Клод моне серия стога. Впечатления Оранжевые и Голубые; Стог

Сентябрь 11, 2012

„Полотна ослепительны, и, бесспорно, в них чувствуется рука мастера” Писсарро

Стога, конец лета в Живерни

1890-1891; 60х100 см
Музей д"Орсэ, Париж

Тема стогов в живописи не нова; до Моне ее уже использовали Милле, Гоген, Писсаро и Ван Гог, — каждый по-своему. Моне внедряет два новаторских элемента: тематическую серию и способ видения света. С помощью систематически организованной серии мы имеем возможность рассматривать один и тот же мотив при изменяющемся в зависимости от времени суток освещении.

Моне хочет показать в своих картинах ход времени. Он пишет: „Я долго работаю над новой серией, хотя в это время года солнце садится быстро, что я за ним не успеваю... Это приводит меня в отчаяние, но с каждым разом я убеждаюсь в необходимости и оправданности своих страданий. Я могу найти то, что ищу: мимолетную изменчивость света, покрывающего растительность повсюду”.

Стог сена около Живерни

ок. 1889; 60,5х81,5 см
Музей Пушкина, Москва

В 1888 году Моне делает этюды стогов около Живерни. Через год он возвращается к этой теме в период страды. На притяжении нескольких месяцев Клод упорно работает. Он рисует поля, освещенные последними бликами лета, те же поля — красно-рыжие осенью, а еще позже — покрытые снегом. Некоторым образам он может посвятить всего около 15 минут в день (настолько быстро меняется выбранное им освещение); он возвращается к ним каждый день в одно и то же время. Злится и нервничает, когда у него не получается добиться нужного эффекта, даже уничтожает полотна...

Работа над «» прерывается из-за дела «Олимпии». В 1889 году Моне проникся мыслью выкупить эту картину у вдовы Мане, чтобы подарить ее Лувру. Он объявляет сбор денег, который первым поддерживает доктор Беллио, влюбленный в импрессионизм. В течение нескольких месяцев Моне посвящает все свое время и энергию пропаганде дела «Олимпии»; он считает это своим долгом по отношению к памяти Мане. Было собрано двести тысяч франков, и в ноябре 1890 года «Олимпия» была подарена Люксембургскому музею. В Лувре картина появилась только в 1907 году.

Впечатления Оранжевые и Голубые; Стог

1891; 73х92 см
Частные собрания

У погруженного в это дело Моне почти не оставалось времени на живопись. Кроме того, лето 1890 года было пасмурным и дождливым. Начатые «» заканчивались уже в мастерской. Моне добавляет по памяти оранжевые, голубые и фиолетово-розовые тона.

Незатейливый сельский вид на картине «Стог сена в Живерни» (1886 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) стал одним из любимых мотивов художника. Пейзаж, композиционным центром которого стал стоящий на первом плане стог сена, дополнен виднеющимися вдали за полями домиками и деревцами.


Haystack at Giverny, 1886
Стог сена в Живерни - Клод Моне. 1886.
Холст, масло. 81х61 см
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург

«Стог сена в Живерни» - одна из наиболее известных картин из серии, посвящённой стогам. Яркая колористика работы придаёт сюжету некую абстрактность и набросочность. Стог сена со смещённой вершиной выдвинут на передний план, но как бы ни пытался автор акцентировать внимание на этот элемент, взгляд зрителя неизменно устремляется на цветущее поле. Рука мастера не только выписала поле в ярких тонах, но и придала ему движение – цветы колышутся на ветру, создавая неровную рябь на поверхности.

Ещё один любопытный фрагмент – задний план, как будто поддёрнутой, дымкой на горизонте виднеются просторы с участками деревьев. Крыши уютных разномастных домиков довершают деревенскую пастораль.

В 1888 году Моне создаст серию из 25 работ, посвященных этому виду. Причем, окружающий пейзаж на полотнах будет становиться все более условным, деление на композиционные планы практически исчезнет, а стог сена обретет самостоятельную роль, будто сосредоточив в себе такой концептуальный центр бытия. Главная же роль во всех картинах отдана цвету, стремящемуся передать весь спектр изменчивого света. В течение дня художник работал над несколькими холстами, передающими разное состояние освещения: утреннее, дневное и вечернее - в этом была оригинальность метода живописца, положенного в основы серии.


