Определить из условий прочности необходимые размеры диаметров редукторного ступенчатого вала. Схема нагружения вала дана на рис. 1.
Исходные данные:
Мкр=0,2 кН·м.
a=30 мм.; b=60 мм.; c=100 мм.
D1=70 мм.; D2=120 мм.
[?]p=120 МПа.
Требуется:
1. Вычертить в масштабе заданную схему вала с указанием размеров и величин нагрузок.
2. Определить окружные Р и радиальные усилия Т, приняв соотношение между ними Т=0.36Р.
3. Построить эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
4. Построить эпюру суммарных изгибающих моментов.
5. Построить эпюру крутящих моментов.
6. Используя энергетическую теорию прочности, определить диаметры вала на отдельных участках и округлить их до стандартных размеров.
7. Вычертить эскиз.
1. Заданная схема вала представлена на рисунке 1.
2. Определим окружные Р и радиальные усилия Т.
Крутящий момент на валу вызывают силы Р1 и Р2.
Приведем силу P1 к центру тяжести сечения вала: тогда пара сил с моментом
вызывает кручение, а сила P - изгиб вала в вертикальной плоскости.
В свою очередь, пара сил с моментом М2 =Р2D2/2 вызывает кручение в противоположную сторону, а сила в центре тяжести сечения вызывает изгиб.
Найдем окружные силы Р1 и Р2:
Радиальные усилия Т определим по формуле:
3. Построим эпюры изгибающих моментов.
Эпюра от действия сил в горизонтальной плоскости.
Определим опорные реакции:
Проверка:
1-ый участок (0 при z=0,1 M=0,002 кН·м. 2-ой участок (0 M=RB·(0,1+z)+Т2·z. при z=0 M=0,002 кН·м, при z=0,06 M=0,043 кН·м. 3-ий участок (0 при z=0,03 M=0,043 кН·м. Эпюра от действия сил в вертикальной плоскости. Проверка: Строим эпюру изгибающих моментов. 1-ый участок (0 при z=0,1 M=0,25 кН·м. 2-ой участок (0 M=RB·(0,1+z)-Р2·z. при z=0 M=0,25 кН·м при z=0,06 M=0,2 кН·м. 3-ий участок (0 при z=0,03 M=0,2 кН·м. Построим эпюру суммарных изгибающих моментов. Для этого нужно рассмотреть несколько сечений вала и определить в них суммарный изгибающий момент по формуле: Отсюда получаем: Моменты внутренних сил или крутящих моментов находят методом сечений. Сначала разбивают вал на участки (между соседними шкивами) затем на каждом участке выбирают произвольное сечение. Крутящий момент в этом сечении равен алгебраической сумме моментов внешних сил, лежащих по одну сторону от сечения. В пределах каждого участка крутящий момент постоянен. Знак крутящего момента определяют по знаку внешних моментов: положительным считается направление против движения часовой стрелки при взгляде на сечение вала вдоль его оси. При этом можно рассматривать любую часть вала по одну сторону от сечения. 1) Для вала на рис.2 крутящие моменты по участкам: 1-ый участок: 2-ой участок: М=0,2 кН·м. 3-ий участок: Полученные эпюры изображены на рисунке 2. Рисунок 2 - Эпюры изгибающих и крутящих моментов.
Для подбора сечения применяем энергетическую гипотезу прочности: Принимаем d1=70 мм., d2=120 мм. К стальному валу постоянного поперечного сечения (рис. 3.8) приложены четыре внешних скручивающих момента: кН·м; кН·м; кН·м; кН·м. Длины участков стержня: м; м, м, м. Требуется: построить эпюру крутящих моментов, определить диаметр вала при кН/см2 и построить эпюру углов закручивания поперечных сечений стержня. Рис. 3.8 Обозначим момент в заделке и направим его, например, против хода часовой стрелки (при взгляде навстречу оси z). Запишем уравнение равновесия вала. При этом будем пользоваться следующим правилом знаков: внешние скручивающие моменты (активные моменты, а также реактивный момент в заделке), вращающие вал против хода часовой стрелки (при взгляде на него навстречу оси z), считаем положительными. Знак «плюс» в полученном нами выражении говорит о том, что мы угадали направление реактивного момента , возникающего в заделке. Напомним, что внутренний крутящий момент , возникающий в некотором поперечном сечении стержня, равен алгебраической сумме внешних скручивающих моментов, приложенных к любой из рассматриваемых частей стержня (то есть действующих левее или правее сделанного сечения). При этом внешний скручивающий момент, вращающий рассматриваемую часть стержня против хода часовой стрелки (при взгляде на поперечное сечение), входит в эту алгебраическую сумму со знаком «плюс», а по ходу – со знаком «минус». Соответственно, положительный внутренний крутящий момент, противодействующий внешним скручивающим моментам, направлен по ходу часовой стрелки (при взгляде на поперечное сечение), а отрицательный – против ее хода. Разбиваем длину стержня на четыре участка (рис. 3.8, а). Границами участков являются те сечения, в которых приложены внешние моменты. Делаем по одному сечению в произвольном месте каждого из четырех участков стержня. Cечение 1 – 1.
