Исторические события 1500 год до нашей эры. Этапы становления образования – история и развитие образования

Знать, как развивалась наша цивилизация познавательно и интересно. Сейчас существует множество различных споров и вопросов по поводу общепринятой хронологии. Однако я предлагаю вспомнить школьный курс и обратить внимание на ключевые события, которые происходили по мере развития нашей цивилизации. Начнем с рассмотрения событий с 5000 по 1000 года до нашей эры. Много чего произошло за это время, но давайте обо всем по порядку.

5000-4000 гг. до н. э. Культуры энеолита в Месопотамии: Эреду, Эль-Убейд, Урук. Появляется искусственное орошение, гончарный круг. Эль-Убейд уже был крупным поселением площадью до 10 га

3900 г. до н. э. Зарождение государственности в Месопотамии. Исторически Шумер состоял из городов (Аккад, Эшнунна, Ур, Урук, Лагаш),часть из которых временами были городами-государствами

Ок. 3000 г. до н. э. Царь Менее объединил под своей властью Верхний и Нижний Египет и основал столицу - город Абидос. В память об объединении фараоны носили две короны, вставленные одна в другую, - красную (Нижний Египет) и белую (Верхний Египет)

3000 г. до н. э. Появился первый лунный календарь в Месопотамии

3000-2000 гг. до н. э. Существование города-государства Ашшур на Тигре, в будущем ядро Ассирийской державы.Существование земледельческой трипольской культуры на территории Украины, Молдавии и Румынии

3000-2800 гг. до н. э. Период правления в Египте двух первых династий - Раннее царство (столица - Мемфис)

2800-2250 гг. до н. э. Период Древнего царства в Египте, появление первых пирамид

2750-2315 гг. до н. э. Основание в Месопотамии городов-государств Ур, Урук, Лагаш, Киш, Ниппур и борьба за лидерство между ними

2675 г. до н. э. Усиление города-государства Урук в Месопотамии во главе с царем Гильгамешем

2609 г. до н. э. Начало правления в Египте фараона Джосера. Создание каменной ступенчатой пирамиды

Ок. 2551 г. до н. э. Приход к власти фараона Хеопса, строительство пирамиды

Ок. 2600 г. до н. э. Возникновение культур Мохенджо-Даро и Хараппа в Индии

2316-2176 г. до н. э. Объединение Месопотамии под властью Саргона Древнего, правителя Аккада. Возникает и развивается Шумеро-Аккадское царство

2250-2050 гг. до н. э. Период первого распада Египта

Ок. 2050 г. до н. э. Объединение Египта фараоном XI династии Ментухотепом I

2050-1785 гг. до н. э. Период Среднего царства в Египте

2003-1595 гг. до н. э. Старовавилонское царство

Ок. 2000 г. до н. э. Начало культуры майя в Мезоамерике (Центральная Америка)

1913-1903 гг. до н. э. Война между Египтом и Нубией

1900 г. до н. э. Вторжение ахейцев в Грецию

1792-1750 гг. до н. э. Правление вавилонского царя Хаммурапи, возникновение первого письменного свода законов (законы Хаммурапи)

1785-1580 гг. до н. э. Период второго распада Египта

Ок. 1700 гг. до н. э. Вторжение в Египет племен гиксосов из Северной Аравии и Южной Сирии

1600-1027 гг. до н. э. Период существования государства Шан-Инь

1650-1200 гг. до н. э . Возникновение и развитие Древнехеттского царства.

1595 г. до н. э. Разрушение Вавилона хеттским царем Мурсили I. Падение Старовавилонского царства и переход Месопотамии под власть кочевых племен касситов

1580-1085 гг. до н. э. Период Нового царства в Египте (завершение разгрома гиксосов фараоном Яхмосом, возрождение Египта)

Ок. 1500 г. до н. э. Возникновение ольмекской культуры на побережье Мексиканского залива

1365-1348 гг. до н. э. Правление фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Религиозная реформа в Египте - попытка введения монотеистической религии (поклонение единому богу Атону)

Ок. 1320 г. до н. э. Исход евреев из Египта

1290-1224 гг. до н. э. Правление фараона XIX династии - Рамсеса II. Войны с хеттами. Экономический и политический расцвет Египта, раздел Сирии между Египтом и хеттами

1280-1261 гг. до н. э. Первые письменные свидетельства существования государства Урарту

Ок. 1260 г. до н. э. . Захват ахейским союзом стратегически важного города Илион (Троя) в Малой Азии

1223 г. до н. э. Захват Ассирией Вавилонии

1200-800 гг. до н. э. Расцвет Финикийского (Сидонского) государства

1200-1100 гг. до н. э. Нашествие дорийских племен и уничтожение ахейской цивилизации

1122-770 гг. до н. э. Воцарение династии Чжоу в Китае. Существование государства Западное Чжоу

1197 г. до н. э. Восстановление территориально единого Египта при фараоне СетнахтеI

1125-1103 гг. до н. э. Правление вавилонского царя Навуходоносора I и усиление роли Вавилона в Малой Азии

1115-1077 гг. до н. э. Правление ассирийского царя Тиглатпаласара I

1075-945 гг. до н. э. Упадок Египта и разделение его на две части

1029-928 гг. до н. э. Возникновение и развитие Древнего Израиля - единого царства еврейского народа, основанного царем Саулом

По уровню культуры этого времени Китай опережал остальную Азию и Европу .

Технический прогресс наблюдался в строительстве , и прежде всего, в создании гидросооружений . Интенсивно прокладывались ирригационные каналы и внутренние водные пути. Первый канал Хан-куо был введен в действие в 486 г. до н.э.

Также развивалась техника сооружения насыпей и опорных стен. Каждый город был обнесен внешней стеной , а его внутренние прямоугольные кварталы разделяли стены с воротами и сторожевыми башнями. Об уровне развития строительства и архитектуры на Крите позволяют судить остатки городских поселений (Гурния, Палекастро) с мощеными улицами и тесно застроенными кварталами домов, часто с общими стенами.

О благоустройстве построек, жилищ свидетельствуют находки отдельных элементов системы водоснабжения и канализации. Построенные около 2000 г. до н.э., "старые" дворцы представляли собой огромные 2-З-этажные сооружения с многочисленными пристройками, обрамлявшими большой прямоугольный внутренний двор.

Древние цивилизации обладали большим практическим опытом , благодаря которому возводились грандиозные по размеру и замыслу сооружения, ими были выработаны конкретные знания в области математики, астрономии, медицины, которые транслировались по принципу исключительной принадлежности , от старшего к младшему по возрасту и рангу внутри касты жрецов . Знание - от Бога, покровителя касты, поэтому знание практически находилось в "застывшем " виде, оно не обсуждалось, критически не анализировалось, оно было исключительно рецептурным. Обучение строилось по принципу передачи готовых детерминированных алгоритмов . Этот способ передачи знания внутри профессиональной и социальной групп, определяется моделью в которой место индивида занимает коллективный обобщенный хранитель. Ярким представителем подобной модели являлась египетская цивилизация. Для цивилизаций Междуречья, Индии и Китая характерны более динамичные процессы накопления и обновления знания.

