Карта динамики речевого развития для логопеда. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам.

В этот период речевого развития ребенка в процессе речевой практики Е.И. Петанова выделяет три этапа развития его речи:

Первый этап развития речи ребенка, связанный с практическим обобщением языковых факторов: в возрасте от 2,5 до 4,5 лет ребенок не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Успехи в овладении языком связаны с практическим обобщением языковых факторов.

Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку представляют собой «построение по образцу», то есть, основаны на воспроизведении ребенком уже известных ему слов. Основным «источником» новых слов являются взрослые. В своей речи ребенок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых. Но речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет и творчество в формировании новых слов. Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок, точно так же как взрослые, строят неологизмы, говорит по аналогии «жирафлёночек».

Второй этап развития речи ребенка, связанный с формированием у него логического мышления: эта стадия развития речи ребенка начинается в возрасте 4-5 лет и характеризуется тем, что развитие его речи теперь тесно связано с формированием у него рассуждающего логического мышления.

Ребенок переходит от простых предложений, в большинстве случаев еще не связанных друг с другом, к сложноподчиненным предложениям. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные, целевые, следственные и прочие связи в предложениях, из которых состоит речь ребенка.

С семантической стороны речь ребенка в этот период ее развития остается относительно бедной. Значения слов недостаточно точны - слишком сужены или чрезмерно широки.

Третий этап развития речи ребенка связанный с началом изучения языка: трудности предыдущего периода освоения речи ребенком преодолеваются лишь в ходе следующего, третьего этапа - развития речи в связи с изучением языка. Этот этап речевого развития начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчетливо проявляются при изучении родного языка в школе.

М.П. Елагина выделяет три этапа овладения детьми активным словом, которое происходит в раннем возрасте и является начатом развития речи детей дошкольного возраста:

1. Всё внимание ребёнка и его активность направлены на предмет: «Дай-дай!» Ребёнок желает овладеть игрушкой. Сам взрослый, его слова не интересны для ребёнка. При удовлетворении потребности ребёнка он слов произносить не будет. Само предметное действие речи не стимулирует. Ребёнок может заниматься с игрушкой, не зная, как она называется.

2. Малыш переключается на взрослого и прислушивается к слову. Он смотрит на взрослого и указывает пальчиком на предмет, сопровождает лепетом. Назвать правильно не удается. Цель сказать что-то ставит перед ребенком взрослый. Потребность в общении с взрослым заставляет малыша принять эту цель и сказать нужное слово.

3. Малыш начинает смотреть на губы взрослого и прислушиваться к слову, которое он произносит. Пытается произнести слова. При удаче повторяет слова вновь и вновь. Чтобы ребенок сам, по своей инициативе начал говорить, у него должна быть потребность в общении с взрослыми и в каком-либо предмете.

И.Ю. Кулагина рассматривая развитие психических функций, отметила, что период детства сенситивен к усвоению речи, и выделила следующие этапы:

Первый этап (раннее детство 1-3года):

Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает. Необычные по звучанию слова заменяются словами «взрослой» речи.

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической её сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка - то, что слово приобретает для него предметное значение. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь - количество понимаемых слов. К 2 годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать объяснения взрослого относительно совместных действий. В 2-3 года возникает понимание речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений.

Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К 3 годам активный словарь достигает 1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1.5 года, состоят из 2-3 слов. К 3 годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка.

Второй этап (дошкольное детство 3-7лет):

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучению чтению и письму.

ь Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребёнок перестаёт узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

ь Интенсивно растёт словарный состав речи. Велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

ь Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строения слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значение «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла.

ь В конце дошкольного возраста ребенок переходит к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения - монолога, рассказы. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, опенку, согласование игровых действий.

А.В. Захарова установила, что на протяжении дошкольного возраста значительно увеличивается количество отношений, выражаемых каждым падежом.

Прогресс заключается в том, что в речи при помощи падежных форм выражаются все новые виды объективных отношений разнообразными способами. У старших дошкольников временные отношения, например, начинают выражаться формами родительного и дательного падежа.