Мысленно отбросим (или закроем листком бумаги) левую часть стержня. Чтобы уравновесить скручивающий момент кН·м, в поперечном сечении стержня должен возникнуть равный ему и противоположно направленный крутящий момент . С учетом упомянутого выше правила знаков кН·м. Сечения 2 – 2 и 3 – 3:
Сечение 4 – 4.
Чтобы определить крутящий момент, в сечении 4 – 4 отбросим правую часть стержня. Тогда кН·м. Легко убедиться в том, что полученный результат не изменится, если мы отбросим теперь не правую, а левую часть стержня. Получим Для построения эпюры крутящих моментов проводим тонкой линией ось, параллельную оси стержня z (рис. 3.8, б). Вычисленные значения крутящих моментов в выбранном масштабе и с учетом их знака откладываем от этой оси. В пределах каждого из участков стержня крутящий момент постоянен, поэтому мы как бы «заштриховываем» вертикальными линиями соответствующий участок. Напомним, что каждый отрезок «штриховки» (ордината эпюры) дает в принятом масштабе значение крутящего момента в соответствующем поперечном сечении стержня. Полученную эпюру обводим жирной линией. Отметим, что в местах приложения внешних скручивающих моментов на эпюре мы получили скачкообразное изменение внутреннего крутящего момента на величину соответствующего внешнего момента. Условие прочности при кручении имеет вид , где – полярный момент сопротивления (момент сопротивления при кручении). Наибольший по абсолютному значению крутящий момент возникает на втором участке вала: кН·см. Тогда требуемый диаметр вала определяется по формуле см. Округляя полученное значение до стандартного, принимаем диаметр вала равным мм. Сначала вычисляем крутильную жесткость стержня , где G – модуль сдвига, а – полярный момент инерции. Получим Углы закручивания на отдельных участках стержня равны: рад; рад; рад; рад. Угол закручивания в заделки равен нулю, то есть . Тогда Эпюра углов закручивания показана на рис. 3.8, в. Отметим, что в пределах длины каждого из участков вала угол закручивания изменяется по линейному закону. Жестко защемленный одним концом стальной стержень (модуль сдвига кН/см2) круглого поперечного сечения скручивается четырьмя моментами (рис. 3.7). Требуется: · построить эпюру крутящих моментов; · при заданном допускаемом касательном напряжении кН/см2 из условия прочности определить диаметр вала, округлив его до ближайшего из следующих значений 30, 35, 40, 45, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 200 мм; · построить эпюру углов закручивания поперечных сечений стержня. Номер схемы Подобрать размеры поперечного сечения вала (рис. 1) по условию прочности . На участках от сечения 1 до сечения 3 и от сечения 5 до сечения 6 наружный диаметр вала по конструктивным соображениям должен иметь одинаковый размер. На участке от сечения 1 до сечения 2 вал кольцевого поперечного сечения с n=d B /d=0,4. На участках от сечения 3 до сечения 5 вал подбирается только по условию прочности . М = 1 кН∙м, [τ
] = 80 МПа. Разбиваем вал на силовые участки , строим эпюру крутящего момента (рис. 1,б). Определяем диаметры вала. На I, II и V участках наружный диаметр вала одинаков. Для них не возможно заранее указать сечение с наибольшим значением касательного напряжения, так как различные участки имеют различные типы поперечного сечения: I участок – кольцевое, II и V – сплошное круглое. Приходится определять отдельно по условию прочности диаметры для каждого типа поперечного сечения по наиболее нагруженному силовому участку (то есть тому, на котором действует максимальный по абсолютной величине крутящий момент). Окончательно примем наибольший полученный диаметр. Для участка с кольцевым сечением: Для вала сплошного поперечного сечения Окончательно принимаем наибольшее значение полученного диаметра, округленное до целого значения в большую сторону: d 1 = d 2 = d 5 = 61 мм; d B1 = n∙d 1 = 0,4∙61 = 24,4 мм. Наибольшее действующее на этих участках напряжение: Диаметр вала на III участке (М К3 = 5М = 5 кНм). Задание