В целом знания древних цивилизаций носили прикладной характер, им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания нужны были исключительно для повседневной жизни, а также для исполнения религиозных обрядов. Даже в точных науках - математике, астрономии не было различия между точным и приближенным решениями задач - любое решение оказывалось приемлемым , если оно приводило к желаемым результатам. Даже решение сложных математических задач с использованием многостепенных уравнений, решение частных проектных проблем не выводило жрецов, тогдашних носителей знания, на необходимость обобщений, создание логического инструмента исследований, создания системы доказательств, так как в этом случае знание теряло бы свою сакральность.

Периодизация античной науки

В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки.

Первый период - период ранней греческой науки , получивший у древних авторов наименование науки "о природе" . Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира , рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии . Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки . Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии . В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики , не считая гуманитарных дисциплин , таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика . Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период - период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма , появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов.

Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота.

Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть".

Общие проблемы движения исследовали Платон и Аристотель .

Некоторые характерные примеры механизмов и машин.

Около IV в. до н.э. происходит становление(в развитии, главным образом, научного подхода Аристотеля) теоретической медицины - анатомии и физиологии (например, учение о четырех соках в организме) и дальнейшее совершенствование практической хирургии.

Античные хирургические инструменты

1. Плоская круглая ложка.

2. Ложка в форме зонда.

3. Небольшие ножницы. 4. Пинцет. 5. Акушерский захват.

6. Щипцы. 7. Ранорасширитель. 8. Пила для костей. 9. Хирургический нож.

10. Катетер. 11. Малое зеркало. 12. Игла. 13. Игла для удаления катаракты.

14. Хирургический нож для удаления катаракты.

Античное производство базировалось почти исключительно на железной технике. Железный сельхозинвентарь первого тысячелетия до н. э. это - топоры, лопаты, заступы, вилы, кирки, мотыги, косы, ножницы, двуручные пилы позволили: увеличить посевные площади за счет расчистки лесных массивов, улучшить обработку почвы, ввести стрижку овец (до этого овечью шерсть выщипывали), трехпольный севооборот (озимые- яровые- пар) , создать пилораму. Более совершенные кузнечные мехи (гармоника), железные клещи, зубила, сверла, молотки , - все это поставило металлообработку на новый уровень. В горном деле широко применялись обрушение породы, подъемные ручные ворота. Плавка металла производилась в муфельной печи , вращение мельничных жерновов - при помощи водяного колеса. Технический прогресс происходил как правило в военном деле, в вооружении или там где нельзя было применить дешевый рабский труд. Когда рабы подорожали на полях появились жатвенные машины и даже механизированная молотилка . Подавляющая часть выплавляемого металла шла на создание вооружения. Предметом особой гордости являлся военный и торговый флот . Самым крупным военным тоннажем располагали Афины и Рим, но даже небольшие средиземноморские полисы имели десятки триер - двухмачтовых, трехмачтовых парусно-гребных судов. Для понимания античной техники недостаточно знания ее конструкции , особенностей производства и использования (хотя уверенности в том, что мы этими знаниями обладаем нет).

Техника (греч. - технэ ) - это, прежде всего, искусство, уловка, хитрость; искусство нахождения вещной (материальной) формы некоего образа, момент нахождения искомого ("эврика!" ) - творческий акт "профессионала". Что может скрываться за "образом" ? - Видение собственно техники (в современном понимании, своего рода чертеж, общий вид...) или функции, которую она реализует (своего рода, контекст, одно из современных пониманий технологии)? Естественно, окончательного ответа нет, но постоянное наличие вопроса формирует подходы к пониманию античной техники.

Такие отдельные сооружения античности, как Колосс Родосский , Александрийский маяк , водовод на острове Самос и многие другие, с точки зрения современного инженерного подхода, не могут быть результатом "метода проб и ошибок", надо как минимум владеть тем, что мы называем сопротивлением материалов, теорией прочности и т.д.

Непревзойденной остается греческая архитектура. Величайшим в мире созданием строительного искусстваГеродот считал храм Геры на острове Самос, воздвигнутый в период правления тирана Поликрата . Археологические раскопки нашего времени показали, что этот храм был построен на основе строгих математических пропорций. В античности можно обнаружить большое количество технических устройств , которые трудно объяснить, как они могли быть построены и каким уровнем знания должны были обладать создатели.

АРКАИМ - укрепленное поселение эпохи бронзового века (XVII-XV вв. до н.э.) в Челябинской области. Округлой формы диаметром ок. 170 метров. Прямоугольные дома из глинобитных кирпичей. Расположены полукругами вокруг центральной площадки, без дверей, выход на крышу по лестнице. Наружная стена внешнего круга домов служила стеной города. Аналогично поселениям Ближнего Востока. Серия таких крепостей расположена на расстоянии 25-30 км друг от друга в Ю. Зауралье и свидетельствует о приходе сюда большой группы населения с юга и смешении их, видимо, с родственным (индоевропейским?) населением суртандинской культуры.

Идентичные дома и крепости найдены на Ближнем Востоке и хорошо описаны археологом Меллартом: «Каждый дом имел лишь один этаж, высота которого соответствовала высоте стен; входили в дом через отверстие в крыше по деревянной лестнице, прислоненной к южной стене. Из-за своеобразия системы выходов наружная часть поселения представляла собой массивную стену, и другие оборонительные сооружения были не нужны».

АРКАИМ И «СТРАНА ГОРОДОВ» НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

«Страна городов» - условное название территории на Южном Урале, в пределах которой расположена компактная группа укрепленных поселений эпохи бронзы -памятников XVIII-XVI вв. до н.э. Они относятся к петровско-синташтинскому культурному пласту, открытие которого явилось знаменательной страницей в истории археологической науки и положило начало изучению новой категории памятников в археологии степей срединной Евразии.

История открытия

Первые сведения о существовании древних фортификационных сооружений на территории Урал о-Казахстанских степей были получены в конце 60-х - начале 70-х годов нашего столетия в Северном Казахстане на реке Ишим (Г.Б. Зданович, С.Я. Зданович, В.Ф. Зайберт), когда при раскопках многослойных поселений II-I тысячелетия до н.э. Новоникольского и Боголюбово-I были зафиксированы оборонительные рвы, в заполнении которых содержалась керамика, известная по могильнику у села Петровка в Приишимье. В это же время на поселении Петровка-П был вскрыт целый комплекс фортификационных сооружений. Исследования Т.М. Потемкиной, Н.Н. Куминова, Н.К. Куликова поселения Камышное-II в Курганской области, В.В.Евдокимова и В.Н. Логвина в Кустанайской области в 70-х годах подтвердили вывод о существовании древнего строительного горизонта, к которому относились оборонительные сооружения.

Следующим важным этапом было открытие и исследование Синташтинского комплекса памятников, датированных в пределах второй четверти II тысячелетия до н.э. (В.Ф. Генинг, Г.Б. Зданович, В.В. Генинг). Комплекс включал укрепленное поселение, связанные с ним грунтовые и курганные могильники и храмовое сооружение - Большой Синташтинский курган-святилище. Изученные объекты содержали сложные древесно-земляные конструкции и многочисленный набор вещей из бронзы, кости, камня и глины, разнообразные жертвоприношения животных. Сегодня это один из самых богатых археологических объектов степей и лесостепей Евразии. Большинство элементов памятника оказалось возможным сопоставить и объяснить, опираясь на основные источники, характеризующие культуру ранних ариев, - «Ригведу» и «Авесту» (В.Ф. Генинг, Е.Е. Кузьмина). Однако ученые продолжали скептически смотреть на феномен Синташты, считая ее одиночным и необъяснимым явлением.

