Военная реформа избранной рады. Избранная рада

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема 62). Фактическим руководителем его стал незнатный по происхождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады принимали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

Схема 62

Именно при правлении Избранной рады в 1549 г. был сделан важный шаг в становлении сословно-представительной монархии – собрался первый в русской истории Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены "кормлений" и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения.

В этот период произошли глубокие изменения в системе государственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формирование отраслевых органов управления. Они представляли собой отдаленные прообразы современных министерств и назывались приказами, а их служащие – дьяками и подьячими. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский приказы.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорит о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в XV-XVI вв. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в ведение губных старост. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Ряд его статей касался социальной сферы. Здесь было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система "кормлений". Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Принятое правительством Уложение о службе упорядочило несение феодалами военной повинности. Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей бояр) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась "избранная тысяча": в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Налоговую политику определило введение единой системы поземельного налогообложения – "большой московской сохи". Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542-1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. он созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. В феврале 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около 10 лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. В этот год из-за опасной болезни Ивана возник вопрос о престолонаследии. Не надеясь выжить, царь завещал престол своему грудному сыну Дмитрию. Многие из придворных отказались присягнуть младенцу. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана князь Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр и многие другие члены Избранной рады в решающий момент изменили царю и перешли на сторону его противников. Вопреки всеобщему ожиданию, царь Иван выздоровел. Он объявил о прощении своего родственника и приближенных.

Поводом для возобновления конфликта послужила смерть в 1560 г. царицы Анастасии. Члены Избранной рады были обвинены в том, что они злым колдовством умертвили любимую царскую жену. Недавние правители попали в опалу. Избранная рада прекратила свое существование, и проведение реформ было приостановлено (схема 63).

В 1564 г. князь Андрей Курбский, считавшийся долгое время ближайшим советником и личным другом Ивана, изменил царю и перебрался к полякам. Из изгнания он написал своему бывшему властелину письмо, полное обвинений и упреков. Ответное послание Ивана Грозного станет настоящим манифестом самодержавной власти. И Андрей Курбский, и Иван Грозный обладали большим литературным талантом.

Схема 63

Их растянувшаяся на долгие годы переписка – один из выдающихся памятников русской литературы и общественной мысли XVI в.

Первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный родился 25 августа 1530 г., умер 18 марта 1584 г.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать - Елена Васильевна, дочь князя Глинского - выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти (1538; есть предположение, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских.

Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников тяжело отразился на положении масс, вызвав недовольство и открытые выступления в ряде русских городов.

Мальчик-государь, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке заброшенности и пренебрежения. Так в душе мальчика рано образовалось чувство вражды и ненависти к боярам как его врагам и похитителям власти. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий и его собственные беспомощность и бессилие развили в нем робость, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны - пренебрежение к человеческой личности и к человеческому достоинству.

Имея в своем распоряжении много свободного времени, Иван предавался чтению и перечитал все книги, которые он мог найти во дворце. Единственным его искренним другом и духовным наставником был митрополит Макарий (с 1542), знаменитый составитель Четьих Миней, огромного сборника всей церковной литературы, известной в то время на Руси.

Юному великому князю не было еще и полных 17 лет, когда его дядя Михаил Глинский и его бабушка княгиня Анна сумели подготовить политический акт большой государственной важности. 16 января 1547 г. великий князь Московский и всея Руси Иван Васильевич торжественно был увенчан титулом царя-Ивана IV. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие регалии царской власти. Церковь как бы утверждала божественное происхождение царской власти, но в то же время усиливала и свой авторитет. По завершении чина венчания великий князь стал “боговенчанным царем”.

Таким образом, новый титул - царь - не только резко подчеркивал суверенность российского монарха во внешних сношениях, особенно с ордынскими ханствами (ханов на Руси называли царями), но и четче, чем прежде, отделял государя от его подданных. Царский титул закрепил превращение князей-вассалов в поданных. Столица государства, Москва, отныне украсилась новым титулом - она стала “царствующим градом”, а русская земля - Российским царством. Но для народов России начинался один из самых трагических периодов его истории. Наступило “время Ивана Грозного”.


Кстати, Россия как название государства появляется в русских источниках во второй половине XVI в. Термин “Россия” по своему происхождению не русский, а греческий. Он известен в Византии с Х в. и употреблялся в списках епархов: великие князья по-гречески именовались архонтами всея России. В период венчания Ивана IV, дабы придать личности больше авторитета, к этому “иностранному” словечку вернулись.

Термин “Московское государство” наряду с названием “Россия” употребляется в официальных документах в XVI-XVII вв. Российский стал означать принадлежность к государству, а “русский”- к этносу (народности).

21 июня 1547 г. в Москве вспыхнул сильный пожар. Два дня бушевало пламя. Город почти полностью выгорел. Около 4 тыс. москвичей погибли в огне пожарища. Иван IV и его приближенные, спасаясь от дыма и огня, спрятались в селе Воробьеве. Причину пожара искали в действиях реальных лиц. Поползли слухи, что пожар- дело рук Глинских, с именем которых народ связывал тяжелые годы боярского правления.

В Кремле на площади у Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом. Дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. С большим трудом правительству удалось подавить восстание. Выступления против феодалов произошли в городах Опочке, несколько позднее в Пскове, Устюге.

Народные выступления показали, что страна нуждается в реформах. Дальнейшее развитие страны требовало укрепления государственности, централизации власти. Особую заинтересованность в проведении реформ выказало дворянство. Своеобразным его идеологом был талантливый публицист того времени дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с посланиями, в которых была изложена программа преобразований. Эти предложения Пересветова во многом предвосхитили действия Ивана IV.

Исходя из интересов дворянства, И.С. Пересветов резко осудил боярское самоуправство. Он видел идеал государственного устройства в сильной царской власти, опиравшейся на дворянство. “Государство без грозы, что конь без узды”, - считал И.С. Пересветов.