Grainstack at Giverny, 1889



Grainstack at Sunset, 1891
Grainstack на закате, 1891

О том, как художник работал над серией «Стога сена», мы узнаем из письма Моне от 7 октября 1890 года, адресованного Гюставу Жеффруа: «Я корплю с усердием, я пристрастился к серии различных эффектов (со стогами), но в этот период солнце садится так быстро, что я не могу поспеть за ним… Я становлюсь медлительным в работе, что приводит меня в отчаяние, и чем дальше, тем больше я вижу, что нужно много трудиться, чтобы суметь передать то, что я ищу: мгновенность…»



Grainstack at Sunset, Winter, 1890-91
Grainstack на закате, зима, 1890-91



Grainstack in Overcast Weather, Snow Effect, 1891
Grainstack в пасмурную погоду, снег эффект, 1891



Grainstack in the Morning, Snow Effect, 1891
Grainstack Утром, снег эффект, 1891



Claude Monet: La meule au soleil, 1891



Grainstack, 1891 01



Grainstack, 1891 02



Grainstack, Impression in Pinks and Blues, 1891
Grainstack, Впечатление в розовых и синих, 1891



Grainstack, Sun in the Mist, 1891
Grainstack, Солнце в тумане, 1891



Grainstack, Thaw, Sunset, 1891
Grainstack, оттепель, закат, 1891



Grainstacks at Chailly at Sunrise, 1865
Grainstacks в Chailly на рассвете, 1865



Grainstacks at Giverny, Morning Effect, 1889
Grainstacks в Живерни, Утро Effect, 1889



Grainstacks at Giverny, Sunset, 1889
Grainstacks в Живерни, Закат, 1889



Grainstacks at Sunset, Snow Effect, 1891
Grainstacks на закате, снег Effect, 1891



Grainstacks at the End of Summer, Morning Effect, 1891
Grainstacks на конец лета, Утро Effect, 1891



Grainstacks at the End of the Day, Autumn, 1891
Grainstacks на конец дня, осень 1891



Grainstacks in the Morning, Snow Effect, 1891
Grainstacks утром, снег эффект, 1891

Haystacks at Giverny, 1894

Свои впечатления от «Стогов» оставил русский художник В. Кандинский: «До того я не знал никакого искусства, кроме реалистического, и притом только русского. И внезапно я увидел эту картину. По каталогу я узнал, что речь идет о стоге сена. Я не мог узнать его в картине. И это было для меня невыносимо. Я нашел также, что художник не имел права рисовать так неотчетливо. Я смутно ощущал, что предмет исчез в картине. И я с удивлением и беспокойством заметил, что картина не только захватила меня, но и отпечаталась в моем мозгу и по временам проплывала перед глазами со всеми мельчайшими подробностями».


Haystacks at Giverny, 1895

На выставке Дюран-Рюэля серия картин Моне, посвящённая стогам, нашла заслуженное признание и была выкуплена за немалую цену.

Http://gallerix.ru
http://opisanie-kartin.com

Клод Моне. В собрании ГМИИ им. Пушкина хранится 11 работ мастера импрессионизма. О том, как всё начиналось на в 1874 году мы уже рассказали и подробно поговорили о произведении лидера художников-импрессионистов Клода Моне .

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

А сейчас мы подробнее остановимся на картине “Бульвар Капуцинок в Париже” . Это уникальное произведение в коллекции ГМИИ. Она была написана за год до выставки 1874 года и на ней представлен вид из окна той самой студии, в которой и проходил нашумевший показ картин импрессионистов. У посетителей была уникальная возможность сравнить то, что изображено на полотне, с реальным видом из окна.