В последнее десятилетие в степях Южного Урала и Зауралья накоплен обширный археологический материал, который может служить основанием для самых серьезных научных исследований. В частности, было открыто и тщательно изучено укрепленное поселение Аркаим (Г.Б.Зданович), ведутся раскопки культурного комплекса Устье - памятника этого же круга (Н.Б.Виноградов). Одновременно в археологическую науку Южного Урала была введена новая методика поиска и изучения памятников археологии, погребенных под наносами, - дешифрирование материалов аэрофотосъемки (И.М.Батанина). Это позволило открыть на Южном Урале целую страну укрепленных поселений XVIII-XVI вв. до н.э., названную впоследствии «Страной городов», при характеристике которой можно с уверенностью применять такие термины, как «ранняя государственность», «протоцивилизация», «протогород».

В «Стране городов»

«Страна городов» протянулась вдоль восточных склонов Урала с севера на юг на 400 км и на 100-150 км с запада на восток. Сегодня известно 17 пунктов с 21 укрепленным поселением, а также многочисленными селищами и могильниками.

Территория «Страны городов» характеризуется определенным комплексом физико-географических признаков, которые и предопределили условия жизни людей эпохи бронзы, традиции хозяйства и градостроения, их уровень культуры.

«Страна городов» расположена на восточном склоне Южного Урала, глубинное геологическое строение которого предопределило появление многочисленных месторождений меди. При формировании пенеплена руды были «выведены» на поверхность… «Страна городов» занимает водораздел азиатских и европейских рек. Здесь смыкаются воды севера и юга, воды Каспия и Северного Ледовитого океана…

Пологие долины рек с обширными заливными лугами, широкие степные пространства являлись необходимым условием для развития скотоводства. По материалам поселения Аркаим, основу стада составлял крупный и мелкий рогатый скот. Коневодство имело два направления: мясное и военно-производственное. В целом скотоводство носило придомно-отгонный характер.

Таким образом, на территории «Страны городов» существовали все необходимые условия для возникновения феномена Синташтинско-Аркаимской культуры: близость лесов (строительный материал и топливо), обширные и богатые пастбища, качественная питьевая вода, наличие медных руд и кремневых пород, использовавшихся для изготовления предметов вооружения - наконечников стрел и копий.

Территория «Страны городов» пока еще недостаточно обследована. С уверенностью можно говорить, что не все укрепленные поселения открыты, некоторые из них навсегда погибли для науки - разрушены природными процессами или современными постройками. Однако уже сейчас можно утверждать, что укрепленные центры в пределах «Страны городов» располагались на расстоянии 40-70 км друг от друга. Средний радиус освоенной территории каждого административно-хозяйственного центра составлял примерно 25-30 км, что соответствует расстоянию одного дневного перехода. В этих пределах в окрестностях «города» располагались сезонные стоянки скотоводов и рыболовов, строились небольшие неукрепленные поселения людей, которые были тесно связаны в хозяйственном, военном и религиозном отношении с «городом-крепостью», с «городом-храмом».

Аэрофотоснимки показывают, что «города» имеют различную планировку - овал, круг, квадрат. Расположение домов и улиц диктуется конфигурацией фортификационных сооружений. Самыми ранними из обследованных памятников «Страны городов», вероятно, являются поселения с овальной планировкой, затем появляются круговые и квадратные поселки. Все они, безусловно, относятся к одному культурно-историческому пласту. Различная геометрическая символика, выраженная в архитектурно-пространственных характеристиках «городов», отражает, скорее всего, отличительные особенности религиозного мировоззрения.

Наиболее полную информацию об устройстве «города»-крепости представляет поселение Аркаим, которое было обнесено двумя кольцами оборонительных стен и рвов. За каждой стеной по кругу располагались жилища. В центре находилась подквадратная площадь.

Недалеко от поселений - от нескольких десятков метров до километра - обычно располагаются некрополи. В основе планировки погребального комплекса-кургана лежит круг с четко выраженным квадратом в центре, подчеркнутым контуром крупных могильных ям, деревянными перекрытиями, грунтовыми выкладками. Такая планировка близка принципу Мандалы - одного из основных сакральных символов буддийской философии. Само слово «мандата» переводится как «круг», «диск», «круговой». В «Ригведе», где оно впервые встречается, слово имеет множество значений: «колесо», «кольцо», «страна», «пространство», «общество», «собрание»... Универсальна интерпретация Мандалы как модели Вселенной, «карты космоса», при этом Вселенная моделируется и изображается в плане с помощью круга, квадрата или их сочетания. Аркаим и его жилища, где стена одного дома является стеной другого, вероятно, отражают «круг времени», в котором каждая единица определяется предыдущей и определяет последующую.

В «Стране городов» поражает не богатство материальной культуры - поражает ее удивительная духовность. Это особый мир, где духовностью насыщено все - от поселенческой и погребальной архитектуры до скульптурных изображений человека, выполненных из камня. Можно утверждать, что мировоззренческие системы, сформировавшиеся в аркаимское время, на тысячи лет вперед определили развитие человеческих сообществ в степной Евразии и, вероятно, далеко за ее пределами.

Кто и откуда

Открытие «Страны городов» остро поставило вопрос об этнической принадлежности ее носителей. Какой народ был создателем уникальной культуры?

По данным исследования антропологических материалов (остатков человеческих скелетов), население протогородских центров Южного Зауралья XVIII-XVI вв. до н.э. было европеоидным, без заметных признаков монголоидных черт (Р. Линдстром). Типичный краниологический тип характеризуется очень длинным и узким (или очень узким) и довольно высоким черепом. Средний рост взрослых мужчин устанавливается в пределах 172-175 см, женщины немного ниже, в среднем 161-164 см.

Аркаимский тип человека близок: населению древнеямной культуры, которое занимало обширные области евразийских степей в энеолите и раннем бронзовом веке. Нужно отметить сходство аркаимцев с более поздним срубным населением Поволжья и людьми эпохи бронзы Западного Казахстана. Степень сходства с андроновским населением Южной Сибири и Восточного Казахстана («андроновский антропологический тип», по Г.Ф.Дебецу) значительно меньше, чем с людьми бронзового века, которые проживали к западу от Уральского хребта.

Судя по костным остаткам, население Зауралья отличалось хорошим здоровьем. Несмотря на отмеченные общие черты, люди «Страны городов» значительно отличались друг от друга, и говорить о едином физическом типе нельзя. Это еще раз заставляет подчеркнуть сложный состав генетической популяции людей - создателей синташтинско-аркаимской цивилизации.

Сегодня, имея огромный археологический материал, можно с большим основанием вернуться к разработке научной гипотезы о южно-уральской прародине арийских племен.

География глубинных пластов «Ригведы» и «Авесты» вполне совместима с исторической географией Южного Урала XVIII-XVI вв. до н.э. Здесь есть и своя святая гора Хара, и семь рек, и озеро Варукаша. Не исключено, что в географической традиции «Авесты» многое идет еще от эпохи палеолита, когда мощный ледниковый щит простирался с запада на восток по линии, которая сегодня условно разделяет Южный и Средний Урал.

Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов » - укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII-XVI вв. до н.э. на Южном Урале

1500 Г. ДО Н.Э.

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Хронология

Столетия: XVI в. до н.э. XV в. до н.э. XIV в. до н.э.

