Конспект урока на тему " Д.И. Фонвизин - сатиры смелый властелин"

>>Сатиры смелый властелин

Сатиры смелый властелин

Фонвизин - это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизин ым, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума»... Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей - удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкин а, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота»... Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда - почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...» (Н. В. Гоголь .)

На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.

Сколько лет Простаковой?.. Зритель почти наверняка скажет; старуха... А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.

И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи... Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить... » - говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить... по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля »?

Рождение писателя Фонвизина - это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы... «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель - в гоголевской эпохе... с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотннин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.

Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено - Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности. Ст. Рассадин

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Внеклассное мероприятие посвящается 270- летию со дня рождения Д. Н. Фонвизина (на примере комедии «Недоросль»).

Проблемы, рассматриваемые в комедии, актуальны и в наше время.

Цели данного мероприятия:

1)обобщение знаний учащихся о комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»;

2)умение выделять положительные черты в характерах отрицательных героев;

3) вырабатывать творческий подход к выполнению заданий;

4) развивать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Так как мероприятие носит внеурочный характер, то оно не ограничено временными рамками. Поэтому школьники работают столько времени, сколько им необходимо.

В мероприятии принимал участие 8 в класс МБОУ гимназии №3 г. Грязи.

Особенности класса: в классе обучается 27 учеников.

Ребята 8 в класса принимают активное участие во всех проводимых внеклассных мероприятиях, проявляют творческий подход к выполнению заданий.

На внеклассном мероприятии по литературе выполняли различные формы работы: индивидуальная подготовка учащихся, творческие задания, работа в группах, коллективная работа в классе.
Оборудование, используемое при проведении мероприятия:

· компьютер,

· мультимедийный проектор,

Наглядный материал:

· компьютерная презентация,

· рисунки

Реквизит: костюмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный этап фестиваля

«Литературный венок России»

Внеклассное мероприятие по литературе

в 8классе

«Сатиры смелый властелин»

(к 270-летию со дня рождения Д. И. Фонвизина)

Подготовила: Солодухина

Светлана

Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ гимназии №3

г. Грязи

г. Грязи

2015г

Цель мероприятия: Обобщить знания учащихся о комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль".

Задачи мероприятия:

  • Воспитывать у учащихся нравственность и гуманизм.
  • Умение выделять положительные черты характеров у отрицательных героев произведения.
  • Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.
  • Воспитывать в каждой личности необходимость отстаивать свою точку зрения.

Методы и формы работы :

  • Работа с текстом
  • Групповая работа
  • Дискуссия
  • Коллективная работа учителя с классом
  • Индивидуальная работа

Образовательные технологии:

  • Проблемное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение критическому мышлению
  • Технология коллективной мыследеятельности (К.Я.Вазина)
  • Диалоговая технология
  • Информационная (компьютерная) технология.

Ход урока:

"Имей сердце, имей душу,

и будешь человек на всякое время"

  1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Тема нашего внеклассного мероприятия по литературе « Сатиры смелый властелин» (на примере комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль). В 2015 г 14 апреля великому русскому писателю исполнилось 270 (двести семьдесят лет) со дня рождения.

Сообщение ученика о творчестве Д. И.Фонвизина, сопровождаемое презентацией (индивидуальное задание)

Прошло почти три столетия. А мы продолжаем читать комедию ««Недоросль», которая сделала бессмертным имя Фонвизина.

Сегодня мы с вами обобщим знания о комедии. Вспомним ещё раз её автора и героев.

У нас будет немного необычный урок. Ребята, вы будете выполнять разные задания: кто – то будет работать в группах, кто – то индивидуально, а кто – то выполнял иллюстрации, готовил костюмы, а кто – то будет работать сразу в классе.

Эпиграфом к уроку будут слова:

"Имей сердце, имей душу,

И будешь человек на всякое время".

Кто из героев произносит эти слова?

Как вы их понимаете?

  1. Инсценировка эпизодов

Ребята, артисты из нашего класса, приготовили нам инсценировки эпизодов комедии. Давайте дадим им слово.

Итак, действие 1, явление 1, 2, 3, 4 . «Утро в доме Простаковой»

Выступает 1 группа учащихся

Каким же предстаёт утро в доме госпожи Простаковой?

Ребята, почему вы выбрали этот фрагмент для инсценировки?

А мы приглашаем следующих артистов.

Выступает 2 группа, действие 4 явление 8 «Проверка знаний Митрофанушки!» Учителя Митрофанушки

Ребята, почему вы выбрали для инсценировки этот эпизод? Аргументируйте ответ.

