Линк-сервис. Квитанция о приеме налоговой декларации Что означает квитанция о приеме налоговой декларации

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 191н , и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 года N 33н , в целях упорядочения представления, проверки, приемки годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в Министерство финансов Пермского края приказываю:

1. Утвердить Порядок представления бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений в Министерство финансов Пермского края согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Начальнику отдела консолидированной отчетности, заместителю главного бухгалтера Балашенковой С.В. довести настоящий Приказ до главных распорядителей бюджетных средств Пермского края, главных администраторов, администраторов, выполняющих отдельные полномочия главных администраторов, доходов бюджета Пермского края, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Пермского края, органов государственной власти Пермского края, осуществляющих в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, финансовых органов муниципальных районов (городских округов) Пермского края и Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования.

3. Признать утратившими силу приказы Министерства финансов Пермского края:

от 27 декабря 2010 года N СЭД-39-01-03-254 "Об утверждении Порядка представления бюджетной отчетности в Министерство финансов Пермского края";

от 25 мая 2011 года N СЭД-39-01-22-116 "О внесении изменения в Приказ Министерства финансов Пермского края от 27.12.2010 N СЭД-39-01-03-254 "Об утверждении Порядка представления бюджетной отчетности в Министерство финансов Пермского края".

5. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника управления главного бухгалтера Вотинову И.Г.

Министр финансов
О.В.АНТИПИНА

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ И СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ПЕРМСКОГО КРАЯ

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства финансов
Пермского края
от 27.11.2012 N СЭД-39-01-22-223

1. Общие положения

Настоящий Порядок устанавливает правила представления бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (далее - сводная бухгалтерская отчетность) главными распорядителями бюджетных средств Пермского края, главными администраторами, администраторами, выполняющими отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета Пермского края, не являющимися получателями бюджетных средств Пермского края, поступления в который они администрируют, органами государственной власти Пермского края, осуществляющими в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, финансовыми органами муниципальных районов (городских округов) Пермского края и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - субъекты отчетности), проведения камеральной проверки и принятия ее Министерством финансов Пермского края (далее - Минфин края).

(в ред. )

2. Порядок представления отчетности

2.1. Субъекты отчетности составляют месячную, квартальную и годовую бюджетную отчетность, квартальную и годовую сводную бухгалтерскую отчетность (далее - отчетность) в соответствии с требованиями к ее составлению, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), Федеральным казначейством и Минфином края, и представляют ее в Минфин края в установленные им сроки.

В случае проведения реорганизации или ликвидации (упразднения) главных распорядителей бюджетных средств Пермского края и/или подведомственных им учреждений главные распорядители бюджетных средств Пермского края и органы государственной власти Пермского края, осуществляющие в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, представляют бюджетную и сводную бухгалтерскую отчетность в Минфин края на дату проведения реорганизации (ликвидации, упразднения) в течение трех рабочих дней после завершения реорганизационных (ликвидационных) процедур.

(абзац введен )

2.2. Отчетность представляется субъектами отчетности в Минфин края в следующем порядке:

2.2.1. в электронном виде, подписанная электронной подписью, без представления на бумажном носителе:

главными распорядителями бюджетных средств Пермского края, органами государственной власти Пермского края, осуществляющими в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пермского края с использованием программного комплекса "СКИФ", база данных которого установлена в Минфине края;

(в ред. Приказа Министерства финансов Пермского края от 26.11.2015 N СЭД-39-01-22-283)

финансовыми органами муниципальных районов (городских округов) Пермского края по телекоммуникационным каналам связи с использованием программного комплекса "СКИФ", база данных которого установлена в финансовом органе;

2.2.2. на бумажном носителе главными администраторами, администраторами, выполняющими отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета Пермского края, не являющимися получателями бюджетных средств Пермского края, поступления в который они администрируют.

2.3. Отдел консолидированной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем получения отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от субъекта отчетности, уведомляет его в электронном виде о ее получении.

По просьбе субъекта отчетности, представляющего отчетность на бумажном носителе, на копии отчетности государственный гражданский служащий отдела консолидированной отчетности проставляет отметку о представлении с указанием даты представления, должности и подписи (с расшифровкой).

