Гетерогенная теория левшей. Теории и гипотезы происхождения леворукости

Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвящен­ных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения ка­кой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположе­ния и доказанные многолетними исследованиями.

По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к левору­кости.

Естественно, что в теориях происхождения леворукос­ти за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.

Многие гипотезы прошлого века объясняют преиму­щественное владение правой рукой, а леворукость рас­сматривают как исключение.

Согласно одной из таких гипотез, праворукость объяс­няется асимметричным расположением внутренних орга­нов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необ­ходимый упор на левую ногу делает более свободной пра­вую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения - точными.


Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений до­лжен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наив­ности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечерки­вать возможность влияния различных факторов внеш­ней среды на формирова­ние леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возник­новения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как ка­леки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конеч­ности, мы разрушаем скверной привычкой».

Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти тео­рия щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой пере­дается из поколения в поколение.


Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали - про­центное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологиче­ских причин, становятся левшами. Наиболее частыми при­чинами такой леворукости (иногда называемой вынужден­ной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Пред­ставьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движе­ний руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой - попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособ­на, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспо­койства, но совсем нередко бывает несколько травм под­ряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужден­ные левши среди детей с последствиями ДЦП. Наруше­ния нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.

Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденно­го левшества. Дело в том, что деятельность ребенка фор­мируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучи­вание и многие левши в окружении правшей тоже начи­нают более активно действовать правой рукой.


Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде

У него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное - в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме­
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо­
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель­
ных навыков.

Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связа­на с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).

Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформи­ровать определенный вариант предпочтения руки (пра­вой или левой), то нужно тренировать обе руки равно­мерно. Стремление натренировать обе руки - голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недо­стижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста веду­щая рука - правая, он и работает правой рукой, а левша

Левой именно потому, что у правши и левши свой спе­
цифический характер функционирования мозга.

За социальной теорией возникновения левшества тя­нется длинный шлейф проблем, связанных с переучива­нием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.

В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-


рушениями речевого развития. Это дало основание пред­положить, что возможен патологический генез или пато­логическое происхождение леворукости.

В настоящее время есть достаточное количество фак­тов, подтверждающих возможность патологического про­исхождения леворукости. Причем есть сторонники край­них взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в се­мье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объ­ясняется родовой травмой. Действительно, исследова­ния, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует гене­тически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в раз­ных поколениях.

Вероятность появления леворукого ребенка увеличи­вает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обыч­но определяют наличием не менее чем двух неблагопри­ятных факторов, среди которых низкая масса тела ново­рожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфик­сия новорожденного и ряд других.

Но сторонников таких крайних взглядов немного, боль­шая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно по­нимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, воз­можно, как единую причину возникновения и леворуко­сти, и нарушений в развитии ребенка патологические фак­торы, связанные с течением беременности и родов.


Обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти циф­ры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% - если один из родителей левша, и 6,3% - если в семье не было леворукого.

Однако подтверждение возможности влияния генети­ческих факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возмож­ность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практи­ческими, и чем выше совпадение, тем больше вероят­ность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.

Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой - контроль моторных функций.

В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответст­вии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии - так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых цен­тров и в левом (таких большинство) и в правом полуша­рии, что также подтверждается конкретными результата­ми. Известно, что каждое полушарие управляет конеч­ностями противоположной стороны тела: левое - правой; стороной, правое - левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I


полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полуша­рием, однако электрофизиологические данные послед­них лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.

Левополушарная доминантность по руке и по речи рас­сматривается многими авторами как непременное усло­вие эффективной деятельности, а все несовпадения объ­ясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет еди­нодушия. Было высказано предположение о том, что функ­ция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимо­сти от моторной латерализации. Дальнейшие исследова­ния латерализации речевых и моторных функций, в опре­деленной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования раз­личных вариантов.

Еще одна генетическая модель американских исследо­вателей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказатель­ство того, что в происхождении леворукости имеют зна­чение факторы дородового развития, в том числе и эн­докринный статус матери и ребенка, определяющий раз­витие правого и левого полушарий мозга в период внут­риутробного развития.

Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», пред­ложена английской ученой М. Аннет, согласно этой мо­дели фактор «правого сдвига» определяет вероятность до­минирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-


Щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариан­тный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.

В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.

Существуют варианты теорий, рассматривающих ком­плексное сочетание патологических и генетических фак­торов, лежащих в основе проявления факторов латераль­ного предпочтения.

Учитывая все эти факты, по-видимому, более коррект­ным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обус­ловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочте­ния руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.

Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в зна­чительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. При­чем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.

Итак, мы пока не знаем, почему у большинства людей I на земле более ловкой, сильной и точной оказывается] правая рука и почему только часть - их зеркальное отра- j жение.


Мы не знаем и почему число левшей не уменьшается и не увеличивается, какие факторы определили столь вы­сокую стабильность соотношения левшей и правшей вне зависимости от пространства и времени, а значит мы еще далеки от разгадки тайны происхождения леворукости.

Происхождение леворукости традиционно связывается с действи-

ем трех групп факторов: средовых (в том числе культурных), генети-

ческих и патологических. В соответствии с первыми условия среды,

общественные традиции и система воспитания задают преимуществен-

ный выбор ведущей руки. До недавних пор считалось, что леворукие

составляют в среднем 5% населения. Однако в разных регионах на-

блюдаются определенные различия в частоте леворукости.

По некоторым данным, частота встречаемости «латерального фенотипа»,

оцениваемого по характеру сенсомоторных асимметрий и межполушарных

различий ЭЭГ, обнаруживает связь с особенностями экологических условий.

Так, среди коренного населения северо-востока России (эскимосы, чукчи, ко-

ряки и др.) значительно чаще встречается «правополушарный фенотип», для

которого характерно преобладание правополушарных функций во взаимо-

действии полушарий . Предполагается, что увеличение доли левшей и

амбидекстров в северных популяциях свидетельствует об их более оптималь-

ной адаптированности к жизни в тех условиях. Возможно, большая доля ле-

воруких среди этих групп населения отчасти обусловлена тем обстоятель-

ством, что давление культурных традиций, направленное на преимуществен-

ное использование правой руки, в указанном регионе всегда было слабее,

чем в средней полосе России. Высказывается также точка зрения, что «пра-

вополушарный фенотип» вообще более характерен для популяций, близких

природе и менее приобщенных к научно-техническому прогрессу ,

Среди школьников Китая и Таиланда только 3,5 и 0,7% соответ-

ственно используют для письма левую руку . В то же время 6,5%

детей выходцев из восточных стран, обучающихся в школах США

(где давление в сторону использования правой руки ослаблено), пред-

почитают левую руку . Среди японских школьников 7,2% не яв-

ляются праворукими, а если учесть и переученных, то эта цифра уве-

личивается до 11% . До недавних пор во многих странах существо-

вала практика переучивания леворуких детей. По мере ослабления

давления со стороны среды число пишущих левой рукой заметно уве-

личивается, вплоть до 10-12% .

Существенная роль средового опыта в определении рукости, каза-

лось, подтверждается тем фактом, что у младенцев ведущая рука не

обнаруживается. Однако известно, что относительно позднее проявле-

ние признака не означает его средовую обусловленность. При изучении

рукости приемных детей, усыновленных в младенчестве, было также

показано, что приемные родители (в отличие от биологических) ока-

зывают мало влияния на установление ведущей руки у детей .

Одним из подходов к решению этой проблемы является разработ-

ка конкретных генетических моделей, объясняющих возможность пе-

редачи рукости от поколения к поколению. Экспериментальные дан-

ные для построения генетических моделей получают в основном в

семейных исследованиях рукости, в том числе при изучении прием-

ных детей, а также в близнецовых исследованиях.

Первые семейные исследования рукости дали основания предполо-

жить, что сегрегация по этому признаку происходит по закону Менделя.

