Городская реформа Александра II. Реформы Александра II По городской реформе 1870 г городами управляли

Городская реформа (реформа городского самоуправления) 1870 года - одна из реформимператора Александра II , имевшая собой цель дать населению городов право ведать своё городское хозяйство. Подготовка реформы началась еще в1862 году , но царь выпустил «Городовое положение 16 июня 1870» только спустя 8 лет.

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено вГосударственный совет , где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

Положения реформы Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, при чём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение - число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

    «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»

    Сбор нужных сведений для думы

    Составление городских смет

    Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы - бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания.

Требования к избирателю были следующими:

    Он должен был быть Российским подданным

    Быть старше 25 лет

    Владение имуществом, с которого уплачиваются налоги, или владение промышленным предприятием

    Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием.

По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй - также уплачивающие треть, а к третьей - все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой.

Городской глава избирался губернатором (в крупных городах - министром внутренних дел) из числа гласных.

История реформы

В 1862 году началась работа по подготовке реформы. Были созданы в губернских и уездных городах 509 комиссий, предназначенных для выработки предложений. Но предложенное многими нововведение о выдаче избирательных прав всем сословиям не устраивало правительство, во многом это тормозило реформу.

На основании сводки выработанных комиссиями материалов министерством внутренних дел под руководством Петра Александровича Валуева было составлено «Городовое положение» в 1864 году. Положение было направлено в Государственный совет , где пролежало еще два года. Когда уже не было иного выбора, Александру II пришлось принять принцип «всесословности», и 16 июня 1870 года изменённый закон был принят. Он стал началом второй реформы местного самоуправления.

Положения реформы

Городское общественное управление

Статьёй 2 «Городового положения» вводились городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Статья 15 провозглашала, что под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа.

Основной функцией избирательного собрания являлось избрание гласных в городскую думу раз в 4 года.

Дума избиралась на 4 года, причём по статье 35 её членом мог стать каждый, кто имеет избирательные права, исключение - число нехристиан не должно было превышать 1/3 общего числа гласных. Возглавлял думу городской глава (он не мог быть евреем).

Основными функциями думы являлись «назначение выборных должностных лиц и дела общественного устройства», «назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определение размера оного», «установление, увеличение и уменьшение городских сборов и налогов» и прочие. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Заседания думы могли быть назначены «по усмотрению городского головы», по требованию губернатора или по желанию не менее одной пятой числа гласных.

Городская управа выбиралась городской думой на 4 года, её функциями были:

  • «Непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления»
  • Сбор нужных сведений для думы
  • Составление городских смет
  • Взимание и расход городских сборов, отчёт перед думой о своей деятельности

Выборы в думу

В 509 городах России были введены думы - бессословные органы городского самоуправления. Они избирались раз в 4 года горожанами-плательщиками налогов, имевшими определённый имущественный ценз. По размеру уплачиваемого налога избиратели делились на три избирательных собрания. Требования к избирателю были следующими:

  • Он должен был быть Российским подданным
  • Быть старше 25 лет
  • Владение имуществом
  • Отсутствие недоимок по сбору налогов

Избиратель не должен быть судим, снят с должности или находиться под следствием. По статье 24 «Городового положения» составлялся список избирателей, отсортированный по уплачиваемым за год налогам. К первой избирательной группе (собранию, разряду) относились уплачивавшие одну треть общего сбора налогов, ко второй - также уплачивающие треть, а к третьей - все остальные избиратели. Составленный список по разрядам отправлялся на утверждение городской думой. Городской глава избирался губернатором (в крупных городах - министром внутренних дел) из числа гласных.

Итоги реформы

Реформа 1870 года послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, она закрепила систему органов городского общественного управления. Одним из результатов реформ Александра II являлось приобщение общества к гражданской жизни. Была положена основа для новой русской политической культуры.

Но после реформы городского самоуправления у провинциальных городов возникла новая проблема - по закону часть доходов направлялась на содержание правительственных учреждений, полиции и других гос.структур. Из-за этого они испытывали некоторые трудности в решении городских проблем.