Падежные формы в этом возрасте образуются целиком по одному из типов склонения. Они уже целиком ориентируются на окончания в именительном падеже и в зависимости от того, как они его произносят, производят формы - по первому или по второму типу. Если безударное окончание воспринималось и произносилось ими как «а», они употребляли во всех падежах окончания I склонения. Если же они принимали окончания на редуцированное «о», то они воспроизводили во всех падежах окончания II склонения.

Таким образом, к началу школьного возраста у ребенка совершенно отчетливо выражена ориентировка на звуковую форму существительных, что способствует усвоению морфологической системы родного языка.

Ребенок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении предложений. В младшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры. Объяснительный тип связанной речи имеет существенное значение для формирования коллективных взаимоотношений детей .

Особенностью общения дошкольника со сверстником, в отличие от общений с взрослыми, заключается в том, что контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены. Разговаривая со сверстниками, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. Дети при разговоре чувствуют себя более раскованно; используются инициативные высказывания.

Ребенку значительно важно высказаться самому, чем выслушивать другого. Нередко беседы с ровесниками не получается, т.к. каждый говорит о своем, не слушая другого. В 4-5 лет у детей появляется потребность в общении, это связано с тем, что развивается дидактическая игра .

А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й - подготовительный - до одного года;

2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;

3-й - дошкольный - до 7 лет;

4-й - школьный.

Остановимся подробно на характеристике этих этапов.

Первый этап -- подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет.

Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес.-- лепет (агу-угу. тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет -- это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

В возрасте 7--9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков

С 10--11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).

В это время важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).

К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап -- преддошкольный (от одного года до 3 лет).

С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одни тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришёл папа; нет папы; папа, подойди и т.п. .

Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний. накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши. отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей .

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом, затем - примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата», «Мама, дай Тате попить молока»). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап -- дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже -- дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие .

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.

К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.

Параллельно с развитием словаря идет в развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это везет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории .

Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте -- простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела, стану большим сильным дядей»).

На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.

В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40--50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи -- монологической речью .

В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки. далее -- мягкие и твердые согласные и, наконец,-- сонорные, шипящие и свистящие звуки.

К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.

На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок. рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта. его собственных переживаний, впечатлений .

Четвертый этап -- школьный (от 7 до 17 лет).

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим -- это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи -- письменной речи.

Средний дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими. Главным образом через игровые и реальные отношения со сверстниками. В этом возрасте общение детей становится более регулятивным и продолжительным.

Новый значительный шаг развития общения в условиях взаимоотношения происходит в связи с поступлением ребенка в школу. Он определяется: во-первых, тем, что существенно расширятся круг общения, вовлекаются много новых людей. Во-вторых, в связи с изменениями внешних и внутренних позиций младшего школьника, расширяется тематика его общения с людьми.

В круг общения включаются вопросы, относимые с учебой и трудовой деятельностью. Параллельно круг общения ребенка быстро растет, появляются постоянные привязанности .

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования.

Ключевые слова : мониторинг динамики речевого развития, автоподсчёт результатов, баллы, проценты, электронный документ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронная логопедическая документация

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕЧЕВОЙ КАРТЕ

Т.В. Капустина

Логопед ГБОУ №687 «ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЁНКА»

г. Санкт-Петербург

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в баллах и процентах, выявить результативность работы логопеда с минимумом временных затрат в режиме автоподсчёта результатов логопедического обследования.

Ключевые слова : мониторинг динамики речевого развития, автоподсчёт результатов, баллы, проценты, электронный документ.

Современный учитель-логопед в век информационно-коммуникационных технологий должен строить свою работу в соответствии с новыми квалификационными требованиями, изложенными в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Учитель-логопед XXI века должен иметь навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Сегодня уже нельзя игнорировать ведение электронного документооборота, который предстоит ещё разрабатывать и совершенствовать. Каким он должен быть? Какие документы должен включать? Перечень вопросов к содержанию электронного документооборота, к его структуре, дизайну сегодня является открытым.

В данной статье вниманию читателей, и в первую очередь учителям логопедам и учителям-дефектологам, предлагается один из документов открытого перечня электронного документооборота – «Мониторинг динамики речевого развития детей ». Необходимость разработки данного документа продиктована введением в действие ряда новых нормативно-правовых документов в системе дошкольного образования.