В результате была предложена простая генетическая модель, в соответ-

ствии с которой предполагалось, что рукость определяется действием

одного гена, имеющего две различные формы (два аллеля): один аллель

R - доминантный, кодирует праворукость, второй l - рецессивный,

кодирует леворукость. Ребенок, унаследовавший аллели R от обоих ро-

дителей, будет праворуким, равно как и ребенок с генотипом Rl (R- от

одного из родителей, l - от другого). Леворукими будут дети с геноти-

пом ll , которые унаследовали аллель l от обоих родителей.

Эта модель, однако, не может объяснить тот факт, что, по раз-

ным данным, от 45 до 54% детей двух леворуких родителей являются

праворукими. Модель предсказывает, что все дети таких родителей

должны быть леворукими, поскольку единственный аллель, который

леворукие родители могут передать своим детям, это аллель l . Пред-

принимались попытки усовершенствовать данную модель введением

понятия пенетрантности, В частности, предлагалось считать, что ма-

нифестация рецессивного гена зависит от случайных факторов, а воз-

можно, и от действия других генов.

Более сложная модель была предложена Дж. Леви и Т. Нагилаки

Они предположили, что рукость является функцией двух генов.

Один ген с двумя аллелями определяет полушарие, которое будет

контролировать речь и ведущую руку. Аллель L определяет локализа-

цию центров речи в левом полушарии и является доминантным, а

аллель l - локализацию центров речи в правом полушарии и является

рецессивным. Второй ген определяет то, какой рукой будет управлять

речевое полушарие - на своей стороне (ипсилатеральной) или про-

тивоположной (контрлатеральной). Контрлатеральный контроль ко-

дируется доминантным аллелем С, а ипсилатеральный - рецессив-

ным аллелем с. Индивид с генотипом LlCC, например, будет правшой

с центром речи в левом полушарии. У индивида с генотипом Llcc

центры речи также будут расположены в левом полушарии, но он

будет левшой. Эта модель предполагает, что рукость конкретного че-

ловека связана с характером его межполушарной асимметрии и ти-

пом двигательного контроля. Ключевым допущением данной модели

было предположение, что позиция руки при письме (прямая или вы-

вернутая/инвертированная) может служить фенотипическим прояв-

лением специфического генотипа. Индивиды, использующие инвер-

тированное положение руки при письме, с точки зрения авторов, не

имеют перекреста пирамидного тракта, т.е. для них характерен ипси-

латеральный тип организации моторного контроля. Напротив, инди-

виды с обычной (прямой) позицией руки при письме в строении

пирамидного тракта имеют перекрест, который приводит к ипсилате-

ральному контролю.

В последние годы модель Дж. Леви и Т. Нагилаки неоднократно

подвергалась критике. Было показано, что она вступает в противоре-

чие с некоторыми фактами. Например, клинические данные, полу-

ченные у 131 пациента, не дают основания считать, что существует

связь между положением руки при письме и локализацией центра речи,

определяемой по пробе Вада. Известно также, что многие левши мо-

гут использовать для письма как прямую, так и инвертированную

позицию руки. Кроме того, модель не получила должного статисти-

ческого подтверждения в семейных исследованиях .

Для точного установления специализации полушарий по отношению к

речи используют метод Вада - избирательный «наркоз полушарий». В одну

из сонных артерий на шее (слева или справа) вводят раствор снотворного

(амитал-натрий). Каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полу-

шарие, поэтому с током крови снотворное попадает в соответствующее по-

лушарие и оказывает на него свое действие. Наибольшие изменения в рече-

вой активности наблюдаются тогда, когда под воздействием оказывается по-

лушарие, в котором локализован центр речи.

Помимо этого были предложены и другие модели наследуемости

леворукости (табл. 16.1).

Известный английский психолог М. Аннет на протяже-

нии двадцати лет разрабатывает оригинальную генетическую модель

латерализации, коренным образом отличающуюся от модели Леви и

Нагилаки. Она высказала гипотезу о том, что большинство людей имеют

ген, который называется фактором «правостороннего сдвига» (rs+).