Ссылки

  • Городовое положение 1870 года (части , , , , , , , , , , , , , , , , ) и указ о его утверждении (части , и )

Литература

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городская реформа в России (1870)" в других словарях:

    Реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.

    1870 реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Большой Энциклопедический словарь

    1870, реформа в России, заменившая сословные органы самоуправления бессословной городской думой и городской управой. Гласные городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из буржуазных реформ в России. Имела целью поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую буржуазию. Подготовка Г. р. началась в 1862, но только в 1870 проект был … Большая советская энциклопедия

    городская реформа - 1870 г. одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские… … Большой юридический словарь

    Городовое положение 16 июня 1870, одна из бурж. реформ в России. С падением крепостного права и развитием капитализма города превращались в крупные пром., торг. и адм. центры. Росло гор. население и численность городов. Г. р. имела целью поднять… … Советская историческая энциклопедия

    В России, заменила сословные органы самоуправления бессословной Городской думой и городской управой. Гласные Городской думы избирались на основе имущественного ценза на 4 года … Энциклопедический словарь

    городская реформа 1870 г. Большой юридический словарь

    Одна из либеральных буржуазных реформ в России; заменяла прежние сословные думы всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Распорядительными органами явились городские думы, а исполнительными избранные думами городские управы.… … Юридический словарь

Российский император Александр II

Вступив на престол в 1855 г., Александр II получил тяжёлое наследие: ему предстояло разрешить сложные внутренние и внешние вопросы (восточный, крестьянский, польский и др.); финансовое положение России было расстроено неудачной Крымской войной, в результате которой Россия оказалась в международной изоляции.

Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую.

Городская реформа

Она была непосредственным продолжением земской реформы.
16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление — городские думы . Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу . Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

Схема городской реформы 1870 года

Право избирать и быть избранным в городскую думу

Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления

Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Значение городской реформы

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

Д. Медведев: "Реформы Александра II продолжаются и сейчас"

Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью – а пыль в глаза мы пускать всегда умели – он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».

16 июня 1870 г. Александр II подписал Закон о реформе городского самоуправления в России, которая по праву стала составной частью Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей.

Принятию городской реформы предшествовала серьезная подготовительная работа, которая началась в 1862 г. по инициативе Министерства внутренних дел. Для выработки предложений на местах в российских городах было образовано 509 комиссий, на основе мнения которых в МВД был составлен первый вариант проекта реформы. Рассмотрение проектов продолжалось до 1870 г., когда третий по счету проект получил силу закона.

Реформа заменила прежние сословные органы городского управ­ления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, находившимся в русском подданстве и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств и приказчики 1-го разряда. Избирательное право было предоставлено и юридическим лицам: разным ведомствам, учреждениям, обществам, товариществам, монастырям, церквам, платившим сборы в городской бюджет. Законом предусматривалась трехразрядная избирательная система, при которой все избиратели делились на три курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Численный состав дум устанавливался с учетом количества населения от 30 до 72 чел., в Москве – 180, в Петербурге – 250. Городская дума избирала из своего состава городского голову, его заместителя, членов управы. Городской голова возглавлял одновременно и Думу, и Управу, координируя их работу. Органом надзора за соблюдением законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

Лица, имевшие право участвовать в выборах гласных городских дум, составляли в целом весьма незначительную часть населения. Так, в середине 80-х гг. в Среднем и Нижнем Поволжье их процент колебался от 7,7% самостоятельного населения в Казани до 9,6% в Саратове. И все же избирательная система обеспечила довольно прочные позиции в думах представителям торгово-промышленных кругов российских городов. Купечество крупнейших городских центров того же Среднего и Нижнего Поволжья, составляя всего лишь 2,5%–3,4% их населения, было представлено в 1884-1888 гг. в Самарской городской думе 51,4% всех гласных, в Саратовской – 62,5%, в Казанской – 66,7%, в Астраханской 68% гласных. Наряду с русскими купцами избирались в думы и представители других национальностей. Причем число их постоянно увеличивалось. Например, в Казанскую городскую думу в 1872-1874 гг. было избрано 8 татар, в 1875-1878 гг. – 12, в 1879-1882 гг. – 16, в 1883-1886 гг. – 20.