3. Проведение камеральной проверки отчетности

3.1. Минфин края осуществляет проверку отчетности, представленной субъектами отчетности (далее - камеральная проверка отчетности), в течение трех рабочих дней:

на полноту представления форм отчетности;

на соответствие требованиям, установленным к ее составлению и представлению;

на соответствие показателей представленной отчетности контрольным соотношениям, установленным Минфином России, Федеральным казначейством и Минфином края.

3.2. При установлении факта отсутствия полноты представления форм отчетности государственный гражданский служащий отдела консолидированной отчетности не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, направляет уведомление об этом субъекту отчетности в электронном виде.

3.3. В случае выявления в ходе камеральной проверки отчетности несоответствия отчетности требованиям к ее составлению и представлению, контрольным соотношениям, установленным Минфином России, Федеральным казначейством и Минфином края, структурные подразделения Минфина края не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления несоответствия, уведомляют об этом субъект отчетности средствами телефонных, факсимильных и иных каналов связи.

3.4. Субъект отчетности, представивший отчетность, не соответствующую установленным контрольным соотношениям, а также требованиям к ее составлению и представлению, обязан в течение одного рабочего дня предпринять необходимые меры для приведения ее в соответствие с установленными требованиями и представить в Минфин края.

3.5. Отчетность после внесения в нее изменений по результатам камеральной проверки представляется субъектом отчетности в порядке, установленном разделом 2 настоящего Порядка.

4. Принятие отчетности

4.1. Отдел консолидированной отчетности в течение пяти рабочих дней после представления годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Пермского края в Федеральное казначейство извещает об этом главных распорядителей бюджетных средств Пермского края, путем направления в их адрес соответствующего письма.

(в ред. Приказа Министерства финансов Пермского края от 26.11.2015 N СЭД-39-01-22-283)

4.2. Отдел консолидированной отчетности уведомляет субъект отчетности о дате принятия представленной им отчетности в течение пяти рабочих дней после получения от Федерального казначейства уведомления о принятии:

4.2.1. месячной, квартальной бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Пермского края и квартальной сводной бухгалтерской отчетности путем направления сообщения в электронном виде;

4.2.2. годовой бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Пермского края путем направления уведомления о принятии годовой бюджетной отчетности:

финансовым органам муниципальных районов (городских округов) Пермского края, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пермского края по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку;

(в ред. Приказа Министерства финансов Пермского края от 26.11.2015 N СЭД-39-01-22-283)

другим субъектам бюджетной отчетности по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку;

4.2.3. годовой сводной бухгалтерской отчетности путем направления уведомления о принятии годовой сводной бухгалтерской отчетности:

финансовым органам муниципальных районов (городских округов) Пермского края по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку;

органам государственной власти Пермского края, осуществляющим в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.

4.2_1. Отдел консолидированной отчетности уведомляет главных распорядителей бюджетных средств Пермского края и органы государственной власти Пермского края, осуществляющих в отношении государственных краевых учреждений функции и полномочия учредителя, о дате принятия представленной ими бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности по результатам проведения реорганизации или ликвидации (упразднения) в течение трех рабочих дней после представления отчетности.

(п. 4.2_1 введен Приказом Министерства финансов Пермского края от 26.11.2015 N СЭД-39-01-22-283)

4.3. В случае положительного результата по факту проведения камеральной проверки отчетности по просьбе субъекта отчетности на копии отчетности государственный гражданский служащий отдела консолидированной отчетности проставляет отметку о ее принятии с указанием даты принятия, должности и подписи (с расшифровкой).

5. Заключительные положения

Обеспечение сохранности отчетности, представленной субъектами отчетности в Минфин края на бумажном носителе, осуществляет отдел консолидированной отчетности. Сохранность баз данных программного комплекса "СКИФ" и обеспечение сохранности отчетности, представленной субъектами отчетности в Минфин края в электронном виде, подписанной с применением электронной подписи, обеспечивает отдел автоматизации управления по обеспечению деятельности Минфина края.

Приложение 1.