Если человек имеет этот ген, то он предрасположен стать правшой с

левополушарной локализацией центров речи. При его отсутствии и

наличии пары его рецессивных аллелей (rs- ) человек может стать как

правшой, так и левшой в зависимости от обстоятельств (например,

от условий внутриутробного развития).

В соответствии с гипотезой М. Аннет, в человеческой популяции

существует сбалансированный полиморфизм, связанный с распрос-

транением доминантного гена «правостороннего сдвига» и его рецес-

сивного аллеля. Более того, с ее точки зрения, влияние этих генов

распространяется не только на рукость (правшество или левшество),

но и на церебральное доминирование, т.е. общее доминирование того

или иного полушария головного мозга. Она считает, что выбор пред-

почитаемой руки является лишь одним из результатов церебральной

латерализации, а поскольку невозможно оценить степень латерали-

зации непосредственно, то наиболее простым оказывается использо-

вание косвенных способов, среди которых ведущее место занимает

оценка рукости.

М. Аннет разработала своеобразный тест, позволяющий оценить

степень использования руки, - тест перекладывания колышек. В этом

тесте испытуемый должен перекладывать колышки из одной ячейки в

другую, причем ячейки расположены на двух параллельных панелях,

Поскольку он выполняет это задание на время и поочередно левой и

правой рукой, постольку, сравнивая результаты, можно оценить раз-

личия в эффективности действия одной и другой рукой. Таким обра-

зом, показателем мануальной асимметрии здесь служит время выпол-

нения теста: доминирующая рука работает быстрее. Используя глав-

ным образом этот тест, она провела многочисленные исследования

мануальной асимметрии у детей и подростков с нарушениями рече-

вого развития (в частности, с дизлексией) и у здоровых в связи с

успешностью выполнения разных тестов на умственное развитие. Эти

исследования позволили М. Аннет сделать некоторые весьма суще-

ственные дополнения к ее теории.

Таблица 16.1

Модели наследуемости леворукости (по данным разных авторов)

Тип модели

Основные

Варианты

публикации

фенотипов

генетическая

аллель R - правору-

праворукие (гено-

однолокусная кость

типы RR, Rl)

(диаллель-

аллель l - леворукость леворукие (гено-

ная) R и l

тип ll)

генетическая

аллель L - центр речи восемь феноти-

Т. Нагилаки двулокусная

в левом полушарии

пов, различаю-

четырехал-

аллель l - в правом

щихся по локали-

Т. Nagylaki) лельная

аллель С - контрлате- зации центра

ральный контроль ру-

речи, ведущей

руке и позиции

аллель с - ипсилате-

генетическая

аллель rs+ - сдвиг ла- при rs+ rs+ (гено-

однолокусная терализации вправо

типах: rs+ rs-)

диаллельная

аллель rs- - ситуатив- праворукие инди-

rs+ и rs-

ная детерминация ру-

кости под влиянием

при генотипе

эпигенетических фак-

rs-rs- как право-

рукие, так и лево-

рукие (пропорции

могут варьировать)

И. Макманус генетическая

аллель D - правору-

(I. McManus) однолокусная кость

диаллельная

аллель С - ситуативное 50% СС

D и С

определение рукости

индивиды с веду-

под влиянием эпигене- щей правой рукой

тических факторов

аллель D не доминан-

тен по отношению к

К. Леланд и генотип-

генетическая передача рукость индивида

др. (К. Laland культурная

происходит по модели определяется:

И. Макмануса

1) его генотипом;

культурные влияния

2) фенотипом ру-

смещают генетическую кости его родите-

диспозицию в том или лей

ином направлении

Предполагается, что ген правого сдвига приводит к развитию асиммет-

рии, тормозя в раннем онтогенезе развитие, во-первых, височной области

(planum temporale) в правом полушарии, во-вторых, левой заднетеменной об-

ласти коры в левом полушарии. Благодаря этому левая височная область

получает возможность преимущественного участия в процессах фонологи-

ческой обработки, а правая заднетеменная - в процессах зрительно-про-

странственного анализа.

