Значение фразеологизма «Валаамова ослица. Фразеологизм "Валаамова ослица": значение, происхождение Библейская ослица

Валаамова ослица

Валаамова ослица
Из Библии. В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского волхва Валаама, отправившегося одолевать чарами израильтян по наушению царя моавитян Валака. Ослица, к великому удивлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?»
Шутливо-иронически: о безропотных людях, решившихся на протест.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Валаамова ослица" в других словарях:

    Валаамова ослица - Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение “Валаамова ослица” применяется в ироническом смысле по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Валаамова ослица - ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. 1. Ирон. Предельно молчаливый и покорный человек, который неожиданно высказал вдруг своё мнение, несогласие с общим мнением, протест. Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение Валаамова ослица применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку … Большой Энциклопедический словарь

    Толковый словарь Ушакова

    ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    В Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение «Валаамова ослица» применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. * * * ВАЛААМОВА ОСЛИЦА ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии… … Энциклопедический словарь

    ◘ валаамова ослица - О покорном, молчаливом человеке, который выразил неожиданный протест. Из библейской легенды о том, что ослица волхва Валаама в знак протеста против побоев заговорила человеческим языком. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    валаамова ослица - только ед. , устойчивое сочетание, ирон. О молчаливом человеке, неожиданно заговорившем. Этимология: По имени библейского персонажа Валаама и ослица (← * osьlъ). Энциклопедический комментарий: В библейской мифологии: неожиданно заговорившая… … Популярный словарь русского языка

    Согласно древнееврейскому мифу (сохранённому в библейской книге Чисел), ослица прорицателя Валаама, на которой он ехал к царю государства Моав Валаку, чтобы проклясть израильтян, ведших войну с Моавом, и обеспечить моавитянам победу.… … Большая советская энциклопедия

    Валаамова ослица - в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога … Древний мир. Энциклопедический словарь

В алаамова ослица. Что обозначает это выражение. Библия для жизни. Бывает ли в вашей жизни такая ослица?

В алаамова ослица. Перед тем как писать эту статью, я просмотрел в интернете, что пишут по этому поводу. И то, что я прочитал, я понял, что статью нужно писать.

Н аписано очень много ереси и выдумок, по поводу Валаамовой ослицы , а суть такова. (Чис. 22:1-34)

Народ Моавитянский боялись, сынов Израилевых царём Моавитянским был Валак. Царь Валак знал о пророке Божьем Валааме, знал, что кого Валаам, тот благословлён, а кого проклянёт, тот проклят. И захотел царь Валак, что бы Валаам проклял народ Израильский. И послал царь своих старейшин с подарками к Валааму, что бы те известили Валааму царскую волю. Валаам сказал старейшинам, переночуйте здесь ночь и дам вам ответ как скажет мне Господь. И пришел Бог к Валааму, и Валаам поведал о том, зачем в доме его старейшины. Бог запретил проклинать народ Израильский, ибо он благословлён. Валаам передал волю Божью старейшинам, сказал, что Господь не желает, что бы он шел с ними. Старейшины поведали об этом царю, на что тот послал к Валааму уже князей и не согласился Валаам. Царь послал опять князей более знатного рода, и ответил на то Валаам, что не может преступить повеление Господа а в прочем останьтесь на ночь, я узнаю, что ещё скажет мне Господь

Четвёртая книга Моисея « Числа»

20

И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему:
если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними;
но только делай то, что Я буду говорить тебе.

21

Валаам встал поутру, оседлал ослицу свою
и пошел с князьями Моавитскими.

22

И воспылал гнев Божий за то, что он пошел,
и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему.
Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.

И увидела ослица Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,
и своротила ослица с дороги, и пошла на поле;
а Валаам стал бить ослицу,
чтобы возвратить ее на дорогу.

24

И стал Ангел Господень на узкой дороге,
между виноградниками,
где с одной стороны стена и с другой стороны стена.

