За что сожгли Яна Гуса? Основные идеи яна гуса и реакция общества Учение гуса.

Люблю перечитывать биографии великих деятелей мировой истории. Сегодня решила углубится в историю Яна Гуса. Всегда хочется понять ключевые принципы, заглянуть в душу и услышать самое главное, все то что создавало самого человека и меняло окружающий мир. Ян Гус был и является символом веры и любви, борьбы и верности.

Если рассмотреть жизнь Яна Гуса с трех сторон, то получим ответы на ключевые вопросы:

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония.

Ян Гус имеет богатую событиями биографию, и очень хотелось уйти от формальных фраз: родился, учился, проповедовал, умер.

История Яна Гуса

История Яна Гуса берет начало в бедной семье поселка Гусинец в 1372г. Большую роль в становлении личности будущего реформатора сыграла его мать, когда отвезла его в другой город – Прахатице в 13 лет для учебы. Дальше в 1386 году Ян Гус едет в Прагу и в 1390 становится там студентом одного из университетов.

Существует много поверий и легенд, создающих мифический образ Гуса. На самом деле – это был обычных мальчик, который озорничал, как и другие дети, а в свое время даже участвовал в проведении комической мессы. Студентом же он пел в церковном хоре.

Во время учебы Ян Гус увлекся трудами Джона Уиклифа, который первым раскрывал церковную лож папского правления. Он с радостью обсуждал новые идеи с друзьями поздними вечерами вплоть до утра при огне свечи. Дальше все было по нарастающей, Гус уже сам читал лекции для студентов каждый день, и подходит к этому делу с любовью друга и сердцем наставника. В этот период он нашел себя друзей до конца жизни.

В 1402 году начинается самый важный период жизни Яна Гуса – он становится пастором Вифлеемской церкви. Его ответственное отношение и желание донести истину народу были отражены во всем, он совмещал работу с преподаванием в университете и набирал обороты в своих трудах.

Гус понимал потребность народа в слушании истины и истины на родном чешском языке. Ян Гус имел мудрость и знал, как достучатся до человеческих душ. Он использовал картины со сводов в церкви для доходчивого донесения информации. В его соборе на стенах были переданы роскошь Папских нарядов в противовес скромность Христа. Его послание заключалось в том, что наивысшим приобретением человека является абсолютная любовь к Богу. В доказательство любви к людям Гус строил дома для бедных семей и студентов. Он считал, что наибольшая потребность человека есть абсолютная любовь к Богу. Благодаря своей искренности, посвященности Богу и людям, Гус имел очень большой успех в своих проповедях.

– Вифлеемскую церковь до Яна Гуса возглавлял Милич, один из реформаторов, который привел к покаянию порядка 200 проституток, построил им дом и сам умер во время выяснений обстоятельств по обвинениям в его деятельности.

– историческая личность Ян Жижка, ставший лидером гусинов (радикально настроенных последователей Гуса) – прежде был телохранителем жены короля Вацлава, Софии, которая имела дружеские отношения с Гусом и часто посещала его служения.

– Папа – Иоанн Павел II в 1999 году просил прощение за смерть Яна Гуса пред всеми народами, тем самым признавая истинность учения реформатора.

Цитаты:

«Истина все побеждает»

«Поэтому, верный христианин, ищи истину, слушай истину, изучай истину, говори истину, придерживайся истины, защищай истину даже перед лицом смерти; ибо истина избавит тебя от греха, дьявола, духовной смерти и наконец, от вечной смерти»

«Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью».

«Не „хлеб мой насущный “, а „хлеб наш насущный “говорится в Священном Писании, значит, несправедливо, чтобы одни жили в изобилии, а другие страдали от голода».


Борьба Яна Гуса

Основное видение Гуса было отстаивание истины и ее непогрешимости в Слове Божьем и выступление против надмерной роскоши духовенства, зарабатывание индульгенциями, ведение войн, аморальности и прочее. Он непоколебимо, а порой и резко высказывался в адрес традиций католической церкви. Гус делал ударение на внутренним мире и том что за модель управления церковью необходимо взять пример из прежних веков. Это высвечивало все острые углы- заблуждения в церкви того времени и открывало простому народу видение надежды и истины. Он заботливо и с любовью вел прихожан к искреннему глубокому покаянию не зависимо от присутствия священника рядом и учил покорятся священству, не смотря на должность, а только глядя на его нравственность. Сейчас нам не понятно уже как можно иначе, а тогда Ян Гус стремился дать возможность людям читать Библию на своем родном языке. Он был для паствы искренним мудрым учителем.

Католическая церковь не могла мирится с происходящим поэтому засылала своих шпионов для сбора информации во время служения – Гус всегда видел таковых и резко высмеивал. Гус был отлучен от церкви несколько раз всеми 4мя способами.

В дальнейшем, король Вацлав – понимая, что теряет источник дохода яростно выступал против реформатора. Гусу приходится скрываться. В 1412 году он проживал в окрестностях Праги, но никто не знал, где. Здесь он продолжал трудится – писал письма своим последователям. Один из его трудов называется «О церкви».

Два короля – брата Сигизмунд и Вацлав устроили заговор против реформатора – пригласили на очередной собор в 1414 г. Друзья Гуса отговаривали, но он, получив гарантии от правителей поехал защищать истинность своих верований. Первоначально поездка была возможностью обратится к народу еще раз, потому что его встречали толпы с большой радостью. Позднее Гус был арестован, болел в тюрьме и чуть не умер. Ему не дали возможности свободно защищать свои работы, а бывший близкий друг Палец выдвинул ложные обвинения. Ключевая позиция Яна Гуса такова, что если кто-то найдет истину в Слове и донесет неправоту взглядов Гуса в отношении к Библии –то реформатор принял бы исправление, но такого доказательства не последовало.

Гус болел, в тюрьме постоянно склонялся духовенством к отречению от своих учений, но на все подобные предложения только утверждал истину Библии в учениях. Король Сигизмунд выдал реформатора на казнь, если учесть, что ранее он был благосклонен к Гусу, то новость в двойне ранила душу. Суд длился несколько месяцев.

Прощение

Даже с бывшим близким другом, а теперь предателем Палец – служителем церкви – Ян Гус поступил милосердно, простив и дойдя в разговоре до слез. С королем Сигизмундом ситуация имела туже цель – прощение и достигла своего, проникла в само сердце.

На последнем суде 6 июля 1415 г. услышав обвинения в следовании учению Уиклифа, он произнес: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, что бы ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».

В последний день, при прохождение всей процессии на место казни – Ян Гус еще раз опустился на колени и произнес: «Бог мне свидетель, я то главной целью моей проповеди, а так же всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму сметь сегодня.»

Яна Гуса сожгли живьем, с его уст слетали последние слова, слова гимна и молитвы, а Бог принимал душу мученика, который не постыдился Его даже до смерти.

