Галерея - Категория: Codex Hammer (ранее Старинная рукопись Лестер - Codex Leicester). Кодекс леонардо да винчи виндзорский Кодекс леонардо да винчи

Кодекс Урбинас

Леонардо да Винчи завещал все свои труды своему ученику Франческо Мельци. Мельци не смог их упорядочить и опубликовать. Поэтому уже в XVI веке рукописи были разрознены и валялись на чердаках самых разных людей.

Однако одну работу Мельци всё же смог выполнить. В 1530 году он выбрал из работ учителя страницы, посвящённые живописи, и собрал их в «Кодекс Урбинас». Этот кодекс в 1651 году был издан в сокращённом виде в Париже. Книга вышла под заглавием «Трактат о живописи». В настоящее время «Кодекс Урбинас» хранится в библиотеке Ватикана.

Атлантический кодекс

Более основательный кодекс из записей да Винчи был собран в 1600 году. Итальянский скульптор Помпео Леони раздобыл 10 записных нижек Леонардо и выбрал из них страницы, содержащие научные и технические записи и рисунки, которые объединил в «Атлантический кодекс».

В 1625 году «Атлантический кодекс» купил граф, страстный библиофил и меценат Галеаццо Арконати. Граф оценил, сколь ценный манускрипт попал в его руки и отказался его продать даже королю Англии. В 1637 году Арконати подарил кодекс Амброзианской библиотеке в Милане. В библиотеке впервые книга была описана и каталогизирована. Там же проводились первые исследования кодекса. Библитекарь Ольтрокки даже хотел написать полную биографию Леонардо на основе его записей, но не довёл своей работы до конца (первое основательное жизнеописание Леонардо удалось сделать лишь в 1804 году смотрителю Амброзианской библиотеки Карло Аморетти на основе материалов Ольтрокки).

Во время итальянской кампании Наполеона кодекс по частям был вывезен в Париж. Одна часть досталась Национальной французской библиотеке, другая - библиотеке Французского института. В Париже «Атлантический кодекс» изучали многие учёные, в частности итальянец Джованни Вентури, опубликовавший исследование об изысканиях Леонардо в области физики и математики.

В 1815 году, когда Париж заняли войска антифранцузской коалиции, кодекс вернулся в Милан. В скором времени в Италии было издано великолепно оформленное издание рукописи. Сейчас «Атлантический кодекс» по прежнему хранится в Амброзианской библиотеке.

Манускрипт состоит из 1119 страниц разных лет создания - от 1478 до 1519 года, - посвящённых самой разной тематике: от полётов и оружия до музыки и математики.

«Французские манускрипты»

Вместе с «Атлантическим кодексом» во Францию были вывезены ещё некоторые рукописи да Винчи, которые, в отличие от него, так и остались в библиотеке Французского института в Париже. Они были опубликованы благодаря стараниям Жана Гаспара Феликса Равессона-Мольена, французского философа и большого почитателя да Винчи. Равессон-Мольен сделал прекрасное факсимиле каждой страницы да к тому же расшифровал все записи Леонардо и сделал их перевод на французский язык. Эта гигантская работа заняла у учёного 10 лет.

«Французские манускрипты» датируются разными годами - от 1492 до 1516 года. Среди прочих, в это собрание входят «Кодекс о глазе и видении», «Трактат о свете и тени», а также заметки, посвящённые архитектуре и военному делу.

В XIX веке часть этих заметок была извлечена и теперь хранится в Академии наук в Париже под общим названием «Кодекс Ashburnham».

Кодексы, хранящиеся в Англии

Великобритания, в частности Британская библиотека, обладает самым внушительным собранием кодексов итальянского мастера.

«Кодекс Арундела» состоит из 283 листов, датируемых 1480-1518 гг. Своё название он получил от имени графа Арундела, который купил листы в Испании в 1630-х гг. Кодекс содержит заметки и рисунки по механие и математике. В частности, в нём есть изображение прибора для дыхания под водой.

