Методы опроса. Письменный опрос Устный и письменный опрос

Опрос как частный метод исследования

1. Определение метода опроса

2. Правила проведения опроса

3. Достоинства метода опроса

4. Виды метода опроса

1. Опрос - вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к оп­рашиваемым людям с определенными вопросами , которые содер­жат проблему исследования. В основе этого метода стоит чело­век (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объ­екте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить характеристики объекта исследования, кото­рые не поддаются прямому наблюдению и скрыты от внешнего глаза.

2. При проведении опроса необходим руководствоваться следую­щими правилами:

Респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче не­ложной информации;

Вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;

Вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;

Вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;

Вопросы не должны нести интеллектуальную и психологиче­скую перегрузку;

Все варианты ответов должны быть равносильными по отно­шению друг к другу;

Исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.

3. Данный метод исследования имеет следующие достоинства:

Позволяет собрать статистическую и документальную инфор­мацию о слабообеспеченном объекте исследования;

Исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;

Обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задава­ния респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;

Позволяет экономить материальные и временные ресурсы.

Результаты обрабатываются на основе применения методов ма­тематической статистики и прикладных программ для персо­нальных компьютеров.

4. Выделяют два основных вида опроса:

анкетирование - письменная форма опроса;

интервью - устная форма опроса.

1. Определение понятия «анкетирование»

2. Классификация анкетирования

3. Классификация вопросов

4. Основные разделы анкеты

5. Достоинства и недостатки анкетирования

1. Анкетирование - письменная форма опроса , осуществляемая при помощи специально составленных анкет и происходящая без непосредственного контакта исследователя с респондентом.

Наиболее эффективно применение данной формы опроса в случаях:

Большого количества респондентов, которых нужно опросить за короткое время;



Необходимости продуманных ответов, которая достигается на­личием отпечатанного вопросника перед глазами.

Процесс анкетирования осуществляется следующим образом:

Респондент получает специальным образом (по почте или не­посредственно от анкетера) анкету;

Изучает инструкции по ее заполнению;

Читает и заполняет ее.

Анкета может заполняться как в присутствии анкетера, так и без него.

2. Различают следующую классификацию анкетирования:

по степени контакта исследователя с респондентом:

. прессовые анкеты - анкеты, которые печатаются в журналах и газетах;

почтовые анкеты - анкеты, рассылаемые по почте;

раздаточные анкеты - исследовать раздает анкеты респон­дентам при непосредственном контакте, проводит инструк­таж по правилам заполнения анкет;

месту проведения анкетирования:

. месту жительства;

месту учебы или работы,

в зависимости от масштаба анкетирования:

сплошное анкетирование - анкеты заполняются всеми лица­ми изучаемой генеральной совокупности людей;

выборочное анкетирование - анкеты заполняются только ча­стью генеральной совокупности, которая называется выбор­кой. При таком виде анкетирования может быть допущена ошибка репрезентативности, при которой полученные дан­ные на основе выборки могут не соответствовать данным, которые были бы получены в результате изучения генераль­ной совокупности.

3. Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно клас­сифицировать следующим образом:

о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;

фактах поведения - вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респон­дентов;

личности респондента - вопросы, задаваемые с целью полу­чения личных данных респондента (пол, возраст, место ро­ждения и т. д.);

форме:

открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и прояв­ляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суж­дений и акцент: доминирующая информация может ока­заться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследовате­лю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;

закрытые - вопросы, включающие варианты ответов. Рес­понденту требуется выбрать один из вариантов предложен­ных ответов. Это позволяет исследователю сопоставлять по­лученные данные в равных условиях. При построении за­крытых вопросов исследователю главное предусмотреть все возможные варианты ответов. При формулировке вариантов ответов на первое место следует поставить наименее веро­ятные варианты, так как респондент чаще выбирает первые версии ответов. Варианты ответов должны быть примерно одинаковой длины, так как респондент склонен к экономии времени, а усвоение длинных версий ответов требует боль­ше времени. Варианты ответов должны быть конкретными, так как абстрактные версии ответов обусловливают неяс­ность ситуации, что ведет к раздражению респондентов. Количество вариантов ответов не должно быть большим, так как в процессе продвижения респондента к концу вер­сий ответов наблюдается усталость респондента и инерт­ность в его ответах;