Если ответить на главные вопросы, то:

– Плод при жизни

Это истина, донесенная в массы, начало реформации, пример искренности и веры для всех поколений, любовь, которая жила и действовала по отношению к народу

– Плод после жизни

Возможность учится из примера жизни, истине, донесенной в трудах

– Личная жизнь/ внутренняя гармония

Тот, кто может простить на пороге смерти предателей, однозначно говорит всем своим существом, что живет в Боге и Он в нем, исполняя величайший закон любви.

Эта история всколыхнула в сердце много эмоций… Явно понимаешь, что перед тобой личность, которая знала куда идти, и Божьи цели всегда ставила выше своих. Кто познает истину, тот будет свободен (Иоанна 8.32). Тот, кто отдает себя Богу и Его делу, не будет забыт. Только Бог дает любовь и силу, жизнь Яна Гуса тому яркий пример.

Подготовила Мила Медведь

В 2015 году исполняется 600 лет со дня казни известного чешского религиозного деятеля Яна Гуса, жившего на рубеже XIV-XV веков. Его трагическая судьба тесно связана с разногласиями и идеологическими течениями времен Великого Раскола в Католической Церкви, которые повлияли на его участь и политические распри европейских монархов того времени. Но не менее интересна связь этого человека и движения его имени с христианскими традициями, заложенными в Чехии святыми Кириллом и Мефодием в раннем средневековье.

Ян Гус на соборе в Констанце. Карл Фридрих Лессинг. 1842 г.

Славянское наследие

Королевство Чехия, где протекала жизнь и деятельность Яна Гуса, может быть названо наследницей таких ранних славянских государств в Центральной Европе, как Держава Само и Великая Моравия. Разрозненные славянские племена, жившие на землях от Верхней Эльбы до Среднего Дуная, во времена раннего средневековья испытывали одинаковое культурное и политическое влияние как со стороны Империи Франков, так и со стороны Византии. Впервые византийское влияние явно прослеживается в 625 году, во время восстания славян Богемии, Моравии и Словакии под предводительством вождя по имени Само против власти аваров. Об этом событии известно из франкской хроники Псевдо-Фредегара, которая называет полулегендарного вождя славян Само франкским купцом. Британский историк Дмитрий Оболенский считал, что предводитель восставших был фракийским купцом и действовал, вероятно, по поручению императора Ираклия, дабы обезопасить от набегов аваров Константинополь.

Византийское присутствие в чешских землях упрочилось в середине IX века, с приходом в Великую Моравию святых Кирилла и Мефодия. Правитель Великой Моравии князь Ростислав справедливо опасался политического и культурного влияния немецкого духовенства на свой народ. И потому обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой, чтобы тот прислал ученых мужей для перевода Священного Писания и богослужебных текстов на славянское наречие. Согласно «Легенде Кристиана», литературному памятнику, созданному в конце Х века в Праге, верховный князь чехов Борживой был крещен святым Мефодием при дворе правителя Великой Моравии князя Святополка.

После смерти святого Мефодия в 885 году его ученики были изгнаны и влияние восточного христианства в Моравии стало ослабевать. Папа Адриан III передал вдовствующую епископскую кафедру противнику святого Мефодия немецкому епископу Вихингу, предписав, вместе с принятием католического вероучения о Святом Духе, прекратить богослужение на славянском языке. Лишь Сазавский монастырь в Чехии долгое время хранил в своих стенах славянское богослужение. Литургия на славянском языке была окончательно запрещена в Чехии в 1096 году. Но, несмотря на это, римские понтифики вынуждены были идти на уступки чешским королям: в 1204 году была совершена канонизация основателя монастыря на Сазаве святого Прокопия, а в 1347 году — разрешено богослужение на славянском языке в Эмаусском монастыре в Праге.

После трехсотлетнего забвения, в середине XIV века, чехи услышали богослужение на славянском языке из уст хорватских монахов, а впоследствии и от вступивших в братию и природных чехов. Благодаря трудам этого славянского монастыря познакомился со славянской азбукой и церковно-славянским языком и Ян Гус.

Внутренний сдвиг

Первоначально Ян Гус преследовал одну только цель — возрождение если не богослужения, так хотя бы церковной проповеди на чешском языке. Гус не ставил под сомнение догматическое учение Церкви. Он был озабочен лишь духовным ростом своих слушателей, которого он рассчитывал добиться проповедью на понятном им языке. А на свою борьбу со злоупотреблениями, пятнающими непорочные одежды Церкви, он даже имел благословение от священноначалия. Сам Гус, родившийся в Южной Чехии, в местечке Гусинец, в 1369 или 1371 году, стал священником, по его собственному признанию, чтобы обеспечить себе безбедную жизнь. Закончив обучение в Пражском Университете и получив магистерскую степень, он впоследствии стал деканом философского факультета. Спустя два года после рукоположения в нем произошел внутренний сдвиг, который заставил его всерьез отнестись к своим священническим обязанностям. Талантливый проповедник привлекал людей не только своим ораторским талантом, но и целомудрием, помноженным на примерное бескорыстие.

Имя Яна Гуса не вполне оправданно связали с именем Джона Уиклифа, английского реформатора, имевшего радикальные богословские взгляды. Основа противостояния Уиклифа с Римом была в утверждении независимости королевской власти от власти папы. А уж после этого он стал требовать возвращения к простоте и демократичности древней Церкви. Ян Гус хоть и имел первоначально поддержку короля Вацлава из Люксембургской династии, был побуждаем желанием защитить народ чехов от немецкого религиозного и культурного засилья. Но изначально он исходил только из желания нести народу Слово Божие на родном языке и призвать католический клир к подлинному благочестию.

Исторические обстоятельства

Проповедь Яна Гуса пришлась на слишком сложное время в европейской политике. Имя Джона Уиклифа было тогда у всех на слуху, и его взгляды разделяли некоторые из сторонников Гуса. На тот момент в европейском обществе развернулась дискуссия относительно церковной собственности. Соперничество времен Великого Раскола втянуло в борьбу между папами Рима, Авиньона и Пизы европейских монархов. На волне роста национального самосознания в Пражском университете были проведены реформы, которые привели к преобладанию в нем чехов над немцами. Немецкие профессора и студенты, покинувшие Прагу, разнесли по всей Европе слух, что Чехия полна еретиками.

Выступление Яна Гуса против индульгенций, которое вызвало народное возмущение и кровопролитие, стало решающим в определении его печальной участи. В то время в Европе было уже три первосвященника: Иоанн ХХIII, имевший резиденцию в итальянском городе Пиза, Григорий XII, находившийся в Риме, и Бенедикт XIII из Авиньона. Констанцский собор, осудивший Гуса на смерть, был созван для низложения всех трех пап и избрания одного раз и навсегда. Основную роль в этом соборе играли даже не кардиналы, а среднее церковное сословие в лице епископов. Для собора был принят регламент, согласно которому каждой нации предоставлялся отдельный голос. Нации были определены следующие: германская, в которую включались венгры и поляки, английская с включением в нее шотландцев, французская и итальянская. Испанская нация приняла участие в соборе лишь в 1417 году, после низложения Бенедикта XIII. Больше всего на обвинительном приговоре и смертной казни для Гуса настаивал кардинал Отто (или Оддоне) Колонна, которому предстояло стать новым папой под именем Мартина V.