Молодцы!!! Благодарим вас за выступление.

Кто учителя Митрофанушки?

- Кого могут воспитать такие невежественные учителя?

Могут они воспитать истинного гражданина, хорошего дворянина, образованного человека?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка? (Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился)

  1. Беседа с учащимися

- Какие же проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль», которые актуальны и в наше время?

Предполагаемые ответы

В своём произведении Д. И. Фонвизин поднимает ряд существенных проблем.

  1. Проблема воспитания

Несомненно, проблема, связанная с воспитанием, выходит на первое место в комедии «Недоросль. Автор отчётливо показывает неправильный стиль воспитания, повлиявший на развитие характера и личности молодого дворянина. Чрезмерная опека со стороны матери оборачивается равнодушием, самодовольством, эгоизмом Митрофана. Ведь он уверен: мать решит все его проблемы.

2) Проблема образования

Митрофанушка предстаёт перед читателями необразованным, глупым, невоспитанным недорослем, не желающим получать знания и плохо относящимся к учителям.

Фонвизин умело противопоставляет невежественному Митрофану благородного, духовно развитого, образованного и честного Милона. Фигура Милона в произведении «Недоросль» призвана показать положительные стороны характера человека, сформированного правильным воспитанием.

Кроме того, Фонвизин подчёркивает, что для воспитанности и образованности не требуются деньги и положение в обществе, а всё зависит от желания и целеустремлённости самого человека.

3) Проблема нравственности

ситуации Фонвизин видит в крепостничестве, которое способствует послаблению и вседозволенности дворян.

Таким образом, комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала ярким литературным произведением, раскрывающим многие актуальные проблемы и высмеивающим невежество и глупость. Благодаря этому произведению термин «недоросль» приобрёл нарицательное значение.

Следуя теории классицизма, в комедии «Недоросль» все герои делятся?

(на отрицательных и положительных.)

Кто относится к положительным героям? (Стародум, Правдин, Софья, Милон).

Благодаря им мы ещё ярче видим отрицательные качества других героев.

Кто же они?

Кто относится к отрицательным героям?

Даже не читая ещё комедию, по какой подсказке, мы можем многое сказать о внутренних качествах героев? (говорящие фамилии)

Но ведь, ребята, эпиграфом к нашему мероприятию являются слова Стародума « Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время».

Конечно, герои у нас как были отрицательными, так и остались, Фонвизин не случайно сделал свою комедию обличительной. Но хоть герои и отрицательные, но и в них есть что – то хорошее, не может быть человек на 100% плохим. Давайте найдём что – то хорошее в этих героях?

  1. Групповые задания

Игра «Ромашка» (Приложение 1).

Работа ведется по 4 группам, каждая вытягивает лепесток и выполняет задание.

1группа (госпожа Простакова)

2 группа (господин Простаков)

3 группа (Скотинин)

4 группа (Митрофанушка)

Выступление групп

Вывод.

Но для того, чтобы разглядеть в человеке положительные качества, мы с вами потратили гораздо больше времени, потому что плохое лежит на поверхности, а хорошее в человеке надо "раскопать".

Что же нужно сделать, чтобы положительные черты характера более были заметны в людях? Они ли одни виноваты в том, что в них бывает больше отрицательных черт?

А если мы внимательнее всмотримся в проблему, то заметим, что иногда нужно изменить условия, в которых находится герой, при которых бы могли проявиться положительные черты.

Какую же ситуацию имел в виду Фонвизин? (отмена крепостного права )

Ну а теперь давайте отгадаем цитаты из комедии. (Приложение 2).

Каждая команда получает карточки с вопросами и готовится отвечать. (Приложение 3).

Словарная работа (карточки со словами из комедии) (Приложение 4)

  1. Подведение итогов.

Индивидуальное задание.

Написать письмо Митрофанушке от его сверстников 21 века. Что бы вы хотели ему пожелать в будущем?

по проведению литературного мероприятия

Основной задачей школьного образования является умение учиться, а деятельность учителя заключается в организации деятельности учащихся вместе с осуществлением последующей рефлексией. Ориентируясь на поставленные задачи, мною была выбрана групповая форма работы, где деятельность ученика заключается в умении организовать свою осмысленную деятельность, а задача учителя - формировать учебную мотивацию, разработать алгоритм обучения.