В первую очередь это связано с реализацией «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ МОиН РФ от 23.11.09 № 655), которые обязали дошкольные образовательные учреждения, в структуре которых есть группы компенсирующей направленности, при разработке образовательной программы предусмотреть раздел « Примерная программа (программы) коррекционной работы». Содержание данного раздела обязательно должно включать мониторинг динамики развития детей, который бы позволил на протяжении конкретного этапа (учебного года) фиксировать результаты диагностики, а затем провести сравнение данных и получить оценку результативности коррекционной работы.

Новые требования к аттестации педагогических кадров, в частности распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03. 2011 года за № 412-р, предусматривают критерии оценки результатов освоения воспитанниками образовательных программ и динамики их достижений. Приложение № 2 «Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника дошкольного образовательного учреждения» содержит для учителей-логопедов и учителей-дефектологов в разделе № 3 «Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений» два критерия, оценить которые можно только по результатам мониторинга, представленных в аналитической справке:

пункт 3.2. «Наличие стабильных результатов коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»;

пункт 3.3. « Положительная динамика в коррекции развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья »;

Любая аналитическая справка о результатах должна содержать цифровые значения, которые позволят в результате определённых арифметических действий отразить и наличие стабильных результатов и положительную динамику в коррекции развития воспитанников, тем самым подтвердить эффективность работы учителя-логопеда.

В Приказе Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 "Об утверждении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования" изложено:

Часть 3 пункт 2.3. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей… в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей».

Предлагаемый мониторинг динамики речевого развития разработан как универсальное приложение к речевым картам для детей с тяжёлыми нарушениями речи, используемым учителями-логопедами в своей практике, его рабочее название: «Количественный анализ динамики речевого развития детей с ОНР».

Мониторинг разработан на основе программного обеспечения Microsoft Office Excel и представляет собой таблицу (см. рис.1), состоящую из 18-ти столбцов.

Рис.1.Динамика речевого развития детей (общая таблица).

Первые два столбца – учётная запись (номер по порядку; фамилия и имя ребёнка). Третий столбец «Учитывается в статистике» - является служебным, используется для подсчёта общего количества детей.

  1. Неречевые психические функции.
  2. Мелкая моторика.
  3. Атрикуляционная моторика.
  4. Общие речевые навыки.
  5. Звукопроизношение.
  6. Слоговая структура и звуконаполняемсть слов.
  7. Фонематический слух, языковой анализ и синтез.
  8. Импрессивная речь.
  9. Активный словарь.
  10. Обобщающие понятия.
  11. Словоизменение.
  12. Словообразование.
  13. Связная речь.

Каждый из 13-ти разделов логопедического обследования разделен на 3 части в соответствии с традиционными периодами обследования (сентябрь, январь, июнь).

Два последних столбца «Баллы (65 max) и «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов за период» объединены общим названием «Итог индивидуальный».

Столбцы таблицы, выделенные серым цветом («Учитывается в статистике» и «Итог индивидуальный»), работают в режиме автоподсчёта, в ходе работы внесение данных в эти ячейки недопустимо.

Математические формулы для подсчёта описываются следующими выражениями:

Для подведения итогов обследования выбрана 6 -ти бальная система оценки. За степень сформированности обследуемой функции по каждому виду деятельности вводятся баллы от 0 до 5.

В ходе ежеквартального обследования учитель-логопед фиксирует результаты обследования в виде среднего арифметического балла с учётом правил округления в соответствующем разделе таблицы.

Следует обратить внимание на различие критериев оценки внутри разделов. Критерии оценки раздела «Звукопроизношение» рассматриваются отдельно, так как обследуется сугубо специфическая фонетическая функция, для которой требуются иные критерии оценки.

Критерии оценки по следующим 12-ти разделам:

«Неречевые психические функции», «Мелкая моторика», «Артикуляционная моторика», «Общие речевые навыки», «Слоговая структура и звуконаполняемость слов», «Фонематический слух, языковой анализ и синтез», «Импрессивная речь», «Активный словарь», «Обобщающие понятия», «Словоизменение», «Словообразование», «Связная речь».

