Речевой материал для дифференциации звуков. картотека по логопедии на тему

Преобладающим дефектом небных звуков является не отсутствие или искажение их, а различного рода замены, связанные с нарушением фонематического слуха и прямо ведущие к дисграфии.

Отсюда особо важное значение приобретает дифференциация звуков.

Проводится дифференциация по общепринятой схеме:

I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды, слова, скороговорки.

П. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении:

а) изолированно;

б) в слогах с постепенным усложнением звукового состава и слоговых рядов;

в) в словах акустически сходных и различных, а затем с обоими конфликтными звуками;

г) в фразах;

д) в связной речи.

Ниже предлагается дидактический материал, который можно использовать для дифференциации звуков (II - в, г, д)

К-Т (К"-Т")

1. ком - Том копать - топать Коля - Толя*

кот - тот копка - топка корт - торт*

кого - того конка - тонка кочка - точка*

кому - тому копоть - топот качка - тачка*

когда - тогда бок - бот кучка - тучка*

какой - такой бык - быт сколько - столько*

куда - туда кок - кот соки - соты*

как - так мак - мат марка - Марта*

кабак - табак кит - Тит скука - стук

2. танк пакт пикет кофта

тыква факт компот катание

канат акт табак диктант

утка контакт тайком нитка

ткань папка метка кантата

кот поток комета ветка

кто букет моток пинетки

ток пакет копыто банкетка

кант каток комната компакт

3. Счет: 1-10,2-20

дикая утка букет дубков

тонкая нитка букет камелий*

байковая кофта толстый канат*

моток тонких ниток тонкий канат

катать Катю в комнате тянуть канат

выкатывать танк покупать конфеты

наматывать нитки подковывать копыта

диктовать диктант ткать тонкую ткань

5. Скороговорки:

Юный Том катает ком,

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот,

Умный кот, но кот не тот*.

Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток

После школы на каток*.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.

К-Г (К"-Г")



3. Счет: 1-10,2-20

мягкая губка

гнедой конь

тонкая книга

глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках * гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят готовить беговые коньки

помогать Кате покупать книгу

догонять пингвиненка отгадать загадку

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите,

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код,

Чтоб попасть на луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом -

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке

Подарили кошку.

Маленькой Агашке

Дайте манной кашки*.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот,

Просидит там целый год*.

У елки иголки колки*.

Галка села на палку.

Палка ударила галку*.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу,

А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор,

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

Выпал иней на луга,

Щиплет гусям лапки.

- Гуси! Гуси!

- Га-га-га!

- Надевайте тапки!

Надевайте тапки -

Берегите лапки*.

Говорят, говорят:



Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*

Гули, гули, гуленьки

Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гони новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика.

Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтями Ганину губку.

К-Х (К"-Х")

1. кот - ход сок - сох*

кадка - хатка сук - сух*

бак - бах макать - махать*

мука - муха макал - махал*

мок - мох накал - нахал*

2. кухня хоккей холка*

духовка маховик квохтать*

охапка охотник Каховка

находка кудахтать самоходка*

хомяк моховик хатка

макуха пуховик хоботок

походка хозяйка* хвостик*

хомутик хоккеист* хек

3. Счет: 1-10,2-20

сухой сук* пуховая кофта

хоккейная команда духовой оркестр*

походный бивуак походный пуховик

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

находить в духовке сухарик* ходить по кухне

находить хомяка в сухой траве* ходить на хоккей

хохотать в комнате смеха* нюхать духи

хватать в охапку кофту хватать за хвост *

схватить кота за хвост* похитить хомяка

5. Скороговорки:

Кудах-тах-тух, кудах-тах-тух!

Кудахтать так не мог петух.

Кудах-тах-тах, кудах-тах-тах!

Кудахчут курочки в кустах*.

Важно шагает

Надутый индюк;

Громко кричит

«Кукареку» петух*.

Квохчет хохлатка,

Сидя в гнезде.

Крякая, утка

Плывет по воде *


Упражнения 6б, в выполняются только при отсутствии дефектов в произношении шипящих, свистящих звуков и соноров.

Обратные слоги со звуком К" (мягким) не свойственны фонетической системе русского языка.

В обратных слогах по законам русской фонетики звук Г оглушается.

Тема. Звуки К - Т.

Цель . Закрепить навыки четкого произношения звуков.

Задачи образовательные:

1. Повторить характеристики звуков.

2. Уточнить правильную артикуляцию звуков.

3. Учить определять первый звук в словах.

Задачи коррекционные:

1. Раз вивать слуховое внимание и память.

2. Развивать мышцы языка.

3. Слушать и выполнять инструкции.

4. Учить различать звуки на слух.

5. наращивать слоговую структуру слов.

6. Дифференцировать звуки К – Т в слогах, словах, предложениях.