. полузакрытые - вопросы, к которым наряду с определен­ными вариантами ответов предполагают возможность рес­понденту сообщить свое мнение;

прямые - вопросы, которые вызывают у респондента крити­ческое отношение к себе, окружающим людям и т. д. Рес­понденты, как правило, не отвечают на такие вопросы или дают недостоверную информацию;

. косвенные - вопросы, для ответа на которые респонденту предлагается воображаемая ситуация, которая не вызывает оценку его личных качеств;

выполняемой вопросами функции:

основные - на основе этих вопросов собирается информация конкретно об объекте исследования;

. неосновные - вопросы, которые не относятся к объекту ис­следования. Задаются с целью налаживания контакта между исследователем и респондентом, создания мотивации участия в опросе у респондентов, знакомства с целью исследо­вания, инструктажа по вопросам заполнения анкеты, про­верки искренности ответов.

4. Анкета состоит из следующих разделов:

введение, в котором указываются в основном организаторские вопросы:

Оговариваются цели проведения данной анкеты, кто прово­дит исследование (но не уточняются авторы составления анкеты);

Гарантируется анонимность ответов (если требуется), каким образом будут использованы результаты ответов;

Предоставляется инструкция по заполнению анкеты;

. выражается благодарность за заполнение анкеты;

содержательный раздел , который является основным при про­ведении исследования и от которого зависят результаты прово­димого исследования. Он составляется в зависимости от вида анкеты, видов вопросов, порядка их размещения, места прове­дения анкетирования. Раздаточные анкеты рекомендуется со­ставлять негромоздкими, для того чтобы респондент, отвечая на них, не утомился и заполнил анкету до конца и не проявил небрежности при заполнении. Почтовые и прессовые анкеты можно сделать длиннее, так как у респондентов имеется боль­ше времени для ответа на них. Короткие анкеты создают у респондентов мнение о несерьезности проводимого исследова­ния. Рекомендуемое время, предоставляемое для заполнения ан­кеты, составляет 20-30 минут. При нарушении этого времен­ного порога снижается внимание к анкете и наступает утом­ляемость респондентов;

заключение ("паспортичка"), которое состоит из социально-демографических вопросов. Данный раздел необходим для про­верки надежности собранной информации, анализа полученных данных и т. д. Он включает в себя вопросы о личности рес­пондента:

Возраст;

Образование;

Место работы и стаж;

Место жительства;

Семейное положение и др.

5. Анкетирование имеет следующие достоинства:

Анкетирование позволяет собрать необходимую информацию за короткое время;

Информация об исследуемом объекте, получаемая с помощью анкетирования, представляет массовую картину;

Полученные ответы являются индивидуальными мнениями респондентов, на которые не влияют ни личность интервьюе­ра, ни его взгляды;

Для проведения анкетирования респондентам необязательно быть высококвалифицированными специалистами;

Респонденты дают более обоснованные ответы за счет уверен­ности в анонимности проводимых исследований и отсутствия исследователя;

Время и скорость заполнения анкеты подбираются респонден­том самостоятельно в зависимости от своих личных качеств.

Анкетированию присущи следующие недостатки:

Возможность подмены респондента, особенно часто это встре­чается при почтовых опросах;

Потеря индивидуальности ответов (иногда респонденты дают ответы, советуясь с тем, кто находится поблизости в данный момент);

Низкий возрат анкет (при почтовых опросах).

Письменный опрос, или анкетирование метод исследования, основанный на получении от респондентов ответов (как правило письменных, но также возможно анкетирование и через компьютерную сеть) на вопросы, выстраивающиеся вокруг основной темы исследования. Ориентировано на получение сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении. При этом респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам записывает или как-то иначе фиксирует свои ответы [Ноэль Э. , 1978].

При анкетировании используются анкеты. Анкета (от фр. anquete – список вопросов) - средство анкетирования, представляющее собой форматированный бланк , имеющий формулировки вопросов и возможные варианты ответов с отдельными полями для внесения этих ответов, строго соответствующими номерам вопросов, из которых респондент (лат. responsare - отвечать) должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные ответы. Используемые при этом бланки (от фр. blanc – белый, чистый) выступают как форма фиксации ответов испытуемого.

Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При этом регистрация ответов опрашиваемым может осуществляться:

· либо наедине с самим собой (заочный опрос),

· либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

С помощью опросов выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств, Чтобы минимизировать искажения данных, связанные с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу длительного опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.

Виды анкет. Анкетные опросы классифицируются, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

Анкеты различаются по формулировкам вопросов. Так, могут быть вопросы открытыми или закрытыми (см. выше) [Ядов В.А., 1987].

Также выделяют анкеты по объему:

· анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому;

· большие анкеты могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов [Осипов Г.В., Андреев Э.П., 1977]; [Ноэль Э., 1978].

Особой формой опроса является зондажный опрос , или экспресс-опрос, который применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых.

Групповое анкетирование отличается от индивидуализированного .

В первом случае анкетируют сразу до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и предоставляет возможность заполнить анкету, во втором - он работает индивидуально с каждым респондентом.

Наконец, при классификации анкет используют также многочисленные критерии, связанные с темой опросов:

· событийные анкеты,

· анкеты на выяснение ценностных ориентаций,

· статистические анкеты (в переписях населения),

· хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

Опрос по почте отличают от очного анкетирования на месте:

В первом случае ожидается возвращение опросного листа (например, по заранее оплаченному почтовому отправлению),

Во втором - анкетер сам собирает заполненные листы.

Очевидно, что в случае проведения опроса в группах процент людей, заполнивших и вернувших анкету, будет выше, чем при опросе по почте. При использовании почты возврат опросников всегда является проблемой. При этом возврат, равный 70-85%, - считается очень хорошим, 60-70% - более или менее приемлемым, ниже 60%, указывает на возможность нерепрезентативности данных.

Однако, учитывая его существенно меньшую стоимость (в 10-20 раз дешевле, чем сбор данных путем интервью), этот способ опроса вполне оправдан.

Другая проблема с количеством возвратов возникает, если вернувшие заполненный опросник имеют какие-либо важные отличия от тех, кто не вернул. Такая проблема называется искажением, вызванным отсутствием ответа . В случае такого искажения выводы о популяции в целом делать, по меньшей мере, рискованно.

Соблюдение некоторых дополнительных требований может повысить возврат разосланных анкет.

Главные факторы, влияющие на повышение возврата, следующие:

· анкета небольшая, состоит преимущественно из закрытых вопросов и поэтому ее легко заполнить;

· респондентов до опроса предупреждают о том, что к ним придет анкета и им будут благодарны за помощь; такое уведомление повышает возврат заполненных анкет на 10-15% (уведомление по телефону еще более эффективно);

· при отсутствии ответа происходит дополнительное напоминание, повторное отправление анкеты; подобное напоминание (через 2-3 недели) повышает возврат на 18%, а вторичное напоминание - на 26%;

· «вознаграждение», в качестве которого могут использоваться сувениры, позволит повысить возврат на 9%.

Опрос - метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их:

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Вспомогательным для анкетирования методом является метод интервью, помогающий уточнить и проверить данные анкеты. Этот вид метода опроса часто используется при приеме на работу. Интервью проводится по заранее сформулированным, прямым, однозначным вопросам в устной форме. Важно не пояснять вопросы: пусть испытуемый отвечает так, как он понял вопрос.

Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

При использовании метода опроса необходимо:

  • определить цель беседы (что мы будем изучать);
  • выбрать благоприятные условия беседы (место, время, самочувствие человека);
  • выяснить, располагает ли собеседник временем;
  • продумать несколько вариантов течения беседы;
  • продумать способы вхождения в контакт и выхода из беседы (как начать, как закончить);
  • в ходе беседы следует говорить меньше 50%, стараясь удерживать разговор в нужном русле и при этом слушать.

Чтобы беседа была непринужденной, не следует зацикливаться на одной теме, наверняка всплывут многие другие попутные вопросы, но основная линия беседы должна прослеживаться. Можно начать с интересной для собеседника темы, а далее перевести разговор на то, что интересует вас. Таким образом, обе стороны будут заинтересованы в процессе общения.

Устный опрос - метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор . У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый - сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке - этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемый опрос - это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос - учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализациидифференцированного подхода .
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная - содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант - требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос, о котором мы и поговорим сегодня.