25

Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене
и прижала ногу Валаамову к стене;
и он опять стал бить ее.

26

Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте,
где некуда своротить, ни направо, ни налево.

27

Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом.
И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.

28

И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму:
что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

29

Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною;
если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

30

Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица,
на которой ты ездил сначала до сего дня?
имела ли я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.

31

И открыл Господь глаза Валааму,

и увидел он Ангела Господня

стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке,

и преклонился, и пал на лице свое.

32

И сказал ему Ангел Господень:
за что ты бил ослицу твою вот уже три раза?
Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе],
потому что путь [твой] не прав предо Мною;

33

и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза;
если бы она не своротила от Меня,
то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.

34

И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я,
ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге;
итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.

Э та глава из библии о наших отношениях с Господом о том, как мы бываем, не послушны Богу. Я не знаю, для кого предназначается эта статья, может быть мне самому необходимо об этом ещё раз прочитать. Но я точно знаю, что эта статья является напоминанием для нас. Потому как, печатая эту статью, я очень сильно ощущаю присутствие Духа Святого. Возможно, этого человека уже не удивляет то, что с ним разговаривает ослица человеческим голосом, что бы отвести его от зла. Но нужно задуматься каждому, то ли он делает, угодно ли это Господу, может быть нужно, остановиться, поднять свою голову к небу, и спросить об этом у Бога.Постараться дождаться ответа, услышать. Не дожидаться ангела, и речи ослицы.

Д орогой читатель, если есть желание дополнить, пожалуйста, пишите в комментариях.

Может ли ослица говорить человеческим голосом? Вы скажите в сказках все возможно. А в реальной жизни? Конечно, все понимают, что разговаривать человеческим голосом животным не дано. А для Бога нет ничего невозможного. Он может заставить ослицу заговорить, если это нужно Ему для достижения определенной цели. Так и произошло однажды. История эта достоверна, она записана в Библии.

А случилось это давно, на Востоке.

Однажды, Валак, царь моавитского народа, решил пригласить к себе Валаама – прорицателя, чтобы тот произнес свои заклинания и проклял Божий народ. Валак очень боялся необычного многочисленного войска, которое Сам Господь вывел из Египетского рабства и теперь вел через пустыню и земли других народов в Ханаан.Евреи под предводительством Моисея двигались к обетованной земле, побеждая народы, которые встречались ему на пути. Теперь они приблизились к земле Моава, в которой царем был Валак.

Валак знал, что Израиль значительно превосходит его по силе, и он не мог нанести ему

поражение в войне, поэтому он решил обратиться к известному прорицателю Валааму, надеясь, что его проклятие будет иметь действенную силу.

Валаам жил в Месопотамии, в городе Пефоре, на реке Евфрате. К нему-то и отправилисьстарейшины с подарками и просьбой от Валака. В те времена люди жили не так как мы. Тогда не было ни современных средств связи – телефонов, компьютеров, Интернета, ни современных средств транспорта – машин, самолетов, поездов. Люди передвигались пешком или пользуясь обыкновенным ослом.

В библейские времена осел был в каждом доме. Таким вот образом отправились послы моавитского царя к Валааму.

Валаам-прорицатель или колдун, выслушав их просьбу, решил вдруг спросить совета у Господа. Но желание это не возникло вдруг. Бог все контролирует .

Господь, имеющий всю власть над всеми, не разрешил ему проклинать Израильский народ, ибо Он решил благословить его. Валаам внял повелению Живого Бога и отказался, но царь Валак увеличил вознаграждение. Очень соблазнительной была награда за это дело.

Вновь вопросив Бога, Валаам получил от Него указание говорить то, что будет угодно Богу.

Валаам-прорицатель отправился в дальнюю дорогу в сопровождении двух своих слуг.