Для проведения литературного мероприятия «Сатиры смелый властелин» ребята заранее делятся на 4 творческие группы. Проводится предварительная подготовка: обучающиеся готовят иллюстрации к произведению, костюмы, выполняют индивидуальные задания.

Приложение 1

I группа (г-жа Простакова)

Кто виноват в том, что г-жа Простакова необразованна? (Только ли она одна в этом виновата?)

Как поступила г-жа Простакова с Софьей, когда она осталась сиротой?

Присутствуют ли у г-жи Простаковой черты лидера? (Если бы она была по-другому воспитана, могла бы она стать хорошим лидером?)

II группа (г-н Простаков)

Есть ли у г-н Простакова положительные качества?(Ведь можно одно и тоже качество характера охарактеризовать по-разному: можно сказать, что человек безвольный, а с другой - добросовестный, т.е. хорошо выполняет указания; молчаливый - не говорит лишнего и т.д.)

Всегда ли г-н Простаков соглашается со своей женой? Что он говорит о Софье? (действие I, явление V) Признает ли он хоть иногда свои ошибки?

III группа (Митрофанушка)

Кто виноват в том, что Митрофанушка необразован? (Только ли он один в этом виноват?)

Можно ли назвать Митрофанушку глупым? Какие поступки указывают на то, что он находчив, сообразителен, догадлив?

Есть ли надежда на то, что после службы Митрофанушка изменится?

IV группа (Скотинин)

Какие положительные качества можно выделить у Скотинина? (действие I, явление V) (Для справок: челоби́тная - прошение, заявление, жалоба)

Как он относится к Митрофанушке? Есть ли в нем зачатки хорошего?

Есть ли надежда на то, что Скотинин, получив урок, изменится? (Найдите последние слова Скотинина, действие V, явление IV. Спорит ли Скотинин с Правдиным?)

Приложение 2

Игра «По высказыванию узнай героя».

  1. « А ты, скот, подойди поближе. Не говорила я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?» (Простакова)
  2. «Эта дверь прилагательна, потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.» (Митрофан)
  3. «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости, сам истинно не верю, что мой сын.» (Простаков)
  4. «Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал. Вот письмо, которое я от него теперь получила» (Софья)
  5. «Открою тебе тайну сердца моего, любезный друг! Я влюблен, и имею счастие быть любим. Больше полугода, как я в разлуке с тою, которая мне дороже всего на свете.» (Софья)
  6. «Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Надеюсь положить скоро границы злобе жены и глупости мужа. Я уведомил уже о всех здешних варварствах нашего начальника и не сомневаюсь, что унять их возьмутся меры» (Правдин).
  7. «Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом. «Что-де, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я своих поросят завести хочу. Меня не проведешь.» (Скотинин) 8. « Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю» (Еремеевна)

Приложение 3

Вопросы для 1 группы

  1. Молодой человек в 18 веке, не достигший совершеннолетия.
  2. Род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене.(Драма)
  3. Герой, о котором госпожа Простакова читала «грешные молитвы». (Стародум)
  4. Основное зло, на которое обрушивается Д.И. Фонвизин Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько» .
  5. В переводе с греческого языка это имя обозначает «мудрость».
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде. (Юмор)

Вопросы для 2 группы

  1. Пояснение автора в тексте пьесы, связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т.д.(Ремарка)
  2. Носитель фамилии, следующий не новым нравам современного света, но принципам Петровской эпохи, исказившимся при Екатерине II. (Стародум)
  3. Чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». (Правдин)
  4. Беспощадно-уничтожающее развенчание отрицательных сторон жизни и человека при помощи смеха. (Сарказм)
  5. Один из видов драмы, в котором основные события и характеры представлены в смешной, комической форме.
  6. Нянька Митрофана.
  7. Он учит Митрофана «по-французски и всем наукам» и «ребенка не неволит». (Вральман)

Вопросы для 3 группы

  1. Дворянин лишь по «бархатной книге», беспомощный и безвольный.
  2. Что испортил Тришка?
  3. Об этой науке Простакова говорила: «Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтем без Пафнутьича хорошохонько».
  4. С греческого языка это имя переводится «являющий свою мать», т.е. подобный матери.
  5. Одна из проблем комедии.
  6. Изображение чего-либо в комическом, смешном виде.
  7. Вид комического; язвительная насмешка, злая ирония; идейно-эмоциональная оценка, предполагающая едкую насмешку над изображаемым.