Задачи воспитательные:

Воспитывать внимательное отношение друг к другу. Учить выслушивать ответы других детей.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2.1. Сообщение темы занятия.

К детям приходит кот Том.

2.2. Уточнение артикуляции звуков К и Т.

Повторение. Уточнение артикуляции звуков.

1) Звук «к».

Поднесите руку ко рту и почувствуйте, как струя воздуха толчками выходит изо рта.

Приложите ладошку к своей шее и произнесите звук. Если горлышко дрожит, то звук звонкий, а если нет, то звук глухой.

· Подведение итогов.

Звук «к» произносится с преградой. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «к» - обозначается синим квадратом.

2) Звук «т».

· Показ и объяснение правильной артикуляции логопедом.

· Определение гласный или согласный звук.

· Определение детьми глухой или звонкий изучаемый звук.

· Определение детьми твёрдый или мягкий изучаемый звук.

· Подведение итогов.

Звук «т» не поётся. Он согласный, глухой, твёрдый. Звук «т» - обозначается синим квадратом

2.3. Развитие фонематического восприятия в игре

«Кто самый внимательный?»

1) ка – таку –туко – токи – ти

та – кату – куто – коти – ми

2) ак – атук – уток – отык – ытик – итэк – эт

ат – акут – укот – окыт – ыкит – икэт - эк

2.4. Проговорите слова парами. (Если ребёнку трудно произнести два слова подряд, то попросите его повторить за вами слова по одному)

Коля – Толякак – такмак – матбык – быт

куда – тудакит – Титкот – тоткак – так

кем – темкого – тогокому – томукогда – тогда

копка – топкакопоть – топоткакой – такойбок – бот

кубы – тубыкопить – топитькопать – топатьтук - тут

2.5. Определение звука в словах с опорой на картинки.

2.6. Физ минутка.

Тики – так, тики – так.Наклоняем голову вправо – влево.

Так ходики стучат.

Туки – так, туки – так,Поочерёдно правой и левой рукой

Так колёса стучат.описываем перед собой круги.

Токи – ток, токи – ток.Стучим кулачками.

Так стучит молоток.

2.7. Наращивание слоговой структуры. Хоровое и индивидуальное произнесение слов.

1). Односложные слова из одного закрытого (открытого) слога.

Кот, кит, так, ток

2). Двух сложные слова с двумя открытыми слогами.

ко – тыке – таки – тыКа - тя

3). Двухсложные слова с одним закрытым слогом.

ка – нат коф - татан – китык – ва

ка – токкан - тыко - тик

3. Подведение итога занятия.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [п]–[б]

I. Четко произносить слоги парами.

1. ба – па па – ба

бо – по по – бо

бу – пу пу – бу

бы – пы пы – бы

бя – пя пя – бя

бё – пё пё – бё

би – пи пи – би

бю – пю пю – бю

бе – пе пе – бе

2. ба – па – ба пя – бя – пя

ба – ба – па пя – бя – бя

па – ба – ба бя – пя – пя

II. Четко произносить слова парами.

бас – пас быль – пыль

бар – пар боль – поль

бух – пух бить – пить

бот – пот бук – пук

бел – пел бока – пока

баня – Паня блошки – плошки

блеск – плеск банки – панки

робот – ропот забор – запор

борт – порт балка – палка

бочка – почка барка – парка

башня – пашня бомба – помпа

бравый – правый булька – пулька

бабочка – папочка багет – пакет

брык – прыг болит – палит

баста – паста барин – парень

былинка – пылинка брага – Прага

был – пыл бобы – попы

баба – папа бабка – папка

будь – путь

III. Добавить слог « БА » или « ПА ».

жа… ре… тум… лам… шай…

ли… вер… шля… бом… лу…

шу… сту… ры… ла… тор…

нер… Лю… Ка… гу… тро…

IV. Четко произносить слова и словосочетания.

Победа, палуба, пальба, полушубок, беспорядок, пробочка, байковое платье, послушный ребенок, пустая бутылка, спелый банан, бинокль капитана, белый платок, теплая шуба, большая палка, машина «Победа», пестрая бабочка, белая булка, полный бидон, бобовый суп, альбом Полины, палуба теплохода, пушистая белка, пять бананов, пять букетов, боевой пистолет, грибной суп, плетеная бечевка, белый пух, пестрые бусы, полевые незабудки, пушистый Барбос, пустой барабан, пустая забава, большая перемена, пломба, беспокойный, проба, пробег, беспризорный ребенок, победная песня, беспокойная публика, неприбранное помещение, порхающая бабочка, бесплатный проезд, барабанная дробь, забинтованный палец, побелка, пропущенная шайба.

V. Четко произносить предложения.

Борин папа купил машину «Победа».

У Любы букет полевых цветов.

Букашка ползет по былинке.

Поля была на поле.

Петя и Боря на палубе.

Бочки наполнены водой.

Почки набухли на вербе.

Бублики положили в буфет.