Для стального вала круглого поперечного сечения определить значения внешних моментов, соответствующих передаваемым мощностям, и уравновешенный момент (табл.7.1 и табл.7.2). Построить эпюру крутящих моментов по длине вала. Определить диаметры вала по сечениям из расчетов на прочность и жесткость. Полученный больший результат округлить до ближайшего четного или оканчивающегося на 5 числа. При расчете использовать следующие данные: вал вращается с угловой скоростью 25 рад/с; материал вала - сталь, допускаемое напряжение кручения 30 МПа, модуль упругости при сдвиге 8 10 4 МПа; допускаемый угол закручивания = 0,02 рад/м. Провести расчет для вала кольцевого сечения, приняв с
= 0,9. Сделать выводы о целесообразности выполнения вала круглого или кольцевого сечения, сравнив площади поперечных сечений. Цель работы
-
научиться выполнять проектировочные и проверочные расчеты круглого бруса для статически определимых систем, проводить проверку на жесткость. Теоретическое обоснование
Кручением называется нагружение, при котором в поперечном сечении бруса возникает только один внутренний силовой фактор – крутящий момент. Внешними нагрузками также являются две противоположно направленные пары сил. Распределение касательных напряжений по сечению при кручении(рис. 7.1) Касательное напряжение в точке А:
Рис.7.1
(7.1) где - расстояние от точки А
до центра сечения. Условие прочности при кручении ; (круг), (7.2) (кольцо), (7.3) где М к - крутящий момент в сечении, Н-м, Н-мм; W p
- момент сопротивления при кручении, м 3 , мм 3 ; [т к ] - допускаемое напряжение при кручении, Н/м 2 , Н/мм 2 . Проектировочный расчет, определение размеров поперечного сечения
(7.4) где d
- наружный диаметр круглого сечения; d B n
- внутренний диаметр кольцевого сечения; с = d BK /d.
Определение рационального расположения колесна валу
Рациональное расположение колес - расположение, при котором максимальное значение крутящего момента на валу - наименьшее из возможных. Условие жесткости при кручении
; G ≈ 0,4E
(7.5) где G
- модуль упругости при сдвиге, Н/м 2 , Н/мм 2 ; Е
- модуль упругости при растяжении, Н/м 2 , Н/мм 2 . [φо
] - допускаемый угол закручивания, [φо] = 0, 54-1 град/м; J p
- полярный момент инерции в сечении, м 4 , мм 4 . Проектировочный расчет, определение наружное диаметра сечения
Порядок выполнения работы
1. Построить эпюру крутящих моментов по длине вала для предложенной в задании схемы. 2. Выбрать рациональное расположение колес на валу и дальнейшие расчеты проводить для вала с рационально расположенными шкивами. 3. Определить потребные диаметры вала круглого сечения из расчета на прочность и жесткость и выбрать наибольшее из полученных значений, округлив величину диаметра. 4. Сравнить затраты металла для случая круглого и кольцевого сечений. Сравнение провести по площадям поперечных сечений валов. Контрольные вопросы
1. Какие деформации возникают при кручении? 2. Какие гипотезы выполняются при деформации кручения? 3. Изменяются ли длина и диаметр вала после скручивания? 4. Какие внутренние силовые факторы возникают при кручении? 5. Что такое рациональное расположение колос на валу? 6. Что такое полярный момент инерции? Какой физический смысл имеет эта величина? 7. В каких единицах измеряется? Пример выполнения