Приложение 1
к Порядку
представления бюджетной отчетности
и сводной бухгалтерской отчетности
государственных (муниципальных) учреждений
в Министерство финансов Пермского края

Бланк Министерства

Руководителю финансового органа
муниципального района
(городского округа)
_______________________________

Уведомление о принятии годовой бюджетной отчетности

Министерство финансов Пермского края уведомляет, что годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета _______________________ муниципального района (городского округа) за 20__ год предоставлена в полном объеме форм и в срок (с нарушением срока), установленный Министерством финансов Пермского края.

На основании вышеизложенного годовая бюджетная отчетность об исполнении консолидированного бюджета __________________________ муниципального района (городского округа) за 20__ год принята.

Начальник управления

бюджетного учета и отчетности,

Приложение 2. Уведомление о принятии годовой бюджетной отчетности

Приложение 2
к Порядку
представления бюджетной отчетности
и сводной бухгалтерской отчетности
государственных (муниципальных) учреждений
в Министерство финансов Пермского края

(в редакции Приказа Министерства финансов Пермского края от 28.12.2015 N СЭД-39-01-22-323)

Бланк Министерства _____________________________________
(наименование субъекта отчетности
и его адрес (при необходимости)

Уведомление о принятии годовой бюджетной отчетности

Министерство финансов Пермского края уведомляет, что годовая бюджетная отчетность за 20__ год представлена в полном объеме форм и в срок (с нарушением срока), установленный Министерством финансов Пермского края.

Годовая бюджетная отчетность рассмотрена и проверена Министерством финансов Пермского края. В бюджетной отчетности соблюдены контрольные соотношения, установленные Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Министерством финансов Пермского края.

На основании вышеизложенного годовая бюджетная отчетность за 20__ год принята.

Начальник управления

бюджетного учета и отчетности,

главный бухгалтер _____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 3.

Приложение 3
к Порядку
представления бюджетной отчетности
и сводной бухгалтерской отчетности
государственных (муниципальных) учреждений
в Министерство финансов Пермского края

(в редакции Приказа Министерства финансов Пермского края от 28.12.2015 N СЭД-39-01-22-323)

Бланк Министерства Руководителю финансового органа
_______________________________
муниципального района
(городского округа)
_______________________________

Уведомление о принятии годовой сводной бухгалтерской отчетности

Министерство финансов Пермского края уведомляет, что годовая сводная бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений ________________ муниципального района (городского округа) за 20__ год предоставлена в полном объеме форм и в срок (с нарушением срока), установленный Министерством финансов Пермского края.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность муниципальных бюджетных и автономных учреждений рассмотрена и проверена Министерством финансов Пермского края. В отчетности соблюдены контрольные соотношения, установленные Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Министерством финансов Пермского края.

На основании вышеизложенного сводная годовая бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений __________________________ муниципального района (городского округа) за 20__ год принята.

Начальник управления

бюджетного учета и отчетности,

главный бухгалтер _____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 4. Уведомление о принятии годовой сводной бухгалтерской отчетности

Приложение 4
к Порядку
представления бюджетной отчетности
и сводной бухгалтерской отчетности
государственных (муниципальных) учреждений
в Министерство финансов Пермского края

(в редакции Приказа Министерства финансов Пермского края от 28.12.2015 N СЭД-39-01-22-323)

Бланк Министерства __________________________________
(наименование субъекта отчетности)

Уведомление о принятии годовой сводной бухгалтерской отчетности

Министерство финансов Пермского края уведомляет, что сводная годовая бухгалтерская отчетность государственных краевых бюджетных и автономных учреждений, учредителем которых является _____________________, за 20__ год представлена в полном объеме форм и в срок (с нарушением срока), установленный Министерством финансов Пермского края.

Сводная годовая бухгалтерская отчетность государственных краевых бюджетных и автономных учреждений рассмотрена и проверена Министерством финансов Пермского края. В отчетности соблюдены контрольные соотношения, установленные Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Министерством финансов Пермского края.

На основании вышеизложенного сводная годовая бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений за 20__ год принята.