Социальная база

Союзников у Гуса было немного. Он мог рассчитывать только на национальное чешское дворянство, которое требовало отмены симонии, реформы клира и исключения духовенства из светских должностей. У чешской аристократии было еще одно очень важное требование — свобода университета, а значит и преобладание в нем чешской профессуры и студенчества. Эти пожелания не совпадали с теми силами и интересами, которые преобладали на соборе: о представительстве чешской нации не было даже упоминания в регламенте. А избранный папой Мартин V стал единственным в истории римским первосвященником, коронованным на земле Германии. Во время церемонии интронизации этого понтифика его лошадь вели под уздцы германский император и бранденбургский курфюрст. Этот будущий папа нуждался в гарантированном сборе средств, добываемых продажей индульгенций, так как ему предстояло вернуться в Рим, разоренный папскими междоусобицами. Материальные и политические интересы большинства епископата, по всей видимости, тоже не совпадали с разумными предложениями чешских реформаторов. Сами реформаторы были очень далеки от желания основывать новую церковь, а так называемые их доктринальные ошибки были настолько умеренными, что сегодня не вступают в противоречие с католическим богословием и традицией.

Опасные связи

Но была еще одна весомая причина для отцов собора в Констанце, чтобы осудить Яна Гуса и его ближайшего соратника Иеронима Пражского на смерть. В обвинительных актах собора есть показания одного инквизитора, которые обличали Иеронима в симпатиях к восточным схизматикам. Это свидетельства его участия в 1413 году в Витебске и в Пскове в православном богослужении у русских христиан. После чего якобы Иероним отпустил волосы и бороду, по образцу русских священников, перестал носить католическое облачение и выбривать тонзуру на голове.

Единичные случаи общения последователей Гуса с представителями восточного христианства, по всей видимости, имели место и после казни Яна Гуса и Иеронима Пражского. Но питомцам Пражского университета требовались для диалога равные им по образованию интеллектуалы. Ведь по оценке доктора церковной истории, священника Н. И. Серебрянского, издавшего в 1915 году книгу «Ян Гус, его жизнь и учение», Пражский университет, ставший колыбелью гуситских революционных идей, был в те времена важнейшим центром просвещения для всей Центральной Европы.

Православным тогда нечем было похвастать в плане академического образования. Книжная школа в Преславе погибла еще при разграблении болгарской столицы византийским императором Иоанном Цимисхием в 972 году. Школа в Охриде потеряла свою славянскую специфику и стала приходить в упадок после того, как император Василий II разрушил болгарское государство и его церковную самостоятельность в начале XI века (хотя труды по толкованию Священного Писания греческого архиепископа в Охриде Феофилакта Болгарского впоследствии оказали сильное влияние на строй мыслей западноевропейского мыслителя Эразма Ротердамского). Был еще Константинопольский университет, основанный в эпоху Константина Великого и восстановленный при императоре Феофиле в середине IX века. Но золотой век этой академии, видимо, пришелся на время ее возобновления, когда Византия переживала всплеск миссионерской активности. Именно тогда, в 60-е годы IX века, патриарх Фотий направлял миссионерскую деятельность в Моравии, Болгарии и на Руси.

Ко времени осуждения Гуса в византийской интеллектуальной среде определяющим направлением было консервативное влияние монашества. Исихазм, распространенный в монашеских кругах, стал тем связующим звеном между православными монахами всего «византийского содружества», которое определяло лицо «православной духовности» в течении нескольких столетий. К этому времени было возрождено Болгарское Царство и Болгарская Патриархия. Через святого Евфимия, патриарха Тырновского, писания святого Григория Паламы распространились в славянском мире, что повлекло необычайный расцвет искусства и культуры в православных землях в XIV—XV веках.

Были ли Ян Гус православным?

Насколько ум, вскормленный на западноевропейской схоластике, мог воспринять богословие исихазма, которое и родилось в спорах с западным мышлением? Чешский историк Иосиф Первольф приводит свидетельства о переписке поздних последователей Гуса с Константинопольской Патриархией и болгарским митрополитом. Но, видимо, разность философского мышления не позволила гуситам войти с богословское единение с представителями Православия. Тот же историк, ссылаясь на рассказы известных старейшин чешских братьев Яна Благослава и Яна Каменского, описывает встречу представителей Константинополя и пражского епископа гуситов Яна Рокицана. Общий богословский язык найти им было трудно: книжники Запада и мистики Востока с трудом понимали друг друга. К тому же, эти встречи с восточным христианством становились все более редкими в связи с усиливающимся турецким завоеванием юго-восточной Европы. Впоследствии Балканы были полностью покрыты мраком османского завоевания, а Русь еще не создала своих богословских школ. И место православных собеседников для гуситов со временем заняли последователи Мартина Лютера.

Но основные постулаты гуситов в целом совпадали с восточной православной традицией, включая богослужение на родном языке и принятие Причастия под обоими видами. Русский церковный историк Е.И. Смирнов в своей «Истории Христианской Церкви», ставшей в конце XIX века семинарским учебником, прямо утверждает, что Ян Гус, в отличие от Джона Уиклифа, оставался на твердой церковной почве и был поборником древнего православия. Ему вторит известный публицист монархического направления начала XX века Н.Д. Тальберг. Оба они утверждают, что основным требованием Яна Гуса и Иеронима Пражского было богослужение на славянском языке и причащение мирян под двумя видами, то есть Телом и Кровью, как у православных, а не только Телом, как у католиков того времени.

Первое специальное исследование, посвященное личности Яна Гуса, было написано С. Н. Палаузовым, болгарином по происхождению, и опубликовано в журнале «Москвитянин» в 1845 году. С этого времени в России начинается напряженное изучение наследия Яна Гуса и религиозного движения, связанного с его именем. Первые и самые значительные исследователи в этой области вышли из школы профессора Московского университета О.М. Бодянского, мысль их имела славянофильскую направленность. Ученики Бодянского В.А. Елагин, Е.П. Новиков, А.С. Клеванов в 40-х годах XIX века издали ряд работ, посвященных гуситскому движению. Все они почти тождественно видели в деятельности Яна Гуса попытку возрождения древней кирилло-мефодиевской православной традиции. Крупнейший историк славянофильского направления А.Ф. Гильфердинг, однако, оспаривал наличие непрерывной православной традиции от святого Мефодия до Гуса, но признавал, что между православным крещением Чехии в древности и Гусом имеется внутренняя связь. Проблемами гуситского движения интересовались в России также историки Церкви А.М. Иванцов-Платонов и А.С. Лебедев, разделявшие мнение светских историков-славянофилов. О первоначально православном характере взглядов гуситов говорили и другие историки, как светские, так и церковные.

Мнение о глубокой связи Яна Гуса с кирилло-мефодиевской традицией, на которой настаивали русские историки-славянофилы, может показаться надуманным. Но факт то, что в своих трудах по реформированию чешской орфографии и модернизации литературного языка чехов Ян Гус опирался на церковно-славянский язык — об этом пишет даже известный западный славист и византолог, католический священник Франтишек Дворник.