Городские органы самоуправления имели ряд административно-хо­зяйст­венных функций. Прежде всего это благоустройство города: освещение, отопление, водо­снабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др. Далее – развитие народного образования и культуры (открытие школ, библиотек, музеев, театров и пр.), здравоохранения (учреждение и содержание больниц, проведение санитарно-ги­гие­нических мероприятий). Требовало внимания оказание содействия в обеспечении населения продовольствием (организация рынков, базаров), принятие мер против пожаров и других стихийных бедствий, попечение о развитии местной торговли и промышленности, об устройстве бирж, кредитных учреждений и др. В пределах предоставлен­ной компетенции органы самоуправления обладали относительной независимостью и самостоятельностью.

Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ (торговых рядов, бань и др.), пошлинных сборов на клеймение весов и мер, аукционов и др., а также отчислений из городской казны. Реформа устанавливала ряд ограничений бюджетных прав органов самоуправления: они не могли самостоятельно вводить новые налоги и превышать установленную законом предельную норму обложения. На городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм и др.

Городские думы в новых условиях смогли добиться определенных успехов и доказать жизнеспособность органов самоуправления. Характерным примером в этом отношении являлась Казань как один из крупных административных, торгово-промышленных и научно-учебных центров Европейской России второй половины XIX в. Реализация реформ 1870 г. привела к тому, что именно представители крупного купечества стали играть значительную роль в общественной жизни Казани. Пост городского головы преемственно занимали выборные из купеческого сословия (Д.Ва­раксин, П.Прибытков, Е.Печников и др.). Под их руководством Казанская городская дума и управа немало полезного сумели сделать для города. Уже к середине 70-х гг. было замощено около половины всех улиц, в 1874 г. состоялось открытие водопровода, в том же году началось освещение улиц газовыми фонарями, в июне 1897 г. первые электрические фонари зажглись на центральных улицах города, в 1875 г. состоялось открытие конно-железной дороги, в 1899 г. в городе появился первый электрический трамвай, в 1876 г. город подключился к международному телеграфному агентству, в 1882 г. началось строительство первой телефонной станции. Много внимания новые органы самоуправления уделяли решению проб­лем развития здравоохранения, народного образования, культуры.

Создание органов земского городского самоуправления явилось важ­ным этапом становления в России гражданского общества. Впервые управ­ление общественными делами в значительной своей части было изъято из ведения чиновников и передано избранным представителям различных социальных групп населения. На смену бюрократическим принципам комплектования и функционирования органов местного управления пришла система местного самоуправления, основанная на принципах цензовой демократии. Не случайно российские либералы расценивали введение земств, а затем и органов городского самоуправления как важнейшие шаги по пути к конституционным формам правления в России. Новые органы местного самоуправления – земские и городские – вошли в историю страны как буржуазные учреждения.

Вскоре после принятия Положения о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено Городовое положение (16 июня 1870 г.) , которое вводило внесословную систему самоуправления в городах.

Подготовка Городового положения сопровождалась теми же серьезными разногласиями, что и Положения 1864 г. Министерство внутренних дел как главный разработчик городской реформы стояло на позициях общественной теории самоуправления, полагая, что эффективным может быть только обособленное от государства городское самоуправление. В свою очередь, Второе Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, также участвовавшее в подготовке реформы, рассматривало городское самоуправление по-иному: как часть системы государственного устройства, в связи с чем полагало необходимым не только разграничить компетенцию городского самоуправления и государственной администрации, но и установить между ними взаимосвязь. Вместе с тем анализ накопленного опыта работы земств и новейшие достижения муниципальной науки, в частности получавшая все большее распространение государственная теория самоуправления, позволили преодолеть наиболее острые противоречия в заявленных подходах, четче и определеннее "прописать" правовой статус городского самоуправления по сравнению с земствами. В частности, городское самоуправление было наделено организационной и финансовой самостоятельностью в решении вопросов местного значения, были закреплены гарантии его независимости: одновременно была ликвидирована мешавшая работе земств изолированность новых учреждений от существовавших правительственных и общественных организаций и установлен порядок их взаимоотношений.

