Декор фасадов церквей монастыря осиос лукас. Покраска фасада храма Цены на услуги по покраске фасадов


В продолжение недавно поднятой темы фасадов знаменитых итальянских соборов...

Если взглянуть на беломраморный фасад Миланского собора свежим взглядом, он кажется произведением какого-то иного, фантастического мира, в котором архитектура развивалась по своим альтернативным законам. С первого взгляда, вроде бы, похоже на готику, но только вместо того, чтобы устремляться в высшие сферы, собор прочно стоит на земле. И белый мрамор напоминает скорее об античных святилищах, чем о средневековых храмах. Если же подойти поближе, то вместо субтильных, почти бесплотных готических скульптур можно рассмотреть вполне реалистичные изображения весьма полнокровных людей…

Однако же параллельные миры и альтернативные измерения здесь, разумеется, абсолютно не причем. Причина фантастического декора кроется в обычной земной (и еще более обычной итальянской) истории. А дело было так…

Когда в 1386 году начинали строить Миланский собор, его было решено построить в стиле Ломбардской готики. Этот стиль представлял особенный, итальянский, вариант готики, во многом основывающийся на достижениях романской архитектуры. От нее он перенял ряд конструктивных особенностей, а также традиционный материал - обожженный кирпич.

Для итальянской готики характерна композиция западного фасада, вписывающегося в треугольник. Миланский собор демонстрирует именно такую композицию. Кроме того, он интересен наглядным применением принципа триангуляции — способа пропорционирования плана и фасада. Сохранился рисунок математика Габриэле Сторналокко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения собора по трансепту и средокрестию.

Чертеж поперечного сечения Миланского собора по средокрестию. Г. Сторналокко. 1391 год.


Источник: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: 3 т. — Спб.: Азбука-классика, 2005.

Чертежей фасада, относящихся к времени начала строительства Миланского собора, до нас, к сожалению, не дошло. Однако о том, каким его видели первые архитекторы знаменитого храма, можно судить по гербу Фактории Миланского собора.

Герб Фактории Миланского собора. Музей Багатти Вальсекки, Милан. Рельеф эпохи Ренессанса.


Источник: Википедия

Во второй половине 1387 года, миланский герцог Джан Галеаццо Висконти решил взять строительство собора под личный контроль. Он стремился утвердить политический престиж своей синьории и хотел сделать Миланский дуомо неким символом своего правления, узнаваемым по всей Европе. По его задумке собор должен был походить на великие храмы, возвышавшиеся в самых влиятельных королевствах и княжествах по ту сторону Альп. Новый подход предполагал использование нового материала. Именно тогда в распоряжение Фактории Миланского собора (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano - организация, руководившая постройкой Миланского собора) перешли каменоломни Кандольи, где добывался мрамор.

Герб Фактории Миланского собора с изображением беломраморного фасада. Фрагмент кодекса Гаффуриани, 1490 г.

Источник: The Duomo of Milan. A Tale spanning 600 years.

Вопрос фасада, в момент начала строительства, впрочем, стоял не особенно остро. Во-первых, храмы традиционно строились начиная с алтарной части, так что до фасада дело должно было дойти не сразу. Во-вторых, было найдено прекрасное «временное решение». Дело в том, что Миланский собор строили не на пустом месте. До него на центральной площади Милана располагалось несколько церквей, которые решено было снести, чтобы расчистить место для нового грандиозного храма. Фасад одной из них, базилики Санта Мария Маджоре, должен был временно закрывать неф строящегося собора.

Спустя почти 300 лет, в конце XVII века, фасад базилики Санта Мария Маджоре все еще стоял на своем месте. За это время проект собора уже успел неоднократно поменяться. Сначала изменения были связаны с тем, что Фактория вынуждена была искать специалистов по готике за границей, в первую очередь в Центральной Европе. Они привносили свою работу свой прошлый опыт, и собор приобрел некоторые черты, характерные для рейнской и богемской готики. От этих стилей он перенял просторность внутреннего пространства и вычурное скульптурное оформление.

Кельнский собор. Рейнская готика.

Кутна Гора, катедраль Св. Барбори. Богемская готика.