Низкий уровень (0-1балл).

0 – отказывается отвечать на вопросы или не может выполнить задание.

1 – выполняет задания только с помощью логопеда с серьёзными многочисленными ошибками.

Средний уровень (2-3 балла).

2 – задания выполняет только с помощью логопеда, допускает многочисленные ошибки.

3 – задания выполняет с незначительной помощью, допускает ошибки.

Высокий уровень (4-5 баллов).

4 – задания выполняет самостоятельно, допускает отдельные незначительные ошибки. Степень сформированности обследуемой функции в пределах возрастной нормы.

5 – отлично справляется с заданиями, выполняет их самостоятельно и правильно. Степень сформированности обследуемой функции соответствует возрастной норме.

Критерии оценки раздела «Звукопроизношение».

Низкий уровень (0-1 балл).

0 – звук отсутствует, либо произносится дефектно.

1 – проводится подготовительный этап постановки звука.

Средний уровень (2-4 балла).

2 – звук автоматизирован в слогах.

3 – звук автоматизирован в словах и фразах.

4 – звук автоматизирован в чистоговорках и специальных текстах.

Высокий уровень (5 баллов).

5 – звук введён в свободную речь, коммуникативные навыки сформированы.

Максимально набранное количество баллов по 13 разделам составляет 65 баллов.

По окончании внесения данных в столбце «Итог индивидуальный» в режиме автоподсчёта виден результат в виде баллов (столбец «Баллы – max 65») и в виде % (столбец «Процент набранных баллов от максимально возможного количества баллов»). В нижней части таблицы, в режиме автоподсчёта, отражается количество обследуемых детей и общий итог обследования по группе в баллах и процентах. Эти сведения необходимы, чтобы наглядно представить уровень речевого развития воспитанников группы в данный период времени в виде диаграммы (см. рис.2.)

Рис. 2.Общая диаграмма речевого развития детей обследуемой группы.

На диаграмме по оси абсцисс (горизонтальной) указаны периоды обследования: сентябрь, январь, июнь), по оси ординат (вертикальной) – оценка результативности. За 100% приняты максимально набранные 65 баллов, которые соответствуют возрастной норме речевого развития ребёнка. На рис.2 представлена динамика речевого развития группы: в сентябре уровень речевого развития составил всего 16,1 % от 100%, в январе – 37,6%, а в июне – 58,9 %. По результатам мониторинга делаем вывод о том, что результаты июньского обследования в 10 раз превышают сентябрьский результат. Диаграмма свидетельствует о положительной динамике речевого развития, однако она также подтверждает факт, что дети не достигли уровня нормального речевого развития в соответствии со своим возрастом.

Возможности данного мониторинга динамики речевого развития детей позволяют также визуально оценить и личную динамику речевого развития каждого ребёнка в группе в виде диаграммы (см. рис.3)

Рис.3.Диаграмма личной динамики речевого развития ребёнка под №2.

Отличительными особенностями электронного документа «Мониторинг динамики речевого развития» являются следующие качества.

  1. Универсальность – может быть использован в приложении к любой речевой карте.
  2. Простота и лёгкость при составлении отчётов – минимум временных затрат при получении максимума информации, автоподсчёт результатов.
  3. Наглядность динамики результативности – в работе с родителями, самоконтроле учителя-логопеда, отчёты на консилиумах в ДОУ, аналитическая справка, планирование коррекционной работы, построение индивидуальной образовательной траектории ребёнка.
  4. Визуализация индивидуальной динамики личностных достижений ребёнка в речевом развитии (в течение учебного года или всего периода коррекционного обучения).

Литература.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года за № 655, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 8 февраля 2010 года, регистрационный № 16299, вступил в силу 16 марта 2010 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга «О формах экспертных заключений для аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга» от 18.03.2011 года за № 412-р.

5.Сборник материалов I Всероссийской международной научно- практической конференции «Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы».

Капустина Т.В., Зигле Л.А. Статья «Мониторинг динамики речевого развития детей. Приложение к речевой карте». Барнаул, 2011г.