Городовое положение 1870 г. предоставило городскому общественному управлению заботу о городском хозяйстве и благоустройстве, а губернатору – надзор за его деятельностью. К предметам ведения городского самоуправления были отнесены: 1) дела по устройству городского общественного управления и но городскому хозяйству на основании правил, изложенных в настоящем Положении: 2) дела по внешнему благоустройству города; 3) дела, касающиеся благосостояния городского населения, включая меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров, попечение об охране народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и других бедствий и об обеспечении от причиненных ими убытков, попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений; 4) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведование ими, участие в народном образовании, а также устройство театров, библиотек, музеев и других подобного рода учреждений; 5) представление правительству сведений и заключений но предметам, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайство по этим предметам; 6) другие обязанности, возлагаемые законом на общественное управление.

С целью решения этих задач создавались учреждения городского общественного управления: городские избирательные собрания, дума и управа.

Все избиратели делились на три разряда (курии) и вносились в общий список в порядке убывания уплачиваемых ими прямых налогов в пользу города. Затем список делился на три разряда избирателей, каждый из которых платил одну третью общей суммы городских сборов. Права голоса лишались недоимщики, лишенные прав состояния по суду. Все разряды избирали равное число гласных, что являлось социально неравным принципом и обеспечивало преимущество крупных налогоплательщиков. Так, в Москве одного гласного выбирали восемь избирателей первого разряда, 38 – второго и 298 избирателей третьего разряда.

Распорядительные функции предоставлялись городской думе, которая объявлялась органом, представляющим собой все городское общество (ст. 54). За ней признавалось право входить в обсуждение дел, касающихся всего городского общества, и действовать его именем во всех случаях, когда закон требует по этим делам общественного постановления или приговора. Управа же являлась исполнительным органом, на который возлагалось непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного управления. В силу ст. 72 Городового положения 1870 г. управа вела текущие дела по городскому хозяйству, изыскивала меры к его улучшению, исполняла определения думы, собирала нужные ей сведения, составляла проекты городских смет (росписей), взимала и расходовала городские сборы на установленных думой основаниях и представляла в назначенные думой сроки отчеты о своей деятельности и состоянии подведомственных ей частей. Характерно, что такие отчеты вместе с заключением по ним думы должны были публиковаться для всеобщего сведения.

Члены управы избирались думой (ст. 82) и не нуждались в утверждении администрацией, они отстранялись от должности и передавались суду постановлением думы. Городской голова также избирался думой, но утверждался в должности в зависимости от ранга города губернатором либо министром внутренних дел. Городской голова не только возглавлял городскую управу, но и являлся председателем городской думы. Дума же избирала членов торговой депутации, а также председателя и членов комиссии для оценки недвижимых имуществ, если такие органы были в городе.

Городовое положение 1870 г. установило четырехлетний срок службы городского головы и членов городской управы. При этом предусматривалась ротация состава управы: он должен был обновляться на половину каждые два года.

Городские, как и земские, органы местного самоуправления не были напрямую включены в систему государственных учреждений и не состояли в подчинении местных правительственных чиновников. Однако государственный аппарат в лице министра внутренних дел и губернаторов имел определенные полномочия по контролю и влиянию на их деятельность.