Источник фото: Википедия.

Кардинальные изменения в проекте строительства собора произошли в середине XVI века. Они связаны с появлением в Милане архиепископа Карло Борромео (1565 г.) и его архитектора Пеллегрино Пеллегрини (1567 г.). Это было время начала контрреформации. Для архиепископа было важно подчеркнуть близость Миланской церкви к Риму и наглядно показать тесные связи с папским престолом. Это выразилось в переработке проекта собора в стиле римской церковной архитектуры и привнесении в него некоторых элементов стиля периода позднего Микеланжело.

Проект фасада Миланского собора, сделанный Пеллегрини, представлял двухуровневую конструкцию, отделанную гигантскими коринфскими колоннами и обелисками.

Работы по строительству этого фасада начались только в 1609 году, уже при кардинале Федерико Борромео - родственнике и единомышленнике Карло Борромео. К этому времени в его проект уже были внесены некоторые дополнения в соответствии в вошедшим тогда в моду стилем барокко. От обелисков на втором уровне отказались, зато центральный фрагмент с нишей стал гораздо крупнее.

Проект фасада Миланского собора с дополнениями Франческо Рекини и Алессандро Биснати.

Источник: Википедия.

Прервано строительство "Римского" фасада Миланского собора было в 1630-х гг. За почти четверть века были построены пять врат, фасад поднялся до уровня нижних окон.

Декор врат.

Остановка строительных работ была связана со смертью Фердерико Борромео и назначением на его место нового архиепископа - кардинала Чезаре Монти. Духовное и культурное влияние семейства Борромео ослабло. Кроме того, изменилась и политическая ситуация. Реформация больше не угрожала католической церкви в Италии. В следствие всех этих событий, было принято решение переработать фасад Миланского собора в готическом стиле, согласно изначальной концепции. В Факторию Миланского собора начали поступать новые проекты.

Проект фасада Миланского собора, Карло Буцци.


Источник: Википедия.

После длительных дискуссий, в 1653 году, среди множества проектов выбрали предложение Карло Буцци. В этот проект были интегрированы те элементы, что уже были построены в римском стиле.

В 1683 году фасад церкви Санта Мария Маджоре, все-таки пришлось снести. Деваться было некуда, и на его месте начали строить стену для нового фасада. Однако, несмотря на наличие вроде бы утвержденного проекта, споры по поводу его окончательного облика не утихали.

В итоге к середине XVIII века ситуация выглядела примерно следующим образом: совету Фактории все продолжают предлагать новые варианты, которые порождают бесконечные дискуссии...

Фасад крупнейшего собора Милана представляет собой не особенно эстетичную "техническую" стену, вид которой с годами не особо меняется...

Марк Антонио даль Ре. Миланский собор (гравюра из серии "Виды Милана", около 1745 года).

Для изготовления мозаичных икон применяется, как правило, смальта - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок, но можно взять и разноцветные квадратики из камня. Каждый материал имеет свои особенности. Камень не прозрачен и не светится изнутри как смальта. Смальта имеет ряд неоспоримых достоинств: это покрытие очень морозостойкое и жаропрочное, поэтому стеклянную мозаику можно применять на фасадах. Благодаря широкому выбору цветов из смальты можно создавать любые мозаичные композиции. Сегодня для изготовления мозаик чаще всего используют не чистую смальту (поскольку она весьма дорога), а ее сочетание со стеклом с добавлением авантюрина и стекла с сусальным золотом.

В современной практике используют технологию набора мозаичных композиций в условиях художественных мастерских на основу из полимерной сетки при помощи клеящих составов типа цементно-полимерного состава «керабонд» с добавлением дисперсии «изоластик», увеличивающей пластичность клея. Готовые мозаичные композиции наклеиваются на подготовленные поверхности клеящими составами.

Основанием под римскую мозаику служит известковый грунт, состоящий из гашеной извести (1 часть), мелкого кварцевого песка (2 части), сухого пигмента (до 20% массы песка).

Основанием флорентийской мозаики, состоящей из подобранных по рисунку пластин шлифованного мрамора, служат асбестоцементные плиты, к которым они приклеиваются клеем.