Взгляд Клода Моне из окна фрагментарен и случаен. Глаз не выбирает на что именно посмотреть и с какого ракурса взглянуть на городской пейзаж, чтобы изобразить его. Он просто падает вниз по принципу: “что вижу, то пишу”. Как фотоснимок, этот пейзаж включает только часть бульвара, фигуры двух мужчин на балконе справа срезаны, что шло вразрез с живописными канонами того времени.

(Like a photographic shot the picture includes only part of the boulevard, cutting off the figures of the men in the balciny.)

Это как вырванный из жизни миг. До этого мига что-то было, будет и после него. Вместо предметно-пространственной композиции появилась предметно-временная. Важно и то, что Моне изобразил ДВИЖУЩУЮСЯ толпу.

Изменились и чисто технические приёмы – вместо наложения цвета широким мазком, как это было в , он его уменьшил и стал писать мазком-штрихом (hatch). Это дало повод Луи Леруа сказать, что это напоминает ему холст, которая пьяная корова нализала своим языком (Господи, как это сказать не-по-нашему).

Но этот приём дал Моне возможность показать не застывшее пространство, а ожившее время. Мелкие свободные мазки позволяют мастеру изобразить движение воздуха, лёгкую дымку, через которую пробивается солнце, движение прохожих передаёт ритм.

(The small free brushstrokes suggest the movement of the air, the slight haze (лёгкий туман, дымка, мгла) through which the sun is shining, while the rhythm conveys to motion of the passers-by.)

Клод Моне. “Стог сена в Живерни”

“Стог сена в Живерни” – е щ ё один шедевр, которым музей очень гордится. Этот пейзаж создан в тот период, когда Моне работал в деревне Живерни, переехав туда из Парижа, поскольку в столице жить ему было не по карману. Однажды он отправился писать скошенный луг, взяв с собой свою дочь, и вдруг погода резко изменилась и Моне понял, что продолжать работу невозможно, так как и стог, и луг, и небо стали другого цвета. Он послал дочь принести другой холст, но погода снова переменилась и так она бегала несколько раз.

На следующий день Моне взял с собой 5 холстов, поставил их рядом и так начал работать сериями – переходя от одного холста к другому в зависимости от смены освещения. Так появились его знаменитые серии.

Мазок у мастера похож на движущуюся вибрирующую запятую (vibrant moving comma). И от этого возникает эффект, особенно когда отходишь от полотна, что от стога вибрируют испарения, (evaporation) сам воздух струится (stream). В этом полотне особенно заметно, как меняется техника живописи Моне – работа мелкими мазками. Его эксперименты с цветом тоже очень любопытны.

Если рассматривать эту картину, то замечаешь, что кроны тополей написаны холодными голубой и зелёной краской. Облака несутся по небу. И опять солнце, от картины так и веет теплом. Тени на земле написаны тем же оттенком, что и тополя, только меняется интенсивность красок – уменьшается или увеличивается.

Клод Моне. Оптические эффекты

Хорошо зная теорию Германа Гельмгольца, Моне знает, какие неожиданные впечатления создают тёплые и холодные цвета. Он использует эффект столкновения горячего красного и холодного зелёного – если их столкнуть, то получается видимость ослепительно белого цвета.

И у Моне есть такая картина, где он применяет этот приём. Всем известно, что если смешать две эти краски – красный и зелёный, то в результате получится грязный цвет. Импрессионисты же краски не смешивали, они отказались от этого. Краски смешиваются в глазах и создают оптическую смесь. Именно поэтому на своей , да и на последующих тоже, они учили публику не подходить близко к картине, а смотреть на неё издали, чтобы почувствовать, осознать и увидеть оптический эффект. Здесь можно говорить о понятии зрительной памяти. Моне говорил, что зрительная память – злейший враг художника. Все знают, что трава зелёная и всё пишут её зелёной.

Сам Моне отмечал, что для художника лучше всего родиться слепым, а потом неожиданно прозреть, тогда зрительная память не будет довлеть над ним.

Здесь художник старается отказаться от своей зрительной памяти. Он пишет стогa совсем не традиционным цветом, он опирается на наблюдения. Моне использует лиловый, (lilac, violet) чтобы показать свет, заливающий часть луга, так как нет такой краски в природе, которой можно было передать свет солнца. Ничто не может соперничать с этим светом, его яркостью. Но этот эффект можно передать СОЧЕТАНИЕМ цветов. Поэтому стога написаны лиловым, а листва тёмно голубым.