Среди трудов отечественных церковных историков несколько особняком стоит книга священника Н.И. Серебрянского «Ян Гус, его жизнь и учение», изданная к 500-летию со дня кончины Яна Гуса. Автор выступил против попыток сближения Гуса с православием, хотя и признал расхождение его взглядов и взглядов позднейших европейских религиозных реформаторов в вопросах догматики. Для Серебрянского поездка Иеронима Пражского на Восток и общение его с православными не являлись весомым доказательством расположенности Яна Гуса и его соратника к восточно-христианской традиции, тем более, что, по его словам, Гус в русских летописях квалифицируется как еретик.

Еретик или нет?

Но насколько весомы были у русских летописцев основания называть Гуса еретиком? Во времена раскола русской церкви в середине XVII века оппонентам достаточно было незначительных обрядовых разногласий, чтобы назвать друг друга еретиками. Первая богословская школа, которая могла бы дать специалистов в области вероучения, появилась в Москве только в самом конце XVII века. Подозрение в еретических взглядах у московских людей вызывали как православные греки, так и русские выходцы из Литвы, прошедшие курс наук в западноевропейских высших учебных заведениях. Чтобы официально объявить человека еретиком, русским достаточно было того факта, что он бреет бороду и усы. Решения Стоглавого церковного собора, созванного в Москве в 1551 году, прямо об этом и говорят.

Был ли Ян Гус еретиком? Он был предан на смерть обоими представителями Люксембургской династии. Один из них, король Вацлав, хотел удержать под собой Чешский престол. Другой же, то есть император Сигизмунд, хотел в будущем его заполучить. Когда правители сумели примириться, Ян Гус стал помехой в дальнейшем успешном дележе титулов и земель. Вскоре и сам Вацлав ушел в мир иной; не оставив после себя наследников, он освободил место для своего соперника на чешском троне. Почти вся Чехия относилась с презрением к Сигизмунду, который, подобно Пилату, старался умыть руки и показать себя непричастным к сожжению Яна Гуса. Но решение Констанцского собора, в котором германский император играл решающую роль, являлось достаточным основанием, чтобы гуситы объявили новому королю непримиримую войну.

Удивления достоин факт, что Яна Гуса приговорил к смерти собор, призванный реформировать Церковь. Чешский реформатор обвинялся в ереси собором, на котором победила церковная партия «консилиаристов». Собор приписывал Яну Гусу еретические мысли о благодати священства, хотя по-настоящему это не было доказано. Сами же «консиалиаристы», выступавшие за соборное управление в Церкви, могут быть обвинены в ереси: они настаивали на том, что священническая власть папы или любого епископа подавалась ему через избрание, иными словами, что она основывалась на человеческом назначении и утверждении. С самого начала такой подход на Западе вызывал горячие дискуссии и осуждения, а многие попросту считали его лжеучением. С точки зрения соборных постановлений Первого Ватиканского собора, созванного в 1870 году, соборные постановления Констанцского собора 1415 года были фундаментальным разрывом с католическим правоверием и могут рассматриваться только как бунт и ересь. Католический священник и церковный историк Франтишек Дворник в своем фундаментальном труде «Славяне в европейской истории и цивилизации» делает заключение, что объявлять Яна Гуса еретиком у собора не было достаточных оснований.

Имя Яна Гуса после его казни стало знаменем сопротивления чехов германской гегемонии. Но отождествлять взгляды Гуса с богословскими взглядами и социально-политическими идеями таборитов и моравских братьев было бы неверно. Последовательными продолжателями дела Яна Гуса были утраквисты (или чашники), во главе которых встал избранный народом король Йиржи Подебрад. Они, как и Ян Гус, в своих умеренных требованиях о причащении мирян под двумя видами и совершении Литургии на славянском языке опирались на кирилло-мефодиевскую традицию, которая никогда не исчезала в Чехии насовсем. Монахи Эмаусского монастыря, где с 1347 года было возобновлено славянское богослужение после более чем двухсотлетнего перерыва, присоединились к утраквистам в самый разгар их движения. Эти же самые монахи были друзьями Гуса и сотрудниками в его реформировании чешского языка.

Историк Иосиф Первольф, чех по происхождению, писал: «Чехи, подняв оппозицию против взглядов римско-католической церкви, естественно обратили свое внимание на другую главную церковь христианскую, православную или греческую, к которой принадлежала большая часть славян. Они в особенно важном тогда вопросе причащения под обоими видами часто указывали на греческую церковь». Историк перечисляет источники, в которых умеренные чешские чашники и даже радикальные табориты ссылались на традиции восточной церкви: Письмо пражан к венецианцам 1420 года; Письмо чешских священников 1429 года; Обращение Прокопа Голого к Базельскому собору в 1433 году; Речь чешских послов в Риме в 1447 году; Письмо таборитов Энею Сильвию де Пикколомини, будущему папе Пию II; Письмо Пражского архиепископа грекам в 1452 году. Чешский ученый приводит и слова Таборского епископа Николая из Пильгримова, в которых тот называет греческую церковь «непосредственной дочерью и ученицей апостолов и учительницею для римской церкви».

Иосиф Первольф считал, что если бы Ян Гус и Иероним Пражский остались в живых и стояли во главе возбужденного ими движения, то, по крайней мере, умеренное крыло гуситов имело все основания сблизиться с православной церковью. Сближению могло бы способствовать и то, что среди сербов и болгар хорошо знали о движении чехов к православию. Это подтверждается перепиской гуситов с болгарами и отмечено в сербской литературе XVI века. Но то, что главные чешские реформаторы были казнены, а балканские народы подпали под османское иго, помешало движению славян навстречу друг другу. А появление немецкой, французской и швейцарской реформации заставило представителей умеренных чешских реформаторов или присоединиться к учению Мартина Лютера, или вернуться в лоно католической церкви.

Сообщение о Яне Гусе, чешском религиозном реформаторе, национальном герое Чехии, расскажет Вам его краткую биографию и некоторые интересные факты из его жизни. Информация доклада поможет Вам в подготовке к занятиям.

Ян Гусс краткая биография

Будущий реформатор появился на свет около 1370 года в Юго – Западной Чехии в семье крестьян. Приблизительно в 1390 году Ян поступил в университет Праги, который закончил в 1393 году со степенью магистра. Решив связать свою жизнь с духовностью, Гус в 1400 году принял сан священника. А через 2 года деятель получил должность проповедника в пражской Вифлеемской часовне.

Ян Гус занялся изучением схоластического спора между сторонниками реализма и номинализма. В стране началась ожесточенная национальная и религиозная борьба. И данные вопросы сильно интересовали молодого реформатора. Одновременно с работой проповедника Гус занимался должности ректора и декана факультета искусств Пражского университета. С 1403 года по наставлению своего ученика и Пражского архиепископа Збынека Зайчика Ян Гус стал проповедовать на соборах и съездах в Праге перед духовенством.