Приложение 4

Словарная работа

1 . Объясните лексическое значение слов и запомните их правописание:

Бессердечие, воевода, гарнизонный, дворовый, дворянин, деспотизм, карьеризм, корыстолюбие, крепостник, крепостной, мошенник, недоросль, обличие, опека, оппозиция, поместье, посвятить, привилегия, придворные, просветить, разорение, скаредность, стяжательство, труженик, челобитчик, фаворит.

Самостоятельная словарная работа

Объяснить лексическое значение слова. В результате групповой работы создаётся «Словарь комедии» , словник которого пополняется в течение всей работы над произведением.

Бессердечие - отсутствие мягкости, сердечности; бездушие, жестокость.

Воевода - в Древней Руси и в некоторых славянских государствах - начальник войска, округа.

Гарнизонный - принадлежащий воинской части, расположенной в населённом пункте, крепости или укреплённом районе.

Дворовый - принадлежащий к дворне. Дворовые люди. Флигель для дворовых (сущ. ).

Дворня (собир. ) - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме. Многочисленная д.

Дворянский - принадлежащий дворянину.

Дворянин - лицо, принадлежащее к дворянству.

Деспотизм - 1) самовластное правление. Монархический д. ; 2) поведение деспота (во втором значении). Д. самодура .

Карьеризм - погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах.

Корыстолюбие - стремление к личной выгоде, наживе, жадность.

Крепостной - крепостной крестьянин.

Крепостник - владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества.

Мошенник - человек, который занимается мошенничеством, плут, жулик. Мелкий м.

Недоросль - в России в XVIII веке: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу; перен. - глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон. ).

Обличение - разоблачать, вскрывая что-нибудь неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицать. О. пороки.

Опека - форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Взять под опеку. Учредить опеку .

Оппозиция - противодействие, сопротивление (книжн. ). О чьей-нибудь политике. Быть в оппозиции кому–чему-нибудь (будучи несогласным с чьими-нибудь взглядами и действиями, противодействовать им).

Поместье - земельное владение помещика. Крупное, мелкое п.

Посвятить (что, кому–чему ) - предназначить, отдать. П. свою жизнь работе .

Привилегия - преимущественное право, льгота. Привилегии ветеранам войны .

Придворный - лицо, состоящее при монархе (а также при члене его семьи), входящее в его окружение.

Просветить (кого, что ) - передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру.

Разорение (кого, что ) - нарушение, разрушение чьего-нибудь материального благополучия, доведение до нищеты. Р. семьи .

Сговор - помолвка, соглашение между родителями жениха и невесты (устар. ).

Скаредность - большая скупость, жадность.

Стяжательство - корыстолюбие, стремление к наживе.

Труженик - человек, который трудится; трудолюбивый человек. Труженики села .

Челобитчик - тот, кто подаёт челобитную.

Челобитная - в России до начала XVIII века: письменное прошение, жалоба. Подать челобитную .

Фаворит - любимец высокопоставленного лица, получающий выгоды и преимущества от его покровительства.


Конспект урока 1

Д.И. Фонвизин - « сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль» как произведение классицизма.

Цель урока: Анализ первого действия комедии на разных художественных уровнях (жанр, сюжет,композиция, конфликт, проблематика, соотношение классицизма и элементов реалистичности, язык как средство самовыражения героя драматического произведения).

Задачи урока:

Образовательные:

    Вспомнить особенности классицизма, познакомить учащихся с содержанием 1 действия комедии классицизма и его идейной направленностью.

    Научитьучащихся анализировать речь героя драматического произведения, выявляя в ней ключевые слова, помогающие определить характер героя, отношения к нему автора произведения.

    Формировать навыки анализа ремарок, помогающих раскрыть учащимся мысль автора произведения, его отношение к героям.

    Начать работу над составлением таблицы: «Сравнительный анализ героев драматического произведения», обращая внимание учащихся на графу авторское отношение к герою.

Развивающие:

    Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

    Развитие самостоятельности у учащихся;

    Развитие монологической речи.

Воспитательные:

    Способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение драматического произведения. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

    Повышение интереса к урокам русской литературы.

Тип урока:комбинированный урок.

Вид урока: урок- исследование.

Оборудование:Компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к комедии Фонвизина «Недоросль».

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Структура урока:

    Организационный момент - 1 мин.

    Постановка темы и цели урока-5мин.

    Изучение нового материала: знакомство с художественным произведением -10мин.

    Отработка умений и навыков- 25 мин.

    Подведение итогов урока- 3мин.

    Объяснение домашнего задания - 2 мин.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

Вступительное слово учителя.