Для заданного бруса (рис.7.1) построить эпюры крутящих моментов, рациональным расположением шкивов на валу добиться уменьшения значения максимального крутящего момента. Построить эпюру крутящих моментов при рациональном расположении шкивов. Из условия прочности определить диаметры валов для сплошного и кольцевого сечений, приняв с = . Сравнить полученные результаты по полученным площадям поперечных сечений. [τ] = 35 МПа. Решение
Сечение
2 (рис.7.2б): Сечение
3 (рис.7.3в): Рис.7.2
А б в
Рис.7.3
Максимальное значение крутящего момента на валу при выбранном расположении шкивов – 600 Н*м. Рис.7.4
Момент сопротивления кручению:
Определяем диаметры вала по сечениям: Округляем полученные значения: , , Моменты сопротивления остаются теми же. По условию Полярный момент сопротивления кольца: Формула для определения наружного диаметра вала кольцевого сечения: Расчет можно провести по формуле: Диаметры вала по сечениям: Наружные диаметры вала кольцевого сечения практически не изменились. Для кольцевого сечения: , , При условии что сечение – круг (рис.7.4а) Сплошное круглое сечение: При условии, что сечение – кольцо, (рис.7.4б) Кольцевое сечение: Сравнительная оценка результатов: Следовательно, при переходе с кругового на кольцевое сечение экономия металла по весу составит 1,3 раза. рис.7.4
Таблица 7.1
Таблица 7.2
ПРИЛОЖЕНИЕ А
К стальному валу постоянного поперечного сечения (рис. 3.8) приложены четыре внешних скручивающих момента: кН·м; кН·м; кН·м; кН·м. Длины участков стержня: м; м, м, м. Требуется: построить эпюру крутящих моментов, определить диаметр вала при кН/см2 и построить эпюру углов закручивания поперечных сечений стержня. Рис. 3.8 Обозначим момент в заделке и направим его, например, против хода часовой стрелки (при взгляде навстречу оси z). Запишем уравнение равновесия вала. При этом будем пользоваться следующим правилом знаков: внешние скручивающие моменты (активные моменты, а также реактивный момент в заделке), вращающие вал против хода часовой стрелки (при взгляде на него навстречу оси z), считаем положительными. Знак «плюс» в полученном нами выражении говорит о том, что мы угадали направление реактивного момента , возникающего в заделке. Напомним, что внутренний крутящий момент , возникающий в некотором поперечном сечении стержня, равен алгебраической сумме внешних скручивающих моментов, приложенных к любой из рассматриваемых частей стержня (то есть действующих левее или правее сделанного сечения). При этом внешний скручивающий момент, вращающий рассматриваемую часть стержня против хода часовой стрелки (при взгляде на поперечное сечение), входит в эту алгебраическую сумму со знаком «плюс», а по ходу – со знаком «минус». Соответственно, положительный внутренний крутящий момент, противодействующий внешним скручивающим моментам, направлен по ходу часовой стрелки (при взгляде на поперечное сечение), а отрицательный – против ее хода. Разбиваем длину стержня на четыре участка (рис. 3.8, а). Границами участков являются те сечения, в которых приложены внешние моменты. Делаем по одному сечению в произвольном месте каждого из четырех участков стержня. Cечение 1 – 1.
Мысленно отбросим (или закроем листком бумаги) левую часть стержня. Чтобы уравновесить скручивающий момент кН·м, в поперечном сечении стержня должен возникнуть равный ему и противоположно направленный крутящий момент . С учетом упомянутого выше правила знаков кН·м. Сечения 2 – 2 и 3 – 3:
Сечение 4 – 4.