(So his haystacks look mouve and the foliage dark blue).

Клод Моне. Кувшинки

И ещё один приём, который долго будут связывать с понятием импрессионизма – работа в один слой, для передачи вибрирующего воздуха. Картины мастеров этого направления похожи на палитру, на которой смешиваются краски, хотя они часто пользовались собственно палитрой. Художники заставляют краски смешиваться в глазах, создавая особое сочетание мазков и цветов.

“Белые кувшинки” . Работа позднего периода творчества, когда Моне жил в Живерни и был маститым, признанным мастером. Ван Гога уже не было, стал знаменитым Сезанн, Гоген доживал последние годы своей жизни, а Клод Моне до конца остался верен импрессионизму.

Одно время он был увлечён Востоком и создал в Живерни японский парк с искусственным прудом. Художник прожил в Живерни 25 лет и очень любил изображать воду. Он был прозван Рафаэлем воды, так как был способен изображать разные её состояния – от бури (tempest) до штиля.

Клод Моне. Сирень на солнце

Вообще, все пейзажи импрессионистов очень соразмерны человеку. Если поместить себя в такой пейзаж, то будешь себя там чувствовать очень уютно и возникнет ощущение покоя и отдыха. «Сирень на солнце» . Эту картину иногда называют первой, которая приехала в Москву в 1878 году и с неё началась


К этому времени импрессионисты уже совсем освоились с пленером, начали использовать другую технику, другие краски и каждая из их картин стала шедевром! Критика возмущалась по поводу того, что в их полотнах нет рисунка! И сколько на этом холсте дам? И где их лица? И если отбросить все академические критерии, по которым критика судила Моне, да и других, при взгляде на эту картину просто ощущаешь зной лета и запах цветущей сирени.

Здесь есть иллюзия глубины пространства и хочется подсесть под куст и составить дамам компанию. А от солнца даже глаза слезятся! Моне намеренно отказался от рисунка, он понял, что в нём нет необходимости.

Когда мы смотрим на полотно, то видим, как вибрирует на ней воздух и всё сливается. Фигуру женщины замечаешь только тогда, когда подходишь ближе (она под зонтиком), а издали видишь только цветовые пятна. Здесь нет рисунка, нет линии, а только пятна цвета, которые в сочетании с другими пятнами начинают формировать предмет.


В этих вещах ощущение живой вибрации атмосферы и подвижности воздуха, ощущение шелеста листвы и окутывающих теней. (rust of leaves, foliage and shadow runs over).

Работая на пленэре художники заметили такую деталь – тени нельзя писать чёрными и коричневыми тонами, как они делали у себя в ателье. Оказывается, чёрный цвет в чистом виде в природе почти не встречается, как и белый. И если приглядеться, то тени состоят из дополнительных оттенков – могут быть сиреневыми, лиловыми. Из-за этого жюри салона отвергало (renounce) их работы и даже оскорбилось, что им это показали, считало это насмешкой (mockery). Тем не менее уже сейчас мы восхищаемся умением Моне уловить миг и показать его красоту.

За 1 сеанс Моне мог работать над картиной только полчаса. Максимум – 40 минут. Потом – в это же время на другой день. И если картина не закончена за один сезон, то он продолжал работать над ней на следующий год. Иногда доводил полотна 2, 3 года, пока не закончит.

Клод Моне. Морские пейзажи

Морские пейзажи импрессионисты не учились в Академии, но в Лувр они ходили. И учились у старых мастеров. Например, у Рембранта. Большое влияние на их искусство оказало увлечение Востоком. С XVII века в моду вошла «китайщина», как тогда именовали китайский стиль, а позже – «японщина». Интерес к Японской культуре подогрела Первая Всемирная Выставка, проходившая в Париже в 1855 году. Коснулось это увлечение и Моне, он стал изображать воду. Причём 2/3 холста отдавал изображению воды. Вся прибрежная жизнь стала отражаться в воде. В нашей коллекции представлены 2 морских пейзажа, написанные в 1880-1881 годах, когда был самых расцвет т.н. «японщины».


