Внутреннее убранство. Исаакиевский собор

Храм - это здание, предназначенное для совершения в нем литургии и общественной молитвы, особо устроенное - имеющее престол и освященное архиереем, делится на три части: алтарь, среднюю часть храма и притвор. В алтаре находятся жертвенник и престол. От средней части храма алтарь отделен иконостасом. Со стороны средней части перед иконостасом находится солея с амвоном и клиросами .

В архиерейских соборах в середине средней части храма ставится архиерейский амвон с кафедрой. Многие храмы имеют колокольню или звонницы с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом, символизирующим небо. Освящается во имя праздника или какого-либо святого, день памяти которого является храмовым, или престольным, праздником.

Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:

· Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

· Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа , две области творения (ангельскую и человеческую).

· Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.

· Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

· Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.

· Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви , семь Вселенских Соборов , семь добродетелей.

· Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

· Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.

Форма луковицы символизирует пламя свечи.

Цвет купола также важен в символике храма:

· Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества

Православные храмы имеют различную внешнюю форму:

1. Продолговатого четырех-угольника (вид корабля). Мир есть житейское море, а церковь - корабль, на котором можно переплыть это море и достигнуть тихой пристани — Царства Небесного.


2. Форму креста. Крестообразная форма храма указывает, что в основании Церкви лежит Крест Христов, через который верующие получили вечное спасение.

3. Форму звезды. Храм, имеющий форму звезды, или восьмиугольника, напоминает нам Вифлеемскую звезду, которая указывала волхвам путь ко Христу, и символизирует Церковь как путеводную звезду, освещающую верующим людям путь к вечной жизни.

4. Форму круга. Вид круга означает вечность Церкви. Как круг не имеет начала и конца, так и Церковь Христова будет существовать вечно.

Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику.

Так, например:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы

· Красный - посвященный мученику (мученикам)

· Зелёный - преподобному

· Жёлтый - святителю

Храм разделяется на три основные части: притвор, средняя часть, или собственно храм и алтарь.

Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся ко Святому Крещению.

Средняя часть храма, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - (гр σολ?α, от латинского solium - престол, трон), возвышенная часть пола перед иконостасом. В раннехристианской и византийской церкви проход, соединяющий алтарь и амвон, часто огражденный балюстрадой.

Амвон - полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. В древности амвон находился не у алтаря, а на середине храма.

И к нему вела каменная дорожка-помост (архиерейская кафедра посреди храма - остаток древнего амвона). Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас - перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.

Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами , а боковые — северными и южными, также их еще называют диаконскими. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь - главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.

2. Наружный вид православных храмов.

Апсида - алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

Барабан - (глухой, световой) цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Световой барабан - барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.

Глава - купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Закомара - в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб - основной объем храма.

Купол - церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть - открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

Пилястра - конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная - часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер - высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Фронтон - завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко - шар на завершении купола под крестом.

Ярус - убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

, средний храм и притвор.

АЛТАРЬ

Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток - в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.

Устройство православного храма

Алтарь выше прочих частей храма. Само слово "алтарь" означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху. Престол облачается в две одежды: нижнюю - льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа - плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю - из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.

ПРЕСТОЛ

На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс , напрестольное Евангелие , напрестольный крест , дарохранительница , дароносица и лампада . В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого.
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом ”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест .

ЖЕРТВЕННИК

У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник . Высота жертвенника всегда равна высоте престола. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица - символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами , а самый большой - воздухом . В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада , Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд , а также церковных сосудов и богослужебных книг.

ЦАРСКИЕ ВРАТА

В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница , дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви . Со временем перегородка превратилась в иконостас , а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами , потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей .
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса - катапетасма , которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя , слева - икона Божией Матери . Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь , а слева от иконы Божией Матери - северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами , так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых. Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой , т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников , в третьем иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.