Путь был долгим, но верная старая ослица была выносливой и никогда не подводила своего хозяина. Она неторопливо шагала по дороге, а на ее спине, мерно покачиваясь из стороны в сторону, сидел, погрузившись в свои мысли, Валаам. Да, трудной была задача.

С одной стороны грозный запрет Всемогущего Бога Израильтян, Который вывел евреев из Египта с множеством чудес, с другой стороны привычное чародейство и немалая награда за это.

Очевидно, сердце его склонилось к тому, чтоб все же произнести заклинание против израильтян, очень уж ему хотелось получить за это приличную награду (мзду неправедную). Все же Бог контролирует все.

Он поставил на пути Валаама Ангела с мечем. Ослица, бессловесное животное, увидела Божьего посланника и свернула с дороги в поле. Валаам с помощью кнута вернул ее на дорогу. Пройдя еще некоторое расстояние, ослица вновь увидела, какая опасность угрожает ее хозяину в лице Ангела Господня, который стоял на узкой дороге, где с одной стороны стена и с другой стороны стена. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене, прижав ногу Валаама. Валаам опять стал бить ее. Ангел перешел и стал в узком месте, где нельзя было повернуть ни направо, ни налево. Ослица, опять увидев Ангела, легла под Валаамом и тут же получила палкой несколько жгучих ударов по спине.

Валаам был настолько зол и раздражен, что казалось, будь в его руках меч, онсию же минуту лишил бы бедное животное жизни. А ослица по воле Господа продолжала говорить с ним человеческим голосом: «Не я ли та ослица, на которой ты всегда ездил? Имела ли я привычку так поступать с тобою?»

«Нет!» - был ответ обескураженного прорицателя. Тут Господь открыл глаза Валаама, и он увидел на своем пути Ангела с обнаженным мечем, который вышел воспрепятствовать Валааму в неверном пути его. Валаам все понял. Ангел сказал ему, что поразил бы его мечем, если бы верная Валаамова ослица не свернула с дороги. Теперь прорицатель готов был отказаться от своего намерения идти к Валаку и возвратиться, но Бог через Ангела повелел ему все же пойти в землю моавитян, чтоб вместо проклятия произнести благословение народу Израильскому.

Придя в Моав и увидев огромный израильский стан, Валаам не смог произнести проклятия, он произнес благословение, причем трижды.

Так, благодаря бессловесной ослице, которой Бог открыл уста и заставил ее заговорить человеческим голосом, Господь показал языческому прорицателю Свою силу и Божественную способность держать все под своим контролем.

В то время, когда сыны Израилевы двигались из Египта в Землю обетованную, жил в Месопотамии провидец и предсказатель Валаам. О нем говорили, что как он скажет, так оно и будет. И если он кого благословит, тот будет благословен, кого проклянет, тот будет проклят. Об этом знали моавитяне. Знали они также и о том, что недалеко от них на равнинах Моава остановились сыны Израилевы. И это очень не нравилось моавитянам. Они опасались, что народ Израилев истопчет все в округе и им нечем будет кормить свой скот.

Отправил царь моавитян Валак к Валааму послов, чтобы предсказатель пришел к ним и проклял сынов Израилевых. Услышали бы они это страшное проклятие и ушли бы с земли Моавитской. Валаам выслушал просьбу послов и сказал, что ему надо спросить совета у Бога. Послы остались ждать, а Валаам рассказал Богу, что пришли к нему послы из земли Моавитской и просят его проклясть народ Израилев. Господь выслушал Валаама и сказал ему, что народ этот проклинать нельзя, так как он благословен.

На другой день Валаам ответил послам, что Господь Бог не хочет, чтобы он шел с ними и проклинал народ Израилев. Послы покинули его, пришли к своему царю и рассказали все, что передал им Валаам. Опечалился Валак и решил послать к Валааму более именитых послов. Он напутствовал их, чтобы они не только пришли и просили его о проклятии, но и пообещали ему дать все, что он ни пожелает.