1505 1504 1503 1502

1501 1500 1499 1498

1497 1496 1495 1494

Скончались

Прав. Финеес первосвященник .

Дата определена приблизительно.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое 1500 Г. ДО Н.Э. в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


  • Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIV XV XVI 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 …

  • оборотное, тридцать первая буква русского алфавита. По начертанию восходит к букве "Э" южнославянских рукописей 13-14 вв. и связана, по всей …
  • в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    \[Слова,которых читатель не найдет под буквой Э, см. в отделе слов на Е.\]Э (так называемое, э "оборотное") — тридцать первая …
  • в Современном энциклопедическом словаре:
    э [э оборотное], тридцать первая буква русского алфавита, не имеет прототипа в кириллице, восходит к букве Э, появившейся в южнославянских …

  • [Слова,которых читатель не найдет под буквой Э, см. в отделе слов на Е.] Э (так называемое, э "оборотное") ? тридцать …
  • ДО в Словаре Даля:
    предл. с род. показывающий какой-либо предел, конец. Здравствуй, Волга матушка, сверху донизу, снизу доверху! При переносе ударения на до, слово …

  • междом. Восклицание, употр. при возражении на чужую речь. - Э, позвольте, Петр Иванович, я расскажу. - Э, нет, позвольте уж …
  • ДО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (без удар., кроме тех случаев, когда ударение переносится с сущ. на предлог, напр. до дому, до низу), предлог с род. …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР
  • КИТАЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЯПОНИЯ*
  • ФРАНЦИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИЕ СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ИНДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Название. ? Так европейцы давно называли богатые страны Южной Азии, о которых имели лишь смутные понятия; об "Индеи богатой" …
  • СССР. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909-1914) Я. М. …
  • СССР. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной …
  • СССР. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    и искусство Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально-идеологической …
  • СССР. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. …
  • СССР. БИБЛИОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • РИМ ДРЕВНИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний (лат. Roma), город, возникший (согласно античному преданию, в 754/753 до н. э.) из группы поселений, к середине 3 в. …
  • НЕФТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Нефть (через тур. neft, от перс. нефт) - горючая маслянистая жидкость со специфическим запахом, распространённая в осадочной оболочке Земли, являющаяся …
  • ГРУЗИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая республика (Сакартвелос Сабчота Социалистури Республика), Грузия (Сакартвело). I. Общие сведения Грузинская ССР образована 25 февраля 1921. С 12 …
  • ГЕРМАНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (лат. Germania, от германцы, нем. Deutschland, буквально - страна немцев, от Deutsche - немец и Land - страна), государство …
  • ЭМИГРАЦИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: I. Общие понятия. ? II. Исторический очерк Э. с древнейших времен до начала XIX столетия. ? III. Европейская Э. …
  • ФИНЛЯНДИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ТОРГОВЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (теория). ? Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, СТОЛИЦА РОССИИ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • НАЧАЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КРЕСТЬЯНЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Содержание: 1) К. в Западной Европе. ? 2) История К. в России до освобождения (1861). ? 3) Экономическое положение К. …
  • КИТАЙ, ГОСУДАРСТВО В АЗИИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БИБЛИОГРАФИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • БАНКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой …
  • ЭСТЕТИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (от др.-греч. — aisthanomai — чувствовать; aisthetikos — воспринимаемый чувствами) Наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, …
  • ЧЕРНИГОВСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Черниговская и Новгород-Северская епархия Украинской Православной Церкви. Епархиальное управление: Украина, 14014, г. Чернигов, …
  • ПРИКАЗ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР № 00447 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". ОПЕРАТИВНЫЙ ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР № 00447 "30" июля 1937 г., г. Москва …
  • МИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Минская икона Божией Матери Память 13 августа 13 августа 1500 года в Минске жители города обрели …
  • ЭПИЛЕПСИЯ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    (греч. epilepsia - схватывание, эпилептический припадок). Хроническое эндогенно-органическое заболевание, протекающее с повторяющимися пароксизмальными расстройствами (судорожными и бессудорожными) и формированием …
  • ЮЖНАЯ АМЕРИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Америка. I. Общие сведения. Ю. А. - южный материк Западного полушария между 12|28" с. ш. (мыс Гальинас на полуострове Гуахира) …
  • ЭФИОПИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ЭСТОНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в …
  • ЭНГЕЛЬС ФРИДРИХ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Engels) Фридрих (28.11.1820, Бармен, ныне Вупперталь, - 5.8.1895, Лондон), один из основоположников марксизма, вождь и учитель международного пролетариата, друг и …
  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    частицы. Введение. Э. ч. в точном значении этого термина - первичные, далее неразложимые частицы, из которых, по предположению, …
  • ЭКОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ШВЕЙЦАРИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Швейцарская Конфедерация (нем. Schweizerische Eidgenossenschaft, франц. Confederation Suisse, итал. Confederazione Svizzera). I. Общие сведения Ш. - государство в Центральной Европе, …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • УКРАИНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика, УССР (Украiнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украiна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием …
  • ТУНИС (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.

На языке всех народов, во все периоды человеческой культуры, в период даже доисторический и эпоху первобытного человечества всегда это слово имело и имеет в капиталистических странах свое магическое действие. Золото значит богатство, богатство—счастье,— вот те обычные представления, которые были связаны со словом золото. Но к этому прибавляли еще: золото значит власть; понятие же о власти было связано с угнетением, а угнетение с порабощением; и вот всякому было известно, что «золото» и «рабство» — слишком близкие друг к другу понятия, за которыми следовали еще более значительные, а именно — «золото» и «преступление».

В настоящее время в нашей стране, стране советов, ставшей на путь социализма, понятия о золоте, как о счастье, золоте, как о власти и в особенности золоте, как о рабстве, не существует. Нам нужно золото, и мы его добываем для того, чтобы поднять общее благосостояние страны: у нас добыча золота не связана с рабством, так как труд рабочих есть свободный труд в противоположность тому, что можно видеть в разных странах — Австралии, Южной Америке, Сев. Америке и проч., где действительно золото ещё не изжило рабства.

Золото было известно человеку в глубокой древности.

Еще в первобытные времена, после каменного, железного и бронзового веков, первобытный человек, встречая самородки золота, по всей вероятности не мог не обратить на него своего внимания: его цвет, блеск, красивый наружный вид, а также его свойства — стойкость по отношению к атмосферным влияниям, способность легко изменять свою форму для необходимых изделий, инструментов и украшений — без сомнения бросались в глаза первобытному человеку, й можно думать, что уже в металлический период этот металл был известен человеку.

На арену истории человек выходит уже вооруженный умением добывать и обрабатывать, наряду с железом и некоторыми другими металлами, также и золото.

Целый ряд археологических раскопок, относящихся к древнейшим периодам истории, как например, раскопки некоторых гробниц египетских фараонов первых династий, обнаружили значительное количество золотых предметов, иногда очень крупных. В те отдаленные времена золото добывалось напряженным трупом многочисленных армий рабов самым примитивным способом и, конечно, лишь из наиболее богатых и доступных месторождений. Такие месторождения, подвергавшиеся в древности разработке, были известны в различных пунктах Африки, Азии и Европы.

