника практики СРС 3.3 Защита отчета Защита с дифференцирован ной оценкой Запись дневник в устная беседа с руководителе м Защита с дифференциро ванной оценкой 7. Форма отчетности по практике По окончании практики обучающийся составляет отчет и сдает его руководителю практики от кафедры. По итогам практики проводится аттестация, включающая в себя представление письменного отчета практиканта, оценочного заключения (отзыва) организации, защиты отчета в виде устного сообщения. 8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике. По итогам защиты отчетов по практике выставляется дифференцированный зачет. Для оценки результатов прохождения практики используется разработанный кафедрой фонд оценочных средств (Приложение). При оценке результатов практики учитывается количество и качество выполнения практикантами всех предусмотренных программой видов деятельности, а также качество оформления отчетной документации и своевременное представление ее на проверку. 9. Перечень учебно-методического и информационного обеспечения практики а) основная литература: 1. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров, 4-е изд. / М.Ф.Шкляр. М.: Дашков и К, с. 2. Аверченков, В.И. Основы научного творчества / В.И. Аверченков, Ю.А. Малахов. Москва: Флинта с. Электронное издание. 3. Бабун, Р. Организация муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. / Р. Бабун СПБ: Питер, с. 4. Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. 5-е изд. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. СПб.: Питер, с. 5. Черепанов, В.В. Основы государственной службы и кадровой политики [Электронный ресурс]: учебник. / Черепанов В.В. М: Юнити, с. 5

26 б) дополнительная литература: 1. Демин, А.А. Государственная служба [Электронный ресурс] / А.А. Демин. М.: Книгодел, с. 2. Рой, О.М. Исследование социально-экономических и политических процессов [Электронный ресурс]: практикум / Рой О.М., Киселева А.М.. СПб.: Питер, 2010 г. 240 с. 3. Шашина, Н.С. Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для вузов: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н.С. Шашина, В. В. Ходырев. СПб.: Изд-во САУ, с. 4. Басенко, В.П. Организационное поведение: современные аспекты трудовых отношений. [Электронный ресурс] / В.П. Басенко, А.А. Романов, Б.М. Жуков. М.: Дашков и К, с. в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины: 1. ЭБС "Айбукс.ру" 2. ЭБС «Лань» 3. ЭБС «Университетская библиотека он-лайн» 4. ЭБС «BOOK.RU» 5. БД"Электронная полнотекстовая база данных САУ" г) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем: 1. КонсультантПлюс Сравочно-правовая система 2. Справочно-правовая система "Гарант" Материально-техническое обеспечение научно-исследовательской работы Для успешного прохождения НИР необходимо располагать материальнотехнической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной подготовки обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для успешного формирования данной компетенции перечень материально-технического обеспечения включает в себя стенды и оборудование, обеспечивающие изучение предметов в соответствии с реализуемой вузом основной образовательной программой. Для организационного собрания и защиты результатов практики - лекционная аудитория, оснащенная мультимедийным проектором и экраном для демонстрации презентаций. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации образовательной программы, включает в себя специализированную аудиторию «Специализированная аудитория менеджмента и государственного и муниципального управления» (2-07), оснащенную специальным оборудованием. Конкретное материальнотехническое оснащение специализированной аудитории «Специализированная аудитория менеджмента и государственного и муниципального управления» определяется в документе в рамках СМК П-СМК «Паспорт специализированной аудитории». 6

27 7


(уровень высшего образования бакалавриат, магистратура) в программу производственной практики «Б2.П.1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» по направлению

В соответствии с «Положением об образовательной программе высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат, магистратура) в программу учебной практики «Б2.У.1 Практика по получению первичных

1. Цели и задачи практики Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) ОП ВО направления подготовки 38.03.02 Менеджмент (направленность (профиль) Менеджмент организации)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА образовательной программы высшего образования программа прикладного бакалавриата 38.03.04 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 1. Квалификация, присваиваемая выпускникам: бакалавр

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Описание образовательной программы высшего образования

Аннотации рабочих программ дисциплин в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Блок 1.Б Базовая часть Блок 1.Б1

Аннотации к рабочим программам практик ОПОП «Государственного и муниципального управления» по направлению подготовки 38.04.04 Компетенции Производственная практика практика по получению профессиональных

Общекультурные компетенции История Философия Иностранный язык Социология Психология Экономическая теория Политология Математика Русский язык и культура речи Государственная и муниципальная служба Административное

Содержание 1 Общие положения 1.1 Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы высшего образования. 1.2 Нормативные документы для разработки основной профессиональной образовательной

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) 1. Место в структуре ОПОП Данный раздел относится к блоку практики Б2 учебного плана подготовки бакалавров по направлению

СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 1.1. ОПОП ВО бакалавриата, реализуемая Институтом по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. 1.2. ФГОС по направлению подготовки ВО и

Аннотация рабочей программы преддипломной практики В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО преддипломная практика обучающегося проводится для выполнения выпускной квалификационной