В соответствии с такими представлениями гомо- и гетерозиготные

состояния гена правого сдвига могут привести к существенным изме-

нениям в особенностях функционирования каждого полушария, при-

чем наибольшими преимуществами в когнитивной сфере будут обла-

дать гетерозиготы по этому гену (табл. 16.2). Гомозиготы по доминант-

ному гену (rs+) будут испытывать особенно сильный эффект сдвига,

Жизнь у левшей всего мира нелегкая. Практически на протяжении всей истории человечества из-за многочисленных предрассудков, которые существовали в отношении левшей, этих людей воспринимали не так, как остальных – их считали то нечистыми, то колдунами. В средние века, если человек писал левой рукой, то это означало, что его наверняка обвинят в одержимости дьяволом, да и вообще сам дьявол в те времена считался левшой.

С тех пор мир изменился, в том числе изменилось и наше отношение к левшам, хотя по-прежнему склонность пользоваться в повседневной жизни левой рукой, несомненно, ассоциируется с чем-то отрицательным. Письменные столы, парты и блокноты на спирали устроены так, что у левшей постоянно возникают проблемы, эти люди почти лишены возможности пользоваться ножницами. И, как показали исследования, не исключено, что и продолжительность жизни у левшей меньше, чем у праворуких.

Человеческие предрассудки в отношении левшей выглядят тем более несправедливыми, что те такими рождаются. Кстати, ученые уже давно высказывают предположения о том, что у людей леворукость определяется одним-единственным геном. К сожалению, они пока не могут точно сказать, где этот ген находится.

Теперь же в статье, опубликованной на этой неделе в журнале по вопросам генетики PLOS Genetics, группа ученых описывает систему генов, которые связаны с тем, какая рука человека будет доминировать. Более того, авторы статьи связывают такое доминирование с развитием асимметрии туловища и головного мозга.

В своих более ранних исследованиях ученые заметили, что у пациентов, страдающих дислексией, то есть неспособностью к чтению, доминирующая рука зависит от гена PCSK6. Поскольку каждый ген имеет две разновидности, называемые аллелями, то и возможностей для мутации у каждого гена тоже две. Ученые обнаружили, что неспособные к чтению пациенты с более выраженной изменчивостью гена PCSK6, то есть, при которой произошла мутация одной или обеих аллелей, чаще всего бывают праворукими.

Это вызвало особый интерес ученых, поскольку им было известно, что PCSK6 является именно тем геном, который напрямую связан с развитием лево-правой асимметрии человеческого тела. Но ученые не совсем понимали, почему это проявляется только у пациентов с дислексией, поскольку дислексия и то, какая рука является доминирующей, между собой не связаны. Следовательно, ученым пришлось расширить область исследования и включить в эксперимент более 2,6 тысячи человек, не страдающих дислексией.

Как показало исследование, доминирующая рука у основной массы людей определяется не только с помощью гена PCSK6. Существенное влияние на выбор преобладающей руки оказывают и другие гены, отвечающие за развитие право-левой асимметрии человеческого тела. Точно так же, как и в случае с геном PCSK6, влияние этих генов на выбор доминирующей руки зависит от количества мутаций, произошедших в аллелях. Каждый ген способен мутировать, и по предположению ученых, чем больше мутаций произошло у человека в одном направлении (в сторону леворукости или праворукости), тем больше вероятности того, что соответствующая рука и будет у него доминировать.

Эта гипотеза позволяет дать вполне логичный ответ на главный вопрос: если доминирование одной из рук определяется генами и если доминантным признаком, то есть основной чертой человека, является праворукость, почему же тогда леворукость не исчезла из нашей генетической копилки? В действительности же, как предполагают ученые, преобладание одной из рук является не просто «доминантным» или «рецессивным», а более тонким, своего рода неуловимым признаком, поэтому здесь важную роль может играть вся совокупность генов.

И, что самое удивительное, все эти гены связаны с развитием право-левой асимметрии человеческого тела и головного мозга, что является веским доказательством того, что физическая симметрия и доминирование одной из рук связаны между собой. Разрушение одного из этих генов может привести к серьезному нарушению физической симметрии, как, например, situs inversus – транспозиция внутренних органов. Это редкое врожденное состояние, при котором основные внутренние органы имеют зеркальное расположение по сравнению с их нормальным положением (например, сердце находится справа). У лабораторных мышей в результате разрушения гена PCSK6 произошло серьезное нарушение расположения внутренних органов.