Клод Моне. “Скалы Бель-Иль (Пирамиды Пор-котон, Бурное море)
Клод Моне “Скалы в Этрета“

Клод Моне. Руанский собор

В восьмидесятых годах Моне уже стали покупать. У него появилась возможность путешествовать по Франции. Он постоянно наблюдал и ВИДЕЛ. Многие из нас проходят мимо закатов, пейзажей, состояний неба, воздуха и воды. Моне это видел и писал. Очень любил разные атмосферные явления, особенно снег.

“Руанские соборы”. В 1896 году прошла восьмая и последняя выставка импрессионистов. Ни Ренуар, ни Моне в ней не участвовали, потому что сами утвердили правила, что могут принимать участие только на одной выставке, а к этому времени к ним пришёл успех, их картины с удовольствием экспонировали в салоне. Пришли новые имена, публика стала придираться к новичкам и к новым направлениям в живописи, импрессионистов же признали. В ХХ веке к ним ко всем пришёл триумф, но они уже разошлись, и единая группа перестала существовать. И если раньше они искали и гонялись за солнцем, то теперь уже проявляли интерес к колориту.

Клод Моне пишет серию “Руанский собор”. Все пейзажи этой серии выполнены с одной точки, различие только в цветовой гамме – тёплой или холодной. В феврале 1892 года художник уехал в Руан и снял комнату на главной улице прямо напротив знаменитого готического собора. Он был одержим (obsessed) своим новым проектом.

Я опустошён. Я не могу больше это выносить. Ночь полна кошмаров: собор переполняет меня, он постоянно меняется от голубого в розовый, потом в жёлтый”.

(“I’m finished, I can’t carry on any more. I had a night full of nightmares: the cathedral overwhelmed me, it kept changing from blue to pink, then to yellow”)

Главный фасад собора был изображён в разное время суток, показаны все различные нюансы (nuances) освещения. Это – “Руанский собор вечером” в 5 часов пополудни.

Клод Моне “Руанский собор вечером“

А вот “Руанский собор в полдень” .

Клод Моне “Руанский собор в полдень“

Серия включала в себя то ли 22, то ли 26 полотен, но сохранилось лишь 15. Как всегда, художника здесь интересовал свет.

Сначала он мечтал, чтобы все его картины попали в одни руки. Даже продумал их развеску на стене. Но потом, представил, как это будет выглядеть, и тут же отказался от этой идеи. В результате 5 картин его Руанской серии находятся в Орсе, две в Бостоне, две –в нашем музее, ГМИИ, и по одной картине в других музеях.

До 1986 года эти 2 собора назывались наоборот. “Руанский собор в полдень” – яркий, а “Руанский собор вечером” – тёмный. Музейщики рассудили, что если солнце ярко сияет, то это полдень, а вечер – тень, краски приглушены. Всех пристыдил Борис Раушенбах (физик, он занимался проблемами связи физики, искусства и психологии). Он напомнил, что фасад собора выходит на запад и всегда ярко освещён именно вечером. Он напомнил слова самого Моне – художник пишет не то, что знает, а то, что видит. И ярко освещённый фасад мастер мог видеть только вечером, когда солнце садится. А в полдень западная сторона ещё в тени, поэтому он так и написан. Атрибутику картин поменяли местами.

Картины написаны в таком ракурсе, потому что теснота улиц не позволяла Моне увидеть весь собор целиком и даже в полдень вся западная часть собора оставалась в тени близлежащих зданий.

Клод Моне. “Река Темза в Лондоне. Здание Парламента”

“Река Темза в Лондоне. Здание Парламента”. (1903-1904). Лондонские туманы стали для Моне находкой. Парламент смотриться как средневековый замок, а чайки – как летучие мыши. Так же мы можем здесь заметить возрастающую тенденцию к плоскостному пространству. Некоторые работы Моне, включая и эту, сблизили художника с творчеством французского символизма.

Это воспоминание Моне о своей молодости, когда он, скрываясь от призыва в действующую армию, бежал в лес, а затем в Англию. Туман заполнял всё пространство вокруг него. В зрелом возрасте он вернулся в Лондон чтобы написать туман из окна маленькой комнатки, где мастер жил. И опять это серия картин, которые отличаются друг от друга всего маленькими деталями – где то изображён мост, где-то немного другие краски. Серия довольно обширная, 25 картин.


Когда была выставка работ Моне в Лондоне, то народ на неё валом валил, стояли в очереди, чтобы попасть на экспозицию. Для лондонцев Моне был первым художником, который открыл для них их собственный туман – они жили в нём поколениями и не могли представить, что туман может быть предметом восхищения. Посетил выставку и Оскар Уальд и написал о том, что им, англичанам туман открыл иностранец.

Интересно, что Моне позже продолжил серию и всего написал 47 картин, 47 видов тумана. Сейчас эта серия служит также историческим документом, потому что климат изменился и сейчас таких туманов в Лондоне нет.

Клод Моне. “Городок Ветей”

“Городок Ветей” . На ней мастер написал город, в котором умерла его жена. На первом плане изображена реальная река, которую Моне так и не смог перейти, ему было не суждено преодолеть эту психологическую границу. Мы вместе с художником находимся на одном берегу, а мир ушедших – на другом, что делает реку похожей на реку Лету (Lethe).


(Here we can also see a growing tendency to flatten space. Some of Monet’s works, including this brought him close to the creations of French Symbolism.) Умер Моне в в 1926 году, в преклонном возрасте, ему было 86 лет. Тогда уже были совсем другие художники и совсем другие стили и направления в искусстве. Но Моне не попал ни под чьё влияние, жил в Жаверни, где писал свои кувшинки и лилии. Сейчас там находится дом-музей Клода Моне.

Основоположник импрессионизма оказал колоссальное влияние на развитие живописи и существует мнение, что если бы не было Клода Моне, то не было бы и фовизма в искусстве. Похоронен он на кладбище в Живерни.

Предлагаем серию статей о живописи, представленной в ГМИИ:
ИСТОРИЯ КОЛЛЕКЦИИ ЖИВОПИСИ С.И.ЩУКИНА И И.А.МОРОЗОВА В МОСКВЕ

Природа стала главной темой творчества Клода Моне (1840-1926), пейзажиста по призванию. «Стог сена в Живерни» - блестящий пример живописного стиля художника, ищущего в природе радостную гармонию красок. Увлечение Моне проблемами солнечного света не должно быть отделимо от его душевной ясности и стремления воплотить в искусстве цветение и лучезарность жизни природы.

Острое художественное восприятие Моне приобщает нас к особому отношению к природе, вызывая у зрителя восхищенное сопереживание. И чем мгновеннее запечатленное и увиденное самим художником, тем острее зритель ощущает через него необычность и своеобразие пейзажного мотива. В этом главным образом и проявляется новшество его метода. Обладая феноменальным цветовым вйдением, Моне всю жизнь стремился развить его, что, возможно, и вызвало болезнь глаз. Картина нашего музея - одна из серии Моне «Стога», созданной им в 80-х годах после покупки дома в Живерни. На мгновение в тень оказался погруженным и стог, приобретя неожиданно сиреневые и лилово-розовые тона. Тень на лугу буквально живет множеством цветовых градаций, в которых побеждает зеленый цвет, в то время как дальняя часть луга под солнцем звенит ярким желтым цветом.
Моне удается схватить на кончик кисти не только солнечный свет, но и поэзию яркого щедрого существования природы. Картина поступила в музей в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Новость из мира искусства