Углубимся в терминологию

Для педагогов со стажем фронтальная форма опроса является одной из самых любимых и применяемых на уроках по разным дисциплинам. Причинами такой любви являются широкие возможности, которые дает данная форма контроля. Ведь она позволяет за несколько минут одновременно оценить знания целой группы учеников. Это могут быть выборочные несколько человек или класс полностью, но в любом случае педагог получит необходимую информацию и сможет на ее основе скорректировать дальнейшее течение урока.

Если говорить максимально кратко, то фронтальный опрос в педагогике - это форма контроля знаний и умений, направленная на опрос большой группы учащихся. Эта система позволяет в кратчайшие сроки получить результат, но одновременно не дает понимания о глубине знаний.

Текущий опрос: базовый вид опроса учащихся

Когда мы говорим о системе фронтального опроса, то стоит отметить, что она является частью текущего опроса. А он в свою очередь представляет собой основной вид, позволяющий осуществлять систематический контроль за знаниями учащихся на любом этапе обучения. Педагоги утверждают, что именно текущий опрос дает возможность отработать и закрепить материал, а также выявить и заполнить образовавшиеся пробелы.

Особенностями этого процесса считаются несколько факторов:

Текущий опрос проводится двумя известными способами. Самым популярным из них считается фронтальный опрос. В данном контексте он воспринимается как контрольная проверка не только знаний, но и выявление степени их усвоения. Еще раз повторимся, что в процесс оказываются вовлеченными практически все ученики одной группы.

Достоинства данного способа контроля

Каждый педагог с легкостью назовет массу преимуществ фронтального опроса. Мы тоже не могли не отметить их в нашей статье. Мы выделили пять достоинств этого способа:

  • экономит время, позволяя охватить за короткий промежуток максимальное количество учащихся;
  • происходит отработка навыка лаконичного и точного ответа;
  • дает возможность выделить из всей темы главное и запомнить эти моменты;
  • учит отвечать по плану, обосновывая каждое утверждение последовательным изложением фактов;
  • вовлеченность в групповую работу держит в напряжении всех учащихся.

Благодаря фронтальному опросу педагог может выполнять множество задач. К примеру, проверить выполнение домашних заданий, степень восприятия нового материала, готовность к усвоению нового блока знаний и так далее.

Недостатки одновременного группового опроса

Фронтальный опрос на уроке - это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:

  • краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
  • групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах;
  • глубина знаний остается скрытой для педагога, который отмечает только поверхностное усвоение темы;
  • данная форма контроля не развивают логическую и языковую культуру.

Для того чтобы снизить негативное влияние фронтального опроса, в присутствуют рекомендации по периодическому его применению. То есть в своей работе учитель должен использовать все известные виды контроля знаний, умений и навыков.

Виды фронтального опроса

Так как данный способ проверки считается базовым, то он подразумевает два вида. К ним относятся устный и письменный фронтальные опросы. Каждый из видов имеет свою характеристику и отличительные черты.

Именно описанию упомянутых категорий и будут посвящены наши следующие разделы.

Устный опрос: определение

К данной категории относится метод контроля, дающий возможность выполнить несколько задач одновременно. Благодаря прямому взаимодействию между учителем и учеником первый не только опрашивает и производит оценку проверяемых знаний, но и корректирует ответы, направляет, а также исправляет ошибки. В подобном диалоге происходит закрепление пройденного материала.

Исходя из всего вышесказанного, педагоги довольно часто используют данную форму в своей работе, считая ее максимально эффективной.

Плюсы и минусы фронтального опроса

Перед тем как применять этот метод контроля знаний, умений и навыков, необходимо четко понимать все его достоинства и недостатки. К плюсам методисты относят следующие характеристики:

  • гибкость и быстрота;
  • возможность поддерживать контакт с целой группой учащихся, заполняя пробелы в знаниях одновременно с их выявлением;
  • способствует развитию всех видов устной речи;
  • помощь в преодолении страх выступлений перед аудиторией;
  • наработка навыков взаимодействия в быстром темпе.

Однако не стоит упускать из виду и недостатки устного опроса учащихся. Хочется уточнить, что их немного, но все же педагог должен быть осведомлен о них:

  • невозможность провести проверку без тщательной подготовки учеников и учащихся;
  • часто группа просто подчиняется авторитету педагога;
  • из-за неопытности некоторых учителей часть группы остается вне активной работы;
  • занимает значительный промежуток времени.