Золото в древности

Обычно начало открытия золота относится к IX ст. до нашего летоисчисления (рождество христово) и приписывается Греции; но есть предположение, что употребление его было распространено гораздо раньше. В египетском кодексе законов, который относится ко времени 3000 лет до нашего летоисчисления, есть указание о различии в ценности между золотом и серебром, что доказывает, что оба металла были в употреблении много раньше описываемого периода.

Самое раннее, но положительное указание о золотом промысле есть сказание Кадмуса Финикийского, который, по словам писателя Страбо, открыл около 1544 г. до нашего летоисчисления золотую руду в Триасе.

В египетской экспедиции к Понту, имевшей место в 1503—1481 г. до н. л. у нас есть ясное подтверждение о древности употребления этого желтого металла. История экспедиции к Понту — местности, служившей предметом неоднократных споров,— графически изображенная на стенах храма Дэль-Вари близ Фив, говорит, что среди грузов, с которыми корабли возвращались, находились и мешки с золотом.

Знаменитая греческая легенда об Язоне и его поездке за золотым руном — классическая легенда — и связана навсегда с именем аргонавтов. История группы героев, которые отчалили на 50-тивесельном судне под управлением Язона в Колхиду Евксит — история большой древности.

Гомер упоминает имя АРГО, а Пиндар в 4-й оде Пифийской дает нам самое древнее описание этого путешествия. Эта поездка была началом открытия торговых сношений с Грецией и открытия Черного моря. Цель поездки — нахождение золота. При этом наряду с добычей, была предпринята и промывка золотоносных песков на подстилке из бараньих шкур, в шерсти которых запутывались частицы золота, тогда как легкие частицы пустой породы и песок сносились водой.

Почти точно известно, что с XIV—XII в. до н. л., золото и золотое обращение были в большом распространении разных культурных наций между Египтом и Индией.

О баснословных богатствах Индии и ее народов греческий писатель Плиний пишет: «Дарданельцы населяли край, богатейший из всей Индии золотыми рудниками... В другой стране Нэрэи по другую сторону Капитолийского горного кряжа, находилось весьма большое число рудников золотых и серебренных, в которых индиане вели весьма об-ширные работы. При начале устья реки Индуса находится два острова по имени Криза и Аргир, так называющихся по нахождению там золота и серебра; не могу верить, как утверждают некоторые, что почва там состоит всецело из этих металлов».

Золотоносные кварцевые россыпи известны были и в древней Аравии. Теперешние знаменитые золотоносные пески реки Пактулы, которая протекает около современной Смирны, были разрабатываемы фригийцами, ещё от XV—XII в. до н. л.

Геродот уверяет, что Питеус добывал золото, разрабатывая его в 470 г. до н. л. Эти золотоносные пески или россыпи, как теперь они называются, были источником баснословных богатств Креза, Мидаса и Питеуса, из которых последний, отличаясь необычайной жадностью к золоту, приговаривал большую часть своих подданных к работам по добыче золота в рудниках.

Из других народов, занимавшихся добычей золота, надо указать на финикиян, разрабатывавших золотые россыпи в Южной Испании Таршише, теперешнем Гвадалквивире.

Начиная с XI в. эти месторождения эксплуатировались в продолжении нескольких столетий, пока не были выбраны верхние слои. Это продолжалось вплоть до V ст., к каковому периоду наступило полное истощение золота в Фригии и Испании.

С этого периода начинается затишье в разработке золота по берегам Средиземного моря, чему особенно способствовало победоносное шествие Кира, связанное с поражением Лидии, завоеванием Малой Азии и проч.

Следующие древние правители Камбесес, Дарий и др. не могли обойти своим молчанием вопроса о золоте и при всяких возможностях стремились пополнить свои богатства этим металлом; но победоносное шествие Александра Македонского завершило эту борьбу древних народов за золото и власть,— при своем походе против персов и других народов. По словам Плутарха, 10.000 запряженных муллов и 500 верблюдов были употреблены для перевозки золота в Сузу. Некоторые историки оценивают это богатство приблизительно до 320.000.000 руб., не считая того, что было привезено из Бактрии и Египта.

Эго происходило в период между двумя эпохами, характеризующимися двумя экспедициями Дария и Александра, когда чувствовался большой недостаток в золоте: к этому же времени относится начало примитивных разработок и кварцевых месторождений золота в Бактрии, Египте и Греции.

Уроженцы Бактрии, до завоевания этой страны татарами в 150 г. до н. л., разрабатывали сибирские золотые месторождения и, будучи незнакомы совершенно с употреблением железа для орудий, пользовались для этой цели медными инструментами и клыками кабанов и др. животных.

Не касаясь истории развития золотопромысла в средние века, когда в период так называемых алхимиков долгие годы существовало тщетное намерение получить благородные металлы, в том числе и золото, химическим путем из неблагородных, перейдем прямо к новым векам.

Открыт и е Нового Света и погоня за золотом

Открытие Нового Света — Северной Америки—в 1492 г. сделало эпоху в истории всего человечества; ни в какой другой отрасли человеческого знания, промышленности и техники это событие так сильно не отразилось, как в истории добычи драгоценных металлов и в особенности золота.

Побуждение Христофора Колумба, когда он искал западный путь в Японию, Китай и Индию, вероятно, не было одной лишь страстью к открытию новых земель или стремлением увеличить престиж Испании; до известной степени это одновременно было и коммерческим риском. Колумб был сам убежден, что по ту сторону океана, за морем, в особенности в индийских странах, можно найти очень много золота.

14 ноября 1492 г. Колумб был уже у берегов Кубы и писал в своем журнале «от той большой жары, которую мы все испытываем, этот край должен быть богат золотом». Очевидно, он разделял странное поверие своего времени о том, что тропики более всего богаты золотом. Потерпев кораблекрушение около берегов Кубы, он нашел следы драгоценного желтого металла—золота—и основал колонию «La Navidad».

Во время его отъезда в Испанию, его последователи в поисках золота сделали рейс внутрь страны и были все до одного убиты.

С этого момента началась длинная история кровопролития, обезобразившая всю историю погони человечества за ценными металлами в Америке.

Возвратившись обратно после падения «La Navidad», Колумб устремил самое настойчивое свое внимание на поиски золота. Услышав о рудниках в Сибао, он послал узнать о них, и индусы, не предвидя роковых для них последствий, дали посланным золота, после чего Колумб основал колонию в Сибао.

Но охотники за золотом должны были скоро разочароваться: несмотря на усиленные старания и на жестокое обращение их с местными жителями, настоящих месторождений золота в этой местности не было найдено, а были обнаружены лишь незначительные бедные россыпи. Видя безуспешность своих стараний, к местным жителям была применена новая система сначала «выжимания» и позднее система истязания», которые привели к двум результатам: во-1-х, все индусы были обращены в рабов, а во-2-х, были найдены настоящие богатые месторождения золота, к эксплуатации которого и было приступлено при необычайно жестоком обращении с рабами. Работы были настолько изнурительны, что через несколько лет, вследствие развившейся огромной смертности среди рабов, вначале XVI в. индусы почти все вымерли и взамен их были привезены из разных мест Африки негры, которые и были использованы на золотых рудниках Кубы.

Христофор Колумб открыл центральный материк Америки в 1502 г., и тотчас же был снаряжен и послан целый ряд жестоких экспедиций на поиски за золотом.

16 лет спустя Веласкез, губернатор Кубы, услыхав о нахождении золота на материках, снарядил, в свою очередь, экспедицию под начальством отважного золотоискателя Гернандо Кортеса, который, применив систему «истязания», доставил много золота в Кубу с помощью индусов.

Колумб, который не был уверен в добросовестности Кортеса, отменил его назначение, но уже было поздно, так как хитрый и отважный предприниматель уже снял якорь и отправился в Мексику, где и объявил открыто фактическое пиратство при Вера - Круц и окончательно «сжег свои корабли».

Суммируя это в кратких словах, по замечании историка Цель - Мара, «поиски золота начинались убийством, огнем и мечом, и продолжались убийством, бичем и изнурением людей в рудниках».

Некоторое понятие об условиях работы, которые были 20 лет спустя, можно было получить от очевидцев-современников, посетивших эти работы. В письме к Антонию Пиментелю, правителю Бонавенты, епископа Матоллина, от 24 февраля 1541 г, имеется указание о том, что там существовало десять новых казней Новой Испании. Три из этих казней связаны с работами в рудниках, а именно: добыча золота в рудниках, разработка золота и работа транспорта (доставка) золота.

Результатом этого было то, что многие умирали еще в долгой тяжелой дороге на рудники, некоторые на самых рудниках, иные на обратном пути к себе, домой и, наконец, у себя дома, по возвращении с золотых рудников. История утверждает, что число умирающих было так велико, что трупы рождали эпидемии и что в местности рудников Гуаксакан (Нов. Оаксаса) на расстоянии полверсты в окружности и по дороге к этому месту едва ли можно было пройти, не наступив на труп раба или человеческие кости.

В Мексике поиски золота продолжались безостановочно. Сначала было найдено россыпное золото и начата промывка его в деревянных корытах. Потом приступлено было к разработке кварцевых жил, что в сильной степени затрудняло общую эксплуатацию золота, так как пред рудничными предприятиями стояла задача каким образом извлечь золото из включающей его кварцевой породы. Первым шагом в этом отношении явились простейшие процессы дробления и размельчения золотой руды в тончайший порошок. Для этого пользовались мексиканской дробилкой — самого раннего простейшего устройства, — дробление металла производилось на каменном основании, по которому перемещался каменный жернов, закрепленный на вертикальной оси, имеющей внизу род водяного колеса, куда поступала вода, приводившая в движение все устройство. До некоторой степени это устройство является уже усовершенствованным, так как ему предшествовало, безусловно, мучительное ручное дробление.

Набег испанских завоевателей на страну инков в Перу и порабощение мирного населения инков в Америке

Среди первых набегов испанских завоевателей самым исторически-знаменитым набегом является набег хищника Пицаро, отправившегося на юг. Завоевания Пицаро Перу можно сравнить с разрушением правления ацтеков Кортесом в Мексике с теми же последствиями для жителей южной Америки.

Через два года с лишним Пицаро в 1532 г. с хорошо вооруженной экспедицией захватил город инков, а один из его адъютантов Альмагро, поссорившийся с Пицаро и облекший себя царскими полномочиями, в короткий срок развил работу на обширных территориях, богатых золотом, которые все вошли в состав области Чили.

Хищник Пицаро, поработивший мирных инков, думал только об одном:

«Золото, прежде всего,— золото. Полны ущелья им, полны рудные жилы, пронизаны каменные глыбы, отливают зеленоватые прожилки подо льдом, пламенеют рдеющие слитки в пещерах, в оперении птиц и в песке равнин, в корнях растений и в струях ручьев». Вот что рисовал себе Пицаро и вот что вообще рисуют себе золотоискатели всех стран.

Люди в жажде золота бросали свою страну и шли навстречу всем случайностям, всем превратностям исполненной лишений жизни в незнакомых краях.

Действительно, вся Испания, да и вся Европа, переживали в ту пору такое лихорадочное опьянение, что старцы и дети, придворные вельможи, князья и бродяги, епископ и крестьянин, король и его последний слуга — ни о чем другом и не думали, как о сокровищах Новой Индии. Эта губительная лихорадка обуяла положительно всех, про-никнув до самых недр в их душу и погасив в ней все другие культурные проявления.

Также думали все и о стране инков: люди слышали про храмы, где кровли и ступени лестниц были золотыми. Они видели сосуды и украшения и одежды из чистого золота. Им рассказывали о садах с искусственными золотыми цветами, в частности—с хлебными индийскими злаками, золотые стебли которых таились в широких серебрянных листьях, увенчанные легкими колосьями, изящно сделанными из серебра. Золото в этой стране было таким же обычным металлом, как у нас железо и свинец, тогда как последние металлы были совершенно незнакомы перуинцам-инкам.

Непостижимо, мучительно в своей своеобразности было то, что в глазах туземцев золото, последняя цель и самая пламенная мечта всех других людей, не имело никакой цены. Оно не было ни меновым средством, ни средством накопления и обогащения, ни мерою, ни признаком, оно не поощряло к деятельности, не прельщало и не терзало, и никого не делало ни добрым, ни злым, ни сильным, ни слабым. Можно было предположить: если не золото, то какой-нибудь другой металл, или благородный элемент имеет для них общепринятое значение золота. Но это было не так. Владение приняло у них формы, каких нельзя было найти ни в какой другой стране: формы сказочные, формы прекрасного, вполне достижимого в будущем для нас идеала. Многие массы людей жили совершенно равные между собою; и над ними всеми на конечной высоте был старший инка. От инки исходили благоденствие и беды, вся милость, все достоинство, все достояние. На его бахромой отороченной бороде укреплены были два пера редкой птицы Коранквенкве, обитавшей в одной пустыне меж гор. Убивать ее разрешалось только для украшения его головы.

Предание рассказывает, что в отдаленные времена народ этот жил во мраке и беззаконии. Тогда солнце, светоч и мать человечества, прониклось жалостью к его низменности и послало двоих своих детей передать ему блага упорядоченной жизни. Неземная чета, брат и сестра, в то же время — супруг и супруга, шествовала по плоскогорью, неся с собой золотой клин, и ей приказано было поселиться в том месте, где клин без труда погрузится в землю. В страшной долине Куцко свершилось это чудо: золотой клин исчез в земле.

От этих двух солнечных созданий вел свое происхождение инка и вся страна была его собственностью.

Вся земля государства разделена была для обработки почвы на три части: одну для солнца, другую для вождя и третью, самую большую, для народа. Каждый перуанец в двадцатилетнем возрасте обязан был жениться: тогда община отводила ему жилье и земельный участок. Но перераспределение земельных участков происходило каждый год и доля каждого увеличивалась или уменьшалась сообразна числу членов его семьи. Прежде всего, обработке подлежали поля, принадлежавшие солнцу; затем—участки вдов, старцев, больных, словом, всех тех, кто по какой либо причине не мог справиться со своим хо-зяйством; далее обрабатывалась почва, предназначенная для удовлетворения собственных потребностей, но каждый обязан был помогать своему молодому или многодетному соседу. Последним обрабатывалось поле инки, с большой торжественностью и при участии всего народа. На рассвете, с высоты башни раздавался клич, созывавший на работу, и мужчины, женщины, дети приходили в своих лучших платьях, весело исполняли урок и пели при этом старинные гимны и песни. Гак говорит предание...

Общим достоянием были плуг, рига, семена и хлеб, общим достоянием — стада; в назначенное время люди стригли овец, шерсть сдавалась в общественные склады, и каждой семье уделялась и женщинам передавалась, для тканья и прядения, соответствующая потребностям доля. Все должны были работать, от ребенка до матери семейства, если она не была слишком слаба, чтобы сидеть за прялкою. Никому не разрешалось бездельничать; праздность была преступлением.

Общим достоянием были рудники, плавильные печи, лесопильни, ветряные колеса, каменоломни, мосты, дороги, леса, дома, сады. Никто не мог разбогатеть, никто — обнищать. Никакой расточитель не мог промотать свое состояние из распутной прихоти, никакой корыстолюбец — разорить своих детей безрассудными затеями. Не существовало нищих, не существовало прихлебателей. Если какое-нибудь несчастье доводило человека до упадка,— по собственной вине он опуститься не мог,— то государство оказывало ему помощь, подымая, как того требовал закон, на прежний общий уровень. Незнакомы были этому народу честолюбие и алчность, мятежность и болезненный дух недовольства, политические страсти и себялюбивые стремления. Никто не имел собственности, все принадлежало всем, и все, не только самая страна, было собственностью старшего, но равного, инки, этого небом ниспосланного существа...

И вот этот мирный народ был растерзан хищником Пицаро с его разнузданными войсками, убивавшими детей, стариков, больных, женщин, старух только потому, что в их стране было золото...

Инки не верил, что этот металл, к которому так жадны были эти чужие ворвавшиеся люди, мог иметь какую либо цену, иметь какое либо значение. Когда солдаты набросились на самого старшего инку с его любимым сыном, оба они не знали, что достаточно было, протянуть солдату руку с золотом и жизнь их могла бы быть спасена.

Но старший инка Атахуальпа чутьем понял это и, прикрывая голову своего любимца сына левой рукой, он правою снял золотую застежку со своей одежды и протянул ее солдату насильнику Педро Алькону. Можно было заметить, что была какая то нерешительность в этом движении, какое то колебание, словно он этому замыслу не доверял и на успех не смел рассчитывать.

Алькон взял украшение, взвесил его на руке и пожал плечами. Инка снял тогда толстый золотой обруч с левой руки и подал его солдату. Тот опять взвесил, сжал губы и в нерешительности выпучил глаза. Тогда Атахуальпа, с обычно ему несвойственной порывистостью, сорвал со своей шеи цепь со смарагдами и бросил ее в нагло протянутую руку солдата. На этот раз Алькон удовлетворенно кивнул головою, спрятал драгоценности в кожаный свой нагрудник и вложил меч в ножны.

Атахуальпа смотрел на него ослепленный, он получил доказательство, что у чужеземцев можно купить за золото жизнь. Однако это казалось ему таким чудовищным, что он долго еще стоял в глухом оцепенении, из которого не могли вывести его даже слова любимца...

Присутствие золота было обнаружено с 1543 г., благодаря тому обстоятельству, что местные бразильские индейцы делали свои рыболовные крючки из золота. Однако, только в 1577 г. были найдены первые золотые россыпи.

Первый белый человек, нашедший золото Бразилии на берегах притока реки Смерти, около современного города св. Иоанна был Антоний Родриго. Здесь так же, как и в других местах, история золотой промышленности сопровождалась кровопролитием: богатство золота вызывало постоянные столкновения между властелинами страны, кончавшиеся убийствами и скрытием кровавых следов в потоках „Rio des Mortes", т. е. реки Смерти.

К северу от гор св. Иоанна были найдены также огромные количества золота, результатом чего было основание так называемого золотого города Дель-Рей.

В Бразилии добыча золота в первоначальный период велась обыкновенно в оба сезона, из которых один был дождливый, а другой сухой, причем в последний, когда воды для промывки не хватало, добыча была трудна, т. к. надо было запасаться избытком воды на весь этот сезон. Первоначально промывка производилась в речных отложениях в простых деревянных корытах, понятно, когда возможно было удержать воду на более высоком уровне, почва разбивалась уступообразно на несколько ступеней 20-30" длин, 2-3" ш. и Г высоты На каждой ступени стояло 6-8 рабов, которые, по мере поступления протекающей воды, мешали ее с породой, пока не получалась жидкая грязь. Внизу такой серии ступеней была проделана канава, куда попадала вся грязь и после 5-6-дневного промывания процесс его заканчивался.

Золотые пески относились руками к другой реке и там подвергались другому процессу разделения грязи от металла.

Золотые потоки россыпей обыкновенно были прослеживаемы до выходов коренных кварцевых пород, которые разрабатывались на небольшую глубину открытыми работами.

Эти работы продолжались лишь до тех пор, пока твердость кварца была под силу туземцам-горнякам, но последние были совершенно беспомощны, когда наступал предел твердости, преодолеть которую они были не в состоянии.

В описываемый период золото разрабатывалось также в рудничном районе Герэес, находящемся в гористой местности Бразилии к северу от Рио-де-Жанейро. Первое золото здесь было найдено португальцем Мануэлем Камаром, который сам и добыл себе огромное состояние: но скоро весть об этом распространилась, и несмотря на то, что золотые бразильские месторождения были трудно достигаемы, тем не менее на них скоро закипели работы. Пища и провизия приносилась на плечах рабов с дальнего расстояния, исчисляемого от 200-2000 миль; поэтому стоимость ее была огромна, обыкновенной пищей служили фрукты, расцениваемые на месте весьма высоко. Здесь одна мера ржи стоила дороже, нежели фунт золота. Такая же цена была и одного фунта соли.

Затем золото постепенно было открыто и в других местах в период времени с 1690-1825 г. Наряду с этим, примитивные методы добычи, промывки и обработки золота должны были уступить место более совершенным, что и отразилось на стоимости золота, а это в свою очередь заставило искать рынок сбыта его. Таким обширным и постоянным рынком явился Старый Совет — Европа, со значительным количеством образовавшихся государств, нуждавшихся в золотом обращении и вообще в золоте. Приток золота из Америки на Европейский материк сразу показал свое влияние на развитие золотого дела в Европе: цена золота поколебалась и вслед за этим появились золотые кризисы, давшие себя почувствовать слабо организованным в промышленном отношении странам. Но заокеанную промышленность эти кризисы не волновали: от частных предприятий золотое дело постепенно перешло в акционерные общества, которые, в конце концов, сосредоточив в своих руках наиболее крупные капиталы, сумели крепко держать в своих руках золотую валюту, управляя ею на весь мир.

Калифорния

В Калифорнии золото было открыто испанцами при занятии ее в XVI ст. Кортес посетил ее из Мексики в 1534 г. и вернулся обратно с небольшим количеством золота.

Испанцы владели Калифорнией в течение почти 3-х столетий: но за это время нашли мало золота, т. к. настоящие месторождения золота не были известны, и только в XIX ст. с 1842 г. начинается новая эпоха золотопромышленности всего мира, на золотую арену которой выступила сказочная Калифорния. После президентских выборов в 1842 г. зажглась война Соединенных Штатов с Мексикой, окончившаяся поражением последней, после чего в 1848 г. Калифорния была уступлена Соединенным Штатам в виде компенсации за военные издержки.

Было странное совпадение, что историческое открытие калифорнийского „Эль-Дорадо" совпало с поднятием американского флага.

Нахождение золота, сыгравшего впоследствии огромную роль во всей стране, было случайное, оно было сделано одним европейским поселянином, пожелавшим после девятилетнего там пребывания улучшить свою ферму.