И снова в доме Валаама появились послы. Они передали ему просьбу царя Валака и пообещали дать ему все, что он ни пожелает, даже полный дом серебра, пусть только поскорей идет с ними и проклянет народ Израилев. Валаам предложил им остаться у него переночевать, а сам отправился к Господу, спросить совета, как быть ему. Господь ответил, чтобы он поутру запрягал свою ослицу и вместе с послами отправлялся к царю Моавитскому.

На следующее утро Валаам запряг ослицу, сел на нее и отправился с послами к моавитянам. И вдруг ослица увидела Ангела Божия с обнаженным мечом и свернула с дороги. Валаам стал бить ослицу, пытаясь возвратить ее на прежний путь. И снова впереди появился Ангел, и ослица не могла пройти, и принялся Валаам во второй раз бить ее. И опять Ангел мешал им двинуться в путь дальше. Ослица легла под Валаамом, и он в третий раз принялся бить ее палкою. Тогда заговорила ослица человеческим голосом: «Что я тебе сделала, что ты бьешь меня?» Валаам ответил ей, что бьет ее потому, что она не выполняет его приказаний.

И тут Валаам увидел на дороге Ангела с обнаженным мечом. И все понял. Ангел стал его укорять за то, что он бил ослицу три раза. Ведь если бы ослица не свернула с дороги, то он убил бы Валаама. Так что ослица спасла ему жизнь.

Покаялся Валаам, признал свой грех и сказал, что готов вернуться домой. Но ангел ответил, чтобы он шел вместе с послами дальше и на месте не проклял, а благословил бы народ Израилев.

Когда они прибыли на место, к Валааму навстречу вышел царь мо-авитян Валак и просил предсказателя проклясть прибывших в его землю людей. Но Валаам прежде обратился к Господу, и Господь велел ему трижды благословить сынов Из-раилевых. Валаам так и сделал. И нажил себе врага в лице царя Валака.

Вскоре после того оказались израильтяне в степях Моава 1 на реке Иордан, против Иерихона. Царь моавитян Ба-лак, сын Циппора, сказал старейшинам мидианитян: «Теперь объедят пришельцы все вокруг нас, как поедает бык полевую траву». И отправил он послов в Месопотамию за известным повсюду колдуном Валаамом (Биламом). Гонцы передали Валааму слова Балака:

Вот пришел народ из Египта, и уже покрыл он лик земли, и живет близ меня. Явись проклясть этот народ, потому что он сильнее меня, ибо знаю, что, кого ты благословишь, тот будет благословен, а кого проклянешь, тот будет проклят.

Долго не соглашался помочь Валаам моавитянам. Но все слал и слал своих гонцов Балак, и, наконец, прельщенный щедрыми дарами, сел Валаам на свою верную ослицу и отправился в путь.

Однако Бог вознегодовал на Валаама за то, что он согласился помочь врагам Израиля, и послал вестника с приказанием остановить колдуна. Ослица увидела вестника, преградившего дорогу, и свернула в поле. Напрасно Валаам бил животное, чтобы оно вернулось на дорогу. Ослица пошла узкой тропой, образованной виноградником и забором, но вестник и здесь не пустил ее. Ослица прижалась к стене, придавив ногу Валаама, и снова он начал бить ее. Пройдя немного, легла ослица на землю под Валаамом. Воспылал гнев Валаама, и стал он колотить ее палкой.

И тогда отверз Яхве уста ее, и заговорила она:

Что я сделала тебе? Почему безжалостно бьешь ты меня? В ярости даже не удивился Валаам, что бессловесная тварь

заговорила, и вступил со своей ослицей в перебранку:

Негодная ты скотина! Будь у меня меч, зарубил бы я тебя!

Не я ли твоя ослица? - возразило животное. - Не на мне ли ты ездил много лет? Разве я противилась когда-либо воле твоей?

Нет! - признался Валаам. И открыл Бог ему глаза, и увидел он вестника Господня с обнаженным мечом, и низко ему поклонился.