Окрасочные работы

Перед окраской фасадов должны быть покрыты все оконные сливы, пояски, сандрики и другие выступающие архитектурные детали, закончено устройство желобов и свесов кровли.

Материалы для окрашивания фасадов должны быть долговечными. Из современных лакокрасочных материалов для этой цели используют известковые, органосиликатные (ВН-30 ОСМ-5), кремнийорганические (КО-174) эмали, перхлорвиниловые фасадные краски (ХВ 161), фасадные краски на основе хлорсульфированного полиэтилена (ХП-71Ф), эмульсионные казеиновые краски. Воднодисперсионные краски применять не рекомендуется в связи с их низкой атмосферостойкостью. Не следует применять также алкидно-акриловые краски с органическими пигментами, так как происходит быстрое выгорание пигментов, а покрытия притягивают пыль и быстро загрязняются.

Традиционным является окрашивание кирпичных и оштукатуренных фасадов зданий храмов известковыми красками на основе маломагнезиальной извести с добавкой неорганических пигментов или силикатов. Покрытия на основе известковых красок декоративны, отличаются яркостью цвета. Применение магнезиальной и доломитовой извести заметно снижает срок службы таких покрытий. Чтобы продлить их службу, в краски вводят парафин, алюмокалиевые квасцы, гидрофобизирующие средства или проводят дополнительную обработку поверхности гидрофобизаторами. Гидрофобизацию окрашенных известковыми красками фасадов проводят с помощью алкилсиликонатов натрия (ГКЖ-10, ГКЖ-11), полиэтилгидридсилоксана (ГКЖ-94), силазанов (174-71 бывш. К 15/3).

Окрашивание проводят по кирпичу или прочному штукатурному слою после завершения фасадных работ. При наличии дефектов после очистки поверхность штукатурки перетирают известью (известковым тестом), смешанной с мелкодисперсным отмытым песком в соотношении 1:1,2. Грунтом под известковые краски служит известковый мыловар следующего состава, кг: известь-кипелка 1,2 - 2,0, олифа, мыло хозяйственное 0,15 - 0,2, вода не более 0,025 - 0,310 л.

Для увеличения адгезии в известковые краски, содержащие большие количества пигментов, можно вводить 35 - 40 г/л казеина.

При окраске фасадов перхлорвиниловыми красками поверхности, в случае необходимости, шпаклюются перхлорвиниловой шпаклевкой и огрунтовываются 5%-ным перхлорвиниловым лаком.

При окраске внутренних поверхностей поливинилацетатными составами поверхности следует подготовлять так же, как и под масляную окраску, с обязательной огрунтовкой перед покраской поливинилацетатной грунтовкой.

Силикатная многоступенчатая окрасочная система «Кайм-Фарбен» (Германия) предназначена для наружных и внутренних работ. Широкая палитра глубоких бархатистых цветов позволяет выполнять монументальные росписи на фасадах и в интерьерах храмов, напоминающие древние фрески. Окраска может вестись по цементной штукатурке, бетонному монолитному основанию и натуральному камню. Как система окраска может вестись с использованием «каймовских» штукатурок, грунтовок и шпаклевок, обеспечивающих высокое качество и долговечность.

Альфрейные отделки поверхностей, как правило, производятся по высококачественным малярным покрытиям. Отделка поверхностей с окраской отдельных участков - панелей, фризов, бордюров и т.п. - в различные цвета производится так, чтобы линии стыков окрашенных участков были декорированы филенками или багетами с соответствующим образом подобранным цветовым тоном, объединяющим участки с различными цветовыми тонами в одно гармоническое целое.

О монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы - кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы .


На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.


Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка - еще одна версия - реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. :-)
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.

Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.

Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны - затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.

В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.

На архивольте окна - фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.

Мраморные резные декоративные элементы - самая интересная часть декора.


Кусок подлинной древней плиты.

Над ней - интересный узор, напоминающий куфическую надпись.


Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.

Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.

По сторонам окна - карниз с орнаментом из кринов.


Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.


Большинство плит под окнами с таким узором.