Краткая аннотация статьи: Суще­ствует достаточно широкий выбор методической литературы, по­священной проблеме дидактического и методического обеспече­ния логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мною была создана Тестовая Речевая Карта, интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Тестовая речевая карта – главный инструмент логопеда в системе диагностики речевых нарушений и отслеживания динамики речевого развития детей.

В начале учебного года учителя-логопеды проводят тщательную всестороннюю диагностику, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В итоге проведения диагностики, должна сложиться целостная картина речевого развития ребенка, позволяющая спрогнозировать и оценить дальнейшую перспективу формирования его коммуникативной способности.

Однако для организации эффективного коррекционного воздействия и построения продуктивной логокоррекционной работы необходимо не только выявить речевое нарушение, но и осуществлять контроль за динамикой речевого развития.

В последнее время широкое распространение в системе коррекционной работы получила практика проведения тестовой диагностики детей дошкольного возраста. С их помощью учителя-логопеды могут сделать мониторинг развития детей, отследить происходящие изменения в их речевом развитии, а значит, вовремя подкорректировать выявленные недостатки. Но, как правило, подобная форма отслеживания результатов работы объёмна и требует затраты большого количества времени.

Существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвященной проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Но практикующему педагогу бывает достаточно сложно разобраться в методологии той или иной диагностики. Возникают затруднения в интерпретации критериев оценки исследуемого качества.

В настоящее время учителя-логопеды нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках, позволяющих не только определить речевое нарушение, но и проследить динамику речевого развития ребёнка.

Используя материалы различной литературы, анализируя новые разработки в периодической печати, Интернет ресурсы, свой собственный опыт, мной была создана Тестовая Речевая Карта , интегрирующая в единое диагностическое пространство разносторонние сведения о речевом развитии ребёнка и мониторинговое сопровождение, что позволило организовывать наиболее качественное коррекционное воздействие.

Данная Тестовая Речевая Карта разработана на основе тестовой диагностики обследования речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями Т.В. Кабановой, О.В. Домниной .

Инновационная сущность предлагаемой Тестовой Речевой Карты заключается в том, что результаты, выявленные в процессе диагностики, могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных компонентов речевой системы.

Качество и эффективность коррекционной работы с детьми контролируется логопедом два раза в год:

  1. на начало учебного года диагностика проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания коррекционной работы; на основе результатов диагностики разрабатывается индивидуальный план логокоррекционной работы на каждого ребёнка.
  2. в конце – с целью отслеживания формирования правильной речи ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов, что позволяет получить представления о том, чего достигли дети в своем развитии в процессе систематической коррекционной работы и скорректировать обнаруженные пробелы.

Двухступенчатая система Речевой Карты позволяет оперативно получить данные о развитии всех компонентов речевой системы у детей и осуществлять коррекционную поддержку ребёнка, отслеживая динамику в его речевом развитии.

К тестовым заданиям прилагается иллюстративный материал и описание технологии обработки полученных результатов.

Данная Тестовая Речевая Карта является универсальной формой проведения систематической и профессиональной диагностики речевого развития детей, которая способствует глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 5 лет:

Тестовая речевая карта дошкольника для детей 6 лет:

Картинный материал к тестовым речевым картам:

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/д., 2011
  2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. М., 2008
  3. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. М., 2008

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин

Динамика речевого развития ребенка средней возрастной группы 1

__________________________________ на период с 1.09.12 по 31.12.12

Системная организация словаря отличается большим количеством смысловых связей. В лексиконе значительно увеличился объем предметного и предикативного словаря. Усвоены существительные мужского и женского рода единственного числа (он, она). Усвоены словоизменительные модели языка существительные мужского и женского рода в единственного и множественного числа (один-много). Синтаксические навыки в целом сформированы, при построении синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, но в речи допускаются недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной и временной связью.

Сформировано и умение понимать и правильно употреблять в речи глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (Что делает?, Что делают?). Сформировано умение понимать и воспроизводить синтаксическую конструкцию простых распространенных предложений.

Появилась положительная динамика в развитии фонематических процессов. Проводилась работа по преодолению нарушений звукопроизношения.