Другой кодекс, представляющий собой самое крупное собрание научных изысканий леонардо, - «Кодекс Лестера» - получил своё название от другого английского графа - Лестера, купившего его в 1717 году. сменив нескольких владельцев, «Кодекс Лестера» сейчас находится в частном собрании Билла Гейтса, оцифровавшего манускрипт.

В Королевской библиотеке в Виндзоре ещё с 1690 года хранятся «Виндзорские рукописи» Леонардо да Винчи. Эти записи, собранные в конце XVI века Помпео Леони, датируются 1478-1518 гг. Среди них- исследование анатомии лошадей и топографические карты.

Лондонский музей Виктории и Альберта обладает «Кодексом Форстера», состоящим из трёх записных книжек небольшого размера, исписанных в 1490-1505 гг. В одной из них содержится большое количество набросков конной статуи герцога Милана Франческо Сфорца, которая так и не была возведена. Весьма интересным является описание некоего состава, очень напоминающего современный пластик, с тем отличием, что он нетоксичен и состоит из органических компонентов. По мнению профессора Алессандро Веццози, нашедшего этот рецепт, Леонардо - первооткрыватель пластика. «Манускрипты Форстера» долгое время были утеряны, пока их не нашли после смерти их последнего владельца - Джона Фостера. В честь него и назвали манускрипт. Фостер завещал все записи музею Виктории и Альберта. Завещание было исполнено, и «Кодекс Фостера» до сих пор хранится в этом музее.

«Кодекс о полёте птиц» и «Кодекс Тривульцио»

Эти манускрипты хранятся в итальянских музеях.

«Кодекс о полёте птиц» был собран самим Леонардо где-то в 1505 году. В нём всего 18 листов размером 21 на 15 см. В этом манускриптеЛеонардо впервые написал, что центр масс летящей птицы не всегда совпадает с центром давления. На данный момент «Кодекс о полёт птиц» хранится в Королевской бибилотеке в Турине.

«Кодекс Тривульцио» изначально входил в «Атлантический кодекс» и состоял из 62 листов. До нашего времени их сохранилось 55. В 1705 году кодекс купил карл Тривульцио, предок которого заказывал Леонардо конную статую. Этот манускрипт интересен тем, что содержит толковый словарь итальянских слов. Есть две версии объясняющих, зачем леонардо понадобилось делать такой словарь: он либо хотел расширить свой словарный запас, либо готовил к изданию самый настоящий толковый словарь. В манускрипте много рисунков, в том числе и научных, и некоторые афоризмы Леонардо, например:

Каждое наше познание начинается посредством чувств.

«Мадридские кодексы»

В 1966 году в Национальной библиотеке в Мадриде были обнаружены дваманускрипта, написанные Леонардо. Когда-то они не были учтены при каталогизации, и об их существовании не было известно. Этим двум манускриптам дали условные названия «Мадридский кодекс I» и «Мадридский кодекс II».

«Мадридский кодекс I» состоит из 184 листов 1490-1508 годов написания, содержащих изображения различных механизмов и изложения теории механики.

«Мадридский кодекс II» был создан леонардо в 1491-1505 гг. и сосотоит из 157 листов. Самое интересное в этом кодексе - неосуществлённый проект изменения русла реки Арно, эскизи фрески «Битва при Ангиари» и конного памятника Франческо Сфорца. Кроме этого, в нём содержатся работы по перспективе и оптике.

Примечания

20px 20px © Vladislav Shipilov . Can be reproduced if non commercial. / © Владислав Шипилов . Копирование допускается только в некоммерческих целях.

Price Realized: $30 млн. 800 тыс.

Абсолютный ценовой рекорд принадлежит рукописному "Лестерскому кодексу" Леонардо да Винчи (The Codex Leicester, Leonardo da Vinci), проданному на аукционе Christie"s в 1994 году за 30,8 млн. долл. Великий Леонардо назвал свой труд: «Трактат о воде, земле и небесных делах». Это тетрадь записей Леонардо да Винчи, сделанных им во время жизни в Милане в 1506-1510 годах. Она состоит из 18 листов бумаги, исписанных с обеих сторон и сложенных таким образом, что вместе они образовали 72-страничную тетрадь. Заметки Леонардо написаны особым образом, его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. В 1994 году книга была выставлена на торги, в ходе которых была приобретена основателем Microsoft Биллом Гейтсом. По его инициативе «Лестерский кодекс» постоянно выставляется в различных музеях мира.