Начальник управления

бюджетного учета и отчетности,

главный бухгалтер _____________ _______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Возможно. Более того, для одних организаций согласно п. 3 ст. 80 Налогового кодекса соблюдение такого формата является обязательным, для других - добровольным. В любом случае независимо от того, как отправляют документы, порядок и формат представления электронной отчетности регламентирован и является одинаковым для всех. Документов, определяющих порядок действий, при этом несколько. Во-первых, это Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 18 января 2008 г. N 9н. Во-вторых, Методические рекомендации по организации электронного документооборота, утвержденные Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@.
Заметим, что хотя вышеуказанные Методические рекомендации были приняты достаточно давно, фактически они вступили в действие лишь в конце ноября 2010 г. (Приказ ФНС России от 17 ноября 2010 г. N ММВ-7-6/610@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего исполнение Методических рекомендаций, утвержденных Приказом ФНС России от 2 ноября 2009 г. N ММ-7-6/534@"). До этого порядок представления электронной отчетности и необходимые документы определялись Приказом ФНС России от 6 февраля 2008 г. N ММ-3-6/50@.
В связи с тем что новые правила вступили в силу совсем недавно, рассмотрим порядок действий всех участников электронного документооборота более подробно. В первую очередь обратим внимание читателей на то, что в соответствии с новым порядком обязательным участником электронного документооборота теперь является специализированный оператор связи . Ранее, особенно на практике, была возможность представления электронной отчетности напрямую на сервер налоговой инспекции.

Процесс сдачи электронной отчетности

Итак, в процессе происходит следующее.
Налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде (в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения) и подписывает ее ЭЦП (законного или уполномоченного представителя). Формирует информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю (в случае, если ЭЦП принадлежит представителю) и направляет подписанные документы - налоговую декларацию (расчет) плюс информационное сообщение о реквизитах доверенности (если это необходимо) в налоговый орган через спецоператора.
Спецоператор в течение двух часов фиксирует дату отправки электронного документа (документов), формирует подтверждение даты отправки электронного документа (документов), удостоверяя его своей ЭЦП, направляет подтверждение даты отправки электронного документа (документов) налогоплательщику (представителю) и в налоговый орган.
Внимание! Если декларация будет успешно принята налоговым органом, именно эта дата будет считаться датой ее представления.
Налогоплательщик в течение суток формирует извещение о получении подтверждения даты отправки электронного документа (документов), подписывает его ЭЦП и направляет спецоператору.
Налоговый орган не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) осуществляет контроль на его соответствие требованиям п. 1 разд. I Приложения N 6, осуществляет первичный контроль в соответствии с п. п. 2 - 5 разд. I Приложения N 6.
В случае соответствия - формирует, подписывает и направляет налогоплательщику через спецоператора извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), а спецоператору - извещение о получении подтверждения даты отправки.
В случае несоответствия - формирует сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа.
Процедура документооборота на этом прекращается.
Внимание! Если на этом этапе получено сообщение об ошибке или уведомление об отказе, декларация (расчет) считается представленной с нарушением сроков исполнения электронного документооборота!
При отсутствии оснований для отказа в приеме (в течение четырех часов с момента поступления электронного документа... от налогоплательщика) налоговый орган направляет полученные документы для дальнейшей обработки.
Затем, в течение четырех часов с момента поступления в программный комплекс для дальнейшей обработки, проводит окончательный контроль на соответствие требованиям разд. II Приложения N 6.
При отсутствии нарушений регистрирует налоговую декларацию (расчет) и формирует квитанцию о приеме.
При выявлении нарушения формирует уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа.
Квитанцию о приеме налоговой декларации или уведомление об отказе не позднее следующего рабочего дня за днем поступления налоговый орган направляет налогоплательщику через спецоператора. Следует учесть, что, если на этом этапе получено уведомление об отказе, декларация (расчет) считается не представленной! Декларация представлена, как только плательщиком получена квитанция о приеме. При этом датой представления документов считается дата, указанная в подтверждении спецоператора связи.
По результатам обработки налоговой декларации (расчета) налоговый орган формирует извещение о вводе (или уведомление об уточнении) в случае выявления ошибок и не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем поступления, направляет его налогоплательщику через спецоператора.
Документооборот завершен, если получено извещение о вводе. Уведомление об уточнении означает, что в декларацию необходимо внести уточнения (т.е. представить корректирующий отчет). Соответственно при представлении этих данных действует тот же порядок, что и при представлении основной декларации.