Иоанн Сэттер, немец по рождению, швед по происхождению и француз по воспитанию, в 1847 г. при постройке мельницы на своей ферме, при рытье канавы для спуска воды, заметил с помощью своего приказчика частицы золота. Несмотря на сильное желание сохранить это в тайне, об открытии скоро узнали в округе и бросились искать в русле реки золото, и сразу для всех стало ясно, что берега этой реки со впадающими в нее небольшими притоками содержали много золота.

Известие распространилось подобно огню среди соломы. Только что начавшаяся постройка порта Сан-Франциско была приостановлена, т. к. все рабочие кинулись на поиски золота. В городе все торговцы, чиновники, законоучители, доктора,— все соединились для того, чтобы искать золото.

Солдаты и полицейские оставляли свои посты в поисках золота.

Не успевал какой либо корабль бросить якорь, подъезжая к берегам этого района, как вся команда с пассажирами прощалась с кораблем и торопилась на берег, чтобы присоединиться к этой погоне за золотом.

Когда известие распространилось еще дальше, люди приходили с каждой части Америки, затем стали толпы прибывать из Европы и даже из Азии. Первоначально эмигранты состояли из орегонцев, мексиканцев, перувианцев, чилийцев и китайцев. Но новые золотые места были трудно достижимы. Со стороны материка они были закрыты двойной Цепью высоких гор, а эти горы были отделены от Восточных Штатов на 2000 миль степями и безводными путями, которые только отчасти были известны. Для достижения же Калифорнии водою со стороны Атлантического океана надо было подвергнуться длинной поездке, сопровождаемой морскими штурмами вокруг мыса Горн. Оставался еще путь по суше через нездоровый Панамский перешеек. Но золотой магнит был слишком сильный и побеждал все препятствия. Обыкновенно между августом и декабрем ежегодно не менее 30000 эмигрантов переходили свыше 2000 миль через длинную и безводную местность, встречая на дороге две цепи гор, равные по высоте Альпам, и другие препятствия. Но к этим естественным препятствиям присоединялись еще и другие. Кочующие и воинственные местные племена, испуганные этим бесконечным потоком белых людей, очень энергично противодействовали захватам их охотничьих земель. Но пришельцев это не пугало, как не пугала их холера, посетившая этот край: живой поток продолжал свой трудный путь по диким скалам горных кряжей, пока не доходил до приятного западного склона у Сиерра-Невады.

Потом шли эмигранты из Европы, большей частью из Британских островов. Эти аргонавты десятками и тысячами—переплывали на простых суднах к Нью-Йорку или другим каким либо портам, чтобы отсюда начать ужасный переход по суше, оставляя на пути свои белые кости, служившие для других хорошим указателем дороги к золотым полям Калифорнии.

В описываемый период эта страна обладала огромным количеством золота; ничего подобного не было ни в прошлом, ни в теперешнем состоянии золотоносных районов всего мира: выход золота был феноменальный. Первые «счастливцы», закрепившие за собой земли на посессионных правах, в короткий срок становились обладателями громадных капиталов.

Добыча в центральных местах давала золота на сумму до 1000 ф. стерлингов в день (1 фунт стерлингов около 10 руб. золотом).

В течение 1848 г. цифра заработка 500-700 долларов (1 доллар равен около 2 рублям золотом) в день составляло обыкновенное явление. Золотая пыль сделалась общепринятой в употреблении, но весьма скоро ценность золота понизилась от 17 до 4 долларов за 1 унцию=31 гр.

В продолжение 1 года издаваемая в Сан-Франциско газета „Калифорния" должна была превратить свое существование, т. к. не было людей, которые могли бы печатать и читать газету. С возобновлением ее через некоторое время издатель говорил, «что рабочие- печатники во время своего путешествия за золотом собирали ежедневно, пользуясь лопатой, кайлой и сковородкой, золота на сумму от 40-120 долларов».

Калифорния с открытием в ней золота положила начало и новой истории в горном деле. До сих пор горное дело не знало свободы труда. Напротив того, с эпохи развития калифорнийского золотого дела, понятие о рабстве было заменено понятием свободы. Первые завоеватели золота были свободными людьми; толпы эмигрантов шли сами, не будучи кем - либо принуждаемы; одновременно с этим свободная работа сопровождалась полным бесправием; жизнь в этих местах протекала при самых первобытных условиях законов, порядков, власти здесь вначале не существовало. В конце концов, каждый человек мог надеяться только на самого себя, свою ловкость, силу и умение обращаться с пистолетом и кинжалом. Свалки между золотоискателями, убийства, игорные притоны, разгул, тяжбы в своеобразных судах—все это было самым обыкновенным явлением. Было поверие: мертвое тело, всплывшее на реке, свидетельствовало о том, что это было случайной смертью, а не умышленном убийством золотоискателя, который, благодаря обильному количеству золота, должен был обязательно пойти ко дну. Вместе с тим смешение чуть ли не всех языков, нервное веселое ежедневное возбуждение, игра в азарт — все это переплеталось между собой и создавало какую-то безумную вакханалию, девизом которой было только — золото и золото!

В первый период работы по добыче золота велись на поверхности. Применяя весьма простые промывки в течение двух лет, Калифорния давала ежегодно золота на сумму 10000000 ф. стерлингов. Через несколько лет, когда поверхностные руды были истощены и добыча их россыпей стала затруднительной, постепенно перешли к более совершенным техническим способам, в особенности при разработке коренных кварцевых месторождений, применяя последовательно, начиная с 1850 г., подземные работы, специальную промывку, дробление и измельчение отделений песков, шлаков, гидравлические способы добычи, амальгамации и пр. приемы технической эксплуатации золотых месторождений.

Помимо Калифорнии и др. районов Америки ценные металлы, в том числе и золото, еще раньше были открыты в Австралии в 1835 и 1845 г.г., а затем в Южной Индии.

В семидесятых или восьмидесятых годах XIX столетия сильно развивается золотопромышленность в золотоносных районах западной и северно-западной части Северной Америки с Аляской и Канадой, обеспечивавшей, совместно с калифорнийским золотом, за Северной Америкой первое место по добыче золота в течение этих лет. Но уже в конце XIX столетия колоссальный размах золотодобывающей промышленности Южной Африки побивает американской рекорд и прочно занимает первое место на мировом золотом рынке. И до наших дней Южная Африка, с ее огромными запасами богатейших по содержанию золота месторождений, является крупнейшим мировым поставщиком золота.

Мировая добыча в XX веке

Мировая добыча золота в XX столетии характеризуется такими цифрами:

Таблица 1.

Добыча в пудах

Добыча в пудах

По данным монетного двора Соединенных Штатов за все время, протекшее с открытия Америки (в конце 15 века) по 1922 г. включительно, добыто на всем земном шаре 28216 тонн золота (1 тонна равняется 61,05 пуд.), всего на сумму 18,8 миллиардов долларов. За последние годы перед мировой войной, 25 лет, в среднем 25% всего добывавшегося золота шло на технические цели, остальное же количество поступало для чеканки монет и в золотые запасы разных стран. В монетном обращении к концу 1913 г. находилось золота на сумму около 20.000.000 рублей. Интересно отметить, что в довоенное время на ежегодную мировую добычу в среднем 700 тонн золота тратился труд приблизительно полутора миллионов людей.