Итак, самым дорогим манускриптом в мире признана тетрадь в 72 страницы, возраст которой составляет уже половину тысячелетия. Речь идёт о рукописи великого художника, учёного, мыслителя, наконец, одного из самых интригующих персонажей мировой истории - Леонардо да Винчи, известной как “Лестерский кодекс”. Вообще-то, когда Леонардо записывал сепией в эту тетрадку свои наблюдения и размышления об окружающем мире, ни о каком Лестерском кодексе он и понятия не имел. Или имел? Кто его знает, этого Леонардо. Как бы там ни было, сам автор назвал свой труд “Трактат о воде, земле и небесных телах”. На восемнадцати листах бумаги с полотняной отделкой, сложенной таким образом, что получилось семьдесят две страницы, Леонардо да Винчи записывал в 1506 -1510 годах свои комментарии по поводу природных явлений, наблюдения, математические формулы. Леонардо жил и творил в это время в Милане. Труд великого учёного получил название “Лестерский кодекс” два века спустя в 1717 году, когда тетрадь приобрело английское семейство Лестер. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен наследниками на аукционе Christie’s, в ходе которого был приобретён за $30,8 млн. долларов… кем бы вы думали? Ну, конечно же, Биллом Гейтсом. Самый богатый человек планеты купил самую дорогую в мире книгу. Однако Гейтс, человек не чуждый благотворительности, не спрятал это сокровище на дальней полке свой библиотеки, а ежегодно предоставляет её для выставок в крупнейших музеях мира. В “Кодексе” можно почитать о таких вещах, как происхождение окаменелостей, свечение Луны, движение воды. Если удастся почитать, конечно. И дело тут не столько в том, что не каждому будет позволено вот так запросто, полистать ценнейшую рукопись, сколько потому, что Леонардо, большой любитель заинтриговать потомков, делал свои записи зеркальным методом. То есть: прочитать написанное в “Лестерском кодексе” можно лишь с помощью зеркала, глядя на отражение текста. Сколько ещё загадок оставил нам Леонардо? Неизвестно… «Трактат о воде, земле и небесных делах» великого итальянского художника и просветителя Леонардо да Винчи представляет собой записи научного характера и всевозможные математические выкладки. Художник и ученый комментировал в нем природные явления. Не обошёл он вниманием и техническую составляющую развития цивилизации. Билл Гейтс ежегодно предоставляет Кодекс Лестера для выставок в крупнейших музеях мира.

Кодекс Леонардо да Винчи из частного собрания доктора Арманда Хаммера

Предлагаемый путеводитель раскрывает краткое содержание листов Кодекса, для того чтобы получить представление о проблемах, рассматриваемых Леонардо да Винчи.
Кодекс ранее имел красный сафьяновый переплет и коробку, обтянутую коричневым сафьяном. Переплет датируется XVII веком, и в момент приобретения рукописи д-ром А. Хаммером, последняя находилась в нем. В настоящее время Кодекс разброшюрован и разделен на составные листы для целей изучения и экспонирования.

Леонардо писал на обеих сторонах листа справа налево, и так как листы были перегнуты пополам, он располагал четырьмя «страницами» для своих заметок. Этим объясняется наличие четырех секций с текстом в каждом экспонате Кодекса.

Хаммер 1А обозначает экспонат 1, сторону А, Хаммер 1В, соответственно, оборот того же листа. (Сказанное относится к экспонатам 1-18.) Хаммеровский Кодекс, прежде носивший название Лейчестерского Кодекса, является единственным манускриптом великого художника и ученого эпохи итальянского Возрождения Леонардо до Винчи, в настоящее время остающимся в частном собрании.