В булочной продают баранки и пряники.

Паша купил бананы.

Паша любит бананы.

Поля помогала Боре варить борщ.

Павел бывал на море.

Павел пел под баян.

Блюдо поставили на буфет.

Беда – в поле лебеда.

Папа купил билет на футбол.

Поля купила билет на балет.

Люба и Поля пошли в лес за грибами.

Грибы забрались под дубы.

Бабушка любит капусту.

По небу плывут белые облака.

У Любы шуба с капюшоном.

Птицы любят арбузы.

Покупатель купил баклажаны и помидоры.

На клумбе распустились пионы.

У Любы байковое платье.

У Любы папочка, а у Поли бабочка.

Около забора будка пушистого Барбоса.

Петя подарил бабушке пестрые бусы.

Папа купил пять бананов.

С дуба на дуб прыгала пушистая белка.

Петя был в парке.

Боре купили барабан.

Бабушка пекла блины.

Папа поймал рыбу.

Ребята пошли на футбол.

Папа купил Любе азбуку.

У папы большая собака.

Собаку зовут Пушок.

У Поли в сачке бабочка.

Бабочка-капустница – белая.

VI. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

У быка губа тупа, тупа губа у быка.

С балки упали палки.

У бабы карманы полны бобами.

Утром спозаранку купил баран баранки.

Надел баранки на рога, понес барашкам на луга.

VII. Выучить пословицы.

Попал пальцем в небо.

Либо пан, либо пропал.

Брат сестре – не указ в стряпне.

По воробьям из пушки не стреляют.

Азбука – к мудрости ступенька.

Где нет борьбы, там нет победы.

Рано собрались, да поздно в путь пустились.

Будет дождик – будут и грибки.

А будут грибки – будет и кузовок.

Работай до пота, поешь с охотой.

Умел ошибиться, умей и поправиться.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

VIII. Выучить.

Бублик,

Баранку,

Батон и

Буханку

Пекарь из теста

Испек спозаранку.

Г. Лагдшис

Яблонька

Маленькая яблонька

У меня в саду.

Белая-пребелая

Вся стоит в цвету.

Я надела платьице

С белою каймой.

Маленькая яблонька,

Подружись со мной!

И. Токмакова

Булочная

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и шербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

И. Лопухина

Две сороки

Болтали две сороки,

Сороки-белобоки,

Про то, про сё, про Якова,

Про Якова, про всякого,

Про дым из трубы,

Про забор у избы,

И про шавку на пороге,

И про лужу на дороге, –

Делать-то им нечего,

Болтали день до вечера!

Барабаны

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била

Бой…

И. Сельвинский

IX. Пересказывать.

Люба и барашек

Люба была летом у бабушки. На опушке большого бора Люба любила ловить бабочек и собирать букеты цветов.

У бабушки был барашек Бунька. Он всюду бегал за Любой. Люба очень любила Буньку.

Но однажды собрала Люба большой букет и вдруг увидела возле дуба два гриба. Положила она букет на траву и побежала к дубу за грибами. А Бунька в это время начал объедать Любин букет. Очень рассердилась девочка на барашка. Но потом простила его. Ведь он еще совсем маленький и глупый!

Вопросы.

1. Где была Люба летом?

2. Что любила делать Люба около бора?

3. Кто был у бабушки?

4. Как Люба относилась к Буньке и как относился к ней барашек?

5. Что случилось однажды?

6. Почему Люба простила Буньку?

Пугало

Место, где растут арбузы, называется бахча. Не только мы любим сладкие арбузы, птицы тоже знают, что арбузы сладкие и клюют их. Очень много арбузов портят птицы. На бахчах ставят пугало, даже не одно, а несколько пугал. Птицы боятся пугал и не прилетают на бахчу.

Вопросы.

1. Где растут арбузы?

2. Кто портит арбузы?

3. Что ставят на бахчах?

Баклажан и помидор

Баклажан и помидор спорили на огороде о том, кто из них красивее и вкуснее. Когда они поспели, хозяин повез их на базар.

На базаре они лежали рядом и опять спорили – кого из них раньше купят. Баклажан и помидор купил сразу один покупатель.

У покупателя в кошёлке они опять спорили – кого из них скорей съедят. А на кухне из баклажана и помидора сделали соус.

И так они и не узнали – кто из них красивее и вкуснее.

Вопросы.

1. О чем спорили баклажан и помидор?

2. Куда их повез хозяин?

3. О чем они опять спорили?

4. Что из них сделали?

Мамина помощница

Сегодня суббота. А в доме нет хлеба. Мама попросила Любу сходить в магазин. Люба купила всем любимый хлеб: маме – бородинский, папе – булку, а себе – бублик. На автобусной остановке Люба увидала объявление – в субботу в клубе балет. Люба любила балет. Она купила два билета: себе и маме. А папе – билет на футбол. Любин папа не любит балет. Он любит футбол.