Постановка звука_________автоматизация_____________________________

Динамика речевого развития ребенка средней возрастной группы 1

_____________________________________на период с 1.09.12 по 31.12.12

Системная организация словаря находится на стадии установления первичных тематически обусловленных связей. Возникают трудности в установлении родовидовых отношений между словами. В лексиконе увеличилось количество слов обозначающих действия, и прибавилось слов, обозначающих признаки предметов. Идентифицирует содержательно – смысловое значение текста. Доступно понимание скрытого смысла текста с помощью педагога. Способен построить собственное высказывание на основе полученной информации из текста. Частично воспроизводит текст, воспринятый на слух, опираясь на вопросы. При пересказе частично сохраняет лексику оригинала.

В стадии формирования существительные мужского и женского рода единственного числа (он, она). Усвоены словоизменительные модели языка существительные мужского и женского рода в единственного и множественного числа (один-много). Сформировано умение понимать и правильно употреблять в речи глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (Что делает?, Что делают?). Синтаксические навыки в целом сформированы, при построении синтаксических конструкций соблюдается соответствие формы и содержания, но в речи допускаются недочеты при построении сложносочиненных предложений с причинно-следственной и временной связью. Возникают трудности в вариативных возможностях построения конструкции различного вида.

Появилась положительная динамика в развитии фонематических процессов.

Проводилась работа по преодолению нарушений звукопроизношения.

Постановка звука_________автоматизация_____________________________

Речь стала более четкой, понятной, отработаны слова более сложной слоговой структуры.

Учитель-логопед__________________

Динамика речевого развития ребенка средней возрастной группы 1 ____________________________________на период с 1.09.12 по 31.12.12

Системная организация словаря находится на уровне развития более младшей возрастной нормы. Возникают трудности в установлении родовидовых отношений между словами. В лексиконе не значительное увеличение количество слов обозначающих действия, и минимальное слов, обозначающих признаки предметов.

Испытывает значительные трудности в идентификации содержательно – смыслового значение текста. Не доступно понимание скрытого смысла текста. Доступно построение собственного высказывания на основе полученной информации из текста только с помощью педагога. Не воспроизводит текст, воспринятый на слух, и опираясь на вопросы. При пересказе не сохраняет лексику оригинала.

Трудно происходит усвоение формообразовательных моделей языка. В речи встречается неадекватное употребление предлогов, имеют место ошибки при согласовании в роде числе падеже.

Появились отдельные слова, самостоятельная простая фраза стала более наполненной.

Видна положительная динамика в развитии фонематических процессов, но фонематический слух остается еще в значительной степени нарушен.

Речь стала немного более понятной, более внятной, но остается не четкой с ошибками в ударении и репродуцировании интонационных конструкций.

Работа над слоговой структурой слова дается с большим трудом так как имеются грубые нарушения в четком и правильном произнесении слов.

Проводилась работа над развитием правильного звукопроизношения

Постановка звука______________________автоматизация________________

Учитель-логопед__________________

Главная > Доклад

Динамика речевого развития

Звукопроиз-ношение

Грамматич.

строй речи

Звуковой

Результат

ОНР 2ур.- 1ОНР 3ур.- 2ФН- 1ФФН- 3ФФН (диз.к.)-1Речь в норме- 1
ОНР 2ур.- 3ОНР 2ур. (стёртая форма дизартрии) – 2
Дислалия – 1Норма речи – 8ОНР- 3 ур.
Дизартрия – 1ФФН дислалия – 1Дизартрия + ОНР 3 ур.- 1ФН.- 2Норма речи- 4
ФН- 1ФФН- 2ФН (диз.к.)-1ФН заикание -1

Речь в норме- 4

В. – 25%С.- 75% ОНР 2ур.- 1ОНР 3ур.- 1ОНР 4ур.- 1ФН- 2ФФН- 2
Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - организация работы психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ - проведение Советов педагогов «Основные направления коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением речи в ДОУ компенсирующего вида», «Современные подходы по развитию зрительного восприятия слабовидящих детей»- представление опытов работы учителями-логопедами и учителями – дефектологами. - проведение консультаций «Проведение зрительных гимнастик с предметами», « Новые информационные технологии в логопедической работе», «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционной работе (этап автоматизации звука в речи). - проведение городского семинара «Организация совместной деятельности детей и специалистов во второй половине дня» и МО учителей-логопедов, дефектологов на базе ДОУ.Опыт работы специалистов был представлен на научно-практической конференции «Современные дошкольники-какие они?», областном семинаре «Литературные чтения как средство развития дошкольников в условиях ДОУ комбинированного вида»в г. Апатиты, круглом столе:«Библиотека- детский сад-семья» г. Мурманск МБОСБ. 2. Формировать этические нормы и культуру поведения воспитанников в детской деятельности и режимных моментах.