В декабре 1980 г. Кодекс был приобретен всемирно известным представителем деловых кругов и коллекционером д-ром Армандом Хаммером в Лондоне на аукционе фирмы «Кристи». В марте 1981 г. британское правительство предоставило лицензию на постоянный вывоз манускрипта.

Леонардо составил рукопись, получившую позднее в переплетенном виде название Лейчестерского Кодекса, по всей вероятности, между 1506 и 1508 г. во Флоренции и Милане; отдельные дополнения могли быть сделаны в 1510 г. В XVII в. Кодекс получил название «О природе, давлении и движении воды». В то время как вода является предметом интенсивного исследования в этой рукописи, заметки Леонардо, а также более трех сотен иллюстраций отражают его идеи по вопросам света и тени, в области астрономии, механики, гидродинамики, технологии, физическом географии, геологии и палеонтологии.

По мнению Карло Педретти. которого Кеннет Кларк считает «бесспорно самым крупным специалистом нашего времени по Леонардо да Винчи», Кодекс первоначально служил великому ученому в качестве своеобразной записной книжки. Он состоит из восемнадцати сфальцованных листов бумаги с заметками, написанными по-итальянски в зеркальном изображении во всех четырех секциях — левой, правой, лицевой и оборотной — всего 72 страницы. Предполагается, что Леонардо исписывал один лист, заполняя его четыре страницы, вероятно, в обратной последовательности. Ввиду того, что он старался ограничить заметки, связанные с определенной группой наблюдений, одной страницей, между содержанием разных страниц не всегда существует прямая связь. Тем не менее, каждый сфальцованный лист отражает определенное идейное содержание. В целом Кодекс позволяет познакомиться с лабораторией мыслительного процесса Леонардо, который зачастую характеризуется колебаниями и пересмотром суждений. По мнению Педретти, две наиболее захватывающие концепции, высказанные на страницах Кодекса, содержатся в заметках о силе пара (Хаммер 10А, правая сторона) и о подводной лодке (Хаммер 15А, левая сторона).

В 1690 г. Джузеппе Гецци (1634-1721) обнаружил эту рукопись в Риме среди бумаг миланского скульптора Гульельмо делла Порта (род. в 1577 г.), который надписал оригинальную обложку Кодекса. В 1717 г. Гецци продал манускрипт Томасу Коку, первому графу Лейчестерскому, по которому Кодекс получил свое название. Кодекс оставался в наследственном владении графской семьи до приобретения его д-ром Армандом Хаммером в 1980 г. Вплоть до 1981 г. Кодекс лишь однажды выставлялся для всеобщего обозрения — в Королевской Академии в Лондоне в 1952 г. В январе 1981 г. была организована специальная однонедельная выставка в Галерее изобразительных искусств Коркорана в Вашингтоне, округ Колумбия, по случаю вступления в должность Президента США. В марте того же года Кодекс был возвращен в Галерею Коркорана для продленного показа. Позднее Кодекс экспонировался в Лос-Анджелесе, Лондоне, Флоренции, Париже, Эдинбурге, Стокгольме и Балтиморе.

Кодекс послужил важным инструментом для установления хронологии рукописей Леонардо и для изучения его стиля. Например, содержащееся в нем прекрасное описание цвета атмосферы (Хаммер 4А, правая сторона) является основополагающим для понимания того, как художник добивался уникального эффекта заднего плана в таких своих произведениях, как Монна Лиза. Словами Педретти в его введении к каталогу аукциона Кристи можно сказать: «С определенной уверенностью, можно прийти к выводу, что без Кодекса... не существовала бы и Монна Лиза».

Гений Леонардо да Винчи отразился не только в живописи, но и в механике, анатомии. Им были зарисованы различные боевые машины, строение человека.