За что Ян Гус критиковал католическую Церковь?

Деятельность Яна Гуса была направлена на обличение недостатков духовенства, осуждение роскоши и богатства Церкви. Он хоть и считал себя сыном католической церкви, но придерживался 2 протестантских тезисов – считал, что Священное Писание авторитетнее, чем решение соборов и папы и поддерживал учение и взгляды Августина Блаженного. Его проповеди привлекали большое количество слушателей, а вот духовенство, в особенности немецкое, выявляло недовольство ими.

Наконец в 1403 году немецкая партия решительно выступила против Яна Гуса. В Пражском университете состоялся диспут, на котором большим количеством голосов духовенство запретило ему проповедническую деятельность на съездах Церкви, а после и священствовать. В 1409 году был собран Пизанский собор, занимавшийся вопросами Великого раскола между чешским и немецким духовенством. В 1410 году было выдвинуто новое обвинение бывшему священнику. Приговор Яну Гусу церковным собором звучал следующим образом: ему запретили даже любую преподавательскую деятельность в университете и отлучили от церкви.

В тот период Папа Иоанн XXIII объявил о крестовом походе против короля Владислава Неаполитанского, который поддерживал антипапу Григория XII. Григорий XII выдал буллу об индульгенции тем, кто встанет на его сторону. Гус выступил с осуждением индульгенций, и обратился к королю Вацлаву, но поддержки не получил. В октябре 1412 года он удаляется в замок Козийградек к своему другу, продолжая тайно проповедовать. В замке был написан трактат по-латыни «О Церкви» и другие произведения на чешском языке.

Католической церкви и король Чехии Вацлаву не нравилась возрастающая популярность Яна Гуса и за ним постоянно следили, вставляли палки в колеса. Поэтому деятелю приходилось скрываться. Известно, что в 1412 году бывший священник жил в окрестностях Праги, а вот где именно не знал никто. Двумя королями Вацлавом и Сигизмундом был устроен заговор против него – Гуса пригласили в 1414 году на очередной церковный собор. Его друзья отговаривали от посещения данного мероприятия, но реформатор все же поехал отстаивать истинность верований. Какой приговор был вынесен Яну Гусу на этом соборе? Его арестовали, лишили возможности защищать свои работы. В тюрьме деятель болел, духовенство постоянно склоняло к отречению от своих учений. А король Сигизмунд выдал указ о казни чешского героя, суд над которым длился много месяцев.

Последнее судовое заседание 6 июля 1415 года приговорило Яна Гуса к смертной казни через сожжение живьем на костре. И даже будучи привязанным к столпу, посреди разжигающего огня, реформатор не потерял веры и продолжал произносить гимны и молитвы во имя Бога.

  • В студенческие годы любил посещать бани.
  • Согласно прижизненным изображением Гус был лысым, толстым и безбородым.
  • В Чехии Ян Гус является национальным героем.
  • Во время обучения в Пражском университете ему постоянно не хватало денег на еду. И чтобы растянуть «удовольствие» от пищи, Гус из хлеба делал ложечку и ел им гороховый суп.
  • Когда реформатор занимался проповеднической деятельностью, то строил дома бедным людям и студентам.

ГУС (Hus ) Ян (1371-1415), национальный герой чешского народа, идеолог чешской Реформации. В 1402-03, 1409-10 ректор Пражского (Карлова) университета. Вдохновитель народного движения в Чехии против немецкого засилья и католической церкви (порицал торговлю индульгенциями, требовал возвращения к принципам раннего христианства, уравнения в правах мирян с духовенством). Осужден церковным собором в Констанце и сожжен.

ГУС (Hus ) Ян (ок. 1370, Гусинец, Юго-Западная Чехия - 6 июля 1415, Констанц, Германия), чешский религиозный реформатор, национальный герой чешского народа.

Проповедник и ректор

Гус родился в семье небогатого крестьянина, свою фамилию взял по месту рождения. Ок. 1390 он поступил в Пражский университет и закончил обучение в 1393, получив степень магистра «свободных искусств». В 1400 он стал священником, в 1402 получил место проповедника в Вифлеемской часовне в Праге. Эта часовня была основана учениками реформатора Яна Милича, выступавшего за реформу церкви. Пражский университет был охвачен борьбой сторонников номинализма и реализма, причем на стороне первых выступали в основном немцы, а вторых - чехи. Схоластический спор стал началом ожесточенной религиозной и национальной борьбы. В этот период король Вацлав IV склонялся к поддержке чешской партии, в которой собрались сторонники церковной реформы. Большое распространение получили труды английского реформатора Дж. Уиклифа, который призывал к секуляризации церковных земель. Их изучал и Гус. Учитывая, что Католическая церковь была в этот период крупнейшим собственником (во владении церкви была почти вся недвижимость в Чехии), можно понять заинтересованность короля. К тому же это было время глубочайшего кризиса в Западной церкви - Великого раскола, во время которого авторитет ее упал до самого низкого уровня.

Гус одновременно с должностью проповедника занимал должность декана факультета искусств (1401-02) и ректора Пражского университета (1402-03). Он читал лекции и принимал экзамены, а среди его учеников оказался Збынек Зайчик, в 1403 ставший архиепископом Пражским. Збынек поставил Гуса проповедовать перед духовенством на съездах и соборах в Праге.

Взгляды Яна Гуса

В лекциях и проповедях Гус обличал недостатки духовенства, осуждал богатство и роскошь Церкви. Взгляды Уиклифа произвели на него огромное впечатление, но он был менее радикален, чем английский реформатор. Сам он считал себя верным сыном католической церкви, но фактически придерживался двух из трех основных протестантских тезисов: поддерживал учение о предопределении и считал авторитет Священного Писания высшим по отношению к решениям папы и соборов. Проповеди Гуса привлекали значительное количество слушателей, в том числе простых горожан. Но духовенство, особенно немецкое, как более богатое, было им резко недовольно.

В 1403 немецкая партия сделала решительный выпад против Гуса. Профессор Пражского университета Иоганн Хюбнер выбрал из сочинений Уиклифа 45 статей, которые свидетельствовали о еретических взглядах английского проповедника. В университете состоялся диспут, на котором некоторые магистры, близкие Гусу, вступились за Уиклифа, но сам Гус лишь сказал, что многие извлечения неверны. Немецкие профессора в то время имели три голоса, а чешские лишь один, поэтому 45 статей были признаны доказательством ереси Уиклифа.