СРЕДНИЙ ХРАМ

Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах , т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей .
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном , т.е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви .
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна . Перед канунником служатся заупокойные Богослужения - панихиды.

СВЕТИЛЬНИКИ

Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады , хоросы , паникадила , церковные подсвечники и церковные люстры.
Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм.
Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи. Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр.
Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом.
Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма. По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада.
Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник , который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча .
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник , который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.

Таким дошло до нас устройство и убранство православного храма .

См. также " Виды храмовой утвари ", " Церковные облачения ", "Виды церковных облачений " .

Фото кликабельны, с привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Стоимость посещения Исаакиевского собора - 250 руб (с собой нужен паспорт), детям - 50 р.
Посещение колоннады оплачивается отдельно.
В Исаакиевском соборе проводятся экскурсии (включено в стоимость билета), примерно каждые 15-20 мин группу собирает гид и водит по собору. Экскурсия обзорная, поэтому откровений ждать от неё не следует, но там подробно рассказывают о материалах (камнях), примененных при строительстве собора и разное другое интересное. Продолжительность экскурсии не помню, но ориентировочно пол часа или чуть более. В любом случае, лучше послушать экскурсовода, чем болтаться по собору.

Двери в Исаакиевском соборе

Схема Исаакиевского собора

Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собора
В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

Святой Петр, мозаика, мозаичная мастерская Академии художеств, с оригинала П.В.Басина, начало 20 века

Пол Исаакиевского собора


Горельефы на внутренних дверях





Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова


Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами и главный купол

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и Царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита

Колонна из зеленого малахита. На фото видны малахитовые пластины.
Облицовка колонн велась методом "русской мозаики", применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.

Колонна из бадахшанского лазурита у Царских врат
Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн - около 5 м, диаметр - 0,5 м.

Ворота в предел Святого Александра Невского с колоннами из зеленого малахита

Облицовка стен Исаакиевского собора


Видение пророком Иезекиилем сухих костей, Федор Бруни



Арка над Царскими вратами

Интерьер Успенского собора представляет собой сложный художественный синтез архитектуры, монументальной живописи, икон, предметов прикладного искусства. Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Внутреннее пространство без хоров и, что главное, поражает своим светлым простором, полностью открывающимся нам с первого взгляда. Огромный торжественный зал. Массивные круглые столпы, поддерживающие купола, не создают впечатление тяжести. Современники образно сравнивали их с «древесными стволами» и с восхищением отмечали, что собор был построен «палатным образом». Таково было и задание архитектора Фиорованти: Успенский собор предназначался для венчания московских государей на царство и для других торжественных служб. Стены храма сохранили фрагменты росписи, выполненные в XV веке. В соборе хранятся иконы, созданные в 12 веке.

Известно, что в работе по росписи собора принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Каменная преграда высотой около 3,5 м отделяла восточную часть храма -- алтарь. На высоте 2,5 м от пола Дионисий с помощниками написал на преграде поясные изображения двадцати трех "преподобных" -- наиболее активных деятелей церкви первых веков ее существования. Расписаны были также стены и своды алтаря и приделов за преградой. Отдельные фрагменты этой первоначальной росписи дошли до наших дней. В приделах, примыкающих к алтарю с южной стороны. Дмитровском и Похвальском, сохранились композиции, выполненные, возможно, самим Дионисием,-- "Рождество Иоанна Предтечи" (см. приложение И), "Похвала Богоматери" (см. приложение К) и "Поклонение волхвов" (см. приложение Л). Написанная в нежных и мягких тонах--сиренево-розовом, голубом, желтоватом, с легко наложенными светлыми бликами,-- композиция "Поклонение волхвов" отличается поэтичностью. К северу от алтаря, в Петропавловском приделе и в жертвеннике, частично сохранились росписи "Апостол Петр исцели недужных", "Семь спящих отроков эфесских" (см. приложение М), "Три отрока в пещи огненной" (см. приложение Н) и "Сорок мучеников севастийских" (см. приложение П).

Существующая роспись появилась в соборе в 1642-1643 г.г. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты - притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице - торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе - изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. На западной стене по традиции помещена грандиозная сцена Страшного суда.

У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение - так называемый Мономахов трон (см. приложение Р), или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство. Дошедший до наших дней трон изготовлен из орехового и липового дерева; над ним прорезной балдахин(шатер), поддерживаемый четырьмя искусно выточенными столбами, он был осенен двуглавым орлом. Шатер поддерживают четыре резных столбика, а вместо подножия, у него четыре льва, также вырезанные из дерева. Царское место имело занавеси, которые задвигали, когда царь переоблачался в соборе. Фриз, связывающий балдахин, покрыт со всех четырех сторон надписями, извлеченными из Священного Писания. При входе на царское место, с восточной стороны, сделаны створчатые двери. На каждой дверце в кругах вырезаны по две надписи, заключающие в себе рассказ о войне Владимира Мономаха с греками. Столбики трона поставлены на три панели, на каждой их которых вырезано по четыре барельефа, итого выходит 12 барельефов, которые иллюстрируют сюжеты известного памятника древнерусской литературы «Сказания о князьях Владимирских».

У северо-восточного столба стоит еще одно деревянное резное моленное место (см. приложение С). Оно появилось в Успенском соборе в XVII веке. Его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены Алексея Михайловича Романова - Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого момента царицы не посещали служб в Успенском соборе. По русской традиции женщины в храме молились по левую руку, мужчины -- по правую. В сердцевидных кокошниках, венчающих сооружение, помещены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Они служили своеобразным молением о продолжении царского рода. У юго-восточного столпа -- каменное патриаршее, а до XVII века митрополичье место (см. приложение Т). Здесь восседал глава Русской Церкви. Очевидно, само митрополичье моленное место было воздвигнуто одновременно с постройкой собора.

В 1624 году в юго-западном углу Успенского собора был установлен ажурный медный шатер, отлитый русским мастером Дмитрием Сверчковым (см. приложение У). Шатер предназначался для хранения плащаницы (шитого покрова с изображением Положения Христа во гроб, использовавшегося в богослужении Страстной седмицы). Здесь же хранилась драгоценная реликвия - частица Ризы (одежды) Христа, которая была подарена русскому царю иранским шахом Аббасом. В 1913 году в шатер поместили раку(см. приложение А) с мощами канонизированного в том же году патриарха Гермогена, который прославился непримиримым отношением к польским интервентам, захватившим Кремль в начале XVII века, и принял от них мученическую смерть.

Собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц. С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями(см. приложение А), а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами - сенями. Сами захоронения находятся под полом собора. За иконостасом в Петропавловском приделе находится гробница митрополита Петра. В XV веке мощи митрополита находились в золотой раке, которая исчезла во время польско-шведской интервенции XVII века. Новую раку сделали из серебра, но и она была украдена в начале XIX века солдатами Наполеона. В настоящее время мощи святого митрополита Петра покоятся в серебряной раке под бронзовым балдахином, выполненными в 1819 года. Рака св. Ионы, первого русского митрополита, поставленного собором русских епископов, стоит в северо-западном углу храма. Она была создана в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора. Медная сень над ней отлита в 1803 году. В юго-восточном углу собора находится сделанная из кипариса рака святого митрополита Филиппа (Колычева). Обличавший царя Ивана Грозного за его злодеяния митрополит Филипп был задушен по приказанию царя в Тверском монастыре. Мощи его привезли и тожественно поместили в Успенском соборе при патриархе Никоне в XVII веке. Так же в соборе находится гробница патриарха Гермогена, великого русского патриота, погибшего в 1612 году, во время польской интервенции.

Колоссальное внимание стоит уделить иконостасу. Он состоит из пяти ярусов, в которых размещены шестьдесят девять икон, написанных шестнадцатью иконописцами. В том числе в соборе находятся великолепные иконы XII-XVII века. Поподробнее об этом я изложу в следующей главе.