Кодексы Леонардо да Винчи.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия). Фрагмент

ПОТОП. Около 1515. Этюд. Бумага, черный мел. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Апокалиптическая серия «Потоп» из 10-ти листов, созданная Леонардо во Франции, воспроизводит конец мира в буквальном смысле — изображенное приближается к абстракции. Он и раньше интересовался геологией и палеонтологией и, обнаруживая на возвышенностях Италии раковины и другие останки морских животных, размышлял о Ноевом потопе. Леонардо так учил молодых художников писать бурю: «Море, мутное и бурное, должно быть полно крутящейся пены между вздымающимися валами, и ветер должен поднимать на разимый им воздух более тонкую пену, как густой, обволакивающий туман». Но сейчас он задумывался о будущем: «Ах, какие ужасные раскаты будут слышны в потемневшем воздухе! О сколько будет воплей и сколько причитаний!»

Человек Витрувия

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ В ПРИМЕНЕНИИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ФИГУРЕ. Ок. 1500. Бумага, карандаш.

Изобретатель . Послание потомкам

Неудивительно, что флорентиец Леонардо оставил нам чертежи изобретенных им машин шелкопрядения и шелкокручения, обработки сукна, ведь Флоренция его времени была мировым центром шерстяной и шелковой промышленности. Но совершенно необыкновенны его открытия, которые были вновь изобретены и воплощены лишь в XX веке. «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать», — писал Леонардо о фантастическом способе связи, не оставив нам зарисовок аппаратов по этому поводу. Но может быть, в скором будущем нам и они не понадобятся? Или — уже понадобились? Автомобиль и танк, субмарина и батискаф… И бионика, наука, развившаяся в веке XX. Все это имеет основой открытия Леонардо или было предсказано его изобретениями. Футуристический дар Леонардо не имеет себе равных в истории человечества.

РИСУНКИ ВОЕННЫХ МАШИН. 1487-1490. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Сегодня любителям творчества Леонардо доставляет удовольствие «переводить» недоконченные наброски итальянца, в том числе и военных машин, в реальные, действующие аппараты, тем самым подтверждая его конструкторский гений. В 2004 году в разместившейся в одном из королевских дворцов под Лиссабоном экспозиции, посвященной военной технике древности, в ряду других механизмов-убийц, начиная с глубокой древности, была представлена и эта воссозданная модель Леонардо. Как неоднозначна и противоречива была душа этого человека, конструировавшего военные машины и одновременно записывающего: «И ты, человек, рассматривающий в этом моем труде удивительные произведения природы, если ты решишь, что разрушить мой труд — дело преступное, подумай, что гораздо более преступно отнять жизнь у другого человека».

НАБРОСКИ ПОПЛАВКА С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ ТРУБКАМИ ДЛЯ ВОДОЛАЗА. Между 1508 и 1518. «Кодекс Арундела». Британский музей, Лондон.

Кодекс Арундела является довольно пестрым собранием рукописей, однако это не разрозненные страницы и фрагменты, а 283 сшитых вместе листов различного формата. Основная тема этой рукописи — математика.

Из-за того, что «кодексы» Леонардо были малодоступны для изучения, в веках сохранялась его слава лишь как живописца. XX век, по существу, заново открыл миру Леонардо — ученого, механика и инженера.

Совершенно очевидно, что в этом последнем качестве его использовали все без исключения правители, на службе которых он находился. Будучи придворным художником, Леонардо, не только выступал как живописец и скульптор, но и посвящал себя военно-инженерным и архитектурным проектам. Его архитектурные эскизы и сегодня сохраняют свое значение как планы постройки идеального города.

МОРТИРА. Около 1485. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

В перечне своих умений, предложенном Лодовико Моро, Леонардо упоминает: «7. Также, если потребуется, я могу сделать бомбарды, мортиры и огнеметные приборы прекрасной и целесообразной формы, не похожие на обычные. 8. Где нельзя сделать бомбарды, я сконструирую катапульты, манганы, стрелометы и другие орудия удивительного действия и не похожие на обычные; вообще, в соответствии с каждым данным случаем могу сконструировать бесконечное множество разных приспособлений для нападения и защиты…»

ПАРАШЮТ. 1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Библиотека Амброзиана, Милан.