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ. При реализации данной ООП предусматривается преддипломная практика. 1. Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 3 ЗЕТ (108 ч.) 2. Цели и задачи преддипломной

1 ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний и получение первичных профессиональных умений и навыков в таких сферах профессиональной деятельности как информационно-методическая

Аннотация практики по получению первичных профессиональных умений и навыков Б2.В.01(У) Цель практики Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков - закрепление расширение и углубление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ

Урс.0.04 Государственное и муниципальное управление профиль Муниципальное управление очная форма прием 0 года График учебного процесса Месяц, недели, неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

Урс.0.0 Государственное и муниципальное управление профиль Муниципальное управление заочная форма прием 01 года График учебного процесса Месяц, недели, неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

Урс 3.03.0 Государственное и муниципальное управление профиль Муниципальное управление заочная форма обучения прием 01 года График учебного процесса Месяц, недели, неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

8. Приложение 8. СОДЕРЖАНИЕ Стр. Введение... 5 1. Цель и задачи государственной итоговой аттестации....... 5 2. Результаты освоения ОП ВО......7 3. Виды и объем государственной итоговой аттестации......20

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный

Аннотация программ практик образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков

Аннотация программ практик образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков

Аннотация рабочей программы дисциплины Б2.У.1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков Направление подготовки 38.03.02 «Менеджмент» 1. Цели и задачи дисциплины Цель практики по

Общая характеристика образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Квалификация выпускника бакалавр Срок освоения образовательной

Урс График учебного процесса.0.04 Государственное и муниципальное управление профиль Муниципальное управление очная форма прием 05 года Месяц, недели, неделя Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

Урс График учебного процесса.0.0 Государственное и муниципальное управление профиль Муниципальное управление заочная форма прием 05 года Месяц, недели, неделя ентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль

1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основная профессиональная образовательная программа (далее образовательная программа), реализуемая в МЭИ, представляет собой комплект документов, разработанный и утвержденный в соответствии

Направление подготовки Направленность (профиль) ОПОП Квалификация (степень) Форма обучения 38.04.02 Менеджмент Аудит безопасности бизнеса магистр очная Программы практик и организация научно-исследовательской

Аннотация программы дисциплины «Учебная практика-1» 1. Цели и задачи дисциплины. Цель закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения по основной образовательной

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (утв. приказом

Приложение 4 Аннотация программы дисциплины «Учебная практика-1» 1. Цели и задачи дисциплины. Цель закрепление и расширение знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения по основной

Направление подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» Образовательная программа по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата)

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКИ Профиль подготовки: «Производственный менеджмент» 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ Целью производственной (преддипломной) практики является приобретение

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ

Цель ОП ВО по направлению подготовки: Основная цель подготовки по образовательной программе высшего образования (далее ОП ВО) состоит в практической реализации требований ФГОС ВО по направлению 38.03.02

Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра государственного и муниципального управления УТВЕРЖДАЮ: Заведуюю щ кафедрой % L / Мельниченко Н

Компетенций: ОПК-5 - способность анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации, ОПК-6 - владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и экономическому

АННОТАЦИЯ Б2.В.01(У) Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) 1. Цель и задачи практики Цель учебной практики заключается в формировании у студентов практических

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский экономико-правовой институт» (НОУ ВПО «МЭПИ») Основная образовательная программа высшего профессионального

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

Преддипломная практика 1. Цели и задачи преддипломной практики Цели практики: углубление и систематизацию знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения; практическое применение теоретических

Нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3). Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Образовательная программа по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (программа широкого профиля)

Б2.В.01(У) Аннотация рабочей программы Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков Цели освоения Цель практики по получению первичных профессиональных умений и навыков - закрепление

Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский городской университет управления Правительства Москвы Институт высшего профессионального образования

Практика направлена на формирование следующих компетенций: готовности действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); готовности к саморазвитию,

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» Факультет экономики и управления Кафедра государственного и муниципального управления Аннотация

2012 1. Цели производственной практики. Целями производственной практики являются углубленное изучение актуальных проблем теории и практики в выбранной области профессиональной деятельности и получение

1 1. Общая характеристика образовательной программы 38.03.02 Менеджмент (профиль «Финансовый менеджмент») 1.1. Цель (миссия) образовательной программы Целью образовательной программы является подготовка

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Целями освоения дисциплины являются: Научно-исследовательская работа позволяет приобрести опыт освоения концептуальных проблем технической науки, включая методы

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ОПОП) Код и наименование 38.03.02 Менеджмент направления Квалификация, присваиваемая Бакалавр выпускникам Направленность Менеджмент

Направление «Туризм» Практики Аннотация рабочей программы практики Б2.У Б2.У.1 Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна» (государственный университет «Дубна») Факультет экономики и управления Кафедра государственного

ОДИНЦОВСКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ

Этапы формирования компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент» профиль «Государственное и муниципальное

Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление, программа широкого профиля Образовательная программа по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт национальной экономики Кафедра региональной экономики, государственного и муниципального управления АННОТАЦИЯ