на примере приходской церкви XVIII – XIX века

Фасад представляет собой фотомонтаж из отдельных фотографий, выполненных с дальних точек с минимальным ракурсом и скомпонованных в единый чертеж. Фасад и план даны в одном масштабе, на плане присутствует линейка размеров, что дает возможность представить реальные размеры здания и его деталей.

Для разработки выбран вполне традиционный приходской Храм XVIII – XIX веков - церковь Сергия в Рогожской слободе , в которой можно найти детали нескольких этапов развития русской архитектуры.

Здание представляет собой трехчастную композицию - колокольня, трапезная, храм с апсидой - состоящую из разновременных построек. Наиболее старая часть - трапезная с портиками на фасадах, сооружение эпохи зрелого московского классицизма (конец ХVIII века). Храм выполнен в стиле позднего ампира, кубический, массивный и торжественный (первая половина ХIХ века). Колокольня - в псевдоклассических формах (1864 г).

На плане видна структура здания с четкой осью «запад – восток», объединяющей сооружения в единый комплекс.

На фасаде и плане обозначены 60 терминов, и возможно, что этот список будет дополняться.

Необходимо отметить, что данная работа является только своеобразным «наглядным пособием» для и ни в коей мере не претендует на обследование самого здания.

Литература:

  1. Памятники архитектуры Москвы. Том 6. – М.: Искусство, 2000.
  2. История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
  3. Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. – М.: Искусство, 1995.
Фотографии и графические материалы выполнены автором летом 2010 г.

September 27th, 2013

Если взглянуть на беломраморный фасад Миланского собора свежим взглядом, он кажется произведением какого-то иного, фантастического мира, в котором архитектура развивалась по своим альтернативным законам. С первого взгляда, вроде бы, похоже на готику, но только вместо того, чтобы устремляться в высшие сферы, собор прочно стоит на земле. И белый мрамор напоминает скорее об античных святилищах, чем о средневековых храмах. Если же подойти поближе, то вместо субтильных, почти бесплотных готических скульптур можно рассмотреть вполне реалистичные изображения весьма полнокровных людей…

Однако же параллельные миры и альтернативные измерения здесь, разумеется, абсолютно не причем. Причина фантастического декора кроется в обычной земной (и еще более обычной итальянской) истории. А дело было так…

Когда в 1386 году начинали строить Миланский собор, его было решено построить в стиле Ломбардской готики. Этот стиль представлял особенный, итальянский, вариант готики, во многом основывающийся на достижениях романской архитектуры. От нее он перенял ряд конструктивных особенностей, а также традиционный материал - обожженный кирпич.

Для итальянской готики характерна композиция западного фасада, вписывающегося в треугольник. Миланский собор демонстрирует именно такую композицию. Кроме того, он интересен наглядным применением принципа триангуляции — способа пропорционирования плана и фасада. Сохранился рисунок математика Габриэле Сторналокко (1391), показывающий триангуляцию поперечного сечения собора по трансепту и средокрестию.

Чертеж поперечного сечения Миланского собора по средокрестию. Г. Сторналокко. 1391 год.


Источник: Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: 3 т. — Спб.: Азбука-классика, 2005.

Чертежей фасада, относящихся ко времени начала строительства Миланского собора, до нас, к сожалению, не дошло. Однако о том, каким его видели первые архитекторы знаменитого храма, можно судить по гербу Фактории Миланского собора.

Герб Фактории Миланского собора. Музей Багатти Вальсекки, Милан. Рельеф эпохи Ренессанса.


Источник: Википедия.

Во второй половине 1387 года, миланский герцог Джан Галеаццо Висконти решил взять строительство собора под личный контроль. Он стремился утвердить политический престиж своей синьории и хотел сделать Миланский дуомо неким символом своего правления, узнаваемым по всей Европе. По его задумке собор должен был походить на великие храмы, возвышавшиеся в самых влиятельных королевствах и княжествах по ту сторону Альп. Новый подход предполагал использование нового материала. Именно тогда в распоряжение Фактории Миланского собора (Veneranda Fabbrica del Duomo di Milano - организация, руководившая постройкой Миланского собора) перешли каменоломни Кандольи, где добывался мрамор.