Подтверждение отправки

Новый порядок существенно пополнил список документов, которыми необходимо обменяться. Разграничил время, отведенное спецоператору и налоговому органу для совершения тех или иных действий. Определил те моменты, когда документооборот является законченным и отчетность представленной . Таким образом, теперь для подтверждения того, что отчетность представлена, налогоплательщик должен иметь: подтверждение отправки от спецоператора связи и квитанцию о приеме. Заканчивается же документооборот извещением о вводе.
Очевидно, что рассмотренный выше порядок существенно усложнил жизнь налогоплательщиков. И ранее часто возникали споры о том, какой день считать датой представления электронной отчетности . Актуально это становилось для тех, кто представлял отчетность в последние дни, а по каким-то причинам (технические сбои, ошибки в представляемых документах и т.д.) налоговые органы в приеме этой отчетности отказывали. Либо для тех, кто просто не мог по техническим причинам отправить отчетность в ИФНС или даже на сервер спецоператора. В результате, как считали в ИФНС, налогоплательщик нарушал сроки представления отчетности, и естественно, инспекторы пытались его оштрафовать по ст. 119 НК РФ.
Как же решались эти проблемы? Во всех случаях время отправки декларации устанавливалось по дате, зафиксированной в подтверждении спецоператора связи. И хотя налоговики настаивали на том, что без протокола контроля отчетность представленной не является, сложившаяся арбитражная практика была однозначна. Если у налогоплательщика на руках было подтверждение спецоператора связи об отправке отчета и если этот отчет был отправлен вовремя, то начисление штрафа за непредставление декларации признавалось неправомерным (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 марта 2010 г. по делу N А13-5546/2008). Это правило действовало даже в тех случаях, когда декларация была представлена по устаревшему формату (Постановления ФАС ЦО от 3 августа 2006 г. по делу N А09-2953/06-29, ФАС ПО от 22 марта 2006 г. по делу N А49-11353/2005, ФАС ЗСО от 24 января 2007 г. N Ф04-8916/2006(30071-А45-41)).
Теперь отчет будет считаться непредставленным до тех пор, пока налогоплательщик не получит квитанцию о приеме. А сформирована квитанция будет только в том случае, если приемный и программный комплексы на стороне инспекции не выявят определенных ошибок. И они могут быть самыми разными, в частности декларация может просто не читаться или быть сформированной налогоплательщиком в старом формате. При этом бухгалтер получит либо сообщение об ошибке, либо уведомление об отказе в приеме отчета, где будут перечислены ошибки, из-за которых файл не был принят. И в том, и в другом случае документооборот прекращается. Это означает, что необходимо устранить все ошибки и повторно выслать отчет. На этой стадии отчет считается непредставленным. Естественно, если отчетность будет направлена в последний день и окажется не принятой, споров с ИФНС не избежать.
Каким образом будет складываться арбитражная практика, теперь предсказать сложно. С одной стороны, по-прежнему в ст. 80 НК РФ срок представления электронной декларации определен как дата подтверждения оператора связи. Однако теперь действующие рекомендации прямо определяют: для того чтобы отчет считался принятым, а документооборот - завершенным, налогоплательщику необходимо иметь не только подтверждение спецоператора, но и квитанцию о приеме. Безусловно, вновь введенные правила ухудшают положение налогоплательщиков.
Теперь, для того чтобы иметь гарантии своевременного представления электронной отчетности, декларацию необходимо отправлять как минимум за два дня до окончания срока ее подачи. Иначе с учетом времени, отведенного налоговым органам на ее проверку, декларация может оказаться непредставленной. Кроме того, учитывая практически повсеместную неготовность налоговых органов обеспечить круглосуточный режим работы программных комплексов, а также отсутствие достаточного количества технических специалистов, проблем у налогоплательщиков прибавится. И вряд ли "нештатные ситуации", предусмотренные Методическими рекомендациями, исправят положение.