Великий раскол. Обсуждение вопроса об индульгенциях

Пражский архиепископ, несмотря на симпатии к личности Гуса, прислушался к мнению большинства духовенства и запретил ему проповедовать на церковных съездах, а затем и священствовать. В 1409 собрался Пизанский собор, который должен был ликвидировать Великий раскол, но к двум соперничавшим папам лишь добавился третий. Церковь в Чехии встала за одного, а король за другого. Реформаторы поддержали короля, что привело к преобразованию университетского устава: теперь уже чешская нация получила три голоса, а все остальные вместе лишь один. Немецкие профессоры и студенты стали уезжать из Праги в Германию, Гус снова был избран ректором. В 1410 непризнанный чехами папа издал буллу с осуждением Уиклифа. Архиепископ потребовал сожжения сочинений Уиклифа, а университет устроил диспут, на котором Гус объявил, что требовать сожжения философских, математических и других (не богословских) книг Уиклифа могут только невежды. Архиепископ отлучил Гуса от церкви, ему было запрещено преподавать в университете, но в поддержку Гуса выступило множество народа, за него заступился сам король, который настойчиво просил архиепископа поддержать Гуса перед римской курией, но в 1411 архиепископ умер. В 1412 папа Иоанн XXIII объявил крестовый поход против своего врага, короля Владислава Неаполитанского, поддерживавшего антипапу Григория XII, и выпустил буллу, в которой объявлялось отпущение грехов всем, кто будет содействовать папе. В Праге булла об индульгенциях вызвала бурные споры, которые проходили и в церкви и на улицах. По приказу короля пражский магистрат казнил трех молодых чешских ремесленников, которые в церкви особенно громко возмущались продажей индульгенций. Гус заступился за них, но казнь состоялась. В Праге начались волнения, казненных провозгласили мучениками. Гус в университете публично осудил индульгенции и обратился за поддержкой к королю Вацлаву, но король прислушался к тем, кто обвинял Гуса в подстрекательстве к волнениям. Гус был отставлен с поста ректора, был объявлен интердикт над Прагой и любым другим городом, где бы ни поселился Гус. Гус в октябре 1412 удалился в замок Козийградек (Южная Чехия) к одному из своих друзей и сторонников, где продолжал проповедовать. Здесь он написал по-латыни трактат «О Церкви», всецело основанный на трудах Уиклифа. Другие произведения 1412-14 написаны Гусом на чешском языке и сыграли большую роль в становлении этого языка как литературного.

Констанцский собор

К Гусу стекались толпы народа, волнения не утихали, а нарастали. Резонанс от выступлений бывшего ректора Карлова университета вышел за пределы Чехии. Император Сигизмунд I (брат и наследник Вацлава) настоял на созыве Констанцского собора (1414), пригласив туда Гуса для защиты своих взглядов. Гусу была выдана охранная грамота за подписью императора и для охраны его сопровождали трое чешских дворян. Гус прибыл в Констанц 3 ноября и 28 нооября был вызван на допрос папой Иоанном XXIII и кардиналами. Последовала непродолжительная дискуссия, после которой Гус был схвачен и арестован. Не помогли ни протесты дворян, ни негодование вскоре прибывшего императора. Гус обвинялся в приверженности ереси Уиклифа, главным был пункт по вопросу об евхаристии, а также учение о том, что Церковь может обойтись без папы и некоторые другие пункты. Защищаясь, Гус аппелировал к Священному Писанию и соглашался отречься только, если ему представят тексты более весомые, чем те, на которые ссылался он.

Находясь в заключении, Гус пережил падение Иоанна XXIII, который оказался в темнице рядом с ним. В целом собор был расположен к нему скорее благожелательно, все кардиналы и император старались избежать раскола в Чехии. Гуса все уговаривали отречься от своих взглядов, даже если он считал себя правым, почти в открытую признавая необходимость отречения только для вида. Но Гус проявил большую силу духа. Он просил не налагать на него «петли вечного осуждения, принуждая солгать и поступить против совести». Написанные им в заключении письма к друзяьм ярко характеризуют его цельную личность, основной чертой которой была любовь к истине. Личность Гуса производила впечатление даже на его врагов. Его беспрестанно уговаривали отречься ради спасения жизни. 6 июля 1415 на 15-м заседании собора ему прочли обвинительный приговор, в котором к прежним обвинениям добавилось еще одно, будто бы Гус называл себя четвертой ипостасью Троицы. Гус был лишен сана и тут же выдан светской власти, уже сделавшей все приготовления к казни. Последними словами Гуса были: «Призываю Господа в свидетели, что не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моих проповедей и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа и толкованием святых учителей, я сегодня радостно хочу умереть». По преданию, старушке, подбросившей хвороста в костер «еретика», Гус сказал: «Святая простота!». Искры от этого костра вскоре разлетелись по всей Чехии.

Гус Ян (Huss, John) (ок. 1372-1415), чеш. религ. реформатор. Будучи проповедником в Праге и ревностным сторонником взглядов Уиклифа, он вызвал враждебное отношение к себе церкви и был отлучен (1411), предан суду и сожжен на костре. После смерти был объявлен мучеником, его последователи ("гуситы) начали войну против "«Священной Римской империи», и на первых порах нанесли неск. серьезных поражений армии императора.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ян Гус