В целом сами педагоги считают, что устный метод контроля идеально подходит опытным учителям и требует определенных навыков. Однако он полностью оправдывает себя и дает хорошие результаты. Доказано, что в классах, где часто проводятся групповые устные опросы, учащиеся лучше готовятся по предметам и имеют более высокую успеваемость.

Приемы устного опроса: кратко

Мы уже упоминали выше, что фронтальный опрос может быть устным и письменным. Однако, говоря на эту тему, нельзя не упомянуть и об устном индивидуальном опросе, который тоже часто применяется педагогами.

Фронтальный и индивидуальный опросы схожи только в одном - в обоих случаях ученики дают устные ответы на вопросы учителя. Однако в первом случае выясняются знания группы, а во втором - отдельных учащихся. Интересно, что существует методика последовательного контроля обоими способами.

Приемы проведения фронтального опроса

Фронтальный устный опрос можно проводить разными способами. Из них педагоги обычно выделяют пять вариантов, о которых мы сейчас подробно расскажем:

  1. Светофор. Данный способ обычно используют в начальной школе, когда учеников еще довольно сложно организовать. Учитель готовит на каждого учащегося по две карточки (зеленая и красная). После заданного вопроса, если дети знают ответ, то они поднимают зеленую карточку, а в ином случае - красную. Подобный фронтальный опрос хорош при проверке домашних заданий и в качестве контроля после объяснения новой темы.
  2. Цепочка. Прием строится на необходимости группы дать развернутый ответ на поставленный вопрос. При этом каждый следующий ученик озвучивает дополнения не повторяясь.
  3. Тихий. Если в процессе объяснения нового материала тема оказалась непонятой некоторой группой учеников, то педагог проводит работу только с ними, задавая вопросы и выявляя сложные моменты, пока основная часть коллектива занята выполнением иных заданий.
  4. Программируемый. Фронтальный опрос этого типа часто называют «устным тестом». Наряду с вопросом дается несколько вариантов ответов, что заставляет ученика более прочно закрепить пройденный материал.
  5. Взаимоопрос. Перед контрольными работами педагоги часто используют этот вид фронтального опроса. Его суть заключается в том, что учитель дает вектор направления, а учащиеся опрашивают друг друга сами. Подобный контроль не занимает много времени.

Отличительной чертой всех перечисленных способов является поисковый характер вопросов. Они должны побуждать группу искать ответы и активизировать тем самым свои мыслительные процессы.

Письменные опросы: плюсы и минусы

Письменный фронтальный опрос считается более легкой формой контроля. Он оставляет возможность сосредоточиться и поменять очередность ответов на вопросы. Из плюсов этой методики выделяют:

  • отсутствие давления авторитета учителя;
  • обеспечивает глубокий контроль;
  • позволяет произвести контроль теоретических и практических навыков одновременно.

К недостаткам относят значительное время, затраченное на выполнение и проверку заданий.

Чаще всего письменный фронтальный опрос проводится в форме диктанта или проверочной работы. В последние годы педагоги часто используют и новые приемы. К ним можно отнести блиц-опросы (ученики письменно отвечают на несколько заданных учителем вопросов), тестирование и фактологический диктант (каждый учащийся получает на листе пять-шесть вопросов, на которые должен ответить за заданный интервал времени).

Методисты советуют педагогам чередовать устные и письменные фронтальные опросы для того, чтобы в полной мере контролировать процесс усвоения знаний каждым учащимся.

Некоторые педагоги считают фронтальные опросы не слишком результативными, однако методисты советуют придерживаться ряда рекомендаций, которые сделают работу максимально эффективной:

  • Не акцентировать внимание на одном ученике, задавая ему вопрос за вопросом. В этом случае педагог рискует потерять всю группу учащихся, которая переключит внимание на посторонние предметы.
  • Учитель должен четко контролировать количество времени, отведенное на подобный опрос. Если затянуть контроль, то его монотонность приведет к снижению работоспособности в группе.
  • Соблюдение принципа коммуникативности должно сочетаться с общим течением урока, гармонично дополняя подачу нового материала.

Также не забывайте, что фронтальный опрос должен вестись в очень быстром темпе, а вопрос задается ранее, чем называется фамилия ученика.