В ДОУ разработана система воспитательно-образовательной работы направленная на развитие КГН и культуры поведения через различные виды организованной образовательной деятельности. Анализ календарных планов учебно-воспитательной работы показал, что планирование образовательной области «Труд» ведётся с учётом программных задач и возрастных особенностей детей. При планировании учитываются основные этапы усвоения знаний детьми: знакомство с правилом, корректировка имеющихся знаний; закрепление знаний, самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами. В планах просматривается повторность в усвоении знаний и умений и постепенность их усложнения. Воспитание культурно-гигиенических знаний проводится с учётом принципа интеграции образовательных областей, а именно включение содержательной области «Труд» в образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Познание». В работе педагогами активно используются следующие приёмы: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий во время игры, системное напоминание о необходимости и значимости соблюдения правил гигиены, постепенное повышение требований к ним и правильной последовательности. Воспитатели целесообразно сочетают словесные и наглядные способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию, сообщают разнообразные сведения об их значении. Обследование уровня культурно-гигиенических навыков у детей показало, что дети освоили этикетную форму поведения, состоящую из многих действий и включающих в себя ряд культурно-гигиенических навыков. Дети старшего возраста имеют достаточно высокие знания о правильном выполнении действий, определяют взаимосвязь между пониманием целесообразности и необходимости выполнения режимных моментов. У детей сформированы знания о том, что КГН важная часть культуры поведения и необходимость их соблюдения продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - проведение семинаров - практикумов «Секреты хорошей дисциплины», «Пути формирования у детей КГН и культуры поведения

Проведение тематического контроля «Воспитание культурно-гигиенических навыков и представлений об этике в режиме дня». 3. Совершенствовать работу по взаимодействию семьи и детского сада по направлению «Социально-эмоциональное благополучие и психофизическое развитие детей». Методическая работа с педагогами по данному разделу велась в нескольких направлениях: - организация работы творческой группы по разработке социального паспорта ДОУ - организация и проведение общепрофилактических мероприятий по созданию у родителей представлений о педагогически целесообразном и психологически грамотном стиле общения с ребёнком - оказание консультативной помощи педагогам при разработке перспективного планирования работы с родителями - проведение семинара-практикума «Характеристика детей с различными типами темперамента. Учёт данных свойств в воспитательно-образовательной работе с дошкольникам» - проведение смотра-конкурса «Лучшее родительское собрание ДОУ» - создание банка данных различных форм проведения родительских встреч - проведение тематического контроля «Организация и проведение традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями» - организация встреч с психологами ЦПППД: «Конфликты в семье и эмоциональное развитие ребёнка», «Знаете ли вы своего ребёнка» в рамках всероссийской акции «Детство без слёз». Оценивая эффективность работы детского сада с семьёй, можно констатировать тот факт, что повысился рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активности их участников. Результаты анкетирования родителей по оценке качества образования в ДОУ, показали, что родители воспитанников высоко оценили разнообразие образовательных услуг в учреждении, психологическую комфортность ребёнка в ДОУ, взаимоотношения педагогов и воспитанников, открытость и доступность информации о жизни детей в группах. Позитивно оценили роль детского сада как источника обогащения их педагогического опыта. В целом 83 % родителей дали положительную оценку работы педагогического коллектива. Результаты участия в конкурсах, соревнованиях воспитанников совместно с родителями (законным представителями), воспитателями и специалистами ДОУ.