Отработка умений и навыков.Знакомство с художественным произведением

Учитель: Вы познакомились с художественным направлением«классицизм». Что характерно для этого направления? Назовите его основные черты.

Ученик: Классицизм провозглашает культ общественного долга, когда личные интересы подчинены интересам государства.

Запись на доске:

Личность

Подчиняется

Государство(единая централизованная государственная власть - абсолютная монархия)

Учитель: Назовите второй принцип классицизма.

Ученик: классицисты в своих произведениях изображают не конкретного человека, а человека вообще- условный герой.

Ученик: Для всех произведений классицизма характерно правило трех единств:единство места, времени и действия(в драме)

Ученик: В классицизме четкое разделение жанров. Делятся на:

Только «низкие» Только «высокие»

Сатира(высмеивание) ода(прославление)

Комедия поэма

Басня героическая повесть

Трагедия

Ученик: Каждое произведение строилось по законам своего жанра. Например, в трагедии герой должен подражать лучшим образцам, обращение к античности. Герои трагедии- цари, боги.

Учитель: Как вы помните, основателями русского классицизма являются А Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов.

На уроках литературы мы познакомились уже с произведениями этого направления, но для чего: чтобы получить сведения о путях развития литературы или чтобы все-таки извлечь урок из прочитанного? Ответ на этот вопрос у вас еще впереди.

Урок я предлагаю назвать «Денис!..ты вечно будешьславен…». Это цитата из стихотворения А.С.Пушкина, посвященного драматургу.

Почему ятак назвала урок? Предлагаю подумать над этим вопросом и дать на него ответ в конце урока. А сейчас обратимся к 1 действию комедии.

Учитель:Давайте проанализируем афишу, в которой представлены герои этого произведения. Назовите мне все признаки «низкого жанра».

(Ученики записывают в тетрадях + работа с текстом, афиша):

    Все признаки «низкого жанра»:

    Сатирическая направленность;

    Обличие изображения действительности (провинциальное дворянство), частная жизнь со всеми проблемами.

    Соответствие языка произведения жанру - проза, чистое употребление разговорной речи.

    «+» и «- » герои

    Наличие говорящих фамилий

Митрофан(с греч) -являющий, « свою мать», похожий на мать;

Простакова(от слова простак)- в эпоху Фонвизина означало «малоумный»;

Скотинин от слова скот;

Милон-от слова милый

Софья от София- мудрость

Учитель: Какой признак классицизма еще можете назвать?

Ученик: Соблюдение правила « трех единств»:

    Действие происходит в доме Простаковой

    Все, что мы видим, происходит за 1-2 дня

    Единство-действия- нет лишних рассуждений, отвлекающих от основного хода рассуждения.

Учитель: А сейчас заочно познакомимся с героями произведения, решив небольшой тест, направленный на проверку внимательного прочтения данного произведения.

    Напишите действующие лица пьесы (афишу).

(Ответ: Простакова муж Простаковой, брат Скотинин, сын Митрофан,

Мамка Еремеевна.

Стародум племянница Софья, возлюбленный Милон.

    Как Простакова называет своего сына? О чем это говорит (Митрофанушка- чрезмерная любовь к сыну)

    Как Простакова называет Тришку? О чем это говорит? (скот, воровская харя, болван - это говорит о грубости, бесчеловечии героини)

    Кем показана в пьесе Простакова? (« Я холопям потакать не намерена» - закоренелая крепостница)

    Чем любил заниматься Митрофан? (вкусно поесть, поиграть на голубятне, сладко поспать)

    О какой науке вообще ничего не слышал Митрофан? (о географии)

    Как поступает Простакова, узнав о богатстве Софьи? (крадет её, чтобы обвенчать со своим сыном)

    Какими словами заканчивается пьеса? («Вот зланравия достойные плоды!»)

Учитель: А теперь давайте проверим тест, тем самым начнем анализ основных героев комедии.

Попутно составляем таблицу « Сравнительный анализ героев драматического произведения.

Кто такой

Поведение

(ремарки)

Черты характера

Отноше-ние

Крыла-тые фразы

Госпожа Простакова

Помещица

«Введи сюда мошенника Гришку...»

«Не говорила ль я тебе, воровская харя...»

«Так поди же, вытащи его»

«Ты от меня прятаться изволишь...»

«Верь же и тому, что я холопам потакать не намерена»

«Обойми меня. Друг мой сердечный! Вот сынок- одно мое утешение»

О муже говорит, как о вещи, унижает его, не считает за человека

бесчеловечна

Привыкла всеми помыкать, безнравствен-на: всех унижает.