Герб Фактории Миланского собора с изображением беломраморного фасада. Фрагмент кодекса Гаффуриани, 1490 г.

Источник: The Duomo of Milan. A Tale spanning 600 years.

Вопрос фасада, в момент начала строительства, впрочем, стоял не особенно остро. Во-первых, храмы традиционно строились начиная с алтарной части, так что до фасада дело должно было дойти не сразу. Во-вторых, было найдено прекрасное «временное решение». Дело в том, что Миланский собор строили не на пустом месте. До него на центральной площади Милана располагалось несколько церквей, которые решено было снести, чтобы расчистить место для нового грандиозного храма. Фасад одной из них, базилики Санта Мария Маджоре, должен был временно закрывать неф строящегося собора.

Спустя почти 300 лет, в конце XVII века, фасад базилики Санта Мария Маджоре все еще стоял на своем месте. За это время проект собора уже успел неоднократно поменяться. Сначала изменения были связаны с тем, что Фактория вынуждена была искать специалистов по готике за границей, в первую очередь в Центральной Европе. Они привносили свою работу свой прошлый опыт, и собор приобрел некоторые черты, характерные для рейнской и богемской готики. От этих стилей он перенял просторность внутреннего пространства и вычурное скульптурное оформление.

Кельнский собор. Рейнская готика.

Кутна Гора, катедраль Св. Барбори. Богемская готика.


Источник фото: Википедия.

Кардинальные изменения в проекте строительства собора произошли в середине XVI века. Они связаны с появлением в Милане архиепископа Карло Борромео (1565 г.) и его архитектора Пеллегрино Пеллегрини (1567 г.). Это было время начала контрреформации. Для архиепископа было важно подчеркнуть близость Миланской церкви к Риму и наглядно показать тесные связи с папским престолом. Это выразилось в переработке проекта собора в стиле римской церковной архитектуры и привнесении в него некоторых элементов стиля периода позднего Микеланжело.

Проект фасада Миланского собора, сделанный Пеллегрини, представлял двухуровневую конструкцию, отделанную гигантскими коринфскими колоннами и обелисками.

Работы по строительству этого фасада начались только в 1609 году, уже при кардинале Федерико Борромео - родственнике и единомышленнике Карло Борромео. К этому времени в его проект уже были внесены некоторые дополнения в соответствии в вошедшим тогда в моду стилем барокко. От обелисков на втором уровне отказались, зато центральный фрагмент с нишей стал гораздо крупнее.

Проект фасада Миланского собора с дополнениями Франческо Рекини и Алессандро Биснати.

Источник: Википедия.

Прервано строительство "Римского" фасада Миланского собора было в 1630-х гг. За почти четверть века были построены пять врат, фасад поднялся до уровня нижних окон.

Декор врат.

Остановка строительных работ была связана со смертью Фердерико Борромео и назначением на его место нового архиепископа - кардинала Чезаре Монти. Духовное и культурное влияние семейства Борромео ослабло. Кроме того, изменилась и политическая ситуация. Реформация больше не угрожала католической церкви в Италии. В следствие всех этих событий, было принято решение переработать фасад Миланского собора в готическом стиле, согласно изначальной концепции. В Факторию Миланского собора начали поступать новые проекты.

Проект фасада Миланского собора, Карло Буцци.


Источник: Википедия.

После длительных дискуссий, в 1653 году, среди множества проектов выбрали предложение Карло Буцци. В этот проект были интегрированы те элементы, что уже были построены в римском стиле.

В 1683 году фасад церкви Санта Мария Маджоре, все-таки пришлось снести. Деваться было некуда, и на его месте начали строить стену для нового фасада. Однако, несмотря на наличие вроде бы утвержденного проекта, споры по поводу его окончательного облика не утихали.

В итоге к середине XVIII века ситуация выглядела примерно следующим образом: совету Фактории все продолжают предлагать новые варианты, которые порождают бесконечные дискуссии...

Фасад крупнейшего собора Милана представляет собой не особенно эстетичную "техническую" стену, вид которой с годами не особо меняется...

Марк Антонио даль Ре. Миланский собор (гравюра из серии "Виды Милана", около 1745 года).