При участии митрополита Макария в окружении молодого царя оказались те лица, которым суждено было в глазах современников символизировать новое правительство - “Избранную раду”. Около 1549 г. сложилось новое правительство. Оно получило название Избранная Рада - так называл его на польский манер А.Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной Рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной Рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д.Курлятев, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей) Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной Рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г. и явилась тем органом, который проводил преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

27 февраля 1549 г. был созван Первый Земский собор. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550) и сформулировал программу реформ середины XVI в. По подсчетам специалистов, состоялось более 50 Земских соборов; последние Земские соборы в России собирались в 80-е гг. XVI в. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор- представители высшего духовенства; на многих Земских соборах присутствовали также представители дворянства и верхушка посада.

1. При Избранной Раде оформляется приказная система государственного управления. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления отдельными территориями стали поручаться (“приказываться”, как тогда называли) боярам. Так появились первые приказы-учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсенал), Иностранными делами ведал Посольский приказ, государственными землями, раздаваемыми дворянам, Поместный приказ; холопами - Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями: приказ Сибирского дворца управлял Сибирью; приказ Казанского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.

2. Надо отметить, что поначалу Избранная Рада не собиралась радикально менять сложившийся порядок местного управления. Судебник Ивана IV всего лишь уточнил права и обязанности кормленщиков (наместников - в уездах и волостелей - в волостях) и одновременно с этим расширил компетенцию земских старост и целовальников, превратив их в постоянных присяжных заседателей (до этого они выступали просто свидетелями на суде наместников и волостелей).

На местах постепенно стала создаваться единая система управления. Сбор налогов на местах ранее поручался боярам-кормленщикам. Они были фактически правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они “кормились” засчет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа-округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост- из числа зажиточных слоев среди черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов- в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

3. Судебник 1550 г.

Общая тенденция централизации страны и государственного аппарата повлекли за собой издание нового сборника законов- Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за “пожилое”. Феодал теперь отвечал за преступления своих крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество.

4. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа. Московский рубль стал основной платежной единицей в стране. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли, соха составляла 400-600 га земли. Податная реформа еще более ухудшила положение народных масс.

5. Военная реформа

Много было сделано по укреплению сил страны. Ядро армии составило дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча”- 1070 провинциальных дворян, которые, по мнению царя, должны были стать опорой власти.

Было составлено “Уложение о службе”. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли как боярин, так и дворянин, должны были выставлять одного воина и являться на смотры “конно, людно и оружно”.

Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество.

Бояре и дворяне, составляющие ополчение, назывались “служилыми людьми по отечеству”, т.е. по происхождению. Другую группу лиц составляли “служилые люди по прибору” (т.е. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла “посоха”- ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

6. Ограничение местничества

На время военных походов ограничивалось местничество- порядок замещения должностей в зависимости от знатности и служебной карьеры предков. В середине XVI в. был составлен официальный справочник- “Государев родословец”, упорядочивший местнические споры.

7. Церковные соборы

Существенные реформы были проведены в жизни церкви. В период феодальной раздробленности в каждом княжестве существовали свои, “месточтимые”, святые. В 1549 г. церковный собор провел канонизацию “новых чудотворцев”: местные святые превратились в общерусских, создавался единый для всей страны пантеон. В 1551 г. состоялся новый церковный собор.

Стоглавый собор

В 1551 г. по инициативе царя и митрополита собрался Собор русской церкви, получивший название Стоглавый, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковников отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации.

Стоглавый собор 1551 г. подвел черту под историческим спором иосифлян с нестяжателями. Еще до его созыва в сентябре 1550 г. между царем и митрополитом Макарием (1542-1568) было достигнуто соглашение, по которому монастырям запрещалось основывать в городах новые слободы, а в старых - ставить новые дворы. Из монастырских слобод выдворялись посадские люди, скрывавшиеся там от тяглового бремени. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Еще при Иване III и Василии III остро стоял вопрос о церковном землевладении. Ряд священнослужителей, духовным предтечей которых был Нил Сорский (1433-1508), выступали за отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм (отсюда их название - нестяжатели). Против этого боролась другая группа церковных деятелей, главой которых был игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), считавших, что только богатая церковь может выполнять в государстве свою высокую миссию. В правление Василия Ш иосифляне (стяжатели) одержали верх.

В ходе Стоглавого собора вопрос о церковных землях был поднят вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар можно было осуществить только после доклада царю.

Реформы середины XVI в. значительно укрепили центральную власть и государственное управление, что позволило Ивану IV перейти к решению задач внешней политики.

Согласие между царем и его ближайшими советниками, т.е. Сильвестором и Адашевым, продолжалось недолго: пылкий властолюбивый Иоанн скоро начал тяготиться влиянием своих любимцев. Сюда же присоединилось соперничество их с Захарьиными, родственниками царицы, и нерасположение к ним самой Анастасии.

Начало этого нерасположения относят к 1553 г. Вскоре после Казанского похода царь впал в тяжкую болезнь; написал духовную, назначил наследником своего сына, младенца Димитрия, и требовал, чтобы бояре ему присягнули. Тогда во дворце произошли шум и брань: одни дали присягу, другие отказывались на том основании, что Димитрий еще мал и вместо него будут управлять Захарьины, что лучше быть государем человеку взрослому, при этом они указывали на царского двоюродного брата Владимира (сына Андрея Старицкого), последний также не хотел присягать Димитрию, Сильвестр и отец Адашева держали сторону непослушных бояр. Только после настойчивых убеждений царя и верных ему вельмож противная сторона уступила. Иоанн выздоровел, хотя он не показал на первое время знаков неудовольствия, однако не мог забыть этого случая и подозрительно начал смотреть на людей, его окружавших. Царица также считала себя оскорбленною.