Клод Моне. Стог в вечернем солнце, 1891

В мире искусства сделано открытие международного масштаба. Исследователи финского университета Ювяскюли факультета Математических информационных технологий доказали, что полотно, входящее в коллекцию музея Серлакиуса под названием "Стог в вечернем солнце", принадлежит кисти импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Им удалось обнаружить, что под слоем краски скрывается подпись художника и год завершения работы - 1891. Картину изучили в Центре исследования искусства c помощью гиперспектральной камеры с устройством для рентгенофлуоресцентного анализа. Анализ пигментов и волокон холста подтвердил авторство Клода Моне.
Эта картина была приобретена ранее в Лондоне как работа Моне. Она выставлялось в галерее Графтон на выставке-продаже работ импрессионистов. Затем более полувека полотно находилось в собственности Художественного фонда Гёсты Серлакиуса и экспонировалось как картина, предположительно принадлежащая кисти Моне. Однако до сих пор подтвердить авторство не удавалось из-за отсутствия на ней подписи художника. В финских публичных коллекциях нет каких-либо других картин Моне, подлинность которых была бы подтверждена.
Стоимость картины, авторство которой установлено, оценить трудно, но на аукционах произведения Моне уходили за миллионы евро. Осенью "Стог сена в вечернем солнце" отправится в Орхус (Дания), на экспозицию "Моне и французские импрессионисты".


Подпись Клода Моне на картине

Серия "Стога" - одна из самых известных в творчестве Моне наряду с циклами "Кувшинки" и "Руанский собор", созданными в разное время года при разном освещении. В "Стога" входят около 25 полотен, которые были написаны недалеко от дома художника в Живерни. Моне заметил стога во время прогулки и попросил свою приёмную дочь Бланш Гошеде принести ему два холста для облачной и ясной погоды. Но затем он понял, что этого будет недостаточно, чтобы изобразить все эффекты освещения. Первый стог был написан Моне в 1865 году.


Клод Моне. Стога в Шайи, 1865

Художник работал над этой темой своеобразно: он начинал писать один вид одновременно на нескольких холстах. Моне хотелось передать состояние природы в краткий период времени, поэтому он работал над одним полотном иногда не более получаса. В следующие дни он продолжал писать в той же последовательности, пока все холсты не были завершены. В 1886 году Моне продолжил работу над циклом.


Клод Моне. Стог в Живерни, 1886, Эрмитаж

Клод Моне писал из Живерни Гюставу Жеффруа: "Я упорно работаю над серией стогов сена в различном освещении, но в это время года солнце так быстро заходит, что я за ним не поспеваю. Я стал так медленно работать, что просто прихожу в отчаяние, но чем дальше, тем я яснее вижу, как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней. Теперь мне все больше претит все сделанное чересчур легко и поспешно. А потребность передать то, что я чувствую, становится все настойчивее. Я молю Бога, чтобы у меня как можно дольше сохранилась способность работать, потому что мне кажется, что я еще добьюсь успехов".


Клод Моне. Стога, 1890

Осенью 1890 года Моне устроил так, чтобы стога, находившиеся неподалеку от его дома, были оставлены на зиму. В последующие несколько месяцев он писал их осенью, зимой, весной. Начав работать на пленэре, Моне заканчивал каждое полотно у себя в мастерской, добиваясь гармонии цветов, которая придает картине законченность.


Клод Моне. Стог утром, эффект снега, 1890-1891. Музей изящных искусств, Бостон



Стога. Утренний эффект снега, 1891



Клод Моне. Стога. Эффект белого, 1891

Серия "Стога", состоявшая из двадцати пяти полотен, имела огромный успех. В 1891 году Моне выставил пятнадцать картин этой серии в галерее Дюран-Рюэля. Все картины были проданы за три дня. Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену писал: "Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь "Стога на закате"… Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков".


Клод Моне. Стога на закате, 1891

Стога, изображённые на картинах Моне, выглядят необычно из-за особого способа хранения зерна. Они состоят из пшеничных колосьев, накрытых соломой для защиты от осадков. Такой метод сохранения зерна в Нормандии возник из-за недостатка молотилок в середине XIX века. Хотя урожай собирали ещё в июле, часто колосья из последних стогов на некоторых фермах перемалывались только к марту следующего года. Этот метод укладки стогов использовался в течение ста лет, до появления уборочных комбайнов.


Клод Моне. Стога в конце лета. Эффект утра, 1891



Клод Моне. Стог сена в поле, 1893