«Зонтик в 12 локтей» в конце 90-х годов XX века «реализован» по гениальным чертежам Леонардо да Винчи и даже опробован. Конструкторам пришлось добавить лишь противовес сверху, но, зная обычай Леонардо не до конца доводить свои зарисовки, чтобы ими не смогли воспользоваться посторонние, вполне допустимо, что он имел в виду при воплощении своего детища сделать и это необходимое дополнение.

Внимательное изучение рукописей Леонардо продемонстрировали весь диапазон областей, к которым он приложил свои знания и умения. В то время, когда войны и мятежи перемежались с карнавалами и пирами, не было ничего удивительного в том, что художнику и ученому поручалось оформление празднеств. Но Леонардо выделялся и среди своих собратьев-декораторов, а его «кунстштюки» сохранялись в памяти поколений как легенды. Так, например, Вазари свидетельствует, что для встречи в Милане Франциска I в 1515 году «попросили Леонардо сделать какую-нибудь диковинную вещь, он сделал льва, который мог пройти несколько шагов, а затем у него разверзалась грудь и оказывался весь он полон лилий».

ПРОЕКТ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА «ГЕЛИКОПТЕР». 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

До изобретения первых вертолетов в 1910-х годах с тех пор прошло 420 лет. Пожалуй, пока это единственный технический проект Леонардо, который не был осуществлен и опробован нашими пытливыми современниками. Но большинство нынешних ученых признают его приоритет в изобретении геликоптера и первого варианта пропеллера.

ПОВОРОТНЫЙ ПОДЪЕМНЫЙ КРАН. 1478-1480. Рисунок. Бумага, перо, чернила. «Атлантический кодекс». Библиотека Амброзиана, Милан.

«Механика есть рай математических наук — посредством ее достигают математического плода», — писал Леонардо. Квадратура круга, механизмы для дренажа земель, устройства плотин, различные механизмы (начиная от строительных и кончая отчитывающими часы), «очки для наблюдения большой Луны» — в решении этих и многих других научно-технических проблем Леонардо — и скрупулезный теоретик, и успешный практик.

ПРОЕКТ «ПТИЦЕЛЕТА» И РИСУНОК ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯ В ЛЕЖАЧЕМ ПОЛОЖЕНИИ. 1487-1490. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Дельтапланерист, уже в наше время паривший над Италией, был горд своей миссией. Не меньше гордились и конструкторы, соорудившие его аппарат по уточненным леонардовским чертежам (надо было добавить лишь «хвост»). «Большая птица начнет первый полет со спины исполинского Лебедя, наполняя изумлением Вселенную, а молвой — все писания. То будет вечная слава гнезду, где она родилась». Пророчество Леонардо, грезившего о полетах, сбылось.

ВНЕШНИЙ ВИД И ПЛАН ЦЕРКВИ В ВИДЕ РОТОНДЫ. 1487-1490. Рисунок. Манускрипт «В». Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

В Милане Леонардо стал другом самого яркого зодчего Возрождения Донато Браманте. Браманте, достраивая церковь Санта-Мария делле Грацие, синтезировал ломбардские традиции с античной ордерной архитектурой. В Риме сложился его стиль, ставший основой всего европейского классицизма в архитектуре. Начало ему положил Тем-пьето, выстроенный Браманте в 1502 году во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монто-рио. Круглый в плане Темпьето смотрится, как воплощение этого эскиза Леонардо.

Анатом и биолог.

Анатомические занятия Леонардо начались еще под руководством Верроккьо. Однако в дальнейшем продолжая их со всем пылом анатома-профессионала, он вряд ли ориентировался лишь на потребности живописи. Художник и мыслитель, для которого самым важным была не внешность предмета, а его устройство как принцип жизни, не мог не сделать анатомию одним из своих главных пристрастий. Он пользовался в своих изысканиях консультациями лучших анатомов Европы, дружил с Маркантонио делла Торе, философом и естествоиспытателем, автором трудов по анатомии человека. Именно анатомии Леонардо посвятил, по его собственным словам, 120 книг.

Можно себе представить количество «трудодней», предшествовавших их написанию. Добавим, что сегодняшнему читателю, следует знать: в отсутствие надлежащего инструментария тонкие операции при препарировании трупов совершались Леонардо собственными ногтями.