Великий чешский религиозный деятель Ян Гус родился около 1369 г. в местечке Гусинец, на границе Богемии и Баварии. Родители его были, видимо, незажиточными крестьянами. Гус рано лишился отца, и воспитанием его занималась мать. Закончив находившуюся неподалеку от Гусинца Прахатицкую школу, Гус около 1390 г. отправился учиться в столицу, где записался студентом на факультет свободных искусств Пражского университета. В 1393 г. он получил степень бакалавра свободных искусств, а в 1396 г. - магистра. Вскоре после этого, около 1401 г., его рукоположили в священники и в том же году избрали деканом факультета искусств. Наконец, в октябре 1402 г. Гус был в первый раз избран на высшую академическую должность ректора университета. Примерно в то же временя в образе жизни Гуса произошла значительная перемена. Под влиянием книг - прежде всего сочинений Уиклифа - он из веселого светского человека превратился почти что в аскета. Сохранилось много доказательств глубокого влияния на Гуса идей английского реформатора. Один из знакомых Гуса позже вспоминал, что тот однажды признался: «Книги Уиклифа открыли мне глаза, и я читал их и перечитывал». Однако преувеличивать это влияние не следует. Хотя собственные сочинения Гуса местами являются дословными извлечениями из Уиклифа, он не принимал его учение целиком. В частности, в важном вопросе о евхаристии он имел свое мнение. Если Уиклиф учил, что при пресуществлении хлеб остается хлебом и Христос присутствует в причастии только символически, а не телесно, то Гус (в полном согласии с католическим учением) считал, что Христос действительно содержится в святом причастии приблизительно так, как душа содержится в человеке - внешность хлеба покрывает Его, как тело душу. Гус не разделял и многих других радикальных взглядов Уиклифа. Он не отрицал полностью папской власти, глубоко чтил таинство священства и принимал общий взгляд католической церкви на важную посредническую роль духовенства в отношениях между Богом и мирянами. Различались их взгляды и на значение Писания. Если для Уиклифа Писание заключало в себе все христианское учение, то для Гуса оно было лишь его основой. Как и все католики, он считал, что учение продолжает развиваться правилами святых пап и постановлениями соборов. Не касаясь католических догм, Гус, однако, очень сурово бичевал пороки современной церкви. Его речи встречали живой оклик в мирянах и оказали огромное воздействие на современников. Во времена Гуса чешское общество переживало подъем национального самосознания, сопровождавшийся оппозицией к католическому духовенству. Пражские граждане громко требовали, чтобы проповеди в церквах произносились не только по-латыни и по-немецки, но и по-чешски. Король Вацлав IV поддержал это требование, и вскоре в Праге открылась новая часовня, получившая название Вифлеемской. Здесь выступало несколько весьма красноречивых проповедники, однако ни один из них не приобрел и малой доли того значения, которое придали этой часовне выступления Гуса. Его бледное, исхудалое лицо, его задумчивые глаза поражали прихожан еще прежде, чем раздавался его голос. На фоне общего упадка нравственности духовенства, его репутация всегда была кристально чистой. Один из личных врагов Гуса позже писал о нем: «Жизнь его была сурова, поведение безупречно, бескорыстие такое, что он никогда ничего не брал за требы и не принимал никаких даров и приношений». В своих проповедях он не стремился поражать прихожан красотой слога, речь Гуса не была ни пылкою, ни блестящею, так что на слушателей действовала, главным образом, сила и искренность его убеждения. Обличения Гуса всегда бывали суровы и беспощадны он не щадил ни светских, ни духовных лиц, постоянно говорил о высокомерии духовенства, о погоне за иерархическими повышениями, о корыстолюбии и жадности. Поводов для этого было больше чем достаточно. Состояние церкви тогда являло собой самое безотрадное зрелище. Многим верующим вообще казалось, что она из «Божьего дома» превратилась в учреждение, предназначенное исключительно для сбора денег. Папы облагали ежегодной податью весь христианский мир и брали еще сверх установленного. Папский двор открыто торговал церковными должностями. Большие доходы римской курии давала продажа индульгенций, до глубины души возмущавшая всех добропорядочных христиан. Ко всему этому прибавилось еще многолетнее двоепапство. В 1378 г на папский престол были избраны одновременно Урбан VI и Климент VII. После этого на протяжении полувека Европа видела «мерзость запустения на святом месте». Часть государств признавала римского первосвященника. Другие отдавали предпочтение его противнику, утвердившему свой двор в Авиньоне. Папы и антипапы то и дело предавали друг друга проклятию и непристойно ссорились. Расколу не было видно конца, и у добропорядочных христиан возникало сомнение, что Христос бдит свою церковь. Всем было ясно, что оба первосвященника - ложные наместники Христа, оба антихристы, и что единственным способом поправить дело было свергнуть и низложить обоих Чешская церковь также являла собой грустную картину упадка. Многие пражские священники почти открыто жили с любовницами, устраивали пиры с танцами, играли в кости, охотились и совершали другие неподобающие поступки. Монахи (в одной Праге их было более тысячи) проводили большую часть времени в праздности и предавались самым разнообразным порокам. Многих из них замечали в связях с женщинами. Но хуже всего была безудержная жажда золота, охватившая тогда всю церковь. «Последний грошик, который старушка завяжет себе в покрывало, чтобы уберечь его от вора или разбойника, этот грошик сумеет у нее выманить священник и монах… - говорил Гус - Богатство отравило и испортило церковь. Откуда войны, отлучения, ссоры между папами и епископами? Собаки грызутся из-за кости. Отнимите кость - и мир будет восстановлен. Откуда подкуп, симония, откуда наглость духовных лиц, откуда прелюбодеяния? Все от этого яда». Резкие речи Гуса сильно задевали духовенство. В адрес пражского архиепископа Збынека стали поступать многочисленные жалобы. «У нас, - писал один из доносчиков, - раздаются возмутительные проповеди, которые терзают души набожных людей, уничтожают веру и делают духовенство ненавистным народу». Крайне раздражало многих утверждение Гуса, что священник, требующий денег за совершение таинств, особенно от бедных, виновен в «симонии и ереси». Возмущались и тем, что Гус по поводу смерти одного каноника сказал: «Я не хотел бы умереть, имея такие доходы». Злясь на Гуса, враги долгое время не имели возможности обвинить его ни в чем серьезном. Но потом ему все чаще (и совершенно необоснованно) стали приписывать еретические заблуждения. В 1403 г в Пражском университете разгорелась полемика из-за богословского учения Уиклифа Немецкий магистр Гюбнер извлек из его трактатов 45 еретических положений, для обсуждения которых ректор Геррасер созвал всех пражских докторов и магистров. Заседание носило бурный характер. Когда общественный нотарий прочел предосудительные параграфы, то за новые идеи встала целая фаланга магистров-чехов, видевшая в Уиклифе своего учителя. Но они не смогли добиться победы, и по окончании прений большинство постановило: «Чтоб никто не учил, не проповедовал и не утверждал, ни гласно, ни тайно, вышеупомянутых параграфов под страхом нарушения присяги». За этим постановлением поначалу не последовало никаких карательных мер. Среди придворных и коллег Гуса было много уиклифистов, да и сам он в проповедях никогда не скрывал своего расположения к английскому вероучителю. Но с годами враждебное отношение официальной церкви к идеям Уиклифа становилось все более непримиримым. В конце 1407 г. Римский Папа Григорий XII направил пражскому архиепископу буллу с требованием искоренить сектантов, проповедующих против учения о святом причастии. После этого в 1408 г началось новое, более жестокое гонение. Опять были осуждены пресловутые 45 параграфов, идеи Уиклифа строго запрещалось преподавать и защищать. Партия уиклифистов в Чехии терпела поражение и вскоре должна была совсем исчезнуть, но тут, к счастью для нее, между королем и архиепископом возникли серьезные трения. Причиной их стал церковный раскол: в то время как архиепископ Збынек со всем капитулом продолжал ориентироваться на Рим, король Вацлав (выступавший за низложение обоих соперников - как римского Григория XII, так