И если физическая асимметрия связана с доминированием одной из рук, то у людей, родившихся с транспозицией внутренних органов, по сравнению с основной массой людей должно чаще наблюдаться и доминирование одной из рук. Однако по результатам исследований, такого не происходит – люди, у которых имеется situs inversus, также зеркально противоположно отличаются от большинства людей и по доминированию рук. В связи с этим ученые теоретически допускают, что, хотя эти гены, несомненно, влияют на доминирование одной из рук, в организме человека все-таки, вероятно, существуют и другие механизмы, которые при наличии серьезных нарушений физической симметрии компенсируют праворукость или леворукость.

У других животных, например, у белых медведей или шимпанзе, так же доминирует одна из лап или рук. Шимпанзе при использовании орудий или во время еды предпочитают пользоваться какой-то одной рукой, при этом среди всей популяции количество праворуких и леворуких животных примерно одинаковое. Люди – это единственный вид, у которого разделение на правшей и левшей выраженно наиболее четко – среди всего населения планеты их, соответственно, 90% и 10%.

Одна из преобладающих гипотез, которая объясняет такое разделение, связана с еще одной особенностью человека – способностью говорить. Речевые способности распределены между обоими полушариями головного мозга, кстати, так же, как и доминирование рук, поэтому существуют предположения о том, что доминирование руки, как способность говорить, разделены на своеобразные блоки и распределены по разным полушариям. В большинстве случаев те участки головного мозга, которые управляют речью, находятся в левом полушарии, и такие люди, как правило, являются правшами. А у тех немногих людей, за речевые способности которых отвечают участки мозга в правом полушарии, как правило, доминирует левая рука.

Однако Уильям Брэндлер (William Brandler), докторант из Оксфордского университета и ведущий автор статьи, не уверен, что эта теория достаточно обоснована, поскольку пока нет научных доказательств взаимосвязи между речевыми способностями и доминированием какой-либо руки. Брэндлера гораздо больше интересует то, каким образом премутации и комбинации генетических мутаций привели к тому, что люди в основной своей массе рождаются правшами.

«После того, как мы поймем генетическую составляющую доминирования одной из рук, мы сможем понять эволюционные корни такого доминирования, – считает он. – И когда мы до конца разберемся, какие гены были при этом задействованы, мы, возможно, сумеем понять, как и почему люди рождаются левшами или правшами».

А еще ученый убежден, что даже при том, что на доминирование одной из рук оказывали влияние в том числе и условия жизни (например, вечная неприязнь двух третей населения планеты по отношению к левшам), все-таки главная причина, по которой люди предпочитают пользоваться той или другой рукой, имеет генетическую основу.

«Люди считают, что все дело в окружении, но надо еще задуматься и о том, почему изначально люди рождались правшами, почему такая тенденция преобладает, и почему она отмечается на протяжении всей истории и повсеместно? Почему нет таких сообществ людей, в которых все рождаются левшами? – рассуждает Брэндлер. – То, какая рука является доминирующей, во многом определяется генами, сотней различных вариантов мутаций, и каждая из этих мутаций может направить вас в ту или другую сторону, и именно от вида мутации зависит, какая рука будет преобладать, а еще от вашего окружения, от тех многих факторов, которые оказывают на вас влияние».

Но до тех пор, пока не будет обследовано большое число людей – по мнению Брэндлера, сотни тысяч человек, – невозможно будет составить полную генетическую карту, объясняющую, какие гены управляют доминированием одной из рук, и понять, почему количество левшей и правшей так отличается.

«Для того, чтобы сделать это, потребуется какое-то время, но когда-нибудь это произойдет, – считает Брэндлер. – В генетике произошел серьезный переворот, так что через несколько лет мы по-настоящему сможем разобраться в генетических основах всех этих сложных особенностей человека».