МЫШЦЫ ШЕИ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

Леонардо предполагал создать универсальный анатомический атлас, начиная с зачатия человека и до естественного умирания его организма. В другом варианте текста говорится о необходимости продемонстрировать сначала идеального человека, затем стариком с уменьшенной мышечной массой, и отдельно — с таблицами, показывающими различные отделы тела «вплоть до костей». Впрочем, были и другие варианты окончательной анатомической антологии.

СЕРДЦЕ И ЛЕГКОЕ. Около 1513. Рисунок. Бумага, перо, чернила. Королевская библиотека, Виндзор (Англия).

По всей вероятности, упомянутые Леонардо анатомические «книги» могли быть посвящены каждая результатам исследования отдельного органа. Описанные современниками рукописи Леонардо по анатомии отличались от дошедших до нас виндзорских манускриптов. Приблизительно в 1513 году Леонардо начинает подробно изучать сердце и кровеносную систему человека, возвращаясь к тем опытам, которые он проводил ранее на животных (в основном на быках). Этот рисунок, изображающий сердце и кровеносные сосуды, был создан под влиянием подтвержденных в настоящее время теорий, разработанных в классических трудах римского врача Галена.

Окончание описания жизни и трудов Леонардо да Винчи в следующей статье…

  • Можно

Кодекс Хаммера, более известный как Лестерский кодекс, стал рекордсменом Книги рекордов Гиннеса в категории самые дорогие книги в мире после того, как был куплен в 1994-м году Биллом Гейтсом за 30,8 миллионов долларов. Эта книга является сборником сочинений и рисунков Леонардо да Винчи, которые были созданы им в Милане в период с 1504-го до 1508-го года.

«Лестерским» кодекс был назван в честь графа Лестера, купившего манускрипт в 1717 году. В 1980 году тетрадь у наследников Лестера выкупил друг Советов Арманд Хаммер, в честь которого он в течение короткого периода назывался «Кодексом Хаммера» (Codex Hammer). После его смерти в 1994 году кодекс был выставлен на торги, в ходе которых был приобретен основателем Microsoft Билом Гейтсом за $30,8 млн. По его инициативе «Лестерский кодекс» выставляется в различных музеях мира, с 2003 года он демонстрируется в Музее Искусств Сиэтла.

Лестерский кодекс является самым известным манускриптом Леонардо да Винчи, а всего гениальным художником, инженером, изобретателем и мыслителем их было создано около 30. Содержание книги представляет собой заметки, наброски и зарисовки научных поисков. Заметки Леонардо написаны его собственным «зеркальным» шрифтом - прочитать их можно только при помощи зеркала. Кодекс написан на 18-ти листах бумаги, которые в сложенном пополам виде представляют собой документ на 72 страницах.

Кроме этого, иллюстрациями к Кодексу стали рисунки да Винчи, в которых ярко проявляется неразрывная связь между наукой, искусством и творчеством в применении к научному процессу. Кодекс состоит из случайных записей, в которых Леонардо излагает суть своих размышлений и наблюдений. Тематика записей разнообразная – астрономия, свойства воздуха, горных пород, воды и многое другое. Леонардо уже в 16 веке пытается понять, почему на горах можно найти окаменелости, а теория тектонических плит, объясняющая это явление, появилась только через несколько столетий.

На основе своих наблюдений Леонардо порекомендовал, что нужно учитывать в процессе строительства мостов и каким образом можно справиться с эрозией грунта. Значительная часть книги посвящена изучению Луны. Ее свечение в той части полумесяца, которая остается темной, итальянец объяснил отраженным от поверхности Земли светом, и только через сотню лет немец Иоганн Кеплер доказал существование планетарного блеска. Также Леонардо высказал еще несколько смелых гипотез, которые в дальнейшем были подтверждены и другими учеными.

В этой статье мы выложили подлинные страницы Лестерского кодекса, которые можно найти в свободном доступе на сайте hammercodex.com. Для того, чтобы ознакомится со всей книгой, нужно оформить подписку стоимостью 10 долларов.