Чтобы определить крутящий момент, в сечении 4 – 4 отбросим правую часть стержня. Тогда кН·м. Легко убедиться в том, что полученный результат не изменится, если мы отбросим теперь не правую, а левую часть стержня. Получим Для построения эпюры крутящих моментов проводим тонкой линией ось, параллельную оси стержня z (рис. 3.8, б). Вычисленные значения крутящих моментов в выбранном масштабе и с учетом их знака откладываем от этой оси. В пределах каждого из участков стержня крутящий момент постоянен, поэтому мы как бы «заштриховываем» вертикальными линиями соответствующий участок. Напомним, что каждый отрезок «штриховки» (ордината эпюры) дает в принятом масштабе значение крутящего момента в соответствующем поперечном сечении стержня. Полученную эпюру обводим жирной линией. Отметим, что в местах приложения внешних скручивающих моментов на эпюре мы получили скачкообразное изменение внутреннего крутящего момента на величину соответствующего внешнего момента. Условие прочности при кручении имеет вид , где – полярный момент сопротивления (момент сопротивления при кручении). Наибольший по абсолютному значению крутящий момент возникает на втором участке вала: кН·см. Тогда требуемый диаметр вала определяется по формуле см. Округляя полученное значение до стандартного, принимаем диаметр вала равным мм. Сначала вычисляем крутильную жесткость стержня , где G – модуль сдвига, а – полярный момент инерции. Получим Углы закручивания на отдельных участках стержня равны: рад; рад; рад; рад. Угол закручивания в заделки равен нулю, то есть . Тогда Эпюра углов закручивания показана на рис. 3.8, в. Отметим, что в пределах длины каждого из участков вала угол закручивания изменяется по линейному закону. Жестко защемленный одним концом стальной стержень (модуль сдвига кН/см2) круглого поперечного сечения скручивается четырьмя моментами (рис. 3.7). Требуется: · построить эпюру крутящих моментов; · при заданном допускаемом касательном напряжении кН/см2 из условия прочности определить диаметр вала, округлив его до ближайшего из следующих значений 30, 35, 40, 45, 50, 60, 70, 80, 90, 100, 200 мм; · построить эпюру углов закручивания поперечных сечений стержня. Номер схемыКручение стержня круглого сечения – условие задачи
Кручение стержня круглого сечения – расчетная схема
Решение задачи кручение стержня круглого сечения
Определяем реактивный момент, возникающий в жесткой заделке
Строим эпюру крутящих моментов
Определяем диаметр вала из условия прочности
Определяем углы закручивания поперечных сечений A, B, C, D и E и строим эпюру углов закручивания
Пример задачи на кручение "круглого" стержня для самостоятельного решения
Условие задачи на кручение "круглого" стержня
Варианты расчетных схем к задаче на кручение стержня круглого сечения для самостоятельного решения
Пример задачи на кручение круглого стержня – исходные условия для самостоятельного решения
Решение
(7.6)
Вариант
Параметры
a = b = с, м
Р1,кВт
Р2,кВт
Р3,кВт
1,1
2,1
2,6
3,1
1,2
2,2
2,7
3,2
1,3
2,3
2,8
3,3
1,4
2,4
2,9
3,4
1,5
2,5
3,0
3,5
1,6
2,6
3,1
3,6
1,7
2,7
3,2
3,7
1,8
2,8
3,3
3,8
1,9
2,9
3,4
3,9
2,0
3,0
3,5
4,0
1,1
3,1
3,4
4,1
1,2
3,2
3,3
4,2
1,3
3,3
3,2
4,3
1,4
3,4
3,1
4,5
1,5
3,5
2,8
2,9
1,3
2,1
2,6
3,1
1,4
2,2
2,7
3,2
1,5
2,3
2,8
3,3
1,6
2,4
2,9
3,4
1,7
2,5
3,0
3,5
1,8
2,6
3,1
3,6
1,9
2,7
3,2
3,7
2,0
2,8
3,3
3,8
1,1
2,9
3,4
3,9
1,2
3,0
3,5
4,0
1,3
3,1
3,4
4,1
1,4
3,2
3,3
4,2
1,5
3,3
3,2
4,3
1,4
3,4
3,1
4,5
1,9
3,5
2,8
2,9
Кручение стержня круглого сечения – условие задачи
Кручение стержня круглого сечения – расчетная схема
Решение задачи кручение стержня круглого сечения
Определяем реактивный момент, возникающий в жесткой заделке
Строим эпюру крутящих моментов
Определяем диаметр вала из условия прочности
Определяем углы закручивания поперечных сечений A, B, C, D и E и строим эпюру углов закручивания
Пример задачи на кручение "круглого" стержня для самостоятельного решения
Условие задачи на кручение "круглого" стержня
Варианты расчетных схем к задаче на кручение стержня круглого сечения для самостоятельного решения
Пример задачи на кручение круглого стержня – исходные условия для самостоятельного решения