После выздоровления Иоанн с женою и маленьким Димитрием по обету поехал на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь. Сначала царь заехал в Троицкую лавру. Здесь, - рассказывает князь Курбский в своей Истории Иоанна Грозного, - с ним беседовал знаменитый Максим Грек и уговаривал его не предпринимать такого дальнего и трудного путешествия, а лучше заняться облегчением участи вдов и сирот, которые остались после воинов, павших под стенами Казани. Но царь поехал водою в Кириллов. Путешествие было действительно несчастливо: Иоанн лишился сына. Дорогою в одном монастыре он виделся с бывшим коломенским епископом Вассианом и спрашивал его, как надобно царствовать, чтобы вельмож иметь в послушании. “Если хочешь самодержцем быть, - отвечал Вассиан, - то не держи советников умнее себя” (намек на Сильвестра и Адашева).

Видя охлаждение к себе Иоанна, Сильвестр сам удалился от двора, а Адашева царь отправил в Ливонию (к войску). В 1560 г. Анастасия скончалась. При дворе заговорили, что Сильвестр и Адашев извели царицу. Царь заточил Сильвестра в Соловецкий монастырь, а Алексея Адашева заключил в тюрьму (в Юрьеве). Родственники и приверженцы обвиненных были сосланы или казнены.

Опричнина Ивана IV (Грозного):

цель и средства ее осуществления

3 декабря 1564 г. Иван IV с семьей и приближенными внезапно выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь к гробу Сергия Радонежского. Задержавшись под Москвой из-за внезапно наступившей распутицы, царь к концу декабря добрался до Александровской слободы (ныне г. Александров Владимирской области), где не раз отдыхали Иван III и Василий III. Оттуда 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты.

В первой, адресованной митрополиту сообщалось, что “государь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу- на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, а церковные иерархи их покрывают”. Он просил выделить ему особый удел. Термин “опричнина” происходит от слова “опричь” - кроме. Так назвал Иван IV территорию, которую он просил выделить себе в особый удел.

Во втором послании, обращенном к посадским людям, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Вскоре многолюдная депутация била ему челом, упрашивая, чтобы он вернулся на царство. Царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину.

На содержание своего нового двора, или личного удела, Иван IV забрал свыше 10 городов с уездами, отдельные волости, несколько подмосковных слобод и даже несколько улиц в самой Москве. Царь жаловал своих верных слуг землей, не останавливаясь перед выселением прежних вотчинников и помещиков) часть из них просто перешла в опричнину (в “земские” уезды. Новые слуги, выбранные для нее, были обязаны повиноваться исключительно царю. Одетые в черное опричники, корпус которых первоначально насчитывал тысячу человек, призывались “грысть” царских недругов и “выметать” из страны измену (к их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизирующие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны).

С увеличением численности опричного войска (до 6 тыс. человек) происходило расширение опричных владений и зоны особого (опричного) управления. Остальная территория государства составляла “земщину”, оставаясь в ведении “земских” же бояр, управлявших согласно воле царя Ивана “по прежнему обычаю” (т.е. Боярской думой).

Введению опричнины (1565-1572) предшествовал целый ряд событий, оказавших несомненное воздействие на душевное состояние Ивана IV.

Так, в 1554 г. ему стало известно о боярских симпатиях к старицкому князю Владимиру Андреевичу, проявившихся во время его тяжелой болезни в 1553 г.

Именно тогда у него впервые зародилось недоверие к Адашеву и Сильвестру. В 1557-1558 гг. царь столкнулся с боярской оппозицией курсу на развязывание Ливонской войны. Не нашел он поддержки в этом вопросе и у Избранной Рады.

В 1560 г. Иван IV остро переживал кончину любимой жены Анастасии Романовны. Тогда же произошел его окончательный разрыв с Сильвестром и Адашевым. Заподозренные в неверности ближайшие советники царя были удалены от двора, а затем направлены в ссылку.

Настоящий шквал эмоций вызвал у царя побег воеводы князя Андрея Курбского в Литву (1564). После этого гонения на бояр были ужесточены.

Несомненно, что каждое из этих событий могло каким-то образом повлиять на перемену политического курса в 1565 г. Представляется однако, что переход к опричнине был обусловлен не столько личными мотивами царя Ивана, сколько объективными противоречиями (политическим и социальным) внутреннего устройства Московского государства:

1. Отношения монарха и боярской аристократии оставались неупорядоченными и неурегулированными.

2. Активная военная политика и необходимость в постоянном увеличении численности войска заставляли государство систематически подчинять интересы производителей (крестьян, ремесленников и торговых людей) интересам служилого класса.

Оба противоречия в своем развитии во второй половине XVI в. создали государственный кризис.

Действительно, титулованное боярство занимало в это время все высшие должности в центральном и местном управлении, командовало московскими полками (очень часто бывший удельный князь продолжал править своим уделом в качестве московского наместника). В то же время боярство было недовольно обременительностью ратной службы и других повинностей, возложенных на него верховной властью, и горько сожалело об утраченных выгодах былой удельной самостоятельности. Московские же государи далеко не всегда считались с его мнением и советами.

Великий князь Василий Иванович обзывал бояр “смердами”. Всевластие, которым пользовалась титулованная знать в годы юности Ивана Грозного, должно было усилить ее недовольство упрочнением положения их повзрослевшего государя, ставшего “царем”. Часть бояр сомневалась в его праве единолично распоряжаться государственной властью и передавать ее по наследству.

Попытки Избранной Рады смягчить противоречия боярства с царем и дворянством закончились неудачей. Возможно, что в проведении структурных преобразований она проявила больше потворства боярским интересам, чем того хотелось царю. К тому же, у царя и его советников были разные концепции централизации, и их соперничество закончилось победой концепции Ивана Грозного.

В то же время не следует переоценивать антибоярскую направленность опричной политики. Подсчитано, что в начале XVII в. княжеская вотчина в среднем вдвое превосходила по площади дворянское поместье.

Опричнина представляла собой систему внутриполитических мер преимущественно репрессивного характера, не была чем-то единым на протяжении семи лет:

1. В самом начале опричного правления (1565/) в казанскую ссылку было отправлено около 100 из 282 княжат с одновременной конфискацией из родовых вотчин.

2. Затем наступил черед бояр и земских дворян (только по “делу” боярина И.П. Федорова в 1568 г. было казнено 500 человек.).

Среди опричников выделялись князь А.И.Вяземский, боярин Василий Грязной и незнатный дворянин Г.Л. Малюта Скуратов-Бельский, ведавший казнями и пытками.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели: в 1568 г. - архимандрит Герман, в 1569 г. в Твери был задушен Скуратовым низложенный митрополит Филипп, публично отказавший царю в благословении. Осенью того же года была уничтожена вся семья князя Владимира Старицкого и убит он сам.

Царь Иван Васильевич “громил” Новгород Великий. Поводом для этой страшной акции был ложный донос о том, что новгородцы якобы хотят перейти под власть польского короля, а самого царя Ивана “извести” и на его место посадить старицкого удельного князя Владимира Андреевича. Погром продолжался более пяти недель- с 6 января по 13 февраля 1570 года, когда ежедневно “ввергали в воду” (под лед) 500-600, а в иные дни и до 1500 человек.

Летом 1570 г. при личном участии Ивана IV развернулись массовые репрессии в Москве, где было казнено около сотни человек. Террор был тем ужаснее, что был совершенно непредсказуем. В среднем на одного убитого боярина приходилось 3-4 рядовых землевладельца, а на 1 землевладельца - 10 простолюдинов. В 1570 г. дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не менее зверским образом, чем убивали сами. Замыкали кровавый список непосредственные создатели опричнины- отец и сын Басмановы, князь Афанасий Вяземский, Михаил Черкасский (брат Марии Темрюковны, русской царицы 1561-1569 гг.).

Конец опричнине помог положить, как ни парадоксально, крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571 г. по вине опричного войска, не оказавшего ему сопротивления. Хан не стал осаждать город, но сумел поджечь его. Москва выгорела дотла, тела сгоревших и задохнувшихся убирали почти два месяца. Иван Грозный понял: над государством нависла смертельная опасность.

Летом 1572 г. Девлет-Гирей повторил поход на Москву. Царь назначил командующим войсками Михайлу Ивановича Воротынского.

Объединенное войско 30 июня 1572 г. возле деревни Молоди (примерно в 45 км к югу от Москвы, возле Подольска) наголову разбило Девлет-Гирея. В плен попал даже знаменитый крымский полководец Дивей-Мурза. Страна была спасена. Воротынского царь Иван отблагодарил по-своему: меньше чем через год он был казнен по доносу своего холопа, утверждавшего, что Воротынский хотел околдовать царя.

Большинство историков полагает, что осенью 1572 г. царь отменил опричнину. Однако казни “заговорщиков” не прекратились. В 1573 г. от пыток умер воевода князь М.И. Воротынский, победивший Девлет-Гирея в Молодинской битве 1572 г. В 1575 г. Иван IV попытался вернуться к опричным порядкам. Он вновь закрепил за собой “удел”, предоставив формально управлять страной крещеному татарскому хану Симеону Бекбулатовичу, титуловавшемуся “великим князем всея Руси”. Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван IV вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Однако поскольку беззакония, “переборы людишек” продолжались до самой смерти Ивана Грозного, некоторые ученые (С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, П.А.Садиков) рассматривали опричнину в хронологических рамках 1565-1584 гг.

Каковы же ближайшие и отдаленные результаты опричнины?

1. За семь лет опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации: ослабло влияние титулованного московского боярства; со смертью Владимира Старицкого исчезло последнее удельное княжество; с низложением митрополита Филиппа Колычева нарушались прежние отношения государства и церкви; с разгромом Новгорода окончательно подрывалась общественная самостоятельность “третьего сословия”.

При этом следует иметь в виду, что опричная политика, проводившаяся при отсутствии достаточных социально-экономических предпосылок централизации (в XVI в. государство еще не располагало необходимыми средствами для содержания многочисленной бюрократии, регулярного войска, развитых карательных органов, отделенных от сословия землевладельцев), с неизбежностью порождала такие рецидивы децентрализации, как, например, разделение страны на опричнину и земщину.

2. Опричнина вела к обострению экономического кризиса: значительная площадь не обрабатывалась, “тяглое население”, спасаясь от бремени все новых государственных повинностей, помещичьего закабаления, голода и болезней, особенно в конце 60-х - начале 70-х годов XVI в., бежало на южные и восточные окраины государства. Этот поток, продолжаясь до конца XVI в., привел к тому, что обширные области центральных и северо-западных уездов наполовину опустели. Деревни в 70-80-е гг. зарастали лесом, пахотные угодья превращались в выгоны для скота.

Опричнина придала новые импульсы закрепостительному процессу. Имея антикрестьянскую направленность, она помогла многим служилым людям обзавестись землей и крестьянами, причем в тех местностях, где не только не преобладало крупное боярское землевладение, но где вообще феодально-крепостнические отношения отличались сравнительной незрелостью. Первые закрепостнические указы, запрещавшие крестьянам уходить от прежних хозяев даже в Юрьев день, в так называемые заповедные годы, появились в начале 80-х гг., еще при Иване IV. Правительство Федора Ивановича (1584-1598) и Бориса Годунова (1598-1605) также придерживалось курса на закрепощение крестьян. Возможно даже, что около 1592-1593 гг. был издан указ, навсегда запретивший крестьянский “выход” по всей стране. Если правительство Годунова в 1601-1602 гг. во время голода и разрешало переходы некоторым категориям крестьян, то они носили временный, ситуационный характер. В 1597 г. был принят закон, установивший пятилетний срок давности для сыска крестьян (урочные лета). При этом правительственная власть исходила прежде всего из собственных интересов, стремясь не допустить прогрессирующего запустения центральных уездов. Вплоть до начала XVII в. государство рассматривало договорные отношения помещиков и крестьян как их частное дело: беглые преследовались только по искам землевладельцев.

4. В конечном счете опричнина с неизбежностью выродилась в бессмысленную войну Ивана Грозного со своим народом. Опричнина, расколов дворянское сословие, способствовала вызреванию предпосылок первой гражданской войны (со смуты) в России в конце XVI- начале XVII вв.

Иван Грозный умер 18 марта 1584 г. Из детей Анастасии достигли совершеннолетнего возраста Иоанн и Федор: во время ливонской войны в 1581 г. царь рассердился однажды на старшего сына Ивана за противоречие и так неосторожно ударил его своим железным костылем, что царевич через несколько дней скончался. Наследником престола стал его второй сын Федор, слабый, болезненный, слабоумный. Вместе со старшим сыном Иваном, погибшим от руки отца, погибла его надежда на достойного преемника. Иван Грозный назначил Федору в помощь регентский совет для управления страной, где ведущая роль принадлежала шурину царя Борису Годунову. Борис Федорович Годунов - умный, способный, энергичный и честолюбивый боярин. При Иване Грозном он упрочил свое положение женитьбой на дочери любимого опричника Малюты Скуратова-Бельского, а потом царевич Федор женился на его сестре Ирине, и Борис стал, таким образом, близким к царской семье человеком. Преодолев сопротивление старой знати, Годунов становится при царе Федоре правителем государства.

Династический спор возник сразу после смерти Ивана Грозного. Царевич Дмитрий был младшим и последним сыном Ивана IV от восьмой (и пятой “венчанной”) жены Марии Нагой.

После смерти Ивана Грозного малолетний Дмитрий (1882) с матерью и дядьями был отправлен в Углич, выделенный в удел царевичу. 15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах Дмитрий был убит. Возникший было династический спор с убийством Дмитрия был снят с повестки дня.

Реформы Избранной рады . К концу 40-х гг. при молодом царе складывается кружок придворных деятелей, которым он доверяет ведение государственных дел. Это новое правительство позднее князь Андрей Курбский назвал “Избранной радой” (рада — совет при монархе). По сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов “большой” Боярской думы. Главную роль играли в ней Алексей Федорович Адашев, из богатых костромских дворян, постельничий царя, ставший его волей думным дворянином (третий чин в Боярской думе после боярина и окольничего), а также глава Посольского приказа (министерство иностранных дел XVI — XVII вв.) Иван Михайлович Висковатый, думный дьяк (четвертый думский чин), духовник царя Сильвестр, несколько знатных князей и бояр.

Конец февраля 1549 г. удивил москвичей пышным и торжественным действом: по улицам, прилегающим к Кремлю, в красивых каретах, возках, на лошадях, украшенных богатой сбруей, в царский дворец съежались, пробираясь через толпы народа, бояре и столичные дворяне, иерархи и дьяки. Их собрание, названное современниками “Собором примирения” , услышало упреки монарха в насилиях и поборах времени его малолетства, когда бояре, “аки звери лютые, все делали по своему хотению” . Впрочем, Иван Васильевич от гневных упреков перешел к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ.

Согласно программе, намеченной этим первым в истории России Земским сбором , т. е. представительным органом при царе, начали с преобразований военных. Согласно приговору 1550 г., запретили местнические споры между воеводами во время походов; все они, в соответствии со строгим распорядком, подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. В том же году появляется войско из стрельцов — воинов, вооруженных не только холодным оружием, как дворянская конница, но и огнестрельным (пищали; предшественников стрельцов звали пищальниками). В отличие от дворянского войска, которое созывали как ополчение в случае необходимости, стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье.

Реформы Ивана IV Грозного

По Судебнику 1550 г . , заменившему старый кодекс , ликвидировали привилегию монастырей не уплачивать подати в казну, запретили превращать в холопов детей боярских, из дворянского сословия. Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Новый кодекс законов усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях: наиболее важные дела стали решать в Москве царь и Боярская дума; на местах же за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники (выборные люди из местных посадских людей и черносошных (свободных крестьян).


Фото. Судебник Ивана Грозного.

Церковный собор 1551 г . принял Стоглав—сборник решений собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном “строении” . Он укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь — службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода. Но намерения царя конфисковать земли церкви и монастырей на соборе одобрены не были.

В середине века правительство организовало описание земель,. ввело определенную единицу поземельного налога — большую соху. Одинаковую сумму брали с 500 четвертей" “доброй” (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей — с церковных земель; с 800 четвертей — со служилых феодалов (помещиков и вотчинников).

Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов — бояре и дьяки управляли разными делами :

  • Посольский — внешними связями с окрестными государствами;
  • Разрядный — дворянским войском, назначал воевод в полки, города, руководил военными действиями;
  • Поместный — наделял землями служилых людей;
  • Стрелецкий — ведал стрелецким войском;
  • Разбойный — судом над “лихими людьми” ;
  • Большой Приход — сбором общегосударственных налогов;
  • Ямской — почтовой службой (ямская гоньба, ямы—почтовые станции с ямщиками);
  • Земский—охраной порядка в Москве.

Существовал своего рода “приказ над приказами” — Челобитный, который разбирал жалобы по разным делам, контролируя тем самым другие приказы; возглавлял его сам Адашев, глава “Избранной рады” . По мере присоединения к России новых земель возникали и новые приказы — Казанский (ведал Поволжьем), Сибирский.

В середине 50-х гг. завершили так называемую губную реформу , начатую еще в 1539 г.: наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали его губным старостам из числа местных выборных дворян.

Подчинялись они Разбойному приказу. Затем власть наместников и волостелей (кормленщиков) вообще ликвидировали. Теперь их функции переходили к органам земского самоуправления — в лице “излюбленных голов” и их помощников — целовальников. И тех, и других выбирали из своей среды местные посадские люди и черносошные крестьяне.

Уложение о службе (1556 г.) установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин: со 150 десятин земли каждый дворянин должен выставить воина на коне и в полном вооружении (“конно, людно и оружно” ); за лишних воинов полагалось дополнительное денежное возмещение, за недодачу — штраф. Во время походов служилым людям платили строго определенное жалованье — денежное и хлебное. Вводились периодические военные смотры, десятни — списки дворян по уездам.

Укрепили государственное управление, военную систему государства, заметно способствовали его централизации. В этом же направлении развивалась налоговая система — вводились новые налоги (“пищальные деньги” — на содержание стрелецкого войска, “полоняничные деньги” — на выкуп пленников), росли старые налоги (например, “ямские деньги” —на почтовую службу, “на городовое дело” — строительство городов, крепостей). Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства. Проводилась политика своего рода компромисса — сочетание интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр.

Иоанн Грозный - один из самых загадочных русских самодержцев. О его личности и правлении до сих пор идет много споров. Это первый русский царь, умный дипломат, образованный человек, дальновидный политик. Но с другой стороны это человек, стремившийся к абсолютной власти, нимало способствовавший разорению государства. В этой работе рассматривается очень широкая тема: «Иван Грозный. Реформы. Опричнина». Я считаю эту тему актуальной, во- первых потому, что в истории нет не актуальных тем, а во-вторых потому, что эта тема позволяет проследить две противоположные линии поведения Иоанна Грозного, который начал свое правление как прогрессивный царь- реформатор и провел важные для государства реформы, о чем почему–то многие сейчас забыли, а закончил правление как абсолютный монарх с неограниченной властью, опирающийся не на советы и соборы, а на опричный террор.

Эту тему важно изучить для того чтобы понять многие другие моменты в истории России. Именно Иоанна Грозного считали выдающимся правителем Петр Великий и Екатерина II и Иосиф Сталин. Стремясь быть на него похожими. Как видим, об Иоанне Грозном можно написать не один научный труд, но я не ставлю перед собой такой цели. Цель моей работы: рассказать об особенностях внутренней политики Иоанна Грозного. Для этого я кратко характеризую внутреннюю политику Иоанна Грозного его первые шаги в политике, даю характеристику Избранной рады и ее реформ, подробно рассказываю об опричном терроре.

При написании этой работы я в основном пользовалась книгой Чумаченко Э.Г. История России 12 веков (IX – XX) .

Иоанн Грозный

ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ (1530–1584) (Иван Грозный), первый русский царь. Родился в подмосковном селе Коломенском 25 августа 1530. В 1533, после смерти отца, Василия III, в возрасте трех лет стал великим князем Московским. В детстве Иван стал свидетелем ожесточенной борьбы бояр Шуйских и Бельских за власть. Между этими двумя фамилиями шла напряженная борьба за влияние на молодого царевича, причем, до нужд самого царевича боярам дела не было. В 1543 г. будущий Иоанн Грозный принял первое самостоятельное решение, приказав убить князя Шуйского. После этого шага испуганные бояре начали прислушиваться к мнению царевича, но борьба между кланами не прекращалась. Лишь в 1547, когда Иван принял титул царя, смута улеглась.

Начало самостоятельного правления великого князя было ознаменовано венчанием его на царство. Царями на Руси называли византийских и Германских императоров, золотоордынских ханов. Таким образом подчеркивалась полная и окончательная независимость от Орды, повышался ранг правителя России в отношениях с правителями Европы. Идея эта, скорее всего, принадлежала митрополиту Макарию. Церемония венчания состоялась в Успенском соборе Кремля в 1547 г. Вслед за этим царь женился на Анастасии Романовне из знатного боярского рода Захарьиных- Кошкиных, которые не входили ни в одну из придворных группировок.

Царь ясно понимал, что боярское правление расшатало авторитет великого князя, в государстве назрела необходимость реформ, для чего была создана Избранная рада, и проведен ряд Земских соборов. В результате были проведены важные реформы, касавшиеся многих сторон жизни. Некоторые историки и современники Иоанна Грозного делят его правление на плохое и хорошее. К хорошему относят первые годы этого царствования, когда царь опирался на избранную раду и активно проводил важные реформы. К плохому относят уничтожение Избранной рады, учреждение опричнины, казни, опалы. Разорение страны и неудачную для России Ливонскую войну.

Царствование Иоанна Грозного, несомненно, один из самых противоречивых и интересных этапов в истории России, о котором до сих пор идет много споров, хотя оно и продолжалось всего 50 лет. Иоанн грозный оставил своему преемнику Царю Федору разоренное государство, смуту и не видел себе достойного преемника. Можно сказать, что венчанием на царство Иоанна Грозного закончилось одно смутное время, а после его смерти началось другое.

Реформы избранной рады

В начале правления вокруг Иоанна Грозного сложилась группа близких ему людей. Этот кружок один из активных его членов князь Андрей Курбский назвал Избранной радой, то есть избранным советом. Наиболее авторитетными его членами были митрополит Макарий, царский духовник поп Сильвестр, князь Андрей Курбский, Думный дворянин Алексей Федорович Адашев. Историки часто называют Избранную раду правительством компромисса, подчеркивая этим необходимость реформ, проводимых ею в интересах всех слоев населения.

Собор примирения

В 1549 г. Был созван первый известный в истории России Земский собор. Он получил название «Собора примирения». В соборе была представлена Боярская дума, высшие церковные чины Освященного собора, а также выборные люди от городов и уездов. Собор, вероятно, дал согласие на проведение реформ.

Новый судебник

В 1550 г. Был принят новый Царский Судебник. Основой его послужил Великокняжеский судебник 1497 г., от которого новый судебник отличался тем, что впервые вводилась ответственность за должностные преступления. Наказания за взятки предусматривались для всех: от подьячих до бояр. Несколько ограничивались права наместников, устанавливалась ответственность за оскорбление, наказания за бесчестие. Судебник подтвердил право крестьян на уход от владельца в Юрьев день, увеличилась плата за «пожилое».

Стоглавый собор

В 1551 г. В Москве собрался церковный собор с участием царя, бояр и дворян. Он рассмотрел вопросы нравственности и дисциплины церковных иерархов, управление церковными землями. Был утвержден единый пантеон православных святых, были запрещены новшества в иконописи. Собор вошел в историю под названием «Стоглавый, так как его решения составили сто глав.

Приказы

В середине XVI в. Окончательно оформилась система приказов. Помимо уже действующих приказов: Большой Казны, Дворцового, Посольского появился ряд других. Разрядный приказ ведал организацией войска, Разбойный занимался борьбой с уголовными преступлениями, Поместный – раздачей земель в поместье. Появился особый Челобитный приказ, ведавший жалобами, подаваемыми на имя царя. Во главе приказа обычно стоял боярин или окольничий, делопроизводством ведали дьяки и подьячие.

Отмена кормлений

При Иоанне грозном произошли значительные изменения в местном управлении. В 1555 – 1556 гг. были отменены кормления. Власть в уездах перешла от наместников-кормленщиков в руки выборных представителей местного дворянства – губных старост, а в тех уездах, где не было частных земель – к земским старостам, избираемым черносошными крестьянами и посадскими жителями. В руках губных и земских старост оказалось все местное управление, однако, их работа не оплачивалась.

Реформы армии

Ряд реформ был проведен для укрепления войска. Тысяча дворян получила поместья в ближайших к Москве волостях и составила избранный полк – «Тысячу». Специальное «Уложение о службе» определило обязанности дворян и размер земельных участков, которыми они наделялись. Средний надел служилого человека составлял 300 четвертей, с каждой четверти должен был выходить человек «конно, людно и оружно».

Было создано стрелецкое войско из незнатных людей. Оно было вооружено огнестрельным оружием – пищалями. Стрельцы несли постоянную службу под началом своих «голов». В мирное время они жили со своими семьями в особых городских слободах, занимались огородничеством, торговлей, промыслами.

Особое внимание проявил Иоанн Грозный к созданию артиллерии. В Москве был построен «Пушечный двор», который отливал пушки довольно хорошего качества. Каждая пушка имела свое имя. До наших дней дошла известная «Царь-пушка», которую отлил литейщик Андрей Чохов.

Падение правительства Избранной рады

В 1560 г. Правительство Избранной рады пало. Между царем и его советниками давно были серьезные политические разногласия. Укрепление государства и его централизация требовали глубоких реформ, рассчитанных на длительный период времени, но царю нужны были немедленные результаты.

Существенные разногласия были во внешней политике: Избранная рада не поддерживала Ливонскую войну, считая более важным оборону южных границ и освоение земель, лежащих к югу от Тулы.

В 1560 г. Сильвестр был отправлен в ссылку, в Соловецкий монастырь, Адашев стал воеводой в Ливонии, затем был арестован и умер в тюрьме, Князь Курбский, пониженный в должности на Ливонской войне, опасаясь за свою жизнь, бежал в Литву со своими единомышленниками. Избранная рада прекратила свое существование.

Опричнина, ее цели

Главной целью опричнины было установление абсолютно безграничной власти царя, близкой по характеру к восточной деспотии. Смысл этих исторических событий в том, что в середине - второй половине XVI в. Россия встала перед альтернативой дальнейшего развития. Начало царствования Иоанна Грозного, огромная роль, которую играла в то время Избранная рада, проводимые реформы, созывы первых Земских соборов могли привести к формированию более мягкого варианта развития, к ограниченной представительской монархии. Но, из-за политических представлений и характера Иоанна Грозного получил развитие другой вариант: неограниченная монархия, самодержавие, близкое к деспотизму.

К этой цели Иоанн грозный стремился, не останавливаясь ни перед чем, не думая о последствиях.

Опричнина и земщина

В декабре 1564 г. Иоанн Грозный, взяв с собой семью, «ближних» бояр, часть приказных людей и дворян, а так же всю казну, выехал из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, однако, побыв там неделю, отправился дальше и остановился в селе Александровская слобода. Оттуда в январе 1565 г. в Москву приехал гонец с двумя посланиями, которые были оглашены публично. В письме, адресованном боярам, духовенству, дворянам и детям боярским, говорилось, что царь на всех них накладывает «опалу» за их «измены», расхищение государевой казны и земель, за нежелание защищать его от внешних врагов. Поэтому он решил отказаться от престола и поселиться, «где его, государя, Бог наставит». Второе письмо было адресовано купцам и посадским людям, в нем говорилось, что он зла на них не держит.

Царь, конечно не собирался отрекаться от престола. Он противопоставил феодалов простым людям, выставив себя защитником последних. Как и было рассчитано, посадские люди стали требовать от бояр уговорить царя не оставлять царство и обещали, что государевых врагов сами уничтожат. Прибывшей в Александрову слободу делегации царь дал согласие вернуться на престол с условием завести «опричнину» - предоставить ему право казнить «изменников» и кофисковывать их имущество по своему усмотрению.

Термин «опричнина» был известен и раньше. Так называлась земля, которую князь завещал своей вдове кроме всей остальной территории. Теперь этому слову был придан новый смысл. Вся территория Русского государства делилась на две части. Первая – опричнина, своего рода удел, принадлежащий только государю всея Руси и взятый им под свое управление. Вторая часть- это вся остальная земля – земщина. Принятые в опричнину феодалы составляли особый «государев двор», становились личными слугами царя, находились под его особым покровительством. И в опричнине и в земщине имелись своя Боярская дума и приказы. Во главе земщины были поставлены князья И. Бельский и И. Мстиславский которые должны были докладывать царю о военных и гражданских делах.

Кроме того, Иоанн Грозный создал особую личную гвардию «опричнину». Опричники одевались в черное, к седлу привязывали голову собаки и кисть в виде метлы в знак того, что будут, как преданные собаки, грызть измену и выметать ее из государства. Что бы ни делали опричники, люди из земщины никак не могли противодействовать.

При разделе земли в опричнину были взяты волости и уезды с развитым феодальным землевладением: центральные, часть западных и северных. При этом царь предупреждал, что, если доходов с этих земель не хватит, в опричнину будут взяты и другие земли и города. В Москве тоже была выделена опричная часть, граница проходила по Большой Никитской улице. Феодалов, живших в опричных землях и не входивших в опричнину, должны были выселять, предоставляя им земли в другом месте в земщине, обычно выселенные вместо вотчин получали земли в поместье. Сплошного переселения из земщины в опричные земли не получилось, хотя оно и носило довольно массовый характер.

Началась расправа царя с «врагами» его и государства. Частыми предлогами для этого были доносы, подписанные и анонимные, причем доносы не проверялись. По доносу опричное войско срочно отправлялось в имение того человека, на которого поступил донос. Подозреваемого в измене ожидало что угодно: от переселения на другую территорию до убийства. Имущество отдавалось опричникам, земля отходила в опричнину, доносчику, если он был известен, полагался определенный процент от имущества человека, подвергнутого казни.

Казни

Первые казни обрушились на знатные и богатые семьи, которые пользовались авторитетом и уважением. Были ли они замешаны в каком –то заговоре, неизвестно. Авторитет и уважение должны были принадлежать только царю. В те времена при дворе опасно было что- либо обсуждать или явно выражать свои эмоции, это вызывало подозрение в злом умысле против царя. Особенно царь не терпел людей умных, честных и независимых. В числе прочих был казнен боярин Иван Федоров, уничтожены последние представители рода князей Старицких, казнен был также митрополит Филипп, споривший с царем, заступавшийся за опальных, отказавшийся дать благословение на разгром Новгорода.

Разгром Новгорода

Очередной донос стал поводом для похода на Новгород в 1570г. Новгородцы встретили царя и его войско хлебом и солью при въезде в город. Царь преломил хлеб и согласился принять участие в торжественном обеде в его честь. Во время обеда по его знаку опричники начали убивать. Людей убивали только за то, что они новгородцы… Земли новгородских бояр были переданы опричникам, оставшихся в живых перевели на другие земли.

После новгородского погрома царю начали поступать доносы на опричников. Теперь против них тоже шли репрессии. Погибли отец и сын Басмановы, князь Вяземский, князь Черкасский. Опричнину возглавили Малюта Скуратов и Василий Грязной.

Отмена опричнины

Разделение государства на опричнину и земщину, постоянные опалы и казни ослабили государство. Это было опасно, та как в это время шла тяжелейшая Ливонская война. В неудачах военных действий обвинялись «изменники». Ослаблением страны воспользовалась Турция. Турецкие и крымские войска в 1571 г. Осаждали Астрахань, а затем крымский хан Девлет-Гирей пошел на Москву. Опричники, которые должны были держать заслон на берегу Оки, в большинстве своем не вышли на службу. Девлет-Гирей поджог посады Москвы, начался пожар, город сгорел. Царь бежал из Москвы сначала в Александрову слободу, потом дальше, на Белоозеро. Наследующий год хан повторил набег, надеясь взять в плен самого царя. Но на этот раз Иоанн Грозный объединил опричное и земское войско, поставив во главе опального князя Воротынского. В июле 1572 г. в битве у села Молоди в 50 км. от Москвы войско Девлет-Гирея было разбито.

В том же году царь отменил опричнину, некоторым пострадавшим вернули земли, слово «опричнина» оказалось под запретом, но террор не прекратился, все продолжалось по-прежнему.

Результаты опричнины

В результате Ливонской войны и опричнины земля была разорена. Крестьяне бежали на Дон и Волгу, многие бояре и дворяне стали нищими. Перепись земель, проводимая в конце века, показала, что примерно половина ранее обрабатываемых земель превратилась в пустоши. Это сыграло важную роль в следующем этапе закрепощения крестьян.

Заключение

В заключении своей работы я хотела бы подвести итоги. Что же успел сделать во внутренней политике России Иоанн Грозный за 5о лет своего правления? Очень многое. Он венчался на царство, как царь, ем приравнял себя к императорам Европы и поднял международный престиж России. Был утвержден новый судебник, проведена военная реформа и ряд административных реформ, упрощающих управление страной, на церковном соборе в присутствии царя и при его участии был решен ряд спорных религиозных вопросов. Таким образом, проведенные реформы затрагивали многие стороны жизни, упрощали управление государством, способствовали укреплению царской власти. В итоге царь оказался перед выбором: опираться ли ему в дальнейшем на Избранную раду других советников, или только на самого себя.

Царь выбрал второе и учредил опричнину. Опричнина – уникальное явление государства в государстве, уникальная мобильная милиция и правосудие, приведшее в итоге страну к экономическому кризису. Опричнина так же была способом укрепления царской власти. Эту задачу, так или иначе, решает каждый правитель. Думаю, из опыта Иоанна Грозного многие правители могли бы извлечь пользу для себя.

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.