Несвоевременное представление

Первое и, пожалуй, самое эффективное решение проблемы - не оставлять сдачу отчетности на последние дни. Необходимо иметь в виду, что и у операторов связи могут быть технические сложности, отвечать за которые в конечном итоге придется налогоплательщику. Ведь ответственность за несвоевременное представление декларации возложена именно на него. Особенно это касается тех, чья обязанность направлять электронную отчетность определена Налоговым кодексом. Хотя судьи и считают, что в этом случае организация вправе представить отчетность и на другом носителе (Постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 11500/08, от 3 февраля 2009 г. N 11482/08), все же вероятность судебного разбирательства достаточно высока. Тем более что теперь в НК РФ предусмотрен штраф и за несдачу отчетности именно в электронном виде. Тем же, кто подает электронные декларации в добровольном порядке и оставляет их сдачу на последние дни, можно порекомендовать приносить документы лично или отправлять по почте.
Однако ситуации бывают разные. Если все же случилось так, что в силу каких-либо причин электронная декларация оказалась представленной не вовремя, не сдавайтесь и оспаривайте решение налоговиков в суде. Во всяком случае штраф можно значительно снизить. Как отмечает ВАС РФ (см. Постановление от 8 декабря 2009 г. N ВАС-11019/09), штраф за несдачу декларации не может в разы превышать недоимку. Также при попытке оштрафовать налогоплательщика по ст. 119 НК РФ можно сослаться на отсутствие его вины (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2009 г. N 17АП-1692/2009-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. по делу N А58-10700/09).
В целом, конечно, представляется очевидным, что после вступления в силу нового порядка у многих организаций пропадет желание представлять отчетность в электронном виде. Тем более что для большинства в настоящее время это все же дело добровольное. Многие вернутся к старому проверенному способу и вновь станут представлять отчетность с использованием обычной почтовой связи, т.к. плюсов у представления отчетности в электронном виде остается все меньше и меньше.

С 01 сентября 2014 года отправка и прием деклараций осуществляются в соответствии с приказом ФНС РФ от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи». Также данный приказ с 01 сентября 2014 года признает утратившим силу приказ ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ .

При передаче отчетности, подписанной сертификатом уполномоченного представителя , с каждой декларацией передается информационное сообщение о представительстве (см. Каковы особенности предоставления налоговой отчетности через уполномоченного представителя?).

Порядок документооборота с ФНС

Налогоплательщик после отправки отчета получает следующие документы:

1. Подтверждение даты отправки отчета

Это электронный документ, формируемый специализированным оператором связи, содержащий данные о дате и времени отправки декларации. Формируется сразу после отправки отчета.

Дата представления отчета, которая указывается в квитанции о приеме, соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки.

2. Извещение о получении либо сообщение об ошибке.

  • Извещение о получении — электронный документ, подтверждающий факт получения отчета налоговым органом. Формируется налоговым органом, поступает в течение 6 часов после отправки отчета. При поступлении извещения о получении документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов дальнейшей проверки отчета налоговым органом.
  • Сообщение об ошибке — электронный документ, формируемый налоговым органом, содержащий информацию об ошибках. Поступает от ИФНС в течение 6 часов после отправки отчета. Если вам пришло сообщение об ошибке, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в сообщении, и повторить процедуру отправки отчета.

3. Квитанция о приеме либо уведомление об отказе.

  • Квитанция о приеме — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт приема отчета. Поступает от ИФНС в течение следующего рабочего дня после отправки отчета. При получении квитанции о приеме документооборот продолжается. Необходимо дождаться результатов ввода данных в базу налогового органа.
  • Уведомление об отказе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт отказа в приеме сведений с указанием причин отказа. Поступает от ИФНС в течение 6-12 часов после отправки отчета. Если пришло уведомление об отказе, это значит, что отчет не принят. Документооборот прекращается. Необходимо исправить ошибки, указанные в уведомлении, и повторить процедуру отправки отчета.

4. Извещение о вводе либо уведомление об уточнении.

  • Извещение о вводе — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме. Если пришло извещение о вводе, это значит, что отчет принят. Документооборот завершен.
  • Уведомление об уточнении — электронный документ, формируемый налоговым органом, подтверждающий факт загрузки отчета в базу инспекции, но содержащий сообщение о необходимости предоставить уточнения. Поступает от ИФНС в течение двух рабочих дней после отправки квитанции о приеме . Если пришло уведомление об уточнении, это значит, что отчет принят, но требует уточнений. Необходимо отправить корректирующий отчет, внеся необходимые уточнения.

Сроки документооборота

Максимальный срок завершенного документооборота согласно методическим рекомендациям не должен превышать трех рабочих дней при автоматическом функционировании приемного комплекса налогового органа.