Глупый ты человек! - сказал вестник Валааму. - За что трижды избил ты ослицу твою, жизнь тебе сохранившую? Ведь пойди ослица вперед, увидев меня, я убил бы тебя, а ее оставил в живых.

Согрешил я, - проговорил Валаам. - Ибо не знал, что это ты преграждаешь путь. Теперь я вернусь назад.

Нет, не возвращайся! - возразил вестник. - Иди с теми, кто пришел за тобой.

В Моаве Балак уже ожидал Валаама. Выйдя навстречу ему, упрекнул он его:

Почему ты не шел на призывы мои? Неужели мало сокровищ в царстве моем, чтобы почтить тебя?

И ответил Валаам Балаку:

Вот теперь я здесь. Но смогу ли я что-то сказать от себя? Ведь скажу я лишь то, что вложит Господь в уста мои.

Наутро Балак возвел Валаама на высоты Вааловы, чтобы показать ему тех, на кого просил обратить проклятие. И построил, как распорядился Валаам, семь жертвенников, и приготовил семерых тельцов и столько же овнов для заклания. Принесли они вместе по тельцу и по овну в жертву на каждом из алтарей, и, оставив Балака возле всесожжения, отошел Валаам в сторону, на возвышенное место, чтобы узнать, какие слова говорить ему.

И встретился Бог с Валаамом, и вложил в его уста нужные слова.

Вернулся Валаам к тому месту, где возле алтарей ждал его Балак. Обратился он лицом к пустыне, и увидел Израиль, стоящий по коленам своим, и снизошел на него Дух Божий, и полились вдохновенные слова из уст его:

Как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Как ручьи, растекаются они. Расстилаются они, как сады при реке, как алойные дерева, Богом насаженные, как кедры. Переполняются ведра его водою, и семя его при обильных водах. Превзойдет царь его и Агага, и возвысится царство его. Мощь дикого быка у него, пожрет он народы, раздробит кости врагов своих и стрелами своими пронзит. Преклонится, ляжет, как лев и как львица. Кто посмеет поднять его? Всякий благословляющий тебя благословлен, и проклят проклинающий тебя.

Иди вон отсюда! - в ярости прокричал Балак. - Я призвал тебя проклясть врагов моих. Ты же благословляешь их!

Встал Валаам, и пошел, и спустился в низину, где послушно ждала его ослица, сел на нее и продолжал глаголить:

Вижу его, но оно не ныне, смотрю на него, но издали. Взойдет звезда от Иакова, и восстанет скипетр от Израиля 2 и сокрушит пределы Моава. И Эдом и Сеир будут под властью врагов своих 3 ...

Вскоре после этого моавитян постигла заслуженная кара. Двенадцать тысяч израильских воинов опустошили всю страну, увели тридцать две тысячи невольниц, захватили семьдесят две тысячи голов рогатого скота и шестьдесят одну тысячу вьючных ослов.

1 Страна Моав, получившая название по народу Моав (моавитяне), находилась к востоку от Иордана и Мертвого моря. Судя по надписи царя Моава Меши, моавитяне мало отличались от израильтян по языку. Поэтому в книгах Бытие и Второзаконие они и мыслились как родичи Израиля. Но моавитяне почитали не Яхве, а Ваала и Кемоша. Рассказ о Валааме и его ослице отражает религиозную рознь между двумя соседними народами. Царь Моава призывает на помощь колдуна из Месопотамии, чтобы уничтожить противников, но Яхве спасает свой народ, воспользовавшись, как орудием, ослицей - она задерживает Валаама. Впоследствии Яхве вкладывает в уста Валаама вместо проклятий благословения.

2 Впоследствии восстающие звезда и скипетр были осмыслены христианами как пророчество будущего царства Иисуса.

3 Оракул Валаама явно заимствован из какого-то произведения израильской народной поэзии или создан ему в подражание.