«Слепая» материнская любовь

Осужде-ние

«ум-ная голо-ва»

Простаков

Помещик, муж госпожи Простаковой

«Ме...мешковат»

(от робости запинаясь)

Безвольный, робкий

Не имеет своего «Я»

Осужде-ние

Скотинин

Брат госпожи Простаковой

«Если у меня не всякая вина виновата...»

Еремеевна

Няня Митрофана

«Да во здравии, матушка...»

На слова Простаковой «бестия» Еремеевна отвечает

Безвольная раба, без чувства человеческого достоинства;

Преданная

Осужде-ние

Митрофан

Сын Простако-вой

«Ночь всю такая дрянь в глаза лезла»,

« Дверь, котора дверь?»

«Ты так устала, колотя батюшку...»

«Побегу-ка теперь на голубятню...»

«Да отвяжись, матушка! Как навязалась...»

« По мне, куда велят»

Умственно

речь не развита

Хитер, льстец, любовь к матери «лживая»

Бесцельная натура, неуч

Двуличен, хитер

Безвольный, бесхарактер-ный

Осуждение

Высмеивание

Смех, ирония, насмеш-ка

Стародум

Представитель Петровского времени

« До моих ушей уже дошло... любопытен был бы я послушать...»

« Ни хочу ничьей погибели...»

Защитник человечности

Интеллигент-ность, образован, порядочен

Уваже-ние, симпа-тия к герою

«Вот зло-нравиядос-той-ныепло-ды»

чиновник

«В грамматике он силен»

Высмеивает невежество

Учитель: Ваши впечатления о персонажах? Какими вы их видите?

Ответы с опорой на таблицу.

Учитель: Мы прочитали с вами только четыре явления 1 действия, а как много важного и интересного для себя обнаружили. В пьесе же 5 действий.Давайте прочитаем их так же вдумчиво и посмотрим, что все-таки хотел донести до читателя Фонвизин. Чему научит или о чем заставит задуматься комедия « Недоросль»

Учитель: Спасибо за урок, досвидания!

Урок в 7 классе.Д.И. Фонвизин - " Сатиры смелый властелин"

Учитель Денисова Л.П.

Материала: Урок

Д.И.Фонвизин - " сатиры смелый властелин".

/ урок по комедии Фонвизина "Недоросль" в 7 классе/

Цель: 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски: запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Черты характера помещиков

Сатирические приемы

Критика самодержавно-крапостнической действительности

Трагизм судьбы простого человека

Проблема воспитания и образования молодого поколения

Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.

1.Ж адность

2.Деспотизм

3.Хамство

4.Грубость

5.Лесть, подхалимство

6.Корысть

7.Невежество

8.Консерватизм

1.»Говорящие» фамилии

2.Преувеличение отрицательных черт

3.Низменность желаний героев

4.Ремарки

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана”.

Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

2. Какая черта характера проявляется у этой помещицы? /жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все,

должен исполнять все её прихоти/.

"Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же?

/деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты?

/Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. Говорящие фамилии;

2. умышленное преувеличение отрицательных черт. Как называется этот прием? /гипербола/

3. самохарактеристики;

4. желания героев;

5. ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качестваю Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть

чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

А у Простаковой? /вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

У Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая."образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на говорящие Фамилии.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время,

"Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего,

когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7-ом

классе

«Система образов а комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

УЧИТЕЛЬ ДЕНИСОВА Л.П.

«Фонвизин — сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества».

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Черты характера помещиков

Сатирические приемы

    Критика самодержавно-крапостнической действительности

    Трагизм судьбы простого человека

    Проблема воспитания и образования молодого поколения

    Желание видеть Россию образованной, духовно богатой.

1.Ж адность

2.Деспотизм

3.Хамство

4.Грубость

5.Лесть, подхалимство

6.Корысть

7.Невежество

8.Консерватизм

2.Умышленное преувеличе-ние отрицательных черт. Черта-доминанта

3.Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин — «сатиры смелый властелин»…

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

«Сатира — это не » невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества».

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка » Примерка кафтана”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем…

Именно эта черта — ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. «Экое скотское рассуждение…»

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами — помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

— А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

— у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться», а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка «Экзамен Митрофана».

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая «образованность»своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

— Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России — молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон — «Разум, любезность, просвещенность».

Стародум – ‘’Душа и сердце».

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: «Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. «

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема — желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет…

Хочется, чтобы пьесу «Недоросль» вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса «Недоросль»?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961