210. Электронный документооборот при представлении заявителем налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС осуществляется, если заявитель взаимодействует с инспекцией ФНС России в электронной форме по ТКС и зарегистрирован в качестве участника электронного документооборота, с использованием технических средств автоматического создания (проверки) усиленной квалифицированной электронной подписи в инспекции ФНС России.

211. В процессе электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС также используются технологические электронные документы, указанные в пункте 148 настоящего Административного регламента, и извещение о вводе, уведомление об уточнении.

Извещение о получении электронного документа формируется на каждый полученный по ТКС следующий электронный документ: налоговую декларацию (расчет), подтверждение даты отправки, квитанцию о приеме, уведомление об отказе в приеме, извещение о вводе, уведомление об уточнении.

212. При осуществлении электронного документооборота обеспечивается хранение всех отправленных и принятых электронных документов по ТКС, в том числе технологических электронных документов (за исключением извещения о получении электронного документа), с усиленными квалифицированными электронными подписями и квалифицированными сертификатами, применявшихся для формирования указанных подписей.

213. При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя;

2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю;

(см. текст в предыдущей редакции)

214. При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пунктах 28

1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать налоговую декларацию, расчет);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.

215. При отсутствии оснований, указанных в пунктах 28 и настоящего Административного регламента, должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:

1) регистрирует налоговую декларацию (расчет), формирует квитанцию о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) отправляет квитанцию о приеме заявителю.

216. Датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в квитанции о приеме.

217. По результатам обработки налоговой декларации (расчета) в электронной форме с использованием программного обеспечения налоговых органов формируется извещение о вводе или уведомление об уточнении в случае выявления ошибок в представленной налоговой декларации (расчете).

218. Должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, в течение 2 рабочих дней со дня направления квитанции о приеме заявителю направляет ему извещение о вводе или уведомление об уточнении с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).

(см. текст в предыдущей редакции)

219. По просьбе заявителя налоговая декларация (расчет), принятая в электронной форме по ТКС, распечатывается и проставляется отметка о приеме налоговой декларации (расчета).

220. При получении от заявителя, отнесенного к категории крупнейших налогоплательщиков, налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС, которая должна направляться для дальнейшей обработки в иные инспекции ФНС России по месту учета заявителя по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС в инспекции ФНС России по месту учета заявителя в качестве крупнейшего налогоплательщика, осуществляет действия в соответствии с

Министерство разъяснило порядок сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. В ведомстве отметили, что квитанция является подтверждением приема документов.

Министерство финансов РФ разъяснило некоторые моменты, касающиеся сдачи бухгалтерской отчетности в электронном виде. Ведомство ответило на вопрос налогоплательщика. Организацию интересовало, является ли квитанция о приеме бухгалтерского баланса в электронном виде подтверждением того, что он принят налоговым органом. Комментарий ведомства опубликован на официальном сайте компании "Консультант Плюс". Минфин сообщил, что такая квитанция подтверждает факт приема документов налоговой службой. Специалисты напомнили, что обязанность организаций представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность установлена Федеральным законом "О бухгалтерском учете". При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает сдачу документов в электронном виде. Представление электронной бухгалтерской отчетности в налоговый орган возможно только в формате, утвержденном приказом ФНС России. В министерстве отметили:

В п. 161 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, предусмотрено, что прием должностным лицом, ответственным за исполнение государственной функции, бухгалтерской отчетности осуществляется в порядке, аналогичном порядку приема налоговых деклараций (расчетов), установленному Административным регламентом. В п. 135 названного Административного регламента указано, что при представлении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи конечным результатом исполнения административной процедуры по приему налоговых деклараций (расчетов) является регистрация налоговой декларации (расчета) в информационном ресурсе инспекции ФНС России, направление налогоплательщику (его представителю) квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП уполномоченного представителя инспекции ФНС России.

Напомним, организации могут сдавать бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с Федеральным законом от 28.03.2002 N 32-ФЗ. Документ устанавливает следующее:

При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде. Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности

Добавим также, что Минфин наделен полномочиями предоставлять консультации по законодательству о налогах и сборах. Разъяснения по этому вопросу даны в письме от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138. Документ устанавливает, что консультации ведомства не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм.