Есенин черемуха эпитеты. «Черёмуха», анализ стихотворения Сергея Есенина

Одним прекрасным утром на столе своего отца заметил сборник стихов Есенина Сергея Александровича, и сам не знаю, что меня привлекло в этой книге. Я ее открыл произвольно, наткнулся на стихотворение Черемуха. В этом стихотворении описывается черемуха, да так красиво и живописно, что не вольно перед глазами представился образ белоснежно цветущего дерева. На мгновение мне даже показалось, что я почувствовал запах цветов черемухи.

Есенин очень живописно описывает черемуху, закройте глаза и произнесите эти первые строки стихотворения, представили? В своем стихотворении Есенин ассоциирует черемуху с живым человеком, используя сравнения листвы деревьев с кудрями, ветви золотистые. Невольно такое описание черемухи напоминает женский образ. Где белый цвет цветов это символ юности не испорченности девственной непорочности. Такие эпитеты поэтами не редко применялись к русским красавицам.

Читая это стихотворение, мое подсознание невольно выдало весенний пейзаж, когда все просыпается после зимних вьюг и холодов, как бы начала маленькой жизни, так называют обычно летний период времени в году. Строки о росе воображаемой картине придают время, когда происходит действо, и почему то я уверен, что это время раннее весеннее утро, когда снега уже миновали, распустилась небольшая листва, и по утрам на листочках образуется роса, пахнущая утренней свежестью и туманом.

Применяемые эпитеты к описанию черемухи золотые кудри, серебряная роса, безусловно, говорит о ценности и красоте этого мгновения, которое нельзя ни с чем сравнить. Особенно удачно картину дополняет шумящий ручеек, дочитав до этого момента, в конце стихотворения сложилась полная природная картинка , которую невольно хочется нарисовать на холсте, взяв в руки кисточку и краски. Посмотрите, как интересно описывает окружающее состояние черемухи, а рядом у проталинки журчит серебристый ручеек, и ручеек песенки ей поет. Ручеек красиво описан благодаря поэту мы понимаем, что ручеек как живой.

В заключение своего сочинения хочу добавить, что Есенину очень хорошо удается природным явлением передавать свойства и настроения человеческой души. Это свойство типично русское, только русские люди могут говорить о бездушных предметах и явления как об одушевленных. Закрыв книгу, я даже не заметил, как пролетело время до обеда.

Важность реализации проблемно-поискового метода

на уроках в начальных классах.

Урок литературного чтения разработан с позиций развивающего обучения. На уроке использована технология адаптивного обучения: метод диалогического общения, проблемно-поисковый метод.

Главная цель проблемно-поискового метода в том, что новые понятия не даются в готовом виде. Дети открываю их сами. Учитель создает проблемную ситуацию, а дети путем всевозможных гипотез объясняют проблему.
Тема урока: СА Есенин "Черёмуха"


  1. Актуализация опорных знаний.
Портрет Е.А. Есенина. Наглядность: черемуха.

На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились во 2 классе.

С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах.

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха".


  1. Мотивация: для чего? Цель урока.
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение).

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и, чтобы было приятно слушать другим).

Цель урока (на доске):


  • учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении:

  • учить выразительно читать стихотворение;

  • учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

  • определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения.

  1. Погружение в урок.
- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух – прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

  1. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина "Черёмуха".
- Я прочитаю стихотворение "Черёмуха", а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Стихотворение С. Есенина "Черемуха":

Черёмуха душистая

С весною расцвела

и ветки золотистые,

Что кудри, завила.

кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струиться маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?


  1. Обмен впечатлениями.
- Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение).

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а "зелень золотистая на солнышке горит".

Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в этом стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение).

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? (Большая черемуха стоит вся в цвету в солнечный весенний день. Белые цветы черёмухи, как кудри у девочки. А рядом журчит ручеёк).

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и "веточки золотистые", и ручей, почувствовать аромат цветов черёмухи. Перед нашими глазами возникает яркая картина, хотя поэт и не описывает подробно каждую деталь.


  1. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
Карточка "Чтение пейзажной лирики".

Правила выразительного чтения (стоя)


  1. читайте медленно. Помните; ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

  2. после каждой сточки обязательно надо делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания;

  3. постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Физкультпауза.
- Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею )

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.


  1. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова.
На доске (оборотная сторона):

  • роса медвяная – ароматная, с запахом меда;

  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

  • обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

  • вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно;

  • под кручею – под обрывом; круча – обрыв, крутой спуск.

  1. Анализ лирического стихотворения "Черёмуха".
(Призван способствовать более глубокому пониманию текста).

  • что сообщить о том, что расцвела черёмуха;

  • чтобы передать свою радость;

  • чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

  • чтобы вызвать взаимное сопереживание (ненужное стереть).

  1. Работа с эпитетами.
- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая ).

Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая ? (Эпитеты).

Что такое эпитет (Образное художественное определение свойств предмета).

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? (Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя ).

Черёмуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (наступила весна и черёмуха расцвела).

Вывод: цветущая черёмуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступает в свои права.


  1. Весна пришла
На доске:

Черемуха – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

Попробуем доказать, что "черёмуха" – центральный образ в стихотворении (название, иллюстрация).

Чем привлекла внимание поэта черёмуха, которая "с весною расцвела"? (Душистая; веточки у черёмухи золотистые, они как кудри; на коре черёмухи выступают капельки росы; под черёмухой пробивается молодая зелень; около черёмухи журчит серебряный ручей).

Книга по чтению. Приём рассматривания иллюстрации.

Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…
Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке).

Какой образ олицетворяет черемуха?

Вывод: в этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка!

Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей). Работа с книгой. Прочитайте.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

М вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.


  1. Открытие.
- Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

  1. Коллективное чтение стихотворения "Черемуха".
- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

  1. Дифференцированное задание.
Для закрепления новых знаний по стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" детям предлагаются дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности. У каждого карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбираю понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа).

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень. (Лирическая песня).

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень. (С чувством радости, восторга).

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности. (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую).

Вопрос 7. Иллюстрация ко всему тексту? Второй уровень.

Прочитайте только те строчки, которые относятся к картинке на с. 65.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила…

Под нею зелень пряная…

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения? Третий уровень сложности.


  1. Домашнее задание (по выбору).
Найти сравнение, олицетворение и выписать в тетрадь.

Выучить стихотворение Сергея Есенина "Черёмуха"

Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихотворения "Черёмуха".


  1. Рефлексия.
Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черёмухи – ручья, девушки – юноши).

Вопрос 2. Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой).


  1. Оценка работы.
Детям предлагается провести самооценку по критериям:

"5" – на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;

"4" – на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;

"(*)" – не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал невыразительно;

встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь – те, кто поставил себе оценку "4";

теперь – те, кто поставил себе оценку "5".
Спасибо за урок!

Это был урок получения новых знаний.

Тип урока: комбинированный.

Построен в традиционной форме с элементами развивающего обучения. Воспитывалось чувство ответственности и коллективизма.

Дети учились находить образные средства языка: эпитеты, олицетворение. Домашнее задание носит творческий характер, который позволит самореализоваться каждому ребенку.

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирически стихотворение.

В раннем творчестве Есенина написано достаточно большим количеством произведений, которые были посвящены неописуемой красоте окружающей природы. Это не вызывает не малейшего удивления так, как его юношеские годы прошли в селе, именно там, он начал ценить окружающий его мир. При всем, при этом весна была одной из любимых пор года, так как все кругом пробуждается от длительной зимней спячки. Для поэта, это было время душевного подъема, в этот период было написано стихотворения «Черемуха»

Именно, в этом произведении Есенин придает дереву человеческие черты, и черемуха преподносится нам в образе юной девы, у которой вместо веток золотистые кудри. Просто обворожительная гармония окружающей природы не может,не откликнутся в пылком сердце автора.

Возрождение природы навевает на автора романтические мысли. Именно, по этой причине в произведении ручей выступает в образе влюблённого, молодого человека. Это стала причиной, по которой Есенин проводит не зыблемую параллель между окружающей природой и людьми. По этой причине черемуха представлена в образе юной девы, а ручей представляется молодым юношей, между которыми возникло вечное чувство. Он описывает дерево как робкую красавицу, возле которой постоянно крутится юноша ручей.

Такое образное восприятие окружающего мира присуще всей пейзажной лирики Сергея Есенина. Он умел разглядеть то, что большинство из нас, из-за занятости, не замечают и очень точно и правдиво при помощи прекрасных слов смог передать удивительную красоту происходящих природных явлений, и сделать это так, что большинство из нас не могут остаться равнодушными. Хочется отметить что вся лирика начального этапа автора пропитана необыкновенной нежностью, чистотой и умиротворённостью.

Анализ стихотворения Черемуха по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

    Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

  • Анализ стихотворения Помощница Барто

    Произведение относится к детскому творчеству поэтессы, занимающему значительное место в поэзии автора, и является одной из составных частей цикла книг «Азбука».

  • Анализ стихотворения Цветы Фета

    Стихотворение, являющееся одной из составных частей поэтического цикла «Мелодии», относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философскими размышлениями и рассуждениями.

  • Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова

    Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».

  • Анализ стихотворения Декабрист Мандельштама

    В данном произведении поэт выразил свое отношение к интеллигенции, сделав образом тех, кто жаждет изменений к лучшему сосланного участника восстания 1825 года.

Никанорова Н.М.,

ГБОУ СОШ №630 г. Санкт-Петербурга

Урок литературного чтения

Образ черемухи в стихотворении С. Есенина «Черемуха»

(3 класс)

Цель: показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ.

Задачи:

Развивать критическое мышление учащихся:

б) образный язык стихотворной речи;

в) эмоции, чувства детей.

Воспитывать:

а) любовь к Родине, через стихотворение поэта, воспевающего красоту русской природы;

б) самооценку у учащихся и умение выслушивать мнение товарищей.

Планируемые результаты:

Оборудование:

Ход урока

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Учитель.

Внимательно прослушайте отрывки из стихотворений С. Есенина, которые прочитают дети. Попробуйте ответить на вопрос, что объединяет эти два отрывка?

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Дети высказывают свои мнения, обосновывая свои ответы. В результате делается вывод, что общим в этих стихотворениях является то, что автором их является С. Есенин, дано описание природы во время зимы.

Учитель. Как вы думаете, есть ли у Сергея Есенина стихи, посвященные другим временам года? Кто из вас догадался, как будет звучать тема нашего урока?

Дети высказывают свои мнения. будем знакомиться со стихотворением С. Есенина о природе: об одном из четырех времен года.

Учитель. Сегодня на уроке мы встретимся с весной. Точнее, совершим путешествие во времени. Время – это непрерывное движение. Оно не стоит на месте. Почему? Приведите примеры движения времени.

Дети высказывают свои мнения. Заслушиваются предположения детей.

На смену дню приходит ночь. За летом непременно приходит осень.

Минута сменяют минуту.

Учитель. А может ли поэт в своем стихотворении нарисовать картину природы в движении? В нашем случае – весну в движении.

Заслушиваются противоположные точки зрения.

Учитель. Д ать окончательный ответ мы сможем только в процессе урока после знакомства со стихотворением С. Есенина. Для этого нам необходимо быть очень внимательными и стараться выполнить все задания.

Предлагаю вам отгадать загадку, которая окончательно определить тему урока. Прочитайте текст на экране. Отгадайте загадку.

Слайд 1 - загадка

Будто снежный шар бела

По весне она цвела

Нежный запах источала

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

Слайд 2 – изображение цветущей черемухи

Учитель. Попробуйте сформулировать тему урока, отметив всё, о чём мы говорили.

Дети высказывают свои мнения. Формулируется тема урока.

Слайд 3 – тема урока

Слайд 4 – портрет С. Есенина.

3. Поиск решения. – этап усвоения новых знаний.

Учитель. Какие стихи Есенина вы уже читали?

Дети. «Белая береза», «Поет зима, аукает», «С добрым утром»

3.1. Знакомство с биографией С. Есенина.

Ученики рассказывают о С.А. Есенине.

Слайд 5 - село, дом Есенина

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Слайд 6 - родители поэта

Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. Среди деревенских мальчишек Сережа слыл драчуном, ходил всегда в царапинах.

Слайд 7 – школа

Учился маленький Сережа в местной Клепиковской школе.

Слайд 8 – картины природы, первый сборник стихов

А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.

Слайд 9 – памятник Есенину

Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. В нём установлен вот этот памятник поэту.

3. 2. Анализ стихотворения «Черёмуха»

Слайд 10 – аудиозапись стихотворения

Учитель . Послушайте стихотворение. Постарайтесь почувствовать состояние природы, которое передает поэт.

Слайд 11 -

Учитель. Какие картины предстали перед вами при прослушивании стихотворения? Какие чувства они вызвали у вас?

Выберите на слайде из представленных те словосочетания, которые соответствуют вашему настроению. Есть ли на ваш взгляд «лишние», не соответствующие настроению стихотворения?

Дети выбирают, называют лишнее

  • Любовь к природе
  • Восторг от красоты цветущей черёмухи
  • Грусть от увядания природы
  • Радость от встречи с природой

Самостоятельное чтение стихотворения. Словарная работа.

Учитель. Прочитайте текст самостоятельно, подчёркивая карандашом непонятные слова и выражения. После чтения уточним значение этих слов.

Слайд 12 – медвяная роса- ароматная, с запахом меда;

Слайд 13 – проталины, место, где стаял снег и открылась земля;

Слайд 14 – зелень пряная – травы с острым ароматным запахом;

Слайд 16 – волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

Аудиозапись журчания ручья.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в цвету.

Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.

Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.

Анализ стихотворения

Учитель. Вы помните, какие эмоции вызвало у вас это стихотворение?

А как мы с вами можем передать эти чувства на уроке литературного чтения?

Дети. Можем научиться выразительно читать.

Учитель. Давайте, постараемся прислушаться к каждому слову автора и посмотрим, как же ему удалось создать такой образ.

Слайд 17 - черемуха

Учитель. Прочитайте первые 2 строфы. Чей образ рисует автор?

Дети. Образ черёмухи.

Учитель. Какие слова использует автор?

Дети. Черёмуха душистая, ветки золотистые.

Почему золотистые?

(Блестят в лучах солнца)

(с кудрями)

(спросить 2 учащихся)

А почему Есенин говорит «сияет в серебре»?

Там «ветви золотистые», а здесь «зелень в серебре»? Почему?

(утром)

С кем можно сравнить черемуху?

Постараемся передать при чтении образ красивой черемухи, очень похожей на молодую невинную девушку.

(спросить 2 человек)

Прочитайте 3 четверостишье.

Какой образ появляется?

(Образ ручейка)

Как вы представляете этот ручеёк?

(Он очень маленький быстрый, чистый)

С кем можно сравнить ручеек?

Как прочитаем эти строки?

(спросить 2 человек)

Прочитайте строки до конца.

(Чтобы ещё раз показать как красива, величава и горда черемуха.)

Как вы думаете, о чем поёт ручей, о чем слова в его песне?

(О любви, о красоте)

Прочитайте, передав это чувство.

(спросить 2 человек)

О чем это стихотворение?

(о черемухе и ручье)

(о красоте родной природы)

Ребята, давайте еще раз выразительно прочитаем стихотворение, постараемся передать чувства, эмоции, которое вызвало у вас это стихотворение.

Рефлексия.

А сейчас, давайте тоже на некоторое время станем поэта. Предлагаю вам сочинить синквейн. Слайд

Правила написания синквейна вы видите на экране.

первая строка – одно слово, существительное, отражающее главную идею;

вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - предложение, показывающее отношение к теме;

пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Поработаем группами по рядам. Вам будут предложены опорные слова, выберите те, которые будут близки вашей группе. Объединитесь в группы.

Музыка.

Дети, над каким стихотворением мы сегодня с вами работали?

Какова же основная тематика стихов Есенина?

Слайд

Домашнее задание.

Самооценка.

Помощь при написании синквейна

Работа с поэтической лексикой

2. Найти изобразительно-выразительные средства языка и объяснить их понимание. (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)

Как вы думаете, для чего, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою радость, привлечь внимание читателя к красоте природы)

Для образного выражения своих чувств поэт использует эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения.

– Эпитеты (цвет) – образное художественное определение предмета

Ветки золотистые, серебряный ручей, зелень золотистая

– Эпитеты (свойства + запах)

Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, маленький ручей, волной гремучею

Почему о дереве говорится как о цветке?

Почему «с весною», а не «весною»?

Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим

И ветки золотистые, что кудри завила

Метафора - это перенос значений на основе сходства.

Роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит, ручей поет

Олицетворение - это характеристика неодушевленного предмета как живое существо.

Черемуха, ручей

Каким нарисован ручей? Каковы его размеры? Это один и тот же ручей? (В начале – струится маленький, между корней, а в конце – гремучая волна, обдает ветки, под кручею)

Чем объясняются эти изменения? (Время прошло – черемуха распустилась, расцвела, и ручей набрался силы)

В чем загадка этого текста? (изображены две картины, причем разделенные во времени, картина природы изображена в движении)

Достаточно одного, нарисованного вами рисунка? (нет)

Что бы вы нарисовали на втором рисунке? (словесное рисование)

К какой части стихотворения подходит эта картина? Почему?

Ученики рисуют черемуху. (Слайд 19)

  1. Итог урока. Домашнее задание

Удалось вам почувствовать весну?

Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились?

Какую загадку стихотворения мы разгадали?

Дома выучить стихотворение наизусть.


Анализ стихотворения Черемуха Есенин для 3, 5, 6 классов

План

1.История создания

2.Жанр

3.Тропы и образы

4.Размер и рифмовка

5.Сюжет

6.Основная мысль

(1895г.- 1925г.) - великий русский поэт, выходец из крестьянской семьи. Есенин любил Россию и писал о великолепии ее пейзажей, описывая родные места. В своих стихах он наделял неодушевленные предметы человеческими качествами. Картины природы он передавал с невероятной легкостью и выразительностью мастерски используя гибкость русского языка.

История создания

Так как Есенин вырос в сельской местности, то в его творчестве множество стихов об окружающем нас удивительном, живом, очаровывающим миром, красоту которого мы часто не замечаем. Любимым временем года поэта была весна- период пробуждения и цветения жизни. Именно этому посвящено стихотворение "Черемуха". Автор написал его в 20 лет, в 1915 году. Тогда же в марте работа была напечатана в журнале "Мирок". В лирике поэта большое число стихов об окружающем нас восхитительном мире, очарование которого мы часто упускаем из виду.

Жанр

Поэзия в литературе относится к лирике. Лирика- это род литературы, основанный на эмоциональном переживании чувств и эмоций поэта. В лирике существует многообразие жанров, каждый из которого имеет свои особенности. Описание природы вокруг относится к пейзажной лирике. Это словесное искусство, Есенин изображает мир вокруг себя, делает его основной темой своих стихотворений.

Тропы и образы

Есенин профессионально пользуется множество художественных средств в своих работах. Например в данном стихотворении присутствуют такие литературные обороты как: Эпитеты, сравнения, олицетворение. В строках стихотворения "Черемуха" описывается весна, представленный описанием нескольких конкретных элементов черемухи, росы, травы, ручья. Есенин обладал удивительной способностью делиться своим настроением, впечатление, чтоб читатель смог почувствовать себя среди описанной картины.

Размер и рифмовка

Размер стиха (количество строп в одной строке, стропа - это сочетание одного ударного слога с одном или несколькими безударными). В стихотворении "Черемуха" используется двустопный ямб. Рифма перекрёстная: рифмуются вторая и четвёртая строчки, первая и третья. Произведена линейная композиция.

Сюжет

Сам по себе сюжет отсутствует. Автор описывает свое личное видение окружающего мира. Лирический герой тоже не определен, стих посвящен пейзажу в целом. Есенин акцентируется на одном конкретном объекте, а позволяет читателю представить происходящее в целом.

Основная мысль

В стихотворении "Черемуха" происходит удивительное оживление природы. Читателю передается настроение весны, чувство легкости и вдохновения. Эта жизнерадостная картина будто предстает вокруг и играет всеми красками весны, на самом деле начинаешь чувствовать аромат цветущей черемухи и молодой травы, слышать звон ручья, чувствовать тепло солнечных лучей. Есенин в полной мере раскрыл здесь всю удивительную красоту природы, полноту ее жизни.