Мероприятие

(форма, тема)

Кол-во воспитанников, принявших участие

в мероприятии

Результат (диплом, грамота, место)

7 всероссийская акция «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»

Региональный этап

76 человек

1младшая гр.-6

2 младшая гр.- 20

Средняя группа- 20

Старшая группа-20

Подготовительная -10

2 место в конкурсе рисунков

участников

конкурса

Творческий конкурс

« Мой дом – уютно в нём»

Городской

26 человек

2 младшая группа – 4

Средняя группа – 6

Старшая -12

Подготовительная группа-4

Грамоты участников конкурса

Детский конкурс ОАО «Норильский никель» « Дорога в Завтра»

Тема конкурса «Город мастеров»

Творческие работы детей (рисунок, аппликация, бумагопластика)

Региональный

4 человек

Старшая группа –2

Подготовительная к школе группа-2

3 – диплома лауреата конкурса, ценные призы

грамота участника конкурса

Конкурс детской рукописной книги «Мир наполнен чудесами»

международный

35 человек

Средняя группа – 18

Старшая группа – 15

Подготовительная группа - 2

Грамоты участников конкурса

Дипломы лауреатов

III место в номинации

Творческий конкурс магазина «Малыш»

городской

8 человек

Средняя группа -8

Конкурс детских рисунков «Кенгурёнок Крошка.ру»

Всероссийский

3 человека

Старшая группа - 3

Грамота участников

конкурса

Конкурс рисунков «Фантик в Лапландии»

Городской

Младшая группа -1

Старшая группа-3

Победитель конкурса

Конкурс «говорящих» стенных газет «Чистая капелька»

Городской

8 человек

Старшая группа – 6

Младшая группа -1

Подготовительная -1

Грамота участника конкурса

Всероссийский детский экологический форум «Зелёная планета 2011» конкурс рисунков «Зелёная планета глазами детей»

Региональный этап

3 человека Старшая группа-3

Грамота участника конкурса

Конкурс детского рисунка «Жизнь в лесах»

Международный

5 человек

Старшие группы- 5

Грамота участника конкурса

Конкурс «Мир заповедной природы»

городской

1 человек

Старшая группа - 1

Грамота участника конкурса

Конкурс детского рисунка «Паучок, червячок»

международный

3 человека

Старшая группа - 3

Грамота участника конкурса

Конкурс детского творчества «Планета – наш общий дом»

Городской

7 человек

Старшая группа – 7 человек

Итоги не подведены

Стратегическая цель ДОУ – сложное многоаспектное образование, включающее в себя развитие интегративных качеств ребёнка, приобретённых в результате освоения основной общеобразовательной программы ДОУ. Учебно-воспитательная работа по подготовке детей к школьному обучению ведётся в ДОУ с учётом уровня физического, психического и социального развития ребёнка, необходимого для успешного усвоения школьной программы. Диагностические показатели освоенности детьми программного материала в выпускной группе в среднем составляет по высокому уровню 73 %. Проведённый анализ учебно-воспитательной работы позволил определить соответствие развития детей основным компетентностям: социальной, коммуникативной, информационной, интеллектуальной.

Результативность образовательно-воспитательной деятельности.

Таблица выполнения

(выпускные группы)

1 младшая группа – 6 воспитанников

Речевое развитие

Умственное развитие

Физическое развитие

Художественно-эстетическое

В.- 43,4%, С.- 46,6%

В.-50%, с.- 47,6%,

В.- 77,9%, с.- 22,1%

В.- 38%, с.- 59%

  1. Публичный доклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» комбинированного вида за 2009-2010 учебный год Общие характеристики заведения

    Доклад

    Статус «Детский сад «Солнышко» комбинированного вида» присвоен учреждению 01 августа 2001 года. Детский сад аттестован, имеет государственную аккредитацию (лицензия Министерства общего и профессионального образования Свердловской

  2. Публичный доклад за 2010-2011 учебный год (2)

    Доклад

    Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия А № 979 от 26 июля 2011 г., регистрационный № 11266, выдана Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, срок действия лицензии – бессрочно.

  3. Утверждён на Общем собрании коллектива мдоу детский сад №22 Протокол №2 от 27 мая 2011 г. Публичный доклад заведующего муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка – детский сад №22 «Улыбка» Пасюга Ирины Александровны за 2010-2011 учебный год