В XX веке существовало множество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинах происхождения леворукости делятся на три группы:

а) генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами.

б) социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок.

в) патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития.

Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый при этом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными.

Еще популярнее была так называемая теория "щита и меча". Во время сражений, воины закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивной рукой, а оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видах деятельности.

Существует и такая версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число правшей и левшей в каменном веке было равным.

Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой "вынужденной" леворукости являются травмы правой руки, перенесенные в раннем детстве

Любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика, наука, изучающая характер кожного покрова рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга. Важным качеством кожных узоров является то, что возникнув еще во время внутриутробного развития они не меняются в течении всей жизни.

Следовательно, благодаря им можно оценить исходную базу для формирования того или иного типа ассиметрии. У правшей более сложные узоры располагаются на правой руке, а у левшей - на левой (особенно это заметно на указательном пальце). Из этого ученые делают вывод, что леворукость предопределена генетически, и поэтому переучивать левшей дело не только бесполезное, но и вредное .

В литературе очень часто обсуждаются данные о различных числах леворуких, родившихся в разные времена года, в разные десятилетия. По А.П. Чуприкову, леворукие наиболее часто рождаются в осенне-зимние месяцы. Реже весной.

Специально проведенные массовые обследования населения показали, что распространенность леворуких среди населения колеблется от 2 до 8%. Их больше среди мужчин. Сенсационные данные английских ученых, говорят о том, что левшей больше среди людей гомосексуальной ориентацией и транссексуалов. Среди различных национальных групп они распределены неравномерно .

Согласно одному из взглядов в первобытном обществе, леворуких в первобытном обществе было больше, чем в последующих периодах. В соответствии с другим взглядом, число левшей все же неуклонно увеличивается.

Наиболее активный рост числа леворуких наблюдался с 1900 по 1960 годы. Брекенбридж предполагает две причины этого роста. Первая - это улучшение акушерской помощи и связанное с этим уменьшение летальности младенцев, рождающихся с патологией мозга, сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая - снижение «культурного давления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет понимание того, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конституции человека, поэтому неуместно требовать лечить или переучивать леворуких. Следует обратить внимание и на то, что пока отсутствует описание степеней выраженности леворукости.

Сейчас многие современные родители уже практически не пытаются переучивать своих леворуких детей, но все же встречаются и такие родители и педагоги, которые стремятся заставить детей писать правой рукой. Можно предположить, они опираются на предрассудки досоветского времени. Следует признать, что и в прежние времена жизнь леворуких не была комфортнее. Еще средневековые богословы объявили левшой сатану, поэтому людей с не той хваткой подозревали в связи с ним и вполне могли отправить на костер.

Во многих странах мира само понятие «левый» синоним чего-то негативного, лживого, неловкого.

С.Спрингер и Г. Дейч приводят в качестве примера перевод понятия левый со многих европейских языков: французское слово gauche обозначает кроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрера леворукий переводится так же, как и неумелый .

В одной из советстких газет было опубликовано такое сообщение: «Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой, вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной из народностей Нигерии. Во многих районах, где живут эти народности, левую руку называют негодной, а левшей вообще считают ненормальными людьми».

Этот пример показывает, что подобное отношение к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и по сей день. Но в то же время в русской литературе есть пример экстраумелости левши, это произведение Лескова «Левша». Хотя, стоит сказать о том, что данный персонаж стопроцентный леворукий, но стопроцентный ли он левша, остается загадкой.

Еще в 50-х годах прошлого столетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развития головного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правым полушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность (распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое - за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическое мышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным). Считалось, что оно "управляет" правой рукой и ногой, а правое - левой рукой и ногой.

Из этого следовал вывод, что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей - правое. Но за последние десятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляции движений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.

Ученые опять оказались в начале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором в деятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки. По-видимому, все открытия впереди.

Современные ученые утверждают, что каждый человек в той или иной мере переживает борьбу двух тенденций, это борьба между правым и левым полушарием мозга за лидерство, но у левшей ее исход предрешен генетически

Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.