Во-первых, Городовое положение 1870 г. предусматривало создание в каждой губернии под председательством губернатора губернского по городским делам присутствия, в полномочия которого входило рассмотрение дел о незаконности определений городского общественного управления, возбуждаемых в том числе по собственному усмотрению губернатора (ст. 11). Решения в Присутствии принимались простым большинством голосов и приводились к исполнению немедленно, если в них не было установлено иное (ст. 152). Во-вторых, перед Присутствием губернатор мог поставить вопрос не только о незаконности решений органов самоуправления, но и о противозаконности действий соответствующих должностных лиц, что могло влечь за собой их отстранение от занимаемой должности. Так, например, в 1874 г. эта мера была применена в отношении уфимского городского головы П. В. Попова. В-третьих, губернатор имел возможность приостановить исполнение определения городской думы, переданного па обсуждение Присутствия, на срок не более одного месяца с момента получения им такого определения. В-четвертых, ряд постановлений городского общественного управления подлежали обязательному утверждению губернатором или министром внутренних дел. Это, в частности, определения городской думы: 1) об отдаче впервые участков земли в чье- либо исключительное пользование и об обустройстве на таких участках сооружений, стесняющих проход или проезд (ст. 122); 2) о назначении и размере платы за проход и проезд по сооружениям, созданным за городской счет для сообщения внутри города, а также за стоянку судов в пределах вод, относящихся к городским землям (ст. 123); 3) о займах, поручительствах или гарантиях от имени города, в тех случаях, когда сумма лежащих на городе обязательств превышает в общей совокупности сумму городских доходов за два последних года. Кроме того, принятие городской думой решений по всем вопросам в сфере благоустройства города требовало согласия начальника местного полицейского управления, при отсутствии которого вопрос выносился на рассмотрение губернского по городским делам присутствия. В-пятых, губернаторы наделялись полномочиями по контролю за надлежащим исполнением городским общественным управлением тех повинностей, которые были установлены законом как обязательные для города (ст. 12). Если выяснялось, что городское общественное управление не приняло необходимых распоряжений для исполнения такого рода обязанностей, губернатор сначала "напоминал" о них, а затем – при безуспешности такой меры и по согласованию с губернским по городским делам присутствием – приступал к "непосредственным исполнительным распоряжениям за счет города" с одновременным уведомлением об этом министра внутренних дел.

Государственный контроль за городским самоуправлением данного периода характеризовался как негативными, так и позитивными проявлениями. Вместе с тем при оценке формально- юридических аспектов государственно-контрольного механизма нельзя не признать, что при относительной широте контрольных возможностей губернских и правительственных органов Городо- вое положение 1870 г. в целом ориентировано на то, чтобы создавать действенные правовые противовесы против злоупотреблений административной властью. Среди них можно назвать: а) создание специализированного коллегиального межведомственного органа (губернского по городским делам присутствия), призванного в квазиюрисдикционной процедуре решать все спорные вопросы, связанные с законностью деятельности городского общественного управления; б) исключение возможности привлечения городского общественного управления к ответственности за существо своих хозяйственных распоряжений; в) исключение прямой возможности губернаторского контроля за целесообразностью городской деятельности; г) наконец, признание за городским самоуправлением права обращаться за судебной защитой в Правительствующий Сенат (по первому департаменту) (ст. 8). Последний, как свидетельствует практика, нередко принимал решения в пользу самоуправления. Так, в одном из своих решений, Сенат прямо постановил, что городское общественное управление в пределах предоставленной ему власти, по указанию ст. 5 Городского положения, действует самостоятельно, и губернатору предоставлено лишь в случае отступления со стороны общественного управления от постановлений закона передавать распоряжения его на рассмотрения губернского присутствия . На основе этого Сенат констатировал, что, отдавая участок земли во владение частного лица, городская дума не вышла из пределов предоставленной ей по закону власти и что вопрос о том, насколько это распоряжение думы было выгодно для города, подлежит окончательному разрешению ей самой, а потому входить в рассмотрение этого распоряжения не представлялось никакого законного основания. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в исторической ретроспективе сенатская практика по данным вопросам не была однородной и с 80-х г. IX в. в ней существенно усилилась позиция защиты государственного интереса.

  • ПСЗ. Собр. 2. Т. XLV. № 48498.
  • См.: Мыш М. И. Городовое положение со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительственными разъяснениями. Издание восьмое, испр. и доп. СПб.: Типография Н. А. Лебедева, 1888. С. 14.