и авиньонского Бенедикта XIII) потребовал от своих подданных соблюдения нейтралитета. (Предполагалось, что на Пизанском соборе, созыв которого Вацлав активно поддерживал, будет наконец избран законный папа, который положит конец многолетнему расколу.) Споры о нейтралитете имели важные последствия для Пражского университета. С самого основания он не был чисто чешским национальным учреждением, поскольку служил главным умственным центром не только для чехов, но и для немцев. Согласно уставу, штат университета - как профессора, так и студенты - разделялся на четыре нации - чешскую, польскую, баварскую и саксонскую. Во всех делах внутреннего самоуправления каждая нация имела один голос. Формально этим провозглашалось равенство наций, но фактически такая организация обеспечивала полное господство немецкой партии, ибо баварцы и саксонцы были природными немцами, а в польскую нацию записывались по преимуществу выходцы из Силезии. Вопрос о нейтралитете, возбужденный королем, вызвал в университете раскол по национальному признаку. Немецкие профессора и высшее чешское духовенство твердо стояли за Григория, а чешская партия, возглавляемая Гусом, единодушно высказалась за нейтралитет. Разгневанный архиепископ назвал Гуса «непокорным сыном церкви» и запретил исполнять какие бы то ни было священнические обязанности. Вместе с ним были отрешены остальные сторонники нейтралитета. Но эта мера, вместо того чтобы напугать чешскую нацию, воодушевила ее. Симпатии пражского населения были всецело на их стороне. Гус предложил обратиться к королю с прошением об изменении университетского устава таким образом, чтобы при решении всех вопросов голоса немцев и чехов были уравнены. Король поначалу принял Гуса очень недружелюбно, но потом удовлетворил его пожелание. Итогом всех этих движений стал раскол Пражского университета. Немцы, возмущенные новшеством, стали требовать восстановления своих прав. Вацлав вспылил, велел прогнать ректора, отобрать у него печать и ключи. Тогда 16 мая 1409 г. более пяти тысяч немцев - профессоров и студентов - оставили Прагу и удалились в Лейпциг, где основали новый немецкий университет. В результате чешские последователи Уиклифа вновь усилились. Победа над немцами сделала имя Гуса необычайно популярным в Чехии, а особенно в Праге. В октябре 1409 г. прошли выборы первого после раскола ректора университета. Им вторично стал Ян Гус. Собравшийся в то же время при поддержке Вацлава собор прелатов в Пизе, избрал (в пику Григорию и Бенедикту) новым папой Александра V. Архиепископ, после тщетной борьбы с королем, вынужден был признать этот выбор. Но он продолжал оставаться врагом Гуса. В марте 1410 г. Збынек добился от папы буллы, осуждавшей ересь Уиклифа и дававшей ему самые широкие полномочия в ее искоренении. Спустя четыре месяца он велел публично сжечь все книги Уиклифа, которые ему удалось заполучить, а затем изрек проклятие Гусу и его сторонникам. Но когда священники стали, согласно его распоряжению, провозглашать отлучение Гуса, народ силой воспротивился этому во всех церквях. Большинство пражских священников было так запугано, что уже не осмелилось повторять проклятие. Но кое-где сторонники архиепископа осилили. Почти целый месяц в пражских церквах продолжались беспорядки и замешательство. Наконец король строгими мерами прекратил их. В общем, в Чехии победа осталась за последователями Гуса. На его стороне всецело был университет и королевский двор, его горячо поддерживали жители Праги. Но за пределами королевства отношение к нему оставалось прямо противоположным - под влиянием папских булл здесь постепенно утверждалось мнение, что Гус настоящий еретик. Его стали требовать в Рим для разбирательства, но Гус не поехал, так как опасался расправы. Тогда в феврале 1411 г. его предали папскому проклятию. Однако Гус, не обращая внимания ни на архиепископские, ни на папские отлучения, продолжал проповедовать в своей часовне. В последние годы своей жизни он, подобно Уиклифу, много сил отдал переводу на чешский язык Библии. К этому времени уже имелись чешские переводы многих книг Священного Писания, но не все они были удовлетворительного качества, разнились по стилю и языку (единого литературного чешского языка в то время еще не существовало, бытовало несколько диалектов). Гус внимательно просмотрел все эти переводы, исправляя ошибки и огрехи, и, подобно Уиклифу, создал наконец для народа Библию, которую тот мог читать без затруднений. Между тем гонения на Гуса усиливались. В 1412 г. папа Иоанн XXIII велел предать его новому отлучению. Проклятие должны были повторить при колокольном звоне, с зажжением и погашением свечей. В формуле проклятия говорилось, что отныне никто не должен давать Гусу ни пищи, ни питья, ни приюта, и место, на котором он стоит, подвергается интердикту. Всем верным сынам церкви вменялось в обязанность задерживать Гуса везде, где бы они его ни встретили, и отдавать в руки архиепископу или епископу. Вифлеемскую часовню, как рассадник ереси, папа велел уничтожить. Осуществить эти угрозы в Праге, где у Гуса насчитывалось множество сторонников, не было никакой возможности. Когда однажды враги Гуса попытались сорвать богослужение в Вифлеемской часовне, мгновенно сбежались толпы народа, и устрашенные противники ушли ни с чем. Король также оставался покровителем Гуса, хотя ссора последнего с папой ему очень не нравилась - она бросала тень на репутацию Вацлава, ибо враги распространяли о нем в Европе слухи как о защитнике еретиков. В конце 1412 г. он уговорил Гуса уехать из Праги и тем положить конец смуте. Находясь за пределами столицы, тот написал свое главное сочинение «О церкви». Оно стало его завещанием для чешских реформаторов. Осенью 1414 г. по требованию императора Сигизмунда в Констанце собрался церковный собор, который должен был покончить с затянувшемся расколом западной церкви. (Пизанский собор не смог этого сделать; фактически он даже усилил его, так как вместо двух пап оказалось три). Попутно в Констансе решались другие запутанные церковные дела. Дело Гуса было одним из них, и император отправил ему личное приглашение на собор. Сигизмунд писал, что предоставит Гусу возможность высказать свои взгляды, и обещал отпустить его на родину даже в том случае, если Гус не подчинится решению собора. Многие друзья Гуса, зная непостоянство Сигизмунда, отговаривали его от этой поездки. Однако Гус решил ехать. Ему казалось, что, явившись на собор, он оправдает себя перед обвинителями и убедит в истинности своих идей не только мирян, но и прелатов. Когда Гус приехал в Констанс, здесь уже было шумно и многолюдно, хотя собор еще не открылся. Первое время на него не обращали внимания и казалось, никому нет до него дела. Но это была только иллюзия. Враги слишком ненавидели его, чтобы позволить вырваться из своих рук. Расправа над чешским реформатором была предрешена. Гус ожидал справедливого суда или публичного диспута и был уверен в своем успехе. Однако, судьба его решилась совсем другим способом. 28 ноября 1414 г. кардиналы, собравшись к папе Иоанну XXIII, келейно обсудили учение Гуса и решили, что он должен быть взят под стражу. В тот же день несчастного заключили в доминиканском монастыре, в мрачной сырой камере, примыкавшей к клоаке. Это произошло без ведома императора. Поначалу Сигизмунд пришел в сильный гнев и объявил о своем намерении силой освободить узника. Но спустя некоторое время он резко сбавил тон и предоставил духовенству полную власть над судьбой своего подзащитного. Гуса перевели в замок Готтлибен, принадлежавший констанскому епископу, заковали в цепи и держали в большой строгости. В июне 1415 г. начался публичный суд над Гусом. Всего было три заседания, но ни на одном из них Гусу не дали свободно высказаться. Чтобы придать законный вид готовившейся расправе, ему старались приписать распространение еретических положений Уиклифа. Гус искусно защищался, хотя находился в очень трудном положении - ему приходилось в одиночку противостоять целому собору враждебных епископов. Формально вина его так и не была доказана. Большинство членов собора готово было удовлетвориться пожизненным заключением обвиняемого. Но для этого требовалось, чтобы Гус признал свои заблуждения. Он отказался наотрез. Прелатам ничего не оставалось, как объявить его упорным еретиком и приговорить к сожжению на костре. Казнь состоялась 6 июля 1415 г.